Стоимость турпродукта

Формирование турпродукта представляет собой достаточно сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий:

  • проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды турпродукта;

  • определение видов, форм и элементов турпродукта, периодичности его предоставления;

  • анализ реальных затрат на разработку и реализацию предлагаемого к продаже турпродукта;

  • оценка экономической эффективности и целесообразности разработки турпродукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.

Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:

1. потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб;

2. продукты конкурентов;

3. персонал фирмы, находящийся в повседневном контакте с клиентами;

4. статистика поездок русских туристов за рубеж, которая показывает самые популярные на сегодняшний день направления.

Вторым этапом разработки турпродукта является отбор идей. Отбор идей – это обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора – найти хорошие идеи и как можно быстрей избавиться от плохих.

После того как центральная идея определена и одобрена, наступает этап разработки концепции турпродукта и его проверки. Следует различать идею продукта и его замысел. Идея продукта представляет собой общее представление о возможном продукте, который фирма могла бы предложить рынку. Замысел продукта – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (потребительскими свойствами турпродукта). Потребительские свойства турпродукта определяются полезностью и функциональностью входящих в него товаров и услуг, их надежностью и способностью удовлетворить потребности покупателя.

Для того чтобы разработать маркетинговую стратегию следует провести подробный анализ целевого рынка, планирование позиции турпродукта, объема сбыта, доли рынка и целевой прибыли. После этого можно приступать к анализу маркетинговых возможностей. Они анализируются по трем основным критериям:

1. анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой

2. анализ возможностей туристского предприятия

3. соотношение имеющихся перспектив с целями предприятия

Если анализ всех указанных основных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке турпродукта. Фирма определяет содержание своего продукта, куда входит: страна путешествия, вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут следования, классность услуг. При разработке турпродукта необходимо уметь правильно скомпоновать предложение.

Разработанный турпродукт подлежит экономической оценке и целесообразности внедрения его на рынок. Фактически данный этап предполагает разработку бизнес-плана по выведению продукта на рынок. Необходимо провести технико-экономическое обоснование тура: оценить реальные затраты на разработку и реализацию, определить общую стоимость, норму прибыли, верхние и нижние границы прибыли, разработать стратегию и тактику ценообразования.

Новый разработанный тур не сразу становится продуктом для про­дажи. Предварительно необходимо его экспериментальное внедрение. Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной про­верки — апробации туристских продуктов являются рекламные и обучающие туры, пробные продажи.

Рекламные туры предназначены для информирования целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстра­ция его потребительских свойств, достоинств и конкурентных пре­имуществ. Обычно рекламные туры проводятся для представителей средств массовой информации, авторитетных для целевых групп по­требителей людей, а также турагентств, которые впоследствии будут осуществлять продажу данного продукта.

Стади-туры или инфо-туры (обучающие туры) — это поезд­ки, организуемые туроператором, направленные на формирование представления о характеристиках нового туристского продукта у со­трудников отдела продаж самого туристского предприятия и пред­ставителей турагентств. Основная цель инфо-туров — популяризация маршрута и рост объема продаж в данном направлении посредством:

1. ознакомления со всеми элементами туристского продукта (разме­щение, питание, экскурсионное обслуживание)

2. изучения технологии оказания тех или иных услуг их производи­телями демонстрации преимуществ сотрудничества с туроператором — организатором инфо-тура.

Пробные продажи проводятся для относительно небольших групп туристов (как правило, постоянных клиентов предприятия) до нача­ла сезона массовых продаж. В данном случае новый продукт получает реальную оценку потребителей, что позволяет внести необходимые коррективы как в перечень услуг, так и в процесс их предоставления.

Таким образом, этап испытания продукта в рыночных условиях позволяет на практике проверить качество туристского продукта, по­требность в нем, доступность, цены. В случае положительных результатов рыночного испытания ту­ристское предприятие принимает окончательное решение о выведе­нии туристского продукта на рынок.

