Заинтересованность

Проект Постановления Пленума Верховного суда РФ «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» (далее – «Постановление»), впервые представленный на заседание Пленума 14 июня, активно обсуждался российскими юристами. И на прошлой неделе, 26 июня 2018 г., Пленум ВС РФ окончательно утвердил документ.

Постановление Пленума о порядке оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью уже принималось ныне упраздненным ВАС РФ в 2014 году (небезызвестное Постановление Пленума ВАС РФ № 28 от 16 мая 2014 г. об экстраординарных сделках). Однако, в начале 2017 г. вступил в силу большой блок изменений в сфере корпоративного права, и положения Пленума ВАС РФ утратили актуальность.

Многие положения нового документа повторяют разъяснения ВАС РФ; не обошлось в новом документе и без «дублей» положений корпоративного законодательства, но есть и ряд принципиальных новшеств, на которые следует обратить внимание.

ОСПАРИВАНИЕ ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ СДЕЛОК: СРОКИ И СУБЪЕКТЫ

Весьма полезными с точки зрения развития правоприменительной практики представляются два положения: 1) о субъектном составе лиц, у которых есть право на иск; 2) о порядке исчисления сроков исковой давности применительно к каждому из них. Так, из п.2 Постановления следует, что с иском об оспаривании экстраординарных сделок могут обратиться как члены совета директоров компании, так и второй директор. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 236-ФЗ от 03.07.2016 г. в рамках реформы корпоративного права, эти разъяснения представляются логичными.

Определенной новизной обладают правила течения срока исковой давности. В Пленуме ВАС РФ №28, указывался общий порядок согласно ст.181 ГК РФ, и вероятный момент начала течения срока определялся датой годового общего собрания. Постановление Пленума ВС РФ, напротив, вводит достаточно обоснованные и оправданные критерии определения начала течения срока давности применительно к различным правовым ситуациям. Приводя конкретные примеры из документа: — при подаче совместных исков будет достаточным, если хотя бы один из истцов не пропустит срок исковой давности; — при совершении сделки с публичным раскрытием информации о ней предполагается, что акционер или участник знал о сделке с момента такого раскрытия; — если акционер или участник два и более года не участвовали в годовом собрании и не запрашивали информацию о деятельности общества, предполагается, что они должны были знать об экстраординарных сделках, заключенных более года назад.

В целом эти положения следует расценивать положительно, поскольку они направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота – а ведь именно ради нее к собственникам обществ (участникам и акционерам) предъявляются повышенные требования активного участия в финансово-хозяйственной деятельности компаний.

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ

Отдельного внимания заслуживают разъяснения Постановления о крупных сделках (п. 9). Так, для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие двух критериев — количественного (стоимостного) и качественного (сделка, выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности — ОХД). В отличие от понятного количественного критерия, к которому юристы привыкли за долгие годы практики, с критерием качественным дела обстоят не так определенно и однозначно. Введенное с 2016 года новое определение сделок, выходящих за пределы ОХД (п. 4 ст. 78 ФЗ «Об АО», п. 8. ст. 46 ФЗ «Об ООО»), до сих пор вызывает много вопросов; Верховный Суд РФ, в свою очередь, дополнил качественный критерий не указанными в законе оценочными категориями («существенное изменение региона деятельности и рынков сбыта»). Представляется, что эти разъяснения в части крупных сделок могут создать в правоприменительной практике определенные сложности, поскольку указанные в законе критерии («совершение сделки приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида, либо существенному изменению ее масштабов») носят оценочный характер.

На практике возможны случаи, когда в момент заключения сделки сложно однозначно просчитать наступление таких событий, как существенное изменение ее масштабов или прекращение деятельности общества. Интересно и то, как практика и гражданский оборот отреагируют на разъяснения о необходимости совокупности двух критериев. По новым правилам получается, что единоличный исполнительный орган сможет совершить сделку по отчуждению актива, стоимость которого составляет 50 и более процентов балансовой стоимости активов общества, если это не приведет прекращению деятельности общества и существенному изменению масштабов сделки. Учитывая оценочный характер последних категорий, возникновение на практике споров вокруг качественного критерия крупных сделок — неизбежно.

