Жилье по переселению с севера

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, — выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить «равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение».

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле «имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений». Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы». Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого «допускается только по соглашению с органом местного самоуправления». А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме «не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме».

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав «в виде предоставления другого жилья в собственность».

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».

Данная программа реализуется в рамках Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Участниками программы могут быть:

1. граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели;

2. граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на переселение из РКС при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесенные к следующим категориям:

— инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

— инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

К участникам предъявляются следующие требования:

1. наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет;

2. постоянное проживание в Ямало-Ненецком автономном округе;

3. отсутствие жилья за пределами районов Крайнего Севера (требование об отсутствии жилья распространяется также на членов семьи гражданина (супруги, родители, дети и иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке);

4. не получение ранее социальных выплат (субсидии), иных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций.

Результат участия в программе: предоставление гражданам социальных выплат, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом. При этом жилое помещение возможно приобрести в любом населенном пункте Российской Федерации. При получении социальной выплаты на приобретение жилья по вышеуказанным программам жилое помещение в районах Крайнего Севера передается органам местного самоуправления.

ВАЖНО! Перед решением вопроса о предоставлении социальной выплаты гражданином-получателем и членами его семьи дается обязательство о сдаче всех жилых помещений, расположенных на территории районов Крайнего Севера, и принадлежащих гражданину и членам его семьи на праве собственности или находящиеся в пользовании на условиях договора социального найма.

ВНИМАНИЕ: Условия программы могут меняться. Рекомендуем уточнять информацию по программе у специалистов Управления муниципального имущества Администрации города Муравленко.

Адрес: г. Муравленко, ул. 70 лет Октября, д.30А

Контактные телефоны: 55-224.

Список граждан, состоящих на учете по Федеральной программе переселения из РКС по состоянию на 01.01.2020 (cкачиваний: 375 Просмотр)

Сводный список градан — участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтверждающих свое участие в ведомственной целевой программе в 2020 году (cкачиваний: 187 Просмотр)

Заявление на постановку (cкачиваний: 36 Просмотр)

Заявление (рапорт) на признание (cкачиваний: 10 Просмотр)

Заявление об участии в программе в планируемом году (cкачиваний: 21 Просмотр)

В законодательстве о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, произошли изменения.

Они начали действовать с нового года и в основном связаны с вступлением в силу федерального закона о жилищных субсидиях для людей, проживающих в закрывающихся населенных пунктах. При прежнем законодательстве эти граждане тоже не были обделены вниманием государства. Более того, в соответствии с действовавшим до 2012 года законом они получали субсидии на переезд в первоочередном порядке. Что же побудило законодателя регламентировать нормы специально для них?

Как отмечает сенатор от Якутии, председатель комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев, необходимость принятия нового закона как раз и была вызвана тем, что на первоочередников, выезжающих из закрывающихся поселков, уходили почти все средства, предусмотренные на жилищные субсидии. А на иные категории нуждающихся денег почти не оставалось.

Инвалиды и пенсионеры, отнесенные прежним законом ко второй и третьей очередям, годами ждали получения субсидий. А на безработных и работающих граждан, мечтавших при поддержке государства переехать в более теплые края, такая возможность распространялась чисто теоретически, хотя они и были включены в четвертую и пятую очереди.

Северные поселки, построенные близ месторождений полезных ископаемых, по мере истощения запасов закрывались и будут закрываться, вынуждая массы людей сдвигаться с места. Но теперь этим северянам субсидии будут выделяться по отдельной программе, чтобы не тормозить продвижение очереди инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан.

Как отмечено в заключении комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, новый закон не только выделил жителей закрывающихся поселков в отдельную очередь, но и ввел для них существенное ограничение. Если, к примеру, всю жизнь проработавший в Арктике пенсионер решит построить в южном регионе дом, он вправе получить на это субсидию. А вот «гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, жилищная субсидия может предоставляться только на приобретение жилого помещения и не может быть использована на строительство, поскольку это потребовало бы обеспечения жизни граждан в закрывающемся населенном пункте на период строительства жилья», — подчеркнуто в документе.

Выводя жителей закрывающихся поселков из общей очереди, законодатели изменили и общую правовую базу о жилищных субсидиях для желающих выехать с Крайнего Севера. Эти изменения в законодательство, действующее с 2002 года, также вступили в силу 1 января.

Из-за нехватки средств срок ожидания жилищной субсидии растягивается на семь-двенадцать лет

Вместо пяти очередей в измененном законе остались четыре, в которые входят соответственно инвалиды, пенсионеры, безработные и работающие граждане. Теперь региональным властям дано право резервировать часть денег для второй, третьей и четвертой очередей. На эти цели разрешено использовать не более 30 процентов средств, выделяемых по соответствующей программе из федерального бюджета.

Люди, оказавшиеся «в хвосте» программы переселения с Крайнего Севера, получили шанс. Вместе с тем не все восприняли нововведения с энтузиазмом.