Пробный маркетинг дает руководству компании необходимую ин­формацию для принятия окончательного решения: выпускать или не выпускать новый продукт. Реализация тура — это сложная система операций, включающая заключение договоров с поставщиками услуг и товаров, подготовку путевок и договоров, информационное обеспечение тура, бронирова­ние и обеспечение туристов проездными билетами, оформление стра­ховки, подготовку кадров для тура, собственно организация тура.

При организации планируемого тура, прежде всего, необходимо определить способ организации туристского продукта. Выбор способа реализации тура зависит, прежде всего, от типа туроператора, а точнее — от того, какому виду туризма он отдает предпочтение: внутреннему, въездному, выездному. Наиболее сложным по реализации является выездной тур. Сейчас существуют два принципиальных типа каналов сбыта российского туроператора по организации выездных туров.

Прямая организация туров подразумевает контактирование российского туроператора со всеми поставщиками туристических услуг. Такая схема организации имеет свои достоинства и недостатки. Опосредованная организация туров отличается от прямой появлением в отношениях между туроператором и зарубежными поставщиками туристических услуг некоего посредника, которым в настоящее время выступают так называемые meet-компании, зарубежные операторы, специализирующиеся на приеме туристов (рецептивные туроператоры).

Несмотря на все недостатки, схема работы туроператоров по организации и реализации зарубежных туров через посредника на современном рынке наиболее распространена. Именно к такой схеме прибегают большинство небольших или многопрофильных туроператоров, а также операторов, работающих на массовых и популярных направлениях. Тогда как схема прямой организации туров типична для солидных туроператоров, работающих на индивидуальных направлениях.

Планирование туров должно обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного турпродукта для его последующей реализации на рынке. Планирование туров должно быть основано исключительно на предварительной оценке спроса и предложения на рынке.

Для этого необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса:

  • территориальные границы рынка (город, район, область, регион);

  • социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, пенсионеры, домохозяйки и др.);

  • виды туризма и цели путешествий; возможные объемы и сезоны поездок.

На базе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса турфирма должна определить содержание своего турпродукта, т.е.:

  • Страну путешествия и вид туризма. Если предусматриваются экскурсионно-познавательные туры, то выбираются страны с наиболее интересными туристскими достопримечательностями.

Если же фирма намерена выйти с предложением туров на отдых, то следует рассматривать страны, обладающие соответствующими природными ресурсами: теплое море, солнце, пляж;

  • Сезон и продолжительность поездок. Для совершения экскурсионно-познавательных туров в страны с умеренным климатом предпочтительны летние месяцы (май- сентябрь), а в страны с жарким климатом (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Таиланд) – ноябрь- февраль, когда там спадает изнуряющая жара. Для туров на отдых в страны Средиземноморского региона несколько расширены границы: с апреля по ноябрь. Продолжительность поездки зависит так же от вида туризма: экскурсионно-познавательные туры и туры на отдых обычно имеет продолжительность в 1-2 недели. Шоп — туры ограничиваются 4-5 днями. Однако во всех случаях окончательные сроки пребывания туристов в стране определяются расписанием международных авиаперевозчиков, частотой полетов и наличием свободных мест;

  • Маршрут, т.е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время путешествия по стране, который определяется в зависимости от целей поездки. Так, в маршруты экскурсионно-познавательных туров входит посещение нескольких городов, обладающих наиболее интересными достопримечательностями. Туры на отдых или лечение включают только место, где туристы проводят свой отдых или получают курортное и лечение, и город, через который они прибывают в страну и выезжают из нее. Иногда программы этих туров содержат один или несколько однодневных экскурсий в расположенные поблизости достопримечательные, места;

  • Пакет и классность услуг. В зависимости от оценки рыночного спроса турфирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность;

  • Общее количество групповых или индивидуальных туров по каждой стране, с которыми турфирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам планируется на основе оценки рыночного спроса.

