Укрупненные группы специальностей 2018

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2013 г. Регистрационный № 30088

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.

Министр

Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 сентября 2013 г. № 1059

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования следующих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки (далее — перечни):

1) перечня профессий среднего профессионального образования;

2) перечня специальностей среднего профессионального образования;

3) перечня направлений подготовки высшего образования — бакалавриата;

4) перечня направлений подготовки высшего образования — магистратуры;

5) перечня специальностей высшего образования — специалитета;

6) перечня направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

7) перечня направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

8) перечня специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

9) перечня специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;

10) перечня направлений подготовки высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования — программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

11) перечня специальностей высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования — программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

12) перечня направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

13) перечня направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

2. Перечни формируются и пересматриваются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства, в том числе для обеспечения его обороны и безопасности, в соответствии с динамикой развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с учетом международных тенденций развития и утверждаются приказами Минобрнауки России.

3. Внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки России решения об утверждении соответствующего федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

4. Профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки (далее — укрупненные группы).

5. Укрупненные группы распределяются по областям образования (далее — области образования), имеющим следующие наименования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии и технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Гуманитарные науки;

Искусство и культура;

Оборона и безопасность государства. Военные науки.

6. Код области образования не присваивается.

7. Каждой укрупненной группе присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры — порядковый номер укрупненной группы, четыре последующие цифры — «0». Каждые две цифры отделяются точкой.

8. Коды укрупненных групп являются едиными для всех перечней независимо от того, в какую область образования входит укрупненная группа. В перечнях могут содержаться не все области образования и укрупненные группы.

9. По каждой укрупненной группе в перечнях указываются:

код укрупненной группы;

наименование укрупненной группы.

10. Каждой профессии, специальности или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу, в перечне присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры — порядковый номер укрупненной группы, вторые две цифры — порядковый номер перечня профессий, специальностей и направлений подготовки в соответствии с порядковыми номерами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, последние две цифры — порядковый номер профессии, специальности или направления подготовки. Каждые две цифры отделяются точкой.

11. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки имеют следующие порядковые номера:

01 — перечень профессий среднего профессионального образования;

02 — перечень специальностей среднего профессионального образования;

03 — перечень направлений подготовки высшего образования — бакалавриата;

04 — перечень направлений подготовки высшего образования — магистратуры; перечень направлений подготовки высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования — программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

05 — перечень специальностей высшего образования — специалитета; перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования — программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

06 — перечень направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; перечень направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

07 — перечень направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; перечень направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

08 — перечень специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

09 — перечень специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

12. По каждой профессии, специальности или направлению подготовки в перечнях указываются:

1) в перечне профессий среднего профессионального образования:

код профессии;

наименование профессии;

наименование квалификации(ий) квалифицированного рабочего и служащего;

2) в перечне специальностей среднего профессионального образования:

код специальности;

наименование специальности;

наименование квалификации(ий) специалиста среднего звена;

3) в перечне направлений подготовки высшего образования:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий) бакалавра или квалификации магистра;

4) в перечне специальностей высшего образования:

код специальности;

наименование специальности;

наименование квалификации(ий) специалиста;

5) в перечне направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий);

6) в перечне направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий);

7) в перечне специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры:

код специальности;

наименование специальности;

наименование квалификации(ий);

8) в перечне специальностей высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки:

код специальности;

наименование специальности;

наименование квалификации(ий).

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев, а если у вас совсем особый случай, напишите нам по электронной почте info@pedagog-prof.org, мы постараемся ответить в течение недели.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы

1. Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ №745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

2. К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

3. Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 – 70 000 руб.

4. Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра – трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

5. Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т.д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

6. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

7. Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо №08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «Учитель»

ОБ УКРУПНЕННЫХ ГРУППАХ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Министерство образования и науки Российской Федерации Приказом от 12.09.2013 № 1061 утвердило новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования. В документе представлена информация о 8 областях образования, содержащих 55 укрупненных групп специальностей.

Установление соответствия между специальностями и направлениями подготовки высшего образования, указанными в старом, 2009 года, перечне и новом, 2013 регламентируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1245 (размещены на страничке Государственная аккредитация 2015 сайта ВятГУ в разделе «Внешние нормативные акты»).

