Запрещено взыскание налога

Содержание

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

В качестве исключения Налоговый кодекс закрепляет три случая, когда взыскание налога с организаций не может осуществляться в бесспорном порядке:

  • если доначисление произошло в результате изменения юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
  • если доначисление произошло в результате изменения юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;
  • если решение о бесспорном взыскании налога принято после истечения установленного ст. 46 НК РФ срока его принятия.

Под юридической квалификацией сделок следует понимать определение, установление, оценку правовой природы сделки, то есть правовую квалификацию отношений, которые сложились между налогоплательщиком и его контрагентами. Например, по налогу на прибыль предусмотрено применение повышенной ставки в отношении посреднических договоров. Если в ходе проверки налоговые органы посчитают операции по купле-продаже комиссионными договорами, то есть по-иному оценят предмет договора, и доначислят в связи с этим налог, взыскивать его можно только в судебном порядке.

Для взыскания налога (пени, сбора) Налоговым кодексом предусмотрены следующие действия налоговых органов. Налоговый орган должен (ст. 46 НК РФ):

  • направить налогоплательщику требование об уплате налога, сбора и суммы пени с указанием срока его исполнения;
  • принять решение о взыскании налога, сбора и суммы пени, которое является основанием для бесспорного взыскания. Решение о взыскании принимается не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

    Взыскание налогов с организации.

    Если решение принято после указанного срока, оно считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения;

  • по истечении срока исполнения требования об уплате налога, сбора составить на основании решения инкассовое поручение (распоряжение) на списание денежных средств и направить его в банк. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, одновременно с инкассовым поручением в банк направляется поручение об обмене валюты (уплата налога производится в рублях). Инкассовое поручение подлежит исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.

Не производится взимание со ссудных, бюджетных и депозитных счетов (если не истек срок действия депозитного договора). Для того чтобы взыскать налог за счет средств, находящихся на депозитном счете, налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств на расчетный счет. При этом необходимо отметить, что после получения банком указанного поручения нельзя пролонгировать срок действия депозитного договора. При поступлении денежных средств с депозитного счета на расчетный они подлежат перечислению в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора налоговыми органами может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов), которое означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Это ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций организации может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Оно действует до отмены решения налоговым органом.

Решение о приостановлении операций по счетам организации и индивидуального предпринимателя может быть принято в случае непредоставления ими налоговой декларации (в течение двух недель после истечения срока предоставления декларации), а также в случае отказа от предоставления декларации. В этом случае решение отменяется не позднее одного операционного дня, следующего за днем предоставления декларации.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Следует, однако, иметь в виду, что приостановление операций по счетам предприятия-налогоплательщика может иметь для него серьезные экономические последствия, которые в последующий налоговый период могут привести к уменьшению его налоговой базы по ряду налогов. Поэтому принятие решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков требует экономического обоснования (разумного подхода) со стороны налоговых органов и налагает на них не менее серьезную ответственность, как и за собираемость налогов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 46, 47, 48 НК РФ).

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право…

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Принудительное взыскание налога… с депозитного счета (Титаева Н.)

Принудительное взыскание налога… с депозитного счета (Титаева Н.)

Дата размещения статьи: 28.10.2015

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или ИП в банках и его электронные денежные средства.

Discovered

Под удар могут попасть и денежные средства, которые налогоплательщик хранит на своих депозитных счетах. Однако их взыскание производится в особом порядке. 

Несвоевременная уплата налога чревата тем, что налоговики могут взыскать его в принудительном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 46 Налогового кодекса (далее — Кодекс) после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев с момента его окончания налоговый орган выносит решение о взыскании налога за счет денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) и его электронных денежных средств.

В первую очередь взыскание налога в принудительном порядке производится с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на этих счетах — с валютных счетов должника (п. 5 ст. 46 НК). Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Банка России, установленному на дату продажи валюты. С валютных счетов долг взыскивается в следующем порядке. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты должника. При этом расходы, связанные с продажей иностранной валюты, также ложатся на плечи налогоплательщика (налогового агента).

