Реорганизация юридического лица в РБ

Согласно статье 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Если собственник имущества (учредители, участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает их на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении (присоединение) юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении (разделение) юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении (выделение) из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании (преобразование) юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Передаточный акт и разделительный баланс

Согласно статье 55 Гражданского кодекса Республики Беларусь передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

Согласно статье 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Как защитить свои права при реорганизации

В результате реорганизации могут измениться состав имущества юридического лица, количество участников юридического лица, размер долей участников, организационно-правовая форма юридического лица, поэтому в учредительные документы участвующих в реорганизации юридических лиц вносятся определенные изменения и дополнения, а также во многих случаях включаются положения, существенно ограничивающие права участников (учредителей) юридического лица. Такое может произойти как по незнанию, так и намеренно.

В связи с этим при изменении учредительных документов собственнику реорганизуемого бизнеса нужно проверять нормы, которые регулируют:

  • порядок распределения прибыли и убытков;
  • размер уставного фонда и долей каждого из участников (учредителей);
  • порядок проведения общих собраний (вопросы уведомления участников (учредителей), формирования повестки дня, установления различных сроков при созыве, проведении и оформлении результатов собрания);
  • порядок принятия решения общим собранием участников (иным высшим органом управления), включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов. Особое внимание стоит уделить вопросу назначения и досрочного прекращения полномочий исполнительного органа;
  • количество голосов, принадлежащее каждому из участников;
  • права и обязанности участников (учредителей);
  • порядок предоставления информации участникам (учредителям) о хозяйственной деятельности юридического лица.

Организационные аспекты, которые могут возникнуть при реорганизации

Во-первых, вопрос может возникнуть о порядке и условиях осуществления деятельности на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее — Положение), действие лицензии прекращается в т.ч. при реорганизации лицензиата — юридического лица, за исключением некоторых случаев (п.83 Положения). В частности, при реорганизации лицензиата — юридического лица в форме выделения либо присоединения к нему другого юридического лица, если сведения, указанные в лицензии реорганизованного юридического лица, не изменились, это юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В случае если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения (часть первая п.70 Положения).

С 23 января 2017 г. следует руководствоваться Положением в редакции Указа Президента РБ от 20.10.2016 № 379.

В случае реорганизации лицензиата (примечание 2) — юридического лица в форме преобразования, слияния, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии в установленном порядке (п.69 Положения).

В случае присоединения лицензиата — юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического лица в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано обратиться за выдачей новой лицензии в установленном порядке (часть вторая п.70 Положения).

Во-вторых, поскольку реорганизация юридического лица предполагает правопреемство, возможны спорные ситуации о привлечении юридического лица к административной ответственности, например при совершении юридическим лицом административного правонарушения, признанного длящимся, т.е. совершение деяния, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания (ст.2.6 КоАП).

Основываясь на содержании принципов административной ответственности, юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. При этом каждое юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности (пп.4, 5 ст.4.2 КоАП). В нормах КоАП закреплены специальные нормы относительно случаев реорганизации юридических лиц (ст.4.8 КоАП):

1) слияние: при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

2) присоединение: при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо;

3) разделение и выделение: при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

4) преобразование: при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

В соответствии с п.7 ст.4.8 КоАП наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В-третьих, следует учитывать нормы Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с подп.9.2 п.9 названного Указа без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по основаниям, связанным и с реорганизацией проверяемого субъекта.

Дополнительные вклады и пересмотр размера долей участников

Нередко реорганизация юридического лица влечет за собой необходимость внесения дополнительных вкладов и пересмотра размера долей участников (учредителей), поэтому необходимо понимать значение и соотношение понятий «вклад», «доля», «действительная стоимость доли», «стоимость чистых активов», «размер уставного фонда».

Вклад — это те денежные средства или имущество, которые фактически вносятся или вносились в уставный фонд юридического лица.

Размер уставного фонда — денежная оценка имущества юридического лица, сформированного за счет вкладов участников или иных источников в соответствии с законодательством. Размер уставного фонда прописывается в учредительных документах юридического лица.

Размер доли участника в уставном фонде юридического лица определяется в процентах или в виде дроби и обычно соответствует соотношению стоимости его вклада в уставный фонд и уставного фонда этого юридического лица. Однако учредительными документами юридического лица может быть предусмотрено и иное.

Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов этого юридического лица, пропорциональной размеру его доли.

Чистые активы — разница активов юридического лица и его пассивов, рассчитанная в установленном законодательством порядке.

На практике при присоединении, слиянии или преобразовании унитарного предприятия в хозяйственное общество уставный фонд может увеличиваться. Как уже отмечалось, размер доли по общему правилу соответствует вкладу участника в уставный фонд. В большинстве случаев стоимость чистых активов юридического лица не соответствует размеру уставного фонда (иными словами, юридическое лицо обладает имуществом, которое больше или меньше уставного фонда). В процедуре реорганизации при определении долей определяющую роль может играть именно размер уставного фонда и вкладов участников, а не стоимость имущества, принадлежащего участвующим в реорганизации юридическим лицам.

Таким образом, возможна ситуация, когда участники юридического лица с большой стоимостью чистых активов и маленьким размером уставного фонда при слиянии с юридическим лицом с большим уставным фондом и меньшей стоимостью чистых активов получат меньшие доли в уставном фонде нового юридического лица. Действительная доля указанных лиц в уставном фонде созданного после реорганизации юридического лица будет меньше действительной доли в уставном фонде их старой компании, которая была реорганизована. А меньший размер доли — это как минимум меньший размер дивидендов и, соответственно, уменьшение роли в управлении бизнесом.

Окажу юридические услуги по реорганизации юридических лиц.

Специализируюсь на реорганизации в форме преобразования, выделения, присоединения.

В рамках оказания услуги по реорганизации:

— составим подробный алгоритм действий по реорганизации Вашего юридического лица;

— составим решение учредителя (решение/протокол участников хозяйственного общества) о реорганизации юридического лица;

— составим уведомление в государственные органы о принятом решении о реорганизации;

— составим уведомление кредиторам о принятом решении о реорганизации;

— составим уведомление работникам юридического лица о принятом решении о реорганизации;

— составим решение/протокол учредителей/участников вновь возникающего в результате реорганизации юридического лица;

— составим приказ об инвентаризации;

— поможем правильно отразить в передаточном акте (разделительном балансе) положения о правопреемстве юридических лиц;

— предоставим образец оформления передаточного акта (разделительного баланса);

— согласуем наименование юридических лиц;

— подготовим заявления о государственной регистрации;

— подготовим уставы юридических лиц;

— предоставим реквизиты для оплаты государственной пошлины;

— поможем изготовить печать (при необходимости), поможем уничтожить печать (при необходимости);

— подготовим уведомления о состоявшейся реорганизации;

— представим интересы субъекта хозяйствования во всех государственных органах, частных организациях, окажем полную консультационную помощь в вопросах реорганизации юридического лица, окажем иные сопутствующие юридические услуги.

Статьи по теме реорганизации юридических лиц .