Штат аптеки виды персонала аптеки

Содержание

В аптеках работают лица в высшим фармацевтическим образованием — провизоры и со средним фармацевтическим образованием – фармацевты. Провизоры занимают должности руководителя аптеки, его заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, провизоров-специалистов, старших провизоров.

Фармацевты занимаются изготовлением лекарств по рецептам и требованиям, реализацией ЛС и других товаров аптечного ассортимента без рецепта.

В аптеках работают лица без фармацевтического образования – фасовщицы, санитарки-мойщицы, кассиры, а также лица, имеющие другое образование (высшее или среднее) – экономисты, бухгалтеры.

Весь персонал аптеки можно разделить на следующие группы: руководящие работники, специалисты, производственный персонал (фармацевтический и вспомогательный).

К руководящему персоналу относятся: заведующий аптекой (провизор), заместитель заведующего (провизор).

Возглавлять аптеку должен специалист с высшим фармацевтическим образованием, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

К специалистам – главный бухгалтер, бухгалтер, счетовод, экономист, старший кассир, кассир.

Фармацевтический персонал делится на провизоров и фармацевтов. Осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечных организациях могут лица с высшим или средним фармацевтическим образованием при наличии сертификата специалиста.

Провизорский персонал:

  • провизор-технолог;

  • провизор-аналитик,

  • старший провизор;

  • провизор-интерн;

  • провизор-стажер.

Средний фармацевтический персонал:

  • старший фармацевт;

  • младший фармацевт;

  • фармацевт;

  • продавец киоска;

  • продавец оптики.

К вспомогательному персоналу относятся санитарка-мойщица, фасовщица, водители, рабочие. Номенклатура должностей персонала в учреждениях здравоохранения утверждена приказом Минздрава России от 27.08.1999 г. № 377 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ». Численность персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы.

В аптеке должны быть созданы условия для обеспечения охраны труда и техники безопасности. Все работники должны быть обеспечены специальной и санитарной одеждой. Персонал аптеки, привлекаемый к работе с приборами и оборудованием, должен пройти соответствующую подготовку.

Аптечный пункт

По характеру деятельности аптечные пункты подразделяются на:

  • аптечные пункты с правом изготовления лекарств;

  • аптечные пункты без права изготовления лекарств.

Аптечный пункт осуществляет следующие функции:

  • реализацию населению ЛС по рецептам врача (кроме наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ) и без рецепта врача;

  • реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения предметов личной гигиены;

  • изготовление ЛС по рецептам врача, изготовление внутриаптечной заготовки и фасовку ЛС с последующей их реализацией;

  • отпуск ЛС бесплатно или со скидкой 50% отдельным группам населения;

  • предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению ЛС в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

  • предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте ЛС и о новых ЛС;

  • оказание первой доврачебной помощи.

Есть такое понятие «золотые кадры» – высокопрофессиональные сотрудники, которых очень ценит руководство. Как стать таким кадром в аптеке? И возможно ли это?

В последнее время можно наблюдать миграцию аптечных кадров. Мало кто задерживается в одной организации более 5 лет. Причин этому множество, и одна из них руководители аптечных организаций нередко вполне искренне полагают, что Аптекарь – это человек легкозаменимый. И очень сильно ошибаются!

Анализ эффективности работы первостольников показывает, что наиболее ценные кадры – это те из сотрудников, кто отработал в аптеке более 15 лет и при этом смог успешно противостоять профессиональному выгоранию, сохранить интерес к профессии, уверенность в своем профессиональном выборе.

Однако и «молодежь» в аптечной организации может быть значимым «игроком» – при условии наличия достойного багажа знаний и мотивации к их применению.

Опыт коллег из Великобритании, Франции, Италии, скандинавских и других стран с высоким уровнем развития аптечного бизнеса недвусмысленно показывает, что рыночный успех требует от аптеки выхода за пределы понимания аптеки как точки отпуска ЛП. И превращения ее в место, где посетитель может получить расширенную, экспертную консультацию по тем или иным вопросам медицины, фармации, красоты и здорового образа жизни.

Например, во Франции (где, кста…

О положении и штатах хозрасчетных межбольничных (больничных, аптек)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 23 июня 1983 года N 758
О положении и штатах хозрасчетных межбольничных (больничных, аптек)

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 24 августа 2020 года N 889
____________________________________________________________________

В целях дальнейшего улучшения организации лекарственного обеспечения стационарных больных и более рационального использования кадров

1. Утверждаю:

1.1. Положение о хозрасчетной межбольничной (больничной) аптеке (приложение 1).

