Отсрочка уплаты налогов

Что такое отсрочка и рассрочка?

Отсрочка (рассрочка) по уплате налога это изменение срока уплаты. Рассрочка или отсрочка предоставляется не более чем на один год. Для уплаты той части налогов, что зачисляется в федеральный бюджет, дается не более трех лет.

Перечень налогов, на которые распространяется возможность рассрочки, Налоговый кодекс не ограничивает. Правила по предоставлению отсрочки или рассрочки распространяются и на страховые взносы.

При предоставлении отсрочки налог уплачивается единовременно, но в более поздний срок (п. 6 ст. 61 НК РФ), а при рассрочке – не только позднее, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Кто может претендовать на отсрочку (рассрочку)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться лицо, чье финансовое положение не позволяет уплатить налоги в установленный законом период. Однако должны быть основания полагать, что в течение срока рассрочки налогоплательщик сможет расплатиться.

  • ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;

  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;

  • невозможность уплаты налога до истечения срока исполнения требования налогового органа о погашении задолженности;

  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

В отношении таможенного НДС (налог, который подлежит уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание:

Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Куда обращаться за отсрочкой?

Для получения отсрочки или рассрочки нужно обратиться в Управление ФНС России по субъекту РФ по месту своего нахождения либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налого

Вид налога Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке) Срок отсрочки (рассрочки)
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет ФНС России Не более трех лет
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований Не более одного года
Страховые взносы ФНС России Не более одного года
Региональные и местные налоги УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика Не более одного года

Как получить рассрочку?

Помимо заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам, потребуются документы п. 5 ст. 64 НК РФ:

  • справки из банков о ежемесячных оборотах за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче заявления, и об остатках денежных средств;

  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);

  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительно должно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;

  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;

  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

Изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);

  • поручительством (ст. 74 НК РФ);

  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе .

В какой срок будет принято решение о предоставлении рассрочки?

Решение принимает налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком заявления и документов.

Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание:

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей может служить неполный перечень документов, приложенных к заявлению.

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;

  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Правительством РФ был принят ряд мер по поддержки организациям и предпринимателям в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409). Одной из них был перенос срока уплаты и упрощенные механизмы отсрочки (рассрочки) для организаций и предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Напомним, что перечень таких отраслей (сфер деятельности) утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434.

Помимо этого, получить отсрочку или рассрочку можно и другим организациям, не попадающим под применение вышеуказанной меры поддержки. Такая возможность предусмотрена налоговым законодательством, которое также определяет сроки ее предоставления и условия, необходимые для ее получения (ст. 64 Налогового кодекса). Так, предусмотрено, что отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии хотя бы одного из оснований.

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо должно подать заявление, с указанием оснований и приложением подтверждающих документов, в УФНС по месту своего нахождения (жительства) (п. 2 ст. 64 НК РФ, приказ ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Налоговая служба обращает внимание, что обязательным условием для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов является представление обеспечения в форме залога, поручительства или банковской гарантии (письмо ФНС России от 30 июня 2020 г. № КЧ-4-8/10578@).

Перенос сроков уплаты и отсрочка — в чём разница
Кто может претендовать на отсрочку или рассрочку
При каких условиях дадут отсрочку или рассрочку
Доходы снизились более чем на 10 %
В 2020 году появились убытки
Кому не дадут поддержку
Какие налоги подпадают под отсрочку
Как работает отсрочка
Как работает рассрочка
Как получить отсрочку или рассрочку

Перенос сроков уплаты и отсрочка — в чём разница

Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 предусматривает два механизма поддержки бизнеса: перенос сроков уплаты налогов и отсрочки/рассрочки.

Перенос сроков — это «автоматическое» продление периода уплаты некоторых налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей. Здесь никаких заявлений в налоговую подавать не надо: сроки сдвигаются без участия налогоплательщиков.

Смотреть новые сроки сдачи отчётности и уплаты налогов

Отсрочки и рассрочки по уплате налогов — это индивидуальная мера поддержки. Чтобы её получить, придётся подать в ИФНС заявление. Расскажем подробнее об этом механизме.

Кто может претендовать на отсрочку или рассрочку

В отличие от переноса срока уплаты налогов, отсрочку или рассрочку может получить не только малый и средний бизнес.

На отсрочку или рассрочку могут рассчитывать компании из перечня пострадавших отраслей (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434). «Пострадавший» ОКВЭД должен быть указан в ЕГРЮЛ/ЕГРИП как основной по состоянию на 1 марта 2020 года.

