Что такое солидарная часть пенсии?

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также — страховые взносы) — обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений;

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 5 февраля 2004 г. N 30-О и 28-О, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не характеризуются свойственными налоговым платежам признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности и не могут признаваться налогами

абзац утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

См. предыдущую редакцию

солидарная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации;

индивидуальная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Пенсии до революции:

социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.

Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.

В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.

Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет — для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих — при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена — охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года…

Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы.

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%; если — 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия — в 2,32 раза.

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.

Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:

  • в России возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;
  • ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300-400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можноговорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;

  • сохранены досрочныепенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;
  • сохранены досрочныепенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерациив зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;
  • сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования,при этомстраховые взносы за работников уплачиваются работодателями;
  • сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия — это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий – предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;
  • предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.

Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.

Что касается накопительной пенсии, сообщается — накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии — накопительную пенсию.

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

На 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — 20 лет 6 месяцев (246 месяцев).

Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

Если в СССР действовал принцип «кто не работает — тот не ест», а к тунеядцам применяли статью уголовного кодекса («выселение в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с обязательным привлечением к труду по месту поселения»), то в империи никого работать не принуждали. Не хочешь — не работай. Например, человек, обладающий ценными бумагами или значительным нас­ледством, как правило, игнорировал государственную службу. Правда, и на пенсию тоже рассчитывать не мог. Словом, упомянутый лозунг большевиков выглядел в те времена несколько иначе: кто не работает — тот ест, но пенсию не получает.

Оппозиционерам не светило

Пенсия обычного человека состояла из двух слагаемых. Первое — государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» (а в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья — пенсия по болезни). Второе — эмеритура. Так называли пожизненные выплаты отдельных ведомств своим пенсионерам из кассы взаимопомощи (при условии, что данный человек отчислял в эту кассу взносы на протяжении минимум 10 лет). Причем размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии.

Единого для всех возраста выхода на пенсию не было. Каждый сам решал, когда идти на заслуженный отдых. Однако чтобы получать пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили: «получить полный оклад»), следовало проработать суммарно не менее 35 лет. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада».

Женщины не выходили на пенсию раньше мужчин, никаких льгот и привилегий они не имели. Вообще, на государственную службу принимали преимущественно мужчин. Женщин же брали — и то с большими ограничениями — только четыре ведомства: почтово-телеграфное, учебное, медицинское и путей сообщения (железнодорожное). Таким образом, абсолютное большинство женщин не работали, а значит, не могли рассчитывать на пенсию. За исключением вдов, получавших пенсию за умершего мужа.

Женщины, как правило, получали пенсию только как вдовы — за умершего мужа

Женщина-пенсионер имела такие же права, как и пенсионер-мужчина.

Льготы предоставлялись только в том случае, если человек становился пенсионером досрочно по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию он получал при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 лет — треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался ему уже после 20 лет работы, 2/3 — при выслуге не менее 10 лет, а треть — при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Впрочем, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Уволенному «по статье» отработанные годы не засчитывались в пенсионный стаж. Не полагалась пенсия и лицам, отмотавшим срок по уголовным делам.

В число уголовников, кстати, входили и представители политической оппозиции — их ведь судили по уголовным статьям. Так что ни большевику Владимиру Ленину, ни стрелявшей в него эсерке Фанни Каплан, ни меньшевикам, ни анархистам, ни народовольцам государственная пенсия не светила. Да и впрямь, зачем идейным борцам с «режимом» находиться на его же содержании? Терять им действительно было нечего…

Уволенный «по статье» мог устроиться на другую работу и там заслужить пенсию. Но в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. А вот гражданин, имевший проблемы с уголовным кодексом, не мог вернуть утраченные пенсионные права — исключение для него мог сделать только лично император. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной службы». Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен.

Если монарх давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». При этом в пенсионный стаж засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.

