Права работников на охрану труда

Право работника на охрану труда раскрывается рядом его правомочий, которые конкретизируются в ст. 219 ТК РФ как право каждого работника: на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации об условиях труда; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда до устранения такой опасности; право па запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом, уполномоченным па осуществление федерального государственного надзора, иными органами, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля; обращение (заявление, предложение) в органы государственной власти и местного самоуправления, к работодателю (объединению работодателей), а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда. Каждый работник также имеет право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка; на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры этих компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения РТК. Повышенные или дополнительные компенсации могут устанавливаться коллективным договором или локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

У каждого работника есть право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.

Этим правам работника на охрану труда корреспондируют обязанности, возлагаемые на работодателя, по обеспечению безопасных условий и охраны труда, установленные в ст. 212 ТК РФ. Указанные права работников обеспечиваются юридическими гарантиями. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 220 ТК РФ). Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Закрепляя эти важнейшие положения, ТК РФ устанавливает ряд гарантий. Одна из гарантий направлена на сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности работодателя или временным запретом его деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника. Работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу на период административного приостановления деятельности. В этом случае оплата труда производится работнику по выполняемой работе, но не может быть ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. К исключительным случаям, предусмотренным федеральными законами, относятся работы, выполнение которых для работников связано с чрезвычайными обстоятельствами по спасению жизни людей и значительных материальных ценностей (МЧС России, горные спасатели и др.). Если предоставление другой работы работнику но объективным причинам невозможно, то время простоя работника до устранения указанной опасности оплачивается работодателем в соответствии с ТК РФ в размере ⅔ его среднего заработка (ст. 157) и иными федеральным законами.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, у работодателя нет оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Эти важные гарантии предусмотрены в целях самозащиты прав работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Работодатель, его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых нрав (ст. 380 ТК РФ).

В число гарантий согласно ст. 220 ТК РФ входит возмещение причиненного вреда жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Это возмещение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Фондом социального страхования РФ. В соответствии с указанным Законом возмещение вреда осуществляется Фондом социального страхования и его региональными отделениями в виде страховых выплат. Конкретный порядок возмещения вреда регулируется Правительством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе актами Фонда социального страхования.

Важной гарантией является и то, что в целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Данная гарантия раскрывается в ст. 221 ТК РФ, предусматривающей обеспечение работников бесплатно средствами индивидуальной защиты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Вопросы выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты регулируются Межотраслевыми правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Действие Правил распространяется на всех работников.

К числу гарантий относится выдача молока и лечебнопрофилактического питания (ст. 222 ТК РФ). На работах с вредными условиями труда работникам выдается бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные продукты, а на работах с особо вредными условиями – лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия их выдачи утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии со ст. 222 ТК РФ Правительство РФ приняло постановление от 13 марта 2008 г. № 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов».

В соответствии с требованиями охраны труда на работодателя, согласно ст. 223 ТК РФ, возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций (оборудование санитарно-бытовых помещений, создание санитарных постов для оказания первой помощи, комнаты отдыха в рабочее время, а также аппаратов (устройств) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой). Нормы для оборудования санитарно-бытовых помещений для приема пищи, для медицинской помощи, комнаты отдыха в рабочее время и психологической разгрузки установлены СНиП 02.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

В обеспечении права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, большое значение имеет их обучение, инструктирование и профессиональная подготовка, организуемая работодателем в области охраны труда. Трудовым кодексом РФ (ст. 225) установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение но охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти с учетом мнения РТК. В соответствии со ст. 225 ТК РФ постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29 от 13 января 2003 г. утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Для всех поступающих на работу и работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на вводный (при заключении трудового договора для всех поступающих на работу или переводе на другую работу); первичный (на рабочем месте); повторный в установленные сроки с целью проверки и повышения знаний по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии (не реже чем через шесть месяцев); внеплановый (внеочередной) или целевой при изменении правил по охране труда, замены оборудования или наличии других факторов.

Руководители и специалисты проходят обучение при поступлении в течение одного месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Для поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы, но не реже одного раза в три года. Государство содействует организации обучения по охране труда в соответствующих образовательных учреждениях и обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда.

