Транспортные расходы

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров. Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу», с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 «Продажи» в уменьшение прибыли от продаж.

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу*.

Примечание:
* Состав этих затрат перечислен в пункте 6 ПБУ 5/01. Поскольку их наибольшую долю составляют затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором (транспортные расходы), в дальнейшем будем говорить только об их учете.

В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 — в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

Рассмотрим проблему этого выбора подробнее. Начнем с простой ситуации.

Организация закупила товар одного наименования. Сумму, уплаченную за перевозку товара, организация решила включить в себестоимость товаров.

Для расчета транспортных расходов на единицу товара нужно общую сумму транспортных расходов разделить на количество (массу) данного товара и полученную сумму прибавить к покупной цене.

Но на практике в абсолютном большинстве случаев в сопроводительных документах поставщиков указываются товары нескольких наименований (иногда нескольких десятков). Здесь общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Возникает вопрос, пропорционально какой базе распределять транспортные расходы: стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? Результат распределения (расходы на единицу товара) будет различным в зависимости от базы распределения.

Включение транспортных расходов в себестоимость товаров увеличивает трудоемкость бухгалтерской работы, разрушает логику учета, ибо, выбирая ту или иную базу распределения расходов, бухгалтер получает в каждом случае разную себестоимость единицы наименований товаров.

Рассматривая данную проблему, мы исходим из того, что величина транспортных расходов по той или иной партии товаров указана в соответствующем документе. Однако часто на практике эту величину трудно, а иногда и невозможно рассчитать.

Многие организации заключают договоры на перевозку ценностей с автотранспортными организациями и рассчитываются за эти услуги по часовому тарифу.

В этом случае автомашина в течение дня может совершить несколько рейсов, перевозя несколько партий товаров.

Кроме того, автомашина может использоваться и для других целей: перевозки материалов, основных средств и т. п. В этих условиях определить сумму расходов по доставке товаров от поставщиков крайне затруднительно.

Те же проблемы сохраняются и в случае, если организация имеет собственный транспорт.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев включение транспортных расходов в себестоимость товаров нецелесообразно, и их лучше списывать на счет 44 «Расходы на продажу».

В организациях, учитывающих транспортные расходы в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:

1) без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;

2) с составлением данного расчета.

Первый вариант вытекает из пункта 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», согласно которому все коммерческие расходы на продажу, могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, т. е. по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета «Продажи», и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИООТ) рассчитывается по формуле:

Показатель «ТРН» берется из расчета за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет.

Показатель «ТРП» определяется по данным аналитического учета к счету 44.

Показатель «ОК» определяется как сальдо счета 41 на конец месяца.

Показатель «Р» для обеспечения его сопоставимости с «ОК» должен определяться по-разному в зависимости от учетных цен на товары. Если товары учитываются по стоимости приобретения, следует брать дебетовый оборот по счету 90-2 «Себестоимость продаж» за месяц, а если по продажным ценам — кредитовый оборот счета 90-1 «Выручка» также за месяц.

Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 «Расходы на продажу» как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца проводкой:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Расходы на продажу» Кредит 44 «Расходы на продажу»

Следовательно, исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, торговые организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.

Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется (п. 228) составлять вышеуказанный расчет, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более десяти процентов от общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. п.).

Ситуация. Новая торговая организация будет нести транспортные расходы

Новая организация будет осуществлять торговую деятельность. Она будет нести транспортные расходы по приобретению и доставке товаров.

Какие транспортные затраты подлежат распределению в целях бухгалтерского и налогового учета?

В состав расходов на реализацию в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, включаются расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» (за вычетом управленческих расходов) и списываемые в полной сумме в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Исключение составляют транспортные затраты, которые распределяются при соблюдении следующих двух условий:

1) они связаны с приобретением товаров и относятся к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными;

2) данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров (субсчет 90-6 «Расходы на реализацию») (п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).

В налоговом учете при определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг), а также приобретенных товаров принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности (подп. 2.3 п. 2 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете подлежат распределению только транспортные затраты, связанные с приобретением товаров, если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров.

