ИП репетиторство 2018

Алина УльяноваFollow Apr 1, 2017 · 3 min read Николай Петрович Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе Рачинского, 1895 год

Современное слово «репетиторство» может быть отнесено к широко распространенной в 19 века форме домашнего обучения. Эта форма была в России наряду с обучением в государственных и частных учебных учреждениях одной из возможностей получения образования. Государство старалось регламентировать и контролировать систему домашнего обучения. В Российской империи существовало законодательство о домашнем обучении, которое устанавливало порядок организации и проведения частных уроков.

Первые репетиторы в России появились в XVIII веке: ими были иностранные гувернеры. Они были одновременно и учителями, и воспитателями, и наставниками. Однако многие из педагогов никогда не занимались обучением подрастающего поколения и не имели никакого образования.

Лишь в начале XIX века сформировалась профессия, собственно, учителя-репетитора. Изначально частные уроки не рассматривались общественностью как престижное занятие. Престижными были лишь уроки в известных аристократических семьях России.

Кем были репетиторы?

Приглашения от аристократических семей получали единицы педагогов. Остальные довольствовались обычными семьями. Уроками подрабатывали и хорошо успевающие гимназисты.

Журналъ Министерства народнаго просвѣщения. Часть CXXXV. 1867 год.

Ярким примером этого может послужить Приказ министра народного просвещения от 25 марта 1867 года, где говорится о продолжении поручения двум ученикам 6-х и 7-х классов Олонецкой гимназии заниматься с малоуспевающими учениками низших классов.

В конце XIX века репетиторство вызывало много критики, так как было доступно не всем категориям населения. Учителя и сами были критически настроены к репетиторству и указывали на негативные стороны индивидуального обучения.

Но несмотря ни на что репетиторство процветало. Так продолжалось до известных событий октября 1917-го, после чего проблема дополнительного обучения надолго перестала быть актуальной.

В 60-е годы репетиторство стало потихоньку возрождаться, но лишь только в 90-е годы окончательно обрело официальный статус.

Как в настоящее время обстоит дело с репетиторством?

Согласно исследованиям ГУ — ВШЭ в России репетиторством занимаются 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов и 21,7% учителей школ.

Есть несколько вариантов того, как законно заниматься репетиторством:

  • устроиться на работу в организацию, занимающуюся репетиторством. Здесь с вами будет заключен трудовой договор, где вашим работодателем будет являться нанимающая организация;
  • создать собственную организацию, занимающуюся репетиторством, где от имени организации будут заключаться договоры с учениками и их родителями (законными представителями). Ее нужно будет зарегистрировать (ст. 51 ГК РФ). Также, в зависимости от вида оказываемых услуг, возможно потребуется получение лицензии на образовательную деятельность;
  • наконец, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с процедурой прохождения государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

Следует отметить, что образовательная деятельность ИП подлежит лицензированию, за исключением случаев, когда ИП осуществляют образовательную деятельность непосредственно (т.е. без привлечения педагогических работников) (ч.2 ст.91 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Репетитор сам определяет цену, получает оплату, а в случае регистрации как индивидуального предпринимателя, ведет необходимый учет доходов и расходов.

В соответствии с налоговым законодательством РФ репетитор, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, должен отчислять взносы в ПФР и ФФОМС.

Необходимо понимать, что учитель не может быть репетитором (как физическое лицо или индивидуальный предприниматель) в той же школе, в которой он работает, и оказывать эту платную услугу учащемуся, у которого он ведёт занятия в рамках своей основной деятельности. (ч. 2 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как мы увидели, правила ужесточились, и сейчас репетитором может быть не любой, кто захочет на этом заработать.

Тогда почему же в обществе по-прежнему существует конкуренция среди репетиторов? Потому что, как и в прежние времена, сегодня репетиторство — следствие проблем системы среднего школьного образования: отсутствия индивидуального подхода к учащимся, несовершенства методов обучения.

Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство — это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.

Начните с практики

Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.

Поспрашивайте знакомых

Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.

Изучите литературу

Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».

Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.

Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы — например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.

Продумайте общий план работы

Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.

Начните искать учеников

Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.

Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях — на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики — репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.

Ещё один вариант — специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.

Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве — не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.

Выберите место для занятий

У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту — два рубля). Можно подумать о коворкинге — своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ — уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.

Оцените свои услуги

Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.

Проведите пробное занятие

Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы — ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.

Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.

Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей — это всегда и ваши победы.

