Законы в психологии

Алексей Стрельцов*

Вашему вниманию предлагается перевод серии статей, напечатанных журналом RESEARCH/DEVELOPMENT c января 1976 по декабрь 1977 года, успех которых и побудил неизвестного автора спустя несколько лет опубликовать свои идеи в виде книги «Закон Патта и Успешный технократ. Как преуспеть в информационный век». Эта книга в свое время наделала немало шума, во многом благодаря анонимности автора. Тайна сохраняется до сих пор, но технарям книжка пришлась по душе не из­за этого.

Это классика. Вначале читаешь ее ради смеха, но постепенно осознаешь, что все — правда. Первое издание изменило мою жизнь. Я одолжил экземпляр книги подчиненному в IBM, и он вернул ее, только когда стал моим боссом.

Дейв Томпсон, PhD, член Национальной технической академии и Института инженеров по электротехнике и электронике

Юмор Патта, порой острый, порой непредсказуемый, всегда бьет точно в цель. Его книга напомнит читателям их собственный опыт и жизненные уроки, которые они хотели бы получить в начале карьеры.

Эрик Герц, бывший директор Института инженеров по электротехнике и электронике

Тем, кто считает «техническое руководство» оксюмороном, нужно прочитать эту книгу, — тогда они все поймут.

Норман Августин, автор законов Августина

Патт считал, что «работники, понимающие, как работает система, могут в ней подняться» и со своей стороны постарался помочь им в этом. «За годы изучения социологии организаций, имеющих отношение к современной технике, я убедился, что такие организации существенно отличаются от существующих в других областях. Таким образом, превосходная «П­литература», написанная Паркинсоном, Питером и Поттером, так честно описывающая большинство общественных иерархий, будучи примененной к технической сфере, оказывается неподходящей, и вводит в заблуждение.

Например, принцип Питера гласит: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». Мы все знакомы с проявлениями этого принципа в типичных иерархиях, не связанных со сложной техникой. По зрелому рассуждению, принцип Питера кажется очевидным.

Остается лишь удивляться, почему его не открыли раньше. Следствие из него: «Со временем каждая должность будет замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей». Это объясняет, почему в больших организациях подчас умудряются плохо справляться с простой работой.

Избежать достижения своего уровня некомпетентности в иерархии практически невозможно. Как только поступает предложение о повышении, в дело вступают самолюбие и общественное давление, вынуждая принять его. Несчастный инженер, отказываясь от поста вице­президента компании, потому что предпочитает работать простым инженером, может столкнуться с проблемами: как объяснить это семье и как жена объяснит родителям или друзьям отсутствие честолюбия у супруга? Он может отклонить первое предложение о повышении, но едва ли откажется от следующего. Так начинается неизбежный подъем до уровня своей некомпетентности.

Единственный приемлемый способ избежать этого по Питеру — созидательная некомпетентность. Этого можно достичь, развивая в себе некомпетентность в какой­либо сфере, не влияющей на производительность, но гарантирующей, что новых предложений о повышении не последует. Это весьма необычная тактика для людей в большинстве иерархий.

Между тем, ее нетрудно встретить. Созидательная некомпетентность является скорее правилом, нежели исключением в научно­технических иерархиях. Возьмем, к примеру, случай с мистером Низом, проработавшим несколько лет в конструкторской лаборатории крупной электротехнической компании. Он узнал, что его начальника собираются повысить и что наиболее вероятным кандидатом на освобождающуюся должность является он сам.

На следующий день он снял рубашку на рабочем месте и продолжал работать в майке, громко жалуясь на жару. Когда его начальника повысили, этот пост занял другой сотрудник. Мистер Низ вскоре снова стал носить рубашку в лаборатории, за исключением редких случаев, когда намечалось повышение.

Есть еще случай с д­ром Шварцем, чье исключительное знание физико­химической литературы сделало его ценнейшим сотрудником центральной научно­исследовательской лаборатории одной крупной компании. Он помнил сотни работ в этой области, и еще тысяч десять хранилось в его картотеке на работе. Стоило задать ему любой вопрос из этой обширной научной области, и за несколько минут вы получали больше информации, чем если бы неделями рылись в библиотеке.

