ГОСТ перевозки грузов

БЗ 4-2004

ГОСТ 19848-74

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГРУЗОВ В ЯЩИЧНЫХ И СТОЕЧНЫХ ПОДДОНАХ

Издание официальное

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Общие требования

19848-74

Goods transportation in case and rack pans. General requirements

MKC 55.160

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 мая 1974 г. № 1334 дата введения установлена

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к транспортированию грузов в ящичных и стоечных поддонах транспортом всех видов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Экономическая целесообразность транспортирования грузов в ящичных и стоечных поддонах устанавливается в каждом конкретном случае на основании сравнительных технико-экономических расчетов с учетом народнохозяйственного эффекта.

1.2. Выбор типов поддонов проводят на основе результатов анализа технологического процесса транспортирования грузов с учетом специфических особенностей выполнения работ на складах отправителей и получателей этих грузов и обеспечения сохранности груза при перевозке.

1.3. Ящичные поддоны используют для тарно-упаковочных и штучных грузов без упаковки или в первичной упаковке, требующих защиты от воздействий внешней среды.

Стоечные поддоны используют для грузов неправильной формы, сложной конфигурации и подверженных сминанию (деформации) в облегченной таре или первичной упаковке.

1.4. Грузы в масле и смазке, а также перевозимые на особых условиях транспортируют в специализированных ящичных и стоечных поддонах.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДДОНАМ

2.1. Требования к поддонам — по ГОСТ 9570—84.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2. (Исключен, Изм. № 1).

3. ЗАГРУЗКА ГРУЗОВ В ПОДДОНЫ

3.1. Под загрузку поддоны подают очищенными и в исправном состоянии.

3.2. Каждый поддон должен заполняться однородным грузом, отправляемым в адрес одного получателя.

3.3. Пакеты грузов в ящичных и стоечных поддонах должны соответствовать правилам перевозки грузов, действующим на транспорте соответствующего вида.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

Издание (ноябрь 2004 г.) с Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1985 г. (ИУС 12—85).

© Издательство стандартов, 1974 © ИПК Издательство стандартов, 2004

3.4. Грузы, уложенные в стоечный поддон, должны быть закреплены с помощью устройств, предусмотренных конструкцией поддона, или с помощью натяжных ремней, стальных или синтетических лент, проволоки, стяжек, накладок, сеток или усадочных пленок (чехлов) — в зависимости от вида груза.

3.5. Груженый ящичный поддон с крышкой должен быть опломбирован грузоотправителем. Пломбы — по ГОСТ 18677—73, тип I.

3.6. Груженый поддон снабжают упаковочным ярлыком с указанием номера укладчика, количества груза и надписи: «О всех недостатках, обнаруженных при осмотре груза, немедленно сообщить предприятию-поставщику, приложив акт и данный упаковочный ярлык».

При транспортировании грузов в ящичных поддонах с крышкой упаковочный ярлык укладывают сверху груза под крышку. Если применяют ящичные поддоны без крышки или стоечные поддоны, то ярлык прикрепляют к грузу сверху.

3.7. Груженый поддон снабжают двумя маркировочными ярлыками, которые крепят на двух смежных сторонах пакета на видном месте. На маркировочные ярлыки должны быть нанесены основные, дополнительные информационные надписи и манипуляционные знаки ГОСТ 14192—96.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.8. В перевозочных документах, оформляемых на партию груза, должны быть указаны сведения о типе и количестве поддонов, а также знаки оттиска на пломбах.

4. ПОГРУЗКА (ВЫГРУЗКА) ГРУЖЕНЫХ ПОДДОНОВ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

4.1. Погрузку и выгрузку поддонов производят на железнодорожных станциях, в морских и речных портах, пристанях и причалах клиентуры, на аэродромах и подъездных путях как специализированных, так и общего пользования любыми типами погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений соответствующей грузоподъемности.

4.2. В крытых железнодорожных вагонах поддоны устанавливают в один или несколько ярусов по высоте (в зависимости от массы брутто, габаритных размеров поддонов и внутренней высоты вагона).