Некоторые пояснения: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в связи с введением аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и ассистентуры-стажировки в уровни высшего образования Минобрнауки России была проведена соответствующая работа по модернизации перечней направлений подготовки и специальностей профессионального образования.

Последнее переутверждение данного перечня было проведено в 2009 году. В этой редакции содержались сведения о 29 укрупненных группах направлений подготовки и специальностей, 295 профессиях начального профессионального образования, 241 специальностях среднего профессионального образования. В перечне также содержались записи о более чем 350 направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры, 114 специальностях высшего профессионального образования.

Однако, данный подход не соответствовал принятым на международном уровне документам и не позволял обеспечить сопоставимость национальных показателей в международном статистическом учете. Кроме того, до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ программы аспирантуры относились к послевузовскому образованию. Соответственно, на них не устанавливались перечни направлений подготовки, не утверждались федеральные государственные образовательные стандарты. В лицензиях на ведение программ аспирантуры указывались конкретные специальности научных работников (их в настоящее время в Номенклатуре специальностей научных работников около 500). По используемым подходам и по структуре Номенклатура специальностей научных работников не совпадала с подходами и структурой Перечней направлений подготовки высшего образования.

В основу модернизации перечней направлений подготовки и специальностей были положены следующие принципы:

ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура), ординатура, асссистентура-стажировка) должна быть унифицированной.

ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования должна соответствовать структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов по научным областям. За основной ориентир была взята международная система классификации отраслей науки и технологий, предложенная ОЭСР (FOS, 2007). Для того, чтобы учесть специфику уровней среднего профессионального образования и бакалавриата, а также не потерять образовательные программы в тех областях профессиональной деятельности, которые не содержат научный и высокотехнологичный компоненты, в качестве второго ориентира была использована Международная система классификации по образованию (МСКО, 2011), утвержденная и поддерживаемая ООН.

Структура перечней должна строится на основе трех иерархических уровней:

ü область образования,

ü укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее — укрупненные группы);

ü направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и адъюнктуры), или специальность (для специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.

Для обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни Области образования и Укрупненные группы формируются едиными для всех уровней профессионального образования.

Разработка нового перечня направлений подготовки и специальностей осуществлялась рабочей группой по модернизации содержания образования, созданной при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России совместно с экспертами Ассоциации классических университетов России, Ассоциации инженерного образования, Координационного совета учебно-методических объединений вузов России, Совета Ассоциации технических университетов.

В соответствии с рекомендациями группы разработчиков было принято решение:

ü Сформировать Области образования следующим образом: за основной ориентир взять 6 широких областей наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), при необходимости переформулируя их названия с учетом специфики российской науки и российского образования, добавить область «Образование и педагогические науки» (в соответствии с МСКО-2011), а также «Искусство и культура». Таким образом, были образованы 8 областей образования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии, технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Гуманитарные науки;

Искусство и культура.

ü Сформировать Укрупненные группы (единые для всех уровней профессионального образования) следующим образом: за основной ориентир взять укрупненные группы наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и технологий, определенных Президентом России, и нужд оборонной промышленности) и 1 Укрупненную группу в область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм»). Всего было образовано 55 Укрупненных групп.

Все действующие направления подготовки бакалавров и магистров, а также специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации (материально-технические, кадровые и др.). Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в соответствии с требованиями 273-ФЗ аккредитация образовательных программ будет проходить по Укрупненным группам.

ü В каждой Укрупненной группе установить, как правило, одно направление подготовки аспирантуры (учитывая, что в рамках направления подготовки, на которое будет утвержден рамочный федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная или научная организация сможет разработать несколько образовательных программ с ориентацией на конкретные специальности научных работников).

Ранее действовавшие перечни могут применяться организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в перечнях.

Итак, КАК РАБОТАТЬ С ПОКАЗАТЕЛЕМ «соответствие требованиям ГОС/ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе»?

В данном случае имеется ввиду специальность (направление) по диплому высшего профессионального образования. Копия диплома в обязательном порядке должна находится в личном деле преподавателя.

Доля преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по ООП должна составлять не менее 50 % (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы).

Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом:

а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (напр., дисциплине «Математика» соответствует направление подготовки 010100 «МАТЕМАТИКА»);

б) определяется УГН, соответствующая направлению подготовки (напр., направлению подготовки 010100 «МАТЕМАТИКА» соответствует УГН 01.00.00 «МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА»); Причем та же математика на пересечении с информационными науками или с физикой будет относится уже к УГН 02.00.00 «КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ» и «ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ» соответственно.

в) определяется УГН, соответствующая специальности преподавателя по диплому;

г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГН, определенных в пп. б) и в).

Понятно, что специальность по диплому не всегда формулируется так же, как в ПЕРЕХОДНИКЕ (часто меняется за последние годы). Поэтому соответствие определяет специалист в том или ином направлении подготовки/специальности по содержательному признаку. При экспертизе ООП такое право дано эксперту. В нашем случае это определяет заведующий кафедрой, который должен быть готов ответить за свое решение.

Статус: Действует с 27 сентября 2005 года

Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Финляндской Республики,
желая способствовать дальнейшему развитию дружественных советско-финляндских отношений, базирующихся на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой от 6 апреля 1948 года,
стремясь к расширению сотрудничества и увеличению обменов в области высшего образования в соответствии с заключенными между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой Соглашением о культурном сотрудничестве, заключенным 27 августа 1960 г., и Протоколом о сотрудничестве в области высшего образования в 1975 — 1979 гг., подписанным 15 ноября 1974 г.,
и в особенности руководствуясь статьей 14 вышеупомянутого Протокола,
в целях установления предпосылок и норм взаимного признания документов об образовании и ученых степеней,
подтверждая свое стремление в соответствии с положениями Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки 1 августа 1975 г., и далее развивать сотрудничество и обмены в области образования,
договорились о нижеследующем:

Статья I

Обе Договаривающиеся Стороны признают в качестве свидетельств и аттестатов, дающих наряду с национальными свидетельствами равноценное право на поступление в университеты и другие высшие учебные заведения университетского уровня, те свидетельства и аттестаты, получение которых является для их владельцев условием поступления в высшие учебные заведения на территории той Договаривающейся Стороны, где они выданы. Если такие свидетельства и аттестаты в одной из стран дают право поступления в высшее учебное заведение только с учетом указанного в них профиля обучения, то в другой стране они также дают право поступления только в высшие учебные заведения соответствующего профиля.
В том случае, если на территории одной из Договаривающихся Сторон имеются негосударственные высшие учебные заведения или высшие учебные заведения, прием кандидатов в которые не контролируется государством, данная Договаривающаяся Сторона будет стремиться оказывать содействие в том, чтобы данные высшие учебные заведения соблюдали в полном объеме принципы, изложенные в первом абзаце настоящей статьи.

Статья II

Обе Договаривающиеся Стороны признают на условиях взаимности равноценными следующие дипломы и ученые степени университетов или других высших учебных заведений университетского уровня обеих стран:
1. Дипломы, выдаваемые университетами и филологическими факультетами педагогических институтов Союза Советских Социалистических Республик после защиты дипломной работы или сдачи государственных экзаменов и дающие их владельцам квалификацию филолога-преподавателя (учителя высшего учебного заведения или общеобразовательной школы), и дипломы кандидата философии, свидетельствующие о сдаче окончательного экзамена в рамках филологической программы обучения в высших учебных заведениях Финляндской Республики.
2. Дипломы, выдаваемые университетами Союза Советских Социалистических Республик после защиты дипломной работы по специальностям: математика, механика, астрономия, физика, химия, биология, зоология и ботаника, физиология, биофизика, биохимия, генетика, микробиология, и дипломы кандидата философии, свидетельствующие о сдаче окончательного экзамена в рамках учебной программы по естественно-научным специальностям в высших учебных заведениях Финляндской Республики.
3. Дипломы об окончании высших медицинских учебных заведений Союза Советских Социалистических Республик (медицинских институтов или медицинских факультетов университетов) по специальности лечебное дело, и дипломы лиценциата медицины, получаемые в высших учебных заведениях Финляндской Республики.
4. Дипломы, выдаваемые высшими инженерно-техническими учебными заведениями Союза Советских Социалистических Республик после окончания полного курса обучения и защиты дипломной работы и дающие их владельцам квалификацию инженера, и дипломы дипломированного инженера, получаемые в высших учебных заведениях Финляндской Республики.
Указанные в пп. 1 — 4 дипломы дают их владельцам право на продолжение обучения с целью соискания более высокой ученой степени в университетах и других высших учебных заведениях университетского уровня Договаривающихся Сторон на тех же условиях, что и владельцам соответствующих национальных дипломов. При этом от кандидата на соискание ученой степени может быть потребована сдача экзамена по языку принимающей Договаривающейся Стороны в том случае, если его предшествующая учеба проходила на другом языке.