Если ваша компания входит в перечень пострадавших и сохранила 90 % сотрудников по сравнению с мартом 2020 года, попробуйте получить кредит на выплату зарплаты.

Кроме того, право на поддержку имеют стратегические, системообразующие и градообразующие предприятия — при условии, что они пострадали от пандемии и правительство подтвердило это отдельным решением. Проверьте, относится ли ваша компания к одной из этих категорий.

Категория компаний, которые могут претендовать на отсрочку/рассрочку, если пострадали от пандемии Как проверить
Стратегические предприятия Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р (пп. «б» п. 13 Правил)
Системообразующие предприятия Перечень, утв. Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития РФ, от 20.03.2020 № 3 (пп. «в» п. 13 Правил).
Градообразующие предприятия Организация признаётся градообразующей, если среднее количество застрахованных лиц по данным РСВ за последние четыре отчётных периода больше 5000 человек (пп. «г» п. 13 Правил)

Наконец, отсрочку смогут получить собственники торговых помещений, если они сдают их в аренду и дали арендаторам отсрочку по арендной плате (поправки к Постановлению № 409, внесённые Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 699).

По каким правилам арендодатели могут дать отсрочку арендаторам, зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 439. И чтобы получить отсрочку по налогам, эти правила нужно выполнить. Вот часть требований:

  • Арендные каникулы нужно предоставить с даты, когда в субъекте РФ введён режим повышенной готовности или ЧС, до 01.10.2020.
  • Каникулы должны распространяться на всю сумму арендной платы за период повышенной готовности (ЧС) и на 50 % от суммы со дня отмены режима и до 1 октября.
  • Нельзя требовать от арендатора погасить задолженность ранее 1 января 2021 года.
  • Арендатор должен погашать задолженность поэтапно не чаще раза в месяц равными платежами не больше ½ от арендной платы.
  • По графику задолженность должна быть погашена полностью не позднее 1 января 2023 года.

И ещё два нюанса. На 1 марта у таких арендодателей в ЕГРЮЛ в качестве основного должен значиться код 68.2. А под торговыми помещениями понимаются объекты недвижимости и помещения в них, которые расположены на земельном участке, отвечающем двум критериям:

  1. На нём можно размещать торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания — об этом говорит вид разрешённого использования или наименование по данным ЕГРН.
  2. Он включён в утвержденный субъектом РФ перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

Региональные власти должны сформировать и передать в ФНС перечень организаций и физлиц, которые имеют право на такую отсрочку. Получить отсрочку смогут только те, кто попадёт в этот перечень.

При этом регионы могут ввести дополнительные критерии для включения компаний в этот перечень. Например, могут установить, что отсрочкка аренды должна подтверждаться, или ограничить площадь торговых объектов, которые попадут под льготу.

При каких условиях дадут отсрочку или рассрочку

Оказаться в одном из названных перечней — необходимо, но недостаточно, чтобы получить отсрочку или рассрочку. Дополнительно учитываются финансовые показатели.

Доходы снизились более чем на 10 %

Отсрочку или рассрочку не дадут, если доходы компании в прошлом квартале снизились на 10 % и менее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для организаций, которые только открылись в 2019 году, берутся данные за два квартала до подачи заявления. Тем же, кто начал деятельность в 2020 году, отсрочку или рассрочку не дадут.

Однако доходы можно определять по-разному (Постановление № 409):

  • можно считать доходы в целом;
  • можно считать только доходы от реализации товаров, работ или услуг;
  • можно сузить круг операций и учесть снижение доходов только от реализации товаров, работ и услуг, облагаемых НДС по ставке 0 %, — если доля такой реализации больше 50 % от общего объёма.

В любом случае считаются именно «налоговые», а не «бухгалтерские» доходы. Для компаний на ОСНО данные берутся из налоговой отчётности: общий доход — из декларации по прибыли, доходы от реализации товаров, работ и услуг — из декларации по НДС (п. 4 Правил). Те, кто применяет УСН, указывают доходы «под честное слово»: подавать вместе с заявлением подтверждающие документы не нужно (п. 7 Правил).

В 2020 году появились убытки

Вторая категория, которая может претендовать на отсрочку или рассрочку, — организации на ОСНО, которые в 2020 году по итогам отчётных периодов начнут получать убытки, если в декларации за 2019 год их не было.

