Соглашение об использовании интеллектуальной собственности

Содержание

Все чаще они становятся предметом спора, договоров и разбирательств. В этих условиях очень важно не только аккумулировать такие инновации, но и правильно их оформить.

Увы, не все российские компании достаточно внимательно подходя к включению своих инноваций или товарных знаков в активы компании, упускают возможность их коммерциализации и постановку на баланс как нематериальный актив (НМА), а значит принижают стоимость всей компании. Вместе с этим, если в балансе НМА отражаются все инновации, товарные знаки, права на программное обеспечение и пр. – это может хорошее преимущество при слиянии, переговорах с инвесторами и банками, сформировать новый, неочевидный способ использования и получения дохода.

Интеллектуальная собственность как нематериальный актив

Рассматривая внесение интеллектуальной собственности на баланс компании нужно обращаться к Положение по бухучету (ПБУ 14/2007 с изменениями от 2014 года). Постановка на учет нематериальных активов осуществляется и для объектов ИС, согласно ПБУ сюда можно отнести:

  • Объекты патентного права
  • Объекты авторского права
  • Базы данных и программное обеспечение
  • Товарные знаки
  • Ноу-хау (секреты производства)
  • Селекционные достижения

!

Важно

Помните, что постановка на учет НМА интеллектуальной собственности, предполагает, что такие объекты уже зарегистрированы в ФИПС (кроме определенных объектов авторского права).

Это не считается нематериальным активом:

— расходы на создание юр. лица (т.е. организационные расходы);

— качества персонала, сотрудников, их квалификация и способность создавать объекты ИС.

Постановка на бухгалтерский учет нематериальных активов в виде сложного объекта, который сам включает ряд охраняемых элементов (например, кинофильм) также возможна. Объектом таких НМА выступает и признается совокупность всех прав, которые исходят из одного патента, лицензии, свидетельства, договора о передачи прав и пр.

Постановка НМА на баланс: условия и требования

Чтобы бы отразить инновации и средства индивидуализации как НМА в бухгалтерском балансе, нужно соблюдение следующих условий:

  1. Объект может принести своему правообладателю экономическую выгоду (например, он может быть использован в производстве, при продвижении на рынке или оказании услуг).
  2. Наличие соответствующих прав на объект ИС, которые подтверждены документально: лицензионными и иными договорами, свидетельствами, патентами и пр.
  3. Этот объект может быть отделим от иных активов.
  4. Его можно использовать длительное время (обычно более 12 месяцев)
  5. Компания не намерена продавать данный объект в ближайшие 12 месяцев.
  6. Может быть определена фактическая (или первоначальная) стоимость.

Подробнее об оценке интеллектуальной собственности

  1. Сам объект выражен в нематериальной форме, как совокупность прав.

Стоит отметить, что крайне важно обладание именно исключительным правом на ИС при постановке на баланс. Далеко не все бухгалтеры разбираются в тонкостях интеллектуального права, могут не различать «право на использование» и «исключительное право». Специалисты рекомендуют обратиться к профессиональным патентным поверенным, чтобы избежать возможных сложностей.

Оценка объекта и НМА в балансе

Одним из первых этапов после регистрации и оформления объекта, необходимо провести его первоначальную оценку. Обычно сюда включают все затраты на создание и регистрацию объекта, таможенные и регистрационные пошлины, вознаграждения авторам и создателям, посредникам и пр. Однако, это только один из методов расчета стоимости, который моет не отражать реального положения дел. Подробнее об этом в нашей статье.

Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности

СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности

(с изменениями на 26 мая 2017 года)

Правительства государств — участников настоящего Соглашения, далее именуемые Сторонами,
желая развивать научно-техническое, торгово-экономическое и социально-культурное сотрудничество,
признавая, что обязательным условием для развития такого сотрудничества является эффективная правовая охрана, защита и управление интеллектуальной собственностью,
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
сознавая важность принятия согласованных и скоординированных мер по развитию системы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности на территориях государств — участников настоящего Соглашения,
учитывая важность совершенствования механизмов управления интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности,
(Абзац дополнительно включен с 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года)
руководствуясь международными обязательствами и законодательством государств — участников настоящего Соглашения,
согласились о нижеследующем:

