44 ФЗ с единственным поставщиком

Содержание

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Согласно ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ в случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений (далее – заявки) и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагент) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Из буквального прочтения ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ следует, что осуществление закупки у единственного контрагента является правом, а не обязанностью заказчика. Однако столь же буквальное прочтение п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ показывает, что заказчик обязан заключить контракт в соответствии с этой нормой при признании запроса предложений несостоявшимся на основании ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Такой же вывод можно сделать из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 08.07.2015 N Д28и-2042, от 28.01.2015 N Д28и-141, от 19.08.2015 N Д28и-2441. С учетом требования ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ о включении сведений о единственном участнике закупки, с которым заключается контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и который уклонился от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контракта в этих случаях является обязательным и для указанного участника закупки.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным контрагентом на условиях, предусмотренных документацией о запросе предложений, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. При этом такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника запроса предложений.

Следует заметить, что рассматриваемая закупка должна быть предусмотрена в плане-графике в соответствии с ч.ч. 1, 3, 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее – Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее – Требования). В данном случае необходимо внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п.п. 8, 9 Правил, п.п. 10, 11 Требований). Размещения извещения о закупке, формирования отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, включения в контракт расчета и обоснования цены не требуется (ч.ч. 2 – 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в данном случае до заключения контракта с единственным контрагентом заказчик обязан осуществить согласование заключения контракта с одним из следующих уполномоченных на то контрольных органов в сфере закупок (далее – контрольный орган):
– федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при закупке для обеспечения федеральных нужд. Таким органом в настоящее время является ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728);
– органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при закупке для нужд субъекта РФ;
– органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, при закупке для муниципальных нужд.
Как указано в этой же норме, обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом направляется в контрольный орган в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании запроса предложений несостоявшимся.
Следует учитывать, что ст. 19.7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в контрольный орган информации и документов, если их представление является обязательным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо представление заведомо недостоверной информации и документов.

Срок согласования заключения контракта с единственным контрагентом не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения заказчика.
Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В настоящее время действует Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 (Приложение N 2) (далее – Порядок). Подробнее о согласовании заключения контракта в данном случае рассказывается в отдельном материале.

Вопрос о действиях заказчика в случае получения отказа контрольного органа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом законом не урегулирован. По нашему мнению, в данном случае заказчик вправе осуществить новую закупку на общих основаниях, исходя из того, что возникшая у него потребность осталась неудовлетворенной, и закон никак не ограничивает возможность ее удовлетворения фактом попытки проведения закупки, по итогам которой не удалось заключить контракт. Заметим, что такое же по сути мнение высказано Минэкономразвития России в письме от 05.02.2015 N Д28и-193 в отношении аналогичной ситуации с отказом в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшимся конкурса.

В силу п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным контрагентом заключается в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования контрольного органа.

Метки: 44-фз, платежи, покупка, контракт

Организация хочет заключить контракт на обслуживание ранее установленного у заказчика программного обеспечения (далее — ПО). Организация пользуется этим ПО для расчета заработной платы уже 22 года, переобучение сотрудников нецелесообразно, а поставщик остался единственным разработчиком и правообладателем этого ПО, конкурентов у него нет. Начальная максимальная цена контракта (далее — НМЦК) — 170 000 руб., нужен контракт на годовое обслуживание.
Можно ли в данном случае заключить контракт с единственным поставщиком? Как обосновать НМЦК, если запрос трех коммерческих предложений невозможен, так как нет иных поставщиков?