На основе перечисленных оценочных данных фирме следует подготовить (в письменной форме) набор туров или серий туров для обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг.

В идеале, подготовительную работу по созданию турпродукта по созданию турпродукта целесообразно начинать более чем за два года до первой отправки туристов по новому маршруту, новой программе или в новую страну.

1. Общие условия.

1.1. Сроки: Москва 4 дня — 3 ночи; Санкт-Петербург 6 дней -5 ночей.

1.2. Количество туристов в группе, включая переводчика, — 21 человек.

1.3. Питание — полный пансион (завтрак, обед, ужин).

1.4. Проживание — двухместные номера со всеми удобствами.

1.5. Транспорт — комфортабельный автобус.

1.6. Трансферт — аэропорт — гостиница — аэропорт.

1.7. При расчете применяют цены на услуги, установленные соответствующими предприятиями туристской индустрии, в расчете на 1 человека, за 1 ч аренды автобуса.

2. Смета расходов турфирмы по приему туристов.

2.1. МОСКВА

Проживание — гостиница «Измайлово»:

30 долл. 3 ночлега 21 чел. = 1890 долл.

Питание — трехразовое:

20 долл. 4 дня 21 чел. = 1680 долл.

Экскурсионная и культурная программа (обзорная экскурсия по городу на автобусе, экскурсии в Кремль, на Красную площадь, посещение музеев, Большого театра):

45 долл. 21 чел. = 945 долл.

2.2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Проживание — гостиница «Нева»:

20 долл. 5 ночлегов • 21 чел. = 2100 долл.

Питание — трехразовое:

20 долл. 6 дней 21 чел. = 2520 долл.

Экскурсионная и культурная программа (обзорная экскурсия по городу на автобусе, экскурсии в Эрмитаж, Петродворец, Мариинский театр, посещение музеев, Царского села (г. Пушкин): 55 долл. 21 чел. = 1155 долл.

2.3. Транспорт.

Автобус: 15 долл. 8 дней 6 ч = 720 долл.

2.4. Переезд.

Поезд: Москва — Санкт-Петербург:

40 долл. 21 чел. = 840 долл.

Поезд: Санкт-Петербург — Москва

40 долл. 21 чел. = 840 долл.

2.5. Услуги турфирмы (сопровождение группы, экскурсионное обслуживание, бронирование мест в гостиницах и авиабилетов) -5% величины расходов;

5%(1890 + 1680 + 945 + 2100 + 2520 + 1155 + 840 + 840) = = 5% 11 970 = 599 долл.

2.6. Прибыль турфирмы — 10% величины расходов:

10% 11 970= 1197 долл.

2.7. Общая стоимость тура без стоимости авиаперелета:

11 970 + 599+ 1197= 13 766 долл.

2.8. Стоимость путевки на 1 человека (без стоимости авиаперелета):

13 766:21 =655,5 долл.

Приведенный пример показывает, что на долю принимающей туристов фирмы приходится только 13% общей стоимости тура (без стоимости авиаперелета).

Расчет цены на туристский продукт производится исходя из нормативной калькуляции себестоимости услуг. Калькуляция — это определение стоимости одной единицы услуг (или товара).

При калькуляции себестоимости любой услуги (товара) важно обосновать калькуляционную единицу, принятую в качестве измерителя уровня затрат, так как потребительские свойства (качество) даже одноименной услуги (товара) бывают разные. Важно исчислить затраты на производство единицы товара или услуги строго определенной потребительной стоимости.

При определении цены на услуги туризма следует исходить из следующих принципов:

цена должна возместить туристской фирме затраты на производство, реализацию, организацию потребления услуг туризма и обеспечить такой размер прибыли, который позволил бы ей функционировать на принципах самофинансирования;

цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во многом определяется сезонностью туризма;

цена должна быть гибкой, т.е. обладать маневренностью и динамичностью.

Статьи калькуляции в зависимости от способа их определения делятся на прямые затраты, относимые на единицу товара или услуги на основании норм и прямого учета, и косвенные, учитываемые и планируемые в целом по производству и распределяемые по видам изделий на основании того или иного признака.