Возможность отнесения транспортных затрат, связанных с приобретением товаров, на стоимость приобретения товаров разъяснена в письме Минфина Республики Беларусь от 06.01.2012 № 15-1-18/15-1 «О порядке бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров».

Так, фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на их приобретение (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республике Беларусь от 12.11.2010 № 133; далее – Инструкция № 133). К запасам относятся и товары (п. 3 Инструкции № 133). Таким образом, п. 7 Инструкции № 133 распространяется на товары. В п. 8 Инструкции № 133 приведены способы определения стоимости товаров в организациях: по стоимости их приобретения или по розничным ценам.

Учитывая изложенное, затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, включаются в состав расходов на реализацию |*| или на увеличение стоимости товаров. Применяемый порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, закрепляется в учетной политике организации.

* Информация об отражении операций на счете 44 «Расходы на реализацию»

Если организация приняла решение относить затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров (в т.ч. транспортные затраты), на увеличение стоимости товаров, данные будут отражаться в бухгалтерском учете записью:

Д-т 41 «Товары» – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

Если организация приняла решение затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров (в т.ч. транспортные затраты), включать в состав расходов на реализацию, то данные затраты будут отражаться в бухгалтерском учете записью:

Д-т 44 – К-т 60 и др.

В этом случае транспортные затраты, связанные с приобретением товаров, относящиеся к реализованным товарам, будут отражаться в бухгалтерском учете записью:

Д-т 90 (субсчет 90-6) – К-т 44.

Обратимся к Методическим указаниям по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденным приказом Минторга Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86. В них установлено, что по окончании каждого месяца издержки обращения распределяются пропорционально стоимости двух объектов:

1) товаров реализованных (издержки, относящиеся к отчетному периоду);

2) товаров, оставшихся непроданными (издержки, относящиеся к следующему отчетному периоду).

Важно! Основное условие для обеспечения правильного распределения издержек обращения – сопоставимость цен реализованных и нереализованных товаров |**|. Организация вправе предусмотреть в учетной политике порядок распределения издержек обращения пропорционально стоимости товаров по продажным или покупным ценам, по ценам с учетом НДС или без него, но при обязательном соблюдении одинакового принципа оценки реализованных товаров и товаров, оставшихся нереализованными на конец месяца.

** Информация об особенностях в учете товаров

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них — письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

  1. «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» (по правилам, действовавшим до 1 января 2013 г.).
  2. «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» (начиная с 1 января 2013 г.).

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.

Особенности учета транспортных расходов

К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:

  • Оплата транспортных расходов за доставку товара;
  • Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
  • Плата за временное хранение.

Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:

  • Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
  • Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
  • Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
  • Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.

Проводки по транспортным расходам на доставку товара на примерах

Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара

Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки по операции Документ-основание
15 60 450 000,00 Учтена покупная стоимость купленной техники Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 81 000,00 Учтен НДС по приобретенной технике
15 60 25 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 4 500,00 Учтен НДС по транспортным расходам
41 15 475 000,00 Учтена фактическая стоимость купленной техники

Пример 2. Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу

ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
41 60 350 000,00 Учтена покупная стоимость товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 63 000,00 Учтен НДС по приобретенным товарам
44.01 60 17 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 3 060,00 Учтен НДС по транспортным налогам

Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании

ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62 90.01 885 000,00 Учет выручки от реализации товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т)
90.03 68.02 135 000,00 Начислен НДС с реализации товаров
90.02 41 885 000,00 Списание реализованных товаров
44.01 60 30 000,00 Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12)
19.04 60 5 400,00 Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией Счет фактура полученный
51 62 885 000,00 Оплата покупателя за реализованный товар Банковская выписка
60 51 35 400,00 Оплата транспортной компании за доставку товара Банковская выписка
90.07.01 44.01 30 000,00 Списаны расходы за доставку реализованного товара Бухгалтерская справка
68 19 5 400,00 НДС принят к вычету Книга покупок

Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы

При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.

Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).

Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).

Образец Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т):

Образец договора на транспортные услуги можно скачать здесь ˃˃˃