Служебные споры на государственной службе

Индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Индивидуальные служебные споры (далее – служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее – органы по рассмотрению служебных споров): комиссией государственного органа по служебным спорам; судом. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется законодательством в области государственной гражданской службы, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее – комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения стороне спора копии решения комиссии.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям: гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, – о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы; представителя нанимателя – о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

О КОМИССИИ ПО СЛУЖЕБНЫМ СПОРАМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2015 года N 74

О КОМИССИИ ПО СЛУЖЕБНЫМ СПОРАМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями), руководствуясь Положением о Министерстве финансов Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 714-пП (с последующими изменениями), приказываю:
1. Создать комиссию по служебным спорам Министерства финансов Пензенской области согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Положение о комиссии по служебным спорам Министерства финансов Пензенской области согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Признать утратившими силу:
3.1 приказ Министерства финансов Пензенской области от 30.07.2007 N 52 «О создании комиссии по служебным спорам Министерства финансов Пензенской области»;
3.2 приказ Министерства финансов Пензенской области от 12.01.2010 N 2 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Пензенской области».
4. Настоящий приказ опубликовать (разместить) на официальном сайте Министерства финансов Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления по обеспечению деятельности Министерства финансов Пензенской области.

Приложение 1. СОСТАВ КОМИССИИ ПО СЛУЖЕБНЫМ СПОРАМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Министр
Л.М.ФИНОГЕЕВА
Приложение 1
Утвержден
приказом
Министерства финансов
Пензенской области
от 21 декабря 2015 года N 74

Маркова
Лариса Николаевна

заместитель начальника отдела организационно-кадровой работы;

Немков
Ростислав Александрович

начальник управления по обеспечению деятельности Министерства финансов Пензенской области, председатель комитета профсоюзной организации;

Рыбникова
Ирина Анатольевна

ведущий специалист-эксперт отдела информационно-технического обеспечения, член комитета профсоюзной организации;

Степашкина
Людмила Юрьевна

главный специалист-эксперт юридического отдела.

Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО СЛУЖЕБНЫМ СПОРАМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Приложение 2
к приказу
Министерства финансов
Пензенской области
от 21 декабря 2015 года N 74

Общие положения

1.1. Комиссия по служебным спорам Министерства финансов Пензенской области (далее — Комиссия) является органом по рассмотрению и разрешению разногласий между государственным гражданским служащим Пензенской области, замещающим должность государственной гражданской службы в Министерстве финансов Пензенской области (далее — гражданский служащий) либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу в Министерство финансов Пензенской области или ранее состоявшим на государственной гражданской службе в Министерстве финансов Пензенской области, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законами Пензенской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Пензенской области и Правительства Пензенской области, приказами Министерства финансов Пензенской области, касающимися вопросов государственной гражданской службы.

Основные задачи Комиссии

Комиссия создается для разрешения служебных споров по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта.

Порядок формирования и организация деятельности Комиссии

3.1. Комиссия создается приказом Министра финансов Пензенской области из равного числа представителей профсоюзного органа Министерства финансов Пензенской области и представителей Министерства финансов Пензенской области.
3.2. Представители профсоюзного органа Министерства финансов Пензенской области избираются в Комиссию на заседании профсоюзного комитета. Представители Министерства финансов Пензенской области назначаются в Комиссию Министром финансов Пензенской области.
3.3. Комиссия имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется отделом организационно-кадровой работы.
3.4. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря Комиссии. Председатель Комиссии проводит ее заседания, разрешает организационные вопросы, а секретарь ведет протокол заседаний Комиссии.
3.5. Служебный спор рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем Министерства финансов Пензенской области, на основании письменного заявления гражданского служащего либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу или ранее состоявшего на государственной гражданской службе. Заявление подлежит обязательной регистрации Комиссией в день его подачи.
3.6. Комиссия выносит решение простым большинством голосов, при равенстве голосов решающим является голос председателя. Заседание Комиссии является правомочным при присутствии не менее 50 процентов от состава членов Комиссии.

Сроки рассмотрения служебных споров

4.1. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу или ранее состоявший на государственной гражданской службе, может обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
4.2. В случае пропуска по уважительным причинам вышеуказанного срока Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
4.3. Комиссия обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

4.4. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией, а также порядок принятия решения Комиссией и его исполнения регулируется федеральным законодательством.
4.5. Решение Комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения Комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.

Термин «индивидуальный служебный спор» установлен ст. 69 Закона о гражданской службе – это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Разногласия могут быть в связи с соблюдением требований к должностному поведению, в связи с представлением сведений о доходах и об имуществе гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, в связи с порядком проведения конкурса на замещение должности гражданской службы, в связи с разглашением служебной информации, ставшей известной бывшему гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, а также в связи с осуществлением трудовой деятельности в организации, отдельные функции государственного управления которой входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2) судом.

