Налоговая система армении

АрмИнфо.Правительство Армении 7-го марта на очередном заседании кабмина одобрило проект поправок «Об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс РА». Как ожидается, по итогам принятия документа в долгосрочной перспективе он обеспечит дополнительные 0,8 п.п. роста ВВП, дополнительный рост потребления составит 0,3-0,4 п.п., а занятость — приблизительно на 0,5 п.п.

Так, по словам министра финансов Армении Атома Джанджугазяна, Армения повысит необлагаемый НДС порог с оборота с нынешних 58,35 млн. ($120 тыс.), до 115 млн драмов ($235 тыс). С 1 января 2019 года Минфин повысит также необлагаемый порог для самозанятых граждан и субъектов семейного предпринимательства с 9 млн драмов и 18 млн драмов соответственно до 24 млн драмов. В результате им остается платить только ввозные пошлины на товары.

С 1 января 2020 года Армения планирует отказаться от системы лицензионного налога с переходом на систему общего налогообложения. Республика откажется от двух альтернативных систем налогообложения — самозанятых и семейного предпринимательства им а смену придет микропредпринимательство с необлагаемым порогом до 24 млн драмов. Субъектами микропредпринимательства не будут считаться хозяйствующие субъекты, осуществляющие специализированные виды деятельности, в частности, бухгалтерии, адвокатуры, консалтинга. Микробизнес будет освобожден от всех видов налогов помимо подоходного, который составит 5 тыс драмов.

С 1 января 2020 года Армения перейдет на плоскую систему налогообложения дохода, который вне зависимости от размера заработной платы, будет установлен в размере 23%. Причем, до 2023 года ставка постепенно будет снижаться до 20%. Параллельно правительство предусматривает постепенный возврат к прежним условиям обязательной пенсионной системы (ОНПС).

С 2020-ого по 2022 гг. правительство также предлагает ввести равные для граждан Армении и иностранцев ставки налога на прибыль и налога на дивиденды, установив их также на уровне 23% (с 20% до 18% налог на прибыль и с 10% до 5% налог на дивиденды — Ред.). Минфин также предлагает закрепить, что пенсии резидентов физических лиц, полученные извне, не подлежат налогообложению в Армении.

Министерство финансов Армении в новом документе учло интересы автоимпортеров — физических лиц. Правило, обязывающие их с 1 июня 2018 года при продаже 2-го автомобиля платить 20%-й налог с дохода, будет пересмотрено и снижено до 1% от цены авто, но не менее 150 драмов за каждую лошадиную силу. Норме будет дана обратная сила — с 1 июля 2018 года, что позволит пересчитать налоговую задолженность, накопившуюся с момента вступления новой налоговой регулировки в силу. Помимо этого, Министерство финансов Армении предлагает освободить от уплаты налога в случае продажи автомобиля по истечении 365 дней после его приобретения.

Министерство финансов Армении предлагает в 2019 году пересмотреть и «обогатить» перечень подакцизных товаров. С целью возмещения налоговых потерь бюджета в результате снижения ставки подоходного налога и налога с оборота, а их суммарный негативный эффект для бюджета оценивается в размере 39 млрд драмов, Минфин предлагает с 1 июля 2019 года опережающими темпами повысить ставки акцизного налога на табачную продукцию и алкоголь, а также на пиво.

Будет внедрена система ежегодной коррекции ставки акцизного налога (на 4%). Электронные сигареты (по технологии IGOS) будут облагаться акцизом так же, как и традиционные. Инициатива обеспечит госказне дополнительные доходы в размере 6-7 млрд драмов.

Планируется также повышение минимальной цены на водку и этиловый спирт — с нынешних 3500 драмов за 1 литр 100%-го спирта до 6 тыс драмов. С 1 июля 2019 года проект предлагает расширить список подакцизных товаров, включив в него напитки с содержанием сахара 5гр и более на 100 гр продукта в размере 10% стоимости, но не менее 30 драмов за 1 литр. Благодаря этому, налоговые доходы госказны увеличатся на 3 млрд драмов.