20 мая 2019

1. В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) закупка должна осуществляться по общему правилу конкурентными способами. Выбор закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможен только в качестве исключения и только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и, как правило, сводящихся к заведомой невозможности или нецелесообразности осуществления закупки конкурентным способом*(1).
Единственным основанием, прямо предусматривающим возможность осуществить закупку программного обеспечения у единственного поставщика, является п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако, как следует из указанного пункта, заключить контракт по данному основанию можно лишь в случае закупки упомянутого в данном пункте программного обеспечения за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования, что к рассматриваемой ситуации не относится. Иные основания, предусмотренные ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, также в данном случае не применимы*(2).
И, так как в рассматриваемой ситуации сумма закупки превышает 100 тысяч рублей, что исключает возможность осуществления закупки без дополнительных оснований в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, несмотря на отсутствие конкуренции, закупка указанных в вопросе услуг может быть осуществлена конкурентным способом.
В связи с чем отметим, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик освобождается от обязанности включения слов «или эквивалент» при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Полагаем, что этот же принцип должен применяться и при закупке товаров, работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности (которые, строго говоря, не являются товарами в целях гражданского законодательства — смотрите ст. 128, п. 4 ст. 129, п. 1 ст. 454, ст. 1227 ГК РФ), которые должны совмещаться с объектами интеллектуальной собственности, уже имеющимися у заказчика. Поэтому в случае закупки услуг по сопровождению (обслуживанию), установленного у заказчика программного обеспечения, в описании объекта закупки заказчик вправе указать товарный знак такого программного обеспечения без сопровождения словами «или эквивалент»*(3).
Таким образом, в приведенной ситуации даже в отсутствии конкуренции, формально заказчик обязан осуществить закупку путем проведения конкурентных процедур, при этом в документации о закупке он вправе указать товарный знак программы ЭВМ, на оказание услуг по обслуживанию которой осуществляется закупка, без сопровождения словами «или эквивалент». В данном случае контракт может быть заключен с единственным исполнителем только после признания конкурентной процедуры несостоявшейся*(4).
2. По вопросу обоснования начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК) для осуществления указанной закупки отметим следующее.
НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, из которых приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг (ч.ч. 1, 2, 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ)*(5).
Таким образом, само по себе отсутствие на рынке услуг по обслуживанию программ ЭВМ, идентичных необходимым заказчику, не исключает возможности применений для обоснования НМЦК метода сопоставимых рыночных цен. При этом для обоснования НМЦК указанным методом заказчик вправе использовать не только информацию, содержащуюся в коммерческих предложениях, но и полученную из любых источников, указанных в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ*(6).
В случае, если определить и обосновать цену контракта на приобретение упомянутых в вопросе услуг с использованием метода сопоставимых рыночных цен (иных методов, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) окажется затруднительным, заказчиком может быть применена норма ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, позволяющая ему использовать иные методы обоснования НМЦК, кроме упомянутых. В этом случае заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов в обоснование НМЦК.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующих материалах:
— Энциклопедия решений. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения;
— Энциклопедия решений. Условия применения закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ.
*(2) На наш взгляд, п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для закупки услуг по сопровождению и обслуживанию установленного у заказчика программного обеспечения также не применим (смотрите по данному вопросу материал: Вопрос: Имеет ли право заказчик (не относится к государственным или муниципальным образовательным, библиотекам, государственным научным учреждениям) осуществить закупку на оказание услуги по обслуживанию и сопровождению справочно-правовой системы, руководствуясь п. 14 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.).
*(3) Это подтверждает правоприменительная практика (решение УФАС по Карачаево-Черкесской Республике от 10.04.2017 N 38, решение УФАС по Новосибирской области от 10.05.2016 N 08-01-130, решение УФАС по Рязанской области от 25.03.2015 по делу N 134-03-3/2015, решение УФАС по Забайкальскому краю от 10.11.2014, решение УФАС по Ульяновской области от 07.12.2015 N 12, постановление АС Поволжского округа от 01.12.2017 N Ф06-25902/17).
*(4) Смотрите по данному вопросу: Энциклопедия решений. Порядок закупки у единственного поставщика в случае признания несостоявшейся закупки по Закону N 44-ФЗ конкурентным способом, не являющимся закрытым.
*(5) Напомним, что идентичными признаются услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки; при определении идентичности услуг учитываются характеристики исполнителя, их деловая репутация на рынке. Однородными признаются услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми; при определении услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч. 13, ч. 15 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
*(6) Особо отметим, что Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, носят именно рекомендательный, а не строго обязательный характер (письма Минэкономразвития России от 14.02.2017 N Д28и-543, от 11.06.2015 N Д28и-1757, от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60, Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791). Причем из п. 3.19 указанных Рекомендаций не следует, ни что не менее чем 3 ценовых предложения должны быть адресованы именно заказчику, ни что они могут быть получены только в результате направления запросов в соответствии с пп. 3.7.1 Рекомендаций. Заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников, указанных в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письма Минэкономразвития России от 03.10.2016 N Д28и-2581, от 28.07.2016 N Д28и-1904, от 20.11.2015 N Д28и-3515, письмо Минфина России от 12.12.2017 N 24-01-09/82766). То есть заказчик может использовать информацию о 3 ценовых предложениях, полученную разными способами. При этом ни из ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, ни из п. 3.19 Рекомендаций не следует и того, что заказчик не может использовать только 2 ценовых предложения, если поиск большего количества сопоставимых предложений не дал результата (смотрите по данному вопросу Энциклопедию решений. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ).