На практике применяют несколько способов распределения затрат:

пропорционально весу сырья или выработанной продукции (услуги);

путем исключения из общей суммы затрат стоимости отдельных продуктов (услуг) по твердой оценке;

на основе коэффициента, пропорционально установленным нормам затрат и др.

Прибыль, закладываемая в стоимость туристского продукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат. Размер процента зависит от спроса на данный туристский продукт и может колебаться от 5 до 100% и более.

Структуры себестоимости на некоторые туры приведены в табл. 6, 7.

Таблица 6

Структура себестоимости тура на выезд из Российской Федерации в Болгарию

(лето 1998 г.)

Виды затрат

% к итогу

Перелет самолетом (чартерный рейс в оба конца)

62,9

Размещение в аппартаменте (четырехзвездных отель), включая завтрак

11,7

Питание (обед и ужин)

3,5

Информационный коктейль

0,9

Коммунальная такса

1,4

Трансферт:

от аэропорта в отель и обратно

3,2

на берег моря и обратно

4,4

Медицинский осмотр

2,9

Медицинское страхование

0,3

Экскурсии

3,8

Итого себестоимость тура

100,0

Турфирма в летний сезон в цену тура закладывает 50% прибыли от его себестоимости. Если себестоимость равна 342 долл., то стоимость тура составит:

Туристская фирма для осуществления приема иностранных туристов и отправки российских туристов за рубеж заключает договор с иностранной туристской фирмой.

Это сотрудничество может иметь две формы:

безвалютный обмен туристскими группами на двухсторонней основе. Расчеты при такой форме обмена осуществляются посредством уравнивания туродней, запрограммированных протоколом или соглашением;

Таблица 7

Стоимость турпродукта

Средняя стоимость туристической путевки от Санкт-Петербурга до г.Стамбула — 330 долларов США (из Москвы — 192 доллара США). В стоимость включено проживание 3 суток в гостинице и 1 раз в сутки «шведский стол».

Основные экскурсионные маршруты: Анкара — Измир — Стамбул.

Денежная единица — турецкая лира. Но повсеместно используются американские доллары и евро.

Расстояние от аэропорта «Эсенбога» до центра столицы — 35 км, расстояние от железнодорожного вокзала до центра — 4 км. Стоимость проезда на такси за км: в дневное время — 300 лир, после 23-00 — 500 лир.

Носильщик — 1 место багажа — от 200 до 00 лир ( в зависимости от веса и размера багажа).

На практике туры в Турцию пользуются большой популярностью среди российских граждан.

Основные цели туров: научно-познавательные цели, отдых, оздоровление.

Примерный расчет стоимости турпродукта для туристов (без учета НДС и без стоимости авиаперелета)

Цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фотоуслуги и т.п. )

могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами.

Цена тура на одного человека зависит:

— от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет стоить;

от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группого тура в расчете на 1 человека;

При групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека. Также учитывается стоимость питания 1, 2 или 3-х разовое — в ресторане, кафе — по выбору туриста (Приложение 1).

На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: степень комфортности (класс обслуживания); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер услуг и др.

При разработке цены на туристический продукт используется метод нормативной калькуляции.

Например:

Сроки: г.Стамбул — 6 дней — 5 ночей

Количество туристов в группе — 20 человек

Питание — полный пансион (завтрак, обед, ужин)

Проживание — Отель «Эсенбей» двухместные номера со всеми удобствами

Транспорт — комфортабельный автобус

Трасферт — аэропорт — гостиница — аэропорт

При расчете применяют цены на услуги, установленные соответствующими предприятиями туристской индустрии, в расчете на 1 человека, за 1 час аренды автобуса. В таблице 1 приведен примерный расчет турпакета.