Работодатель не должен допускать работников, не прошедших инструктаж, к работе, он также обязан отстранять от работы работника, не прошедшего обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК РФ).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств всех бюджетов и внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 226 ТК РФ). Согласно ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа, в том числе взысканного за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (БК РФ). Финансирование возможно и за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Для отдельных категорий работников в случаях, определенных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, предусмотрены дополнительные гарантии охраны труда. В ст. 224 ТК РФ указаны случаи, когда работодатель обязан соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению сверхурочных работ или в ночное время. Работодатель обязан осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу согласно медицинскому заключению и с соответствующей оплатой, а также устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время, создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.

Ранее были рассмотрены вопросы о запрете привлечения указанных работников к работе в ночное время, сверхурочным работам (ст. 96,99 ТК РФ) или о переводе работников на другую работу в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ) и др.

С учетом специфики предмета регулирования указанных отношений и их значительного объема следовало бы статьи 227-231 выделить в отдельную главу 36.1 Кодекса.
Нельзя не заметить существенные пробелы в разделе X. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда ― защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Трудовом кодексе РФ нет специальной статьи (не говоря уже о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, полагаю, целесообразно было бы подумать компетентным законодательным органам и о статье ТК РФ, которая регламентировала бы вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В связи с этим требует пристального внимания и незамедлительного решения проблема профессиональных рисков и опасностей.
Без сомнения, есть смысл привести положения раздела X ТК РФ в соответствие со cтатьей 37 Конституции РФ и статьей 2 Кодекса. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 2 ТК РФ закрепляется норма об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Однако в статье 209 ТК РФ (основные понятия) нет определения понятия «гигиена труда». В статье 210 в перечне основных направлений государственной политики в области охраны труда также не упоминается гигиена труда. Но важнее было бы в разделе X предусмотреть отдельную статью либо статьи, регламентирующие гигиену труда.
И напротив: наряду с пробелами раздела X ТК РФ в нем закреплены отдельные положения, непосредственно не относящиеся к охране труда. Например, в соответствии со статьей 209 рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Известно, что категория «рабочее место» является значимой в теории трудового права, особенно на практике, при решении вопроса о переводе и (или) перемещении работников.
Близко к этому и определение понятия производственной деятельности (ст. 209). Под ней понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающую в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Это определение не только научно несостоятельно (непонятно, как можно включать в экономическую категорию «превращение ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя… оказание различных видов услуг»), но, в сущности, не относится к институту охраны труда.
В основных понятиях (ст. 209) есть и не совсем правильные категории. К таковым следовало бы отнести «требования охраны труда». Под ними понимаются государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Статья 211 закрепляет, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В данном случае не учтен общеизвестный тезис (а точнее, аксиома для юристов), что закон либо иной нормативный правовой акт содержит нормы (норму) либо обязательные правила (правило) поведения (термин «требование» означает:
― выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение; по первому требованию;
― правило, условие, обязательное для выполнения; выполнение требований устава; требования к экзаменующимся;
― внутренние потребности, запросы; человек с высокими требованиями к себе;
― официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. с. 797).
Согласно части 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Закономерен вопрос: почему не законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и их субъектов обязательны для исполнения всеми работодателями и работниками? Следовательно, категория «требования охраны труда» вряд ли уместна в российском трудовом праве, в том числе в ТК РФ. Поэтому представляется логичным исключить ее из статей 209, 210 и других статей ТК РФ, а статью 211 следовало бы признать утратившей силу.
Необходимо также учесть, что название главы 34 «Требования охраны труда» не совсем соответствует ее содержанию, так как в ней нет статьи, предусматривающей правила и инструкции по охране труда. Кроме того, представляется нелогичным включение в данную главу статьи 212, закрепляющей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, статьи 213 (медицинские осмотры некоторых категорий работников), статьи 214 (обязанности работника в области охраны труда).

В связи с этим целесообразно исключить из главы 11 ТК РФ статью 69, в соответствии с которой обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, ибо она дублирует статью 266 и базисную статью 213 ТК РФ.
Введение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ статьи 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» в раздел X ТК РФ вряд ли правильно. Согласно данной статье государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ § 4. Право работника на охрану труда, его гарантии. Обязанности работодателя по его обеспечению

.

§ 4. Право работника на охрану труда, его гарантии. Обязанности работодателя по его обеспечению

Каждый работник имеет право на охрану труда (ст. 37 Кон­ституции РФ, ст. 21 ТК и ст. 4 Основ об охране труда).

Право на охрану труда — это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить. С поступлением гражданина на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работо­датель.

