Законный представитель умершего лица

Законом от 18.07.2017 N 53-З внесен ряд изменений и дополнений в УПК, при этом определены особенности производства по материалам и уголовным делам в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого.

Рассматриваемый институт уголовного процесса включает нормы, касающиеся уголовного преследования умершего лица на стадиях предварительного расследования, рассмотрения прокурором материалов уголовного дела, судебного разбирательства.

Поводом для подобного обсуждения явилось обращение в Палату представителей Национального собрания гражданки Белясовой Т.И., которая выразила несогласие с прекращением предварительного расследования по уголовному делу в отношении ее умершего сына Белясова И.В. с констатацией виновности последнего в совершении дорожно-транспортного происшествия, в котором погибли пассажир и он сам, поскольку как самим фактом прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию, так и его возможными юридическими последствиями существенно затронуты честь и доброе имя покойного, а также законные интересы его близких родственников. В связи с этим постановление о прекращении предварительного расследования по уголовному делу было обжаловано Белясовой Т.И. в прокуратуру, орган предварительного следствия и суды. Данными органами прекращение производства по уголовному делу признано законным.

Так, по общему правилу согласно УПК в отношении умершего производство по уголовному делу прекращается.

Вместе с тем Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что при прекращении уголовного дела в отношении умершего прекращается и дальнейшее доказывание его виновности, однако подозрение или обвинение в совершении преступления с него не снимается. При этом лицо, в отношении которого уголовное дело прекращается по указанному основанию, по причине смерти объективно лишено возможности защитить свои честь и достоинство.

Помимо негативного последствия в виде фактического лишения возможности защитить свои честь и достоинство также было отмечено, что реабилитация умершего исключает обращение взыскания на его имущество по гражданским искам заинтересованных лиц, что свидетельствует о непосредственном интересе в возбуждении уголовного дела, производстве по нему предварительного расследования и судебном разбирательстве близких родственников умершего.

Прежде всего, УПК дополнен новым понятием — «лицо, подлежавшее привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого».

Под указанным лицом понимается лицо, умершее после совершения преступления до возбуждения в отношении его уголовного дела или в период предварительного расследования преступления, если в отношении этого лица уголовное дело не возбуждалось, но имеются достаточные данные, указывающие на совершение им этого преступления.

Таким образом, УПК определяет обстоятельства, при наступлении которых лицу может быть присвоен статус подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, и описывает фактически две ситуации, когда лицу присваивается данный статус.

Первая — преступление совершено, лицо умирает, уголовное дело в отношении лица не возбуждено на момент смерти.

Вторая — преступление совершено, однако на момент возбуждения уголовного дела лицо не установлено. Уголовное дело расследуется, в этот период лицо умирает, уже после его смерти орган следствия приходит к выводу, что лицо совершило данное преступление и в отношении его начинается уголовное преследование.

Для придания лицу статуса подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого необходимо достоверно подтвердить факт его смерти. К уголовному делу либо материалу проверки должны быть в обязательном порядке приобщены надлежащие документы, подтверждающие юридический факт смерти лица (свидетельство о смерти либо заверенная копия, справка о наличии записи акта о смерти). При этом в рамках уголовного процесса недопустимо считать достоверным факт смерти на основании пояснений и показаний родственников, рапортов оперативных сотрудников, уведомлений медицинских учреждений и т.д.

Законодателем вводится понятие представителя умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого.

Частью 3 ст. 17 УПК устанавливается в предусмотренных законом случаях обязательное участие защитника для осуществления защиты прав и законных интересов умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого. Таким согласно п. 8 ч. 1 ст. 45 УПК является случай, когда представитель умершего подозреваемого, обвиняемого ходатайствует об участии защитника.

Разрешая вопрос оплаты услуг, законодатель в ч. 5 ст. 17 УПК определил, что расходы на защиту прав и законных интересов умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, осуществляется за счет средств местного бюджета в предусмотренных УПК случаях.

Статья 29 УПК дополнена ч. 5, в соответствии с содержанием которой определены случаи запрета отказа в возбуждении уголовного дела, а также прекращение производства по уголовному делу по основанию смерти лица.

