Антидопинговое законодательство

Основной целью Конвенции против применения допинга, (вступила в силу для РБ 1 мая 2006) — снижения и в конечном счете искоренение допинга в спорте.

Определение и сфера применения Конвенции

Для целей настоящей Конвенции:

1) «допинг в спорте» означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга;

2) «виды фармакологических допинговых препаратов или методы допинга» с учетом нижеследующего пункта 2 означают типы допинговых препаратов и методы допинга, перечисленные в списках, одобренных группой по рассмотрению действия в соответствии со статьей 11.1 «b», и запрещенные международными компетентными спортивными организациями;

3) «спортсмены» означают лиц обоих полов, обычно принимающих участие в организованных спортивных мероприятиях.

Стороны координируют политику и деятельность своих правительственных и других заинтересованных государственных организаций, занимающихся борьбой против применения допинга в спорте.

Они следят за практическим применением Конвенции и, перепоручая в случае необходимости осуществление некоторых положений Конвенции какому-либо правительственному или неправительственному спортивному учреждению, избранному для этой цели, или спортивной организации.

Меры, направленные на ограничение доступности допинга и применения запрещенных допинговых препаратов и методов допинга:

1. В зависимости от каждого конкретного случая принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и, в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга и, в частности, анаболических стероидов.

2. В этих целях или при необходимости компетентные неправительственные организации определяют критерии предоставления государственных дотаций спортивным организациям для эффективного осуществления последними антидопинговых правил.

3. А также:

3.1.оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов либо путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо учитывая стоимость контроля и анализов при установлении общей суммы дотаций и субсидий, предоставляемых этим организациям;

3.2. принимают соответствующие меры для предотвращения предоставления в целях проведения тренировок дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге в спорте, на весь период отстранения от соревнований;

3.3 способствуют и в случае необходимости облегчают осуществление своими спортивными организациями антидопингового контроля, требуемого компетентными международными спортивными организациями как в период, так и вне соревнований;

3.4 способствуют и содействуют заключению между спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг-контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран.

4. Оставляют за собой право по своей инициативе и под ответственность принимать антидопинговые правила и организовывать антидопинговый контроль при условии, что он согласуется с соответствующими принципами Конвенции.

Лаборатории

1) обязуется создавать или способствовать созданию на своей территории одной или нескольких лабораторий антидопингового контроля, которые могли бы быть признаны согласно критериям, принятым компетентными международными спортивными организациями и утвержденным группой по рассмотрению действий в соответствии с Конвенцией;

2) обязуется либо содействовать этим спортивным организациям в получении доступа к такой лаборатории на территории другой.

2. Данные лаборатории призваны:

a) принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству, подготовке, переподготовке квалифицированных кадров;

б) проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допинга в спорте, а также в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влиянии на спортивные результаты;

в) оперативно публиковать и распространять новые данные, полученные в результате их исследований.

Информационно-просветительная деятельность

Стороны Конвенции обязуются разрабатывать и осуществлять в случае необходимости в сотрудничестве с заинтересованными спортивными организациями и с привлечением средств массовой информации образовательные программы и кампании, показывающие опасность для здоровья, связанную с допингом, и наносимый им ущерб этическим ценностям спорта. Эти программы и кампании обращены как к молодежи в школьных учреждениях и спортивных клубах и их родителям, так и к взрослым спортсменам, спортивным руководителям и деятелям и тренерам. Для лиц, работающих в области медицины, эти образовательные программы подчеркивают важность соблюдения медицинской этики.

Стороны обязуются поощрять и поддерживать в сотрудничестве с заинтересованными региональными, национальными и международными спортивными организациями исследования, связанные с разработкой программ физиологической и психологической тренировки, строящихся на научной основе и уважающих целостность человеческой личности.

Сотрудничество со спортивными организациями в отношении принимаемых ими мер.

Стороны Конвенции обязуются поощрять свои спортивные организации и через них международные спортивные организации в том, что касается разработки и применения всех надлежащих, относящихся к их компетенции, мер по борьбе с допингом в спорте.

С этой целью они призывают свои спортивные организации уточнять и согласовывать их соответствующие права, обязательства и обязанности, и, в частности, путем согласования:

a) антидопинговых правил на основе правил, принятых компетентными международными спортивными организациями;

б) списков фармакологической классификации допинговых веществ и запрещенных методов допинга на основе списков, принятых компетентными международными спортивными организациями;

в) методов антидопингового контроля;

г) дисциплинарных процедур, применяющих международно признанные принципы естественной справедливости и гарантирующих уважение основных прав спортсменов, на которых падает подозрение; к числу таких принципов, в частности, относятся следующие:

д) орган расследования должен быть отделен от дисциплинарного органа;

е) упомянутые лица имеют право на справедливое разбирательство и право юридической помощи или представительства;

ж) должны существовать четкие и применимые на практике положения, позволяющие подавать апелляцию против любого вынесенного решения;

з) процедуры применения эффективных санкций в отношении руководителей, врачей, ветеринаров, тренеров, физиотерапевтов и других руководителей или соучастников нарушений спортсменами антидопинговых правил;

и) процедуры взаимного признания временной дисквалификации и прочих санкций, вводимых другими спортивными организациями в самой стране или в какой-либо другой стране.