Уже с 1 января 2020 года кабмин намерен пересмотреть ставку экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автомобилей с мощностью двигателя 301 лошадиных сил и более — вместо нынешних 50 драмов за 1л.с установить 150 драмов. Кабмин Армении также намерен увеличить консульские сборы, ставки государственной пошлины на предоставление/замену госномеров, а также не предоставление лицензии финансово-кредитным учреждениям.

С 1 января 2020 года предлагается также пересмотреть налогообложение организации и проведения азартных игр (в том числе игр в сети интернет), тотализаторов (интернет тотализаторов. В частности, налогообложение тотализаторов будет переведено в поле регулирования налога с прибыли с 2020 года, проведение азартных игр — с 2021 года. На данном этапе Минфин воздерживается от налога на выигрыш.

Помимо этого, налог с оборота для представителей общепита до 10% вступит в силу не с 2020 года, как это предусмотрено новым Налоговым кодексом. Напомним, что с 1 июля 2018 года вступили в силу новые нормы налогообложения — лицензионный налог для ресторанов (налог с квадратного метра) был заменен на 6%-й налог с оборота. С 1 января 2019 года налоговая нагрузка была повышена до 8%, а с 2020 года — она должна была повыситься до 10% с оборота. Речь идет о сохранении регулировки, вступившей в силу с 1 июля 2018 года, то есть 6%-й налог с оборота, с возможностью налогового вычета в 3% от задокументированных расходов, но не менее 4% от оборота.

От налога на прибыль будут освобождены сделки с куплей-продажей имущества между физлицами. Сделки между физлицом и индивидуальным предпринимателем по приобретению земельного участка также будут освобождены от выплаты 10%-го налога на прибыль.

Отметим, что обсуждения представленного документа длились более полугода. Проект изменений в действующий НК от 2016 года был размещен на e-draft.am в ноябре 2018 года. Вместе с тем, как потом заявили в Минфине Армении инициаторы налоговых изменений, реагируя на беспокойство экспертного сообщества, доработали документ и заново представили его на суд общественности.

В Армении все работающие люди, вне зависимости от размера зарплаты, будут платить единый подоходный налог. Раньше в стране действовала трехуровневая прогрессивная шкала. В новой системе разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Армен Осипянц.

Один для всех – подоходный налог в Армении уровняли с 1 января этого года. Теперь только 23%. Прежняя прогрессивная система работала только на бумаге, говорят эксперты.

«Прогрессивная система налогообложения была формальной: доходы около 70% сотрудников работодатели декларировали в заниженном размере, и выплачивалось меньше налогов. Экономика теряла конкурентоспособность. Теперь же будет обеспечен более высокий доход. Главная цель изменений стимулирование высококачественной рабочей силы, которая должна стать гарантом стабильного и долгосрочного экономического роста», – указал заместитель министра финансов Армении Арман Погосян.

«Теневой сектор» экономики сократится, уверены в правительстве, а налоговые поступления в бюджет вырастут. Это, в свою очередь, позволит государству увеличить финансирование социального сектора в республике.

«Если в стране очень много богатых, то есть «коэффициент Джини» очень большой, то плоское налогообложение не имеет смысла. В Армении «коэффициент Джини» средний, так что для страны может иметь смысл плоское налогообложение», – отметил кандидат экономических наук Агаси Тавадян.

Но есть и те, кто не видит смысла в единой налоговой ставке. Боятся, что богатые станут еще богаче, а у малообеспеченных ничего не изменится. При прежней прогрессивной системе те, кто получал до 315 долларов – а это больше половины населения страны – отчисляли в бюджет 23%. Доход до четырех тысяч долларов облагался налогом в 28%, а самые богатые платили 36%.

«Мой доход не увеличится, потому что я получаю не того размера зарплату, которая раньше облагалась более высоким налогом. Я продолжу платить те же 23%, что и раньше. Не думаю, что это справедливо», – считает жительница Еревана Рипсиме Сафарян.

«Согласна, что люди с высоким доходом должны платить больше налогов, чем те, у кого более низкий заработок. Пока не подсчитала, насколько увеличится мой доход, но должен вырасти», – уверена жительница Еревана Лоретта Мовсисян.

Реализация новой реформы продолжится до 2023 года. К этому времени налоговую ставку планируют снизить до 20%.

