Законодательство о гражданской обороне предусматривает отнесение организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальных в историко-культурном отношении объектов к категориям по гражданской обороне в зависимости от оборонного и экономического значения (письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. № 11-15-1811).
Для таких организаций устанавливаются дополнительные обязанности в сфере гражданской обороны.
Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены постановлением Правительства РФ от 16 августа 2016 г. № 804дсп. Однако данный документ официально не опубликован и не подлежит размещению в справочно-информационных системах.
В МЧС России ответили на вопрос о том, как в таком случае организациям выяснить, относятся ли они к категориям по гражданской обороне. В ведомстве пояснили, что информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов РФ после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
МЧС рекомендует для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту нахождения организации.
Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются — организации) к категориям по гражданской обороне*.
2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.
3. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие Действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и Проектируемые организации:
имеющие мобилизационное задание (заказ);
и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:
особой важности, первой категории, второй категории.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в зависимости от показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых условий, характеризующих:
степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
месторасположение организации;
значимость организации как объекта культуры.
* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятия и иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:
численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-территориальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствующего объекта.
Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.
5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются — объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.
Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской обороной в субъектах Российской Федерации.
6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.
7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных, ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.
9. Федеральные органы исполнительной власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийные бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.
10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти категории.
Программы обучения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям согласованы с МЧС России.
Национальный технологический университет (НТУ) реализует широкий спектр программ дополнительного профобразования. Ежегодно в нашем учреждении проходят обучение десятки специалистов. Курсы повышения квалификации «Обучение по ГО и ЧС специалистов организаций, не отнесенных к категории ГО (Руководитель организации, не отнесённой к категории ГО)» поводятся по очной, очно-заочной и дистанционной форме.
Зачем специалистам повышать квалификацию по ГО и ЧС
Цельями повышения квалификации по ГО и ЧС специалистов организаций, не отнесенных к категории ГО, является устранение пробелов в имеющихся у специалистов знаниях. Обучение проводится на основе современной материально-технической базы и подходит лицам с начальным, средним или высшим профобразованием.
Национальный технологический университет своевременно отслеживает текущие изменения в законодательстве и предоставляет услуги повышения квалификации по ГО и ЧС исключительно на законных основаниях. Нормативная основа обучения выглядит следующим образом:
-
Постановления правительства РФ о предупреждении и ликвидации ЧС и требованиями законов № 68-ФЗ и 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, а также
-
Федеральный закон № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года о гражданской обороне и защите населения.
Обучение по ГО и ЧС специалистов организаций, не отнесенных к категории ГО гарантированно позволит Вам освоить:
-
основы организации защиты от ЧС;
-
порядок работы с объектовыми комиссиями;
-
организацию работы комиссий;
-
оценку работы этих комиссий и многое другое.
Повышение квалификации по ГО и ЧС специалистов организаций, не отнесенных к категории ГО, в Национальном технологическом университете позволяет максимально быстро обновить профессиональные знания. Наша миссия – это быстрая и эффективная помощь в достижении поставленных целей.
Плюсы обучения в НТУ и как записаться на повышение квалификации
Нужно больше информации? Мы готовы рассказать Вам все об обучении в нашем Университете. Свяжитесь с нами одним из предложенных способов (по телефону или через форму обратной связи), и мы бесплатно проконсультируем Вас по всем имеющимся вопросам.
Почему стоит выбрать именно нас:
-
обучение проводится без отрыва от основной работы и не требует регулярного посещения занятий;
-
Вы сами выстраиваете график обучения своего персонала и самостоятельно распределяете нагрузку;
-
мы предоставляем на выбор более 1 000 учебных программ;
-
наши цены ниже среднерыночных, за счет отсутствия в программах общеобразовательных предметов.
-
мы аттестованное учреждение, наши дипломы и удостоверения признаются трудовыми инспекциями по всей России.
-
отлаженный механизм процедуры обучения значительно сокращает время на получение дополнительного профобразования.
-
мы предоставляем Вам персонального менеджера и гарантируем безупречное качество обслуживания.
Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811
Законодательство о гражданской обороне предусматривает отнесение организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальных в историко-культурном отношении объектов к категориям по гражданской обороне в зависимости от оборонного и экономического значения.
Для таких организаций устанавливаются дополнительные обязанности в сфере гражданской обороны.
Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804дсп. Однако данный документ официально не опубликован и не подлежит размещению в справочно-информационных системах.
В МЧС России ответили на вопрос о том, как в таком случае организациям выяснить, относятся ли они к категориям по гражданской обороне. В ведомстве пояснили, что информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов РФ после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
МЧС рекомендует для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту нахождения организации.
<2> Кроме федерального государственного транспортного надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном транспортном надзоре», федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 93 «О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа» и федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции».