Должны ли органы

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 марта 1997 г. № 28-З О трансплантации органов и тканей человека

Принят Палатой представителей 30 января 1997 года
Одобрен Советом Республики 18 февраля 1997 года

Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. № 207-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 15, 2/1304) – новая редакция <H10700207>;
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 407-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2012, 2/1959) <H11200407>
Остальные изменения и дополнения доступны на официальном портале

Настоящий Закон направлен на обеспечение правовых и организационных основ государственного регулирования в области трансплантации органов и (или) тканей человека в целях реализации права населения Республики Беларусь на охрану жизни и здоровья.

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

гемопоэтические стволовые клетки – комбинация клеток, полученных из костного мозга или периферической крови, в том числе пуповинной, и способных к восстановлению системы кроветворения при ее поражении вследствие заболевания;

живой донор – лицо, добровольно давшее в установленном порядке согласие на забор органов и (или) тканей человека (далее – забор органов) для трансплантации органов и (или) тканей человека (далее – трансплантация) реципиенту;

забор органов – медицинское вмешательство по изъятию органов и (или) тканей у живого или умершего донора;

органы и (или) ткани человека – анатомические образования (целые органы, фрагменты органов, комбинации клеток), не определяющие отличительных черт личности;

реципиент – пациент, которому осуществляется трансплантация;

смерть – необратимое прекращение деятельности головного мозга человека (смерть головного мозга), при котором искусственно с помощью лекарственных средств и медицинской техники могут временно поддерживаться его сердечная деятельность и дыхание;

трансплантация – замещение у реципиента путем проведения медицинского вмешательства отсутствующих или поврежденных органов и (или) тканей человека, не способных выполнять свои жизненно важные функции, органами и (или) тканями человека, полученными в результате забора органов;

умерший донор – тело человека, у которого после смерти осуществляется забор органов для трансплантации реципиенту.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при трансплантации, за исключением отношений, касающихся процесса воспроизводства человека (яйцеклетка, сперма, яичники, яички либо эмбрионы), крови и ее компонентов, а также тканевых компонентов, используемых для производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приготовления пересадочных материалов.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о трансплантации

Законодательство Республики Беларусь о трансплантации основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, других актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Международное сотрудничество

Государственные организации здравоохранения, занимающиеся трансплантацией, вправе осуществлять международное сотрудничество в области обмена органами и (или) тканями человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор – реципиент в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 5. Условия и порядок трансплантации

Трансплантация может быть произведена только тогда, когда невозможно иными методами оказания медицинской помощи сохранить жизнь пациента или восстановить его здоровье, и осуществляется в соответствии с заключением о необходимости трансплантации и на основании клинических протоколов, утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Заключение о необходимости трансплантации выносится врачебным консилиумом государственной организации здравоохранения в составе лечащего врача, врача-трансплантолога и (или) врача-хирурга, врача-анестезиолога-реаниматолога, а при необходимости – и иных врачей-специалистов в порядке, определенном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Перечень органов и тканей человека, подлежащих трансплантации, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Органы и (или) ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер. Совершение возмездных сделок, а также реклама спроса и (или) предложений органов и (или) тканей человека запрещаются.

Врачи-специалисты не вправе осуществлять трансплантацию, если не соблюдены условия, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 6. Организации здравоохранения, осуществляющие забор органов и трансплантацию

Забор органов у живого или умершего донора и трансплантация осуществляются только государственными организациями здравоохранения в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 7. Ограничение круга живых доноров

Живыми донорами не могут быть:

лица, не являющиеся супругом (супругой) или близкими родственниками реципиента (за исключением случаев забора костного мозга, гемопоэтических стволовых клеток);

несовершеннолетние лица (за исключением случаев забора костного мозга, гемопоэтических стволовых клеток);

лица, признанные в установленном порядке недееспособными, а также лица, страдающие психическими расстройствами (заболеваниями);

лица, у которых обнаружены заболевания, являющиеся опасными для жизни и здоровья реципиента;

беременные женщины;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Статья 8. Условия забора органов для трансплантации у живого донора

Забор органов для трансплантации у живого донора разрешается при соблюдении следующих условий:

письменного предупреждения данного живого донора лечащим врачом государственной организации здравоохранения о возможном ухудшении его здоровья в связи с забором органов для трансплантации;