— Меня смущает, что эти 30 процентов отданы на откуп местным властям, — высказал корреспонденту «РГ» свои сомнения пенсионер из заполярного поселка, давно подавший заявление на субсидию и уже отчаявшийся ее получить. — Таких, как я, тысячи. По закону-то мы все равны, но жизнь показывает: когда распределять что-нибудь берется чиновник, «равнее» всех оказываются его друзья и знакомые.

Однако наибольшую тревогу у региональных властей и потенциальных переселенцев вызывает то, что объемы федеральных средств, выделяемых на жилищные субсидии, не позволяют сократить число очередников. По данным министра труда и социального развития Якутии Николая Дегтярева, за 2004-2010 годы удалось выдать 1197 жилищных сертификатов. А число очередников сейчас приближается к 13 тысячам. По словам министра, из-за нехватки средств срок ожидания жилищной субсидии растягивается на семь-двенадцать лет.

Справка «РГ»

Размер жилищной субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется, исходя из состава семьи, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по стране и норматива общей площади жилого помещения. Для одиноких это 33 квадратных метра, на семью из двух человек — 42, из трех и более — по 18 квадратных метров на каждого члена семьи. На субсидию можно приобрести жилье площадью меньше названного норматива, но более учетной нормы, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Расселение аварийных домов в 2020 году будет происходить уже по новым правилам. В конце 2019 года внесены поправки в Жилищный кодекс, которые меняют порядок переселения жителей признанных непригодными для проживания домов.

Теперь собственники квартир в таких домах оказались разделены на две группы:

  • те, кто могут претендовать при переселении на квартиру или выплату;
  • те, кому выплатят только выкупную стоимость изымаемой недвижимости.

До сих пор владельцы квартир при переселении из аварийных домов могли выбирать среди двух вариантов компенсации за изымаемое жилье. Муниципалитет мог им предоставить новое жилье вместо аварийного. При определении площади квартиры учитывалась выкупная стоимость старой квартиры.

Или им выплачивали выкупную стоимость принадлежащей им недвижимости, и на эти деньги они сами приобретали квартиру для переезда. Эта сумма складывалась из нескольких составляющих: рыночной цены квартиры, стоимости земельного участка, который находится в собственности, а также цены всех расположенных на нем построек (при условии что они оформлены в установленном законом порядке).

Теперь часть собственников квартир в аварийных домах будут этого выбора лишены. Тем, кто купил квартиру в аварийном доме уже после того, как его официально признали непригодным для проживания, предоставят только выплату за изымаемую квартиру. Новую квартиру получить они не смогут. Исключение сделано только для случаев, когда квартира в аварийном доме была получена по наследству.

В Комитете Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считают, что на переезд стариков-северян нужно направить деньги из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Рабочая группа по совершенствованию законодательства о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при Комитете Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока предлагает выделить деньги из резервного фонда Правительства на жилищные субсидии одиноко проживающим северянам, достигшим возраста 80 лет, для их переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в центральные регионы Российской Федерации.

«Дело в том, что очень сложно приобрести равноценное жильё жителям Крайнего Севера, особенно тем, кто проживает в удалённых поселках. Например, в Магаданской области есть посёлок Сеймчан и двухкомнатная квартира площадью 48 квадратных метров стоит 230 тысяч рублей. Понятно, что равноценное жилье за такие средства в центральных районах страны приобрести невозможно», — объяснила суть инициативы руководитель рабочей группы, член Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь.

По информации Минстроя России, по состоянию на 1 июля 2019 года на учёте состоят 5335 одиноких пенсионеров, достигших 80-летнего возраста. Количество пенсионеров, которые в 2019 году изъявили желание получить государственный жилищный сертификат для переселения в районы с более благоприятными климатическими условиями, составляет 1471. На эти цели потребуется выделить 2,455 миллиарда рублей.

«Мы, депутаты Государственной Думы от северных территорий, считаем, что решить данный вопрос возможно за счёт экономии средств на компенсацию затрат граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с заключением Счётной палаты Российской Федерации сумма остатка по итогам 2018 года составила 2,170 миллиарда рублей», — рассказала «Парламентской газете» Оксана Бондарь.

Депутат добавила, что по предложению Минстроя России, переселение данной категории граждан могут выделить в качестве отдельного мероприятия в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства от 30 декабря 2017 года. Соответствующие предложения и просьбу оказать необходимое содействие в их реализации рабочая группа направила в адрес председателя Правительства Дмитрия Медведева и первого вице-премьера Антона Силуанова (письмо есть в распоряжении «Парламентской газеты»).

«Принципиальная позиция депутатов Государственной Думы, представляющих территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заключается в том, что данный вопрос требует незамедлительного решения для всех категорий граждан, состоящих в очередях на получение жилищных субсидий», — подчеркнула Оксана Бондарь. Она добавила, что всего, по состоянию на 1 января 2019 года, на учёте в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии в Российской Федерации состоит почти 191 тысяча семей. Для обеспечения в полном объёме всех семей жилищными субсидиями необходимо потратить 473 миллиарда рублей, а в 2019 году на эти цели выделено более 5 миллиардов рублей.