Легализация объектов налогообложения

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более пяти лет. Что самое интересное — ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены (есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам).

Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кого на них приглашают, и как себя вести с инспекторами.

Критерии отбора на налоговые комиссии

В большинстве случаев налоговики отбирают кандидатов на комиссии по основным критериям: убытки, низкие зарплаты, большие вычеты НДС, низкая налоговая нагрузка и т. д. Все критерии перечислены в письме ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Считается, что на налоговую комиссию инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. Главная задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

Как бы там ни было, бояться комиссий не стоит.

Уведомление о вызове на комиссию

Убыточные комиссии

Кого вызывают. На налоговые комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос — когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными.

Что ответить инспекторам. Итак, к заседанию налоговой комиссии лучше подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. И далее назвать причины образования убытка.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Данные о состоянии дел в своей отрасли можно найти на сайте Мосгорстата (см. Доклады о социально-экономическом положении в Москве за соответствующий период).
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, — снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Из нашей практики

«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Пояснения к убыточной комиссии

Зарплатные комиссии

За какую зарплату вас вызовут в налоговую и что потребуют? Распространено заблуждение, что на зарплатные комиссии попадают только те компании, чьи сотрудники получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого для данного региона. Не рискуем говорить про всю Россию, но в Москве очень часто на зарплатные комиссии вызывают работодателей, которые платят зарплату в размере МРОТ или даже несколько больше.

Инспекторы попросту не верят, что сотрудники столичной компании могут зарабатывать по 17-20 тыс. рублей (в Москве МРОТ с 1 июня 2015 года составляет 16 500 руб.). Теперь они ориентируются на (эти данные регулярно публикуются на сайте Мосгорстата в разделе «Публикации» > Официальные статистические публикации ТОГС).

Приглашение на зарплатную комиссию могут получить компании, которые:

  • Выплачивают зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • Имеют задолженность по перечислению НДФЛ;
  • Снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики

«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Кстати, в связи с введением с 2016 года новой отчетности по НДФЛ инспекторы с большим рвением будут приглашать компании на зарплатные комиссии. Как показывает наша практика общения с налоговыми органами на зарплатных комиссиях, инспекторы уже сейчас предупреждают, что если компания не пересмотрит зарплаты, то в будущем году приглашать в ИФНС ее будут ежеквартально.

Комиссии по НДС

Кого вызывают. На комиссии по НДС рискуют оказаться компании с высокой долей вычетов. При этом, если говорить о «безопасной» в глазах инспекторов доли, то она, с точки зрения ФНС, составляет 89%. Однако может отличаться в зависимости от конкретного региона (см. статью «Выездная проверка: как определить. Не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала позвонить и попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае инспекторов надо постараться убедить, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Причины налоговых долгов по мнению УФНС по г. Москве

Столичное Управление ФНС России . Как выяснилось, вся проблема в «неправильном распределении очередности платежей». Для компаний в период кризиса в приоритете погашение банковских кредитов и расчеты с контрагентами в ущерб перечислению платежей в бюджет.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. , на которые ориентируется ИФНС. На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе компанию будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на налоговые комиссии и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Чем рискует генеральный директор?

Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

Связаться с экспертом

Комиссия по легализации объектов налогообложения — это совещательный орган ФНС, созываемый в целях получения и подтверждения информации об объектах налогообложения и налоговой базе, которые указываются в отчетности.

Одна из функций Федеральной налоговой службы РФ — это контроль правильного расчета и своевременной уплаты налогов и сборов, предотвращение случаев уклонения от их перечисления. Комиссия по легализации объектов налогообложения (также называемая иногда «зарплатной комиссией», так как в том числе проверяет работодателей на предмет выплат «серых» зарплат) — один из способов выявления правонарушений в области налогообложения. В ходе заседания проводится аналитическая работа по исследованию документов и фактов с участием самого налогоплательщика, которого представители исполнительного госоргана мотивируют к добровольному исполнению обязанностей, тщательной проверке и оптимизации способов ведения бизнеса, информируют об изменениях в законодательстве и т.д.

Законодательная основа и определение термина

В законодательных актах подобный термин прямо не упоминается. Работа комиссий ранее велась на основании Письма ФСН от 17.07.2013 г., однако Письмом ФНС от 21.03.2017 г. 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ оно было отменено. Затем отменили и его — ныне работают в соответствии с Письмом от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@.