На открытом подвижном составе железнодорожного транспорта поддоны следует устанавливать в несколько ярусов в пределах установленного габарита погрузки.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3. В кузове автомобиля, на прицепе или полуприцепе поддоны допускается устанавливать в несколько ярусов по высоте, не превышающей габариты, установленные правилами дорожного движения.

4.4. Поддоны при погрузке в самолеты (вертолеты) предварительно устанавливают на плоские специализированные авиационные поддоны.

5. ПЕРЕВОЗКА ПОДДОНОВ

5.1. Груженые и порожние ящичные и стоечные поддоны перевозят:

— железнодорожным транспортом — в крытых вагонах, полувагонах и на платформах;

— водным транспортом — в трюмах и на палубах морских и речных судов;

— автомобильным транспортом — на бортовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и в автофургонах;

— воздушным транспортом — грузовыми самолетами и вертолетами;

— в контейнерах — на транспорте всех видов.

Вид транспорта выбирают в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на продукцию.

5.2. Поддоны должны размещаться и крепиться на подвижном составе железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта в соответствии с технической документацией, действующей на транспорте этих видов и утвержденной в установленном порядке.

5.3. Перевозку грузов в ящичных поддонах без крышек и в стоечных поддонах осуществляют только в одном виде сообщения. Перевозка грузов в прямом и смешанном сообщении допускается только в ящичных поддонах с крышкой.

5.4. Порожние разборные (складные) поддоны перевозят скрепленными в устойчивые пакеты высотой по ГОСТ 24597—81.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6. ХРАНЕНИЕ ГРУЖЕНЫХ И ПОРОЖНИХ ПОДДОНОВ

6.1. Хранение грузов в поддонах должно производиться на складах, отвечающих требованиям к хранению данной продукции.

6.2. Размещение штабелей на складе и поддонов в штабеле должно обеспечивать:

— максимальное использование складской площади;

— беспрепятственное и безопасное маневрирование погрузочно-разгрузочных механизмов, предназначенных для выполнения складских и погрузочно-разгрузочных работ;

— свободный доступ к штабелю и каждому поддону для проведения операций учета;

— возможность выполнения противопожарных правил и норм.

6.3. Хранение порожних поддонов должно производиться в штабелях под укрытиями, защищающими поддоны от атмосферных осадков.

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Формирование пакетов, перевозка, перегрузка и штабелирование поддонов должны осуществляться согласно правилам техники безопасности, утвержденным в установленном порядке для соответствующих категорий грузов и видов транспорта.

7.2. Транспортирование разрядных и опасных грузов в ящичных и стоечных поддонах осуществляют с учетом требований правил, действующих на транспорте соответствующих видов.

Редактор В.П. Огурцов Технический редактор Н.С. Гришанова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 26.10.2004. Подписано в печать 10.11.2004. Уел. печ.л. 0,47. Уч.-изд.л. 0,35.

Тираж 90 экз. С 4417. Зак. 1008.

ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. e-mail: Набрано в Издательстве на ПЭВМ

Отпечатано в филиале ИПК Издательство стандартов — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.

ГОСТ Р 51005-96
Группа Т51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги транспортные
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ*
Номенклатура показателей качества

Transport services. Freight traffic. Quality index nomenclature

________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.

ОКС 03.220.10
ОКСТУ 0131

Дата введения 1997-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта России и саморегулируемой организацией «Союз содействия организации перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов «Объединение перевозчиков «Спецтяжтранс» (Союз «Объединение перевозчиков «Спецтяжтранс»)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 372 «Транспортные услуги»
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. N 702

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 221-ст c 01.05.2016
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2016 год

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества перевозок грузов всеми видами транспорта общего пользования и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством перевозок грузов и задачами совершенствования транспортного обслуживания потребителей и отраслей экономики страны. Нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки должны быть установлены в нормативной документации каждого вида транспорта на перевозки грузов, утвержденной в установленном порядке.
На основании настоящего стандарта разрабатываются нормативные документы по номенклатуре показателей качества на перевозки грузов, осуществляемые отдельными видами транспорта в международных, дальних и местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки грузов конкретных видов или укрупненных их групп, однородных по свойствам транспортабельности.
Настоящий стандарт не распространяется на номенклатуру показателей качества перевозок опасных грузов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортная услуга: Результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р 51006-96).