При возникновении разногласий гражданского служащего, его руководителя и представителя нанимателя, которые не удается урегулировать путем проведения переговоров, служащий имеет право подать заявление в комиссию по служебным спорам.

Комиссия по служебным спорам должна создаваться в каждом государственном органе по решению представителя нанимателя либо на определенный срок, либо без указания срока и образуется из равного числа представителей выборного профсоюзного органа (а не представителей гражданских служащих) и представителя нанимателя.

Для обращения гражданского служащего в комиссию по служебным спорам установлен трехмесячный срок, который исчисляется с момента, когда служащий узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска трехмесячного срока обращения в комиссию по служебным спорам, гражданский служащий (гражданин) может обратиться в комиссию с заявлением о восстановлении пропущенного срока и рассмотрении служебного спора по существу. В заявлении должна быть указана причина, по которой срок обращения был пропущен.

Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи. В случае признания комиссией по служебным спорам причины пропуска срока обращения неуважительной, срок не восстанавливается и служебный спор не рассматривается.

Для рассмотрения спора в комиссии установлен десятидневный срок, исчисляемый в календарных днях.

Индивидуальный служебный спор рассматривается в присутствии заинтересованного гражданского служащего. Спор может быть рассмотрен в его отсутствие, но лишь только по письменному заявлению служащего. В случае неявки гражданского служащего на заседание комиссии рассмотрение спора переносится на другой день. При повторном отсутствии служащего без уважительной причины на заседании комиссия может принять решение о снятии данного вопроса с рассмотрения. Комиссия по служебным спорам имеет право вызывать свидетелей и специалистов на заседание, требовать представления, как от представителя нанимателя, руководителя, так и от гражданского служащего необходимых для рассмотрения спора документов. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Гражданский служащий должен быть с ним ознакомлен в течение трех дней со дня его принятия. Решение подлежит исполнению в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае несогласия с решением комиссии по служебным спорам гражданский служащий может обжаловать его в суд. Если в государственном органе такая комиссия еще не создана или гражданский служащий по каким-либо причинам не доверяет ей и не верит в объективность будущего решения, то он может сразу передать рассмотрение дела в органы судебной власти.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

  • гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
  • представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Также в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу, по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Таким образом, надо признать, что создание и работа комиссий по служебным спорам в государственных органах способствуют укреплению механизма защиты гражданских служащих, которые нередко сталкиваются с различными нарушениями их прав, проявлениями несправедливости со стороны руководителей и необоснованными претензиями.*

Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на усовершенствование рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе, в частности, на предотвращение конфликта интересов. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Поправки планируются в закон о государственной гражданской службе. Предлагается изменить порядок формирования комиссии по индивидуальным служебным спорам, разрешив включать в ее состав избираемых на собрании представителей гражданских служащих. В настоящее время в комиссию от гражданских служащих могут входить только представители выборного профсоюзного органа, который в некоторых госорганах отсутствует.

Кроме того, для предотвращения конфликта интересов в ходе рассмотрения комиссией служебного спора предлагается уточнить, что при возникновении или возможности возникновения конфликта интересов члены комиссии, у которых есть прямая или косвенная личная заинтересованность в решении, обязаны предупредить об этом.

Помимо этого, член комиссии, находящийся в непосредственной подчиненности или подконтрольности у гражданского служащего, в отношении которого рассматривается спор, не должен участвовать в заседании комиссии. То же касается случаев, когда член комиссии состоит с этим госслужащим в близком родстве или свойстве.

Проектом вводится возможность для гражданского служащего, а также поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, перенести рассмотрение служебного спора в суд, если он не был рассмотрен комиссией за 10 дней.

Предусмотрено, что непосредственно в судах должны рассматриваться служебные споры о неправомерных действиях (бездействии) представителя нанимателя или уполномоченных им лиц при обработке и защите персональных данных гражданского служащего.

Предлагаемые меры создадут условия для всестороннего рассмотрения служебных споров по существу по месту их возникновения, а также будут способствовать реализации дополнительных механизмов защищенности гражданских служащих, говорится в пояснительной записке к проекту.

Индивидуальный служебный спор — это разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим по вопросам применения законов, нормативных актов, служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Ранее кабмин расширил перечень родственников, данные о которых нужно предоставлять при поступлении на государственную или муниципальную службу. Теперь кандидату нужно рассказывать о супругах его братьев и сестер, а также о братьях и сестрах его мужа или жены.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в сентябре.