Содержание права на охрану труда включает ряд прав (воз­можностей) работника (как бы право в праве), в частности на:

безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опас­ных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболева­ние или снижение работоспособности;

возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья ра­ботника в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

получение достоверной информации от работодателя или го­сударственных и общественных органов о состоянии охраны тру­да на его рабочем месте, об имеющемся риске повреждения здо­ровья и принятых мерах по его защите от этого;

отказ от выполнения работ в случае возникновения непосред­ственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

обеспечение его бесплатно средствами коллективной и инди­видуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет работо­дателя;

бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приос­танавливаются или закрываются предприятие, цех, участок либо ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных усло­вий труда, а также в случае производственной травмы;

проведение инспектирования соответствующими органами ус­ловий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда;

участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий и охраны труда.

Первая из указанных возможностей — получить безопасное рабочее место — отражает и требование дифференциации регули­рования труда женщин и несовершеннолетних до 18 лет.

Содержание права работника на охрану труда закреплено в ст. 219 ТК.

Гарантии права работника на охрану труда довольно много­численны. Основная экономическая гарантия — планомерное не­прерывное улучшение охраны труда на производстве. В ст. 9 Федерального закона об охране труда и ст. 220 ТК закреплены следующие гарантии права работника на охрану труда:

государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

условия трудового договора должны соответствовать требова­ниям охраны труда: компенсации и льготы за работу с тяжелы­ми, вредными и опасными условиями труда;

при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране труда за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок;

в случае приостановки деятельности или закрытия предпри­ятия из-за нарушения охраны труда, что подтверждается органа­ми государственного надзора и контроля, работник обеспечивает­ся рабочим местом в соответствии с действующим законодатель­ством;

при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невоз­можности обеспечения здоровых и безопасных условий труда ра­ботодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплат­ное обучение новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка;

отказ работника от выполнения работ в случае возникнове­ния непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасны­ми условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий при­влечения к дисциплинарной ответственности, так как это не яв­ляется дисциплинарным проступком. Но нельзя ограничивать га­рантии права на охрану труда лишь указанными в ст. 220 ТК и в ст. 9 соответствующих Основ. Правовыми гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда, об ее организации, предупредительном и текущем надзоре за охраной труда, а также обязанности работодателя по обеспе­чению охраны труда. Глава III этих Основ, названная «Обеспе­чение охраны труда», целиком посвящена таким гарантиям.

Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в установ­ленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний пра­вил, норм и инструкций по охране труда.

Статья 14 Федерального закона и ст. 212 ТК закрепили обя­занности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооруже­ний, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудо­вым законодательством;

приобретение за счет собственных средств и выдачу по уста­новленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (очки, респираторы и т. п.), смывающих и обезвреживающих средств работникам с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на рабо­тах, выполняемых в особых температурных условиях или связан­ных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабо­чих местах и правильностью применения работником средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с по­следующей сертификацией работ по охране труда в организации;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты и ком­пенсациях;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, со­хранению жизни и здоровья работников при их возникновении, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном законодательством по­рядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужива­ние работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обязательное социальное страхование работников от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Эти и другие обязанности работодателя в то же время означа­ют и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда.

Субъекты Российской Федерации издают свои акты-рекомен­дации для работодателей по охране труда.

.

Какого-то особого порядка и формы обращения в инспекцию по труду нет. Но если вы хотите, чтобы ваше обращение инспекция рассмотрела без заминок, соблюдайте следующие правила.

ЭТО ВАЖНО:
Во-первых, свое письменное заявление вы должны подписать лично, указав полностью фамилию, имя, отчество, а также информацию о месте жительства, работы или учебы. Иначе заявление будет признано анонимным, а анонимки инспекция не рассматривает. Все сведения, которые гражданин указал в заявлении, ни в коем случае не должны разглашаться. Инспекция обязана воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ст. 358 Трудового кодекса РФ).

Во-вторых, в заявлении вы должны изложить конкретные факты нарушения трудовых прав, либо сообщить о предполагаемых нарушениях. Не стоит подробно описывать свое возмущение по поводу действий работодателя, это может запутать инспектора, и он долго будет разбираться с вашим заявлением. Постарайтесь четко и по порядку перечислить факты нарушения ваших прав. Тем самым Вы поможете инспектору быстрее уяснить проблему и оперативно ее решить.

Сроки рассмотрения Вашего заявления

Обычно заявление (если оно не требует специальных проверок, документов и пр.) рассматривается безотлагательно, в крайнем случае не позднее 15 дней. Максимальный срок рассмотрения заявления или жалобы один месяц со дня поступления.