Шварца планировали сделать начальником химической группы, пока не выяснилась пара его особенностей: он регулярно ставил не на свое место карточку учета рабочего времени и неделями забывал забрать зарплату, что создавало трудности в работе бухгалтерии, поскольку там не могли закрыть платежную ведомость в конце месяца. Такие качества были неприемлемыми для руководящего работника, и д­р Шварц долгие годы продолжал заниматься собственными исследованиями и вести правильно организованную картотеку химической литературы в помощь себе и другим химикам лаборатории.

Возможно, самый известный пример созидательной некомпетентности — Альберт Эйнштейн, выдающийся физик XX века. В то время, когда длинные волосы у мужчин смотрелись непривычно, у него на голове была целая копна (и шутил, что «известен лишь своими пышными волосами». — А. С.). Он обычно носил рубашку без галстука, старый свитер и мешковатые брюки и никогда не носил носки с обувью. Так ему удалось избежать управленческой работы, и всю жизнь работать на должностях, позволявших сосредоточиться на теоретической физике.

Подобные примеры созидательной некомпетентности в науке и технике столь многочисленны, что многие должности низкого уровня остаются занятыми людьми, которые никогда не достигают своего уровня некомпетентности. Многие из них получают удовольствие от технической работы, и им было бы скучно и неинтересно взвалить на себя административные обязанности.

Однако успешных технократов не встретишь среди работяг, наделенных ограниченным видением и честолюбием. Их найдешь среди тех, кто стремится к величию посредством должности в технической иерархии. И большое количество людей, предпочитающих оставаться внизу, предаваясь созидательной некомпетентности, облегчают им путь наверх.

Если бы большое количество людей, предающихся созидательной некомпетентности, было бы единственным отклонением от нормы в технических иерархиях, можно было заключить, что люди, стремящиеся к высокому положению, будут повышены до своих уровней некомпетентности, как и в любой другой системе. Однако имеет место еще одно отклонение от нормы, с более интересными последствиями, а именно: часто не представляется возможным определить, является ли человек компетентным или некомпетентным для занятия данной должности. Иными словами, отсутствует приемлемый критерий для оценки компетентности управленцев­технарей.

Возьмем, например, руководителя небольшой группы химиков. Он просит подчиненных разработать серию невыцветающих красителей на основе сложных органических соединений, которые они когда­то изучали. Прошло полтора года, но сотрудники почти не продвинулись, зато обнаружили новое вещество, весьма эффективное как репеллент.

Следует ли сделать выговор руководителю за то, что ему не удалось достичь поставленной цели, или же похвалить за находку чего­то полезного в новой химической системе? Являлись ли эти полтора года долгим или кратким сроком для выполнения задания? Человеку, не работавшему в области химии, невозможно определить, свидетельствуют ли полученные результаты о компетентности или некомпетентности.

Когда в мае 1973 года первая американская космическая лаборатория («Скайлэб». — А. С.) вышла на орбиту, она лишилась противометеоритного экрана, выполнявшего функции тепловой защиты, а заодно и одной из четырех панелей солнечных батарей. Еще одна не раскрылась. Над миссией замаячила угроза провала. Следовало ли уводить руководителя проекта за то, что ему не удалось предотвратить возникшую проблему? или объявить благодарность за то, что ему удалось создать импровизированный зонтик (проект «Зонт». — А. С.), чтобы защитить лабораторию от солнечных лучей, и за то, что астронавты во время выхода в открытый космос смогли развернуть третью панель?

В сложных научно­исследовательских и опытно­конструкторских проектах успех или неудача в значительной степени определяются на этапе постановки целей и задач и прежде, чем назначают руководителя. Хотя трудолюбивый и прилежный управленец может повысить вероятность успеха, на успех проекта в большей мере влияют неизвестные технические факторы, существовавшие ранее, над которыми он не властен. Успех или неудачу проекта, следовательно, нельзя использовать в качестве единственного или даже основного способа оценки компетенции руководителя.