Порядок рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирован статьей 72 федерального закона от 30.11.2011 (в ред. от 05.10.2015) № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 342-ФЗ) и приказом МВД России от 13.08.2012 № 782 «Об утверждении Порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации». Ранее определение понятию служебного спора в органах внутренних дел дано не было. Более того, и само это понятие федеральным законодателем не использовалось.Так, в части 1 статьи 72 федерального закона № 342-ФЗ определено содержание понятия служебного спора — это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником ОВД или гражданином, поступающим на службу в ОВД либо ранее состоявшим на службе в ОВД, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

В целях соблюдения основных принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в рассматриваемой статье 72 федерального закона № 342-ФЗ усматривается аналогия со ст. 69 Закона о гражданской службе, в которой дано понятие индивидуального служебного спора — это не урегулированные между представителем нанимателя и государственным гражданским служащим либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу или ранее состоявшим на государственной гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Основа для такого регулирования содержится в ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), определяющей понятие индивидуального трудового спора: индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ч. 1); индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ч. 2).

Иными словами, служебный спор — это возникновение разногласий, ввиду несходства во мнениях и взглядах при прохождении службы в органах внутренних дел, связанной с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением или прекращением, а также по вопросам, связанным с правовым статусом сотрудника органов внутренних дел.

Сторонами служебного спора являются руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель и сотрудник органов внутренних дел либо гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел или ранее состоявший на службе.

Согласно части 3 статьи 72 федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Напоминаю, что в соответствии с положением п. 2 ч. 3 ст. 4 федерального закона № 342-ФЗ прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).

С учетом данного определения, оформленные документально несогласия сотрудника ОВД, гражданина поступающего на службу в ОВД либо ранее проходившего службу, доводятся до руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в течение трех месяцев со дня, когда сотрудник ОВД, гражданин, поступающий на службу в ОВД либо ранее проходивший службу в ОВД узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в ОВД – в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. В качестве альтернативной формы разрешения служебного спора, сотруднику ОВД, гражданину, поступающему на службу в ОВД либо ранее проходившему службу в ОВД предоставлено право обратиться в суд в указанные выше сроки. Из содержания приведенных положений законов усматривается, что законодатель определил два возможных периода для исчисления срока обращения в суд за разрешением служебного спора, а именно: период, начало которого исчисляется со дня, когда сотрудник узнал о нарушении своего права, или период, начало которого исчисляется со дня, когда сотрудник должен был узнать о нарушении своего права.

Частью 2 статьи 72 федерального закона № 342-ФЗ установлен запрет коллективных служебных споров в ОВД.

В случае пропуска по уважительным причинам этих сроков руководитель ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу. Разумеется, суд также вправе продлить (точнее говоря, восстановить) пропущенный срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Перечень причин, позволяющих признать пропуск срока уважительными не является исчерпывающим.

В соответствии с ч. 6 статьи 72 федерального закона № 342-ФЗ, приказом МВД России от 13.08.2012 № 782 «Об утверждении Порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации», рапорт сотрудника ОВД или письменное заявление гражданина, поступающего на службу в ОВД либо ранее состоявшего на службе в ОВД, о разрешении служебного спора подлежит обязательной регистрации в день его подачи подразделением делопроизводства и режима.

Срок рассмотрения служебного спора составляет один месяц со дня подачи рапорта сотрудником ОВД или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в ОВД либо ранее состоявшим на службе в ОВД.

Служебный спор рассматривается соответствующим руководителем (начальником) на основании представленных сотрудником или гражданином документов.

При рассмотрении служебного спора сотрудник и гражданин вправе:

1. Ходатайствовать о рассмотрении служебного спора в его присутствии.

2. Представлять дополнительные материалы, необходимые для рассмотрения служебного спора.

3. Обращаться с рапортом (заявлением) о прекращении рассмотрения служебного спора.

При рассмотрении служебного спора соответствующий руководитель (начальник) вправе:

1. Приглашать подчиненного сотрудника или гражданина для рассмотрения служебного спора в их присутствии.

2. Приглашать подчиненных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов, организаций и подразделений МВД России для получения пояснений по существу служебного спора.

3. Направлять запросы в органы, организации и подразделения МВД России, иные органы и организации для получения дополнительных материалов, необходимых для рассмотрения служебного спора, либо соответственно обращаться с просьбой о направлении указанных запросов к руководителю (начальнику) органа, организации и подразделения МВД России.

Решение соответствующего руководителя (начальника) по служебному спору оформляется в письменном виде.

Копия решения по служебному спору в течение трех дней со дня его принятия вручается соответствующим руководителем (начальником) или кадровым подразделением сотруднику или гражданину, а в случае невозможности вручения — направляется по почте.

Решение руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд, обратившимся для разрешения служебного спора сотрудником ОВД или гражданином, поступающим на службу в ОВД либо ранее состоявшим на службе в ОВД. Как установлено при этом, такое решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения.