Правовое регулирование поведения потребителей на рынке

УДК 339.137

Дрючина Е. И., к. э. н., доцент

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

Интересы потребителей, как известно, могут быть ущемлены в результате действий компаний, производящих товар, посреднических фирм, торговых организаций, отдельных продавцов. В условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для них условия приобретения товаров и услуг. Низкое качество продукции, игнорирование обоснованных претензий потребителей, загрязнение окружающей среды и многие другие подобные явления нарушают законные права потребителей. По мнению автора статьи, необходимы определенные законодательные меры нормативного характера, регулирующие деятельность производителей и продавцов, а также дру-гихучастников рынка по отношению к потребителям.

Изучение поведения потребителей как систематической области знаний возникло в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Для многих стран мира это время экономического подъема. Глобальные позитивные перемены, которые происходили в экономике многих зарубежных стран в эти годы были главными причинами, приведшими к необходимости детального изучения поведения потребителей.

«Поведение потребителей — это деятельность, направленная на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними». Это определение Джеймса Энджела, одного из самых известных и авторитетных американских специалистов, основоположника науки «поведение потребителей»1.

1 Энджел Джеймс Ф, Блэкуэлл Роджер Д. Поведение потребителей субъектов предпринимательского бизнеса. Изд. 9-е. 2002. С. 37.

Поведение потребителей — это новая область знаний, изучающая потребителя с точки зрения принятия им решения о покупке товаров и услуг.

Права потребителя при приобретении товаров, работ, услуг абсолютны, неприкосновенны и неоспоримы. Правильное понимание мотивации поведения потребителей при выборе ими товаров, работ, услуг является абсолютной необходимостью для успешного функционирования компаний в условиях конкурентного рынка.

Интересы потребителей могут быть ущемлены в результате действий компаний, производящих товар, посреднических фирм, торговых организаций, отдельных продавцов. В условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для них условия приобретения товаров и услуг. Низкое качество продукции, игнорирование обоснованных претензий потребителей, загрязнение окружающей среды и многие другие подобные явления нарушают законные права потребителей. Необходи-

мы определенные законодательные меры нормативного характера, регулирующие деятельность производителей и продавцов, а также других участников рынка по отношению к потребителям.

Эти нормативные документы устанавливают права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) высокого качества, безопасных для жизни и здоровья, получение всей необходимой информации о товарах, производителях, осуществляют государственную защиту интересов потребителей, а также определяют механизм реализации прав потребителей и ответственность за их нарушение.

Организованное движение граждан и государственных органов по обеспечению прав потребителей, консьюмеризм (con-sumerism)2 впервые появилось в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. Консьюмеризм в США начался с борьбы с недобросовестной продукцией. Первый протест потребителей произошел в штате Массачусетс в 1775 г. Продавцы испорченной продукции были приговорены к позорному столбу. Постепенно на проблему защиты прав потребителей обращает внимание государство и разрабатывает законодательную базу для такой защиты. Массовое движение по защите прав потребителей началось в США в конце XIX начале XX вв. В это время проблема консьюмеризма приобретает общенациональный характер и определенную правовую базу. В конце XIX в. крупные американские корпорации, такие как Standard Oil Trast и многие другие, оказывают большое влияние на экономику страны. Пользуясь своим доминирующим положением, они контролировали многие отрасли промышленности, допускали различные манипуляции в сфере производства и тор-

2 Консьюмеризм — организованное движение граждан и государственных органов в защиту и за расширение прав потребителей. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1999. С. 672.

говли, ущемляя при этом интересы потребителей.

Эти компании диктовали свои цены на реализуемую продукцию, применяли разнообразные формы ценовой дискриминации. Например, использовали разнообразные скидки для определенных групп потребителей, с тем чтобы вытеснить соперников и затем повысить цены и получить монопольно высокую прибыль. Так, например, такая крупная холдинговая компания Standard Oil Trust, основанная Дж. Рокфеллером в начале ХХ в., монополизировала рынок переработки и продажи нефтепродуктов. Она владела 90 % перерабатывающих мощностей страны, диктовала свои цены на рынке, подавляла конкурентов. В 1911 г. суд принял постановление о ее роспуске и распределении между акционерами компании капитала ее филиалов.

Компания AT&T, крупнейший поставщик услуг телефонной связи, в 80-х гг. прошлого века концентрировала в своих руках более 85 % дальней и местной отрасли телефонной связи. В результате судебного разбирательства Конгресс США вынес решение о разукрупнении корпорации. За центральной компанией осталась междугородная телефонная связь и предоставление специальных услуг, а местные телефонные услуги были переданы 22 вновь организованным компаниям местной связи. При этом АТ&T и все другие компании дальней телефонной связи получили равные возможности для подключения к местной телефонной сети. Были предприняты также меры по усилению конкуренции в сфере междугородной телефонной связи. Конкурентам АТ&T предоставили субсидии и льготы. В результате предпринятых действий тарифы на междугородные телефонные разговоры снизились на 17 %, началась конкуренция.

К этому времени относят начало первого этапа консьюмеристского движения в США. В 1890 г. был принят первый закон антитрестовского законодательства, за-

кон Шермана, ограничивающий влияние крупного бизнеса на развитие конкуренции. Стали приобретать известность национальные марки товаров, потребители концентрировали свое внимание на их качестве. В 1906 г. в США была учреждена Администрация по продуктам питания и осуществлено государственное регулирование этих товаров.