1.2. Штатные нормативы и типовые штаты персонала хозрасчетных межбольничных (больничных) аптек (приложения 2 и 3).

1.3. Изменения штатных нормативов медицинского и фармацевтического персонала лечебно-профилактических учреждений (приложение 4).

2. Приказываю:

2.1. Министрам здравоохранения союзных республик, начальникам главных аптечных и аптечных управлений и их межрайонных контор:

2.1.1. Обеспечить работу всех хозрасчетных межбольничных и больничных аптек в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом.

2.1.2. Устанавливать в пределах плана, в том числе численности работников аппарата управления и предельных ассигнований на их содержание, штаты хозрасчетных межбольничных и больничных аптек по штатным нормативам и типовым штатам, утвержденным настоящим приказом.

2.1.3. Обеспечить первоочередное и наиболее полное снабжение аптек, обслуживающих лечебно-профилактические учреждения, медикаментами и медицинскими изделиями.

2.1.4. Улучшить организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью хозрасчетных аптек, обслуживающих лечебно-профилактические учреждения.

2.1.5. Повысить требовательность к руководителям хозрасчетных межбольничных и больничных аптек за качество оказываемой лекарственной помощи.

2.1.6. Размножить настоящий приказ в необходимом количестве.

3. Считать утратившим силу приказ Минздрава СССР от 18 сентября 1965 года N 556.

Министр здравоохранения СССР
С. П. Буренков

Приложение 1. Положение о хозрасчетной межбольничной (больничной) аптеке

Приложение 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 23 июня 1983 года N 758

Общие положения

1.1. Хозрасчетная аптека, предназначенная для обеспечения нескольких или одного лечебно-профилактического учреждения медикаментами и медицинскими изделиями аптечного ассортимента, соответственно именуется межбольничной или больничной аптекой*, являясь в соответствии с действующей номенклатурой учреждением здравоохранения.

* Далее в тексте приводится «аптека».

1.2. Аптека организуется Главным аптечным управлением Минздрава союзной республики, республиканским (АССР), краевым, областным, городским аптечным управлением, межрайонной конторой в установленном порядке по согласованию с соответствующим органом здравоохранения.

1.3. Аптека может производить отпуск медикаментов и медицинских изделий по требованиям санитарно-профилактических учреждений, учреждений просвещения и социального обеспечения.

1.4. Аптека в своей деятельности руководствуется законодательством Союза ССР и союзных республик, распоряжениями и указаниями вышестоящих организаций, положением о хозрасчетной аптеке и настоящим положением.

1.5. Аптека наделяется вышестоящим органом основными и оборотными средствами.

1.6. Аптека осуществляет финансово-хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета в соответствии с торгово-финансовым планом, утвержденным вышестоящей организацией. Аптека может находиться на самостоятельном балансе и являться юридическим лицом или состоять на балансе вышестоящей организации по подчиненности.

1.7. Аптека имеет печать и штамп с указанием полного ее наименования.

1.8. Аптека может быть базой для проведения научно-исследовательских работ, производственной практики студентов фармацевтических институтов и училищ, слушателей факультетов усовершенствования провизоров.

1.9. Аптека возглавляется заведующим, осуществляющим руководство ее деятельностью на основе единоначалия. Заведующий аптекой несет персональную ответственность за выполнение возложенных на аптеку задач.

1.10. Назначение и освобождение от должности руководителей и главного бухгалтера аптеки производится в порядке, установленном в союзной республике.

Основные задачи, функции и права

2.1. Основными задачами аптеки являются:

2.1.1. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений по их требованиям медикаментами и медицинскими изделиями аптечного ассортимента.

2.1.2. Выявление потребности в медикаментах и медицинских изделиях аптечного ассортимента в соответствии с профилем и спецификой работы лечебно-профилактических учреждений.

2.1.3. Организация систематической информации врачей прикрепленных учреждений о медикаментах и медицинских изделиях аптечного ассортимента.

2.1.4. Выполнение плановых заданий и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины.

2.2. Для осуществления возложенных задач аптека выполняет следующие функции:

2.2.1. Обеспечивает выполнение установленных плановых показателей.