Данный запрет реализуется в случае волеизъявления близких родственников, членов семьи умершего (их законным представителем) и подлежит исполнении при наличии следующих совокупных факторов:

  1. Вышеуказанные лица должны обладать определенными критериями для признания их представителями умершего, то есть соответствовать требованиям ч. 4 ст. 57-1 УПК.
  2. Вышеуказанные лица должны подать заявление, отражающее, во-первых, их несогласие с отказом в возбуждении уголовного дела или прекращением производства по уголовному делу, во-вторых, о привлечении их к участию в производстве по материалам и уголовному делу в качестве представителя умершего.

Таким образом, фактически лицо, требующее продолжения уголовного преследования, возлагает тем самым на себя полномочия представителя умершего.

Реализация данной нормы предполагается исключительно при волеизъявлении на продолжение уголовного процесса и участия в качестве представителя умершего одного и того же лица, которое может быть допущено в качестве представителя умершего. В случае конкуренции лиц на статус представителя умершего им предоставляется возможность самостоятельно определиться с тем, кто из них будет представителем. Таким образом, законом допускается представлять интересы умершего лишь одному представителю.

Представитель умершего вступает в уголовный процесс после вынесения соответствующего постановления либо определения органом, ведущим уголовный процесс, которое должно содержать мотивировку соответствия представителя установленным законом критериям и вывод должностного лица о признании представителем умершего и допуске к участию по материалам и уголовному делу в качестве представителя умершего.

При выборе из нескольких лиц, соответствующих критериям представителя, закон отдает приоритет близким родственникам умершего (их законным представителям).

В первоочередном порядке представителем умершего допускаются близкие родственники умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого.

При этом принятие мер по установлению близких родственников умершего либо их законных представителей до принятия решения по материалам и уголовному делу в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 29 УПК является обязанностью органа, ведущего уголовный процесс.

В случае отсутствия близких родственников умершего (их законных представителей), а также в случае неподачи ими заявления о несогласии с отказом в возбуждении уголовного дела или прекращением производства по уголовному делу и привлечении к участию в производстве по материалам и уголовному делу в качестве представителя умершего орган, ведущий уголовный процесс, признает и допускает к участию в качестве представителя умершего членов его семьи (их законных представителей).

При этом обязательным условием допуска членов семьи умершего (их законных представителей) является подача ими заявления о несогласии с отказом в возбуждении уголовного дела или прекращением производства по уголовному делу в отношении умершего, а также соблюдение процессуального срока, предусмотренного УПК.

Представитель умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, обязан самостоятельно представлять органу, ведущему уголовный процесс, документы и указывать следующие сведения:

— подтверждающие его родство (свойство) с умершим подозреваемым, обвиняемым, лицом, подлежавшим привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого (ч. 2 ст. 468-14 УПК);

— подтверждающие факт его совместного проживания с умершим подозреваемым, обвиняемым, лицом, подлежавшим привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, и ведения с ним общего хозяйства (ч. 3 ст. 468-14 УПК).

Таким образом, лицо, желающее стать представителем умершего, несет обязанность доказать свою родственную (свойственную) и иную связь с умершим, орган, ведущий уголовный процесс, в свою очередь обязан проверить предоставленные сведения, а также соответствие лица критериям представителя, исключив присвоение статуса представителя лицам.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 УПК представители умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, не подлежат допросу в качестве свидетелей, если сведения, относящиеся к данному уголовному делу, стали известны в связи с их участием в производстве в качестве представителя умершего. Однако участие в деле представителя умершего не исключает возможности его допроса в качестве свидетелей по другим обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Подробное правовое регулирование производства по материалам и уголовному делу в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, установлено гл. 49-2 УПК.

Внесение проекта закона Московской области на рассмотрение Думы:
Проект закона.
Пояснительная записка.
Финансово-экономическое обоснование.
Перечень законов, которые должны утратить силу, быть приостановлены, изменены или приняты в связи с принятием данного закона.

Рассмотрение проекта закона Московской области в первом чтении:

Постановление Московской областной Думы от 24.12.2015 № 2/151-П (одобрить проект закона).
Одобренный проект закона.

Рассмотрение проекта закона Московской области во втором чтении:

Постановление Московской областной Думы от 19.05.2016 № 6/166-П (принять за основу проект закона).
Проект закона, принятый за основу.