Налогом на самозанятых в СМИ называют то, что в Федеральном законе № 422-ФЗ названо «налогом на профессиональный доход» (НПД). С 1 января 2019 года новый налоговый режим в качестве эксперимента введен в четырех регионах России: Москве и Подмосковье, Калужской области и республике Татарстан. Мы расскажем, коснется ли это нововведение репетиторов.

Главное о НПД

Предполагается, что новая система налогообложения поможет гражданам, которые работают на себя и не привлекают наемных работников, выйти из тени. Но сделать это могут не все. Есть ограничения по некоторым видам деятельности: например, доход от продажи недвижимости легализовать таким образом не получится, а вот от сдачи жилья в аренду – вполне. К тому же сама сумма дохода не должна превышать 2,4 миллиона рублей в год.

Ставка очень низкая – от 4 % до 6 % (для сравнения: ИП на «упрощенке» платят 6 %, а подоходный налог физический лиц составляет 13 %). Эксперимент рассчитан на десять лет – предполагается, что за это время ставка повышаться не будет.

Подавать декларацию и использовать онлайн-кассу при этом не нужно – все вопросы, включая регистрацию в качестве плательщика НПД, решаются при помощи мобильного приложения «Мой налог».

Нет и обязательных взносов. В фонд обязательного медицинского страхования идет часть налогов, а об отчислениях в пенсионный фонд предлагают позаботиться самостоятельно. Иначе плательщик НПД может рассчитывать только на стаж и пенсионные баллы, накопленные ранее (или на совмещение). А если их нет – на социальную пенсию, которую платят «по старости». После всех повышений, предусмотренных пенсионной реформой, мужчины смогут получать ее с 70 лет, а женщины – с 65. В 2018 году размер такой пенсии в среднем по России составил 8 726 рублей.

При этом само понятие «самозанятый» в тексте закона не используется, хотя редкая публикация в СМИ о новом налоге обходится без него. Однако плательщики НПД могут иметь статус физического лица или индивидуального предпринимателя.

Репетиторы и няни: как теперь работать им

Статус самозанятого репетиторы могли получить с 2017 года. Но воспользоваться этой возможностью захотели немногие. К тому же часть из тех, кто встал на учет в новом качестве, и ранее платили налоги – как ИП. В 2018 году официальные лица заявляли, что эта попытка заставить выйти из тени работающих на себя граждан провалилась.

Однако в 2019 году для отдельной группы самозанятых налоговые каникулы продлили, а именно: для репетиторов, нянь, сиделок и домашнего персонала (домработниц и уборщиц). В эксперименте по введению НПД они не участвуют. Иными словами, ни налоги, ни страховые взносы репетиторам-самозанятым по-прежнему платить не надо, как и подавать отчетность. Самый интересный вопрос – что будет дальше.

Высказывались предположения, что с окончанием налоговых каникул вставшим на учет самозанятым придется или прекратить свою деятельность, или стать ИП, или платить НДФЛ (последнее возможно, если декларируемый доход разовый, а не регулярный). Смогут ли репетиторы, ставшие самозанятыми, платить НПД как ИП или как физические лица, неизвестно. В правительстве уже обсуждают возможность ввести НПД по всей стране с 2020 года, когда у репетиторов как раз закончатся налоговые каникулы.

В то же время стало известно, что, согласно поправкам в Федеральный закон N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», с 2020 года репетиторы все-таки должны будут платить страховые взносы. За первый год заплатить придется 8 426 рублей, а затем сумма может измениться. Об этом говорится в поправках к закону о медицинском страховании, которые вступили в силу 17 февраля 2019 года. А эксперимент по введению НПД обязательной уплаты страховых взносов не предполагает.

Еще один вопрос: могут ли репетиторы из четырех пилотных регионов, не получившие статус самозанятого, скачать приложение «Мой налог», зарегистрироваться и платить НПД на общих основаниях? В списке видов деятельности, доход от которых не признается объектом налогообложения в рамках НПД, о репетиторстве, как и о помощи по дому или уходе за детьми, ничего не говорится. Но придется ли им в этом случае с 2020 года платить страховые взносы? Ответов на все эти вопросы пока нет.

Что будет с рынком репетиторских услуг

Результаты эксперимента с самозанятыми показывают, что лишь малая доля тех, кто занимается репетиторством, встали на учет. Одна из главных причин – недоверие к государству. «Я зарегистрируюсь, а через год налоги поднимут в десять раз», – говорят специалисты. И не без оснований. Например, репетиторы, которые зарегистрировались как ИП, знают, что обязательные страховые взносы за последние несколько лет выросли почти вдвое: с 17 208 рублей в 2012 году до 32 385 рублей в 2018-м. Не говоря уже о том, что сама по себе эта сумма довольно велика для тех, кто занимается репетиторством помимо основной работы. Особенно если речь не о Москве или Петербурге, где репетиторские ставки существенно выше.

Есть и другие причины: бюрократические проволочки, недовольство политикой в социальной сфере, медицине и образовании, недоверие к пенсионной системе, само наличие у репетитора белой зарплаты в школе или вузе, а также отсутствие запроса на официально работающих репетиторов со стороны клиентов. Пока единственный бонус для клиента – возможность оформить налоговый вычет, имея на руках договор с репетитором-ИП и чеки. Но сумма небольшая, и собирать бумаги и ехать в налоговую, чтобы ее получить, сами клиенты обычно не хотят. Возможно, в будущем ситуация изменится, и тогда у репетиторов, которые платят налоги, появится серьезное конкурентное преимущество, но пока рассчитывать на это не приходится.

Как бы то ни было, если рынок репетиторских услуг и будет меняться под влиянием новых инициатив государства, эти изменения вряд ли будут быстрыми. В первую очередь они затронут тех, для кого репетиторство – единственный или, по крайней мере, основной источник дохода. А доля таких специалистов в общей массе невелика.

Добавлено в закладки: 0

Многие репетиторы имеют небольшой и преимущественно сезонный заработок. Однако по закону предпринимательская деятельность, включая услуги репетитора, должна быть, оформлена надлежащим образом. Самим педагогам из-за низкого заработка это не по душе. Попробуем разобраться нужно ли ИП репетитору и как быть с сезонностью работы?

Обязательство по оформлению ИП

Правительство в свое время выносило на обсуждение проблему репетиторов, которая должна была решиться к 2017 году. Однако новый закон, регулирующий подобную деятельность, до сих пор не принят. Основные требования к организации коммерческой деятельности закреплены ст.2 ГК РФ. Предпринимательская деятельность может осуществляться лицами, прошедшими государственную регистрацию.

Заинтересованным лицам достаточно оформить ИП.

Если педагог, предоставляющий репетиторские услуги откажется легализовать свою деятельность, то его могут привлечь к ответственности:

  • за осуществление незаконной предпринимательской деятельности;
  • за нарушение налогового законодательства.

Разумеется, ответственность наступает тогда, когда до соответствующих уполномоченных органов дойдут сведения о незаконной деятельности.

Процедура регистрации

Нужно ли ИП репетитору, чтобы законно осуществлять свою деятельность? Да. Статус предпринимателя нужен не только, чтобы избежать административной или налоговой ответственности, но и для получения лицензии. Статья 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на образовательную деятельность.

Поэтому, если в штате ИП будут сотрудники, оказывающие услуги такого характера, то необходимо будет получить лицензию. Если деятельность осуществляется в одиночку, то лицензия не нужна. Однако если репетитор ИП не имеет диплома, то без соответствующего образования невозможно будет оказывать услуги.

Как оформить ИП репетитору, чтобы работать официально? Для регистрации ИП необходимо подать заявление в местную налоговую инспекцию.

К нему прикладываются следующие документы:

  • ИНН;
  • копия паспорта;
  • код ОКВЕД;
  • квитанция об уплате пошлины.

Как выбрать коды ОКВЕД репетитору ИП по иностранным языкам? Подойдет предоставление дополнительных образовательных услуг – 85.41. При этом неважно, является ли ИП преподавателем английского языка или китайского.

Далее, можно оформить патент для ИП репетитора. Чтобы сократить налоговые нагрузки патент можно оформлять не на весь год, а на три месяца. После постановки на налоговый учет необходимо открыть счет в банке. При необходимости

Налоговая составляющая

Нужно ли ИП репетитору, чтобы платить налоги? Налоговая составляющая в деятельности репетитора является спорным моментом. Например, в Беларуси репетиторы оплачивают единый налог.

Физические лица, признанные резидентами РФ, обязаны платить НДФЛ со своих доходов. Однако закон выделяет определенные категории доходов, которые не облагаются налогом. Репетиторы, получающие доход от предоставления своих услуг физическим лицам для личных нужд, то они НДФЛ не платят (п.70 ст.217 НК РФ).

Другое дело, когда репетиторство является основным источником заработка, и гражданин осуществляет прием платежей от населения ежедневно и в достаточно больших объемах. В таком случае подобный вид дохода не может быть расценен как бытовой, соответственно от НДФЛ не освобождается.