Статья III

Договаривающиеся Стороны продолжат дальнейшее изучение предпосылок и условий взаимного признания и определения равноценности документов об образовании и ученых степеней по специальностям и отраслям знаний, не включенным в статью II настоящего Протокола, с целью расширения области его применения. В соответствии с этим Договаривающиеся Стороны будут передавать друг другу учебные планы и программы по специальностям как упомянутым в статье II настоящего Протокола, так и, по просьбе любой из Сторон, не вошедшим в статью II, а также информировать друг друга о всех вносимых в них изменениях.
На основании результатов изучения учебных планов и программ Договаривающиеся Стороны по взаимной договоренности могут вносить изменения или дополнения в перечень специальностей, документов об образовании и ученых степеней, упомянутых в статье II настоящего Протокола.

Статья IV

Вопросами, связанными с практическим осуществлением обмена информацией, предусмотренного настоящим Протоколом, будет заниматься в Финляндской Республике Министерство просвещения, а в Союзе Советских Социалистических Республик — Министерство высшего и среднего специального образования СССР.

Статья V

Обе Договаривающиеся Стороны будут применять настоящий Протокол, учитывая при этом требования своего национального законодательства.
Положения настоящего Протокола не затрагивают прав и обязанностей Договаривающихся Сторон, вытекающих из заключенных ими других международных договоров и соглашений.

Статья VI

Положения настоящего Протокола могут быть изменены по взаимному согласию Договаривающихся Сторон.

Статья VII

Настоящий Протокол вступит в силу по истечении 30 дней с того дня, как Договаривающиеся Стороны уведомят друг друга о выполнении ими необходимых для этого конституционных процедур.

Статья VIII

Настоящий Протокол заключен на неопределенный срок.
Каждая из Договаривающихся Сторон может денонсировать настоящий Протокол, уведомив об этом другую Договаривающуюся Сторону. Денонсирование вступит в силу через год после того, как другая Договаривающаяся Сторона приняла уведомление о денонсировании.

Совершено в г. Москве 7 декабря 1979 г. в двух экземплярах, каждый на русском и финском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

В рамках некоторых направлений подготовки предусматривается наличие одного или нескольких профилей подготовки, а некоторые направления не имеют профилей (это называется беспрофильным бакалавриатом). Например, самое крупное направление подготовки для нашего вуза – «Строительство» – включает в себя 8 профилей, которые по своим наименованиям соответствуют «старым» специальностям, некогда входившим в него (АДА, ВиВ, ГС, ГСХ, ПГС, ПСМ, ТГВ и ЭУН). Аналогичная ситуация и со специалитетом: специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» имеет две специализации: «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений» и «Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности».

Профиль (специализация) определяет основное направление дальнейшей профессиональной деятельности выпускника. Однако получение образования даже по какому-то одному профилю (специализации) вовсе не означает, что выпускник не может работать на производстве, соответствующем другому профилю или специализации в рамках этого же направления подготовки (специальности).

Распределение по профилям подготовки (специализациям) может производиться как сразу после зачисления, так и в процессе обучения (при обучении на бюджетных местах). В первом случае абитуриент вместе с заявлением о приеме в ННГАСУ пишет второе заявление о распределении на профили (специализации), а основным параметром, по которому производится распределение, является сумма баллов по ЕГЭ при поступлении. Во втором случае все абитуриенты данного направления какое-то время учатся вместе (например, направление «Строительство» – на Общетехническом факультете), а распределение производится позже, как правило, на втором курсе. В этом случае при распределении учитывается как сумма баллов по ЕГЭ (при поступлении), так и успеваемость за предшествующий период обучения в вузе.

При поступлении на «платные» места профиль или специализация определяются сразу.

Подробнее о профилях (специализациях) и о порядке распределении на них можно узнать здесь.