2.2.2. Осуществляет своевременное снабжение лечебно-профилактических учреждений медикаментами и другими медицинскими изделиями аптечного ассортимента.

2.2.3. Проводит анализ потребности лечебно-профилактических учреждений в медикаментах и медицинских изделиях аптечного ассортимента; составляет и представляет требования и заявки-заказы по текущей и перспективной потребности в медикаментах и других медицинских изделиях аптечного ассортимента.

2.2.4. Производит по требованию прикрепленных учреждений приготовление лекарств и контролирует их качество.

2.2.5. Осуществляет систематический контроль за правильным хранением и расходованием медикаментов и медицинских изделий аптечного ассортимента в подразделениях прикрепленных учреждений.

2.2.6. Обеспечивает соблюдение всех требований фармацевтического порядка и санитарного режима.

2.2.7. Сообщает врачам всю необходимую информацию о медикаментах, их фармакологическом действии, побочных явлениях, дозировках и др.

2.2.8. Обеспечивает хранение медикаментов и других медицинских изделий аптечного ассортимента в соответствии с требованиями действующей Государственной фармакопеи и установленными правилами.

2.2.9. Осуществляет бухгалтерский, оперативный и статистический учет, составляет отчетность и представляет ее в установленном порядке и сроки.

2.2.10. Обеспечивает внедрение передовых методов и научной организации труда в работу персонала.

2.3. Для выполнения возложенных функций аптека имеет право:

2.3.1. Запрашивать в лечебно-профилактических учреждениях сведения об объемах и использовании ассигнований, выделенных по статье 10.

2.3.2. Вносить руководству лечебно-профилактических учреждений предложения по улучшению распределения, использования, организации хранения и учета лекарственных препаратов в отделениях стационара, а также наложения дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих эти требования.

2.3.3. Запрашивать данные об эффективности новых лекарственных препаратов, переданных для внедрения в прикрепленные учреждения.

Порядок организации, ликвидации аптеки и контроля за ее деятельностью

3.1. Хозрасчетная межбольничная аптека организуется для лекарственного обеспечения двух и более лечебно-профилактических учреждений с общим числом сметных больничных коек не менее 500.
Межбольничная аптека может также создаваться в населенных пунктах, где во всех лечебно-профилактических учреждениях общее число сметных больничных коек составляет от 100 до 500.

3.2. Хозрасчетная больничная аптека организуется для лекарственного обеспечения лечебно-профилактического учреждения с числом сметных больничных коек не менее 500, а в населенных пунктах, где имеется только одно лечебно-профилактическое учреждение меньшей мощности, при наличии в нем не менее 100 больничных коек.

3.3. При лепрозориях указанные в п.п. 3.1 и 3.2 аптеки не организуются.

3.4. Штаты аптеки устанавливаются по действующим штатным нормативам и типовым штатам.

3.5. Время работы аптеки устанавливается местными советами народных депутатов.

3.6. Закрытие аптеки для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и ремонта согласовывается с прикрепленными лечебно-профилактическими учреждениями, за исключением внезапных инвентаризаций.

3.7. Аптека должна быть обеспечена:

3.7.1. Помещением, соответствующим действующим строительным нормам и правилам.

3.7.2. Аптечной мебелью, инвентарем, приборами, аппаратами в соответствии с действующими нормами технического и хозяйственного оснащения хозрасчетных аптек.

3.7.3. Лекарственными средствами, перевязочными материалами, предметами ухода за больными и другими медицинскими изделиями аптечного ассортимента.

3.7.4. Неснижаемым запасом сывороток и вакцин согласно утвержденному Минздравом СССР минимуму.

3.7.5. Приборами, реактивами для контроля качества изготовленных в аптеке лекарств.

3.7.6. Действующей Государственной фармакопеей, справочной литературой и законодательными документами по организации фармацевтического дела, прейскурантами розничных и оптовых цен на медикаменты и медицинские изделия аптечного ассортимента.

3.7.7. Справочными таблицами (растворимости, стерилизации, противоядий, высших разовых доз ядовитых и сильнодействующих веществ и др.).

3.7.8. Средствами пожаротушения.

3.7.9. Вывеской и объявлением о часах работы.

3.8. Контроль деятельности и ревизию аптеки осуществляет в установленном порядке вышестоящая организация по подчиненности и другие уполномоченные на это органы.