Статья 1

В целях координации совместной деятельности по совершенствованию механизмов управления интеллектуальной собственностью, противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности Стороны осуществляют сотрудничество путем:
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
а) укрепления контактов, проведения совместных исследований и обмена мнениями в области интеллектуальной собственности;
(Пункт в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
б) обмена информацией о законодательстве государств — участников настоящего Соглашения в области интеллектуальной собственности;
(Пункт в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
в) согласования вопросов, связанных с охраной, защитой и управлением интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности, при осуществлении сотрудничества в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры, а также содействия в заключении соответствующих международных договоров;
(Пункт в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
г) осуществления совместных действий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности и противодействию таким правонарушениям;
д) принятия эффективных мер для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности;
е) взаимной защиты хозяйствующих субъектов государств — участников настоящего Соглашения от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности.

Статья 2

Стороны создают Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (далее — Совет).
Совет осуществляет свою деятельность на основе Положения о Совете, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 3

Для целей настоящего Соглашения «интеллектуальная собственность» понимается в значении, указанном в статье 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 года (с изменениями от 2 октября 1979 года).

Статья 4

Стороны осуществляют сотрудничество через свои уполномоченные (компетентные) органы в соответствии с настоящим Соглашением при соблюдении законодательства и международных договоров государств — участников настоящего Соглашения.

Статья 5

Стороны определяют перечень своих уполномоченных (компетентных) органов и сообщают об этом депозитарию при сдаче уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения. Об изменениях перечня уполномоченных (компетентных) органов каждая из Сторон в течение одного месяца письменно по дипломатическим каналам уведомляет депозитария.

Статья 6

Уполномоченные (компетентные) органы Сторон осуществляют сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности путем координации и проведения совместных исследований, мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, обмена мнениями, информацией.

Статья 7

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих для нее из других международных договоров, участником которых является ее государство.

Статья 8

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются соответствующим протоколом и вступают в силу в порядке, предусмотренном для вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 9

Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон или посредством другой согласованной Сторонами процедуры.

Статья 10

Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.

Статья 11

Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства, разделяющего его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о присоединении.
Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу:
а) по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении при условии, что на момент сдачи депозитарию документов о присоединении Соглашение вступило в силу;
б) с даты вступления в силу Соглашения при условии, что на момент сдачи депозитарию документов о присоединении Соглашение не вступило в силу.

Статья 12

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок. Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав обязательства, возникшие за время действия Соглашения.

Статья 13

Для государств — участников настоящего Соглашения с даты вступления в силу настоящего Соглашения прекращают свое действие Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности от 12 марта 1993 года и Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 года.
Совершено в г.Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Приложение. Положение о Межгосударственном совете по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности

Приложение
к Соглашению о сотрудничестве в области
правовой охраны и защиты интеллектуальной
собственности и создании Межгосударственного
совета по вопросам правовой охраны и защиты
интеллектуальной собственности
от 19 ноября 2010 года

Положение о Межгосударственном совете по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности

(с изменениями на 26 мая 2017 года)

I. Общие положения

1.1. Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (далее — Совет) создается в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от ____ года (далее — Соглашение) в целях координации совместной деятельности государств — участников Соглашения по совершенствованию межгосударственной системы охраны и защиты интеллектуальной собственности, противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности, созданию условий для совершенствования механизмов управления интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности.
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, а также другими органами Содружества.

1.2. Совет является органом отраслевого сотрудничества СНГ, осуществляющим свою деятельность в пределах своих полномочий и подотчетным Совету глав правительств и Экономическому совету СНГ.

1.3. В своей деятельности Совет руководствуется Уставом СНГ, договорами и решениями, принятыми в рамках Содружества, Общим положением об органах отраслевого сотрудничества СНГ, а также настоящим Положением.

II. Функции Совета

Совет выполняет следующие функции:

2.1. Координация совместной деятельности государств — участников Соглашения по созданию, развитию и совершенствованию механизмов правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, управления интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности, развитию научно-технического, торгово-экономического и социально-культурного сотрудничества, осуществлению совместных действий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.
(Пункт в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.

2.2. Содействие обмену законодательной, нормативной, методической и другой информацией в области интеллектуальной собственности.
(Пункт в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.

