С какого момента организация считается созданной

Учреждение коммерческих организаций. Процесс создания коммерческих организаций распадается на две стадии: учреждение и государственная регистрация.

Помимо основной цели – систематического извлечения прибыли, – создание коммерческих организаций преследует те же цели, что и создание других юридических лиц.

Это обособление имущества учредителя, ограничение имущественного риска участника обособленным имуществом, организация управления соответствующим имуществом, выступление коммерческой организации в обороте от собственного имени. По существу это признаки юридического лица. Рассмотрим, как они проявляются применительно к коммерческим организациям.

Обособление учредителем своего имущества в целях его эксплуатации и извлечения прибыли означает в данном случае персонификацию этого имущества в новом субъекте права, закрепленность его за создаваемой коммерческой организацией. С экономической точки зрения в данном случае происходит обособление функции производительного (коммерческого) использования капитала учредителя от остального его капитала, что собственно и характерно для рыночной экономики. Особенно важное значение это имеет при объединении капиталов многих учредителей для осуществления крупномасштабной предпринимательской деятельности, например, при создании открытых акционерных обществ.

Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации. Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом – прибыли. Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.

Уставный (складочный) капитал, которым должны обладать все коммерческие организации, представляет собой сумму вклада

Коммерческое право.

Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 58

(вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации. Уставный капитал коммерческой организации определяет минимальный размер имущества коммерческой организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Вкладом в уставный (складочный) капитал коммерческой организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями коммерческой организации и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК).

Величины минимальных уставных (складочных) капиталов коммерческих организаций определяются Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» с учетом действия специальных законов, регламентирующих тот же вопрос. Размер уставного капитала открытых акционерных обществ, предприятий любых организационно-правовых форм с иностранными инвестициями, государственных и муниципальных унитарных предприятий не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимального размера оплаты труда в месяц на дату государственной регистрации коммерческой организации. Размер уставного капитала других коммерческих организаций (хозяйственных товариществ, закрытых акционерных обществ, производственных кооперативов) не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимального размера оплаты труда в месяц на дату их государственной регистрации.

В отношении ряда коммерческих организаций, например, коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также установлены другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.

Ограничение имущественного риска учредителя обособленным в целях создания коммерческой организации имуществом имеет особенно важное значение в сфере предпринимательства, так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации.

Коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены Гражданским кодексом либо учредительными документами коммерческой организации. Так, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 59

Обращает на себя внимание также правило п. 3 ст. 56 ГК: если несостоятельность (банкротство) коммерческой организации вызвана учредителями или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этой коммерческой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества коммерческой организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.

Приведенные исключительные правила не противоречат принципу самостоятельной имущественной ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.

Организация управления обособленным имуществом учредителя при создании им коммерческой организации осуществляется через органы управления коммерческой организации (единоличные и коллегиальные), ее структурные подразделения, в частности, филиалы и представительства.

Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В определенных случаях, как уже отмечалось, коммерческая организация может приобретать права и принимать на себя обязанности через других лиц: коммерческих представителей (ст. 184), участников (п. 2 ст. 53 ГК).

Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами. Так, наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК).

Наиболее сложная организация управления характерна для акционерных обществ (ст. 103 ГК). Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), определенным образом и весьма строго распределяется между ними компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия), но и гарантирует права акционеров и других кредиторов акционерного общества.

Организационную структуру коммерческих организаций составляют их подразделения. Иногда это имущественно и организационно обособленные подразделения – филиалы и представительства. Последние отличаются тем, что расположены вне места нахождения коммерческой организации и осуществляют все его функ-

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 60

ции или их часть (филиалы) либо представляют интересы коммерческой организации и осуществляют их защиту (представительства). Имущество, которым наделяются подразделения коммерческой организации, может учитываться на отдельном (в рамках самостоятельного баланса коммерческой организации) балансе.

Представительства и филиалы, а также другие подразделения коммерческой организации не являются юридическими лицами. Они действуют на основании утвержденных коммерческой организацией положений Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК).

Коммерческие организации создаются ради выступления в обороте от собственного имени, независимо от учредителей. Обладая обособленным имуществом, организационной структурой для управления этим имуществом, коммерческая организация через свои органы управления или представителей участвует в рыночных отношениях, от своего имени приобретает и осуществляет права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Коммерческая организация имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях также на характер деятельности коммерческой организации. Фирменное наименование коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией самой коммерческой организации. Использование фирменного наименования является исключительным правом коммерческой организации-правообладателя (ст. 54 ГК).

Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации. В силу п. 3 ст. 53 ГК лица, которые в силу закона или учредительных документов коммерческой организации выступают от ее имени, должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно. В случае злоупотреблений со стороны представителей они обязаны со требованию учредителей (участников) коммерческой организации возместить убытки, причиненные ими коммерческой организации.

Помимо фирменного наименования индивидуализация коммерческой организации производится путем определения ее местонахождения, а также индивидуализации ее товара.

Место нахождения коммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации (ст. 54 ГК). Конкретный адрес коммерческой организации указывается в ее учредительных до-

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 61

кументах и привязан к месту нахождения ее постоянно действующего органа.

Индивидуализация товара коммерческой организации производится путем использования производственной марки, товарного знака или наименования места происхождения товара.

Производственная марка – это словесное описание товара, помещаемое на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование изготовителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты, перечень свойств товара и ряд других данных (ст. 7, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.). Производственная марка не подлежит специальной регистрации.

Товарный знак (знак обслуживая) – это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара, используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Товарный знак подлежит государственной регистрации в Патентном ведомстве.

Коммерческая организация, производящая товар, свойства которого в значительной степени определяются условиями той местности, где он производится, вправе зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. В отличие от товарного знака право пользования наименованием места происхождения товара не является исключительным.

Каков же порядок учреждения коммерческих организаций? Применительно к той или иной организационно-правовой форме коммерческих организаций порядок учреждения определяется соответствующими статьями ГК или специальными законами, например, Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.).

Общий порядок учреждения коммерческих организаций состоит в следующем. Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия учреждаются Правительствами РФ или субъектов РФ, соответствующими комитетами по управлению имуществом РФ или субъектов РФ.

В зависимости от избранной организационно-правовой формы коммерческой организации ее учредительными документами являются учредительный договор, учредительный договор и устав, либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК). В соответствующих учредительных документах с учетом требований законодательства определяется право-

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 62

вой статус той или иной коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации.

К коммерческим организациям, которые действуют исключительно на основании учредительного договора, относятся полные товарищества и товарищества на вере. Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем. В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает только устав. Остальные коммерческие организации (акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава.

В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные специальными нормами ГК или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида (например, п. 1 ст. 113 ГК; ст. 10 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»).

В учредительном договоре учредители фиксируют свою волю на создание коммерческой организации, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности. В договоре определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава.

Устав коммерческой организации определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации. В уставе в соответствии с общедозволительным правовым режимом может быть отражено все, что не противоречит действующему законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида. Так, например, устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций; их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК).

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 63

Государственная регистрация коммерческих организаций. Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

Гражданским кодексом предусмотрена единая система государственной регистрации юридических лиц. Все юридические лица, в том числе коммерческие организации, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

Следует, однако, заметить, что впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц (ст. 8 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса). Действующий порядок регистрации определен ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,» Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» и рядом других специальных законов об отдельных видах коммерческих организаций. Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется в разных органах: обычно – Регистрационных палатах администраций субъектов РФ, но, в частности, кредитных организаций – в Центральном банке РФ; предприятий с иностранными инвестициями, начиная с определенного уровня уставного капитала, – в Минэкономики РФ.

Для государственной регистрации коммерческой организации ее учредители представляют следующие документы: заявление о регистрации; решение об учреждении коммерческой организации (в частности, учредительный договор); утвержденный устав; свидетельство об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала коммерческой организации, указанного в решении об учреждении коммерческой организации.

В специальных законах могут быть предусмотрены дополнительные документы. Так, для государственной регистрации кредитной организации необходимо представить в Центральный банк РФ также копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц; аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности; декларации о доходах учредителей – физических лиц; анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации.

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 64

Органы государственной регистрации не вправе требовать другие документы помимо указанных в законе, в противном случае их действия могут быть обжалованы в суде.