В 1914 г. с принятием Федерального закона «О Торговой комиссии» в США ограничена деятельность монополий и нечестность торговой практики.

В 1936 г. в США был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса, финансируемый своими участниками.

В 1962 г. началось современное кон-сьюмеристское движение в США. Президент США Кеннеди в специальном сообщении (Конгрессу США) по защите интересов потребителей выдвинул четыре основных права потребителей:

• право на безопасность (на защиту в случае продажи товаров, опасных для здоровья и жизни);

• право на информацию (на сообщение фактов, необходимых для совершения обоснованного выбора и защиту от вводящей в заблуждение информации, ложной рекламы);

• право на выбор (на возможность приобретения разных товаров и услуг по конкурентным ценам);

• право быть услышанным (быть уверенным, что претензии потребителей будут своевременно рассмотрены административными органами).

Позднее эти права были дополнены еще четырьмя: правом на потребительское образование; правом на возврат недоброкачественной продукции и возмещение ущерба; правом жить в чистой и здоровой окружающей среде и правом малоимущих слоев населения на защиту их интересов.

В 1967 г. создается Федерация потребителей Америки, объединяющая 240 членов: муниципальных предприятий, государственных и местных агентств по защите прав потребителей. Федерация потребителей осуществляет сбор и распространение информации о качестве товаров, проводит политику по защите прав потребителей в Конгрессе США, создает печатный орган «Новости Федерации потребителей Америки».

С 70-х гг. прошлого века большое внимание законодателей и общественности США и западноевропейских стран направлено на защиту окружающей среды. Разрабатываются и принимаются законы, ограничивающие загрязнение воздуха, поддерживающие консервацию природных ресурсов и защиту питьевой воды. В США создается и успешно функционирует Комиссия по безопасности потребительских продуктов, разрабатывающая стандарты безопасности продуктов для защиты потребителей. Агентство защиты окружающей среды контролирует промышленные выбросы, токсичные отходы. В последние годы растет осознание потребителями важности проблемы защиты окружающей среды. Так, например, после разлива нефти компанией Exxon на Аляске в 1990 г более 14 % потребителей отказались приобретать продукты этой компании в знак протеста.

За последние годы консьюмеристское движение приобретает глобальные масштабы.

Сейчас права потребителей в США защищают такие организации, как Исследование потребителей, Ассоциация продуктовой безопасности, Совет по развитию потребительской политики и многие другие. Организации по защите прав потребителей существуют во многих развитых странах: в Великобритании — Ассоциация потребителей; в Германии — Союз потребителей рабочего сообщества; во Франции — Organisation Generale of Consommateurs. Аналогичные организации су-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ществуют в Японии, Скандинавских странах и ряде развивающихся стран.

В Европе начало официальной политики по защите прав потребителей связано с принятием в 1975 г. первой программы ЕЭС по защите прав потребителей. В программе выделялось пять прав потребителей:

• право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;

• право на защиту экономических интересов потребителей;

• право на возмещение ущерба;

• право на информацию и просвещение;

• право быть услышанным.

В значительной степени консьюмеризм в современной Европе концентрируется на проблемах, связанных с экологий.

Экологические проблемы стран ЕЭС имеют высокий государственный приоритет. Например, в Германии интересы экологии защищает специально созданное для этих целей Министерство по охране окружающей среды. Немецкие компании осуществляют свой бизнес в соответствии с природоохранной политикой.

Компания Siemens Nixdorf Informations создала первый в мире центр по идентификации, сортировке и измельчению пластмассовых частей компьютера. Утилизация устаревших марок компьютеров осуществляется бесплатно. При этом повторно может использоваться до 90 % материалов, из которых он изготовлен3.

В 2003 г. Евросоюз ввел запрет на эксплуатацию шумных и загрязняющих окружающую среду авиалайнеров. Глобальную инициативу в области экологии представляет собой «Киотский протокол к конвенции ООН об изменении климата» — международное соглашение о контроле за выбросами парниковых га-

3 Мюнхен: SNI IIPC WEEK/RE, 2000. 2 дека-

бря.

зов в 2008-2012 гг. Его цель состоит в том, чтобы за эти годы снизить выбросы парниковых газов в мире на 5 % по сравнению с 2000 г.

Японские автокомпании «Тойота» и «Хонда» разработали несколько моделей автомобилей на топливных элементах, генерирующих электричество. Такие автомобили не загрязняют выхлопными газами атмосферу4.

Союзы потребителей многих стран объединены во Всемирную организацию союзов потребителей.

В России консьюмеризм как общественное движение по обеспечению прав потребителей, появился значительно позднее, чем в США и Западной Европе, во второй половине 80-х гг. прошлого столетия, в годы «горбачевской перестройки».

Интерес к вопросам, связанным с поведением и защитой прав потребителей в России возник в связи с развитием рыночных отношений, процессами реформирования экономики и демократизации общества. Советская экономическая наука не проявляла интереса к этим проблемам. В условиях административно-плановой командной экономики не существовало государственной потребительской политики и государственных органов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей.