3.9. Аптека ликвидируется в установленном порядке по решению вышестоящей организации при согласовании с органами здравоохранения.

Начальник
Главного аптечного управления
Минздрава СССР
М. А. Клюев

Приложение 2. Штатные нормативы фармацевтического и вспомогательного персонала межбольничных и больничных хозрасчетных аптек

Приложение 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 23 июня 1983 года N 758

Провизорский персонал

1.1. Должности провизоров-технологов устанавливаются:

1.1.1. Для приема требований от подразделений, имеющих больничные койки, контроля качества и отпуска медикаментов и медицинских изделий аптечного ассортимента, проведения информации о лекарственных средствах из расчета 1 должность.

1.1.1.1. На 500 психиатрических коек.

1.1.1.2. На 400 акушерских, гастроэнтерологических, гематологических, инфекционных, кардиологических, наркологических, неврологических, педиатрических, ревматологических, терапевтических, туберкулезных, эндокринологических и других коек терапевтического профиля, не предусмотренных п. 1.1.1.

1.1.1.3. На 300 гинекологических, кардиологических для больных инфарктом миокарда, кожно-венерологических, нефрологических, ожоговых, онкологических, ортопедических, острых отравлений, отоларингологических, офтальмологических, педиатрических для новорожденных и недоношенных детей, проктологических, радиологических, стоматологических, травматологических и урологических коек.

1.1.1.4. На 200 хирургических и других коек хирургического профиля, не предусмотренных п.1.1.1.

1.1.2. Для приема требований от диспансеров (без коек), амбулаторно-поликлинических учреждений, станций скорой и неотложной медицинской помощи, переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных и санитарно-профилактических учреждений, учреждений просвещения и социального обеспечения, контроля качества и отпуска медикаментов и медицинских изделий аптечного ассортимента из расчета 1 должность на 45 тыс. рублей товарооборота в год, обеспечиваемого указанными учреждениями.

1.1.3. Для внутриаптечного приготовления лекарств по наиболее распространенным прописям, концентрированных растворов и полуфабрикатов, пополнения запасов медикаментов:
— 1 должность при наличии от 500 до 1000 больничных коек всех профилей в прикрепленных учреждениях;
— 2 должности при наличии свыше 1000 до 2000 больничных коек всех профилей в прикрепленных учреждениях;
— 2 должности при наличии свыше 2000 больничных коек всех профилей в прикрепленных учреждениях и дополнительно 1 должность на каждые последующие 1000 коек (сверх 2000 коек).

1.2. Должности провизоров-аналитиков устанавливаются:
— 0,5 должности при наличии от 200 до 500 больничных коек всех профилей в прикрепленных учреждениях;
— 1 должность при наличии свыше 500 до 1000 больничных коек всех профилей в прикрепленных учреждениях;
— 1 должность при наличии свыше 1000 больничных коек всех профилей в прикрепленных учреждениях и дополнительно из расчета 1 должность на 1000 коек (сверх 1000 коек).

1.3. Должности заместителей заведующих отделами — провизоров устанавливаются вместо должностей провизоров в штате межбольничной аптеки I-III групп по оплате труда руководящих работников.

1.3.1. Рецептурно-производственным — 1 должность при наличии в прикрепленных учреждениях не менее 500 больничных коек; 2 должности при работе указанной аптеки в две смены по графику непрерывной рабочей недели.

1.3.2. Запасов — 1 должность при наличии в прикрепленных учреждениях не менее 1000 больничных коек; 2 должности — при работе указанной аптеки в две смены по графику непрерывной рабочей недели.

Средний фармацевтический персонал

2.1. Должности фармацевтов устанавливаются:

2.1.1. Для приготовления лекарств по требованиям подразделений, имеющих больничные койки, из расчета 1 должность:

2.1.1.1. На 350 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.1.

2.1.1.2. На 300 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.2.

2.1.1.3. На 200 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.3.

2.1.1.4. На 100 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.4.

2.1.2. Для приготовления лекарств по требованиям подразделений, не имеющих больничных коек, при наличии в прикрепленных к аптеке учреждениях свыше 1000 больничных коек всех профилей — из расчета 1 должность на 2000 коек.