Исходя из практики, госорганы действуют по привычной схеме, никаких изменений в принципах работы комиссии с отменой вышеназванного приказа не отмечено.

В ст. 31 НК РФ указано, что налоговые органы обладают также правом вызывать на основании письменного уведомления плательщиков сборов и налогов для дачи пояснений в связи с уплатой ими этих обязательных взносов, в связи с проведением налоговой проверки либо в иных случаях.

Легализация объектов налогообложения — это, в соответствии с наименованием, процесс проверки и узаконивания объектов налогообложения и величины налоговой базы, указанных плательщиком, их обоснованности и законности. Следовательно, соответствующая комиссия собирается в том случае, если у контролирующих органов появляются определенные сомнения в добросовестности плательщика.

За что вызывают на комиссию

Итоговая цель работы данного совещательного органа — выявление фактов уклонения от уплаты и перечисления обязательных взносов, увеличение поступлений в бюджет. И в первую очередь комиссия фокусируется на выплате НДФЛ и страховых взносов. Вызов на комиссию по легализации объектов налогообложения может последовать в том случае, если есть обстоятельства, указывающие на неправильное перечисление платежей, уменьшение базы в отчетности, сокрытие истинного характера операций и т.д. К таким фактам относятся следующие:

  • получение убытка по итогам отчетного периода (указание убытка в декларации);
  • значительный объем налоговых вычетов;
  • безосновательное применение льгот;
  • минимальный объем доходов на упрощенных режимах.

Сомнения у налоговиков могут возникнуть, таким образом, если какие-либо результаты деятельности предприятия не могут быть объяснены на основании отчетности.

Комиссия, как говорилось, орган совещательный. Заседание комиссии по легализации объектов налогообложения проходит с участием плательщика, представителей ИФНС, иных госорганов. Какие-либо санкции по результатам заседания не назначаются, однако по итогам рассмотрения конкретного вопроса может быть проведена проверка.

Стоит ли посещать

Игнорировать вызов налоговиков не стоит, это чревато проведением более детальных проверочных мероприятий. Однако предоставлять слишком подробные объяснения тоже не стоит во избежание появления дополнительных вопросов. Можно ограничиться общими ответами:

  • если в начале деятельности убыток преобладает над доходами — пояснить, что фирма только начала работу;
  • если темп роста расходов опережает увеличение доходов: осваиваются новые направления рынка, фирма проводит активную работу по его освоению, модернизирует основные активы, расширяет сферу влияния;
  • если прибыль падает, а расходы остаются прежними: снижение продаж вызвано изменениям цен и конъюнктуры рынка.

Однако любая предоставляемая информация должна быть достоверной, так как все ответы и пояснения налогоплательщика будут задокументированы и должны быть по требованию инспектора подтверждены.

Межведомственная комиссия по вопросам неформальной занятости, легализации заработной платы и обеспечению поступления доходов

Для объединения усилий территориальных органов государственной власти, направленных на соблюдение законодательства в сфере официального трудоустройства, оплаты труда, уплаты соответствующих налогов и сборов, сокращение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на территории муниципального образования город Боготол осуществляет свою деятельность Межведомственная комиссия по вопросам неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды и обеспечению поступления доходов в бюджет муниципального образования город Боготол (далее – Межведомственная комиссия).

В ходе работы по снижению неформальной занятости за прошедший отчетный период выявлено 28 случаев неформальной занятости, из них:

  • 1 факт неформальной занятости выявлен МО МВД России «Боготольский» в ходе проведения доследственной проверки. Работодатель был приглашен на заседание межведомственной комиссии, по результатам работы с работником был заключен трудовой договор;
  • 23 случая выявлены сотрудниками отдела экономического развития и планирования администрации города Боготола в ходе осуществления мониторинга хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению (проводились выездные обходы предпринимателей). Выявлены случаи, когда хозяйствующие субъекты осуществляли сами предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах, и случаи, когда предприниматели не заключали трудовые договоры с наемными работниками. С данными субъектами проведены беседы об ответственности за незаконное ведение предпринимательской деятельности и об ответственности работодателя при уклонении от заключения трудового договора с наемными работниками. По результатам работы 19 физических лиц зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и 4 работодателя заключили 4 трудовых договора с наемными работниками;
  • 4 случая неформальной занятости выявлены при проведении анализа отчетности «СЗВ-М», поступающей от Управления Пенсионного фонда РФ в г.Боготоле, по результатам проведенной работы с 4-мя наемными работниками заключены трудовые договоры.

По вопросу легализации трудовых отношений в 2019 году на комиссию было приглашено 63 работодателей, 52 из которых были заслушаны, из них 42 представили обоснованные пояснения выплаты низкой заработной платы, главным образом, по причине трудоустройства работников на неполный рабочий день, 10 работодателей повысили заработную плату до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Администрацией города Боготола ведется информационно-разъяснительная работа, направленная на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости. На официальном сайте администрации города Боготола размещена информация о последствиях неформальной занятости, о работе «горячей линии» по вопросу неформальной занятости, официально нетрудоустроенным гражданам предложено заполнить анонимную анкету (http://www.bogotolcity.ru/ekonomika/informal_employment), опубликованы статьи в газете «Земля боготольская»: «Еще раз о неформальной занятости» (выпуск № 21 от 22.05.2019), «Неформальная занятость и ее последствия» (выпуск № 48 от 27.11.2019).

К основным сложностям, возникающим в работе при решении вопросов, направленных на соблюдение законодательства в сфере официального трудоустройства и оплаты труда следует отнести:

  • низкая активность со стороны граждан сообщать о неформальных трудовых отношениях, которая объясняется опасением потерять свое рабочее место,
  • отсутствие у контрольных органов проводить внеплановые (внезапные) проверки хозяйствующих субъектов,
  • недостаточность полномочий органов местного самоуправления в части осуществления контроля.

Ежеквартально на заседаниях межведомственной комиссии по вопросу задолженности в бюджеты всех уровней, в том числе задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование рассматриваются должники.

Так, в 2019 году на комиссии было рассмотрено 243 должника, в том числе 2 юридических лица, 8 индивидуальных предпринимателей и 233 физических лиц. Из числа физических лиц проведена работа с 210 работниками муниципальных и бюджетных учреждений, имеющих задолженность по имущественным налогам.

Сумма рассматриваемой задолженности по налогам и страховым взносам составила 5 139,74 тыс. руб.

По результатам проведенной работы сумма оплаты задолженности по страховым взносам в Межрайонную ИФНС №4 России по Красноярскому краю составила 206,73 тыс. руб., оплата задолженности по налогам в консолидированный бюджет – 1 437,02 тыс. руб., в том числе в местный бюджет 634,01 тыс. руб.

Работа межведомственной комиссии будет и дальше продолжена для осуществления мероприятий, направленных на ликвидацию всех видов задолженности организаций и физических лиц на территории муниципального образования, повышение реальных доходов населения, ликвидации нелегальных выплат работникам в организациях всех форм собственности.

План мероприятий межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды и обеспечению поступлений доходов в бюджет муниципального образования город Боготол на 2020 год

План мероприятий межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды и обеспечению поступлений доходов в бюджет муниципального образования город Боготол на 2019 год

План мероприятий межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды и обеспечению поступлений доходов в бюджет муниципального образования город Боготол на 2018 год

План мероприятий межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды и обеспечению поступлений доходов в бюджет муниципального образования город Боготол на 2017 год

План мероприятий межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды и обеспечению поступлений доходов в бюджет муниципального образования города Боготола на 2016 год

Приложение 1 Состав межведомственной комиссии по налогам и сборам в городе Боготоле

Приложение 2 Положение о межведомственной комиссии по налогам и сборам в городе Боготоле

2019 ГОД

Протокол № 1 от 31.01.2019

Протокол № 2 от 26.03.2019

Протокол № 3 от 23.05.2019

Протокол № 4 от 18.07.2019

Протокол № 5 от 20.09.2019

Протокол № 6 от 14.11.2019

Протокол № 7 от 17.12.2019

Протокол № 8 от 24.12.2019

2018 ГОД

Протокол № 1 от 28.02.2018

Протокол № 2 от 24.04.2018

Протокол № 3 от 31.05.2018

Протокол № 4 от 16.07.2018

Протокол № 5 от 19.07.2018

Протокол № 6 от 24.08.2018

Протокол № 7 от 25.09.2018

Протокол № 8 от 25.10.2018

Протокол № 9 от 18.12.2018

2017 ГОД

Протокол № 1 от 31.03.2017

Протокол № 2 от 29.06.2017

Протокол № 3 от 28.09.2017

Протокол № 4 от 29.11.2017

Протокол № 5 от 21.12.2017

2016 ГОД

Протокол № 1 от 14.03.2016

Протокол № 2 от 31.03.2016

Протокол № 3 от 30.06.2016

Протокол № 4 от 01.09.2016

Протокол № 5 от 30.09.2016

Протокол № 6 от 26.12.2016

  • Отчет за 2019 год
  • Отчет за 2018 год
  • Отчет за 2017 год
  • Отчет за 2016 год
  • Отчет за 2015 год
  • Отчет за 2014 год
  • Отчет за 2013 год
  • Отчет за 2012 год
  • Отчет за 2011 год

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам. В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения? Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов.

Теперь есть возможность заранее определить риски вызова на подобную комиссию, а, следовательно, и оценить уровень налоговой безопасности бизнеса, основываясь на информации налоговых органов, содержащейся в Письме Минфина и ФНС России № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г. «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий — увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию при этом является установление следующих фактов:

  • неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций;

  • несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц;

  • фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности;

  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика.

По сути такая комиссия является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений.
С одной стороны, подобные комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров; с другой, позволяют налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям Налоговые риски: кто предупрежден — вооружен

Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье.

При этом, учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности Налоговая безопасность: деловая цель, необоснованная налоговая выгода, признаки неблагонадежности

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д., о которых мы уже неоднократно писали ранее: К «выезду готов»: эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств, но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц. Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам.

Нельзя не отметить, что в данном письме (наряду с новыми Рекомендациями по проведению выездных и камеральных проверок) впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля. Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь налогоплательщиков, а систему налоговой безопасности бизнеса потребуется прорабатывать еще более тщательным образом.

Цель такого подробного анализа — выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию. Наиболее важные критерии, это:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;

  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);

  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также отдельно уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах», как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.
По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов. В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений по отсутствию основания для увеличения налоговой нагрузки, его вызывают непосредственно на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика — сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (о наличии которого также прямо говорится в тексте Письма).

Подводя итоги анализа содержания Письма можно говорить об ожидании в ближайшем будущем безусловно более эффективной работы налоговых органов в целях увеличения объема уплачиваемых налогов. Проведение подобных комиссий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа. При этом на данной стадии работы с налогоплательщиком возможен наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на проведение выездных налоговых проверок.

Для налогоплательщика участие в такой комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля. К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью любой подобной процедуры). Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые он продумывает в случае необходимости дачи пояснений по результатам своей деятельности, что позволяет проверить уровень налоговой безопасности и принять меры по его повышению до проведения выездной проверки.

Ваш эксперт Все вопросы

Ваш эксперт Правозащита

Подписаться на новости:

Отписаться от новостей:

Новые темы на форуме

25.09.2020 17:48
проверка МСП
Михаил Сергеевич, добрый день, подскажите, пожалуйста: 1. законно ли пришла проверка в составе помощника прокурора, представителей МЧС и Роспотребнадзора в организацию МП (вид деятельности — обществ …

23.09.2020 17:33
Конкурентные предложения
Здравствуйте, нам необходимы конкурентные предложения для участия в вашем семинаре, у Вас ссылка на сайт закупок. Как на нем найти необходимые предложения? …

23.09.2020 17:17
Восстановление НДС при переуступке долга (когда меняется должник но обязательство остается неизменным)
Здравствуйте Михаил Сергеевич помогите пожалуйста разобраться у нас сложилась очень противоречивая ситуация По СТРОИТЕЛЬНОМУ ОБЪЕКТУ сменился генеральный подрядчик Изначально — МЫ (далее СТОРОНА …

18.09.2020 11:30
Заключение договора в электронном магазине ЛО
Добрый день! В электронном магазине с нашей стороны отсутствует функционал «предложить подписать договор вне системы», может с Вашей стороны есть возможность это сделать? Тех. поддержка нич …

16.09.2020 13:22
Выплата выходного пособия в 3-кратном размере
При переходе на новую систему оплаты труда (Постановление правительства ЛО № 262 от 30.04.2020г.) сотрудник написал заявление об увольнении по соглашению сторон (п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ), где требует выпл …

Все темы

Новые ответы на форуме

25.09.2020 18:45
проверка МСП
Светлана Дмитриевна, проверка законна. Прокурорские проверки не подпадают под мораторий и не делятся на плановые и внеплановые. Поручение прокуратуры Ленинградской области проверяющие предъявлять не о …

25.09.2020 08:20
Конкурентные предложения
Светлана Анатольевна, воспользовавшись функцией (кнопкой) print-scrin на клавиатуре, и сохранив изображение с экрана в распечатанном виде либо в виде изображения. …

25.09.2020 07:42
Конкурентные предложения
Отдел закупок требует предоставить им конкурентные предложения в распечатанном виде, а у вас представлены ссылки на сайт. Как оттуда я могу распечатать? …

23.09.2020 18:09
Конкурентные предложения
Ссылки на конкурентные предложения опубликованы у нас на сайте — в аннотации к семинару 30.09.2020 на странице «Расписание семинаров», ниже дублирую данную информацию. Вам совершенно необяза …

Все ответы

Отзывы и пожелания

10.04.2020 14:36
Спасибо вам за ваш труд! Вы нам очень помогаете в работе!
Здравствуйте! Хочу поблагодарить Центр финансовых экспертиз за организацию семинара 09.04.2020 в оn-line режиме. От всех экспертов была получена оперативная, полная и структурированная информаци…

10.04.2020 09:35
Спасибо за семинар!
Спасибо за семинар!

10.04.2020 09:31
Большое спасибо за вебинар!
Большое спасибо за вебинар! С уважением, Матвей Курашов

10.04.2020 09:29
По итогам онлайн-семинара 09.04.2020
Направляю Итоговое тестирование по сегодняшнему семинару 09.04.2020 г. Спасибо большое, всё сложилось хорошо — всё подключилось, работало. Наши эксперты, как всегда на высоте. Спасибо большое им…

08.02.2020 22:39
Большое спасибо за оправданные ожидания!
Хотелось бы сказать несколько слов о прошедшем семинаре 06.02.2020. Искренняя признательность ( в очередной раз!) за умение оставаться в авангарде. «Тренд развития бухгалтерской профессии» , заявл…

Книга отзывов

03.04.2020 16:50
Огромная благодарность Вам и коллегам за оперативное оповещение и комментирование
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна! Огромная благодарность Вам и коллегам за оперативное оповещение и комментирование постоянно менящейся ситуации. И особенно за внимание к проблемам МСП и попы…

03.04.2020 13:54
У нас тоже пожелания по расширению пострадавших видов деятельности
Здравствуйте! Мы очень поддерживаем Ваши предложения о поправках, стали продумывать самостоятельные шаги в этом направлении, и очень своевременной оказалась Ваша рассылка. Мы — медицинская организа…

31.03.2020 14:37
Комментарии к новостям 31.03.2020
Светлана Вячеславовна, спасибо. Замечательно видно и слышно. Еще раз огромное Вам спасибо!

31.03.2020 13:53
Спасибо огромное!
Светлана Вячеславовна, Спасибо огромное! Я всё посмотрела, всё было хорошо видно и слышно, только войти в аккаунт не смогла. Но это не страшно.. Многое понятно стало… Мы бухгалтера спорим д…

31.03.2020 13:50
Вы, как всегда, самые лучшие и компетентные
Большое спасибо. Вы, как всегда, самые лучшие и компетентные. Здоровья всем сотрудникам ЦФЭ.

Все комментарии

Разговоры

15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…

19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.
Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…

05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…

28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…

Все записи

Опросы

Какими мерами поддержки в связи с пандемией вы сможете воспользоваться?

Посмотреть результаты

СУД РЕШИЛ: о применении льготы по налогу на имущество учреждением РАН, переданным ФАНО

Посмотреть результаты

СУД РЕШИЛ: о снижении (отмене) штрафа при незначительной просрочке представления СЗВ-М

Посмотреть результаты

СУД РЕШИЛ: о применении пониженных тарифов страховых взносов государственным автономным учреждением на УСН

Посмотреть результаты

Все результаты опросов