В отсутствие точного критерия определения компетентности управленцев­технарей невозможно определить, когда человек достиг уровня некомпетентности. Таким образом, умного и честолюбивого человека могут повышать с одного уровня некомпетентности до другого. В конечном счете, он будет некомпетентно выполнять свои обязанности на высшем уровне в иерархии, так же, как и на всех нижерасположенных уровнях.

Отсутствие точного критерия в сочетании с нередким использованием в технических иерархиях созидательной некомпетентности приводит к компетентностной инверсии, когда самые компетентные люди остаются внизу, в то время как люди с более скромными способностями поднимаются наверх.

Так Патт приходит к закону, который в нематематическом виде звучит так: «Технологический процесс находится во власти двух типов людей: тех, которые понимают то, чем они не руководят, и тех, которые руководят тем, чего не понимают» (в отсутствие предыдущего объяснения можно было бы предположить, что здесь имеет место аналог явления, действующего в квантовой физике, — управление влияет на понимание. — А. С.). Далее он замечает, что «большинство людей в технической сфере мало что понимают и мало чем управляют». Но автор не видит в этом исключения (частичная некомпетентность рядовых сотрудников и низшего звена руководства. — А. С.). Далее он указывает, что «хотя это не утверждалось в основном законе, ясно, что успех каждого технократа зависит от умения извлекать пользу из знания закона Патта».
* * *
Патт выделяет еще одно отклонение от нормы в технических иерархиях, противоречащее общему установленному порядку: чтобы продвинуться, нужно раскачивать лодку. В других иерархиях такое поведение считается социально неприемлемым и уж точно не ведет к повышению.

На самом деле все просто: стремительный прогресс техники всегда сопровождается некой неопределенностью — если нет кризисов, значит, поставленные цели недостаточно смелые, а ни один технолог не может себе этого позволить, если намеревается продвинуться.

«Из этих наблюдений в соответствии с логикой следует первый закон кризисов, который можно сформулировать следующим образом: «Технологические иерархии пугает совершенство».

Поэтому честолюбивый технолог должен избегать совершенства. «Это предупреждение не нужно большинству людей, которым не достичь совершенства, даже если очень постараются». Возьмем, например, случай мистера Достовера, чья избыточная компетентность привела к тому, что он долгие годы проработал без пользы для себя в самом низу
иерархии.

Его приняли на работу в конструкторскую лабораторию компании «Предел» вскоре после того, как он защитил диссертацию по электротехнике. В этом человеке сочеталась основательная научная подготовка с профессиональным чутьем и упорным неприятием любого результата своей деятельности, отличающегося от совершенства. Стоило ему дать задание — и считайте его выполненным.

Через год ему поручили отвечать за доведение технических новинок лаборатории до производственного отдела. Как всегда, результаты его работы были блестящими. Когда обнаруживались какие­либо проблемы, он лично решал их, просиживая сутки напролет, пока работа не была закончена. Иногда Достоверу приходилось иметь дело со сложными «политическими» вопросами, возникавшими из­за нежелания производственного отдела принимать работу, выполненную в конструкторской лаборатории. Однако ему удавалось решать их прежде, чем они становились достоянием компании. За несколько месяцев он проделал объем работы, который бы в обычной ситуации занял бы несколько лет и потребовал бы участия высокопоставленного руководства. Несмотря на отличный результат, Достовер не получил повышения. Его получил менее способный сослуживец, у которого периодически возникали трудности при работе над проектами. Иногда для их решения необходимо было привлечь должностных лиц. В результате в компании все знали его как человека, работающего с трудными заданиями. К тому же он был уравновешен и обладал представительной внешностью. Повысить его было логично.

Достовера же, напротив, никто не знал, за исключением его собственного начальника, да и тот был не в курсе тех трудностей, которые тому пришлось преодолеть. Вышеупомянутый сослуживец со временем достиг высоких постов в компании. А Достовер, несколько лет проработавший простым инженером, ушел из компании недовольный. Но его стремление к совершенству, проявившееся в годы работы в «Пределе», преследовало его и далее: у него всегда была столь высокая производительность, что этого никто не замечал.