2.1.3. Для приготовления лекарств по требованиям диспансеров (без коек), амбулаторно-поликлинических учреждений, станций скорой и неотложной медицинской помощи, переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных и санитарно-профилактических учреждений просвещения и социального обеспечения — из расчета 1 должность на 65 тыс. руб. товарооборота в год, обеспечиваемого указанными учреждениями.

2.1.4. Для написания этикеток — из расчета 1 должность на 1500 больничных коек.

Вспомогательный персонал

3.1. Должности фасовщиц устанавливаются:

3.1.1. Для выполнения работы по расфасовке и дозированию медикаментов и других медицинских изделий аптечного ассортимента из расчета 1 должность:

3.1.1.1. На 400 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.1.

3.1.1.2. На 350 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.2.

3.1.1.3. На 300 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.3.

3.1.1.4. На 200 больничных коек, предусмотренных п. 1.1.1.4.

3.1.2. Для выполнения работы по расфасовке и дозированию медикаментов и других медицинских изделий аптечного ассортимента для диспансеров (без коек), амбулаторно-поликлинических учреждений, станций скорой и неотложной медицинской помощи, переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных и санитарно-профилактических учреждений, учреждений просвещения и социального обеспечения — из расчета 1 должность на 35 тыс. руб. товарооборота в год, обеспечиваемого указанными учреждениями.

1. Установление должностей фармацевтического и вспомогательного персонала сверх настоящих штатных нормативов не допускается.
В пределах численности и наименований должностей, полагающихся учреждению по настоящим штатным нормативам, могут вводиться должности работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации.

2. Настоящие штатные нормативы предназначены для расчета максимального числа должностней, полагающегося аптеке. Методы и формы организации ее работы, количество должностей по подразделениям определяются в зависимости от конкретных условий по усмотрению руководителя аптеки.
Показатели (количество коек, товарооборот и др.), которые используются в нормативах, не являются нормами нагрузки (обслуживания). Последние, при необходимости, устанавливаются руководителями аптеки по согласованию с профкомом.

4. Штат аптеки в соответствии с настоящими нормативами устанавливается по плановым показателям один раз в год. При уменьшении плановых показателей сокращение должностей, превышающих их расчетное число, производится в течение месяца.

5. Численность занятых должностей фармацевтического персонала на 01.07.83 г., превышающая численность по настоящим нормативам, может сохраняться по усмотрению аптечных управлений (межрайконтор). При этом сохранение всех или части провизорских должностей в случаях, когда численность должностей среднего фармацевтического персонала, которая полагается учреждению по настоящим нормативам, превышает занятые должности, производится за счет этих должностей.
По мере прекращения работы лиц, занимающих сохраняемые должности, последние из штатного расписания исключаются. При увеличении числа должностей в связи с увеличением плановых показателей число сохраняемых в штате аптеки должностей соответственно уменьшается.

Начальник
Главного аптечного управления
М. А. Клюев
Начальник
Планово-финансового управления
В. В. Головтеев

Приложение 3. Типовые штаты административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала хозрасчетных межбольничных и больничных аптек

Приложение 3
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 23 июня 1983 года N 758

2 должности в межбольничных и больнич-
ных аптеках, обслуживающих свыше 3000
коек.

1-1,5 — свыше 600 тысяч до 1 млн.рублей;

1,5-2 — свыше 1 млн. рублей.
8 Рабочий по обслу- 0,5 В аптеках, отнесенных ко II-III
живанию и текущему группам по оплате труда руководящих
ремонту зданий, работников;
сооружений и
оборудования
1 В аптеках, отнесенных к I группе по
оплате труда руководящих работников.
9 Уборщик служебных Из расчета один на:
помещений — — 250 кв. м деревянных полов;
— 350 кв. м полов, покрытых керами-
ческой плиткой;
— 425 кв. м полов, покрытых линоле-
умом.

В убираемую площадь не включаются
помещения ассистентской,
фасовочной, моечной.

Примечания:

1. При введении в штат аптеки должностей заведующего-фармацевта и заместителя заведующего-фармацевта вместо предусмотренных типовыми штатами должностей заведующего-провизора и заместителя заведующего-провизора следует руководствоваться номенклатурой должности фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.12.76 N 1255.

2. Наименование должности «главный бухгалтер» или «старший бухгалтер на правах главного бухгалтера» определяется в соответствии с положением о главных бухгалтерах.

3. Если аптека обслуживается централизованной бухгалтерией или другими специализированными предприятиями, учреждениями и организациями, соответствующие должности служащих и профессии рабочих не вводятся.

5. При наличии в штате аптеки, имеющей два отдела, одной должности заместителя заведующего, обязанности руководителя одного из отделов выполняет заведующий аптекой.
По усмотрению аптечного управления (межрайконторы) вместо должностей заместителей заведующих-провизоров могут вводиться должности заведующих отделами.

6. Численность занятых должностей (профессий), имевшаяся по штатному расписанию на 1983 год и превышающая численность должностей по настоящим типовым штатам, может сохраняться с соблюдением схем должностных окладов. По мере прекращения работы лиц, занимающих сохраняемые должности (единицы), они подлежат исключению из штатного расписания.

Начальник
Главного аптечного управления
М. А. Клюев

Начальник
Планово-финансового управления
В. В. Головтеев

Приложение 4. Изменения штатных нормативов медицинского и фармацевтического персонала лечебно-профилактических учреждений

Приложение 4
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 23 июня 1983 N 758

1. Пункты 5 примечаний к приложениям N 1 приказов Министерства здравоохранения СССР от 31.05.79 N 560 и от 06.06.79 N 600, пункт 47 приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 09.01.81 N 15 и пункт 4 примечаний приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 06.08.81 N 826 излагаются в редакции:
«В случае обслуживания больницы на 300 и более коек хозрасчетной межбольничной аптекой в штате больницы устанавливается 1 должность провизора-технолога или фармацевта».

2. Пункты 3 примечаний к приложениям приказов Министерства здравоохранения СССР от 02.03.64 N 97 и от 18.02.65 N 97 дополняются абзацем в следующей редакции:
«В случае обслуживания больницы межбольничной аптекой системы ГАПУ раздел V настоящих штатных нормативов не применяется. В больницах на 300 и более коек в этих случаях устанавливается 1 должность провизора-технолога или фармацевта».

Начальник
Планово-финансового управления
В. В. Головтеев

Текст документа сверен по:
рассылка

Рабочий день длится 8 часов, а неделя должна укладываться в 40. Но в аптеках смены обычно более длинные, случаются и суточные дежурства. Законом предусмотрены специальные правила для таких случаев.

Компании имеют право устанавливать смены более 8 часов, однако ограничения количества часов в рабочей неделе остаются в силе. И если не удается соблюсти существующие нормы рабочего времени на протяжении семи­дневки, то необходимо уложиться в них в течение более продолжительного учетного периода (месяц, квартал или год). Соответствующий механизм, предусмотренный ст. 104 ТК РФ, называется суммированным учетом рабочего времени.

Как правильно пользоваться им и какие нюансы необходимо при этом учесть? Предлагаем пошаговый алгоритм, который позволит избежать наиболее распространенных ошибок.

Шаг 1. Меняем правила внутреннего трудового распорядка

В соответствии с ч. 4 ст. 104 ТК РФ введение суммированного учета рабочего времени должно быть отражено в Правилах внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР). В документе необходимо указать, на какие категории сотрудников (например, провизоров, фармацевтов, фасовщиков и т.д.) он распространяется. Обязательно должен быть отражен учетный период. Иначе у работодателя могут возникнуть осложнения – например, суд может не поверить ему на слово, что учетный период у него составляет месяц1. Согласно ст. 68 ТК РФ работники должны быть ознакомлены с изменениями в ПВТР под роспись.

NB! Трудовым законодательством установлено общее ограничение для размера учетного периода – 1 год. Но для некоторых категорий работников действуют специальные правила. Например, при наличии вредных условий труда учетный период не должен превышать 3 месяцев (ч. 2 ст. 104 ТК РФ), аналогичное ограничение распространяется и на водителей, если они есть в штате (приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15).
Шаг 2. Издаем приказ о введении суммированного учета

В нем должны быть отражены дата введения изменения и должности работников, которых оно коснется. Также необходимо обозначить, кто из сотрудников и на каком этапе отвечает за внедрение новых правил.

Например:

  • заведующей аптекой – обеспечить своевременное составление графиков работ и ознакомление с ними работников
  • бухгалтеру – производить оплату труда сотрудников, работающих по графику с суммированным учетом рабочего времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством
  • заведующей аптекой – подготовить проекты дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками.
Шаг 3. Оформляем дополнительные соглашения с работниками

Введение суммированного учета рабочего времени связано с изменением условий трудовых договоров. Его необходимо задокументировать, оформив дополнительные соглашения к трудовому договору с согласия работника (ст. 72 ТК РФ). Если он не согласен, внести изменения в трудовой договор возможно лишь при наличии оснований и в соответствии со ст. 74 ТК РФ (уведомление за 2 месяца, предложение вакансий). Второй вариант – уволить несогласных по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ с выплатой двухнедельного пособия.

Шаг 4. Составляем графики работы

Порядок формирования графиков работ при суммированном учете рабочего времени специально не урегулирован законодательством. Возможные споры обычно разрешаются судом на основании требований к графикам сменных работ, которые сформулированы в ст. 103 ТК РФ2.

Перечислим наиболее важные нормы

1) График работ может составляться на любой период, законодательных ограничений нет.

2) Работодатель может предусмотреть различные варианты работы: например, 12 часов по графику «два через два» или 24 часа по графику «сутки через трое». Максимальная продолжительность рабочей смены законодательно не установлена (письмо Роструда от 01.03.2007 № 474-6-0). Однако есть и исключения, например для водителей – до 10 часов согласно приказу Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается в ПВТР.

3) Выходные предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно ПВТР (ст. 111 ТК РФ). Согласие на привлечение к работе в субботу, воскресенье и праздники не требуется. Оно необходимо, только если сотрудник привлекается на работу в его выходной по графику.

4) Еженедельный отдых при работе по графику должен составлять 42 часа (ст. 110 ТК РФ).

5) Продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и т.д.) не должна превышать нормального числа рабочих часов при стандартном графике работы (8 часов в день/40 часов в неделю).

NB! Для определения нормы рабочего времени за учетный период используется порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н. Из учетного периода исключается время, в течение которого работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы: отпуск, временная нетрудоспособность, командировка и т.д. В этих случаях норма рабочего времени уменьшается на количество часов отсутствия (см. письмо Минтруда России от 25.12.2013 № 14-2-337).
Шаг 5. Знакомим работников с графиком

Согласно ст. 103 ТК РФ сменные графики доводятся до сведения сотрудников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. ТК РФ не содержит норм, определяющих срок и форму ознакомления с графиками работ при суммированном учете рабочего времени. Полагаем, что использование указанного в ст. 104 ТК РФ месячного срока позволяет снизить риск трудовых споров, это также подтверждается судебной практикой3. Если в процессе работы возникнет необходимость изменить графики конкретным сотрудникам, то это следует делать с их согласия. В противном случае изменения возможны только за месяц до начала периода, в котором они планируются.

Как следует из наших примеров, обращение работников в суд с различными жалобами по поводу графиков работы – не редкость. Поэтому руководителям аптечных организаций необходимо обратить пристальное внимание на составление документов, регламентирующих учет рабочего времени.

1. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 4.04.2016 г. по делу № 33-1006/2016. 2. Решение Переславского районного суда Ярославской области по делу № 2-251/2016 от 18.02.2016 года, Решение Серпуховского городского суда Московской области 28.10.2015 года по делу № 2-3216/2015). 3. См., например, Апелляционное определение от 30.09.14 по делу № 33-12674/2014.

Юлия Жижерина

Журнал «Российские аптеки» №10, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

По закону

Санкции аптеке за продажу рецептурных препаратов через интернет

Какими санкциями может грозить аптеке (аптечной сети) продажа через интернет рецептурных препаратов?

По закону

Контрольная закупка в аптеке

В каких случаях в аптеке может быть проведена контрольная закупка?

По закону

Сверх нормы

Продолжительность рабочего дня, определенная Трудовым кодексом РФ, составляет 40 часов в неделю. Однако случается, что на работе приходится задерживаться, нередки такие ситуации и в аптека…

По закону

Специалист с функциями заведующей аптекой

Может ли в настоящее время специалист со средним фармацевтическим образованием выполнять функции заведующей аптекой?

По закону

Разметка в торговом зале

Возможны ли санкции со стороны проверяющих органов если люди это правило постоянно игнорируют?

По закону

Порядок действий аптеки, в случае если покупатель сообщает об ухудшении состояния здоровья после приема БАД

Каким должен быть порядок действий аптеки, в случае если покупатель сообщает об ухудшении состояния здоровья после приема биологически активной добавки?