Решение о регистрации или отказе в регистрации коммерческой организации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи учредителями необходимых для этого документов

Осуществляя государственную регистрацию коммерческих организаций, органы регистрации контролируют соблюдение установленных законом условий создания коммерческих организаций. При положительном решении вопроса основные данные о коммерческой организации, в том числе о ее фирменном наименовании, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

При нарушении установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствии ее учредительных документов закону орган регистрации отказывает в государственной регистрации коммерческой организации. Отказ в регистрации по другим основаниям, в частности по мотивам нецелесообразности создания коммерческой организации, не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. При этом подлежат возмещению убытки, причиненные органом регистрации учредителям в результате незаконного отказа в регистрации (ст. 16 ГК).

С момента государственной регистрации коммерческой организации возникает ее правоспособность, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности. Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК) и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, предприятий с иностранными инвестициями – абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК).

Иначе говоря, коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует общедозволительному режиму предпринимательства. Отсутствие законодательного требования о перечислении в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота, так как сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее целям.

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 65

Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, например, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). С момента признания коммерческой организации несостоятельной (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства запрещается отчуждение ее имущества, наступают также другие ограничения в правах (ст. 18 Закона РФ от 19 ноября 1993 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»). Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суд.

Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителя (учредителей), имеющего возможность определить цели деятельности коммерческой организации в ее учредительных документах, что следует из п. 1 ст. 49 ГК.

СЗРФ 1994 № 11. ст. 1194.

СЗРФ.1996. № 3.Ст. 140.

О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 42 ст. 2322.

СЗ РФ. 1996. № 6 ст. 492.

Ведомости РСФСР. 1990. № 30. ст. 418.

СЗРФ 1994. № 11.Ст. 1194.

См., напр. ст. 12–17 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г.) // СЗ РФ 1996. № 6. ст. 492.

Ведомости РФ 1993. № 1Лицензирование деятельности коммерческих организаций. Помимо общего условия осуществления правосубъектности коммерческой организации, каким является факт ее государственной регистрации, ГК предусматривает специальные (дополнительные) условия осуществления правосубъектности коммерческих организаций. Таковыми являются различного рода разрешения на занятие определенными видами предпринимательской деятельности: лицензии, квалификационные аттестаты, квоты и т. п.

В соответствии со ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, коммерческая организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право коммерческой организации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В настоящее время виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, определены не только федеральными законами, как того требует ст. 49 ГК, но и другими правовыми актами, которые в соответствующей части следует признать нелегитимными. Так, постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень видов лицензируемой деятельности, а также единый порядок выдачи лицензий.

Лицензирование – это административно-правовой регулятор предпринимательских отношений, имеющий целью обеспечение нормального соотношения частных интересов коммерческой орга-

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 66

низации с публичными интересами общества в целом. Возникающие при лицензировании правоотношения между коммерческой организацией и лицензирующим государственным органом являются административными правоотношениями, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.

Следовательно, как и любая деятельность государственных органов, деятельность по лицензированию должна быть четко регламентирована в законе. При этом в основу решения вопроса о лицензировании того или иного вида предпринимательской деятельности должен быть положен принцип «лицензировать только то, что нельзя не лицензировать». Например, в целях обеспечения публичных интересов нельзя не лицензировать опасные для общества виды деятельности, высокодоходные виды деятельности и т. п.

Поскольку лицензирование – это деятельность государственных органов: Центрального банка РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др., – следует сделать вывод, что передача таких функций негосударственным структурам, различным ассоциациям, союзам и т. п. недопустима. Это прямо вытекает из ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Федерального закона РФ от 25 мая 1995 г.), запрещающей передачу хозяйствующим субъектам функций органов власти всех уровней. Вместе с тем допустимо делегирование полномочий государственных органов по лицензированию отдельных видов деятельности органам местного самоуправления.

Соответствующими законами предусматриваются основания для отказа в выдаче лицензий и отзыва лицензий. Перечень таких оснований является исчерпывающим (например, ст. 11, 20 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»). Отказ в выдаче лицензии либо отзыв лицензии по другим основаниям, кроме предусмотренных законом, не допускается и может быть обжалован в арбитражном суде.

Особо следует заметить, что безлицензионная деятельность предполагает применение к коммерческой организации гражданско-правовых и административно-правовых санкций.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Сделки, совершенные коммерческой организацией, не имеющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными по иску этой коммерческой организации, ее учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью коммерческой организации (ст. 173 ГК).

Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 67

В качестве примера административной ответственности можно привести норму ст. 157 КоАП,25 предусматривающую ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии) или нарушение условий, предусмотренных в лицензии, в виде штрафа или аннулирования лицензии.

Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена кроме того, уголовно-правовая ответственность. Новый Уголовный кодекс РФ предусмотрел ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171) и незаконную банковскую деятельность (ст. 172), выражающиеся в частности в осуществлении предпринимательской (банковской) деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования.

СЗРФ.1995. № 1.Ст.69.

Конституция Республики Беларусь прямо закрепляет право каждого на свободу объединений (ст.36). Также Конституция содержит ряд иных положений тесно связанных с реализацией конституционного права на объединение.

Ст.4 Конституции, устанавливает: идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Ст.5 Конституции, гласит: политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии, другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Ст.33 Конституции, гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Запрещается цензура, а также монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами.
Общественные объединения, согласно ст.34 Конституции, обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (ч.2).

В ст.35 Конституции содержится положение, закрепляющее свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан. Однако согласно действующему законодательству необходимо проходить довольно длительную процедуру согласования запланированного мероприятия, после которой часто актуальность митинга, демонстрации или шествия теряется либо в результате такого согласования исполнительные власти требуют существенного изменения формата мероприятия, места, даты, времени его проведения.

Ст.69 Конституции закрепляет право выдвижения кандидатов в депутаты за общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Однако специальное законодательство о выборах исключает общественные объединения из числа субъектов избирательного процесса, за исключением наделения их правом выдвигать представителей в избирательные комиссии. Согласно ч.3 ст.60 Избирательного кодекса Республики Беларусь, право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за 6 месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. Иными словами, Избирательный кодекс, в нарушение указанной конституционной нормы, ограничивает право общественных объединений на выдвижение кандидатов в депутаты.

Таким образом, реализация большинства положений Конституции, касающихся свободы ассоциаций, неоправданно сужено либо специальным законодательством, либо правоприменительной практикой. Необходимо отметить так же, что суды Республики Беларусь не применяют Конституционные положения в качестве норм прямого действия, равно, как не руководствуются положениями Всеобщей Декларации прав человека и Пакта о гражданских и политических правах.

Конституционные ограничения свободы ассоциаций

Конституция Республики Беларусь устанавливает общие ограничения прав и свобод личности и перечисляет допустимые случаи, когда права и свободы (в том числе свобода ассоциаций) могут быть ограничены или приостановлены.
К конституционным ограничениям относятся:

  • Ст.23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц;
  • Ст.63 Конституции, устанавливающая, что осуществление конституционных прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Указанная статья Конституции содержит также перечень прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, однако свобода ассоциаций не входит в этот перечень.

Кроме того, Конституция содержит ограничение, которое касается непосредственно свободы ассоциаций. Так, ч.2 ст.36 Конституции устанавливает запрет на членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, для судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащих.

По своему содержанию эти ограничения соответствуют признанным международным стандартам в области прав человека, таким как Всеобщая Декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, провозглашающих право на свободу мирных собраний и ассоциаций одним из фундаментальных, неотъемлемых прав, пользование которым «не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц” (п.2 ст.22 Пакта о гражданских и политических правах).

В соответствии с этим не может устанавливаться никаких других ограничений для создания или принадлежности к негосударственным организациям, другим объединениям граждан, за исключением перечисленных выше.

Дополнительные ограничения

Обобщение законодательной и правоприменительной практики показывает, что в Республике Беларусь ограничения свободы ассоциации необоснованно расширены по сравнению с Конституцией и международными стандартами. Кроме того, все более очевидной становится тенденция (наметившаяся с 1999 г.) к системному ухудшению законодательного регулирования процессов, связанных с созданием и деятельностью неправительственных некоммерческих организаций. Так, в Республике Беларусь введены и действуют целый ряд неправомерных ограничений по целям создания и деятельности, членству, условиям регистрации общественных объединений. Причем некоторые из них закреплены на уровне законов и подзаконных актов, а некоторые сложились в результате правоприменения органами государственной власти и управления.

Дополнительные ограничения первоначально были установлены Декретом Президента Республики Беларусь №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений” от 26 января 1999 г. К числу введенных данным актом законодательства, в первую очередь необходимо отнести:

  • разрешительный принцип создания общественных объединений, который был реализован путем создания дополнительного специального межведомственного органа, принимающего окончательное решение по вопросам регистрации общественных объединений;
  • запрет на деятельность в Беларуси незарегистрированных объединений и введение требований об ответственности за деятельность от имени незарегистрированных объединений.

Реализация Декрета №2 вызвала существенные ухудшения как в системе законодательства об общественных объединениях, так и в правоприменительной практике. К примеру, законодательно установлен ряд причин для отказа в регистрации общественных объединений, которые затрагивают сам характер негосударственной организации и которые должны оставаться вне государственного вмешательства: цели организации, методы ее работы, членство в организации.

Во исполнение указанного декрета в действующее законодательство также были привнесены нормы, устанавливающие ответственность за деятельность незарегистрированных общественных объединений. В соответствии со ст. 167.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях деятельность общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию), влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин или административный арест на срок до пятнадцати суток (норма существовавшая до 1 марта 2007 г. – даты вступления в силу нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Также Законом Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации” от 13.01.1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию 29.06.2006 г.) запрещено распространение информации от имени политических партий, профессиональных союзов или иных общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию).

На сегодняшний момент положение о запрете деятельности от имени незарегистрированных объединений, а также нормы, усложняющие регистрацию общественных объединений и упрощающие их ликвидацию получили свое закрепление в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях”.

В декабре 2005 г. была установлена уголовная ответственность за организацию деятельности либо участие в деятельности незарегистрированного объединения. Данная ответственность была введена путем принятия 15 декабря 2005 г. Закона Республики Беларусь №71-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросу усиления ответственности за деяния, направленные против человека и общественной безопасности”, согласно которому были внесены дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь следующего содержания: статья 193 предусматривала наказание арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет за организацию либо руководство политической партией, иным общественным объединением, религиозной организацией, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами, или с причинением им телесных повреждений, или с иными посягательствами на права, свободы и законные интересы граждан, или с воспрепятствованием исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей. Те же действия, связанные с организацией либо руководством политической партией, иным общественным объединением, религиозной организацией, не прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию, наказываются арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Уголовный кодекс был дополнен статьей 193.1, предусматривающей наказание штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации или приостановлении их деятельности, а равно организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 171-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь” с 19 июля 2019 г. , введенная в Уголовный кодекс в 2005 г. статья 193.1 «Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности”, отменена. Однако ситуация омрачается тем, что сам запрет на деятельность организаций без регистрации не устранен из законодательства и за его нарушение введена административная ответственность по статье 23.88 КоАП «Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности”, которая предусматривает штраф до 50 базовых величин (1275 рублей или около 560 евро) за такие же действия в составе незарегистрированных общественных объединений, религиозных организаций, политических партий.

Отдельно необходимо остановиться на позиции, которую в сложившейся ситуации занимают государственные органы, от компетенции которых зависит качество правоприменительной практики в анализируемой нами области отношений. Прежде всего, это органы, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют регистрацию общественных объединений – Министерство юстиции, управления юстиции соответствующих исполнительных комитетов. Действия указанных органов повсеместно приводят к тому, что осуществление законного, гарантированного Конституцией права становится если не невозможным, то весьма затруднительным.

Так, реальным препятствием для создания общественной организации является то, что поданные объединением на регистрацию документы систематически переадресовываются регистрирующими органами «для проверки на соответствие требованиям законодательства” на экспертизу в различные государственные органы в зависимости от характера заявленных целей деятельности объединения (Национальной академии наук Беларуси, Министерству образования, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и т.д.). Сложившаяся практика дополнительных экспертиз является пагубной, так как необоснованно затягивает сроки принятия решения о регистрации. Не вполне понятна и целесообразность экспертизы. Если это действительно анализ соответствия документов требованиям законодательства, то это именно то, что составляет компетенцию самих регистрирующих органов. Известны случаи, когда экспертные заключения построены по принципу ответа на вопрос о целесообразности создания того или иного общественного объединения граждан.

Особые опасения в сложившейся ситуации вызывает отсутствие единообразного подхода государственных органов к применению законодательства, регламентирующего свободу ассоциаций. Анализ правоприменительной практики позволяет нам говорить о повсеместном нарушении регистрирующими органами требований закона. Решения об отказе в регистрации в ряде случаев не соответствуют требованиям законодательства, особенно в части указания всех мотивов отказа и нарушенных правовых норм.

В ряде судебных прецедентов это приводило к тому, что в ходе рассмотрения дела регистрирующим органом основания отказа в регистрации менялись в полном объеме. Стало обычной практикой регистрирующих органов внесение редакционных (стилистических) правок в тексты уставов объединений, касающихся сугубо их внутриорганизационной деятельности, а зачастую – целей, задач и методов деятельности.

6 октября 2006 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций)”. Согласно данному нормативному акту упразднена Республиканская комиссия по регистрации (перерегистрации) общественных объединений (далее по тексту – Комиссия).

Комиссия была введена в законодательство Республики Беларусь Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений”. Единственной функцией данной Комиссии, согласно законодательству, была подготовка и предоставление органам, регистрирующим общественные объединения, заключений о возможности регистрации таких объединений. Данная норма увидела свет также в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях” от 17 июля 2005 г. Последний состав комиссии был утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2002 г. №160 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 июля 2003 г.) «Об утверждении состава Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений”. В состав комиссии входили представители 12 различных министерств и ведомств, в том числе, заместитель главы администрации Президента (возглавлял комиссию); начальник экспертно-правового отдела Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь; министр юстиции; министр информации; начальник управления по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Комитета государственной безопасности; начальник милиции общественной безопасности и специальной милиции и т.п.

Как показывает практика, решения комиссии всегда ложились в основу решения о регистрации объединения либо отказе в ней. Комиссия не являлась юридическим лицом, следовательно, ее членов невозможно было привлечь в судебный процесс в качестве ответчиков по делам о регистрации объединений в судебном порядке либо об уклонении от регистрации. Протоколы Комиссии не содержали мотивировочной части. Периодичность созыва комиссии не была установлена законодательством, однако, если исходить из требований закона к срокам регистрации общественных объединений, то следует предположить, что Комиссия должна была собираться в среднем раз в три недели для своевременного рассмотрения документов, поданных на регистрацию, и, в конечном счете, для обеспечения права граждан на объединение. Однако Комиссия собиралась на свои заседания в среднем 3-4 раза в год.

На наш взгляд, упразднение Комиссии не внесет существенных изменений в положение с реализацией свободы ассоциаций в Республике Беларусь. Это утверждение основывается на анализе законодательства и практики правоприменения в области свободы ассоциаций в Беларуси. В частности,

  • в связи с требованиями о наличии юридического адреса объединений в нежилом фонде;
  • корректировкой целей, задач и методов деятельности объединений регистрирующими органами;
  • направлением документов объединений, поданных на регистрацию, в различные государственные органы в целях проведения экспертиз;
  • вынесением решений об отказе в регистрации либо принятии решения о ликвидации «неугодных” объединений;
  • запрете на деятельность незарегистрированных организаций;
  • вынесением решений об отказе в регистрации либо о регистрации без предоставления налоговых льгот безвозмездной помощи, получаемой от иностранных грантодателей и т.п.

По экспертным оценкам все вышеперечисленные ограничения свободы ассоциаций не соответствуют легитимным целям, закрепленным Конституцией Республики Беларусь, Пактом о гражданских и политических правах и не могут считаться допустимыми в демократическом обществе. Все дополнительные ограничения свободы ассоциаций, помимо закрепленных в Конституции, должны быть признаны неправомерными, поскольку их введение является нарушением международных норм и принципов, конституционного права на свободу объединений и служит препятствием для создания и развития независимого (негосударственного), жизнеспособного сектора гражданских инициатив.

Необходимо отметить, что, несмотря на ряд обращений общественных объединений, Конституционный суд Республики Беларусь не принял к рассмотрению вопроса о конституционности положений ряда нормативных актов о свободе ассоциаций.

В письме № 61/П/99-99-19-02-02-14 ГФС рассказала о нюансах регистрации общественной организации как организации инвалидов.

Согласно ст. 12 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (далее — Закон № 875) для осуществления мероприятий по социальной защите, реабилитации инвалидов, привлечения их к общественно полезной деятельности, занятий физической культурой и спортом создаются общественные организации инвалидов и союзы общественных организаций инвалидов.

Правовые и организационные основы реализации права на свободу объединения, гарантированного Конституцией и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, порядок образования, регистрации, деятельности и прекращения общественных объединений определяется Законом «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 4572).