Те, кто попадали под надзор полиции или отсидели в тюрьме, оставались без пенсии

Или зарплата, или пенсия

Нередко работник по собственной инициативе прерывал трудовую деятельность. Например, планировал пару-тройку лет расслабиться в имении либо подлечиться на водах в Баден-Бадене. В таком случае он увольнялся «по добровольному желанию» без просьбы о пенсии.

Случалось, впрочем, и по-другому: человек уволился, уехал в поместье, намереваясь впоследствии продолжить службу, а в деревне увлекся сельским хозяйством (это было модно) — и настолько загорелся, что решил посвятить земледелию всю оставшуюся жизнь. В подобных случаях прошение о пенсии подавалось позднее заявления об отставке — и, естественно, удовлетворялось (если для того, конечно, имелись основания). Вот только пенсия назначалась не со дня увольнения с работы, а со дня подачи прошения.

Каков был механизм назначения пенсии? Представьте, на стол начальника легло прошение подчиненного об отставке и пенсии. К этой бумаге шеф прилагает все необходимые документы и в месячный срок отправляет их в Петербург, в вышестоящее министерство. Там вопрос решает не кто-нибудь, а лично министр. Подписав заявление, он ставит в известность о новых расходах министра финансов — заметьте, персонально главу ведомства! В особых случаях, когда выходящего в отставку служащего требовалось поощрить надбавкой к пенсии, отраслевой министр вносил предложения в Кабинет министров, после чего окончательное решение принимал лично император.

Затем распоряжение о назначении пенсии передается в департамент государственного казначейства, где ведется особая книга с перечнем всех назначенных пенсий и единовременных пособий. Ну а выдача денег производится из местного казначейства согласно местожительству пенсионера (в Киеве — в здании Присутственных мест на Софийской площади с 10 до 14 часов). Если в течение двух лет человек не являлся за получением пенсии, ее начисление прекращалось.

Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал. Зато в случае, если пенсионер оказывался под следствием за прежние служебные проступки, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.

Киевляне получали пенсию в Присутственных местах на Софийской площади

Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, не возвращался назад в сроки, указанные в его заграничном паспорте. Такой путешественник считался сбежавшим за границу.

А вот смерть пенсионера не являлась основанием для прекращения выплат: получателями становились вдова (пожизненно) и дети (сыновья — до 17 лет, дочери — до замужества либо достижения 21 года).

Если пенсионер решал вновь выйти на работу, он терял пенсию. Закон запрещал одновременно получать и зарплату, и пенсию — советский феномен «работающего пенсионера» еще не был известен.

Продолжать трудовую деятельность человек мог ровно столько, сколько считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново — как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была больше первоначальной.

Для небожителей не было ограничений

Помимо обычных пенсионеров, в те времена имелись и привилегированные — члены Государственного совета, министры и другие чиновники, назначаемые императором. Они не подчинялись общему пенсионному законодательству. «Свод законов» гласил: пенсии политических небожителей «не подлежат, относительно размера их, никаким правилам». В каждом конкретном случае сумму определял лично глава государства, подписывая соответствующее Высочайшее повеление.

Если обычная пенсия не превышала 1143 руб. 60 коп. в год (после всех вычетов человек получал на руки 1120 руб. 83 коп.), то пенсии «тяжеловесов» могли быть пяти- и даже шестизначными. Например, Сергею Витте, оставившему пост премьер-министра по собственному желанию в апреле 1906-го, Николай II назначил в виде единовременного пособия 200 тыс. рублей. А уж какой пенсионной цифрой император отметил его действительно выдающиеся заслуги в области экономики и финансов, биографы Сергея Юльевича скромно умалчивают…

Подобные же «ненормированные» пенсии назначались в ручном режиме и чиновникам Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Также вне правил были пенсии лиц, имевших «особенно важные заслуги» перед Отечеством, — видных дипломатов, разведчиков, агентов спецслужб, акул военно-промышленного комплекса и др.