Рассмотрение проекта закона Московской области в третьем чтении:

Постановление Московской областной Думы от 16.06.2016 № 7/170-П (принять закон).
Закон, принятый в целом.

Подписание Закона Московской области: 27 июня 2016 года, № 73/2016-ОЗ

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»

Статья 1

1) абзац десятый статьи 1 изложить в следующей редакции:

«семейные (родовые) захоронения – места захоронения, созданные гражданами для погребения умерших супруга, близких родственников, иных родственников;»;

2) в статье 6:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6) формирование и ведение реестра кладбищ, крематориев, стен скорби и других объектов похоронного назначения, расположенных
на территории Московской области;»;

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7) утверждение формы, порядка формирования и ведения реестра кладбищ, крематориев, стен скорби и других объектов похоронного назначения, расположенных на территории Московской области;»;

в) дополнить пунктами 71–73 следующего содержания:

«71) формирование и ведение реестра мест захоронений на территории Московской области;

72) утверждение формы, порядка формирования и ведения реестра мест захоронений на территории Московской области;

73) утверждение перечня общественных и военных мемориальных кладбищ, расположенных на территории Московской области, на которых предоставляются места захоронения для создания семейных (родовых) захоронений (далее – перечень кладбищ);»;

3) в абзаце третьем части 2 статьи 9 слова «их учет и инвентаризацию» заменить словами «учет и инвентаризацию произведенных захоронений»;

4) в части 2 статьи 10 слова «уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела» заменить словами «органами местного самоуправления»;

5) в статье 111:

а) в части 1:

в первом предложении слова «Места для одиночных захоронений предоставляются» заменить словами «Муниципальная услуга по предоставлению места для одиночного захоронения оказывается»;

в третьем предложении слова «места для одиночных захоронений предоставляются» заменить словами «муниципальная услуга по предоставлению места для одиночного захоронения оказывается»;

б) в части 3 слова «При предоставлении места для одиночного захоронения» заменить словами «При оказании муниципальной услуги по предоставлению места для одиночного захоронения»;

6) в статье 12:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Муниципальная услуга по предоставлению места для родственного захоронения оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, его представителя с заявлением о предоставлении места для родственного захоронения.

К заявлению прилагается копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки), при захоронении урны с прахом дополнительно к заявлению прилагается копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки).

В случае, если заявление подается представителем лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, то к указанному заявлению прилагается также оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подтверждающая полномочия представителя на совершение действий, связанных с предоставлением места для родственного захоронения.»;

б) в части 3 слова «При предоставлении места» заменить словами «При оказании муниципальной услуги по предоставлению места»;

7) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Семейные (родовые) захоронения

  1. Семейные (родовые) захоронения могут создаваться на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории Московской области, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (далее – общественные и военные мемориальные кладбища), внесенных в перечень кладбищ.

2. Общественные и военные мемориальные кладбища, на которых могут создаваться семейные (родовые) захоронения, должны соответствовать санитарным правилам, экологическим и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

3. Порядок предоставления гражданам мест для создания семейных (родовых) захоронений устанавливается Правительством Московской области с учетом положений настоящего Закона.

4. Перечень кладбищ, информация о наличии на данных кладбищах мест для создания семейных (родовых) захоронений размещается на официальном сайте уполномоченного органа Московской области в сфере погребения и похоронного дела в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Муниципальная услуга по предоставлению места для создания семейных (родовых) захоронений на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территориях муниципальных образований Московской области, за исключением Московского областного военного мемориального кладбища, оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

6. Государственная услуга по предоставлению места для создания семейных (родовых) захоронений на Московском областном военном мемориальном кладбище оказывается уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

7. Места для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются под настоящие и будущие захоронения.

8. Размер места семейного (родового) захоронения не может превышать 12 кв. метров с учетом бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения.

9. За резервирование места для создания семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения (далее – резервирование места для создания семейного (родового) захоронения), уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией взимается плата.

Размер платы устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией на основании методики расчета платы за резервирование места для создания семейного (родового) захоронения, установленной Правительством Московской области.