2.3. Разработка рекомендаций по созданию системы:
повышения эффективности правовой охраны, защиты и управления интеллектуальной собственностью;
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
противодействия недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности;
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
противодействия производству и распространению контрафактной продукции;
усовершенствования механизмов защиты объектов промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

2.4. Подготовка для рассмотрения на заседаниях Совета глав правительств СНГ и органов отраслевого сотрудничества СНГ предложений по развитию сотрудничества по вопросам правовой охраны, защиты и управления интеллектуальной собственностью.
(Пункт в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.

2.5. Разработка предложений по сотрудничеству государств — участников Соглашения в области интеллектуальной собственности.
(Пункт в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.

2.6. Содействие организационному и учебно-методическому обеспечению специалистами в сфере интеллектуальной собственности.

III. Права Совета

Совет для выполнения своих функций имеет право:

3.1. Вносить в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств и Экономического совета СНГ проекты документов, а также информацию о выполнении решений по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

3.2. Запрашивать в установленном порядке от государств — участников Соглашения и органов отраслевого сотрудничества СНГ информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.

3.3. Создавать постоянно действующие рабочие комиссии по вопросам:
а) авторского права и смежных прав;
б) промышленной собственности;
в) противодействия правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности, а также как постоянно действующие, так и временные межгосударственные рабочие группы экспертов:
для разработки проектов международных договоров и других документов, необходимых для реализации механизмов правовой охраны, защиты и управления интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности, разработки эффективных способов противодействия правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности и распространению контрафактной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
рассмотрения вопросов обмена патентной, нормативно-методической документацией и другой информацией в области охраны и защиты интеллектуальной собственности;
разработки предложений по совершенствованию системы охраны и защиты интеллектуальной собственности механизмов управления интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности.
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.

3.4. Осуществлять контроль над деятельностью постоянно действующих рабочих комиссий, а также как постоянно действующих, так и временных межгосударственных рабочих групп экспертов, созданных при Совете, и принимать меры для обеспечения их нормальной работы.

3.5. Заслушивать отчеты Председателя Совета и готовить соответствующие предложения для государств — участников Соглашения.

3.6. Разрабатывать и утверждать Регламент своей работы, а также вносить в него изменения.

IV. Порядок формирования Совета

4.1. Совет формируется из руководителей органов государственной власти государств — участников Соглашения, отвечающих за вопросы охраны и защиты интеллектуальной собственности, а также коммерциализации и иного использования объектов интеллектуальной собственности.
(Абзац в редакции, введенной в действиес 3 января 2018 года Международным протколом от 26 мая 2017 года.
При направлении на заседания Совета лиц, замещающих членов Совета, их полномочия должны быть подтверждены.
В состав Совета с правом совещательного голоса могут входить руководитель секретариата Совета и представители Исполнительного комитета СНГ.

4.2. Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым государством — участником Соглашения в лице его представителя, избираемым в порядке русского алфавита названий государств — участников СНГ, на срок не более одного года, если иное не будет установлено решением Совета.
Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями.
В случае временного отсутствия Председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей.

V. Организация работы

5.1. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в год. По мере необходимости могут созываться внеочередные заседания.
Внеочередное заседание Совета созывается Председателем по его инициативе или по предложению не менее трех членов Совета.

5.2. Решения Совета являются правомочными, если на заседании представлены не менее чем две трети членов Совета.

5.3. Место проведения заседаний определяется по предварительной договоренности членов Совета.

5.4. Совет ежегодно предоставляет в Исполнительный комитет СНГ информацию о своей деятельности.

5.5. По решению Совета в его заседаниях в качестве наблюдателей могут присутствовать представители заинтересованных ведомств государств, не являющихся участниками СНГ, и организаций, в том числе международных.

5.6. Решения Совета носят рекомендательный характер.
Решения Совета принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, если иное не определено Советом.
При принятии решений каждое государство имеет один голос.
Любой член Совета может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения.
Члены Совета, не согласные с решением, могут выразить особое мнение, которое вносится в протокол заседания.

5.7. Решения Совета подписываются Председателем и ответственным секретарем Совета.

5.8. Заседания Совета проводятся в соответствии с Регламентом, утвержденным Советом.

5.9. Материалы к очередному заседанию Совета рассылаются членам не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

5.10. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляется его секретариатом.

5.11. Функции секретариата Совета выполняет соответствующий орган государственной власти государства — участника Соглашения, представитель которого председательствует в Совете, совместно со структурным подразделением Исполнительного комитета СНГ.
Руководителем секретариата Совета является представитель органа государственной власти государства — участника Соглашения, председательствующего в Совете, а заместителем руководителя секретариата — представитель Исполнительного комитета СНГ.

5.12. Решения Совета, непосредственно затрагивающие интересы какого-либо государства — участника Соглашения, не могут приниматься в отсутствие его представителя.

5.13. Совет избирает Председателя на первом заседании.

5.14. Председатель организует работу Совета, руководит его заседаниями, обеспечивает соблюдение Регламента.

VI. Заключительные положения

6.1. Расходы, связанные с организацией проведения заседаний Совета, несут соответствующие органы государственной власти принимающего государства — участника Соглашения.
Расходы на командирование членов Совета и участников заседания несут направляющие органы государственной власти и организации государств — участников Соглашения.

6.2. Рабочим языком Совета является русский язык.

6.3. Решение об упразднении Совета принимается Советом глав правительств Содружества Независимых Государств.

* * *

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 14 августа 2011 года

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

К договорам по интеллектуальной собственности относятся договоры:

  • авторского заказа;
  • отчуждения исключительного права;
  • лицензионные.

Чтобы понять, какое из этих соглашений необходимо заключать, рассмотрим подробнее их характеристики, виды и правовое регулирование.

Договоры в сфере интеллектуальной собственности

Договоры авторского заказа подразделяются в зависимости от создаваемого объекта на договоры о создании программы для ЭВМ (базы данных) и договоры авторского заказа.

Договором авторского заказа признается соглашение, по которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст.1288 ГК РФ). Данное соглашение является консенсуальным, двусторонним, может быть возмездным или безвозмездным.

Правовое регулирование такого вида договоров о приобретении прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется ст. 1288 – 1291 ГК РФ.

Договор авторского заказа разделяется на несколько видов:

  • предусматривает отчуждение исключительных прав на созданные произведения;
  • предусматривает передачу тех или иных прав на использование произведения;
  • на созданное произведение заказчику не отчуждаются исключительные права и не предоставляются права использования.

По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме приобретателю (ст. 1234 ГК РФ).

По характеристике договор об отчуждении исключительного права является реальным или консенсуальным, двусторонним, возмездным или безвозмездным. Правовое регулирование осуществляется частью 4 ГК РФ.

Лицензионный договор на интеллектуальную собственность

По лицензионному договору лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) в предусмотренных договором объеме и пределах (п.1 ст.1235 ГК РФ).

Законодательством выделяются следующие виды лицензионных договоров:

  • передача прав исключительной лицензии;
  • передача прав простой (неисключительной) лицензии.

Простая или неисключительная лицензия предоставляет лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам. Исключительная лицензия предполагает запрет лицензиату предоставлять лицензии другим лицам.

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности

Правовое регулирование договоров по интеллектуальной собственности осуществляется главой 4 ГК РФ, специальными законами по отдельным результатам интеллектуальной деятельности (средствам индивидуализации): ФЗ от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», ФЗ от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии РФ», законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», ФЗ от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ «О патентных поверенных», постановлениями правительства и иными нормативно-правовыми актами.

С этим шаблоном часто используют:

  • Договоры авторского заказа
  • Договор о создании базы данных по заказу
  • Типовые договоры об отчуждении исключительного права
  • Защита персональных данных
  • Положение о защите персональных данных

Популярные документы и процедуры:

  • Дилерский договор
  • Форма доверенности в Ростехнадзор

Стоимость

Вам принадлежит исключительное право на товарный знак, изобретение, промышленный образец, полезную модель, программу ЭВМ и базу данных? Вы можете предоставить другому лицу право использовать Ваш результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (товарный знак) в определенном объеме, на определенный срок и за вознаграждение, с возможностью ограничить такое использование определенной территорией.

Предоставление права на использование Ваших результатов интеллектуальной деятельности (изобретение, промышленный образец, полезная модель) или на средство индивидуализации оформляется лицензионным договором. Лицензионный договор иногда сравнивают с договором аренды исключительного права на «интеллектуальный» объект.

Юристы компании «Интеллектуальная собственность» разрабатывают лицензионные договоры на товарный знак, изобретение, полезную модель, промышленный образец, программу ЭВМ и базу данных:

  • в срок до 10 рабочих дней;
  • с привлечением экспертов, специализирующихся на конкретных объектах интеллектуальных собственности;

а также:

  • регистрируют лицензионный договор в Роспатенте РФ;
  • вносят изменения в лицензионный договор и регистрируют их в Роспатенте РФ;
  • регистрируют расторжение договора, относящегося к патенту на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

Что дает Вам заключение лицензионного договора?

Данный вид договора позволяет Вам получать постоянную прибыль! Вы своего рода «сдаете» принадлежащее Вам исключительное право в аренду. Передавать во временное пользование свое право на результат интеллектуальной деятельности, Вы можете как одному лицу (исключительная лицензия),так и нескольким лицам одновременно (неисключительная лицензия). Выбирая между исключительной и неисключительной лицензией, Вы тем самым можете регулировать получаемую Вами прибыль и количество лиц, которым передаете право пользования тем или иным объектом интеллектуальной собственности. Также лицензионный договор позволяет расширить сферу Вашего бизнеса как в других регионах, так и в странах.

Подробную информацию об условиях, на которых заключается лицензионный договор, его преимуществах Вы можете узнать по телефону (495) 988-41-20. Юристы компании бесплатно Вас проконсультируют по вопросам передачи исключительного права другому лицу по лицензионному договору.

УДК 349

Нургалеев Марат Сабирович

аспирант кафедры патентного права и правовой охраны средств индивидуализации

Российская государственная академия интеллектуальной собственности

Marat S. Nurgaleev

Понятие и принципы исчерпания исключительного права

на товарный знак

Concept and principles of exhaustion exclusive right to a trademark

Аннотация: смысл термина «исчерпание прав» коротко можно сформулировать следующим образом: правообладатель теряет исключительное право запрещать использование знака после того, как товары с нанесенным знаком были правомерно введены в гражданский оборот. В законодательстве многих стран термин «исчерпание прав» прямо не используется, поскольку является преимущественно доктринальным, а не законодательным. Доктрина исчерпания прав также известна как доктрина первой продажи, поскольку правообладатель может использовать свое исключительное право запрещать использование знака только один раз — во время первой продажи товара.

Ключевые слова: исключительное право, гармонизацния, исчерпание прав, соглашение ТРИПС, правообладатель.

Keywords: exclusive right, harmonization, exhaustion of rights, TRIPS agreement, rightholder.

В процессе международного товарообмена возникают проблемы, когда в интересах обеспечения конкуренции на товарных рынках приходится ограничивать сферу действия исключительных прав. Это привело к формированию в праве доктрины исчерпания исключительных

прав. Новейшее российское законодательство также восприняло систему ограничений исключительных прав, включая их исчерпание.

Отправным для оформления доктрины исчерпания прав на товарный знак послужило решение немецкого суда по делу KölnischWasser (1902). Из решения суда следовало, что исключительные права на товарный знак не должны создавать монополии для правообладателя в отношении продвижения товара в хозяйственном обороте. Иначе была бы сведена на нет идея свободной конкуренции на товарных рынках и существенным образом ограничено свободное передвижение товаров в обороте .

Поскольку именно Германию относят к странам, разработавшим доктрину исчерпания исключительных прав и применившим доктрину в судебной практике, можно сделать вывод, что определенный интерес имеет рассмотрение формировавшейся в данной области права судебной практики этой страны. Учение об исчерпании патентных прав в научной доктрине было разработано немецким цивилистом Йозефом Колером. В его работе содержались положения, касающиеся исполнения лицензионных договоров, в частности, контроля патентообладателя за территорией сбыта лицензионных товаров. Первое введение запатентованных товаров в оборот, как отмечал Колер, необходимо осуществить патентообладателем внутри страны, а затем посредством заключения договоров с третьими лицами возможно дальнейшее распространение товаров .

Первый этап формирования судебной практики по делам, связанным с применением принципа исчерпания прав, длился с конца XIX в. до 20-х гг. XX в. Дела Mariani (1902), Gilsonite (1924), Nelson (1926) рассматривались с позиций признания универсального характера действия исключительных прав и международного принципа исчерпания прав. В 1927 г. немецкий суд в решении по делу Hernstenberg исходил из территориального характера действия прав и применил национальное исчерпание прав.