Сравниваются данные об убытках из годовой декларации за 2019 год и квартальной за отчётный период до подачи заявления (п. 4 Правил).

Кому не дадут поддержку

Даже если все условия (код ОКВЭД и финансовые) выполняются, претендовать на отсрочку или рассрочку не могут компании, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков, — в части налога на прибыль.

Не удастся получить поддержку, если руководитель компании или ИП «проходит» по уголовному делу за преступления в сфере налогообложения или собирается выехать за пределы РФ на ПМЖ.

Наконец, отказать в отсрочке или рассрочке могут, если у ИФНС есть основания полагать, что компания воспользуется этим для сокрытия имущества.

Какие налоги подпадают под отсрочку

Отсрочку и рассрочку можно получить по налогам и взносам, включая авансовые платежи, которые нужно заплатить в 2020 году. Правило распространяется и на региональные и местные налоги и взносы «на травматизм».

Но есть и исключения.

  • Не дадут отсрочку и рассрочку по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых.
  • Отсрочку по НДС и налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья могут получить только компании из «самых пострадавших» отраслей (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 570). В частности, это гостиничный бизнес, общепит, турагентства.
  • Собственники-арендодатели торговых помещений вправе претендовать на отсрочку только по имущественным налогам: налогу на землю и на имущество организаций или физических лиц.

Как работает отсрочка

Отсрочка позволяет уплатить налоги и страховые взносы позже, чем это установлено НК РФ. Продолжительность отсрочки зависит от нескольких факторов.

На какой период дадут отсрочку по налогам и взносам

Период отсрочки

Условия для

обычных организаций системообразующих, градообразующих, стратегических, продающих социально значимые товары
3 месяца
  • Доходы снизились на 10–20 %
  • В 2020 году появился убыток, тогда как в 2019 году его не было
  • Доходы от реализации снизились более чем на 10 %
  • Снизились на 10 % и более доходы от реализации товаров, работ и услуг, облагаемых НДС по ставке 0 %
  • В 2020 году появился убыток, тогда как в 2019 году его не было

Достаточно одного из названных условий.

Доходы от реализации с нулевым НДС учитываются, только если таких продаж больше 50 % от общего объема

6 месяцев Доходы снизились на 20–30 % Доходы снизились на 10–20 %
9 месяцев
  • Доходы снизились на 30–50 %
  • Выручка снизилась больше чем на 20 % и есть убытки
Доходы снизились на 20–30 % Достаточно одного из этих условий
1 год
  • Доходы сократились более чем вполовину
  • Выручка снизилась больше чем на 30 % и есть убытки
Доходы снизились более чем на 30 % Достаточно одного из этих условий

Как работает рассрочка

Рассрочка — это возможность платить налоги и взносы постепенно, а не одной суммой. Для обычных организаций Постановление № 409 предусматривает рассрочку максимум на 3 года с уплатой по согласованному графику платежей. При этом в графике должно быть зафиксировано, что компания вносит деньги не реже раза в месяц равными долями. Отсчёт начинается с месяца, когда выдана рассрочка.

Период, на который вы хотите рассрочить уплату налога, указывается в заявлении, но он не должен превышать три года.

Претендовать на рассрочку можно в двух случаях:

  • если доходы сократились больше чем вполовину;
  • если доходы снизились больше чем на 30 % и появился убыток.

Для стратегических, системообразующих, градообразующих компаний и КНП установлены свои критерии и периоды рассрочки. Если доход снизился на 30–50 %, можно рассчитывать на 3-летнюю рассрочку. А если доходы упали более чем на половину, рассрочка даётся на пять лет.

Собственники-арендодатели торговых помещений могут претендовать на рассрочку, только если являются крупнейшими налогоплательщиками или относятся к категории стратегических, системообразующих, градообразующих организаций. Если нет, то они вправе получить только отсрочку по налоговым платежам.

Как получить отсрочку или рассрочку

Чтобы получить поддержку, нужно до 1 декабря 2020 года подать в свою инспекцию:

  • заявление;
  • обязательство соблюдать условия отсрочки или рассрочки;
  • график погашения задолженности, если вы претендуете на рассрочку более чем на 6 месяцев.