В России плоская система налогообложения – те самые 13% – появилась еще в начале 2000-х. Ввел ее президент России Владимир Путин.

АрмИнфо. С 1 июля 2019 года Армения перейдет на плоскую систему налогообложения дохода, который вне зависимости от размера заработной платы, будет установлен в размере 23%. Об этом 4-го декабря на пресс- конференции сообщил замминистра финансов Армении Арман Погосян. Причем, до 2023 года ставка постепенно снижена до 20% (с 1 января 2020 года — до 22%, с 2021 года — прийти к 21%, в 2022 году — до 20,5%, а с 2023-го — 20% — Ред.).

В настоящее время в Армении действует следующая шкала налогообложения: те, кто получает ежемесячный доход до 150 тыс. драмов, платят 23%, от 150 тыс. до 2 млн драмов — 28%, а более 2 млн драмов — 36%.

Как признают финансовые власти страны, проблема в том, что эффективная ставка подоходного налога в размере 25.1-25.2% слишком высока, в связи с чем не способствует ни экономическому росту, ни сокращению уровня бедностив стране. Более того, большое налоговое бремя по линии подоходного налога приводит к неполноценному декларированию реальных доходов.

Более того, как показали исследования Минфина, налоговое бремя по налогу на прибыль в РА сравнительно высоко, что чинит препятствия на пути к привлечению в страну иностранных инвестиций. С учетом этого, в том числе, следуя за мировыми трендами, правительство Армении в своей программе деятельности закрепило норму о снижении налогового бремени по линии прямых налогов (налога на прибыль, доходы физлиц) и определенному повышению косвенных (НДС, акциз и ряд пошлин).

В 2023 году Армения вернется к прежним условиям обязательной пенсионной системы (ОНПС) и ежемесячные обязательные выплаты по ним со стороны работающего гражданина составят 5% (с 5% софинансированием государства) вместо установленных с 1 июля с.г. 2,5% от размера зарплаты и 7,5% со стороны госказны.

В случае перехода на новые регулировки уже в будущем году налоговые потери госказны оцениваются в размере 27,5 млрд драмов. Далее, каждый процент, при прочих равных условиях, «обойдется» госбюджету в 12,5 млрд драмов.

С 2020-й по 2022 гг. правительство также предлагает равные для граждан Армении и иностранцев ставки налога на прибыль и налога на дивиденды, установив их также на уровне 23% (с 20% до 18% налог на прибыль и с 10% до 5% налог на дивиденды — Ред.). Потери в плане налоговых доходов бюджета в случае установления равных для резидентов и нерезидентов условий по налогу на дивиденды составят 1-1,3 млрд драмов

АРУТЮНЯН Т.В.

УДОБСТВО НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Аннотация: Данная статья посвящена формированию налоговой системы Республики Армения, проблемам взаимосвязи различных групп налогоплательщиков и их налоговой нагрузки. Как представлено в статье, для регулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами разработаны соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которые делают налоговую систему удобной для различных групп налогоплательщиков.

Ключевые слова: административная нагрузка, уклонение от налога, иностранные инвестиции, ставка подоходного налога, налоговое обязательство, налоговые соглашения, экономический кризис, налоговая система.

HARUTYUNYAN Т.У.

CONVENIENCE OF THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF ARMENIA FOR CERTAIN GROUPS OF TAXPAYERS

Любое государство в процессе реализации своих функций для решения стоящих перед страной и обществом задач должно владеть соответствующими финансовыми средствами, которые в различных общественных формациях собираются разными способами и методами. Почти во все времена основным источником аккумуляции этих средств были и остаются налоги, в которых воплощается экономически выраженное существование государства. Несмотря на то обстоятельство, что налоги наиболее часто подвергаются критике, тем не менее, как отмечал Б. Франклин, «в этом мире неизбежны только две вещи — смерть и налоги». Однозначно можно утверждать, что без налогов и стабильной налоговой системы не может существовать ни одно государство.

Исследователями по данной теме налоги рассматриваются как важная социально-экономическая составляющая современных реформ, с помощью которых государство может проводить эффективную социальную политику. Наряду с другими экономическими рычагами налоги, помимо формирования централизованных денежных фондов, должны использоваться в направлении обеспечения устойчивого развития и стимулирования экономической активности, а также укоренения элементов социальной справедливости.

В любой стране сформированная налоговая система направлена на решение осуществляемых властями данной страны в определенный период экономических и социальных проблем политики. В процессе практического использования применяемых в этой системе способов и методов налогообложения в максимальной мере учитываются уровень экономических отношений и основные приоритеты развития данной страны, а также механизмы учета присущих оптимальной налоговой системе принципов и предъявляемые к ней требования.

Налоговые системы и соответствующая налоговая политика в разных странах характеризуется заметным разнообразием и обусловлены историей данной страны, ролью государства в деле экономического управления и развития, интенсивностью его перераспределительных функций и воздействием множества других факторов. Тем не менее основные цели налоговой политики в различных странах носят довольно схожий характер и могут быть сформулированы следующим образом:

— налоги, как и связанные с ними издержки, должны быть минимальными;

— налоговая система должна содействовать как можно более справедливому перераспределению и не допускать двойного налогообложения;

— налоговая система должна способствовать справедливости при сборе налогов и исключать пристрастное отношение к тому или иному плательщику;

— налоговая политика должна соответствовать проводимой в стране экономической политике и преследовать обусловленные этой политикой определенные экономические цели;

_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

— сбор налогов должен предполагать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

— налоговая система должна быть стабильной;

— обсуждения предстоящих изменений в налоговом законодательстве должны быть открытыми и доступными для общественности.

Регулирование и оптимизацию этих проблем попытаемся представить с помощью рассмотрения зарубежного опыта налоговой системы, что позволит определить для налоговой системы Республики Армения единые границы, направленные на стимулирование развития экономики, привлечение инвестиций, социальное развитие.

Первые шаги, направленные на создание самостоятельной налоговой системы в Армении, были осуществлены еще в конце 1991 года, после провозглашения независимости республики. В первой половине девяностых годов Республика Армения характеризовалась, с одной стороны, как страна с базируемой на рыночных отношениях экономикой, с активными процессами создания и развития рыночной инфраструктуры, стимулирования частного предпринимательства, а с другой — как страна, имеющая глубокие кризисные явления в экономике, в частности, чрезвычайно высокие темпы инфляции и обесценения денег, беспрецедентное увеличение масштабов безработицы, преобладание в экономической сфере сделок и операций преимущественно спекулятивного характера и, как следствие, отсутствие направленных на развитие производственной сферы долгосрочных капитальных вложений и др. В этой ситуации Армения просто была вынуждена создать собственную независимую налоговую систему и регулирующее налоговые отношения законодательство.

Вторая половина 90-х годов ознаменовалась проведением коренных реформ в налоговом законодательстве, которые были направлены как на совершенствование действующих, так и на принятие новых законов, устанавливающих новые виды платежей и регулирующих налоговые отношения. В 1997-2000 годах были приняты и введены в действие новый закон «О налогах» и законы по основным видам налогов, а также устанавливающие особый режим налогообложения законы Республики Армения «О фиксированных платежах» и «Об упрощенном налоге». В дальнейшем, начиная с 2000 года, был принят и введен в действие целый ряд законов, регулирующих сферу налогового администрирования, в частности, были приняты законы «Об организации и проведении проверок в Республике Армения» и «О налоговой службе».

Налоговая система и бизнес-среда взаимосвязаны друг с другом, поскольку от эффективности налоговой системы зависят возможности развития предпринимательства, кроме того, налоговая система ограничивает возможности образования экономически необоснованных доходов в различных сферах национальной экономики.

Относительно низкий уровень налоговых доходов нельзя однозначно обусловливать тем обстоятельством, что республика находится на стадии институциональных и структурных реформ и что реформы по организации и становлению налоговой системы всё еще продолжаются. Этот процесс характерен и для других стран СНГ. Что же касается Армении, то здесь реформы налоговой системы начались намного раньше и проводились более углубленно и более обоснованными способами, чем в некоторых бывших республиках СССР . Концептуальные различия, существующие между налоговыми системами западных государств и стран СНГ, обусловлены объективными факторами. Кроме того, если налоговые системы стран СНГ сформировались всего лишь в течение 15 лет, то в развитых странах этот процесс продолжается уже в течение десятилетий и даже веков .

Возможности и мотивы компаний для осуществления инвестиций, создания рабочих мест и развития зависят от ожидаемых доходов. На размер указанных доходов воздействуют:

1.Связанное с ценами — снижение уровней административной нагрузки и бюрократии, размера налогов, взяточничества, упорядочение инфраструктурных услуг, рабочей силы, финансов.

2.Связанное с рисками — обеспечение предсказуемости политики, установление прав в отношении недвижимого имущества, обязательное выполнение договоров.

3. Связанное с угрожающими конкуренции запретами — контролирование старта предпринимательства и процесса банкротства, закон о конкуренции, проникновение на финансовые и инфраструктурные рынки.

Риски уклонения от уплаты налогов и, как следствие, возможные дополнительные издержки, а также стимулирование культуры совместного управления могут удержать компании от развертывания незаконной деятельности. С целью ограждения от следования плохим образцам политики и плохому опыту иностранных инвестиций, ведущих к росту издержек, формирующих атмосферу риска и неопределенности, снижающих конкуренцию между МСП и препятствующих развитию МСП, следует сделать попытку через максимально стимулирующую налоговую политику достичь возможно более высокого уровня поступления налогов и создания предпринимательской среды, дающей импульс к развитию экономики. Уровни налогообложения могут влиять на решения инвесторов, например, высокие ставки подоходного налога

могут дезориентировать принимающие решения органы в их важной работе по привлечению иностранных инвесторов и обеспечению заинтересованности предпринимателей. Более того, несмотря на то что налоговые ставки могут казаться отвечающими заданным целям, на самом деле это может оказаться обманчивым, так как зафиксировавшие прогресс в налогообложении режимы часто предполагают чрезвычайно сложную систему правил, которые затрудняют работу компаний по прогнозированию своих ожидаемых налоговых обязательств. В результате на разумных и опытных предпринимателей условно низкая налоговая ставка имеет меньшее воздействие, чем явно низкая налоговая нагрузка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые соглашения положительно влияют на формирование благоприятной инвестиционной среды. Международные налоговые законы (МНЗ) утверждаются со стороны разных государств, исходя из цели налоговых правомочий взаимного регулирования. Международное налоговое право не содержит никаких положений, запрещающих двойное налогообложение, целью заключения которого является приобретение межгосударственных соглашений. При этом переговоры между государствами завершаются установлением наиболее благоприятного режима для инвестиций, из которых самыми распространенными являются соглашения, относящиеся к налогообложению доходов и имущества.

Государства — участники Организации экономического сотрудничества и развития

(ОЕСD) разработали типовую модель соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Она применяется во время заключения двухсторонних соглашений и учитывает особенности развития двух стран. Так, для регулирования налоговых отношений между развитой и развивающейся странами, двумя развивающимися странами ООН разработана модель соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. На международном уровне двойное налогообложение имеет место тогда, когда распределяемая компанией прибыль в виде дивидендов перечисляется зарубежным акционерам. Кроме того, в соглашениях о двойном налогообложении налоговые ставки определяются согласно следующим признакам:

1. Характеру классической системы налогообложения, которая предполагает, что налог взимается как на уровне компании, так и на уровне акционера.

2. Характеру системы с отдельной ставкой налогов, которая предполагает, что распределяемые дивиденды облагаются на уровне компании, обычно по более низкой налоговой ставке, то есть в условиях льготного налогообложения.

3. Характеру системы зачета выплаченных налогов, которая предполагает, что дивиденды акционеров прибавляются в определенном размере, в зачисленной сумме, и от полученной величины рассчитывается сумма налога, после чего уменьшается «зачисленная сумма», то есть часть выплаченного налога на прибыль возмещается конечным акционерам в форме установления льготного режима налогообложения.

Исходя из зарубежного опыта, на практике применяются две основные формы для предотвращения двойного налогообложения и для уменьшения налоговой нагрузки:

— для поощрения сферы бизнеса — в собственной стране засчитывают выплаченные вне пределов страны суммы налогов, то есть взимаемые налоги от суммы дохода/прибыли налогоплательщиков от стоимости принадлежащего им на правах собственности имущества уменьшаются на сумму налога, которая была взыскана у налогоплательщиков в зарубежной стране;

— исходя из задачи снижения налоговой нагрузки, применяется национальная норма, с помощью которой возможно разрешить противостояние связи резидент — источник дохода, поскольку одни и те же доходы вначале облагаются налогом по региональному принципу, а затем по принципу источника дохода.