Таблица 1

Примерный средний расчет турпакета на 20 чел

Турция г.Стамбул

Проживание в Отеле «Эсенбей»:

20 у.е. х 5 ночлегов х 20 чел. = 2000 у.е.

Питание — трехразовое:

3. у.е. х 6 дней х 20 чел. = 3600 у.е.

Экскурсионная, культурная программа, специальная программа .

50 у.е. х 20 чел. = 1000 у.е.

Транспорт — Автобус: 15 у.е. х 6 дней х 6 ч = 540 у.е.

Услуги предприятия (сопровождение группы, бронирование мест в гостинице и авиабилетов) — 10 величины расходов:

10 (2000 + 3600 + 1000 + 540) = 10

7140 = 714 у.е.

Прибыль предприятия — 20 величины расходов:

20 от 7140 = 1428 у.е.

Общая стоимость тура (без стоимости авиаперелета)

7140 + 714 + 1428 = 9282 у.е.

Таким образом, стоимость турпакета на 1 человека составляет (без стоимости авиаперелета): 9282 : 20 = 464,1 у.е.

Структура себестоимости тура из Российской Федерации в Турецкую республику

Из вышеприведенного расчета видно, что стоимость путевки на 1 человека составляет: 9282 : 20 = 464,1 у.е.

На долю предприятия, таким образом, приходится около 23 общей стоимости тура:

714 + 1428

————— х 100 = 23.

Цена турпакета на 1 туриста с учетом НДС и комиссионных турагенту составит:111 Балабанов И.Т., Балабанов А.И.Экономика туризма:Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика,1999.с.1101

И + У+ Н +П + Нп — К

Ц =—————————-,

Ч

Где Ц — цена турпакета, руб.;

И — себестоимость услуг, входящих в турпакет, руб.;

У — стоимость услуг турфирмы, руб.;

Н — НДС, руб.;

П — прибыль турфирмы

Нп- налог с продаж;

К — комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет, руб./ 3/.

Подставим значения и получим:

7140 + 714 +1856,4 + 1428+ 556,9- 350,8 11344

Ц = —————————————— = ————— = 567,2

20 20

Туристические агентства для осуществления отправки российских туристов за рубеж, как правило, заключают договора с иностранным турагентами.

Это сотрудничество может иметь две формы:

безвалютный обмен туристскими группами на двухсторонней основе.

Расчеты при такой форме обмена будут осуществляться посредством уравнивания туродней запрограммированных протоколом или соглашением;

валютный обмен туристскими группами с проведением расчетов

согласно договорам между странами в валюте.

В любом случае цена будет определяться на основе себестоимости и нормативной прибыли.

Мишина Е. П., ведущий аудитор ООО «БХК-Аудит»

Журнал «Учет в туристической деятельности» № 6/2011

Чтобы правильно определить цену поездки, нужно составить на нее калькуляцию. Правда, поскольку формировать турпродукт могут лишь туроператоры, именно для них наша статья…

Правила калькулирования себестоимости

Объектом калькулирования себестоимости для туроператора является отдельный турпродукт. Его себестоимость представляет собой стоимостную оценку материальных и иных ресурсов, используемых в процессе формирования, продвижения и продажи путевок.

Состав затрат, учитываемых при калькулировании турпродукта, определен Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью. Напомним, что они утверждены приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декаб¬ря 1998 г. № 402.

Итак, все затраты туроператора подразделяются на производственные (связанные с формированием турпродукта) и коммерческие (связанные с его продвижением и продажей).

Производственные расходы

Производственные затраты в зависимости от способа их включения в себестоимость турпродукта делятся на:

– прямые – это затраты, которые можно непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования;

– косвенные (накладные) – затраты, связанные с деятельностью фирмы в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов (распределяются).

Прямые расходы

Пунктом 21 Методических рекомендаций определена типовая группировка производственных затрат, включаемых в себестоимость турпродукта.

Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта. Это расходы на услуги:

– гостиниц (иных организаций по размещению и проживанию туристов);

– перевозчиков;

– организаций общественного питания;

– экскурсионных бюро и иных аналогичных организаций по экскурсионному обслуживанию;

– медицинских учреждений, санаториев и профилакториев по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

– связанные с оформлением визы и иные затраты по оформлению поездки;

– организаций культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;

– по страхованию туристов в период поездки;

– гидов, сопровождающих;

– иные услуги, используемые при производстве турпродукта.

Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала. Сюда можно отнести:

– затраты на оплату труда менеджеров, включая вознаграждение персонала, которое выплачивается по договорам гражданско-правового характера;

– страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

– затраты, связанные со служебными разъездами в пределах пункта нахождения турфирмы или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта работников.

Затраты подразделений туристической организации, участвующих в производстве турпродукта. К ним относят:

– имеющиеся на балансе гостиницы, дома отдыха и т. д.;

– спортивные сооружения;

– транспортные средства (например, экскурсионные автобусы) и т. д.

Данные затраты отражаются на счете 20 «Основное производство».

При учете затрат на производство турпродукта можно использовать позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ на формирование турпродукта или группы типовых турпродуктов либо совокупность заказов на производство турпродуктов, которые можно объединить по определенному признаку.

Затраты подразделений, выполняющих работы, которые используются при производстве турпродукта, учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства».

Накладные затраты

По данной статье отражаются:

– оплата труда работников аппарата управления;

– командировочные расходы;

– расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения;

– расходы на коммунальные услуги, обслуживание офисной техники;

– расходы на пожарную и сторожевую охрану помещений;

– расходы на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта;

– амортизация основных средств и НМА;

– затраты, связанные с разработкой новых направлений;

– стоимость услуг связи;

– расходы на канцтовары, приобретение бланков строгой отчетности;

– расходы на информационные, юридические, аудиторские услуги, а также затраты, связанные с услугами сторонних организаций по подбору кадров;

– затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

– представительские расходы;

– прочие затраты, связанные с производством турпродукта.

Данная группа расходов туроператора является косвенными, которые учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Они ежемесячно распределяются между объектами учета на основе одного из специальных методов, а именно:

– пропорционально прямым затратам, отнесенным на объект учета;

– пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;

– пропорционально плановой себестоимости объектов учета.

Выбранный метод распределения накладных расходов отражается в учетной политике туристической организации.

Коммерческие расходы

Пунктом 26 Методических рекомендаций определено, что к коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей турпродукта, относятся:

– расходы, связанные с деятельностью точек реализации в качестве подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс;

– затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям;

– затраты на рекламу, организацию или участие в выставках, направленных на продвижение турпродукта.

Информацию о коммерческих расходах отражают на счете 44 «Расходы на продажу» и ежемесячно списываются на себестоимость реализованных турпродуктов.

Пример. Туроператор ООО «Морская охота» организует отдых на море. В состав тура «Морская рыбалка» входит проезд до места отдыха, проживание в отеле, трехразовое питание, морская экскурсия на катере и рыбалка. Тур формируется на группу из 20 человек на 7 дней. Прямые затраты ООО «Морская охота» по туру составили 444 600 руб., в том числе:

– 140 000 руб. – затраты на проживание группы в гостинице;

– 100 000 руб. – затраты на трансфер;
– 140 000 руб. – стоимость питания;

– 10 000 руб. – расходы на аренду катера;

– 1000 руб. – расходы на аренду оборудования для рыбалки;

– 40 000 руб. – зарплата менеджеров, организующих тур, и сопровождающего;

– 13 600 руб. – страховые взносы.

Накладные расходы равны 106 600 руб., в том числе:

– 10 000 руб. – расходы на разработку нескольких новых турпродуктов;

– 40 000 руб. – зарплата административного персонала;

– 13 600 руб. – страховые взносы;

– 40 000 руб. – стоимость аренды офиса;

– 1000 руб. – оплата услуг связи;

– 2000 руб. – прочие расходы.