В течение второго этапа, начиная с 1952 г., в праве Германии можно наблюдать устойчивые тенденции выбора судами международного исчерпания прав (дела Le rouge baiser, Revlon, Maja), когда решения принимались путем приравнивания факта введения товара в оборот за границей к законному введению в оборот. Это знание дает нам ключ к пониманию неизменной позиции немецкого судопроизводства по вопросам параллельного импорта, о котором в дальнейшем пойдет речь. Из решений суда следовал вывод о том, что международный товарообмен не знает национальных границ. Маркированный товар, введенный в хозяйственный оборот правообладателем или третьим лицом, действовавшим с его согласия, далее пребывает в обороте без ограничений со стороны правообладателя знака. Правовое обоснование международного исчерпания прав выстраивается следующим образом. Известно, что товарный знак призван указывать происхождение товара. Если товар является оригинальным, т. е. произведен правообладателем и имеет

указание на подлинное, а не фальшивое происхождение, то и при пересечении национальных границ знак продолжает выполнять основную правовую функцию .

Стоить отметить, что применение в разных правопорядках различных принципов исчерпания имеет существенные экономические последствия. Различные правовые режимы приводят к искажениям и осложнением товарооборота на международных рынках. Тем не менее, законодателями европейских стран, США, Японии предпринимаются активные действия по разработке единообразных подходов к вопросу гармонизации ограничения исключительных прав, которые оформляются странами в виде применения принципов исчерпания права на товарный знак.

Попытки гармонизации в настоящее время предпринимаются в нескольких направлениях.

Во-первых, путем создания модели, когда вступают в силу различные режимы для патентного, авторского права и средств индивидуализации. При этом подходе к исчерпанию прав в отдельных институтах интеллектуальной собственности на практике часто возникают ситуации, когда один нематериальный объект защищен различными исключительными правами. Например, автомобиль, как сложный объект может быть защищен как патентом на изобретение, так и патентом на промышленный образец и при этом иметь товарный знак. Конечно же, в законодательстве средства индивидуализации, к которым относится товарный знак, приравнены к результатам интеллектуальной деятельности, к которым относятся изобретения и промышленные образцы, но на практике в таких отраслях как автомобилестроение большую ценность имеет патент.

Если в объекте гражданского оборота воплощены несколько объектов интеллектуальной собственности, то объект не будет свободен от притязаний правообладателя до того момента, пока не произойдет исчерпание последнего из прав.

Данный подход имеет название исчерпание права на распространение, его сложно считать логичным, и тем более он не решает проблему параллельного импорта. Он также убивает саму суть модели предоставления различного режима охраны для объектов патентного права, авторского права, средств индивидуализации.

Во-вторых, путем разного правового регулирования вопросов исчерпания прав для различных секторов экономики. Предполагается, что данный подход можно осуществить следующими способами:

• путем введения международного исчерпания для определенных товаров. Список этих товаров должен носить исчерпывающий характер;

• введение международного исчерпания с исключениями в виде отдельного списка товаров. В отдельный список было бы логично внести товары, например, из фармакологической промышленности, так как на разработку препарата могут уйти большие временные и денежные затраты.

На практике работает всеобщий принцип: чем более узко определено действие исчерпания прав (национальный принцип обладает самой узкой сферой действия), тем шире действуют исключительные права как рыночный инструмент конкуренции.

Конечно же, данный подход далек от идеала, ведь транснациональные корпорации имеют возможности по лоббированию своих интересов, и списки отраслей, в которых будет введен национальный принцип исчерпания, может не ограничиться медициной, фармакологией и так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также стоит отметить, что и в фармакологии есть товары, патентные права на которые давно исчерпаны, но при этом, если в соответствии с данным подходом им будет предоставляться национальный принцип исчерпания, это опять же позволит крупным компаниям монопольно регулировать рынок фармакологической продукции.

В-третьих, путем общей гармонизации при заключении международных соглашений с едиными правилами о международном исчерпании прав. Стоит остановиться на каждом варианте немного подробнее.

Данный подход в гармонизации заключается в подписание многосторонних международных соглашений, в которых между государствами, вступившими в соглашение, будет устанавливаться международный принцип исчерпания. Предложение нашло множество противников, поскольку его принятие может привести к дисбалансу в торговом обороте и осложнению экономических связей между торговыми партнерами.

Также данное предложение натолкнулось на нормы Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое было подписано в 1994 г. в Марракеше (Марокко) в рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и является обязательным для стран, вступивших в ВТО (Женева, 1999).