С другой стороны, если репетитор не осуществляет расчеты со своими учениками в безналичной форме и не подписывает соглашения, то налоговая служба не сможет доказать факт неуплаты налогов.

Но чтобы уменьшить размер подоходного налога и не прятаться от сотрудников налоговой службы практичнее зарегистрироваться в качестве ИП. Как следствие необходимо определиться с выбором налогового режима.

На видео: Запись вебинара «ИП для репетитора: выгодно или нет?»

Репетиторы могут выбрать:

  1. УСН. При выборе этого порядка уплаты налогов лицам необходимо ежегодно перечислять 6% своего дохода в качестве налога, а также платить в ПФР фиксированные взносы.
  2. Патент. Этот вид налогообложения представлен в виде фиксированной суммы, устанавливаемой региональными властями. Здесь также уплачиваются ежегодные взносы в ПФР.

На УСН налогоплательщик платит меньше, если его ежегодный доход не превышает 300 тыс. руб. Если прибыль превышает указанную сумму, то на патенте и на УСН сумма ежегодных обязательных платежей составит примерно одинаковую сумму.

Вместе с тем, чем больше доход, тем больше сумма налога на УСН. Поэтому лицам, которые зарабатывают больше 300 тыс. руб. в год лучше получить патент. Однако нужно учитывать, что патент действует на территории одного региона, когда как на УСН репетитор сможет осуществлять деятельность по всей России.

На видео: Репетитор онлайн – учитель и предприниматель

Что дает оформление ИП

Государственная регистрация ИП предоставляет следующие привилегии:

  • официальный заработок;
  • пенсионные накопления;
  • трудовой стаж;
  • возможность оформления кредита и заключения соглашений с организациями;
  • получение оплаты на банковский счет.

Наличие договора на оказание услуг служит определенной гарантией оплаты для репетитора. Как видно официальный статус дает возможность расширить границы своей деятельности.

Однако перед тем как открыть ИП репетитору, нужно учесть отдельные нюансы:

  1. Если лицо официально трудоустроено, а репетиторством занимается исключительно в свободное время и на дому, то оформлять ИП необязательно. Такие доходы не облагаются налогом, а значит, не стоит бояться ответственности.
  2. Если репетиторство является основным источником дохода, то рекомендуется оформить ИП. Это позволит избежать ответственности, расширять свою деятельность, нанимать сотрудников.

Нужно ли репетитору открывать ИП или нет, зависит от обстоятельств. Большинство педагогов осуществляет свою деятельность в свободное от основной работы время. Поэтому им не нужно оформляться официально в качестве ИП.

Теоретические сведения

Репетиторство представляет собой форму дополнительных индивидуальных занятий по определённому предмету с целью интенсивного освоения знаний и умений школьником. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов – школьных, вступительных в вузы. Оно может реализовываться любым способом: лично, по радио, телевидению, компьютерной системе (через Интернет), а также по переписке.

Репетиторство относится к индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Основу правового статуса индивидуальной трудовой педагогической деятельности составляет статья 48 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 148-ФЗ), включающая следующие положения:

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Необходимость государственной регистрации индивидуальной трудовой педагогической деятельности вытекает и из п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145–ФЗ) (далее – ГК РФ)), согласно которому «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя», при этом, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Поэтому каждый педагог, проводящий платные уроки, обязан зарегистрироваться как частный предприниматель и платить налог. При этом следует учесть, что только педагогическая деятельность, носящая индивидуальный характер, не подлежит лицензированию.

Репетиторство как форму обучения отличает индивидуальный подход к каждому школьнику. Репетиторство бывает как индивидуальным (для одного обучающегося), так и групповым (для нескольких обучающихся, но, как правило, не более четырех). Репетиторство – это не только помощь «отстающим», но и система индивидуальных занятий по предмету для подготовки к какому-то мероприятию, для участия в котором стандартной школьной программы недостаточно. В качестве примеров таких мероприятий можно привести олимпиады, интеллектуальные игры или викторины, поступление в вуз и т.п.

Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией (А.В. Хуторской).

Ментор, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, которую невозможно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, вводит его в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.

Тьютор – это научный руководитель учащегося.

В последние годы восстанавливаются традиционные когда-то формы семейного образования и гувернерства. Имеет место кооперативное семейное образование, когда родители нескольких семей объединяются для организации занятий со своими детьми.

