5 7 10 21

Подробности Просмотров: 33951

Выдача разрешений на строительство регламентирована статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

Разрешение на строительство выдается застройщику или нанятому им по договору техническому заказчику уполномоченным государственным или муниципальным органом РФ в порядке, установленном ГрК РФ.

Разрешение на строительство подтверждает право собственника (арендатора) земли с участием технического заказчика или самостоятельно выполнить новое строительство или реконструкцию, капитальный ремонт здания и сооружения, а также провести благоустройство прилегающей территории.

Главное условие получения разрешения на строительство – оформленные должным образом земельно-имущественные отношения – зарегистрированный договор аренды или свидетельство о собственности.
Главное основание для оформления разрешения на строительство — положительное заключения Государственной экспертизы по проектно-сметной документации. ГрК предусматривает вариант негосударственной экспертизы ПСД, но в практике таких случаев нет.

После оформления всех необходимых документов и получения разрешения на строительство, а также ордера на проведение подготовительных, земляных и строительных работ земельный участок обретает статус строительной площадки.

Срок действия разрешения на строительство устанавливается проектом организации строительства, это один из составляющих ИРД документов. Срок может быть продлён при определенных обстоятельствах по заявлению техзаказчика.

Изображение — копия разрешения на строительство, которое получено ООО «Дирекция заказчика-застройщика» для возведения ЖК «9-18» в г. Мытищи (открыть в полночитаемом формате). Если строительство делится на очереди, как в данном случае, то приходится получить разрешение на ведение строительных работ для каждой очереди комплексного объекта.

Отказ в выдаче разрешения на строительство должен быть мотивирован:

  • В случае выявления несоответствия между проектной документацией и видом разрешенного использования земельного участка;
  • В случае выявления несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.

Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство можно обжаловать в суде.

Получение разрешения на строительство не нужно в следующих случаях:

  • будущие строительные работы не затрагивают конструктивные характеристики зданий и сооружений, не ухудшают их надежность и безопасность
  • в случае возведения временных построек и сооружений, которые необходимы для организации и проведения строительных работ,
  • в случае строительства дачного в дачном, садоводческом или огородническом товариществе.

Разрешение на проведение строительства следует переоформить, если право на возведение объекта передается другому заказчику, в случае реорганизации предприятия заказчика и при передаче подряда на выполнение СМР другой строительной организации. Срок действия разрешения при этом сохраняется.

Как оформить разрешение на строительство

Для получения разрешения на строительство технический заказчик, действующий по договору с заказчиком-застройщиком (инвестором) направляет в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления субъекта РФ оформленное заявление вместе с комплектом подтверждающих документов. Это и есть исходно-разрешительная документация.

К заявлению на получение разрешения на строительство технический заказчик должен приложить:

1. Свидетельство о праве собственности или зарегистрированный договор аренды земельного участка;

2. Градостроительный план участка;

3. Проектно-сметной документацию, состоит из документов:

  • Пояснительная записка к проекту;
  • Планировочная схема организации земельного участка, выполненная в соответствии с ограничениями, установленными градостроительным планом земельного участка, в пределах «красных линий», утвержденных в составе проекта планировки территории;
  • Архитектурно-строительные чертежи;
  • Список и характеристики инженерно-технического оборудования, установленного по проекту в здании и на участке
  • Сводный план инженерных сетей с обозначением точек подключения здания или сооружения к сетям энергообеспечения и другим инженерным сетям;
  • Проект организации строительства (ПОС);
  • Проект полного или частичного демонтажа зданий и сооружений, находящихся на участке под строительство, если такие работы предусмотрены.

4. Положительное заключение госстройэкспертизы по результатам проверки проектной документации;

5. Если таковое имеется — специальное разрешение в случае отклонения от предельно допустимых ограничений разрешенного строительства, реконструкции (в соответствии со статьей 40 ГрК РФ);

6. Оформленное согласие других правообладателей здания в случае реконструкции и/или капремонта;

7. требуемые допуски СРО для организаций технического заказчика, строительного контроля (технадзора), генподрядной и генпроектной организаций, приказы о назначении ответственных за ведение технического и авторского надзора и за производство работ.