2.2 перевозка груза: Услуга по перемещению груза из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортного средства.
Примечание — Транспортное средство может относиться к транспорту различных видов: автомобильному, железнодорожному, водному, воздушному.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3 транспортабельность груза: Степень пригодности (или готовности) груза к перевозочному процессу.
Примечание — Требования транспортабельности предусматривают обеспечение перевозки груза без повреждений и потерь, эффективное использование транспортных средств, производство погрузочно-разгрузочных и складских работ и всего комплекса операций, связанных с его перемещением от отправителя к получателю.

2.4 сохраняемость груза: Свойство перевозимых объектов (изделий), сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после транспортирования.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 На основе номенклатуры показателей качества устанавливают перечень наименований характеристик потребительских свойств перевозок грузов, составляющих их качество, количественные показатели и методы (методики) их оценки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2 Выбор номенклатуры показателей качества обосновывают:
— характеристиками и особенностями перевозимого груза;
— видом транспорта и сообщения;
— используемым подвижным составом;
— особенностями экспедирования груза;
— требованиями, предъявляемыми к перевозочному процессу;
— задачами управления качеством транспортных услуг;
— составом и структурой свойств, характеризующих качество;
— основными требованиями к показателям качества.

3.3 Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:
— способствовать обеспечению соответствия качества перевозок грузов потребностям потребителей;
— характеризовать все свойства перевозки грузов, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;
— быть стабильными;
— способствовать повышению качества перевозок грузов;
— исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества перевозок грузов;
— учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 ПОРЯДОК ВЫБОРА НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

4.1 Порядок выбора номенклатуры показателей качества предусматривает определение:
— вида транспорта;
— наименования (содержания) транспортной услуги;
— основных требований потребителей к перевозочному процессу;
— цели применения номенклатуры показателей качества;
— исходной номенклатуры групп показателей качества;
— метода выбора номенклатуры показателей качества.

4.2 Вид транспорта необходимо определить на основе технико-экономического сравнения (анализа, изучения и др.) возможных вариантов перевозки груза конкретного вида и выбора того из них, который по экономическим, технологическим или иным соображениям является наиболее эффективным (экономичным) для потребителя транспортных услуг. Эффективный вид транспорта может быть выбран потребителем транспортных услуг экспертным методом.

4.3 Наименование (содержание) транспортной услуги по перевозке грузов определяют на основании межотраслевых и отраслевых документов, классифицирующих услуги по их видам в зависимости от используемого вида транспорта, рода перевозимых грузов.
Документом межотраслевого уровня является ОК 002 «Общероссийский классификатор услуг населению» . В качестве документов отраслевого уровня могут служить соответствующие классификаторы, отраслевые методики и руководства по оценке качества услуг на различных видах транспорта.

4.4 Основные требования потребителей к перевозочному процессу определяются в соответствии с правилами перевозки грузов на транспорте конкретного вида, утвержденными в установленном порядке.

4.5 Цели применения номенклатуры показателей качества определяются в соответствии с задачами управления качеством перевозок грузов. Возможными целями применения номенклатуры показателей качества может быть установление номенклатуры показателей качества перевозок грузов для:
— включения в национальные стандарты и стандарты организаций, а также в правила перевозок грузов отдельными видами транспорта;
— проведение работ по разработке и внедрению систем управления качеством транспортных услуг;
— проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, направленных на повышение качества транспортных услуг и эффективности перевозочного процесса;
— включения в условия договорных обязательств.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.6 Исходную номенклатуру показателей качества выбирают с учетом требований 3.2, 3.3, раздела 5, а также на основании требований на систему показателей качества транспортных услуг, предусмотренных в нормативных документах на транспорт конкретного вида.

4.7 Метод выбора необходимой и достаточной номенклатуры показателей качества перевозок грузов устанавливают в стандартах и (или) методиках выбора номенклатуры показателей качества, а также в отраслевых методиках оценки уровня качества транспортных услуг.
Основным методом определения исходной номенклатуры показателей качества является экспертный метод.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5 НОМЕНКЛАТУРА ГРУПП ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.