Самообучение как форма обучения более свойственна учащимся старшего возраста, у которых уже сформировались необходимые ценностные ориентиры и волевые качества. При самостоятельном обучении наибольшее развитие получают оргдеятельностные качества учащегося. Обычно самообучение происходит параллельно обучению в образовательном учреждении и носит характер дополнительного образования. Имеются случаи досрочной сдачи старшеклассником экзаменов экстерном с получением аттестата и высвобождением времени для самообразования, для работы или подготовки в вуз.

Задания

1. Составьте план и подберите материалы для репетиторских (тьюторских, менторских) занятий по математике с группой учащихся (отдельным учащимся).

2. Найдите в сети Интернет информацию о гувернерстве. Зафиксируйте результаты своего поиска в форме краткого отчета.

2. Ознакомьтесь с опытом работы одного из организаторов дополнительного математического образования вашего региона по изучаемой теме. Обобщите изученный опыт.

ТЕМА 16. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ.

Подготовительные курсы для поступающих в вузы как одна из форм работы с учащимися в системе дополнительного математического образования. Основные цели данной формы работы. Виды и формы подготовительных курсов. Основные формы проведения занятий. Организация работы подготовительных курсов на основе изучения регионального опыта. Составление плана и подбор материалов для занятий с учащимися.

Теоретические сведения

Подготовительные курсы предназначены для групповой дополнительной подготовки абитуриентов с целью углубленного изучения профилирующих предметов, выравнивания, подготовки к сдаче ЕГЭ, вступительных испытаний в вуз.

По продолжительности обучения подготовительные курсы бывают: долгосрочными, краткосрочными и интенсивными.

Занятия на долгосрочных курсах начинаются обычно в сентябре-октябре и продолжаются 7–8 месяцев. Они проходят, как правило, по вечерам и в выходные дни от двух до шести раз в неделю.

Краткосрочные курсы длятся от 1 до 4 месяцев, это оптимальный вариант для тех, кто уже имеет хорошую подготовку и хочет ознакомиться с требованиями выбранного вуза и его спецификой, а также оценить свои возможности. Занятия обычно проходят 3–4 раза в неделю и заканчиваются в мае-июне.

При многих вузах существуют также специальные интенсивные курсы продолжительностью 10-15 дней. Занятия проводятся каждый день. При посещении курсов продолжительностью в две недели следует иметь в виду, что условия дефицита времени диктуют свои правила обучения. Одни преподаватели рассматривают эти занятия в качестве развернутой консультации. Другие – используют отведенное им время для всестороннего освещения отдельных, наиболее важных тем и вопросов. Интенсивные курсы проводятся обычно в июне–июле. Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель – «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института.

По форме обучения курсы бывают очными и заочными.

Заочная форма предназначена в первую очередь для жителей регионов. Она позволяет абитуриентам готовиться к поступлению в вузы других городов на расстоянии. Заочными бывают в основном долгосрочные курсы. Комплект учебных пособий и учебные задания высылаются по почте, а обучающиеся отправляют обратно выполненные контрольные работы, которые затем проверяют преподаватели. Они исправляют ошибки и дают рекомендации, на что обратить внимание.

Большое распространение получили сегодня дистанционные курсы. Они мало чем отличаются от заочных, помимо того, что общение преподавателя с обучаемым происходит с помощью компьютеров и Интернета.

Организация работы подготовительных курсов на основе изучения регионального опыта. В структуре Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского функционирует Управление довузовского образования. Одной из задач управления является обеспечение школьникам, посещающим университетские подготовительные курсы, высокого уровня подготовки по циклу общеобразовательных дисциплин, который необходим им для сдачи Единого государственного экзамена и успешного обучения в университете.

Управление довузовского образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского предлагает абитуриентам несколько видов подготовительных курсов: основные; базовые; экспресс-курсы; курсы выходного дня; дистанционные курсы.

Основные курсы с программой, рассчитанной на 128 учебных часов, работают с элементами углубления по выбранному предмету.

На базовых курсах с программой 68 учебных часов отрабатываются все вопросы, включенные в Единый государственный экзамен.

Экспресс-курсы рассчитаны на интенсивную отработку заданий Единого государственного экзамена.

Для учащихся, проживающих в пределах области, предлагается удобная форма экспресс-курсов – курсы выходного дня, которые работают в уплотненном режиме по воскресеньям.

Существует и дистанционная форма курсов (заочные курсы и т.п.), где применяются разнообразные формы общения абитуриента с преподавателем. Это и почтовые отправления заданий, электронная рассылка, установочные занятия в каникулярное время.

Задания

1. Составьте план и подберите материалы для занятий по математике с группой учащихся на подготовительных курсах: основных, базовых, экспресс-курсах.