Большое практическое значение имеют положения п.п. 13, 15 Постановления — о порядке определения стоимостного критерия при заключении сделок с периодическими платежами (аренда, хранение, агентирование и т.д.), и порядке учета голосов членов совета директоров. Так, даны разъяснения, как рассчитывается стоимость сделки, заключенной на неопределенный срок (за основу берется сумма платежей за 1 год). Также указано, что по сделкам с определенным сроком стоимостный критерий рассчитывается как сумма за все время осуществления периодических платежей. Что касается порядка учета голосов членов совета директоров, то здесь расширен перечень случаев, в которых они считаются выбывшими («член совета директоров, решением суда ограниченный в дееспособности, признанный недееспособным или дисквалифицированный, а также уведомивший общество об отказе от своих полномочий»). Интересным представляется и разъяснение в части утверждения советом директоров или единоличным исполнительным органом обязательного заключения о крупной сделке, в котором могут быть как положительные, так и отрицательные рекомендации по ней. При этом отсутствие такого заключения не влечет недействительность сделки, но порождает ответственность членов совета директоров и единоличного исполнительного органа за убытки, причинные отсутствием обязательного заключения. Таким образом, мы наблюдаем возможность привлечения к ответственности органов управления не только за их виновные действия, но за бездействие при совершении экстраординарных сделок.

В отличие от Пленума ВАС РФ №28 (п.4), который требовал от третьего лица доказывания факта принятых им мер по проверке экстраординарности сделки, новый Пленум (п. 18) полностью освободил добросовестного контрагента по сделке от такого доказывания до момента ее заключения. Правило действует за исключением случаев, когда будет установлена связанность (аффилированность) общества и контрагента, что, в свою очередь, может свидетельствовать о заведомой осведомленности второго. Предполагается, что любая сделка заключена уполномоченным лицом в рамках обычной хозяйственной сделки, и контрагент может полностью полагаться на сведения о единоличном исполнительном органе, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ

Наиболее интересным с практической точки зрения, особенно для холдинговых структур с единственным бенефициарным собственником, представляется п.28 Постановления. В нем разъясняется, что согласно п. 8 ст. 83 Закона об АО и п. 9 ст. 45 Закона об ООО уставом непубличного акционерного общества, а также общества с ограниченной ответственностью может быть установлено, что сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются в общем порядке для совершения любых иных сделок общества, либо предусмотрены иные правила совершения таких сделок (например, обязательное предварительное одобрение, правила направления извещения о сделках, круг лиц, которым оно направляется, порядок предъявления требования о необходимости вынести на одобрение сделку, отказ от возможности направления таких требований и т.д.), в том числе путем указания на то, что подлежат или не подлежат применению только отдельные правила, содержащиеся в законе.

Любопытные разъяснения даны в абз. 3 и 4 п. 24 Постановления, в котором говорится о том, что член совета директоров или участник хозяйственного общества вправе предъявлять иск о признании сделки с заинтересованностью недействительной как в случаях, когда такая сделка была совершена с нарушением правил совершения сделок с заинтересованностью (уведомление о ее совершении не направлялось), так и в случаях, когда уведомления были направлены, но требования о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса об одобрении сделки не заявлялись. При этом указанные лица не обязаны предварительно, перед предъявлением иска о признании сделки с заинтересованностью недействительной, обращаться с требованием о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса о последующем одобрении сделки. Таким образом, Пленум дает полную свободу заинтересованному лицу в выборе способа совершения юридически значимых действий — обращаться ли ему с требованием о последующем одобрении, или же сразу обратиться в суд об оспаривании заключенной сделки с заинтересованностью.

Представляются не вполне логичными положения абз.4. п. 24 Постановления о возможности оспаривания заинтересованной сделки в том случае, когда имеется решение об одобрении такой сделки. В законах об АО и ООО ничего подобного нет. Можно предположить, что Постановление Пленума оставляет возможность оспаривания сделок при смене акционеров, участников или состава совета директоров. В противном случае сложно представить ситуацию, когда лица, обладающие правом на иск, обращаются с иском об оспаривании сделки, которую сами же и одобрили.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Постановление Пленума не обошло вниманием и вопросы процессуального права, имеющие большое значение для практики. Так, более продуманными и выверенными выглядят разъяснения в части совершения так называемых «распорядительных действий» (мировое соглашение, признание и отказ от иска). Применительно к мировому соглашению говорится о том, что его заключение возможно только при соблюдении правил о крупных и заинтересованных сделках, что вполне соответствует условиям утверждения мирового соглашения, содержащихся в нормах процессуального права. В Пленуме ВАС РФ №28 указывалось, что суд не вправе отказать в утверждении мирового соглашения, нарушающего законодательство о крупных и заинтересованных сделках — за исключением случаев, когда имеет место очевидное злоупотребление, при котором можно говорить о ничтожности сделки.