Орган, выдающий разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления соответствующего заявления технического заказчика проверяет:

  • наличие всех документов
  • соответствие проектной документации требованиям ГПЗУ и/или требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных градостроительных параметров;

Технический заказчик уведомляет Госархнадзор о полученном разрешении, тот составляет план проверок.

Само разрешение на строительство предусматривает полное право застройщика на проведение работ, но в череде документов есть также ордер на земляные работы, который выдает АТИ или управление ЖКХ, то есть – уполномоченный орган.

Ряд подготовительных работ может быть проведен с разрешения АТИ или иного уполномоченного органа, например, перекладку инженерных сетей для подготовки к строительству.

Если собственник приобрел землю, он без разрешения на строительство может поставить забор и бытовку охраны.

Как получить разрешение на строительство, видео

1. Выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также:

1) строительства физическим лицом гаража на земельном участке:

а) предоставленном для такого строительства для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, органом местного самоуправления при наличии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, на которой этот участок расположен;

б) расположенном на застроенной многоквартирными домами территории, применительно к которой утверждена документация по планировке территории, при наличии разрешения от собственников помещений в многоквартирном доме, при условии что правилами землепользования и застройки допускается строительство гаража в качестве вспомогательного вида разрешенного использования, связанного с наличием многоквартирного дома, а также при условии соблюдения требований градостроительного плана земельного участка многоквартирного дома;

в) расположенном в составе земельного участка, предоставленного гаражно-строительному кооперативу;

2) ремонта (том числе в случае аварии) подземных коммуникаций, воздушных сетей, дорог, ограждений, дорожного покрытия, посадки зеленых насаждений, не требующих дополнительного земельного отвода;

Информация об изменениях:

Законом Орловской области от 3 октября 2012 г. N 1406-ОЗ в пункт 3 части 1 статьи·29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) проведения капитального ремонта объектов, капитального строительства;

4) устройства площадок для детей, площадок для отдыха и выгула собак в соответствии с установленными регламентами и действующими нормативными требованиями;

5) организации открытых спортивных, игровых и хозяйственных площадок без специального покрытия и устройства дренажа и возведения на них капитальных зданий и сооружений;

Законом Орловской области от 3 октября 2012 г. N 1406-ОЗ в пункт 6 части 1 статьи·29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

6) возведения и установки малых архитектурных форм и элементов благоустройства;

Законом Орловской области от 3 октября 2012 г. N 1406-ОЗ пункт 7 части 1 статьи·29 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

7) устройства водозаборных колодцев и скважин личного пользования на земельных участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества в соответствии с действующим законодательством;

8) пристройки к жилому дому веранды, крыльца и других элементов организации наружного выхода, если данные строения не регламентированы иными требованиями;

Законом Орловской области от 3 октября 2012 г. N 1406-ОЗ пункт 9 части 1 статьи·29 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

9) возведения строений и сооружений вспомогательного использования как капитального, так и некапитального характера в соответствии с градостроительным планом земельного участка или ранее установленными регламентами, если такие строения и сооружения определены правилами землепользования и застройки в качестве вспомогательных видов использования (хозяйственных сараев, бань, летних кухонь, иных надворных построек, теплиц, парников, навесов).

Градостроительным законодательством линейные объекты выделяются в качестве отдельного вида строительных объектов ввиду их специфики.
В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) линейные объекты — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
На основании пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, не распространяется действие градостроительного регламента.
Согласно части 1.1 статьи 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 указанной статьи, согласно которой выдачи разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства вспомогательных сооружений, строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, а также в случаях, если в соответствии с ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В Вологодской области перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется, утвержден Постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2012 № 348.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального Закона «О государственной регистрации» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана такого сооружения и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположено сооружение, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.
Согласно пункту 43 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана сооружения включаются сведения о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположен объект недвижимости.
В силу пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области

< Предыдущая

На участках, находящихся в частной собственности или предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, возможно строительство некапитальных объектов различного вида – складских, производственных торговых и т.д. Для большинства хозяйственных целей некапитальные объекты могут заменить объекты капитального строительство. При этом возводить их несоизмеримо проще, быстрее и дешевле.

Собственник участка обладает наибольшей свободой действий в вопросе строительства некапитальных объектов. В отличие от арендатора, он обладает бессрочным правом на участок, по своему усмотрению решает, застраивать ли участок недвижимостью или размещать на нем некапитальные объекты.

При этом в отличие от арендатора, который находится под страхом расторжения договора, изъять участок у собственника на порядок сложнее.

Строительство некапитальных объектов осуществляется собственником без разрешения на строительство и иных дополнительных разрешений или согласований или же с получением разрешения в гораздо более простом, по сравнению с капитальным строительством, порядке.

В то время как застройка участка объектами недвижимости даже для собственника является весьма затратной с точки зрения как финансов, так и времени. Так, если участок обременен запретом на строительство (актуально для г. Москвы) или требуется изменение его разрешенного использования, необходимо внести платеж в бюджет в размере иногда до 80 % стоимости участка.

Таким образом обеспечивается принципиальное снижение финансовых и временных затрат. Кроме того, некапитальные объекты могут возводиться на участках, где капитальные строительство не возможно в принципе. Также размещение некапитальных объектов в ряде случае способствует снижению налогового бремени.

Кроме того, для многих собственников участков с капитальными заданиями будет актуальна их надстройка некапитальными мансардными этажами, навесами и т.д.

В то же время, учитывая недостаточную определённость понятия недвижимости в законодательстве, имеется риск претензий и судебных требований со стороны контролирующих органов и иных заинтересованных лиц. В связи с этим собственнику участка целесообразно действовать на опережение, изначально позаботиться о подтверждении статуса размещаемых объектов именно как некапитальных.

По вопросам, связанным с размещением некапитальных объектов, готовы оказать следующие услуги:

  1. Подготовка юридических заключений по вопросам строительства некапитальных объектов, на конкретном земельном участке исходя из его юридического статуса и по вопросам возможности отнесения конкретных объектов (существующих или проектируемых) к некапитальным.
  2. Юридическое сопровождение процедуры размещения некапитального объекта в том числе — получения разрешения на размещение некапитального объекта, если такое разрешение требуется.
  3. Комплексное сопровождение процедуры строительства некапитальных объектов с выполнением функций технического заказчика.
  4. Содействие в подготовке независимого заключения компетентных экспертов-строителей по вопросам, связанным с установлением некапитальности объекта;
  5. Услуги по минимизации рисков предъявления требований третьих лиц о признании возведённого объекта капитальной постройкой, в том числе при наличии текущего спора:

    5.1. Содействие в получении документов, способных являться доказательством некапитальности строящегося или возведённого объекта:

    • заключения независимой экспертизы о некапитальности объекта.
    • заключения кадастрового инженера о том, что подготовка технического плана объекта невозможна ввиду его некапитальности;
    • решения кадастровой палаты (ФКП Росреестра) об отказе в государственной регистрации права на объект по причине его некапитальности;

    5.2. Создание благоприятной судебной практики и получение решения суда, содержащего выводы о том, что объект является некапитальным.

Кроме того, Правовой центр «Два М» осуществляет комплексную правовую экспертизу земельных участков с целью выявления экономически эффективных вариантов их использования связанных как с капитальной застройкой так и со строительством некапитальных объектов того или иного назначения. При этом учитываем градостроительный регламент земельного участка (возможные виды разрешенного использования, предельные параметры строительства, нахождение в зоне действия различных ограничений), необходимость внесения обязательных платежей в бюджет (как однократно, так и в виде налогов в дальнейшем).