Школы финансируются из какого бюджета

Тему школы и денег мы рассмотрим на примере Самарской области. Она хорошо для этого подходит. Отсюда стартовала прошлая реформа — переход на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги стали следовать за учеником, — теперь так по всей стране. Отсюда же стартует и нынешняя — самарские школы подчиняются региональным, а не местным властям (исключение — крупные города Самара и Тольятти), и министр образования Ольга Васильева хочет распространить эту практику на всю Россию. При этом Самарская область — один из наиболее благополучных регионов России, так что картина должна получиться по крайней мере не хуже, чем по стране в целом.

Для оценки финансового состояния школы у российского общества есть инструмент — сайт отчетности муниципальных и государственных учреждений bus.gov.ru. Интерфейс устроен непросто, но в отчетах школ можно найти данные о бюджетном и внебюджетном доходе (от платных услуг), о средней зарплате, численности учителей и учащихся. Для карты школ Самарской области zeus.volgamonitor.com мы выгрузили и обработали данные всех государственных школ Самарской области — их более 650.

Эти данные показали, что от реформы выиграли в основном крупные школы — численностью более тысячи человек, особенно сельские, с повышенным нормативом финансирования. Менее крупные, но более престижные лицеи и гимназии спасаются внебюджетным доходом — в самых лучших из них он, бывает, превышает бюджетное финансирование. Самая обычная районная городская школа, средняя и по числу учащихся, и по доходу и амбициям родителей, по-прежнему выживает с трудом. Ну а маленькая окраинная городская школа оказалась на дне по всем статьям.

27 тысяч в год на душу ученика

В Самарской области базовый норматив в 2016 году составил 27 тысяч рублей — такая сумма выделяется в год на ученика обычного, непрофильного пятого — девятого класса.

По данным Института развития образования ВШЭ, разбег этого норматива по регионам России значительный — от 9 тысяч рублей в Новгородской области до 111 тысяч в Ямало-Ненецком АО (в Москве — 63 тысячи рублей). Общая логика расчета норматива — определить, сколько педагогов требуется для выполнения программы в расчете на одного учащегося, и умножить это число на среднюю зарплату по региону, прибавив расходы на обеспечение деятельности учреждения.

На самом деле норматив определяет далеко не все. Потому что, во-первых, он не один — их много (по числу программ — основная, углубленная, адаптированная, индивидуального обучения и так далее). Во-вторых, есть еще коэффициенты, например, в Самарской области — плюс 25% для сельских и малокомплектных школ. В-третьих, таким школам положено возмещать «затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества учащихся» (то есть вообще без норматива). А еще есть целевые субсидии и прочее.

В итоге финансирование школ крайне неравномерное. В Самарской области одни получают «базу» (и даже меньше 27 тысяч, потому что есть нормативы и пониже — для начального образования, для семейного и так далее), а другие — в 5-6 раз больше: от 22—25 тысяч рублей в нескольких городских школах в Самаре до 180—190 тысяч в селах со школами, где учеников едва больше, чем учителей. Подавляющее большинство школ, как видно на рисунке, получают 25—100 тысяч на ученика.

Источник: расчеты автора

Реальное финансирование в большинстве случаев гораздо выше норматива, и это объяснимо. В среднем в самарской школе — под сотню сотрудников. По нашим наблюдениям, такая высокая цифра получается прежде всего за счет сельских школ: если в городах штат предпочитают резать, чтобы платить людям побольше, то на селе — раздувать, чтобы всем хватило работы (опять же надбавки, подъемные учителям и прочее). При этом больше трети школ имеют менее 300 учеников. Сократить штат ниже определенного минимума тоже нельзя — школа обязана исполнять стандарты и иметь учителей по всем предметам даже для одного ученика. Лишь в 12% школ работают меньше 30 человек. То есть в каком-то смысле это подушевое финансирование — только в расчете на душу учителя, а не ученика.

Источник: расчеты автора

В итоге в половине школ на одного сотрудника приходится менее пяти учеников. В 90% случаев доход на учащегося в них начинается от 80 тысяч рублей в год. Учреждения с соотношением 5 к 1 уже обходятся в 50—70 тысяч рублей в год на ученика. Идеальный вариант — когда на одного сотрудника приходится от восьми учеников. Но таких школ в Самарской области всего 20%.

Почему идеальный? По отчетам школ получается, что лишь с таким соотношением можно гарантированно обеспечить всех сотрудников зарплатой выше 20 тысяч рублей — школ с меньшей средней зарплатой в этой группе просто нет.

Источник: расчеты автора

Неравенство в бедности

Закон об образовании и так называемые майские указы президента требуют, чтобы средняя зарплата педагогических работников была не ниже средней зарплаты по региону. По официальным данным, средняя зарплата в Самарской области в 2016 году составила 25 тысяч рублей, средняя зарплата работников в сфере общего образования — 26 тысяч рублей, а педагогических работников в общем образовании (в школе) — 27 тысяч рублей.

Школы отчитываются о зарплате по коллективам в целом, но доля вспомогательного персонала в составе школы обычно не превышает 10%, так что средние зарплаты сопоставимы. В нашей выборке средняя зарплата получилась 22,3 тысячи рублей. Пусть средняя зарплата учителя (с поправкой на 10%) — 25 тысяч. Это не дотягивает до официальных данных.

В двух школах из трех средняя зарплата находится в диапазоне 18—26 тысяч рублей. При этом примерно в каждой шестой школе она меньше и примерно в каждой шестой — больше.

Источник: расчеты автора

«Богатые» — крупные школы, от тысячи учеников. По большей части городские, но есть и сельские — доплата в 25% сохраняется, даже если формируются большие классы, как в городе. Но больших школ в селах мало.

В хвосте распределения школ по средним зарплатам большинство —  сельские, с числом учеников до 300. Несмотря на надбавки, все равно заработки здесь меньше городских.

Впрочем, для небольшого села зарплата 15—20 тысяч рублей не так уж плоха, к тому же сельские учителя получают дополнительные льготы вроде оплаты ЖКХ. В городе нет льгот, а жить на эти деньги невозможно.

«Бедные», которые в наихудшем положении, — маленькие городские школы, где учится 150—300 человек. Обычно это школы в окраинных рабочих поселках. Средняя зарплата сотрудников в школе № 134 в поселке Запанской в Самаре  —  10 066 рублей. Здесь 205 учеников, 47 учителей. В школе № 59 в Толевом средняя зарплата едва дотягивает до 13 тысяч рублей.

Педагоги могут быть совместителями и зарабатывать больше, но что и с чем будет совмещать учитель начальных классов? Кто поедет жить и работать в рабочий поселок?

Когда внедряли подушевое финансирование, предполагалось, что школы будут бороться за детей, конкурировать между собой. На селе такого выбора вообще нет, но и в городе он есть не везде. Никто не конкурирует за детей из старого рабочего поселка.

Родители готовы доплачивать

В 85% школ Самарской области есть внебюджетный доход. Его можно получать от платных услуг, сдачи помещений в аренду, в виде добровольных пожертвований. Внебюджетный доход школам приносят входящие в их состав детские сады и школы искусств с платными кружками, бассейны. В 7% школ области — в основном городских — внебюджетный доход составляет более 10% общего дохода школы, в 2,6% школ — свыше 30%.

В лучших по результатам ЕГЭ школах Самарской области внебюджетный доход есть всегда, а в некоторых случаях он исключительно высок — например, до 60 тысяч рублей в год в расчете на одного учащегося в Самарском медико-техническом лицее в 2016 году. Это больше, чем бюджетное финансирование лицея, — 48 тысяч рублей.

В таких школах родители вполне официально оплачивают дополнительные занятия языками, программированием, биологией и химией с вузовскими профессорами. Крупный заработок для такой школы — «Школа дошкольника» стоимостью 40—50 тысяч рублей в год. Это дорого, но родители надеются, что посещение занятий поможет им попасть в школу, хотя формально поступление регулируется только электронной очередью, и 75—100 мест в первых классах таких школ расходится за несколько секунд.

К внебюджетному доходу таких школ стоит добавить фонды добровольных пожертвований. Дохода от фондов нет в отчетности школ, его никогда не упоминают чиновники. А он может быть очень большим. В Самарском лицее информационных технологий (входит в «500 лучших школ России») в 2015 году родители сдали в фонд 33 тысячи рублей в среднем на ученика, заплатили за платные услуги 28 тысяч рублей, а из бюджета школа получила 44 тысячи рублей на ученика. Таким образом, бюджетный доход школы составил лишь две трети внебюджетного.

Есть результат — деньги будут

Можно ли сопоставить доход школ с их результатом? Бюджетный доход — нет: тут все по-разному. А вот если поставить рядом внебюджетный доход школ и их образовательные результаты, то картинка другая. Размер дохода коррелирует с оценками на ЕГЭ.

Сотня школ Самарской области, в которых внебюджетный доход в 2015—2016 годах составлял меньше тысячи рублей в год на человека, выпускает в основном троечников. А 28 школ с внебюджетным доходом выше 10 тысяч рублей — главным образом отличников и хорошистов.

На карте школ zeus.volgamonitor.com мы представили рейтинг для школ, в котором учитываются результаты по всем предметам, сданным на ЕГЭ в 2014—2015 годах. Группа А — это школы, в которых по всем или по большинству предметов баллы были выше 70 (для математики и физики — 60). Таких школ оказалось 21 из 475 оцененных. Средний внебюджетный доход в этой группе составляет 12 тысяч рублей в год на ученика.

Высокие результаты изредка попадаются и в школах с низким внебюджетом, обычно — в маленьких сельских школах, где учителя, по словам одного из директоров, «сидят с учениками столько, сколько надо». Но явление это не системное, и результаты не повторяются из года в год, как у передовых лицеев и гимназий.

Получается, что часть родителей готова регулярно платить школе за дополнительные услуги, которые дают высокий образовательный результат. Судя по тысячам заявлений в первые классы лицеев и гимназий, спрос на такие услуги значительно превышает предложение. Он оставляет за бортом маленькие городские школы с нулевым внебюджетом. Спасти их, вероятно, может только решительное объединение и реструктуризация, после которой в поселках останутся филиалы — начальные школы. Но на это у чиновников пока не хватает смелости.

Автор — журналист, создатель рейтинга самарских школ zeus.volgamonitor.com

Другие статьи рубрики «Такая Россия»

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Статья 41. Финансирование образовательных учреждений

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений — на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

(в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 — 7. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

10. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральные законы от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

(п. 11 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оглавление |

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

№10, 28.11.2017

Экономические науки

Гапсаламов Алмаз Рафисович (Кандидат экономических наук)
Семенов Алексей Сергеевич

Ключевые слова: ФИНАНСИРОВАНИЕ; БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ; ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ; ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ; КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ; FINANCING; BUDGET FINANCING; FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS; FINANCIAL RESOURCES; CONSOLIDATED BUDGET; EDUCATIONAL SERVICES.

Аннотация: В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования в целом. Проведен анализ и оценка основных факторов, которые негативно влияют на выделение государственного бюджета в образование. Сформулированы основные качественные и количественные понятия федеральных программ. Даны рекомендации по модернизации системы финансирования сферы образовательных услуг.

Наиболее важным социально-экономическим правом каждого гражданина Российской Федерации является право на образование. От реализации данного права зависит функционирование и развитие общества и государства. Образованность поколения зависит от качественных реализуемых процессов образования. Основная гарантия государства в области образования состоит в том, что любой гражданин имеет право на получение бесплатного образования. На сферу образования возлагается одна из ведущих ролей государственной деятельности, которые требует значительной финансовой поддержки со стороны государства.

На сегодняшний день финансирование образовательных организаций является одной из первостепенных проблем, на пути развития образования в нашей стране. На данном этапе сфера образования в Российской Федерации характеризуется нехваткой бюджетных мест. Проблемы содержания и качества образования отходят на второй план, так как они зависят непосредственно от финансовых ресурсов. Задолженность по заработной плате персоналу в образовательных учреждениях, также является актуальной проблемой в последние годы, что негативно сказывается на привлечении молодых специалистов, из образовательных организаций в коммерческие структуры. Данные обстоятельства оставляют значимый негативный отпечаток в формировании рынка труда, услуг и цен. Такие ученые как: Л. Г. Поляк, Е. А. Колесникова, Е. В. Савицкая, И. Ю. Федорова, Н.И. Сидорова, занимались исследованием данной проблемы, и посвящали этому множество трудов.

Основным источником финансирования образования является федеральный бюджет государства, бюджет субъектов Российской федерации, бюджеты муниципальных организаций и внебюджетные средства. Под финансированием понимается процесс обеспечения образовательных организаций финансовыми ресурсами. В данный процесс входят определение целей финансирования, размер необходимых денежных средств, сроки, порядок расходования и отчет о расходах. Экономическое состояние страны влияет на финансирование экономики, в том числе и образования. Благодаря макроэкономическим показателям финансирования в нашей стране, можно проанализировать состояния обеспечения сферы образования, и развития ее в дальнейшем.

К большому разочарованию приводит тот факт, что за последние годы происходят значительные сокращения расходов на всех уровнях, обусловленных экономическим состоянием нашей страны. На фоне мирового финансового кризиса, проявляется значительное ухудшение государственного финансирования системы образования. При значительном снижении финансирования в сфере образования, нарастает риск возникновения кризиса и поиск путей альтернативных образовательных учреждений. Консолидированный бюджет Российской федерации в период с 2013-2016 гг. является дефицитным.

Таблица.1 Показатели консолидированного бюджета в образовании

Начиная с 2013 года, дефицит составил порядка 880 млрд. рублей, к 2016 эта цифра уменьшилась вдвое. Применительно к сфере образования, данный профицит влияет негативно на финансирование образовательных учреждений.


Рис.1 Изменение консолидированного бюджета РФ 2012-2016
На реализацию Федеральной программы «Развитие образования» в период 2014-2020 годов было запланировано порядка 306 млрд. рублей, из них федерального бюджета 273 млрд. рублей, и порядка 33 млрд. из внебюджетных источников. Основной целью данной программы является обеспечение соответствия качества образования в Российской Федерации к запросам населения и задачам развития социальной сферы и экономики
Последние пару лет показали нам, что финансирование данной программы сократилось более, чем на 90%, по сравнению с предыдущими годами (2016 год — 1,3 млрд).

Весомым негативным фактором является передача финансирования с федерального уровня на региональный. Начиная с 2015 в региональных образовательных учреждениях, из-за дефицита финансовых средств, началась оптимизация расходов, путем сокращения рабочих мест и переподготовки кадров. Данное явление влияет на увеличение уровня безработицы в стране с каждым годом. Так же немаловажным фактором, пагубно влияющим на процесс финансирования сферы образования, является инфляция.

Исследования, проводимые в системе образования, позволяют искать и разрабатывать новые финансовые механизмы и инструменты, которые позволят ускорить шаги, на пути модернизации системы образования и ее финансирования. В связи с вышесказанным, на пути совершенствования финансирования системы образования, мы считаем, что полезными факторами буду являться:

1. Освобождение от уплаты налогов бюджетные образовательные организации, на которые возлагается основной доход.
2. Совершенствование системы финансирования образования на законодательном уровне.
3. Создание единой информационной платформы для анализа функционирования бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации.
4. Привлечение частных и спонсорских инвестиций на государственном уровне (Совершенствование и развитие программы государственно-частного партнерства в области образования).
5. Введение четкой подотчетности и повышение ответственности учредителей и подведомственных организаций. Оценка эффективности использования финансов.
6. Развитие системы образовательного кредитования, с частичным покрытием государства.
7. Введение тендеров на образовательные услуги.
8. Плановые мониторинги и оптимизация в образовательных организациях.

Подводя итоги, можно сказать, что процесс финансирования образовательных услуг требует серьезной работы по исследованию и анализу бюджетных образовательных учреждений и для их потребителей, с целью сведения к минимуму рисков, по созданию определенной нормативной базы. Результатом проведенных мониторингов и работ, должно быть не сокращение финансовой поддержки образовательных организаций, а эффективно функционирующий процесс расходов, с целью оказания качественных образовательных услуг.

Список литературы

  1. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. Проблемы финансирования образования в России // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 546-550
  2. Егупова О.А. Проблемы финансирования образования // Ученые записки. 2009 – № 13 – С. 142-148
  3. Коокуева В.В Проблема регионального образования на федеральном уровне в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013 – №7 – С.319-322
  4. Потехина Е.В. Процесс финансирования образовательных учреждения: механизм и основные направления // Ученые записки. – 2013. – №5 – С.106-109
  5. Корноухова Т.В., Гапсаламов А.Р. Формы практико-ориентированного обучения в системе СПО на современном этапе развития экономики РФ // Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 196-198