Обратите внимание! Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Что же касается депозитных счетов, то тут действуют другие правила. Однако прежде стоит разобраться, что собой представляют депозитные счета.

Депозитный счет 

Согласно ст. 834 Гражданского кодекса по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Депозитные счета могут открывать как физические, так и юридические лица для размещения свободных денежных средств на фиксированный срок под проценты. Это также следует из п. 2.10 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И. И если вкладчиком является гражданин, то договор банковского вклада признается публичным договором (ст. 426 ГК). Но, пожалуй, самое важное — в п. 3 ст. 834 ГК сказано, что юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам. Иными словами, расходные операции по таким счетам запрещены.

На самом деле у депозитных счетов есть масса преимуществ. Процентные ставки по таким счетам обычно значительно выше, чем по текущим счетам. Это обусловлено, в том числе, как раз и тем, что вкладчики не имеют возможности расходовать данные средства до окончания срока договора. Как правило, процентная ставка зависит, в том числе, от срока, на который деньги переводятся на депозит, и от периода уведомления о досрочном расторжении договора.

К сведению! Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, ИП и физических лиц, не являющихся ИП, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. На все про все банкам отводится три дня с момента получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК).

Особые правила 

Собственно говоря, особенность депозитных счетов диктует и правила, по которым производится принудительное взыскание налоговой недоимки за счет этих средств. В п. 5 ст. 46 НК сказано, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. Это объясняется довольно просто. Ведь в противном случае «наказан» будет не только налогоплательщик-должник, но и банк.

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Таким образом, налоговая недоимка может быть списана в бюджет только после окончания срока действия депозитного договора.

В то же время у налоговиков есть право «подстраховаться» и направить в банк поручение на перечисление денег с депозитного счета на «расчетник» непосредственно после «закрытия» этого договора. А налог за счет данных средств будет списан только в том случае, если к этому моменту инкассовое поручение налогового органа еще не будет исполнено в полном объеме. Тем самым исключается списание одного и того же долга дважды.

Итак, налоговый орган для того, чтобы «депозитные» средства должника-налогоплательщика (налогового агента) в счет погашения налоговой недоимки были перечислены в бюджет, должен направить в банк два поручения.

Во-первых, это поручение на перечисление средств с депозитного счета на «расчетник» должника по окончании срока действия депозитного договора. Форма этого поручения утверждена Приказом ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (в ред. Приказа ФНС России от 20 марта 2015 г. N ММВ-7-8/116@).

Во-вторых, «стандартное» поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Его форма приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (см. также Письмо ФНС России от 31 августа 2015 г. N СА-4-8/15316).

В завершение отметим, что только при нехватке или отсутствии денег на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств, а также при отсутствии информации об открытых счетах в банках налог может быть взыскан за счет иного имущества (ст. 47 НК). При этом Конституционный Суд РФ еще в Определении от 4 июня 2009 г. N 1032-О-О указал, что данная процедура может применяться только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога (ст. 69 НК) с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки, при этом само выявление недоимки осуществляется в рамках строго регламентированных Кодексом процедур налогового контроля (ст. ст. 88 и 89 НК). И обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 46 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Взыскание налогов с организации.

А) За счёт денежных средств в банке.

Взыскание налога с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счёт денежных средств в банке. В случае неуплаты налога, в случае, если налоговый орган это выявил – в ходе проверки, чаще всего – в ходе камеральной проверки. если налоговый орган выявляет неуплату налога, то он направляет налогоплательщику требование об уплате налога. Это требование направляется налогоплательщику и в нём указывается сумма недоимки, а также указывается сумма пеней за каждый день просрочки и указывается срок, за который нужно уплатить. Однако если налогоплательщик не реагирует, то в этом случае налог с налогоплательщика взыскивается в бесспорном порядке.