5.1 Настоящий стандарт устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам перевозок грузов:
— показатели своевременности выполнения перевозки;
— показатели сохранности перевозимых грузов;
— экономические показатели.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Показатели своевременности выполнения перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели:
— перевозки груза к назначенному сроку;
— регулярности прибытия груза;
— срочности перевозки груза.

5.3 Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели перевозки грузов:
— без потерь;
— без повреждений;
— без пропажи;
— без загрязнения.

5.4 Показатели перевозки груза к назначенному сроку характеризуют свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку.
К показателям перевозки груза к назначенному сроку, относят:
— среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока;
— среднее превышение назначенного срока;
— максимальное превышение назначенного срока;
— максимально допустимое отклонение от назначенного срока;
— число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;
— число прибытий грузов к назначенному сроку.

5.5 Показатели регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступлений груза за установленный (заданный) отрезок времени.
К показателям регулярности прибытия груза относят:
— среднее число прибытий груза за единицу времени;
— минимальное число прибытий груза за единицу времени;
— среднее время между поступлениями груза;
— максимальное время между поступлениями груза;
— минимальное время между поступлениями груза;
— число отклонений от установленной регулярности поступления груза;
— число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью.

5.6 Показатели срочности перевозки груза характеризуют свойства перевозки, обусловливаемые временем нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза.
К показателям срочности перевозки относят:
— нормативное (договорное) время перевозки груза;
— среднее время перевозки груза;
— максимально допустимое время перевозки груза;
— максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза;
— процент прибытий груза в сверхнормативное время;
— среднее отклонение от нормативного времени;
— средняя скорость перевозки груза;
— суточный пробег транспортного средства;
— число прибытий груза за нормативное время.

5.7 Показатели перевозки груза без потерь характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего необходимо использовать при перевозке насыпных, навалочных и скоропортящихся грузов.
К показателям перевозки грузов без потерь относят:
— нормы убыли;
— удельные потери груза;
— среднюю потерю грузов при перевозке;
— стоимость потерь груза при транспортировке;
— количество грузов, доставленных без потерь;
— коэффициент снижения качества грузов при перевозке.

5.8 Показатели перевозки грузов без повреждений характеризуют свойство транспортной услуги обеспечивать сохраняемость грузов в течение времени перевозки и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Этот показатель рекомендуется использовать при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения.
К показателям перевозки грузов без повреждений относят:
— долю грузов, перевезенных без повреждений;
— средний ущерб от повреждений груза;
— удельные издержки от повреждений груза.

5.9 Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения.
К показателям перевозки грузов без пропажи относят:
— удельные издержки от несохранной перевозки;
— долю пропажи грузов при перевозке;
— средний ущерб от пропажи грузов.

5.10 Показатели перевозки грузов без загрязнений характеризуют свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями.
К показателям перевозимых грузов без загрязнений относят:
— коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов);
— доля груза, не принятая грузополучателем после перевозки из-за загрязнения;
— допустимый процент посторонних примесей в грузе;
— долю посторонних примесей в грузе.

5.11 При оценке уровня качества перевозок грузов необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие общие и элементные затраты, необходимые для выполнения перевозки грузов и осуществления связанных с перевозкой организационных и инженерных мероприятий.
Экономическими показателями перевозок грузов являются:
— удельные затраты на транспортировку грузов транспортом различных видов;
— удельные полные расходы на доставку грузов;
— затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;
— дополнительные затраты при перевозке крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов, включающие оплату услуг по подготовке документов для проектных перевозок, возмещение ущерба, наносимого дорогам и дорожным сооружениям, расходы на обустройство маршрута движения, строительство и ликвидацию временных сооружений и т.п.;
— транспортные издержки в процентах к себестоимости продукции (товара).
Примечание — Полные расходы на доставку груза представляют собой транспортные издержки и включают стоимость перевозки, затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ, дополнительные затраты.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное). БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)

OK 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению

УДК 656.1/5:658.562:006.354

ОКС 03.220.10

Т51

OKCТУ 0131

Ключевые слова: перевозки грузов, услуги, качество, показатели

(Измененная редакция, Изм. N.1).
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1997

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»