Ст 264 НК РФ

Прочие расходы (ст. 264 НК РФ)

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

— суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды;

— взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя;

— расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессио­нальных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми усло­виями труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). К нормальным условиям труда, в частности, относятся (ст. 163 ТК РФ):

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, не­обходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности про­изводства.

— расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако в том случае, если организация фактически не произвела их набор, в том числе в ре­зультате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компания­ми по подбору персонала, не могут рассматриваться как экономически оправданные расходы и учитываться для целей налогообложения;

— платежи за арендуемое имущество (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяют­ся договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательст­вом. При этом указанные платежи включаются в состав расходов независимо от госу­дарственной регистрации договора аренды. В случае если договором аренды обязанности по ремонту возложены на арендато­ра, расходы на ремонт арендуемых объектов основных средств включаются арендато­ром в состав прочих расходов в порядке, установленном статьей 260 НК РФ;

— суммы расходов на командировки;

— расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных правительством РФ;

— расходы на юридические и информационные услуги;

— расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;

— плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление;

— расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

— расходы на аудиторские услуги;

— расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями;

— расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

— расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения;

— расходы на канцелярские товары, расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

— расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

— расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

— потери от брака;

— расходы по договорам граждан­ско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальны­ми предпринимателями, не состоящими в штате организации (пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ);

— рекламные расходы. Для целей налогообложения учи­тываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых то­варов (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслу­живания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли рекламными считаются расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ):

на рекламные мероприятия, которые проводятся через средства массовой ин­формации и телекоммуникационные сети;

на наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов);

на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-
продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказывае­мых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, которые потеряли
свои первоначальные качества при экспонировании.

Эти расходы для целей налогообложения могут учитываться без ограничений (при наличии подтверждающих документов).

Расходы на приобретение призов, кото­рые вручаются победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на прочие виды рекламы (не указанные выше) можно учесть при налогообложении в размере, не превышающем 1 % выруч­ки от реализации;

— представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период;

— расходы на подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы могут учитываться при налогообложении в полном объеме, но для этого долж­ны быть выполнены определенные условия:

обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет;

— затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (включая отчисления в соответствующий резерв) (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ И (ИЛИ) РЕАЛИЗАЦИЕЙ (ПО СТ. 264 НК РФ)

Такой резерв вправе создавать органи­зации, которые реализуют товары или работы (ст. 267 НК РФ) в тех случаях, ког­да договоры с покупателями предусматривают обслуживание и ремонт в течение гаран­тийного срока. Резерв по гарантийному ремонту формируется не единовременно в начале квартала (года), а постепенно — по мере реа­лизации товаров (работ). НК РФ нормирует размер резерва по гарантийному ремонту и гаран­тийному обслуживанию. Он не должен быть больше стоимости товаров, проданных с усло­вием предоставления гарантии, умноженной на долю фактических расходов на гарантий­ный ремонт в выручке организации от реализации таких товаров за три предыдущих год.

Внереализационные расходы — это все экономически обоснованные затраты ор­ганизации, которые непосредственно не связаны с производством или реализацией (ст.265 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются расходы, перечень которых приведен в ст. 270 НК РФ, он не является закрытым. Поэтому, если расходы не будут подтверждены документально, не будут экономически обоснованы или связаны с деятельностью, по которой не получены доходы, такие расходы не будут уменьшать налогооблагаемую базу.

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 139;

Письмо от 03.04.2009 № ШС-22-3/256

Налоговый Кодекс РК
Статья 264. Затраты, не подлежащие вычету

Вычету не подлежат: 

1) затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода; 

2) расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика; 

3) расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным бездействующим в порядке, определенном статьей 91 настоящего Кодекса, со дня вынесения приказа о признании его бездействующим; 

4) расходы по действию (действиям) по выписке счета-фактуры и (или) иного документа, признанному (признанным) вступившим в законную силу судебным актом, совершенному (совершенным) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров; 

5) расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда; 

6) неустойки (штрафы, пени), подлежащие внесению (внесенные) в бюджет, за исключением неустоек (штрафов, пени), подлежащих внесению (внесенных) в бюджет по договорам о государственных закупках; 

7) сумма превышения расходов, для которых настоящим Кодексом установлены нормы отнесения на вычеты, над предельной суммой вычета, исчисленной с применением указанных норм; 

8) сумма налогов и платежей в бюджет, исчисленная (начисленная) и уплаченная сверх размеров, установленных законодательством Республики Казахстан или иного государства (для налогов и платежей, уплаченных в бюджет иного государства); 