Кроме того, Стороны поощряют спортивные организации:

a) в проведении достаточного с точки зрения эффективности количества антидопинговых проверок не только в ходе соревнований, но и без предупреждения, в любой удобный момент, вне их; эти проверки должны осуществляться в условиях равенства для всех спортсменов и включать анализы, осуществляемые и повторно проводимые на спортсменах, отобранных в случае необходимости наугад;

б) заключать со спортивными организациями других стран соглашения, позволяющие подвергать спортсмена, тренирующегося в одной из этих стран, проверке, осуществляемой группой антидопингового контроля, наделенной необходимыми полномочиями в данной стране;

в) уточнять и согласовывать правила, касающиеся допуска спортсменов к соревнованиям и включающие антидопинговые критерии;

г) поощрять спортсменов активно участвовать в борьбе с допингом, проводимой международными спортивными организациями;

д) полно и эффективно использовать как во время спортивных соревнований, так и вне их оборудование, предоставленное в их распоряжение для антидопингового анализа в лабораториях, упомянутых в статье 5;

е) разрабатывать научные методы тренировки и руководящие принципы, предназначенные для защиты спортсменов любого возраста, с учетом специфики каждого конкретного вида спорта.

Международное сотрудничество

Стороны тесно сотрудничают между собой в областях, подпадающих под действие настоящей Конвенции, и поощряют аналогичное сотрудничество между своими спортивными организациями.

2. Стороны обязуются:

a) поощрять свои спортивные организации и содействовать применению положений настоящей Конвенции в рамках всех международных спортивных организаций, в которые они входят, в частности, путем отказа регистрировать мировые или региональные рекорды, не сопровождаемые отрицательными результатами официальной антидопинговой проверки;

б) поощрять сотрудничество между персоналом их лабораторий по антидопинговому контролю, созданных или уже функционирующих в соответствии со статьей 5; и

в) устанавливать двустороннее и многостороннее сотрудничество между их органами, властями и компетентными организациями, с тем чтобы и в международном плане достигнуть целей, определенных статьей 4.1.

3. Стороны, располагающие созданными лабораториями или уже функционирующими в соответствии с критериями, определенными в статье 5, обязуются помогать другим Сторонам в приобретении опыта, компетенции, навыков, которые необходимы им для создания своих собственных лабораторий.

Передача информации

Каждая Сторона передает Генеральному секретарю Совета Европы на одном из официальных языков Совета Европы всю необходимую информацию в отношении принятых законодательных и других мер, направленных на соблюдение положений настоящей Конвенции.

В целях Конвенции учреждается группа по рассмотрению действия.

Любая Сторона может быть представлена одним или несколькими делегатами. Каждая Сторона имеет один голос.

Любое государство, для которого имеет место момент подписания или момент передачи своего документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении может указать территорию или территории, к которым будет применяться Конвенция и еще не являющееся участником настоящей Конвенции, может направить в группу своего наблюдателя.

Группа на основе единогласно принятого решения может пригласить любое государство, не являющееся членом Совета Европы и не присоединившееся к Конвенции, а также любую спортивную или профессиональную организацию направить наблюдателя на одно или несколько своих заседаний.

Группа созывается Генеральным секретарем. Первое заседание группы проводится в кратчайшие сроки и в любом случае не позднее одного года со дня вступления в силу Конвенции. Впоследствии по инициативе Генерального секретаря или одной из Сторон группа проводит заседание по мере необходимости.

Большинство Сторон составляют кворум, необходимый для проведения совещания группы по рассмотрению действия.

Заседания группы являются закрытыми.

С учетом положений настоящей Конвенции группа устанавливает собственные правила процедуры и принимает их консенсусом.

Группа по рассмотрению действия призвана наблюдать за выполнением Конвенции. В частности, группа может:

a) проводить на постоянной основе обзор положений настоящей Конвенции и в случае необходимости рассматривать изменения;

б) утверждать возможные изменения и перечень фармакологических классов допинговых средств и методов, запрещенных компетентными международными организациями; а также критерии аккредитации лабораторий и любые возможные изменения, принятые вышеперечисленными организациями, а также устанавливать дату вступления в силу принятых решений;

в) проводить консультации с соответствующими спортивными организациями;

г) направлять Сторонам рекомендации в отношении мер по выполнению настоящей Конвенции;

д) рекомендовать надлежащие меры для представления информации компетентным международным организациям и общественности о деятельности в рамках настоящей Конвенции;

е) направлять Комитету министров рекомендации в связи с приглашением государств, не являющихся членами Совета Европы, присоединиться к настоящей Конвенции;

ж) вносить любое предложение, направленное на повышение действенности настоящей Конвенции.