Космо Джей Дрейпера наняли директором НИОКР в маленькую компанию, номенклатура изделий которой устаревала. За год ему удалось сколотить команду творческих людей, которые исправили дело и постарались обеспечить технологическое лидерство компании в своей отрасли. Впоследствии Дрейпер смог организовать научную работу, распространив ее на все сферы деятельности компании. Ему также удалось наладить взаимодействие с промышленными отделениями, так что инновационные продукты без проблем попадали из его подразделения в производственный отдел.

Топ­менеджерам больше не нужно было заниматься техническими вопросами, и большую часть времени они стали уделять маркетингу и финансам. Со временем память о кризисе, заставившем их нанять Дрейпера, постепенно изгладилась. Наконец, из соображений экономии, Дрейпера отправили на пенсию, а четырех старших технологов и ряд сотрудников уволили. Остальных перевели к производственникам. На следующем собрании акционеров председатель с довольным видом сообщил о мерах экономии, позволивших несколько увеличить доходы. Дрейпер отсутствовал.

Рекомендация: Любой руководитель, достаточно компетентный для того, чтобы избежать кризисных явлений, тем не менее должен время от вре6мени привносить их в свою деятельность, что обеспечит его выживание и рост в технической иерархии.

Но какова мера некомпетентности или кризисных явлений? Второй закон кризисов гласит: «Повышение наиболее вероятно тогда, когда уровень кризисных явлений немного не дотягивает до того, за которым следует увольнение».

Но что делать тем, чья некомпетентность превышает желаемый уровень? Может ли такой человек преуспеть? Патт успокаивает: надежда остается даже для воистину некомпетентных.

Как гласит закон неудач, в технической сфере пугаются неудач, но вознаграждаются провалы.

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 23 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ В ПЕЧАТНОМ НОМЕРЕ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ ПО ЭЛ ПОЧТЕ В ФОРМАТЕ PDF — tp@top-personal.ru

Управление персоналом 23, декабрь 2012 г.

Весьма распространенные среди людей и надежные во времени закономерности психической жизни. Биогенетический закон Предложен Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которому в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение («рекапитуляция») признаков, свойственных их биологическим предкам, то есть онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Закон Блоха Субъективная яркость короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки. Закон Бугера-Вебера Закон психофизики, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Э. Вебер проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине. Закон Дондерса Закон суммативности психического (познавательного) процесса. Закон Йоста При равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Закон Пипера Порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус. Закон Рибо Разрушение памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность: сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности, происходит утрата чувствований и привычек. распадается инстинктивная память. В случае восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке. Закон Рикко Характеристики порогового раздражителя, такие как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. Закон Стивенса Между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, по Фехнеру, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n (Y — субъективная величина, ощущение, S — стимул, n — показатель степени функции, k — константа, зависящая от единицы измерения). При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара — 3,5. Закон Тальбота Видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока. Закон Фехнера Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Закон Хика Время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Формула В.Э. Хика: ВР = а*log(n+1) (ВР — среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n — число равновероятных альтернативных сигналов; а — коэффициент пропорциональности). Закон Эбнея Эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового цвета. Закон Эммерта Видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10-15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме. Закон осознания Клапареда Отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Законы Йеркса — Додсона Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и человека и качество выполняемой им деятельности. 1-й закон: соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. 2-й закон: при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Законы аддитивного смешения цветов Для каждого цвета существует другой единственный цвет («дополнительный»), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. Теорема Томаса Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям. Феномен Ауберта Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Феномен Ауберта-Ферстера Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Феномен Ауберта-Фляйшля Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта. Эффект Зейгарник Закономерность, в силу которой лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием. Эффект Монте-Карло Склонность связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают. Эффект Раншбурга Частный случай интерференции запоминаемого материала, характеризующийся затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала. Эффект Рингельмана Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Эффект эгоцентризма Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.