наличия добровольного согласия данного живого донора на забор органов, выраженного в письменной форме, удостоверенного нотариально (за исключением случая, указанного в части второй настоящей статьи);

проведения медицинского осмотра данного живого донора и наличия заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о возможности забора у него органов для трансплантации. Порядок медицинского осмотра живых доноров определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Забор костного мозга, гемопоэтических стволовых клеток у несовершеннолетнего лица, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, осуществляется с письменного согласия его законного представителя, удостоверенного нотариально, и органа опеки и попечительства. При письменном или устном возражении несовершеннолетнего лица забор костного мозга, гемопоэтических стволовых клеток не допускается.

У живого донора для трансплантации может производиться забор только одного из парных органов, фрагмента непарного органа, ткани, отсутствие которых не вызывает необратимых процессов в организме.

Принуждение лица к согласию на забор у него органов запрещается.

Статья 9. Права живого донора

Перед забором органов живой донор имеет право на получение полной и объективной информации о состоянии своего здоровья и последствиях, которые могут наступить в связи с осуществлением забора органов.

Согласие на забор органов может быть в любой момент отозвано, за исключением случаев, когда врачи-специалисты уже приступили к забору органов и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья живого донора, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Живой донор после осуществления у него забора органов имеет право на:

получение компенсации расходов, связанных с необходимостью восстановления его здоровья в связи с забором органов. Порядок выдачи и размеры этой компенсации определяются Советом Министров Республики Беларусь;

получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка на период нетрудоспособности, наступившей в связи с забором органов.

Инвалидность живого донора, наступившая в связи с забором органов, приравнивается к инвалидности, связанной с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Статья 10. Обязанности живого донора

Живой донор обязан сообщить лечащему врачу государственной организации здравоохранения, осуществляющей забор органов, сведения о перенесенных им либо имеющихся у него заболеваниях и вредных привычках.

Статья 101. Право граждан на выражение несогласия на забор органов для трансплантации после смерти

Дееспособные граждане вправе представить в государственную организацию здравоохранения по месту жительства (месту пребывания), а также в иную государственную организацию здравоохранения, в которой им оказывается медицинская помощь, письменное заявление о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти. В отношении несовершеннолетних, за исключением тех, которые приобрели в установленном порядке дееспособность в полном объеме, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, такое заявление представляется их законными представителями. В отношении лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, данное заявление представляется супругом (супругой) или одним из близких родственников.

Руководитель государственной организации здравоохранения, руководитель структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лица, исполняющие их обязанности, в течение шести часов с момента представления в государственную организацию здравоохранения письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти представляют соответствующую информацию в Министерство здравоохранения Республики Беларусь для включения в Единый регистр трансплантации.

Статья 102. Единый регистр трансплантации

В целях осуществления контроля за использованием органов и (или) тканей человека, а также оперативного оказания медицинской помощи лицам, нуждающимся в трансплантации, создается Единый регистр трансплантации. Порядок создания и ведения Единого регистра трансплантации определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В Единый регистр трансплантации включаются сведения:

о лицах, которым проведена трансплантация;

о лицах, которые в установленном настоящим Законом порядке заявили о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти.

Статья 11. Условия забора органов у умершего донора

Забор органов у умершего донора разрешается с момента констатации смерти в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Забор органов у умершего донора не допускается, если при жизни данное лицо либо лица, указанные в части первой статьи 101 настоящего Закона, до его смерти заявили о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти в порядке, установленном настоящим Законом. Забор органов у умершего донора также не допускается, если руководителю государственной организации здравоохранения, руководителю структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лицам, исполняющим их обязанности, до момента забора органов представлено заявление о несогласии на забор органов для трансплантации, написанное супругом (супругой), а при его (ее) отсутствии – одним из близких родственников или законным представителем умершего донора.

Забор органов у умершего донора не допускается также в случае, если государственная организация здравоохранения была поставлена в известность о несогласии лица на забор органов для трансплантации до его смерти путем устного или письменного заявления в присутствии врача-специалиста (врачей-специалистов), других должностных лиц государственной организации здравоохранения, иных лиц, которые могут засвидетельствовать такой отказ.