В учете турфирмы отражено:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 (70, 69 …)
– 444 600 руб. – списаны прямые расходы;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 (76, 70, 69 …)
– 106 600 руб. – отражены накладные расходы.

Прямые затраты тура «Морская рыбалка» в общей сумме прямых затрат, произведенных в отчетном периоде, составляют
20 процентов. Согласно учетной политике косвенные затраты распределяются пропорционально прямым. Сумма расходов, отнесенных на себестоимость тура «Морская рыбалка», составит:
106 600 руб. х 20% = 21 320 руб.

В бухгалтерском учете будет отражено:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26
– 21 320 руб. – списаны расходы;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20
– 465 920 руб. (444 600 + 21 320) – сформирована себестоимость тура.

Счет 43 не предназначен для формирования стоимости турпродуктов, однако его можно использовать. Для этого нужно сделать соответствующее указание в учетной политике турфирмы.

Важно запомнить

При формировании себестоимости путевок учитываются прямые и косвенные расходы, а при их реализации – коммерческие.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт международного туризма и гостеприимства

Кафедра международного туризма

Дипломная работа

МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОЙ КОМПАНИИ «ТЕРРА ТУР – ПЛЮС»

Владивосток 2005

План

1 Особенности ценообразования в сфере услуг и в туризме…………..

2 Практические аспекты установления цен в туризме……………….…

2.3 Разработка индивидуального тура и формирование цены на путевку………………………………………………………………………..

3 Особенности политики ценообразования туристской фирмы при открытии филиала в г. Москве, ориентированного на отправку туристов в страны АТР………………………………………………………………………….

3.1 Разработка индивидуального тура и формирование цены на путевку (маршрут Москва – Токио — Москва)……………………….

3.2 Разработка группового тура и формирование цены на путевку (маршрут Москва – Сеул — Москва)…………………………………

Список литературы…………………………………………………………..

Введение

Механизм цен, ценообразование, ценовая политика – очень сложный и тонкий инструмент рынка.

Весь процесс работы в области цен и ценовой стратегии своей отправной точкой имеет определение миссии и перспективной линии развития фирмы, и в ходе ее практической реализации любые действия в формировании и применении цен, прежде всего, согласуются со стратегической линией компании, со всеми изменениями, которым она подвергается в рамках жизнедеятельности на рынке. Вместе с тем, политика цен, управление ценообразованием играют важную роль в жизни компании, что является одним из основополагающих моментов в плане ее стратегического развития.

Цена – важнейший элемент комплекса рыночных исследований. Она относится к группе контролируемых факторов и выступает основным показателем, определяющим доход.

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Но, в последнее время, получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Вместе с тем, ценовая политика многих компаний нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка.

В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, под­верженный воздействию множества факторов. Выбор общего на­правления в ценообразовании, главных подходов к определе­нию цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборо­та, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и це­новая политика выступают одной из главных составляющих мар­кетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от дру­гих сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или неправильная ценовая политика оказывает многоплановое воз­действие на все функционирование фирмы. Суть целенаправ­ленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавли­вать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально воз­можной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рам­ках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьи­рование ценами, обеспечение оптимального соотношения сво­их цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Заметим, что установление единой цены для всех покупате­лей — дело сравнительно новое. Исторически цены устанавлива­ли продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую на­меревались получить, а покупатели — ниже той, которую рассчи­тывали заплатить. В конце концов, они сходились на взаимопри­емлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце ХIХ в. благодаря возникновению крупных предприятий розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.

Цена всегда была основным фактором, определяющим вы­бор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация рас­пределения товара и услуг для разной клиентуры.

Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, форми­рует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факто­ры ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании и т. д.), фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители служ­бы финансов, бухгалтеры.