В течение десятилетий в СССР доминировала государственная собственность и система тотального государственного управления и контроля за производством и потреблением. С развитием рыночной экономики, ростом участия России в международных экономических, информационных процессах потребительская политика, консьюмеризм как общественное движение по защите и расширению прав потребителей стал формироваться и в России. Национальная российская политика в сфере защиты прав потребителей занимает все более прочные позиции в со-

4 Япония. 2005. № 28. С. 9.

циально-экономических преобразованиях страны.

Сейчас в России действует законодательство о защите прав потребителей. Оно соответствует международным стандартам. Создаются специальные институциональные структуры по защите прав потребителей.

С разработкой и принятием в 1992 г. Федерального закона «О защите прав потребителей» в России создана правовая база для формирования и реализации государственной потребительской политики, в центре внимания которой находится потребитель, приобретающий и использующий товары, услуги для личного, семейного, хозяйственного потребления.

Права российских потребителей гарантированны действующим законодательством. Это права:

• на приобретение товаров (работ, услуг) высокого качества;

• на безопасность товаров для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды;

• на получение информации о товарах и их изготовителях;

• на просвещение потребителей;

• на государственную и общественную защиту их интересов;

• на возмещение причиненного вреда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на судебную защиту.

Государственный контроль за соблюдением действующего законодательства в области защиты прав потребителей в России осуществляет федеральный антимонопольный орган — Федеральная антимонопольная служба, которая является членом Всемирной организации Союза потребителей. Государственный контроль за безопасностью и качеством товаров обеспечивают федеральные ведомства по стандартизации и сертификации, охраны окружающей среды и природных ресурсов и другие. В России существует Между-

народная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), объединяющая организации по защите потребителей России и стран СНГ В 1995 г. учрежден Межведомственный совет по защите прав потребителей с целью координации потребительской политики. Межведомственный совет разработал и принял важный программный документ «Приоритетные направления национальной политики в области защиты прав потребителей на 2001-2010 гг».

Вместе с тем в России консьюмеризм по масштабам и уровню развития еще значительно отстает от развитых зарубежных стран. В обществе еще нет четкого осознания характера, объема, специфики потребительской политики по сравнению к другим направлениям, например конкурентной политикой. Потребительская политика — это новая для России сфера деятельности, направленная на обеспечение эффективной защиты законных интересов потребителей.

Одной из проблем развития государственной потребительской политики в России, на которую неоднократно обращала внимание Федеральная антимонопольная служба в своих отчетных докладах5, является весьма низкий уровень исполнения судебных решений (исполняется всего лишь 50 %), а также дублирование и несогласованность деятельности различных органов по защите прав потребителей. Существуют определенные сложности в самой процедуре подачи заявления (ходатайства) потребителей на претензии в соответствующие государственные органы.

Очень немногие потребители предъявляют свои претензии к качеству потребляемых товаров, работ, услуг. Причиной такого положения является низкая вовлеченность, инертность российских потребителей в процесс приобретения товаров.

5 См.: Защита прав потребителей в РФ в 2000 г. — М.: Правовое просвещение, 2001. С. 224-225.

Во многих американских компаниях существует круглосуточная «горячая линия» телефонной поддержки потребителей.

Например, компания General Electric запрограммировала более 750 тыс. всевозможных ответов на разнообразные запросы потребителей по бесплатному телефону. В результате практически на любой звонок существует ответ. У российских компаний-производителей пока отсутствует подобный опыт работы с претензиями и запросами потребителей. Отсутствие прямых каналов для устных претензий не позволяет российским потребителям реализовать свое законное право быть услышанным.

Формируемая потребительская политика в России недостаточно учитывает национальные особенности российской культуры поведения потребителей.

В современной России сейчас идет поиск новых ориентиров, способных придать

ей устойчивость и стабильность, формируется модель потребительской культуры поведения. С существенным отрывом от развитых стран по срокам и масштабам в России формируется цивилизованная среда консьюмеризма.

Литература

1. Энджел Джеймс Ф, Блэкуэлл Роджер Д. Поведение потребителей субъектов предпринимательского бизнеса. Изд. 9-е. 2002. С. 37.

2. Котлер Филип. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990.

3. Котлер Филип. Основы маркетинга. Краткий курс. — М.: Вильямс, 2007.

4. Огилви Дэвид. Откровения рекламного агента. — М.: Эксмо, 2007.

5. Защита прав потребителей в РФ в 2000 г. — М.: Правовое просвещение, 2001.

5. Интернет ресурсы —

Статья поступила в редакцию 10.11.2007

E. Dryuchina, PhD (Economics)

LEGAL PROTECTION OF THE CONSUMERS IN THE COMPETITIVE MARKET

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Кирюшина, Ирина Викторовна, 2004 год

1. Нормативные акты:

2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1993. — 64 с.

10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 176 с.

11. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР обадминистративных правонарушениях» от 09.01.1996№ 2-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — №3.- Ст. 140.

12. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17.12.1999г. № 212-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1999. — № 51. — Ст.6287.

13. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации» от 17.12.1999г. № 213-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 51. — Ст.6288.

17. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 23.06.2003г. № 76 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 26. — Ст.2565.

24. Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2000 году». Москва, 2001.- 303с.

25. Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2001 году».- Москва, 2002. 310 с.

26. Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2002 году».- Москва, 2003.- 192 с.1.. Специальная литература:

27. Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2-х т. Т.1.- М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. 490с.

28. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования.- М.: Статут, 1999.- 712 с.

29. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: «Юридическая литература», 1975. — 264с.

30. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1994. — 224 с.

33. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. — № 1.- С. 25-34.

35. Белых В.С. Предпринимательское право в системе права России И Правоведение. 2001. — № 1. — С. 115-136.

36. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения.- М.: Издательство «Статут», 1997.- 682 с.

37. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Книга 2: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000.- 795с.

39. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права.-М.: Госюриздат, 1950.- 386с.

40. Бургуани Т. Защита прав потребителей в России.- Москва, 1994. 126 с.

41. Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига: «Зинатне», 1976. — 231 с.

42. Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита прав как правовая категория // Правоведение. 1998. — № 1. — С. 67-79.

43. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- М.: Новый Юрист, 1998. 624 с.

44. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М. Издательство «Наука», 1979.- 232с.

45. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1985.176 с.

47. Витрянский В. Гражданский кодекс: комментарии и толкования. Договоры, обслуживающие граждан // Закон.- 1996. № 6. — С. 112-115.

48. Витрянский В. Поручительство (комментарий ГК РФ) // Хозяйство и право.- 1998.-№9.-С. 3-11.

49. Витрянский В.В. Договор купли продажи и его отдельные виды. М.: «Статут», 1999. — 284 с.

50. Витрянский В.В. К вопросу о долевом участии в строительстве // ЭЖ-Юрист.- 1998. -№21.-С.5.

51. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. — 300 с.

52. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ, Издательская группа ИНФРА-М- Норма, 1997. -304с.

53. Гражданское право: Учебник для вузов по специальности «Правоведение»: В 2 т. Т. 1/ Отв. ред. Е.А. Суханов. -М.: БЕК, 1993. 383 с.

54. Гражданское право: Учебник для вузов по специальности «Правоведение»: В 2 т. Т. 2/ Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: БЕК, 1993. — 431 с.

56. Гражданское право. Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. — 784 с.

57. Гражданское право: В 2 т. Т.1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство БЕК, 2000. 816 с.

58. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство БЕК, 2000. — 544с.

59. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под общ. Ред. А.Г. Калпина. М., Юристъ, 2001.-542 с.

60. Гражданское право России: Курс лекций. 4.2. Обязательственное право / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: БЕК, 1997. — 687 с.

61. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. -М.: «Российское право», 1992. 208 с.

65. Гутников О. Комментарий к изменениям в законодательство о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 2000. — № 10.- С. 3-18.

66. Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право.- 1997.- № 11.-С.115-121.

68. Долбилин A.C. и др. Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие. М.: ИВУ «Маркетинг», 1997. — 160с.

70. Завидов Б.Д. Договор возмездного оказания услуг // Юрист. 1998. — № 3. — С.21-24.

71. Завидов Б.Д. Договорное право России: Научно-практическое пособие. -М.: Лига Разум, 1998. 528с.

72. Закон РФ «О защите прав потребителей» с практическим комментарием. Право и закон. Москва, 1996. -128 с.

73. Закон РФ «О защите прав потребителей» (практический комментарий). -М.:»Спрос» КонфОП, 2000. 152 с.

74. Закон РФ «О защите прав потребителей». Юридический комментарий. -Москва. ИИФ «Спрос-КонфОП», 1997. 138 с.

75. Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей. Серия «Законодательство зарубежных государств». Москва, 1994.- 48 с.

77. Защита прав потребителей / Под ред. С.А. Подзорова. М.: Экзамен, 2001.- 687 с.

78. Защита прав потребителей / Под ред. Т.А. Стяжкиной. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2002. — 751 с.

79. Зверева Е.А. Ответственность предпринимателя за нарушение условий договора// Право и экономика. 1997. — №.3. — С.3-7.

80. Зубков В.В. природа и существенные условия договора долевого участия в строительстве // Главбух. 1998. — № 1.- С.62-67.

81. Илларионова Т.И. Система гражданско-правовых охранительных мер. -Томск, 1982.- 168 с.

82. Илларионова Т.И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных мер. Свердловск, 1980. — 76 с.

83. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. — 880 с.

84. Кабалкин А. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция.- 1998. № 3. — С. 14-15.

85. Кабалкин А. Договор бытового подряда // Российская юстиция. 1998. -№8.-С. 16-18.

86. Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданскоправовое регулирование. М.: Наука, 1972. — 199 с.

87. Кабатова Е.В. Деликты в международном частном праве // Государство и право. 1992. № 9. С. 100-107.

88. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. — 187 с.

89. Кирюшина И.В. Правовое обеспечение прав участников долевого строительства жилья // Современные проблемы гражданского права и процесса: Сборник статей / Отв. ред. A.B. Цихоцкий.- Новосибирск. Институт философии и права, 2002. С. 120-135.

94. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М.: Республика, 1993.-127 с.

99. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. — № 5. — С. 67-72.

100. Корнилов Э. Практика применения законодательства о защите прав потребителей // Российская юстиция. 1998. — № 8.- С. 13-15.

101. Красавчиков O.A. Гражданская правосубъектность как правовая форма. В сборнике: Правовые проблемы гражданской правосубъектности //

102. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 62.- Свердловск: УрГУ, 1978.- С. 5-26.

103. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. — № 10. — С. 54-62.

105. Кулагин М.И. Избранные труды. Серия «Классика российской цивилистики». М.: Статут, 1997. — 340с.

107. Курс экономической теории. Учебник 4-е перераб. и доп. изд. — Киров: «АСА», 2002.- 743 с.

108. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. Курс лекций. М.: Юридическая литература, 1994. -160 с.

109. Лепешкин А.И. Основные права и обязанности граждан в СССР. М.: Госюриздат, 1954. — 96 с.

110. Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. М.: «Мысль», 1966.- 56 с.

111. Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск: II У, 1991.- 228 с.

113. Матузов Н.И. Правовая система и личность.- Издательство Саратовского ун-та, 1987.-296 с.

114. Медведев А. Что такое предпринимательская деятельность граждан и когда их имущество становится основными производственными фондами? // Хозяйство и право. 2000. — № 2. — С. 65-73.

116. Мицкевич A.B. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества//Проблемы современного гражданского права: Сборник статей.- М.: Городец, 2000.- 384с.

117. Моисеев М. Понятие предпринимательской деятельности // Хозяйство и право. 1997. — №3. — С.72-79.

119. Нецветаев А.Г. Правовое регулирование защиты прав потребителей // Юридический мир. 2000. — № 10. — С. 14-19.

121. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. — 216 с.

122. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М. : Азбуковник, 1999.- 944с.

123. Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве. Душанбе, 1984. — 128 с.

124. Парций Я. Новые правила продажи отдельных видов товаров // Хозяйство и право. -1999. № 2. — С. 52-57.

126. Парций Я.Е. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Постатейный комментарий. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. -216 с.

127. Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: постатейный. М.: Юрайт, 2001.- 327 с.

128. Парций Я.Е. Об изменениях в Закон «О защите прав потребителей» // Гражданин и право. 2000. -№ 2. — С. 19-27.

129. Парций Я. Правовое регулирование работ и услуг, оказываемых гражданам // Закон. 1996. — № 6. — С. 79-82.

130. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М. «Наука», 1974.- 246 с.

133. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.- М. Статут, 1998.-352с.

135. Поленина C.B. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.: Наука, 1979. — 205с.

137. Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан. -Москва, 1983. 172с.

140. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей и Гражданский кодекс РФ» № 388132-3 // Домашний адвокат. 2003. — № 5. — С.2-3.

143. Реформа жилищно-коммунального хозяйства России: экономико-правовые вопросы. Демонополизация. Защита прав потребителей / Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.- М.: Краен. Леке, 1997.-277с.

144. Ровный В.В. О категории «правовой модус» и её содержании // Государство и право. 1998. — № 4. — С. 86-88.

145. Ровный В.В. Проблема «конкуренции исков» в современном гражданском праве // Государство и право. 2003. — № 3. — С. 96-100.

146. Романец П.В. Философия потребления или основы формирования потребительского мышления. Краткий очерк. Словарь. Кострома, 2001. — 210 с.

147. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2001.- 496 с.

151. Свежинцева Е.И. Законодательство России о защите прав потребителей: Учебное пособие. Курск, 1996. — 430 с.

152. Свирин Ю. Инвестор или потребитель? О долевом финансировании строительства жилья // Российская юстиция. 1997. — № 3. — С. 36-37.

153. Симпсон Р. Система защиты прав потребителей в Европе // Защита прав потребителей в России. М., 1995. — С. 91 — 94.

154. Система советского законодательства / Под ред. И.С. Самощенко. М.: Юридическая литература, 1980. — 326 с.

155. Словарь иностранных слов.-13-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз., 1986.-608с.

156. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права. М.: Юридическая литература, 1984. — 288с.

157. Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т.1/ Под ред. O.A. Красавчикова 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1985. — 544 с.

158. Соловьев А., Яковенко С. О распространении действия Закона о защите прав потребителей на отношения, возникающие из договора банковского вклада // Хозяйство и право. 1997. — № 12. — С. 134-139.

159. Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. — № 2. — С. 16-18.

160. Строгович М.С. Вопросы теории права личности // Философия и современность. М.: Наука, 1976. — 248 с.

162. Суханов Е.А. Агентский договор // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. — № 12. — С. 112-115.

163. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 776 с.

164. Тихомиров A.B. Медицинская услуга: Правовые аспекты. М.: Филинъ, 1997.-350 с.

165. Товмасян А.Р. Обязательства по возмещению вреда, причиненного недостатками товара (работы, услуги) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 1999. — 26 с.

166. Фаршатов А.И. Право на обслуживание: социальная природа, юридические основы //Правоведение. 1998. — № 1. — С. 52-58.

167. Фаршатов И. Жилищно-коммунальная реформа: планы и реальность // Хозяйство и право.- 1998.- № 9.- С. 57-63.

169. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Издательство «Юридическая литература», 1974. — 352с.

170. Хаскельберг Б.Л. Правовое значение государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом / Правовые проблему укрепления российской государственности. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. — Вып. 5. — С. 8-14.

171. Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Омск, 1999.- 21с.

172. Шевчук С.С., Бычко М.А., Хоменко М.А. Защита прав потребителей: Учебное пособие. Ставрополь, 2001. — 319с.

174. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. — 144с.

175. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права; В 4-х томах. 4-е изд. — СПб., 1908.- Т.1. — М.: Издательство СТАТУТ, 2003. — 480 с.

176. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М.: СПАРК, 1999.- 335 с.

179. Щукина Е.М. Внесение вклада в совместную деятельность и правовой режим общего имущества участников простого товарищества // Законодательство. 2003. — № 1.-С. 43-48.

182. Эрделевский А. Банковский вклад и права потребителя // Законность. -1998. -№ 4. -С. 12-16.

183. Юридическая энциклопедия. М., 1997. — 528 с.

184. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Учебное пособие. Свердловск, 1972. — 210с.

189. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996.-№ 9.-С. 5-20.

190. Обобщение судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. — № 11. — С. 13-14.

191. Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. — № 2. — С. 17-24.

192. Информация пресс-центра ГКАП РФ «Пять лет под защитой закона» // Экономика и жизнь. 1997. — №7. — С. 3-4.

193. Информация управления Судебного департамента в Алтайском крае за 2001 2002 годы по теме «Судебная защита прав потребителей».

194. Информация управления Судебного департамента в Алтайском крае за 2003 год по теме «Судебная защита прав потребителей».

195. Архив Алтайского территориального управления МАП РФ. 2003г.

196. Архив Алтайского территориального управления МАП РФ. 2004г.

197. Архив Алтайского краевого суда. 2003г. Дело № 44г. 93.

198. Архив Ленинского районного суда Алтайского края. 2003г. Дело № 02/2 -52 2003.

199. Архив судебного участка № 1 Центрального района г.Барнаула. 2003г. Дело № 2-95/2003; дело № 3-72/ 2003.

200. Архив судебного участка Залесовского района Алтайского края. 2003г. Дело №2-2/03.

201. Архив судебного участка № 1 Октябрьского района г.Барнаула. 2001г. Дело №27/2001.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

«Что бы я поменяла в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?»

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Быковец Г.А., юрист

Конкретные предложения по улучшению законодательства в области защиты прав потребителей

(в данном случае использован личный 22-х летний опыт работы в области защиты прав потребителей, в связи с этим вношу конкретные предложения в существующий закон):

1. Изменить название закона, назвав его Закон РК «О правах потребителей».

2. Часть 1 ст. 40 закона изложить в следующей редакции: «Общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на защиту прав потребителей, распространение правовых основ потребительского образования и повышения правовой грамотности в целях обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами, работами и услугами.

3. П.3 ст. 41 закона после слов «общественного мнения о качестве товара (работы, услуги)» дополнить словами «путем проведения комиссионных контрольных закупов, с участием представителей общественности и государственных органов»;

4. П. 4) ст. 41 закона после слов «осуществлять прием заявлений, жалоб» дополнить словами «и обращаться в соответствующие контролирующие органы без доверенности потребителя»;

5. П. 5) ст. 41 закона после слов «в случае поступления заявления, жалобы потребителя» дополнить словами » без его доверенности»;

6. Ст. 24 закона абзац 2 после слов «вправе обратиться в суд» дополнить словами «на основании заявления потребителя об обращении общественного объединения в суд, без его доверенности».

7. Ст. 42 закона дополнить абзацем:

«При удовлетворении иска судом с нарушителя прав потребителей взыскивает штраф в размере 100% от суммы иска, из которого 70% которого перечисляется в местный бюджет и 30% перечисляется на счет общественного объединения (истца, подавшего иск в интересах потребителя, либо неопределенного круга потребителей».

Почему необходимо принятие вышеуказанных предложений:

1. Считаю, что данный закон должен называться Закон РК «О правах потребителей», так как закон с таким названием «О Защите прав потребителей» предполагает, что потребителю надо сначала ждать нарушений со стороны продавца, (изготовителя, исполнителя) товара (работы, услуги), и только потом обращаться в общественное объединение или суд за защитой уже нарушенного права. Отсутствует возможность предупреждения правонарушений в области торговли, производства, строительства, медицины, банковских, страховых и других видов услуг.

Право оно есть или его нет. Если оно есть, то оно является обязательным для всех, как установленное законом, то есть право, защищаемое самим государством. И именно по этому, оно должно исполняться всеми без исключения. Ведь есть у нас законы: «О правах ребенка», «О жилищных отношениях», «О браке (супружестве) и семье», «О медиации», «О СМИ», «О недобросовестной конкуренции», и т.д.

2. Для того, чтобы потребитель или общественное объединение смогли обратиться с претензией к нарушителю, а затем в суд, нужны допустимые, подтвержденные документами, доказательства о нарушении права потребителя. А для этого потребителю (общественному объединению) придется понести значительные затраты на проведение необходимых экспертиз, а также понести другие расходы, связанные с доказыванием нарушенного права на качественный товар, продукцию или услугу.

В качестве примера проведу такой факт: пенсионер, получающий пенсию 47 500 тенге, купил 200 грамм колбасы по цене 870 тенге. Стоимость покупки равна 174 тенге. Дома он обнаружил, что колбаса имеет не свойственный ей запах. Обратившись в общественное объединение по защите прав потребителей, он узнает, что необходимо будет оплатить расходы по проведению экспертизы специалистами СЭС и что стоимость этой экспертизы составит не менее 8 000 тенге. Какой путь выберет данный потребитель- вывод напрашивается сам, попытаться вернуть покупку в магазин (продавцу) либо выкинуть, если в магазине откажутся ее принять. Затраты на получение доказательств не качественности приобретенного товара не соразмерны с возможностями этого потребителя.