С 2006 года в Республике Армения применяются соглашения примерно с 24 зарубежными странами «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», которые преследуют следующие цели:

1. Исключать двойное налогообложение доходов и имущества и свести к минимуму связанное с этим отрицательное воздействие на международную торговлю и инвестиции; кроме того, по мере взаимного проникновения на рынки договаривающихся стран содействовать развитию бизнес-среды, создавая равные конкурентные условия и режим благоприятствования для иностранных инвестиций.

2. Создать предсказуемое и устойчивое налоговое поле, в особенности обеспечить в среднесрочной перспективе стабильное налоговое поле для бизнес-среды, исключив применение в отношении национальных субъектов договаривающихся сторон налоговую дискриминацию.

В Республике Армения налоговые соглашения способствуют:

— увеличению налоговых доходов, когда поступление доходов имеет место в экономически равно развитых государствах, и во время распределения налоговых прав это не воздействует на доходы указанных стран, а отклонение при распределении налогового права между неравномерно развитыми государствами приводит к потерям дохода (утечка дохода от государств, выступающих источником этих доходов к государству-резиденту);

_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

— соглашения могут способствовать привлечению развивающимися странами иностранных инвестиций.

В соответствии с соглашением об исключении двойного налогообложения в случае, когда получаемый от источника в Республике Армения доход освобожден от налога, или в случае налогообложения по отличающейся, более низкой ставке, чем установленная законом налоговая ставка, или в случае налогообложения получателя дохода только в государстве-резиденте нерезидент представляет налоговому агенту сертификат-заявление об уменьшении ставки налога или освобождении от налога, взимаемого с дохода от источников в РА, которым подтверждается факт резидентства в другом государстве. С целью получения образовавшейся разницы иностранный субъект представляет этот сертификат-заявление, который утверждается со стороны финансового или налогового органа иностранного государства для предотвращения двойного налогообложения. Кроме того, в соглашении указывается, что налогообложением доходов и имущества считается выплата всех видов налогов, установленных для отдельных элементов общего объема доходов/имущества: по отношению к полученным от отчуждения движимого и недвижимого имущества стоимости и ее приросту, к общей сумме выплаченной компаниями заработной платы (сказанное относится к налогу на прибыль, подоходному налогу, налогу на имущество и налогу на землю).

Программы соответствия строятся по сегментам налогоплательщиков, к которым относятся крупные и средние компании, а также мелкие и микрокомпании. При этом каждый сегмент имеет свою специфическую степень риска.

Сложность крупных предприятий, масштабы деятельности и глобальный характер означают, что вопросы адекватности в них являются, как правило, более сложными. Риски соответствия могут включать проведение со стороны основных исполнительных руководителей и консультантов группы, совета и членов агрессивного налогового планирования. Вследствие этого с целью сокрытия доходов от налогов они способствуют

формированию сложной системы и заключению межгрупповых сделок, появлению потерь, трансфертному ценообразованию, созданию определенных финансовых договоренностей. Как правило, крупные компании действуют в соответствии с требованиями регистрации, представления отчетов и выполнения платежных обязательств. Основная задача состоит в обеспечении достоверности представленных сведений по налоговым отчетам. Следует заметить, что многие из этих вопросов возникают не от склонности к невыполнению установленных требований, а от наличия разночтений в толковании налоговых законов, особенно если принять во внимание сложность функций и ту среду, в которой крупные компании разворачивают свою деятельность.

Литература

2. Трехлетняя программа налоговых реформ на 2007-2009 годы, совместно составленная Департаментом фискальных отношений США, Министерством финансов и экономики Республики Армения, Всемирным банком, Международным агентством развития США и КГД Республики Армения. — 72 с.

3. Соглашения Республики Армения «Об избежании двойного налогообложения» // Теория и практика. — Ереван: Век, 2006. — 200 с.