Если срок истёк, то налоговый орган должен принять решение о взыскании налога в бесспорном порядке и направить в банк так называемое «инкассовое поручение» на взыскание этого налога, причём здесь налоговому органу очень важно соблюсти сроки для такого взыскания. Так, налоговый орган обязан вынести решение о взыскании налога за счёт средств в банке с налогоплательщика в течение двух месяцев с момента окончания срока, установленного в требовании об уплате налога.

Если налоговый орган в течение двух (2) месяцев этого не сделал, то тогда он должен взыскать налог с налогоплательщика, но уже в судебном порядке – то есть обратиться в суд. В суд налоговый орган может обратиться в течение 6 месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании. Если этот срок подачи заявления в суд пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом.

Б) За счёт имущества налогоплательщика.

В том случае, если у налогоплательщика нет никаких денежных средств в банке, а задолженность по налогам то в этом случае взыскание с ИП и организаций производится за счёт «иного имущества» налогоплательщика. В этом случае необходимо решение налогового органа. Это решение в течение трёх дней в момента вынесения направляется судебному приставу для исполнения, которое выполняется в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление подписывается руководителем и заверяются печатью. Пристав должен произвести все действия в двухмесячный срок со дня предоставления ему постановления.

Требование об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Формы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Отличие налога от сбора по НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц и предоставляющий собой отчуждение принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущества в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:
1) Обязательный платёж, который уплачивается на основе Конституции РФ.
2) Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. Налогоплательщик уплатил налог – и никто ему обратно не предоставляет никаких материальных благ.

3) Уплачивается организациями и физическими лицами (иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан). Организации – это комплексное понятие, прежде всего включающее в себя юридических лиц и не только.

4) Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств. То есть отчуждение от одних субъектов к другому субъекту. И имущество это может принадлежать на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.
5) Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований. Налог уплачивается для того, чтобы РФ в целом, каждый её субъект и муниципальное образование могло выполнить те задачи, которые на него возложены, иначе говоря – могли реализовать свою компетенцию.
Сбор – это взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий.
Признаки сбора и чем он отличается от налога:
1. Сбор – это обязательный взнос. В данном случае имеется в виду, что сбор – это взнос обязательный, так как он уплачивается в силу конституционного установления. Практически сбор всегда является разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периодические платежи.
2. Сбор – это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами.
3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Сегодня в РФ существуют всего два вида сбора: это государственная пошлина (и при получении паспорта, и при обращении в суд, и при получении водительских удостоверений и так далее). И второй сбор – это «сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами».

Обращение взыскания на бюджетные средства.

Эти отношения регулируются Бюджетным Кодексом, и закон об исполнительном производстве здесь не применяется. На бюджетные средства взыскания обращаются лишь на основании исполнительных документов судебных органов. В отношении других исполнительных документов действует принцип иммунитета бюджета. Бюджетный Кодекс выделяет два порядка обращения взыскания на бюджетные средства:

1) Первый порядок. Он применяется в том случае, если должником является публично-правовое образование. В этом случае исполнительный документ направляется в соответствующий финансовый орган и финансовый орган обязан исполнить этот лист в течение трёх месяцев.

2) Второй порядок. Применяется в том случае, если должником является бюджетное учреждение. Здесь исполнительный документ направляется в казначейство, где открыт лицевой счёт должника. Казначейство извещает должника о поступившем листе и предлагает его исполнить. Обратить внимание – само казначейство денег не списывает. Должник обязан исполнить исполнительный документ, но с учётом принципа целевого использования бюджетных средств (если есть лист – о договоре подряда, а деньги есть – но на зарплату или стипендии).

Как производится взыскание налога с организации

В случае отсутствия этих средств должник направляет запрос-требование главному распорядителю и тот должен дать ему денег. Исполнительный документ должен быть исполнен в течение трёх месяцев. В случае неисполнения исполнительного документа казначейство приостанавливает операции по лицевому счёту должнику.

