Увольнение сотрудника полиции за совершение проступка порочащего

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Для этой категории граждан устанавливаются особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером их деятельности.

Статья 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти. Аналогичные требования содержит в себе часть 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», контракт о прохождении службы в органах внутренних дел подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством.

Следует отметить, что привлечение сотрудника органа внутренних дел к административной ответственности не исключает возможность его привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, например, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, сотрудник будет нести не только административную ответственность, но и дисциплинарную, так как управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, явно не соответствует требованиям, предъявляемым к поведению сотрудника органов внутренних дел и должно расцениваться как совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, независимо от того, совершен проступок при осуществлении служебной деятельности или во внеслужебное время.

Юрисконсульт правового отделения

УМВД России по г. Липецку

ст. лейтенант вн. службы А.В. Петрова

Сотрудник ОВД имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт за один месяц до даты увольнения (ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» далее — Закон № 342-ФЗ).

Часть 8 ст. 82 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что при наличии одновременно нескольких оснований для прекращения или расторжения контракта, установленных ч. 1, п. 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16 ч. 2 и п. 1, 3 ч. 3 данной статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника.

Московский городской суд в Апелляционном определении от 18.08.2017 № 33-32826/2017 разъяснил, что ч. 8 ст. 82 Закона № 342-ФЗ не предоставляет сотруднику право выбора основания для увольнения при наличии оснований для увольнения за виновные действия, например в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (п. 9 ч. 3 ст. 82 данного Закона). В таком случае на руководителя Законом не возлагается обязанность рассматривать рапорт сотрудника об увольнении по собственной инициативе и удовлетворять его, в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, выявленного по результатам служебной проверки, проведенной до истечения месячного срока предупреждения сотрудником об увольнении по собственной инициативе.

В силу п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона № 342-ФЗ при совершении таким сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению со службы, а контракт с ним — расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку Закон их не предусматривает.

Суд в Апелляционном определении от 06.12.2016 № 33-48788/2016 рассмотрел случай подачи сотрудником рапорта об увольнении по собственной инициативе после начала проведения служебной проверки.

Суд отметил, что подача рапорта не обязывала работодателя увольнять сотрудника по данному основанию с указанной им даты, поскольку по результатам служебной проверки работодатель имел намерение уволить его за совершение порочащего честь сотрудника органов внутренних дел проступка (п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона № 342-ФЗ). Увольнение на основании этой нормы было произведено до истечения месячного срока со дня подачи сотрудником рапорта об увольнении по собственной инициативе, то есть требования Закона были соблюдены.

В Апелляционном определении от 28.11.2018 № 33-52123/2018 суд рассмотрел ситуацию, когда сотрудник органов внутренних дел подал рапорт в УВД с просьбой уволить его со службы по собственной инициативе.

До истечения месячного срока предупреждения об увольнении ему было направлено письмо об отказе в увольнении со службы, в связи с отстранением от выполнения служебных обязанностей и назначением в отношении него служебной проверки.

По окончании проверки приказом УВД сотрудник был уволен со службы в органах внутренних дел РФ на основании п. 6 ч. 2 ст. 82 Закона № 342-ФЗ, в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Суд посчитал увольнение по данному основанию правомерным.