Бремя доказывания совершения сделок в процессе обычной хозяйственной деятельности, согласно положениям старой редакции закона и п. 6 Пленума ВАС РФ №28, лежало на ответчике. П. 9 нового Постановления говорит ровно об обратном. Также, при оспаривании сделки с заинтересованностью бремя доказывания того, что другая сторона сделки знала или должна была знать о наличии элемента заинтересованности в сделке и об отсутствии согласия (одобрения) на ее совершение, возлагается на истца, за исключением случаев осведомленности ответчика о сделке в силу наличия связанности с обществом. В принципе, такое положение вещей укладывается в общее процессуальное правило о бремени доказывания, согласно которому истец обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается. Также не следует забывать обще-процессуальные правила доказывания, согласно которым ответчик вряд ли будет освобожден от бремени опровержения фактов порочности или убыточности сделки.

Партнер юридической фирмы «Стрим» Салимхан Ахмедов.

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе Adobe Reader и образцы её заполнения

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@

/-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1013 /——\ Стр. |0|0|1| \——/ Форма N Р38001 Код по КНД 1111611 Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц 1. Предмет возражений /-\1 — возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического | | лица(1) \-/2 — возражение относительно предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц(2) 2. Возражение относительно предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц касается /-\ 1 — сведений об адресе юридического лица(3) | | 2 — сведений о физическом лице, представившем возражение(3) \-/ 3 — иных сведений о юридическом лице(1) 3. Возражение представлено в связи с /-\ | | 1 — наличием возражения(4) \-/ 2 — отзывом возражения(4) 4. Возражение представлено в отношении /-\ 1 — конкретного юридического лица(5) | | 2 — неопределенного круга юридических лиц(6) \-/ 5. Возражение представлено относительно предстоящего внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о представившем возражения физическом лице как о /-\ | | 1 — лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица \-/ 2 — учредителе (участнике) юридического лица 3 — любых сведений о физическом лице — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Для служебных отметок регистрирующего органа (1) Далее заполняются Листы А, Б, Г и Д настоящего возражения. (2) Далее заполняется раздел 2 настоящего возражения. (3) Далее заполняется раздел 3 настоящего возражения. (4) Далее заполняется раздел 4 настоящего возражения. (5) Далее заполняются: в случае проставления в разделе 2 настоящего возражения значения 1 — Листы А, В, Г и Д настоящего возражения; в случае проставления в разделе 2 настоящего возражения значения 2 — раздел 5, а также Лист Д настоящего возражения. (6) Далее заполняются: в случае проставления в разделе 2 настоящего возражения значения 1 — Листы В, Г и Д настоящего возражения; в случае проставления в разделе 2 настоящего возражения значения 2 /-\ — раздел 5, а также Лист Д настоящего возражения. /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1020 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист А Содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о юридическом лице, относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава которого или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о котором представлено возражение(2) /————————-\ /——————-\ 1. ОГРН | | | | | | | | | | | | | | 2. ИНН | | | | | | | | | | | \————————-/ \——————-/ 3. Полное наименование на русском языке

(1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. (2) В случае проставления в разделе 4 страницы 001 настоящего возражения значения 1, при необходимости /-\ заполняется несколько Листов А возражения. /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1037 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист Б Сведения о документах, в связи с представлением которых в регистрирующий орган представлено возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц /—\ /—\ /——-\ 1. Дата представления документов | | | | | | | | | | | \—/.\—/.\——-/ /——————-\ 2. Входящий номер | | | | | | | | | | | \——————-/ /-\(1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1044 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист В Адрес, относительно предстоящего внесения которого в Единый государственный реестр юридических лиц представлено возражение(2) (при необходимости заполняется несколько Листов В возражения) /————\ /—\ 1. Почтовый индекс | | | | | | | 2. Субъект Российской Федерации(3) | | | \————/ \—/ (код) 3. Район (улус и прочее) Наименование района (улуса и прочего) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

4. Город (волость и Наименование города (волости и прочего) прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

5. Населенный пункт Наименование населенного пункта (села и прочего) (село и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

6. Улица Наименование улицы (проспекта и прочего) (проспект и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

7. Дом Номер дома (владения и прочего) (владение и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/ 8. Корпус Номер корпуса (строения и прочего) (строение и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/ 9. Офис Номер офиса (квартиры и прочего) (квартира и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/ (1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. (2) Раздел заполняется в соответствии со сведениями об адресе, содержащимися в Государственном адресном реестре, размещенном на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. (3) Указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением N 1 к Требованиям к оформлению Заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (форма N Р18001), утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 9 июня 2014 года N ММВ-7-14/316@ «Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2014 года, /-\ регистрационный номер 32738). /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1051 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист Г Указываются обстоятельства, на которых основано возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства(2) (при необходимости заполняется несколько Листов Г возражения) (1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. (2) Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заинтересованное лицо основывает свои /-\ возражения, прилагаются к настоящему возражению. /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1068 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист Д страница 1 Сведения о лице, представившем возражение 1. Лицом, представившим возражение, является /-\ 1 — заинтересованное физическое лицо | | 2 — лицо, действующее от имени заинтересованного юридического лица без доверенности \-/ 3 — лицо, действующее от имени заинтересованного юридического лица на основании нотариально удостоверенной доверенности(2) 2. Сведения о заинтересованном юридическом лице(3) /————————-\ /——————-\ 2.1. ОГРН(4) | | | | | | | | | | | | | | 2.2. ИНН(5) | | | | | | | | | | | \————————-/ \——————-/ 2.3. Полное наименование на русском языке

3. Сведения об управляющей организации, действующей от имени заинтересованного юридического лица(6) /————————-\ /——————-\ 3.1. ОГРН(4) | | | | | | | | | | | | | | 3.2. ИНН(5) | | | | | | | | | | | \————————-/ \——————-/ 3.3. Полное наименование на русском языке

(1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. (2) Нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке, прилагается к возражению. (3) Раздел заполняется в случае проставления значения 2 или 3 в разделе 1 настоящего Листа. (4) ОГРН указывается в отношении российского юридического лица. (5) В отношении иностранного юридического лица указывается ИНН, присвоенный в Российской Федерации (при наличии). (6) Раздел заполняется в случае проставления в разделе 1 значения 2 настоящего Листа в отношении /-\ управляющей организации. /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1075 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист Д страница 2 4. Сведения о физическом лице, представившем возражение(2) 4.1. Фамилия, имя, отчество /——————————————————————-\ 4.1.1. Фамилия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————————————————————-/ /——————————————————————-\ 4.1.2. Имя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————————————————————-/ /——————————————————————-\ 4.1.3. Отчество(3) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————————————————————-/ 4.2 Сведения о рождении /—\ /—\ /——-\ 4.2.1. Дата рождения | | | | | | | | | | | \—/.\—/.\——-/ 4.2.2. Место рождения

4.3. Сведения о документе, удостоверяющем личность /—\ 4.3.1. Код вида документа(4) | | | \—/ /————————————————-\ 4.3.2. Серия и номер документа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \————————————————-/ /—\ /—\ /——-\ 4.3.3. Дата выдачи | | | | | | | | | | | \—/.\—/.\——-/ 4.3.4. Кем выдан

/——\ /——\ 4.3.5. Код подразделения | | | |-| | | | \——/ \——/ 5. Сведения для связи с заинтересованным физическим или юридическим лицом(5) /—————————————\ 5.1. Номер телефона | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \—————————————/ /———————————————————————\ 5.2. E-mail | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \———————————————————————/ (1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. (2) Раздел заполняется обязательно. (3) Отчество указывается при наличии. Аналогично для всех других разделов настоящего Листа возражения. (4) Указывается код вида документа, удостоверяющего личность, в соответствии с приложением N 3 к Требованиям к оформлению Заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (форма N Р18001), утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 9 июня 2014 года N ММВ-7-14/316@ «Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления». (5) Раздел заполняется для уведомления налоговым органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, лица, представившего настоящее возражение, о /-\ результатах рассмотрения возражения. /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1082 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист Д страница 3 5.3. Адрес для уведомления заинтересованного физического лица(2) /————\ /—\ 5.3.1. Почтовый индекс | | | | | | | 5.3.2. Субъект Российской Федерации(3)| | | \————/ \—/ (код) 5.3.3. Район Наименование района (улуса и прочего) (улус и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

5.3.4. Город Наименование города (волости и прочего) (волость и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

5.3.5. Населенный пункт Наименование населенного пункта (село и прочее) (села и прочего) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

5.3.6. Улица Наименование улицы (проспекта и прочего) (проспект и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/

5.3.7. Дом Номер дома (владения и прочего) (владение и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/ 5.3.8. Корпус Номер корпуса (строения и прочего) (строение и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/ 5.3.9. Квартира Номер квартиры (комнаты и прочего) (комната и прочее) /——————-\ /——————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ \——————————————————-/ (1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. (2) Заполняется в соответствии со сведениями об адресе, содержащимися в Государственном адресном реестре, размещенном на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. (3) Указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением N 1 к Требованиям к оформлению Заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (форма N Р18001), утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 9 июня 2014 года N ММВ-7-14/316@ «Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр /-\ юридических лиц на основании такого заявления». /-\ \-/ \-/ /-\ /-\ \-/ штрих-код \-/ 7260 1099 /——\(1) Стр. | | | | \——/ Форма N Р38001 Лист Д страница 4 6. Я(2), __________________________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество лица, представившего возражение) подтверждаю, что: настоящее возражение (отзыв возражения) соответствует моему волеизъявлению (волеизъявлению юридического лица, от имени которого подано настоящее возражение); содержащиеся в настоящем возражении и приложенных к нему документах сведения достоверны; настоящее возражение не направлено на причинение вреда другим лицам, а также иное недобросовестное осуществление гражданских прав. Мне известно, что представление в налоговый орган, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, настоящего возражения может повлечь приостановление и (или) отказ в государственной регистрации изменений устава юридического лица или во внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Мне известно, что в случае представления в налоговый орган, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, недостоверных сведений, я несу ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. О результатах рассмотрения настоящего возражения прошу уведомить: /-\ 1 — по адресу электронной почты, указанному в разделе 5 настоящего Листа возражения | | 2 — по почте по адресу, указанному заинтересованным физическим лицом в разделе 5 настоящего \-/ Листа возражения 3 — по почте по адресу заинтересованного юридического лица, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц Подпись лица, представившего заявление(3) ______________________________________ 7. Возражение представлено непосредственно в налоговый орган, осуществляющий полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц, и подписано лицом, представившим возражение в присутствии должностного лица налогового органа, осуществляющий полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц. Лицом, представившим настоящее возражение, документ, удостоверяющий его личность, представлен. Нотариально удостоверенная доверенность (ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке), на основании которой от имени заинтересованного юридического лица действует представившее настоящее возражение лицо, к настоящему возражению приложена(4) ___________________________________________ ______________________________________________________ (должность) (подпись, фамилия и инициалы) 8. Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи лица, представившего возражение, в нотариальном порядке(5) 8.1. Лицом, засвидетельствовавшим подлинность подписи лица, представившего возражение, является /-\ 1 — нотариус | | 2 — лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса \-/ 3 — должностное лицо, уполномоченное на совершение нотариального действия 8.2. ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи /————————\ заинтересованного лица, представившего возражение | | | | | | | | | | | | | \————————/ (1) В случае заполнения настоящего Листа возражения, страница нумеруется сквозной нумерацией. (2) Заполняется собственноручно, за исключением случаев направления возражения в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, представившего возражение. (3) Проставляется в присутствии должностного лица налогового органа, осуществляющий полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц, либо лица, уполномоченного свидетельствовать подлинность подписи в нотариальном порядке. Подпись не проставляется в случае направления возражения в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, представившего возражение. (4) Заполняется должностным лицом налогового органа, осуществляющий полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц, в случае представления возражения на бумажном носителе. (5) Заполняется лицом, засвидетельствовавшим подлинность подписи лица, представившего возражение, в /-\ нотариальном порядке, в случае представления возражения на бумажном носителе. /-\ \-/ \-/

26 июня Пленум ВС РФ принял постановление с разъяснениями применения норм законодательства при оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Проект постановления рассматривался 14 июня и был направлен на доработку, однако в итоге документ претерпел лишь незначительные стилистические и редакционные изменения.

Ранее «АГ» писала, что в документе разъясняется порядок исчисления срока давности по требованиям о признании крупных сделок и сделок с заинтересованностью недействительными и порядок определения момента начала их течения. Даны указания судам о том, что́ нужно учитывать при оценке соблюдения правил совершения крупной сделки или сделки с заинтересованностью.