10. Средства за резервирование места для создания семейного (родового) захоронения подлежат зачислению в:

бюджет муниципального образования Московской области в случае создания семейного (родового) захоронения на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением Московского областного военного мемориального кладбища;

бюджет Московской области в случае создания семейного (родового) захоронения на Московском областном военном мемориальном кладбище.

11. Одному лицу на территории Московской области может быть предоставлено не более одного места для создания семейного (родового) захоронения.

12. При оказании государственной или муниципальной услуги по предоставлению места для создания семейного (родового) захоронения уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в пределах их компетенции лицу, ответственному за создание семейного (родового) захоронения, выдается удостоверение о семейном (родовом) захоронении.

13. В удостоверении о семейном (родовом) захоронении указываются: наименование кладбища, на территории которого создано семейное (родовое) захоронение; местонахождение (адрес) кладбища; размер семейного (родового) захоронения; место его расположения на кладбище (номер квартала, сектора, участка); фамилия, имя и отчество лица, на которое зарегистрировано семейное (родовое) захоронение.

14. Перерегистрация семейного (родового) захоронения на лицо, не являющееся супругом, близким родственником, иным родственником по отношению к лицу, на которое зарегистрировано семейное (родовое) захоронение, либо по отношению к захороненному на данном семейном (родовом) захоронении, не допускается.

15. Плата за перерегистрацию семейного (родового) захоронения
не взимается.»;

8) в статье 14:

а) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: «Почетные захоронения располагаются преимущественно вдоль главной аллеи кладбища, имеют удобные подходы и хороший обзор.»;

б) в части 2:

слова «Почетные захоронения – места захоронения (расположенные, как правило, вдоль главной аллеи кладбища, имеющие удобные подходы и хороший обзор) предоставляются» заменить словами «Муниципальная услуга по предоставлению места для почетного захоронения оказывается», после слов «или организаций,» дополнить словами «их представителей»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«К ходатайству дополнительно прилагается копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки), при захоронении урны
с прахом дополнительно прилагается копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки).

Если ходатайство подается представителем заинтересованных лиц или организаций, то к указанному заявлению прилагается также оформленная
в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подтверждающая полномочия представителя на совершение действий, связанных с предоставлением места для почетного захоронения.»;

в) в части 4 слова «При предоставлении места» заменить словами «При оказании муниципальной услуги по предоставлению места»;

9) в статье 15:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Муниципальная услуга по предоставлению места для воинского захоронения на кладбище, находящемся в ведении органа местного самоуправления, оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, с заявлением о предоставлении места для воинского захоронения.

К заявлению прилагается копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки), при захоронении урны с прахом дополнительно к заявлению прилагается копия справки о кремации
(с представлением подлинника для сверки).

В случае, если заявление подается представителем лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, то к указанному заявлению прилагается также оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подтверждающая полномочия представителя на совершение действий, связанных с предоставлением места для воинского захоронения.»;

б) в части 11 слова «Места для воинских захоронений» заменить словами «Государственная услуга по предоставлению места для воинского захоронения», слово «предоставляются» заменить словом «оказывается»;

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. При оказании государственной или муниципальной услуги по предоставлению места для воинского захоронения уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в пределах их компетенции выдается удостоверение о воинском захоронении.»;

10) в части 1 статьи 16 слова «, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор» исключить;

11) статью 17 изложить в следующей редакции:

«Статья 17. Захоронения в стенах скорби

1. Стены скорби – места захоронения (хранилища) урн с прахом (пеплом) после сожжения (кремации) тел умерших, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле на специально отведенных земельных участках кладбищ.

Допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле размещение стен скорби за пределами территорий кладбищ на обособленных земельных участках с соблюдением санитарных и экологических требований.

2. Муниципальная услуга по предоставлению ниши в стене скорби на кладбище, находящемся в ведении органа местного самоуправления, оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела только в случае отсутствия на кладбище мест для захоронения или подзахоронения урны с прахом умершего в землю.

Государственная услуга по предоставлению ниши в стене скорби на Московском военном мемориальном кладбище оказывается уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела только в случае отсутствия на Московском областном военном мемориальном кладбище мест для захоронения или подзахоронения урны с прахом умершего в землю.

