Принцип законности в исполнительном производстве

Положениями ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен предельный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина — не более пятидесяти процентов.

Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Судебный пристав-исполнитель вправе определять удержания в размере 50% дохода должника, при этом должен учитывать материальное положение должника.

Поэтому, судебный пристав-исполнитель, получив ходатайство должника по исполнительному производству, обязан проверять его материальное положение.

По смыслу частей второй и четвертой статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав.

При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений — конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику–гражданину необходимый уровень существования.

Прокурор города Балашова А.В. Дементьев

1. 1 Особенности исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права. Место исполнительного права в системе российского права. Предмет и метод правового регулирования исполнительного права.

2. Источники исполнительного права.

3. Принципы исполнительного права.

4. Гарантии реализации принципа законности в исполнительном производстве.

5. Принцип диспозитивности в исполнительном праве.

6. Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

7. Органы принудительного исполнения: понятие и функция.

8. Порядок обжалования действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей.

9. Роль суда в исполнительном производстве.

10. Участники исполнительного производства.

11. Стороны в исполнительном производстве: взыскатель и должник. Процессуальные права и обязанности взыскателя и должника.

12. Представительство в исполнительном производстве: понятие, виды, оформление, правовое положение. Ограничение представительства в исполнительном производстве.

13. Понятые в исполнительном производстве.

14. Правовое положение специалиста в исполнительном производстве. Переводчик.

15. Защита прав взыскателя и должника, а также других лиц в исполнительном производстве.

16. Исполнительные документы (акты, подлежащие принудительному исполнению) как основание возбуждения исполнительного производства. Виды исполнительных документов.

17. Требования, предъявляемые к исполнительным документам.

18. Порядок выдачи исполнительного листа и его дубликата.

19. Давность для предъявления исполнительных документов к принудительному исполнению. Перерыв срока данности. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

20. Постановление о возбуждении исполнительного производства: реквизиты, порядок вынесения и обжалования.

21. Добровольное исполнение.

22. Сроки в исполнительном производстве.

23. Время и место совершения действий по исполнению юрисдикционных актов.

24. Расходы в исполнительном производстве. Исполнительский сбор: размер, порядок взыскания и значение.

25. Ответственность по исполнительному праву.

26. Приостановление и отложение исполнительного производства.

27. Розыск должника.

28. Государственная регистрация имущества и имущественных прав как мера принудительного исполнения.

29. Меры принудительного исполнения судебных актов и основания их применения.

30. Возвращение исполнительных документов без исполнения.

31. Отсрочка и рассрочка исполнения юрисдикционных актов, изменения способа их исполнения.

32. Окончание исполнительного производства. Отличие от прекращения.

33. Поворот исполнения отмененных юрисдикционных актов.

34. Понятие имущества должника. Выявление и арест (опись) имущества должника. Порядок изъятия принадлежащего должнику имущества. Имущество, на которое по закону нельзя обратить взыскание.

35. Обращение взыскания на имущество должника.

36. Особенности обращения взыскания на имущество должника-гражданина.

37. Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

38. Особенности обращения взыскания на ценные бумаги.

39. Обращения взыскания на заложенное имущество.

40. Акт об аресте имущества. Оценка имущества должника. Хранение арестованного имущества. Принудительная реализация имущества должника.

41. Порядок продажи имущества с торгов. Правила комиссионной торговли арестованным имуществом.

42. Особенности обращения взыскания на имущество юридических лиц. Проблемы обращения взыскания на имущество при реорганизации и ликвидации должника – организации.

43. Исполнение решений, обязывающих должника совершить определенные действия.

44. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов.

45. Особенности исполнения по делам о восстановлении на работе и иным трудовым делам.

46. Особенности исполнения исполнительных документов по жилищным делам.

47. Особенности исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений третейских судов.

48. Особенности исполнения исполнительных документов арбитражных судов Российской Федерации.

49. Особенности исполнения исполнительных документов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций.

50. Особенности исполнения исполнительных документов, выданных на основании иностранных судов и арбитражей.

51. Порядок распределения взысканных с должника денежных сумм между несколькими взыскателями.

52. Особенности распределения взысканных с должника денежных сумм при недостаточности средств должника для полного удовлетворения всех требований.

24) Рассмотрим нормативно закрепленные в ст. 4 Закона об исполнительном производстве принципы по порядку, начиная с принципа законности. Ни у кого не вызывает сомнений, что законность, понимаемая как необходимость строгого следования закону, представляет собой общее положение для любой общественной системы, основанной на принципе верховенства права. На необходимость соблюдения законности указывается во многих нормативных правовых актах (например, ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»). Законность нельзя признать принципом собственно исполнительного производства, так же как нельзя признать его исключительно правовым принципом. Скорее, принцип законности носит общесоциалъный характеру, по сути, является основной идеей социально-политической концепции правового государства. Более того, само закрепление принципа законности в акте уровня федерального закона представляет собой, по нашему мнению, определенное логическое противоречие. Как закон может предписывать соблюдение себя самого?

Принцип законности также не является отраслевым принципом права с точки зрения его соотношения с «рядовыми» нормами отрасли права, поскольку не находит своего непосредственного конкретного отражения в каких-либо нормах законодательства об исполнительном производстве, касается идеи права в целом.

Специальную смысловую нагрузку принцип законности имеет, прежде всего, в гражданском судопроизводстве, а именно в ст. 11 ГПК РФ, которая в соответствии с Конституцией предусматривает право суда не применять нормативный правовой акт, противоречащий акту, имеющему большую юридическую силу . Такого права нет у судебного пристава в исполнительном производстве. Таким образом, выделение особого принципа законности в исполнительном производстве представляется необоснованным