9) затраты по приобретению, производству, строительству, монтажу, установке и другие затраты, включаемые в стоимость объектов социальной сферы, предусмотренных статьей 239 настоящего Кодекса, а также расходы по их эксплуатации; 

10) стоимость имущества, переданного налогоплательщиком на безвозмездной основе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг; 

11) превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога на добавленную стоимость за налоговый период, возникшее у налогоплательщика, применяющего статью 411 настоящего Кодекса;  

12) отчисления в резервные фонды, за исключением вычетов, предусмотренных статьями 250, 252 и 253 настоящего Кодекса; 

13) балансовая стоимость запасов, передаваемых по договору купли-продажи предприятия как имущественного комплекса; 

14) сумма уплаченного дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции; 

15) затраты налогоплательщика, включаемые в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса в первоначальную стоимость активов, не подлежащих амортизации; 

16) расходы, связанные с реализацией полезных ископаемых, переданных недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме; 

17) стоимость объемов полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме, – у получателя от имени государства; 

18) балансовая стоимость активов, передаваемых во временное владение и пользование по договору имущественного найма (аренды), кроме договора лизинга; 

19) стоимость объемов полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме; 

Примечание РЦПИ!

Подпункт 20) действует до 01.01.2027 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 121-VI.

20) расходы дочерней организации банка, приобретающей сомнительные и безнадежные активы родительского банка: 

в виде денег, полученных данной организацией в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности и перечисленных родительскому банку; 

не связанные с осуществлением видов деятельности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности;  

21) расходы некоммерческой организации, произведенные за счет доходов, указанных в пункте 2 статьи 289 настоящего Кодекса. 

Параграф 3. Вычеты по фиксированным активам

Статья 1…262263264265266…773

Скачать бесплатно О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК

Задать вопрос на юридическом форуме

Добавить комментарий к ст.264 Налоговый Кодекс РК 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 3 апреля 2009 г. N ШС-22-3/256@

О ПРИМЕНЕНИИ ПП. 29 П. 1 СТ. 264 НК РФ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ВВЕДЕНИЕМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Федеральная налоговая служба, в связи с запросами налоговых органов в отношении введения системы саморегулирования в отдельных сферах деятельности, по согласованию с Минфином России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 27.03.2009 N 03-03-05/56) сообщает следующее.

Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 148-ФЗ) с 01.01.2009 в сфере строительства вводится система саморегулирования, основанная на положениях Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее — Закон N 315-ФЗ).

1. Принятые поправки отменяют систему лицензирования в строительной деятельности, заменяя ее саморегулированием.

При этом, Законом N 148-ФЗ предусмотрена необходимость переходного периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в строительной отрасли. До 01.01.2010 осуществление предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании: 

  • лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс).Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации — организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

Таким образом, саморегулируемой организацией признается основанная на членстве некоммерческая организация.

С 2010 года работы по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, будут осуществляться исключительно на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией.

Прочие расходы (ст. 264 НК РФ)

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой организации (пункт 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса).

Согласно статье 55.10 Градостроительного кодекса общее собрание членов саморегулируемой организации устанавливает размеры и порядок уплаты вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в компенсационный фонд.

Таким образом, согласно Градостроительному кодексу, к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

В соответствии с пунктом 40 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подпунктах 29 и 30 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

На основании подпункта 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Учитывая, что уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов в саморегулируемую организацию является условием для получения организацией допуска к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, считаем, что указанные платежи в целях налогообложения прибыли следует рассматривать в качестве прочих расходов по подпункту 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

2. В отношении аккумулирования саморегулируемыми организациями вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в компенсационный фонд сообщаем. В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных и членских взносов, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Взносы в компенсационный фонд в указанном перечне не поименованы. Вместе с тем, в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса одним из требований к некоммерческой организации, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации, является наличие компенсационного фонда.

При этом, освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, не допускается (статья 55.16).

Учитывая, что гражданское законодательство не содержит определения понятия "вступительный взнос в саморегулируемую организацию", взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Градостроительным кодексом, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-03-05/69.

Учитывая изложенное, доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Н.ШУЛЬГИН

Прочие расходы (ст. 264 НК РФ)

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

— суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды;

— взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя;

— расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессио­нальных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми усло­виями труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). К нормальным условиям труда, в частности, относятся (ст. 163 ТК РФ):

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, не­обходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности про­изводства.

— расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако в том случае, если организация фактически не произвела их набор, в том числе в ре­зультате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компания­ми по подбору персонала, не могут рассматриваться как экономически оправданные расходы и учитываться для целей налогообложения;

— платежи за арендуемое имущество (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяют­ся договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательст­вом. При этом указанные платежи включаются в состав расходов независимо от госу­дарственной регистрации договора аренды. В случае если договором аренды обязанности по ремонту возложены на арендато­ра, расходы на ремонт арендуемых объектов основных средств включаются арендато­ром в состав прочих расходов в порядке, установленном статьей 260 НК РФ;

— суммы расходов на командировки;

— расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных правительством РФ;

— расходы на юридические и информационные услуги;

— расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;

— плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление;

— расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

— расходы на аудиторские услуги;

— расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями;

— расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

— расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения;

— расходы на канцелярские товары, расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

— расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

— расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

— потери от брака;

— расходы по договорам граждан­ско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальны­ми предпринимателями, не состоящими в штате организации (пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ);

— рекламные расходы. Для целей налогообложения учи­тываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых то­варов (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслу­живания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст.

Ст. 264 НК РФ (2017): вопросы и ответы

264 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли рекламными считаются расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ):

на рекламные мероприятия, которые проводятся через средства массовой ин­формации и телекоммуникационные сети;

на наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов);

на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-
продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказывае­мых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, которые потеряли
свои первоначальные качества при экспонировании.

Эти расходы для целей налогообложения могут учитываться без ограничений (при наличии подтверждающих документов).

Расходы на приобретение призов, кото­рые вручаются победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на прочие виды рекламы (не указанные выше) можно учесть при налогообложении в размере, не превышающем 1 % выруч­ки от реализации;

— представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп.

22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период;

— расходы на подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы могут учитываться при налогообложении в полном объеме, но для этого долж­ны быть выполнены определенные условия:

обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет;

— затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (включая отчисления в соответствующий резерв) (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой резерв вправе создавать органи­зации, которые реализуют товары или работы (ст. 267 НК РФ) в тех случаях, ког­да договоры с покупателями предусматривают обслуживание и ремонт в течение гаран­тийного срока. Резерв по гарантийному ремонту формируется не единовременно в начале квартала (года), а постепенно — по мере реа­лизации товаров (работ). НК РФ нормирует размер резерва по гарантийному ремонту и гаран­тийному обслуживанию. Он не должен быть больше стоимости товаров, проданных с усло­вием предоставления гарантии, умноженной на долю фактических расходов на гарантий­ный ремонт в выручке организации от реализации таких товаров за три предыдущих год.

Внереализационные расходы — это все экономически обоснованные затраты ор­ганизации, которые непосредственно не связаны с производством или реализацией (ст.265 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются расходы, перечень которых приведен в ст. 270 НК РФ, он не является закрытым. Поэтому, если расходы не будут подтверждены документально, не будут экономически обоснованы или связаны с деятельностью, по которой не получены доходы, такие расходы не будут уменьшать налогооблагаемую базу.

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 138;

Прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ)

Перечень прочих расходов согласно п. 1 ст. 264 НК РФ является открытым. Соответственно, любые расходы предприятия при условии их связи с производством и реализацией продукции могут быть учтены в целях налогообложения.

К прочим расходам относятся:

1 расходы в соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ;

2 представительские расходы в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ;

3 расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров в соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ;

4 расходы организации на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.

Кроме того, при исчислении налога на прибыль организаций следует учитывать следующие расходы:

а) расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ);

б) расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ);

в) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ);

г) расходы на обязательное и добровольное страхование имущества (ст. 263 НК РФ);

и др.

Вместе с тем отдельные виды расходов для целей налогообложения устанавливаются в пределах норм и нормативов.

К ним относятся:

– представительные расходы (п.3 ст.264 НК РФ);

– расходы на рекламу (п.4 ст.264 НК РФ);

– расходы на добровольное страхование работников (п.16 ст.

Практический комментарий к ст. 264 НК РФ

255 НК РФ).

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ)

В состав внереализационных расходов входят расходы, не связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, т.е. не связанные с основной деятельностью.

К ним относятся:

– расходы на содержание переданного в аренду имущества (включая амортизацию);

– расходы на проценты по долговым обязательствам;

– расходы на организацию выпуска ценных бумаг;

– расходы в виде отрицательной курсовой разницы при переоценке имущества и требований;

– расходы плательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам;

– затраты на содержание законсервированных мощностей и объектов;

– судебные расходы и арбитражные сборы;

– расходы в виде сумм штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба;

– расходы на оплату услуг банка;

– убытки прошлых периодов, выявленные в отчетном периоде;

– дебиторская задолженность по которой истек срок исковой давности;

– потери от брака, недостач, простоев производства;

– потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и другие внереализационные расходы в соответствии со ст. 265 НК РФ.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли (ст. 270 НК РФ)

Первая группа расходов – расходы, источником платежа по которым являются собственные средства предприятий (дивиденды, пени, штрафы взимаемые госорганами и т.д.).