Государственная или муниципальная услуга по предоставлению ниши в стене скорби оказывается на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, его представителя с заявлением, к которому прилагаются копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки) и копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки).

В случае, если заявление подается представителем лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, то к указанному заявлению прилагается также оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подтверждающая полномочия представителя на совершение действий, связанных с предоставлением ниши в стене скорби.

При оказании государственной или муниципальной услуги по предоставлению ниши в стене скорби уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией выдается удостоверение о захоронении в стене скорби.»;

12) статью 171 изложить в следующей редакции:

«Статья 171. Подзахоронение

1. Муниципальная услуга по выдаче разрешения на подзахоронение на месте родственных, семейных (родовых), воинских, почетных захоронений, захоронений в стенах скорби на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления, оказывается на безвозмездной основе уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

Государственная услуга по выдаче разрешения на подзахоронение на месте воинских и семейных (родовых) захоронений, в стенах скорби на Московском областном военном мемориальном кладбище оказывается на безвозмездной основе уполномоченным органом Московской области
в сфере погребения и похоронного дела.

2. Для оказания государственной или муниципальной услуги по выдаче разрешения на подзахоронение в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией предоставляются следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на подзахоронение;

2) удостоверение о захоронении;

3) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, на которого оформлено захоронение (с представлением подлинника для сверки);

4) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность лица, на которое зарегистрировано захоронение,
на совершение действий по получению разрешения на подзахоронение, в случае, если заявителем является представитель лица, на которое зарегистрировано захоронение, а также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность данного представителя (с представлением подлинника для сверки);

5) копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки);

6) копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки) при захоронении урны с прахом после кремации;

7) копии документов, подтверждающих семейную, родственную связь с лицом, на которое оформлено семейное (родовое) или родственное захоронение (с представлением подлинников для сверки).

В случае отсутствия у заявителя копий указанных документов их изготовление обеспечивается работниками уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченного органа Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией.

Не допускается требовать представления иных документов,
не предусмотренных настоящим Законом.»;

13) часть 4 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«4. Перерегистрация захоронения носит заявительный характер и осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которых находятся кладбища, в день обращения на основании заявления с указанием причин перерегистрации.

К заявлению прилагаются:

1) удостоверение о соответствующем захоронении;

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, на которое зарегистрировано захоронение (с представлением подлинника для сверки);

3) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность на совершение действий по перерегистрации захоронения, копия паспорта представителя (с представлением подлинника для сверки) в случае, если заявление подаётся представителем лица,
на которое зарегистрировано захоронение;

4) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, на которое осуществляется перерегистрация захоронения
(с представлением подлинника для сверки);

5) копии документов, подтверждающие факт родства с заявителем, либо захороненным (с представлением подлинника для сверки), если производится перерегистрация родственных и семейных (родовых) захоронений.

В случае отсутствия у заявителя копий указанных документов, их изготовление обеспечивается работниками уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченного органа Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией.

Не допускается требовать представления иных документов, не предусмотренных настоящим Законом.

Споры, возникающие в связи с перерегистрацией захоронений, разрешаются в судебном порядке.

Плата за перерегистрацию захоронений не взимается.»;

14) в абзаце первом части 2 статьи 182 слово «единовременная» исключить, слова «за резервирование места под будущее погребение» заменить словами «за резервирование места для создания семейного (родового) захоронения»;

15) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Несоблюдение требований к предоставлению мест для захоронений (подзахоронений), регистрации (перерегистрации) захоронений

1. Несоблюдение установленных настоящим Законом требований к предоставлению мест для одиночных, родственных, воинских, почетных, братских (общих) захоронений, захоронений в стенах скорби, регистрации (перерегистрации) захоронений –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Несоблюдение установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области требований
к предоставлению мест для создания семейных (родовых) захоронений, регистрации (перерегистрации) семейных (родовых) захоронений –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Несоблюдение установленных настоящим Законом требований к подзахоронению –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.»;

16) статью 26 признать утратившей силу.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением пункта 7, абзацев пятого и шестого пункта 15 статьи 1 настоящего Закона.

Пункт 7, абзацы пятый и шестой пункта 15 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 октября 2016 года.