Следует иметь в виду, что в связи с возрастающей загруженностью государственных инспекторов труда и нехваткой кадров в этой службе обращения рассматриваются, как правило, дольше, особенно в крупных городах. Так, например, в г. Москве рассмотрение обращения в государственной инспекции труда может длиться более шести месяцев.

ЭТО ВАЖНО: Есть специальные сроки. Например, при рассмотрении жалоб профсоюза в некоторых ситуациях (см. ст.373 Трудового кодекса РФ).

Как найти инспекцию по труду?

Государственные инспекции труда образуются в субъектах Российской Федерации, т.е. действуют на уровне региона.

Это значит, что искать инспекцию в родном городе могут только жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также жители городов-столиц регионов.

А, например, в г. Электроугли Московской области инспектора по труду найти не удастся – ближайший территориальный орган Рострудинспекции будет находиться в Москве.

Из этого правила есть исключения. Например, у Государственной инспекции труда в Самарской области есть отделы – в городах Сызрани и Тольятти.

Однако если даже Вы живете далеко от регионального центра и до инспектора далеко – попробуйте сначала обратиться в профсоюз!

Дело в том, что профсоюзы и инспекции труда проводят совместные проверки предприятий.

Обратитесь в профсоюз на ближайшее промышленное предприятие — там наверняка Вам подскажут как найти инспекцию по труду и помогут советом!

Адрес практически любого государственного органа можно найти в Интернете. Обращаться в инспекцию по труду не обязательно лично – можно отправить Ваше обращение по почте. Если хотите быть уверенным, что Ваше обращение дошло адресату – отправляйте его заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае Вы будете точно знать, когда орган Рострудинспекции получил Ваше письмо, и сможете интересоваться результатами рассмотрения письменно либо по телефону.

Контакты Федеральной службы по труду и занятости при Министерстве труда и социальной защиты РФ, при котором работает Государственная инспекция труда:

Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1

Телефон: 8-800-707-88-41

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.rostrud.ru

На этом же сайте в подразделе «Территориальные органы Роструда» размещена информация о территориальных органах инспекции – в субъектах РФ:

Все инспекции по труду на уровне субъектов РФ имеют собственные сайты. Например:

Как Вы заметили, чтобы попасть на сайт инспекции труда в Вашем регионе достаточно ввести в адресной строке браузера следующее:
git(номер Вашего региона).rostrud.ru

Полномочия государственного инспектора труда

ДДля того чтобы успешно защищать свои права важно знать, каким образом государственный инспектор труда может Вам помочь!

Ознакомьтесь с этими полномочиями инспекторов до обращения в инспекцию труда.

Во-первых, Вы лучше поймете, каких действий имеет смысл просить в Вашем конкретном случае.

Во-вторых, Вы узнаете, каких полномочий у инспектора по труду нет (например, инспектор не возбуждает уголовных дел, не накладывает арест на имущество и т.д.).

Итак, государственный инспектор труда имеет право:

· беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

· запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, и другую информацию;

· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

· предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

· направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

· выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

· запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;

ЭТО ВАЖНО:

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Что обязан сделать инспектор по труду (или другое должностное лицо), который принял у вас заявление?

Инспектор должен внимательно изучить ваше обращение, разобраться в допущенных нарушениях, принять решение и сообщить об этом вам в письменной или устной форме. Если ваше заявление будет отклонено (т.е. вы получите отказ), инспектор должен объяснить вам причины отказа.

ВНИМАНИЕ! Если причины отказа вас не убедят, вы имеете право обжаловать его, а инспектор обязан вам разъяснять порядок обжалования. (Правда, вы должны его попросить об этом).

У вас есть право обжаловать решение инспектора, если вы с ним не согласны.

Решение государственного инспектора труда могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

В административном порядке жалоба подается в вышестоящую инстанцию — Федеральную службу по труду и занятости при Министерстве труда и социальной защиты РФ .

Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1

Телефон: 8-800-707-88-41

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.rostrud.ru

Решения главного государственного инспектора труда РФ также можно обжаловать в судебном порядке. В судебном порядке решение обжалуется в суд по месту нахождения инспектора или по месту жительства человека, обратившегося с жалобой.

Отвественность работодателя за несоблюдение требований государственного инспектора

•За невыполнение требований государственных инспекторов по труду работодатель наказывается предупреждением или наложением административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей; на должностных лиц — от двух до четырех тысяч рублей (ст.19.4 КоАП РФ).

•Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной до двух тысячи рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей (ст.19.5 КоАП РФ).

•Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей (ст.19.6 КоАП РФ).