Про ПТС

На сегодняшний день в России владельцы транспортных средств могут заменить обычный ПТС на электронный или оформить электронный ПТС сразу при покупке. Переходный период продлится до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные паспорта выдавать больше не будут. В ЭПТС входит информация о транспортном средстве, владельцах и их количестве, страховых случаях, пройденном техосмотре, а также финансовая часть (например, находится ли автомобиль в залоге).

Вопрос-ответ Чем ПТС отличается от СТС?

Где можно получить ЭПТС?

Поменять обычный ПТС на электронный собственник автомобиля может у оператора техосмотра или у уполномоченных организаций, которые перечислены на сайте Минпромторга России. Стоимость оформления составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС). Обязательной замены уже выданных бумажных ПТС на электронные не предусмотрено. Выданные ранее бумажные документы будут действительны до окончания их срока действия.

При самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы государств-членов ЕАЭС оформить ЭПТС также можно будет в уполномоченных Минпромторгом организациях. Стоимость оформления ЭПТС также составит 600 рублей.

Что касается нового автомобиля, то электронный ПТС будет выдан владельцу дилером непосредственно при покупке. Номер ЭПТС будет уже прописан в договоре купли-продажи. Таким образом, покупатель получит автомобиль у дилера уже с электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС), оформленным организацией-изготовителем.

C 1 ноября в России перестанут выдавать бумажные паспорта транспортных средств — страна перейдет на электронный учет автомобилей. С декабря прошлого года электронные ПТС (ЭПТС) уже оформляет завод Mazda Sollers во Владивостоке на модели Mazda6 и Mazda CX-9, также систему электронных документов использует Porsche при ввозе импортируемых автомобилей. На сегодня в России уже оформлено более 2000 ЭПТС. Но как ими пользоваться?

Как выглядит электронный паспорт

Электронный паспорт — это запись в базе данных, которая имеет свой уникальный 15-значный номер. Также существует понятие выписки из паспорта — распечатки, внешне отчасти напоминающей привычный бумажный паспорт, но не являющейся официальным документом. Получить бумагу можно для того, чтобы иметь перед глазами первичные сведения о машине, а также номер ЭПТС, который можно проверить на портале системы электронных паспортов

Как поставить машину на учет

Принципиальных отличий при постановке на учет машины с ЭПТС нет. При покупке нового автомобиля нужно получить у дилера договор купли-продажи, в котором будет прописан номер ЭПТС. Также дилер выдаст распечатку выписки из реестра ЭПТС, но эта бумага не имеет юридической силы и не требуется для совершения регистрационных действий.

Договор купли-продажи с номером ЭПТС позволяет оформить полис ОСАГО, а все данные на машину страховщик получит через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия. Получив полис ОСАГО, владелец автомобиля вправе обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД, где будет достаточно предоставить договор купли-продажи и страховой полис. Информацию о машине инспектор получит по VIN-номеру или номеру электронного паспорта. После регистрации машины собственнику выдадут СТС, в котором вместо номера ПТС будет вписан ЭПТС.

Как быть, если машина покупается в кредит

Если бумажный ПТС при покупке машины в кредит остается у банка, то в случае с электронным этого не происходит. Однако все данные, включая информацию о кредите или залоге, хранятся в электронной системе, к которой имеют доступ не только сотрудники ГИБДД, но и потенциальные покупатели этой машины на вторичном рынке.

Что такое электронный ПТС

ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.

Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.

ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.

Зачем нужен ЭПТС

Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:

  • Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.

  • Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.

  • В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.

Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.

Как оформить электронный ПТС

При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.

Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.

Из чего состоит ЭПТС

В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:

  • Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.

  • Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.

Статусы ЭПТС

Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.

Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:

  • незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;

  • действующий;

  • погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;

  • аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;

  • утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.

Инструкция

по подключению организаций-изготовителей и других участников Республики Беларусь к системам электронных паспортов (АС СЭП).

В системах электронных паспортов АС СЭП (далее – АС СЭП) реализованы две площадки: продуктивная среда (https://zspd-nat.elpts.ru/pts/login) и испытательная среда (https://sand-by.elpts.ru/pts/login). В продуктивной среде предоставлена возможность внесение сведений из ОТТС, формирования шаблонов электронных паспортов, оформления юридически значимых ЭПТС, ЭПШТС, ЭПСМ и внесения в них изменений. Испытательная среда предназначена для ознакомления с функционалом систем АС СЭП и приобретения навыков работы в них.

I. Испытательная среда.

1. Для работы в испытательной среде АС СЭП (ввод ОТТС, создание шаблонов электронных паспортов, создание тестовых ЭПТС, ЭПШТС, ЭПСМ) необходимо заключить Соглашение о конфиденциальности с АО «Электронный паспорт». Для этого требуется сформировать заявку с категорией «ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ/Соглашение о конфиденциальности» в службе поддержки (далее – СП), предварительно зарегистрировавшись в СП. Инструкции по регистрации в СП размещены по адресу https://help.elpts.ru/ru/knowledge_base/category/68/#/.

