Пояснения по страховым взносам

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще
и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03‑02‑08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие‑либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03‑04‑05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО
не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305‑КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен свое-
временно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевре-
менному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305‑КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6‑П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик
освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во‑первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во‑вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15‑108‑1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6‑П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546‑ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6‑НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №2, 2019 год

ФНС России направила новые контрольные соотношения формы расчета по страховым взносам (письмо ФНС России от 10 июня 2020 г. № БС-4-11/9607).

Новые контрольные соотношения добавлены в раздел междокументных. Поправки обусловлены внесенными в налоговое законодательство изменениями (утв. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ, далее – Закон № 172-ФЗ). Так, все три соотношения проверяют наличие у организаций и предпринимателей права на применение пониженных тарифов по страховым взносам в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

При несоответствии условиям, для применения пониженных тарифов страховых взносов, налогоплательщику будет направлено требование о представлении в течение пяти рабочих дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки (ст. 100 Налогового кодекса).

Начиная с отчётности за 9 месяцев 2019 года налоговая инспекция применяет новые контрольные соотношения при проведении камеральных налоговых проверок расчетов по форме 6-НДФЛ и расчетов по страховым взносам.

Средняя заработная плата сотрудника, указанная в расчете по страховым взносам и расчете по форме 6-НДФЛ, должна быть не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда (МРОТ) и средней заработной платы по отрасли в субъекте федерации.

Не путайте с федеральным МРОТ!

Если соотношение не в вашу пользу, то фискалы заподозрят занижение налоговой базы, а вам как налоговому агенту придется представить пояснения или уточнить свои налоговые обязательства в расчетах по НДФЛ и страховым взносам.

В общем, за обеление зарплаты взялись, и истории про то, что все сотрудники ленивы и работают на 1/2 ставки уже не прокатят.

Напомню, что МРОТ в Москве теперь 20 195.

А средняя отраслевая зарплата по стране в сфере IT — 60 969 руб , в финансовой сфере 83 353 руб, в строительстве 38 750.

Данные по отрасли в вашем регионе смотрите на сайте Росстата.

В ходе проверки отчетности у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы из-за обнаруженных неточностей и ошибок в данных. Поэтому нередко налоговики рассылают требования письменных пояснений.

Пояснения запрашивают при проведении налогового мониторинга или по результатам камеральной проверки, если:

  • обнаружены противоречия и недочеты в отчетных документах;
  • выявлены расхождения между показателями отчетности и сведениями налоговой;
  • подана уточненная форма с уменьшенной суммой налога;
  • в отчетности заявлен убыток;
  • подано заявление на льготы;
  • подано заявление на инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Пояснения при выездной проверке запрашиваются, чтобы уточнить позицию компании по обнаруженным нарушениям.

Подать объяснительные документы можно и без запроса ФНС, например, вместе с уточненкой.

Сборник консультаций Консультант Плюс

Все о налоговых проверках, образцы ответов на запросы инспекции, жалоб и возражений по актам проверок, рекомендации по исправлению ошибок — в сборнике материалов «Камеральные и другие налоговые проверки». Отправьте заявку и получите сборник бесплатно!

Как написать пояснение в налоговую

Пояснительную записку можно составить в свободной произвольной форме, за исключением пояснений к декларации по НДС. Текст зависит от того, по какому налогу и какие погрешности обнаружены, насколько они существенны, какие сведения требует инспекция.

При получении требования первым делом нужно самостоятельно перепроверить отчетность на наличие ошибок. Их может не быть. В этом случае в пояснительной записке следует указать, что несоответствий в отчете и оснований для исправления данных и подачи уточненки нет. Подробно аргументируйте свой ответ и по возможности приложите подтверждающие бумаги.

Если ошибки действительно присутствуют, но не влияют на сумму налога, укажите на этот факт и предоставьте инспекции правильные сведения. Также вы имеете право вместо пояснения подать уточненный отчет с исправленными показателями.

В случае занижения налога из-за ошибочных сведений в отчете необходимо подать уточненку. Пояснение представлять не обязательно, но можно, чтобы объяснить причины допущенных недочетов.

Важно в пояснительном письме обосновать свою точку зрения и указать объективные причины, по которым допущены ошибки. Содержание пояснений зависит от того, какую информацию запросила инспекция. Так, могут уточнить сведения:

  • по налогу на прибыль: о снижении налоговой нагрузки, по убыткам, о несоответствиях показателей доходов от реализации товаров и услуг в декларациях по НДС и налогу на прибыль, о данных в декларациях и бухгалтерских отчетах и т.д.
  • по налогу на имущество: о применяемых льготах, при расхождении сумм в декларации по налогу на имущество и в бухгалтерской отчетности и др.
  • по расчету 6-НДФЛ: о разнице в суммах уплаченного и удержанного налога.
  • по расчету по страховым взносам: о несовпадении сумм доходов в РСВ и 6-НДФЛ или показателей в СЗВ-М и в расчете по страховым взносам и др.
  • по декларации по УСН: о расхождениях между сведениями налогового и бухучета или между показателями доходов в отчете по УСН и данными по расчетному счету.

СПС Консультант Плюс содержит более 90 форм пояснений в ФНС, которые помогут правильно ответить на требование инспекции.

Закажите смарт-комплект КонсультантПлюс и получите доступ ко всем образцам пояснений в налоговую и не только: законодательные акты, разъяснения, формы документов, инструкции по их заполнению и т.д. Вы можете поработать в Консультант Плюс бесплатно! Заполните форму внизу страницы ↓ и получите доступ к демонстрационной версии системы.

Найти все образцы можно с помощью строки быстрого поиска (запрос «пояснения в налоговую», вкладка «Формы документов»).

Порядок и сроки предоставления пояснения в налоговую

Формат подачи пояснительной записки может быть бумажным или электронным. В электронном виде обязательно сдаются пояснения к декларации по НДС. В качестве дополнения можно прилагать документы, поддерживающие вашу аргументацию.

Срок предоставления ответа на требование ограничен пятью рабочими днями с момента его получения. При попадании последнего дня на выходной или праздничный день, крайняя дата переносится на следующий за ним рабочий.

Несоблюдение сроков подачи уточняющей информации наказывается штрафом 5 тысяч рублей. Наказание за повторное нарушение в течение года – 20 тысяч рублей.

Если вы не успеваете подать пояснительную записку в отведенный промежуток времени, нужно не позже следующего дня с момента получения требования известить ИФНС, отправив уведомление. В нем указываются причины невозможности представить документы вовремя и период, в который вы обязуетесь это сделать. В течение двух дней инспекция ответит, предоставлена ли отсрочка.