Базарным торговкам государство пенсию не платило

Особые пенсионные правила применялись и в придворном ведомстве. Дело в том, что трудовые усилия тамошних служащих вознаграждались не жалованьем, как везде, а «содержанием». В него включались, помимо собственно оклада, разного рода привилегии в виде квартирных (аренда жилья) и столовых денег, бесплатного транспортного обеспечения и многого другого. Поэтому и на заслуженном отдыхе чиновники придворного ведомства никак не могли обойтись без привилегий, к которым привыкли за годы службы.

В цифрах это выглядело следующим образом. Чиновник, проработавший в придворном ведомстве 15 лет, получал право на пенсию в размере трети жалованья, прослуживший 20 — в объеме 50%, а 25 лет — 2/3. «Полный оклад» выплачивался после трех десятилетий беспорочной службы. А затем начиналось самое приятное. В то время как «среднестатистический» чиновник империи, верой и правдой отпахав 35 лет, зарабатывал пенсию в размере 100% зарплаты, «придворный» ветеран за тот же стаж получал все жалованье плюс треть содержания. Через пять лет содержание увеличивалось до половины, а еще спустя пятилетку — до 2/3 (при сохранении, разумеется, полного жалованья). За «50 лет в строю» государство предоставляло «полный оклад» и все содержание. Это была роскошь, которая в провинции не снилась не только пенсионерам, но и подавляющему большинству работающих чиновников.

Аналогичными привилегиями пользовались и вузовские преподаватели, но не все. Так, профессура Киевского университета, а также Харьковского, Новороссийского (так назывался Одесский университет) и некоторых других и после 25-летней выслуги получала пенсию в размере полного жалованья, а при стаже 30 лет — полное «содержание». На пенсию в размере половины жалованья университетский профессор мог рассчитывать, отработав 20 лет. А вот преподавательский состав Киевского политехнического института, как и других высших технических учебных заведений, подобными льготами наделен не был.

И, наконец, самое любопытное. «Прошения об увольнении, — гласил закон, — подлежат гербовому сбору». Проще говоря, подать в отставку (с пенсией или без) — мероприятие платное! Словом, уплачиваешь 75 коп. (между прочим, стоимость 3 кг сахарного песка) — и свободен.

Полотер мог рассчитывать на пенсию, если был членом пенсионной кассы

Сам себе пенсионер

Все перечисленные выше правила и привилегии касались исключительно бюджетников. Обеспечение старости всех остальных слоев населения — предпринимателей, ремесленников, частных врачей, артистов, писателей, рабочих, крестьян — оставалось вне поля зрения государства.

Положим, «сахарные короли» вроде Терещенко, Бродских, Бобринских в государственной пенсии и не нуждались. Их капиталы гарантировали им безбедную жизнь до самого конца. Но как быть тем, у кого нет заводов-пароходов?

Здесь спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Люди, не состоявшие на государственной службе, начали объединяться и создавать пенсионные кассы.

Выглядело это так. Все рабочие и служащие моложе 60 лет, получающие не менее 120 рублей в год, имели право стать членами такой кассы. Обязательные платежи следовало производить при поступлении в кассу и затем ежемесячно — от 2 до 6% заработка.

Пенсии из средств кассы назначались обыкновенные и усиленные. Обыкновенные — в случае работы на этом предприятии не менее 15 лет. Усиленные — если человек полностью утратил трудоспособность, но при условии работы не менее 10 лет.

Участникам кассы, проработавшим более двух лет, в случае ухода с предприятия (увольнения по собственному желанию без выхода на пенсию) возвращали их взносы — без процентов, но иногда и с процентами.

Холостым и бездетным вдовцам назначали пенсии в размере 3/4 пенсии семейного участника. Вдовы и сироты участников кассы пользовались правом на пенсию независимо от трудового стажа самого участника. Кроме того, при кассе образовывали, как правило, еще и ссудо-вспомогательный отдел для выдачи участникам ссуд и пособий в случае бедствия, а также на погребение.

На больших частных предприятиях участниками пенсионных касс становились более 80% персонала — несколько тысяч человек. Такая касса зачастую оперировала значительными суммами, иногда до миллиона рублей. Это и обеспечивало старость тех, кто не состоял на государственной службе.