При этом необходимо учитывая следующее: трата времени, что для работающего потребителя просто не приемлемо, так как нужно отпрашиваться с работы, что влечет потерю заработной платы. Это для простого потребителя часто является непреодолимым препятствием на пути защиты своих нарушенных прав.

3. Этих возможностей и прав также нет и у общественного объединения, потому что для экспертизы, чтобы она была принята судом как надлежащее доказательство, нужен комиссионный контрольный закуп некачественного продукта или товара. При этом необходимо оплатить выезд специалистов-экспертов, оплатить проведенную экспертизу, и другие непредвиденные расходы, которые в значительной сумме превышают стоимость некачественного товара.

4. Для общественного объединения из-за отсутствия денег это тоже непреодолимое препятствие. Оно не имеет возможности оплатить выезд специалистов-экспертов, оплатить проведенную экспертизу и другие непредвиденные расходы, которые в значительной сумме превышают стоимость некачественного товара. Комиссионный контрольный закуп некачественного продукта или товара как право общественного объединения не предусмотрен законодательством. в том числе. Права общественного объединения ограничены ст. 40, ст. 41 и ст. 42 и Законом РК «О защите прав потребителей».

5. В законе должны бать санкции, потому что это закон не об общественном объединении по защите прав потребителей, а это закон о правах гражданина, потребителя работ, товаров и услуг, от качества которых часто зависит его жизнь, здоровье и благополучие его жизни. Человек — главное богатство нашей страны, и от его состояния зависит состояние нашего государства.

Актуальность проблемы: Не смотря на то, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей», Нормативным Постановлением Верховного суда Республики Казахстан № 7 от 25 июля 1996 года, с изменениями от 18 июня 2004 года и от 30 декабря 2011 года, имеется много вопросов, которые необходимо законодателю решить. Ведь мало провозгласить гражданские права, нужно уметь ими пользоваться. А для этого необходимо создать условия (законодательно установить) то, что права потребителей это не декларация, это закон, исполнение которого является жизненной необходимостью каждого. Учитывая при этом, что главная обязанность государства — издавать законы и добиваться их исполнения.

Защита прав потребителей — это защита собственных прав, и эти права должны быть более доступными для любого человека, в не зависимости от его платежеспособности, как это имеет место сейчас. Только при их доступности каждому, права потребителей превратиться в рычаг, способствующий становлению современного общества высококачественных товаров и услуг.

Так, до 2010 года в республике действовал Закон РК «О защите прав потребителей», который был работающим, позволяющим общественным объединениям, без каких-либо затрат со стороны государства, помогать гражданам нашего государства защищать свои права потребителей работ, услуг. В то время общественные объединения, обращаясь с исками в суды в интересах потребителей, пополняли местный бюджет в размере 70% от суммы штрафов, взысканных судами с нарушителей прав потребителей. 30% от этого штрафа оставалось в распоряжении общественного объединения, что позволяло нести расходы, необходимые для защиты потребителей. С принятием закона в 2010 году местные бюджеты потеряли еще один источник поступления денег, а нарушители избежали более действенного рычага воздействия закона на их неправомерные действия.

В силу ранее действующего закона, нарушителям не выгодно было выпускать и продавать некачественную продукцию (товары, продукты), а также некачественно выполнять работы и услуги, потому что, возмещая потребителю стоимость некачественных товаров, продуктов, либо услуг, нарушитель на ряду с этим, оплачивал моральный вред и штраф в размере суммы иска. Именно это побуждало нарушителя решать быстро возникший вопрос с потребителем, не затягивая время и не нанося дополнительного морального вреда человеку.

Принятый в 2010 году закон, подписанный Президентом РК 4 мая 2010 года, стал не только препятствием для осуществления надлежащей и эффективной защиты прав потребителей, но и утвердил позицию: «Прав тот, у кого больше прав». А прав в этом случае стал не потребитель (как это в развитых и культурных странах), а продавец, застройщик, банк, турагенство и т.д., то есть услугодатель, исполнитель и продавец.

В соответствии со ст. 42 Закона РК «О защите прав потребителей» от 2010 года общественное объединение потребителей может обратиться с заявлением к продавцу, (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) только по заявлению, жалобе потребителя. Возникает вопрос: «А что став членом общественного объединения, человек (гражданин Республики Казахстан) утрачивает часть своих прав, принадлежащих ему от рождения и узаконенных Конституцией РК?» А ведь мы все потребители, и на каждом шагу наши права нарушаются, например:

1. В магазинах, кафе, ресторанах и других торговых точках как в столице нашей родины Астане, так и в других городах, за небольшим исключением города Алматы — отсутствует информация о собственниках этих объектов, телефонах, к кому можно обратиться в случае нарушения прав потребителей, о качестве продуктов (полной и достоверной информации о составе и ингридиентах).

2. На автобусных остановках города Астаны нет доступной простому обывателю (гражданину столицы) информации о том какие автобусы здесь останавливаются, какой маршрут у этих автобусов, и в каком направлении они едут. Та информация, что имеется на информационных щитах на остановках автобусов — это не только неуважение к людям, как проживающим в г. Астане (столице нашего государства), так и к гостям, но и прямое издевательство над ними. Я понимаю, что ни аким города, ни тот, кто ответственный за «издевательскую» информацию на остановках города, не ездит на общественном транспорте, но от этого потребитель этих транспортных услуг не должен испытывать неудобства от такой рекламы.

3. Магазины и супермаркеты также не отслеживают достоверность рекламы на товарах, так на пачках чая в том числе и пакетированного, имеется реклама о проведении различных акций с указанием выигрышей, в случае их покупки. Однако потребитель, открыв дома упаковку, обнаруживает, что акция давно закончилась. И таких примеров просто не перечесть. Результат: «Рекламе не двигатель торговли», а «Реклама двигатель мошенничества торговли и изготовителей».

А если учесть, что в данное время, возможно, будут приняты изменения и дополнения в гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, в частности в ст. 61 и ст. 62 ГПК РК, вопрос о правах граждан и юридических лиц, участвующих в судах станет вообще эфемерным. Право гражданина на выбор самому определить, кто и как в судах будет защищать его права и интересы, то есть это право будет утрачено. Гражданину (потребителю) придется нести дополнительные расходы, потому что услуги адвоката — платные, и выписка ордера на участие в суде требует оплаты. У общественных объединений потребителей также нет денег на оплату услуг адвокатов. Кроме этого — это прямое нарушение Конституции Республики Казахстан и Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Ни кто не имеет права ограничивать дееспособного гражданина в его правах, кроме суда. В данном случае это прямое лобби адвокатов, почему то поддержанное депутатами Мажилиса парламента РК.

Также никто не имеет права обязывать юридические лица пользоваться услугами адвокатов, при наличии в своем штате юристов. Как же тогда будут выглядеть: статус юридического лица, его самостоятельность, его права определять не только вид деятельности и право использовать свои средства, и что остается от прав и обязанностей, указанные в уставах, зарегистрированных Департаментами юстиции Министерства юстиции Республики Казахстан.

И это только часть вопросов лежащих на поверхности, требующих решения сейчас, а не потом. Потому что развитая и продуманная система защиты потребителей — это признак благополучного общества.

Сравнительный анализ с учетом зарубежной практики:

Например в Германии.

В Германии учитывают тот факт, что потребитель не отделим от рыночной экономики. В связи с этим работает принцип: защищая права потребителей — защищаешь основы свободного рынка. Поэтому в Германии, не смотря на отсутствие единого закона о правах потребителей, имеют место работающие законы: «О надзоре за страхованием», «О безопасности приборов», «О защите нанимателей жилья», «О консультационной помощи», «О продуктах питания», «Об общих условиях сделок» и т.д. Кроме законодательной деятельности, государство активно занимается проверкой качества потребительских товаров, их безопасности как для потребителя, так и безопасности окружающей среды.

Потребительское право в ЕС.

Торговая политика Европейского Союза — основана на точной и проверенной информации для потребителя, возможности выбора, достаточно высоких гарантиях качества и безопасности для здоровья, а также разумной ценовой политике на товары, работы, услуги с учетом того, что ценообразование должно находиться в прямой зависимости от себестоимости.

Считаю, что выше указанные изменения и дополнения помогут потребителям и общественным объединениям потребителей (в действующем законе они названы как Общественные объединения потребителей) более качественно и эффективно защищать наши права, ведь каждый из нас является потребителем, в не зависимости какой услугой он пользуется, транспортной, медицинской, страховой, электрическими услугами, теплом, водой, промышленными или продуктовыми товарами, потому что все мы с Вами потребители, достойные уважения, а не источник дохода, получаемого продавцами, изготовителями, исполнителями, нарушая при этом наши права.

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»530
Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»
Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»

Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности»

Закон Кемеровской области от 04.04.2014 N 26-ОЗ «О сроках наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров»

Закон Кемеровской области от 29.12.2015 N 138-ОЗ «Об установлении срока применения отдельных требований федерального законодательства в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков»
Постановление Губернатора Кемеровской области от 11.03.2011 N 12-пг «О создании координационного совета по вопросам развития торговой деятельности в Кемеровской области»

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2015 N 462 «Об утверждении региональной программы «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016 — 2020 годы»
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.04.2007 N 92 «О мерах по реализации Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.09.2010 N 377 «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, за исключением случаев, когда организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, а также требований к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках»
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 ноября 2010 г. № 530
об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Закон Кемеровской области от 28.12.2016 N 105-ОЗ «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.05.2017 N 222 «Об утверждении ассортимента сопутствующих товаров для продажи в газетно-журнальных киосках на территории Кемеровской области и перечня отдаленных или труднодоступных местностей на территории Кемеровской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.11.2016 N 463 «Об утверждении программы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области» на 2017 — 2019 годы»

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.05.2005 N 288-р «Об утверждении Положения о порядке присвоения наименования «Губернский» социально ориентированным торговым предприятиям, расположенным на территории Кемеровской области»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 24 апреля 2007 г. N 92
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30.12.2006 N 271-ФЗ «О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»