Эффективность продукции, выпускаемой пред­приятием (при любой форме предпринимательской деятельности), апробируется рынком, ценой ее реализации. Выгодна или невыгод­на данная продукция, нужна она потребителю или нет, подтверж­дается рынком и ценой продукции. Принятая предприятием цена на продукцию — это итог. Формирование цен зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать, прежде чем принять цену на продукцию, предлагаемую к реализации на рынок.

Таким образом, к определению цен не следует подходить изолированно как к простому расчетному пока­зателю. Цена, находясь в определенных системе и условиях, требу­ет учета всех факторов, которые на нее влияют — прямо или кос­венно, отсутствие внимания к ним ведет к серьезным финансовым затруднениям. Это и недополучение прибыли, и невозможность рассчитаться с госбюджетом по налогам, и невозможность осуще­ствлять расширенное воспроизводство своей предпринимательской деятельности.

Кроме того, цена должна также рассматриваться и в другом ас­пекте — с точки зрения рыночного механизма страны в целом. В этом качестве она непременно сталкивается как с отдельными пред­принимателями, так и затрагивает государственный рыночный ме­ханизм в целом. Рынок является одним из универсальных средств регулирования жизни общества. При нормальных товарно-денеж­ных отношениях рынок выступает как система экономического ре­гулирования, которая объективно отражает закономерности эко­номического развития. Это достигается путем стремления свободного рынка к саморегулированию — системе равновесия, в основе которой лежат определенные законы: закон спроса (отражает зави­симость между ценой и спросом) и закон предложения (отражает зависимость между ценой и предложением). Рынок как система, развиваясь по этим законам, диктует условия деятельности на нем. Поэтому, если отдельные субъекты рынка будут работать не «по правилам», то вся рыночная система страны не сможет стать регу­лятором экономики (нарушение указанных законов может привес­ти к дефициту или перепроизводству товаров).

Итак, в рыночных условиях цена — это основной результатив­ный показатель деятельности предприятия, который необходимо рассматривать не абстрактно — изолированно, а в системе различных взаимосвязей, в том числе общегосударственных. Это относится ко всем сторонам предпринимательской деятельности, как на отече­ственных рынках, так и во внешнеэкономической деятельности.

Актуальность проблем разработки ценовой стратегии в деятельности туристских фирм связана со следующими факторами:

• рынок туристских услуг, по сути, является рынком покупа­теля; цена в маркетинговой деятельности выполняет важную функцию — согласование интересов туристской организации и клиента;

• большинство мелких и средних туристских организаций не обладает достаточными ресурсами для активного использования методов неценовой конкуренции;

• ценообразование является важнейшим элементом комплек­са маркетинга, важным средством управления, которое позволя­ет формировать объем прибыли предприятия;

• свободное установление цены на туристский продукт свя­зано с решением ряда методических проблем: как формируется цена в рыночных условиях; какие критерии выбора можно ис­пользовать; каков порядок регулирования цен со стороны госу­дарства.

Цель данной работы – проанализировать особенности механизма ценообразования в туризме на примере туристской компании ООО «Терра Тур – Плюс», находящейся по адресу: 690090, Россия, г. Владивосток, ул. Уборевича, 10б.

Объектом исследования в данной работе является процесс ценообразования в туризме.

Предмет исследования – ценообразование туристской компании «Терра Тур – Плюс» и определение перспективных направлений деятельности компании на международном туристском рынке при открытии филиала в г. Москве.

Можно предположить, что открытие филиала в г. Москве будет способствовать увеличению прибыли компании и открытию новых, перспективных направлений деятельности, открытию новых туристских центров для жителей Приморского края и привлечение московской клиентуры к путешествиям в страны АТР (Япония, Республика Корея, Корейская Народная Демократическая Республика, Китайская Народная Республика и Вьетнам).

В работе обоснована необходимость открытия филиала в г. Москве, чтобы увеличить доходы и зону обслуживания клиентов.

Говоря о практической значимости проекта, можно отметить, что летом 2005 года будет открыт филиал туристской компании «ТерраТур – Плюс» в городе Москва, который будет называться туристическая компания «ТерраТур».