После доработки в п. 2 постановления было внесено изменение, в котором уточняется, что если лицо, которое самостоятельно или совместно с иными лицами осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, находилось в сговоре с другой стороной сделки, то срок исковой давности исчисляется со дня, когда о соответствующих обстоятельствах узнало или должно было узнать лицо, которое самостоятельно или совместно с иными лицами осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, иное, чем лицо, совершившее сделку.

Помимо этого, в документе указано, что́ нужно учитывать при квалификации сделки как крупной. Так, отмечается, что любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное. При этом подчеркивается, что бремя доказывания совершения оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности лежит на истце.

Кроме того, в постановлении приведены особенности порядка утверждения крупной сделки и ее одобрения, тонкости определения, отвечает ли сделка, состоящая из нескольких взаимосвязанных сделок, критерию крупных сделок. Разъясняется, что на истца возлагается бремя доказывания того, что другая сторона знала о том, что сделка является крупной для общества и не было согласия на ее совершение.

В итоговой версии документа в п. 13 уточнен срок действия договора, предусматривающего обязанность производить периодические платежи, в частности, страхования. Эти договоры признаются отвечающими количественному (стоимостному) критерию крупных сделок, если сумма платежей за период его действия составляет более 25% балансовой стоимости активов общества.

Также дано разъяснение, согласно которому заведомая осведомленность о том, что сделка является крупной, предполагается, пока не доказано иное, только если контрагент, контролирующее его лицо или подконтрольное ему лицо является участником (акционером) общества или контролирующего лица общества или входит в состав органов общества или контролирующего лица общества. «Отсутствие таких обстоятельств не лишает истца права представить доказательства того, что другая сторона сделки знала о том, что сделка являлась крупной, например письмо другой стороны сделки, из которого следует, что она знала о том, что сделка является крупной», – указано в постановлении.

Пленум ВС предложил ряд разъяснений о порядке признания лиц заинтересованными в совершении обществом сделки, порядке квалификации сделки как сделки с заинтересованностью, порядке ее одобрения. При этом отмечается, что решение об одобрении сделки с заинтересованностью не является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании ее недействительной. В таком случае бремя доказывания того, что сделка причинила ущерб интересам общества, возлагается на истца.

В постановлении разъяснены особенности доказывания того, что сторона знала или должна была знать о наличии элемента заинтересованности или отсутствии согласия на совершение такой сделки.

В комментарии «АГ» старший партнер группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин пояснил, что изменения не коснулись самых важных вопросов применения нового законодательства: по-прежнему не разъясняется понятие «обычной хозяйственной деятельности организации» для целей оспаривания крупных сделок. «Осталась без изменения очень спорная, на мой взгляд, презумпция совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности, с возложением бремени доказывания обратного на участника корпорации», – указал эксперт.

Он отметил, что внесенные изменения незначительны. «Например, в п. 2 постановления, разъясняющем течение исковой давности по оспариванию сделок, совершенных в результате сговора руководителя корпорации с другой стороной сделки, предложено исключить упоминание о «явной недобросовестности” такого лица. Изменение, на мой взгляд, по существу стилистическое, поскольку сговор руководителя организации со стороной сделки в любом случае является недобросовестным», – посчитал Роман Речкин.

Остальные изменения, по его мнению, представляют собой небольшие уточнения по отдельным специфическим ситуациям, которые в целом разумны, но вряд ли как-то существенно повлияют на практику рассмотрения таких споров.

Управляющий партнер АБ «Бартолиус», к.ю.н., член Совета АП г. Москвы Юлий Тай указал, что изменения в п. 13 постановления, уточняющие капитализированные платежи, носят позитивный характер. Ранее он отмечал, что споров подобной категории по ряду причин и, прежде всего, из-за изменений в ГК и отраслевые законы за последние два года стало намного меньше, поэтому постановление не будет иметь такого эпохального характера, как в свое время Постановление Пленума ВАС РФ № 19. «Что касается содержания, то, конечно, в тексте даются важные ответы на вопросы применения норм о крупных сделках и сделках с заинтересованностью с учетом изменений в регулировании данного института корпоративного права, сделанных Законом № 343-ФЗ, включая вопросы переходных положений и вступления в законную силу», – отметил Юлий Тай.

Эксперт указал, что не решается проблема достаточно широких (почти литературных) формулировок: «изменение вида деятельности общества или существенное изменение масштабов», «ущерб интересам общества»; «причем попытка делается, но вряд ли указанное разъяснение решает проблему двусмысленности – скорее, усугубляет ее», – пояснил Юлий Тай.