В свою очередь в условиях либерализации международной торговли одним из важных вопросов правового регулирования ТРИПС остается разработка концепции применения принципов исчерпания прав на интеллектуальную собственность.

Тем не менее, обратившись к Соглашению ТРИПС, мы убеждаемся, что в нем не регламентируется применение какого-либо конкретного принципа исчерпания прав.

Из положений статьи 6 Соглашения ТРИПС следует, что решение данного вопроса отдается на усмотрение национального законодателя и к государствам-членам Соглашения не будут применяться никакие правовые санкции за введение конкретного принципа исчерпания прав. Содержание указанной статьи таково, что одобрение принципа международного исчерпания прав отдельно взятой страной-участницей Соглашения не может рассматриваться как снижение требуемого уровня защиты прав интеллектуальной собственности .

Отсюда можно сделать вывод о возможности применения государствами-членами различных принципов исчерпания прав . Сложившаяся ситуация, строго говоря, требует правового урегулирования, поскольку применение разных принципов исчерпания прав, как отмечалось, может привести к дисбалансу в международной торговле, что противоречит основным целям Соглашения ТРИПС.

Можно предположить, что наиболее серьезным и значительным шагом в вопросах гармонизации в подходах к исчерпанию прав в будущем стало бы заключение многосторонних соглашений в рамках Всемирной Торговой Организации (далее — ВТО). Конечно, переговоры по этим соглашениям будут достаточно длительными и сложными, но нужно понимать, что от этих решений, по сути, зависит судьба рынка товаров, судьба конкуренции и недопущение образования монополий. Каждое государство должно установить гибкие и в то же время согласованные критерии по исчерпанию прав интеллектуальной собственности.

После рассмотрения понятия исчерпания исключительного права на товарный знак, изучения принципов исчерпания, их плюсов и минусов, общих тенденций по гармонизации можно сделать вывод, что исчерпание права является сложным правовым институтом. Также можно сказать, что как полноценная форма ограничения права исчерпание действует только, если государство применяет международный принцип. Именно при международном принципе наиболее ярко прослеживается то ограничение, при котором правообладатель не властен над дальнейшей судьбой товара после его первого выпуска в гражданский оборот. Национальный же принцип представляет собой некое половинчатое ограничение. При нем правообладатель лично или через своего представителя в стране начинает вводить товар в гражданский оборот, при этом за ним остается право выбора товара, который он хочет запустить на рынок конкретной страны, а также его качество, количество и, что немаловажно, ценовая политика. Все это порождает такое экономико-правовое и политическое явление, как параллельный импорт, о котором будет говориться в дальнейшем.

Конечно же, наиболее либеральным является международный принцип исчерпания права. Государства, использующие данный принцип, по сути, открывают колоссальные возможности представителям малого и среднего бизнеса, которые, зачастую просто не могут приобрести лицензию у правообладателя.

Одним из минусов введения международного принципа исчерпания является уменьшение контроля за контрафактными товарами. В ответ на это можно сказать, что и при национальном исчерпании контрафактного товара в магазинах меньше не становится. Товар так же проходит через таможенную границу и так же попадает на рынок. Отличие лишь в том, что на сегодняшний день это может сделать либо непосредственно сам правообладатель, либо с его согласия это может сделать его представитель. При международном исчерпании, это может сделать любое лицо, в установленном законом порядке уплатившее все таможенные пошлины и

сборы.

На сегодняшний день Гражданским Кодексом РФ не дается законодательно закрепленного определения исчерпания исключительных прав на товарный знак. Статья 1487 данного Кодекса закрепляет лишь, что не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Это дает нам понять, что на сегодняшний день в Российской Федерации действует национальный принцип исчерпания права.

Литература:

1. Пирогова В.В. «Исчерпание исключительных прав и параллельный импорт.»//М.: Статут, 2008.\

3. Пирогова В.В. «»Торговые аспекты» и «общественные интересы» в Соглашении ТРИПС» //Московский журнал международного права. 2010. № 12.

4. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) (Приложения 1 к Марракешскому заключительному акту об учреждении ВТО) 15 апреля 1994 года // Публикация ВОИС на русском языке. Женева, 1999.

1. Pirogova V.V. «Exhaustion of exclusive rights and parallel imports.» // M.: Statute, 2008. \