См. также

Общая психология

  • Высшая нервная деятельность
  • Высшие психические функции
  • Деятельность
  • Жизнь
  • Знания, умения, навыки, привычки
  • Индивидуальные различия
  • Культурно-историческая концепция
  • Личность
  • Материальное и идеальное
  • Методологические основы изучения человека
  • … и другое

Психология

  • Ветви психологии
  • Задачи современной психологии
  • История психологии
  • Классификация методов современной психологии
  • Методы психологии
  • Понятие психологии
  • Список психологов

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

Детерминанты психического здоровья

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.

Укрепление и защита психического здоровья

Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья. Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах. Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы «Сообщества, которые заботятся», комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.

Уход и лечение в области психического здоровья

В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств. Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития. К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:

  • лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
  • лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
  • налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ. В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне.

Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ. Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана. Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.

Торндайк демонстрировал в исследовании те важнейшие операции в научении, которые описаны как постепенное усиление некоторых стимульно-реактивных связей, завязывавшихся поначалу чисто случайным образом, и в итоге обнаруживающихся успешными.

Первый психологический эксперимент он решил провести с детьми. Человек загадывал какое-либо слово и старался мысленно его представить. Дети должны были постараться угадать задуманное, тогда они получали конфеты. Этот опыт отражал психологические веяния того времени. Взаимосвязь мысли и слова уже признавалась всеми. Торндайк предположил, что, когда человек думает о чем-либо или произносит какое-либо слово «про себя», мышцы его речевого аппарата неосознанно производят едва видимые движения, которые, как правило, остаются незамеченными окружающими. Торндайк использовал конфеты в качестве поощрительного стимула к повышению чувствительности с целью уловления микродвижений и угадывания мысли. В течение эксперимента предполагалось также, что такая чувствительность будет возрастать. Администрация университета запретила его опыты, и работа осталась незавершенной. Однако эти первые экспериментаторские попытки в основном определили направление дальнейших исследований Торндайка. В своих опытах он стал использовать животных. Сначала это были цыплята, затем кошки и собаки, а также обезьяны. Всем опытам были присущи три основных момента:

1) исключалось обращение к разуму;

2) исследовалась расположенность подопытного животного к научению;

3) использовался положительный фактор подкрепления в качестве поощрения.

Суть опытов Торндайка заключалась в следующем: животных помещали в специальный аппарат, снабженный различными приспособлениями. Снаружи раскладывалась подкормка таким образом, чтобы испытуемое животное знало о ее присутствии. Выйти и получить желаемый кусок оно могло только в том случае, если приведет в действие определенное устройство. Торндайк тщательно наблюдал за движениями животного и отмечал время от начала эксперимента до того момента, когда животное освобождалось. Дав насытиться, животное снова возвращали в аппарат, и эксперимент продолжался. Опыты показали, что, попадая в неволю, животное всегда стремится освободиться, испытывая неудовольствие сложившимся положением. В своих отчаянных попытках выбраться на свободу оно случайно производит действие, предоставляющее выход. Это движение относится к его врожденным реакциям. При неоднократном повторении опыта поведение животного изменяется количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается и сводится к нулю, действия же, приводящие к успеху, становятся все более точными. Все это способствовало тому, что со временем животное высвобождалось быстрее. Результаты экспериментов и собственные выводы Эдвард Торндайк подробно изложил в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898). Отправной точкой в описании исследования реакционных движений животных стал принцип проб, ошибок и случайного успеха, в результате которого животное приобретает разные формы поведения на всех уровнях своего развития. Всякое действие является реакцией на ситуацию, а не на какой-либо внешний импульс. Таким образом, Торндайк делает вывод, что поведение любого живого существа определяется тремя составляющими:

1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума,

2) реакцией или внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия;

3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией.

В своих опытах Торндайк показал, что интеллект, как таковой, и его активность могут быть изучаемы и без обращения к разуму. Акцент с установления внутренних связей переносился им на установление связей между внешней ситуацией и движениями, что внесло новые веяния в ассоциативную психологию. Механический детерминизм Торндайк в своей теории соединил с биологическим, а потом и с биопсихическим, существенно расширив область психологии, ранее ограниченную пределами сознания.

На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения:

1. «Закон упражнения» гласит, что повторение определённого акта способствует научению и облегчает его выполнение в дальнейшем.

В более поздних работах он провёл эксперимент. В эксперименте испытуемому требовалось нарисовать линию в 4 дюйма с закрытыми глазами три тысячи раз. Результат, который получил Торндайк, привел его к выводу, что повторение одних и тех же действий почти не учат человека и мало влияют на психику.

2. «Закон готовности» (или установки): предварительная готовность к акту (в простейшем случае, стимул-реакция), повышает удовлетворение от его выполнения».

Закон готовности, в своем существе подтверждает факт существования и присутствия в информационных потребностях познавательной функции научения. Торндайк попытался сформулировать свою идею в квазиневрологических терминах, сообщив гипотезу о том, что нервная система должна настроиться или оказаться готовой для оперативного управления определенными связями.

В отечественной психологии термин используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.

3. «Закон ассоциативного сдвига»: при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию.

4. «Закон эффекта» заключается в том, что действие, совершаемое с удовольствием, усиливает связь между стимулом и реакцией, а неудовольствие — ослабляет.

Этот закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности). Закон эффекта говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма. Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.

5. «Закон использования»: акты или ассоциации, которые используются (упражняются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не используются.

6. «Закон частоты»: при прочих равных условиях, чем чаще акт повторяется, тем более быстро происходит научение этому акту.

Следует отметить, что «научение» Торндайк характеризует как: связь между стимулом и реакцией, сила которого оценивается вероятностью возникновения реакции на стимул.

Первая работа Торндайка «Ум животных» (1898) стала важным открытием на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Также он известен, как создатель «закона упражнения», «закона эффекта», «закона готовности», «закона использования» и «закона частоты».

Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха».

Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.

Заключение

Э.Л. Торндайк — один из виднейших психологов-эксперименталистов современности. Он является, по всей вероятности, основоположником психологии поведения, так называемого американского бихевиоризма, и объективной психологии вообще. И.П. Павлов в предисловии к «20-летнему опыту изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» как имя первого из создателей новой психологии. Там говорится: «Должен признать, что честь первого по времени вступления на новый путь должна быть предоставлена Э.Л. Торндайку, который на 2-3 года предупредил наши опыты, и книга которого должна быть признана классической как по своему взгляду на всю предстоящую грандиозную задачу, так и по точности полученных результатов». Это одно уже указывает на то, что теоретическая позиция Торндайка совершенно совпадает с исходными точками складывающихся на наших глазах новых психологических систем.

Э. Торндайк очень верно говорит об односторонности школы, которая воспитывает только одну способность — умение оперировать представлениями; сам учитель, человек этого типа мышления, по его мнению, еще далеко не все для школы. Он считает, что ученик сам воспитывает себя. В конечном итоге воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель; важно не то, что мы даем, а то, что мы получаем; только через свою самостоятельность ученики изменяются.

Работы Торндайка внесли большой вклад в современную психологию. Изучив поведение животных, Торндайк пришел к выводу, что решение проблемы достигается путем «проб и ошибок», который истолковывался как «слепой отбор» движений, произведенных наугад, пока после перебора множества вариантов находится один, который обеспечивает достижение желаемого результата. Впоследствии этот вывод был перенесен и на характеристику учения о человеке.

Список литературы

1.Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. Москва, 1998

2.Торндаик Э. Процесс учения у человека. — Москва, 1935.

3. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — Москва, 1969.

4.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Гардарики, 2007 г.

5.Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998.

, психолог, профессор (1928 г.). Окончил юридический факультет Московского университета (1917 г.) и одновременно историко-филологический факультет Народного университета А. Л. Шанявского. В 1918-1924 гг. работал в Гомеле. С 1924 г. в психологических научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии МГУ, Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, педагогический факультет 2-го МГУ, Экспериментальный дефектологический институт и др.); работал также в Ленинградском государственном педагогическом институте и Украинском психоневрологическом институте в Харькове.

Научную деятельность начал с изучения психологии искусства — исследовал психологические закономерности восприятия литературных произведений («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1916 г.; «Психология искусства», 1925 г., опубликовано в 1965 г.). Изучил теорию рефлексологического и психологического исследования (статьи 1925-1926 гг.), а также проблемы психологии воспитания («Педагогическая психология. Краткий курс», 1926 г.). Дал глубокий критический анализ мировой психологии 1920-1930-х гг., сыгравший важную роль в развитии советской психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927 г., опубликовано 1982 г.; см. также предисловия Выготского к русскому переводу трудов В. Кёлера, К. Коффки, К. Бюлера, Ж. Пиаже, Э. Торндайка, А. Гезелла и др.).

Создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» (Собрание сочинений, т. 3, М., 1983, с. 145-146). Главные положения этой теории: 1) основа психического развития человека — качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности; 2) всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание; 3) исходная форма жизнедеятельности — её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане; 4) психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности; 5) существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам; 6) важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

Применительно к психическому развитию человека Выготский сформулировал общий генетический закон: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая… Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (там же, с. 145).

Таким образом, согласно Выготскому, детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребёнка, а вне его — в ситуации социального взаимодействия ребёнка с др. людьми (прежде всего со взрослыми). В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психических процессов. Когда такие структуры сформированы, можно говорить о наличии у человека соответствующих осознанных и произвольных психических функций, самого сознания.

Содержание сознания человека, возникающее в процессе интериоризации его социальной (внешней) деятельности, всегда имеет знаковую форму. Осознать что-либо — значит приписать объекту значение, обозначить его знаком (например, словом). Благодаря сознанию мир предстаёт перед человеком в знаковой форме, которую Выготский называл своеобразным «психологическим орудием». «Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделён от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством» (там же, с. 146). Кроме того, знак — это средство связи между людьми: «Всякий знак, если взять его реальное происхождение, есть средство связи, и мы могли бы сказать шире — средство связи известных психических функций социального характера. Перенесённый на себя, он является тем же средством соединения функций в самом себе» (там же, т. 1, с. 116).

Взгляды Выготского имели важное значение для психологии и педагогики воспитания и обучения. Выготский обосновал идеи активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. Выготский при этом постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду. «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником… Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (Педагогическая психология. Краткий курс, М., 1926, с. 57-58). Главная психологическая цель воспитания и обучения — целенаправленная и преднамеренная выработка у детей новых форм их поведения, деятельности, т.е. планомерная организация их развития (см. там же, с. 9, 55, 57). Выготский разработал понятие о зоне ближайшего развития. В представлении Выготского — «правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными. Обучение есть… внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека» (Избранные психологические исследования, М., 1956, с. 450).

Анализируя этапы психического развития, Выготский сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических » возрастов с учётом характерных для каждого возраста психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления — от синкретического через комплексное, через мышление псевдопонятиями к формированию истинных понятий. Выготский высоко оценивал роль игры в психическом развитии детей и особенно в развитии у них творческого воображения. В полемике с Ж. Пиаже о природе и функции речи методологически, теоретически и экспериментально показал, что речь социальна и по происхождению, и по функции.

Выготский внёс крупный вклад во многие отрасли психологической науки. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта не за счёт тренировки элементарных, непосредственно поражённых функций, а за счёт развития высших психических функций («Основные проблемы современной дефектологии», 1929 г.). Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга, положившее начало современной нейропсихологии («Психология и учение о локализации психических функций», 1934 г.). Изучал проблемы связи аффекта и интеллекта («Учение об эмоциях», 1934 г., частично опубликовано в 1968 г., полностью в 1984 г.), проблемы исторического развития поведения и сознания («Этюды по истории поведения», 1930 г., совместно с А. Р. Лурия).

Некоторые исследования Выготского, психологические по сути, были выполнены с привлечением в духе времени педологичической терминологии (например, «Педология подростка», 1929-1931 гг.). Это обусловило в середине 30-х гг. резкую критику идей Выготского, продиктованную главным образом вненаучными причинами, поскольку реальных оснований для такой критики не было. На долгие годы теория Выготского была исключена из арсенала советской психологической мысли. С середины 50-х гг. оценка научного творчества Выготского освобождена от конъюнктурной предвзятости.

В.В. Давыдов