Запрещается участие врачей-специалистов, которые будут осуществлять трансплантацию, а также членов бригад, обеспечивающих забор органов, в констатации смерти человека, тело которого предполагается использовать для забора органов.

В случае, если умерший донор подлежит судебно-медицинской экспертизе или патологоанатомическому исследованию, письменное разрешение на забор органов у умершего донора должно быть дано соответственно судебно-медицинским экспертом либо врачом-патологоанатомом, присутствующими на операции по забору органов.

Государственная организация здравоохранения после получения письменного разрешения на забор органов у умершего донора, выданного соответственно судебно-медицинским экспертом либо врачом-патологоанатомом, незамедлительно уведомляет органы прокуратуры о предстоящем заборе органов у умершего донора, подвергаемого впоследствии судебно-медицинской экспертизе или патологоанатомическому исследованию.

Статья 12. Согласие реципиента на трансплантацию

Трансплантация осуществляется только с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть письменно предупрежден о возможном ухудшении его здоровья в результате предстоящего медицинского вмешательства. Если реципиентом является несовершеннолетнее лицо, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, либо лицо, признанное в установленном порядке недееспособным, то трансплантация осуществляется с письменного согласия его законного представителя.

Трансплантация реципиенту, не способному по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, осуществляется с письменного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников.

В исключительных случаях, когда промедление в проведении трансплантации угрожает жизни реципиента, а лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение о проведении трансплантации принимается врачебным консилиумом, а при невозможности собрать его – врачом-специалистом, осуществляющим трансплантацию, с оформлением записи в медицинских документах и последующим уведомлением об этом должностных лиц государственной организации здравоохранения в течение суток.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о трансплантации

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о трансплантации, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В Эстонии мало говорят о донорстве органов, поэтому это тема вызывает различные вопросы и предубеждения среди людей. Недостаток осведомленности также играет роль в составлении волеизъявления, поскольку только 1% населения Эстонии подписал волеизъявления. Само слово «воля» является источником путаницы среди людей, и считается, что оно может выражать только их согласие.

Директор центра трансплантации Клиники Тартуского университета Вирге Палль, опровергает самые распространенные мифы о донорстве органов.

1. Миф: Быть донором органов означает, что мои органы могут быть востребованы в любое время.

Действительность: В Эстонии большинство доноров органов — это люди, у которых диагностирована смерть мозга. В случае смерти мозга кровоснабжение мозга прекращается, и активность мозга полностью и необратимо прекращается. В Эстонии в некоторых случаях в течение жизни можно пожертвовать почку. Конечно, только для терапевтических целей и для человека, с которым донор имеет генетическую или эмоциональную связь.

2. Миф: Если врачи узнают, что я составил волеизъявление, тогда они перестанут заниматься моим лечением.

Действительность: Наиглавнейшая задача и ответственность врача — это жизнь и здоровье его пациента, никого не оставят без лечения. Смерть мозга всегда строго документируется в протоколе, и диагноз смерти мозга подтверждается медицинской комиссией, состоящей как минимум из двух врачей. В состав данной медицинской комиссии не может входить врач, участвующий в изъятии органов и/или тканей у умершего лица или отвечающий за уход за потенциальными реципиентами (лицами, которым будут пересажены органы). Такие условия обеспечивают беспристрастность комитета, который диагностирует смерть.

До постановки диагноза смерти мозга никто не обсуждает донорство органов, и информация о том, было ли составлено волеизъявление, недоступна для просмотра. После установления диагноза смерти мозга лечащий врач составляет заявление, чтобы узнать, соглашался ли пациент при жизни жертвовать свои органы, и будет действовать в соответствии с указаниями, предписанными в волеизъявлении.

После установления смерти мозга, врачи должны проверить электронную историю, чтобы определить, заверил ли человек желание пожертвовать органы после смерти в течение своей жизни или отказался. Если подписанное заявление о намерениях существует, то будет действовать в соответствии с ее содержанием. Если в электронной истории нет официального заявления о намерениях, врач обязан спросить близких о решении, принятом при жизни.

Однако важно знать, что другие лица не могут запрещать извлечение органов, если умерший дал на это согласие в течение своей жизни, и другие лица не должны допускать извлечения органов, если умерший отказался сделать это в течение своей жизни.

3. Миф: Можно ли спасти человека после постановки диагноза «смерть мозга»?