Александра Подъяблонская, юрисконсульт B2B-Center Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев и юрисконсульт B2B-Center Александра Подъяблонская.

Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

В.Н. Королева

Положения ст. 30 Закона № 44-ФЗ, устанавливающей порядок участия субъектов малого предпринимательства в закупках, не распространяются на:

  • закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов;
  • закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • закупки работ в области использования атомной энергии.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

МКУ «УДМСиТ»; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
ГБУ РК «Спортцентр инвалидов»; А.В. Скугутовская

На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24

Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Важно, что совокупный годовой объем «малых» закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

Анастасия Колесникова

Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, участником закупки может быть в том числе и физическое лицо. Закон не запрещает заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами на оказание услуг, прямо в Законе № 44-ФЗ не поименованных (в том числе охранных услуг), поэтому привлечение специализированной организации не является обязательным.

Наша организация хочет провести запрос котировок на услуги интернет-связи. В нашем районе работают только два поставщика, которые оказывают такие услуги. Как мы понимаем, для обоснования цены нам необходимо проанализировать условия предоставления услуг как минимум трех поставщиков (п. 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567). Как нам правильно поступить в такой ситуации?

Пользователь под ником солнышко м.

Действительно, указанный документ рекомендует при расчете начальной (максимальной) цены методом анализа рынка использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками. Однако Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации) применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Методических рекомендаций). Если особенности рынка позволяют использовать для обоснования начальной (максимальной) цены контракта цены только двух поставщиков, в качестве дополнительного обоснования цены Вы можете использовать результаты анализа информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг. Критерии определения товаров как идентичных или однородных содержатся в п. 3.5, п. 3.6 Методических рекомендаций. Кроме того, можно:

  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации на Портале госзакупок (п. 3.7.2 Методических рекомендаций);
  • использовать ценовую информацию в реестре контрактов, заключенных заказчиками (по контрактам, которые исполнены и по которым не взимались пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта) (п. 3.7.3 Методических рекомендаций). Эти сведения можно получить на Портале госзакупок;
  • учитывать данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг (п. 3.7.4.4 Методических рекомендаций) или данные, содержащиеся в официальных источниках информации (п. 3.7.4.5 Методических рекомендаций);
  • применять информацию информационно-ценовых агентств (при этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен) (п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций).

Обращаем Ваше внимание на то, что тарифный метод в Вашем случае использован быть не может – он применяется только тогда, когда цены закупаемых товаров, работ или услуг подлежат государственному регулированию (п. 5.1 Методических рекомендаций), а цены на услуги сотовой связи государством не тарифицируются.