Для выполнения стоящих перед ней задач группа по рассмотрению действия может по собственной инициативе предусматривать проведение совещаний групп экспертов.

После каждого заседания группа по рассмотрению действия передает в Комитет министров Совета Европы доклад о своей работе и действии Конвенции.

Поправки к статьям настоящей Конвенции могут быть предложены одной из Сторон, Комитетом министров Совета Европы или группой по рассмотрению действия.

Любое предложение о поправке сообщается Генеральным секретарем Совета Европы государствам, упомянутым в Конвенции, и любому государству, которое присоединилось или которому было предложено присоединиться к настоящей Конвенции в соответствии с положениями Конвенции..

Любая поправка, предложенная одной из Сторон или Комитетом министров, сообщается группе по рассмотрению действий, по крайней мере, за два месяца до совещания, на котором эта поправка должна рассматриваться. Группа представляет Комитету министров свое мнение по предлагаемой поправке в случае необходимости после консультаций с компетентными спортивными организациями.

Комитет министров рассматривает предлагаемую поправку, а также любое мнение, представленное группой по рассмотрению действия, и может принять поправку.

Любая поправка, принятая в соответствии Конвенцией, вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением одномесячного срока после даты, на которую все Стороны информировали Генерального секретаря о принятии ими вышеупомянутой поправки.

ЗАПРЕЩЁННЫЙ СПИСОК 2020

Антидопинговое законодательство РФ:
Общероссийские антидопинговые правила
Национальный план борьбы с допингом
ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ О физич культуре и спорте
гл. 54.1 Трудового кодекса РФ
Ст. 234 Уголовного кодекса РФ
ст.3.11, 6.18 КоАПП
Порядок проведения допинг-контроля, утв. Приказом Минспорттуризма от 13.05.2009 № 293
8. Письмо «РУСАДА» с разъяснениями по вопросам антидопингового тестирования
9. Предоставление информации о местонахождении спортсмена. База данных «Адамс».
10. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2017г. №339
11. Указ Президента РФ от 15.07.2017г. №321
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 18.02.2016г. №73н
13. Приказ Минспорта РФ от 06.12.2017г. №1052 «Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте»
14. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 03.12.2018 № 976 «Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте»
15. Приказ «О внесении изменений в Общероссийские антидопинговые правила» от 17 января 2019 года № 27
16. Федеральный закон от 01.05.2019 N 96-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Определено, в частности, что умышленное нарушение спортсменом требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании или попытке использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В случае распространения спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода размер административного штрафа составит от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Под запрещенной субстанцией и (или) запрещенным методом понимаются субстанция и (или) метод, включенные в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

Ранее административная ответственность в виде дисквалификации за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним распространялась только на тренеров, специалистов по спортивной медицине или иных специалистов в области физической культуры и спорта.

Изменения вступают в силу с 12.05.2019 г.

17. Постановление Правительства РФ от 29.04.2019 N 527 «О внесении изменений в перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Международные правила и стандарты:
1. Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.)
2. ФЗ от 27.12.2006 № 240-ФЗ О ратификации межд конв о борьбе с допингом в спорте
3. Всемирный антидопинговый кодекс
4. Запрещенный список 2017, Запрещенный список 2018
4.а. Обзор основных изменений в запрещенном списке 2018 с объяснениями
5. Международный стандарт по терапевтическому использованию 2016
6. Международный стандарт по тестированию и расследованиям 2015
7. Международная Конвенция Совета Европы против применения допинга
8. Антидопинговые документы FEI:

Правила FEI по Анти-допинговому законодательству
Изменения в антидопинговом законодательстве
Положение об организации и проведении антидопингового контроля в конном спорте
Руководство для спортсменов по антидопинговым правилам и правилам применения контролируемых медицинских препаратов
Антидопинговые правила FEI для спортсменов

Будьте в курсе актуального списка запрещенных препаратов

Каждый, кто решает заняться спортом, принимает на себя не только радость достижений, но и огромную ответственность. Все равны перед законом в случае подтверждения положительного допинг-теста у спортсмена или лошади. Вся команда может пострадать от проступка одного спортсмена.

Будьте внимательны и следите за изменениями в списке запрещенных препаратов для людей и для лошадей.

При малейшем сомнении проконсультируйтесь с Ветеринарным врачом сборной, Врачом сборной или с Федерацией конного спорта

Список запрещенных препаратов для людей:

Список запрещенный препаратов на 2020 год, обзор изменений с объяснениями и программа мониторинга 2020 доступна —

РУСАДА Горячая линия (консультации по препаратам из Запрещенного списка) +7 (965) 327-16-78

Email: rusada@rusada.ru

Список запрещенных препаратов для лошадей: FEI Prohibited Substance