2. Для организации доступа к испытательной среде АС СЭП посредством веб-интерфейса необходимо организовать защищенный канал передачи данных, и получить логин для работы в АС СЭП.

Для настроек защищенного канала связи (VPN соединения) необходимо обратиться в службу поддержки АО «Электронный паспорт» систем электронных паспортов (https://help.elpts.ru/ru/), с просьбой настроить VPN соединение, сформировав заявку с категорией «Национальные сегменты/ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ/ Настройка VPN», предварительно зарегистрировавшись в СП.

3. Для входа в АС СЭП посредством веб-интерфейса необходимо получить логин. Для получения логина требуется сформировать заявку в СП с категорией «Национальные сегменты/ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ/ Получить логин» (указав в тексте заявки назначение запроса для испытательной среды), приложив к ней согласия на обработку персональных данных (Приложение 1 к настоящей Инструкции), каждого предполагаемого к работе в АС СЭП сотрудника Вашей организации, а также учетную карточку организации-изготовителя (Приложение 2 к настоящей Инструкции). После получения заявки в СП, на актуальные электронные адреса, указанные в согласии на обработку персональных данных, будет выслана ссылка для создания пароля и активации учетной записи сотрудника организации-изготовителя, действительная в течении 24-х часов.

II. Продуктивная среда.

Для работы в продуктивной среде АС СЭП необходимо заключить договоры оказания услуг c АО «Электронный паспорт», а также с ОАО «ЦНИИТУ».

1. Для организации доступа к продуктивной среде на участке между организацией-изготовителем и АО «Электронный паспорт, в целях внесения сведений из ОТТС в АС СЭП, создания шаблонов электронных паспортов посредством веб-интерфейса необходимо организовать защищенный канал передачи данных в порядке изложенном в части 2 пункта 2 раздела I настоящей Инструкции (Если защищенный канал не был создан для работы в Испытательной среде).

2. Для получения логина требуется сформировать заявку в СП с категорией «Национальные сегменты/ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ/ Получить логин» (указав в тексте заявки назначение запроса для продуктивной среды), приложив к ней согласия на обработку персональных данных (Приложение 1 к настоящей Инструкции), каждого предполагаемого к работе в АС СЭП сотрудника Вашей организации, а также учетную карточку организации-изготовителя (Приложение 2 к настоящей Инструкции). После получения заявки в СП, на актуальные электронные адреса, указанные в согласии на обработку персональных данных, будет выслана ссылка для создания пароля и активации учетной записи сотрудника организации-изготовителя, действительная в течении 24-х часов.

3. В целях работы в АС СЭП посредством веб-сервисов необходимо получить идентификатор информационной системы (мнемоника). Для чего необходимо сформировать заявку в СП с категорией «Национальные сегменты/ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ/ Получить мнемонику».

Обмен сведениями и результатами рассмотрения заявок осуществляется через СП в рамках конкретной сформированной заявки.

4. После заключения договора с АО «Электронный паспорт» и регистрации Вашей организации на площадках продуктивной и испытательной среды АС СЭП, для оформления юридически значимых электронных паспортов посредством веб-сервисов, необходимо заключить договор с ОАО «ЦНИИТУ», выполнить регистрацию Ваших пользователей для работы с программно-техническим комплексом управления информационным взаимодействием участников систем электронных паспортов Республике Беларусь по временной схеме с использованием электронной цифровой подписи ГосСУОК (портал временной схемы, ПВС) и оформить сертификаты электронной цифровой подписи ГосСУОК для каждого, предполагаемого к работе на ПВС, сотрудника Вашей организации (см. https://nces.by/pki/).

4.1. Для заключения договора с ОАО «ЦНИИТУ» необходимо выслать на адрес info@cniitu.by сообщение с темой «ЗАЯВКА НА ДОГОВОР», присоединив к нему скан письма-заявки на имя Генерального директора ОАО «ЦНИИТУ» Соловьева Сергея Анатольевича на бланке организации, указав в заявке номер регистрации Вашей организации в «Национальной части единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств – членов Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники» (размещен по адресу https://minprom.gov.by/tehnicheskoe-regulirovanie/).

4.2. После подписания договора с ОАО «ЦНИИТУ», для регистрации на ПВС, необходимо выслать на адрес epts@cniitu.by сообщение с темой «РЕГИСТРАЦИЯ НА ПВС» со следующими данными:

Для добавления организации:

1) Наименование организации и его мнемоники — идентификаторы регистрации предприятия на продуктивной и испытательной площадках АС СЭП;

2) Внешний IP сети, с которой будет осуществляться вход на ПВС

Для добавления уполномоченного пользователя ПВС от Вашей организации:

1) ФИО;

2) E-mail;

3) Должность;

4) Контактный номер телефона.

Для подтверждения указанных данных, присоедините к сообщению скан письма на бланке организации с подписью руководителя.