Вторая группа расходов – расходы, относимые на финансовый результат деятельности организации, но при налогообложении не учитываемые.

Третья группа расходов – расходы, превышающие предельный уровень, установленный по соответствующей группе (представительские, НИОКР, реклама и т.д.).

При налогообложении не учитываются следующие расходы:

а) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;

б) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций;

в) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

г) в виде суммы налога на прибыль, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

д) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества (с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 ст. 257 НК РФ в отношении амортизируемого имущества собственного производства);

е) в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 НК РФ;

ж) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 НК РФ;

и) в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ и другие расходы.

В соответствии с правилами ведения налогового учета (ст. 318 НК РФ) деление расходов осуществляется на косвенные расходы и прямые расходы.

В состав прямых расходов могут быть отнесены, в частности:

– материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

– расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– суммы единого социального налога, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

– расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов на производство и реализацию, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

В состав косвенных расходов включаются также расходы, осуществленные налогоплательщиком в течение предыдущих отчетных (налоговых) периодов и сформировавшие определенные группы расходов, часть которых, согласно требованиям главы 25 НК РФ, включается в состав расходов текущего периода (в частности, расходы, связанные с освоением природных ресурсов, расходы на осуществление НИОКР).

Методы признания доходов и расходов при кассовом методе и методе начислений (ст. 271 – 273 НК РФ)

В соответствии со ст. 271 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходы и расходы признаются по методу начисления или по кассовому методу (приложение В).

Организация имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС не превысила 1 млн р. за каждый квартал. В иных случаях организация обязана использовать менее выгодный с точки зрения оптимизации налоговых обязательств метод начислений.

Пример

Организация в предшествующем году имела следующие показатели выручки: в I квартале – 600000 р., во II квартале – 1200000 р., в III квартале – 1400000 р., в IV квартале – 300000 р. В среднем за четыре квартала выручка составит 875000 р. (600000 + 1200000 + 1400000 + 300000) : 4. Следовательно, в текущем году организация вправе применять кассовый метод.

Кассовый метод – это метод, при котором доходы (расходы) признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были фактически получены (оплачены).

Данное определение в отношении расходов является условным, поскольку в отдельных случаях их связывается с наличием дополнительных оснований. Иными словами, к обязательному факту оплаты дополняется иное условие. Порядок применения кассового метода установлен ст. 273 НК РФ.

Не могут определять доходы и расходы по кассовому методу:

– банки;

– компании с выручкой в среднем за предыдущие четыре квартала более 1 млн. р. за каждый квартал;

– участники договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества (п. 4 ст. 273 НК РФ).

Метод начисления – это метод, при котором доходы (расходы) признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (фактической выплаты) денежных средств либо иной формы оплаты (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 247 НК РФ)

Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 247 НК РФ). Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации (ст. 247 НК РФ).

Если прибыль облагается по разным ставкам, то налоговая база по каждой группе прибыли определяется налогоплательщиком отдельно. В отношении отдельных специфических операций и групп организаций налоговая база определяется с учетом установленных особенностей. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (ст. 275.1, 276, 278, 279, 280, 304, 323 и 268 НК РФ).

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к деятельности, не облагаемой налогом на прибыль. Доходы и расходы по деятельности, не облагаемой налогом на прибыль, должны учитываться отдельно, т.е. должен вестись обособленный учет.

Доходы и расходы налогоплательщика при исчислении налоговой базы учитываются в денежной форме. Доходы от реализации, полученные в натуральной форме (включая товарообменные операции), учитываются, если не установлено иное, исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ. Если доходы меньше расходов (т.е. вами получен убыток), налоговая база равна нулю (абз. 1 п. 8 ст. 274 НК РФ). При этом убытки, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке, предусмотренном для переноса убытков на будущее (ст. 283 НК РФ).

Исходя из анализа ст. 283 НК РФ можно выделить следующие правила переноса убытков на будущее:

– разрешается учитывать убытки, полученные организациями в последующих налоговых периодах, но только когда величина налоговой базы будет положительная;

– перенос убытка на будущее осуществляется в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором был получен этот убыток;

– совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде устанавливается в пределах всей облагаемой налоговой базы без ограничений;

– убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с соблюдением первых трех правил;

– если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены при соблюдении названных выше правил;

– при реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены вышеназванными правилами, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.