Service Temporarily Unavailable

В период действия обеспечительных мер налоговый орган вправе производить начисление пеней, но не их взыскание в бесспорном порядке. Взыскание пеней может производиться только после отмены действия обеспечительных мер. Таким образом, вывод суда о том, что меры по бесспорному взысканию пени приняты в период действия обеспечительных мер арбитражного суда, запрещающих взыскание налога, за неуплату которого начислена спорная сумма пени, основан на правильном применении норм права

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2010 по делу N А32-55570/2009-1/703

Метки:Налоги, Финансы, Северо-Кавказский округ

Дата:08 июня 2010

Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 8 июня 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Черных Л.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица — Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару — Адамовой А.С. (доверенность от 28.04.2010 N 05-39/01089), в отсутствие заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Колесо», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 078/2010-1276), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2010 по делу N А32-55570/2009-1/703 (судья Колганова Т.С.), установил следующее.

ООО «Колесо» (далее — общество) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными требования Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее — налоговая инспекция) от 29.09.2009 N 55960, решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 23.10.2009 N 21197, решения о взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика от 02.12.2009 N 1005.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2010 заявление удовлетворено.

Судебный акт мотивирован тем, что решение от 22.05.2009 N 12-18/23, на основании которого вынесено обжалуемое требование от 29.09.2009 N 55960, признано недействительным (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2009 по делу N А32-23603/2009-5/460). В отношении 8 080 050 рублей налога на имущество принято обеспечение, в связи с чем осуществление действий по бесспорному взысканию пени является неправомерным.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда. Податель жалобы указывает, что пеня в сумме 286 807 рублей 66 копеек не включалась в требование от 29.06.2009 N 55960. Названное требование об уплате налога выставлено законно.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, решением налоговой инспекции от 22.05.2009 N 12-18/23 обществу доначислено, в частности, 8 080 050 рублей налога на имущество, 1 262 233 рубля пени и 1 616 010 рублей штрафа.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 22.05.2009 N 12-18/23 в части доначисления названных сумм налога, пени и штрафа (дело N А32-23603/2009-5/460). В рамках данного дела общество обратилось с заявлением о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа от 22.05.2009 N 12-18/23 и запрета налоговой инспекции совершать действия по бесспорному списанию сумм недоимки, налоговых санкций и пени на общую сумму 10 958 293 рубля.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 по делу N А32-23603/2009-5/460, заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.02.2010 судебные акты оставлены без изменения.

29 сентября 2009 года в адрес общества выставлено требование N 55960 об уплате 304 159 рублей 14 копеек пени, начисленных на сумму 8 070 531 рубль 90 копеек налога на имущество (период начисления с 23.05.2009 по 25.08.2009). В связи с частичным погашением подлежащей взысканию суммы пени налоговая инспекция вынесла решение от 23.10.2009 N 21197 о взыскании 286 807 рублей 66 копеек пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и решение от 02.12.2009 N 1005 о взыскании указанной суммы за счет имущества общества.

Полагая названные ненормативные акты незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Взыскание налогов с директора и с собственника компании

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры арбитражного суда, в том числе запрещающие исполнение решения налоговой инспекции о доначислении налогоплательщику сумм налогов, являются обязательными для налогового органа.

В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 данного Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Согласно частям 4, 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Из приведенных норм следует, что в период действия обеспечительных мер налоговый орган вправе производить начисление пеней, но не их взыскание в бесспорном порядке. Взыскание пеней в порядке установленном, статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации может производиться налоговым органом только после отмены действия обеспечительных мер.

Таким образом, вывод суда о том, что меры по бесспорному взысканию пени приняты в период действия обеспечительных мер арбитражного суда, запрещающих взыскание налога, за неуплату которого начислена спорная сумма пени, основан на правильном применении норм права.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2010 по делу N А32-55570/2009-1/703 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.А.БОБРОВА

Судьи Л.А.ЧЕРНЫХ В.Н.ЯЦЕНКО