Действительность: В случае смерти мозга спасти человека уже невозможно. Важно различать разницу между смертью мозга и комой. Эти два медицинских термина часто путают. Кома — это глубокое расстройство сознания, и когда человек находится в коме, его мозг функционирует, там есть кровоснабжение. В случае смерти мозга поток крови к мозгу отсутствует, и мозг полностью и необратимо перестает функционировать.

Врачи сегодня имеют эффективные инструменты и способы определить, поддерживается ли кровоток в мозговых кровеносных сосудах. Решение принимается в соответствии с определенными критериями, и когда кровоснабжение действительно исчезает, клетки мозга погибают, и этот человек не может быть спасен.

4. Миф: Мои органы пригодны для пересадки всем нуждающимся.

Действительность: Это не так. Оценка пригодности органа является сложной медицинской деятельностью. Во-первых, врачам необходимо оценить, является ли донорский орган здоровым и достаточно ли он жизнеспособен, чтобы пережить определенное количество времени без кровоснабжения, то есть времени между извлечением органа у донора и его пересадкой другому человеку. На качество органа также влияет интенсивная терапия и причина смерти мозга. Например, в случае тяжелой травмы органы могут быть повреждены и больше не подходят для трансплантации. Кроме того, важно убедиться, что с этим органом не передастся неизлечимая болезнь, такая как ВИЧ, злокачественная опухоль и тому подобное.

При выборе реципиента учитывается группа крови, возраст, индекс тела, состояние пациента, наличие антител и так далее. Пациенты и дети, нуждающиеся в срочной пересадке, всегда являются первыми в списке, за которым следуют все остальные. Например, для трансплантации легких и сердца, подходят только 20-25% доноров, поэтому донорских органов мало.

С осени 2017 года Эстония является членом Scandiatransplant, организации, которая объединяет центры трансплантации в скандинавских странах. Помимо Эстонии в него также входят Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и Исландия. Более чем когда-либо прежде, это дает надежду в ожидании подходящего органа, в частности, для пациентов, нуждающихся в срочной пересадке, для детей и для тех, кто ждет повторной трансплантации. Правила обмена органами между странами детально регламентированы и специфичны для каждого органа. При этом стараются обеспечить баланс между входящими и исходящими органами в стране.

5. Миф: Если я не хочу пожертвовать свои органы, тогда я не обязан подписывать волеизъявление.

Действительность: Если врачи не знают, хотел ли человек пожертвовать свои органы после смерти или был против, решение покойного запрашивают у его / ее близких. Родные могут не знать воли умершего и выражают собственное мнение, которое может не совпадать с желаниями умершего. Поэтому лучше всего выразить свое желание, заполнив электронную волю о намерениях, в которой Вы можете выразить свое согласие или отказ от донорства органов после смерти. Электронную волю о намерениях можно заполнить на портале для пациентов www.digilugu.ee, в меню необходимо выбрать волеизъявления и указать свое решение — либо согласие, либо отказ — и подтвердить его электронной подписью. Подписанную волю о намерениях всегда можно изменить в электронной истории, но важно сообщить о своем решении близким.

6. Миф: При донорстве органов и тканей мои близкие получат деньги.

Действительность: Пожертвование органов для спасения других людей — самоотверженный поступок, который не может быть вознагражден. Предлагать вознаграждение и финансовую выгоду за пожертвование тканей и органов запрещено и наказуемо.

7. Миф: На трансплантацию органов длинные очереди.

Действительность: Донорский орган всегда пересаживается пациенту, которому он лучше всего подходит, и рассчитывается, кому он принесет наибольшую пользу. Группа крови, возраст, индекс тела, состояние пациента, наличие антител и т. д. учитываются при выборе реципиента. Таким образом, в контексте трансплантации органов врачи никогда не говорят об «очереди», но о «листе ожидания», поскольку получатель органа определяется его пригодностью. Может случиться, что пересадка возможна в тот самый день, когда пациента включили в список ожидания, но это может занять месяцы и годы.

8. Миф: Родственники донора органов должны отказаться от похорон в открытом гробу.

Действительность: Для доноров органов также возможны похороны с открытым гробом. С покойным донором обращаются с уважением, органы и ткани удаляются в стерильных условиях в операционной, и при этом восстанавливается первоначальный облик тела.