Декларации и расчёты, если они уже поданы в налоговую, прилагать не нужно. А вот если в заявлении есть данные из деклараций, которые еще не сданы (в том числе из-за переноса сроков), их стоит тоже приложить к заявлению. В противном случае инспекция не будет рассматривать заявление, пока компания не подаст декларацию. Исключение, как уже упоминалось, — плательщики УСН. Им налоговая верит на слово.

Если компания хочет получить отсрочку или рассрочку больше чем на полгода, понадобится поручительство или банковская гарантия. Ещё один вариант — передать в залог недвижимое имущество, если его кадастровая стоимость больше суммы задолженности.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 14.10.2019 и сообщает следующее.

1. Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определяется порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, сбора, страховых взносов (далее — платежи, регулируемые Кодексом).

Согласно пункту 8 статьи 64 Кодекса при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора, страховых взносов) причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты платежа, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

При предоставлении отсрочки (рассрочки) Кодексом не предусмотрено списание пеней.

Отсрочка или рассрочка по уплате платежей, регулируемых Кодексом, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти платежи в установленные сроки, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом таких платежей возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Кодекса.

Одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате указанных платежей является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им причитающихся платежей, регулируемых Кодексом (подпункт 3 пункта 2, пункт 13 статьи 64 Кодекса).

Наличие такого основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налогов, сборов, страховых взносов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382.

Однако предоставление отсрочки организации, которая по решению суда признана банкротом, Кодексом не предусмотрено.

В целях урегулирования задолженности может быть принято мировое соглашение на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 указанного Федерального закона на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Пунктом 1 статьи 159 названного Федерального закона предусмотрено, что утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

2. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание регулируются статьей 59 Кодекса.

Обстоятельства, при наличии которых недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, признаются безнадежными к взысканию, определены пунктом 1 статьи 59 Кодекса.

Обращение налогового органа в суд о признании организации банкротом не является основанием списания образовавшихся у организации недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Заместитель директора Департамента
В.А. ПРОКАЕВ

Согласно пункту 2 статьи 51 Налогового кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налогов и (или) плат может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог и (или) плату в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии одного из следующих оснований: 1) причинение налогоплательщику ущерба в результате непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы); 2) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер; 3) имущественное положение физического лица, не состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя (без учета имущества, на которое в 05.04.2018 Копия электронного документа. соответствии с законодательством Республики Казахстан не может быть обращено взыскание), исключает возможность единовременной уплаты налога; 4) принятие судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности; 5) основной вид деятельности налогоплательщика относится к отрасли экономики, имеющей стратегическое значение согласно законам Республики Казахстан; 6) представление налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности; 7) согласие налогоплательщика с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Положения настоящего подпункта не распространяются на налогоплательщиков, период с даты регистрации которых в качестве налогоплательщика до даты подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки составляет менее пяти лет. Таким образом, в случае если налогоплательщиком обжаловано уведомление о результатах налоговой проверки, однако оно было оставлено в силе, то получить отсрочку или рассрочку для погашения образовавшейся налоговой задолженности такой налогоплательщик вправе только при наличии другого основания, предусмотренного пунктом 2 статьи 51 Налогового кодекса. При этом отсрочка или рассрочка предоставляется под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица либо под гарантию банка и не освобождает от начисления пеней за несвоевременную уплату налогов. Относительно подпункта 3) пункта 2 статьи 54 Налогового кодекса, в соответствии с которым действие отсрочки и рассрочки прекращается в случае подачи жалобы на уведомление о результатах проверки в течение срока, указанного в решении налогового органа об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, указанных в уведомлении о результатах проверки, сообщаем, что данный подпункт применяется в случае, если отсрочка или рассрочка предоставлена по основанию, предусмотренному подпунктом 7) пункта 2 статьи 51 Налогового кодекса, то есть в случае согласия с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Касательно срока, на который может быть предоставлена рассрочка по уплате налогов, сообщаем, что пунктом 1 статьи 51 Налогового кодекса предусмотрено, что рассрочка с ежемесячной или ежеквартальной уплатой сумм налогов и (или) плат равными долями предоставляется на срок, не превышающий трех лет. При этом, как указывалось выше, отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налогоплательщику, в случае если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. Относительно разработки рекомендаций по применению норм Налогового кодекса сообщаем, что в настоящее время по предложению Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» рассматривается вопрос о написании комментариев к Налоговому кодексу, в которых, в частности, будут разъяснены нормы по предоставлению отсрочек и рассрочек по уплате налогов и (или) плат.

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Тенгебаев А.М.