В связи с проведением соревнований нашим работникам часто приходится выезжать в командировки. Каким образом оформляются командировки по Закону № 44-ФЗ?

МБОУ ДОД «ДЮСШ «Центр игровых видов спорта» г. Ачинск Красноярского края,
Дмитрий Карпов, Денис Набиулин

При направлении сотрудника в командировку с предварительной оплатой всех расходов организацией-работодателем заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания является обязательным. Однако в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ такая закупка может осуществляться у единственного поставщика, без использования конкурсных процедур. Таким образом, Вы обязаны произвести закупку на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку (заключить договоры с транспортной компанией, гостиницей и т.д.), однако закупка необязательно должна носить конкурентный характер.

Если же работник самостоятельно покупает билеты и оплачивает гостиницу, а организация впоследствии возмещает ему эти расходы, то требования Закона № 44-ФЗ в этой ситуации не применяются – компенсация расходов работника осуществляется на основании положений трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ по каждому контракту нужно проводить экспертизу с привлечением экспертов либо самостоятельно. Нужна ли экспертиза по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

Контракты, заключенные в 2013 году, исполняются в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанный закон не содержит требования о проведении экспертизы исполнения контракта, а следовательно, по результатам исполнения контрактов, заключенных в 2013 году на 2014 год, экспертиза не проводится.

Нужна ли экспертиза при исполнении контракта с единственным поставщиком?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда привлечение экспертов или экспертных организаций на основе договора при осуществлении закупки у единственного поставщика не является обязательным.

К ним относятся, например: осуществление закупки у субъекта естественной монополии, осуществление «малой» закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., осуществление закупки на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д.

В то же время, это не освобождает Вас от обязанности проводить экспертизу исполнения контракта – но уже своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Документально она может быть оформлена в виде заключения о соответствии товаров, работ или услуг требованиям контракта, составленное и подписанное уполномоченным работником заказчика.

Также для проведения экспертизы исполнения контракта Ваша организация может создать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

По смыслу ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, экспертиза проводится за счет заказчика, поскольку именно на него возложена эта обязанность. Особенности порядка заключения контракта с экспертом Законом № 44-ФЗ не установлены, поэтому контракт с экспертом или экспертной организацией (в случае их привлечения) должен заключаться в общем порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ – то есть путем проведения самостоятельной закупки, не входящей в состав основной. Таким образом, включение в сумму контракта стоимости экспертизы его исполнения не представляется возможным.

Каким образом учитывать требования Закона № 44-ФЗ при проведении аварийных работ, не вошедших в план-график (прорвало трубу, засорилась канализация и т.д.)?

Рустам Камилович Сабиров

Согласно положениям п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в случае аварии или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика. При этом для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в этом случае заказчик обязан уведомить ФАС России о произведенной закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Могут ли изменения в план-график, размещенный на Портале госзакупок, оформляться распоряжением директора?

Юлия Третьякова

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Форма планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков

Скачать

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки «утверждается заказчиком» и «утверждается и размещается заказчиком в информационной системе» (например, ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

Такой вывод можно сделать на основе анализа Формы плана-графика, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

О.Н. Генрих

Пункт 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определяет этап исполнения контракта как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Поскольку поставка товаров необязательно происходит со строгой периодичностью раз в месяц, ориентироваться необходимо именно на зафиксированные в контракте этапы, а не на ежемесячное его исполнение.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
  • Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг» (не вступило в силу)

Новости по теме:

  • В России откроют Школу общественного контролера госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 3 апреля 2014 г.
  • При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям – ИА «ГАРАНТ», 27 марта 2014 г.
  • Заказчикам с совокупным годовым объемом закупок не более 1 млн руб. могут разрешить заключать контракты с единственным поставщиком без ограничений – ИА «ГАРАНТ», 17 марта 2014 г.
  • Обязанность проводить экспертизу результатов контракта по госзакупкам могут связать с ценой контракта – «ИА «ГАРАНТ», 11 марта 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.