То есть, создание и функционирование общественных организаций инвалидов предусматривает соблюдение определенных норм, которые закреплены Законом № 4572.

В соответствии с требованиями ст. 12 Закона № 4572 общественное объединение, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юрлица, подлежит регистрации в порядке, определенном Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Общественные организации инвалидов имеют право создавать предприятия, осуществляющие коммерческую и некоммерческую хозяйственную и другую деятельность, не запрещенную законодательством.

Поддержка прав инвалидов, обеспечение их социальной защищенности закреплены Конституцией, Законом № 875 и реализуются государством в том числе путем установления льгот по уплате налогов (обязательных платежей).

В частности, ст. 14 1 Закона № 875 предусмотрено, что предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) согласно законам по вопросам налогообложения.

Согласно пп. 282.1.2 п. 282.1 ст. 282 НК освобождаются от уплаты земельного налога общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее как 25 % суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое предоставляется уполномоченным органом согласно Закону № 875.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на ЮРЛІГУ в соцсетях. Выбирайте, что вам удобнее — Телеграм t.me/jurliga, Фейсбук https://www.facebook.com/jurliga/ или Твиттер https://twitter.com/jurligaua.

С 1 сентября 2014 года статьей 67.1 (пункт 3) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлен порядок подтверждения принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствующих при его принятии.

Согласно пункту 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии в отношении непубличного акционерного общества; в отношении общества с ограниченной ответственностью, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества, либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Нотариальное удостоверение указанных фактов не является обязательным, так как для всех видов правовых форм хозяйственных обществ существует альтернатива их нотариальному удостоверению.

Вместе с тем возможность нотариального удостоверения решения органа управления юридического лица позволит обеспечить законность и достоверность соответствующего решения (даты принятия решения, его содержания и т.д.). Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия (в том числе, в рамках статьи 67.1 ГК РФ), доказывания не требуют.

В связи с этим участие нотариуса в подтверждении принятия общим собранием участников общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, является дополнительной гарантией охраны юридического лица от фальсификаций решений органа управления, а также эффективным средство борьбы с «рейдерством».

Нотариальное действие по удостоверению принятия общим собранием участников общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, совершается нотариус по правилам, установленным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы). Указанное нотариальное действие может быть совершено любым нотариусом в пределах нотариального округа, в котором проводится собрание участников хозяйственного общества (статьи 13, 40 Основ).

Порядок совершения нотариального действия по удостоверению решения органа управления юридического лица предусмотрен Главой XX.3 Удостоверение решения органа юридического лица.

Необходимо отметить, что свидетельствование подлинности подписи на протоколе общего собрания хозяйственного общества не может рассматриваться как удостоверение принятия общим собранием общества решения и состава участников, присутствовавших при его принятии. При этом возможно засвидетельствовать подлинность подписи участников общества на протоколе общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, если такой способ был выбран участниками общества в качестве альтернативного способа подтверждения достоверности принятого решения в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ.

Для совершения данного нотариального действия нотариус должен лично присутствовать при проведении (в месте проведения) собрания. Исходя из буквального толкования статьи 67.1 ГК РФ и статьи 103.10 Основ, нотариус не может удостоверить принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, если решение принималось в форме заочного голосования.

Кроме того, согласно статье 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. Аналогичная, по своей сути, норма содержится и в пункте 3 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», согласно которой в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При таких обстоятельствах, с учетом того, что в силу пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ нотариус удостоверяет именно юридические факты принятия общим собранием хозяйственного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, решения единственного участника или же акционера общества нотариально не удостоверяются.

Необходимо также отметить, что общее собрание может быть проведено в помещении нотариальной конторы в том случае, если в извещении участникам (акционерам) в качестве места проведения собрания указан адрес нотариальной конторы, а также, если это не запрещено уставом общества. При этом общее собрание также может быть проведено непосредственно в нотариальной конторе, несмотря на указание в извещении иного места проведения, при условии присутствия на собрании всех участников (акционеров).

Согласно статье 103.10 Основ нотариус при установлении факта принятия решения органом управления проверяет правоспособность юридического лица, определяет компетенцию органа управления юридического лица в части принятия решения; наличие кворума на собрании или заседании и на основании подсчета голосов, представленного счетной комиссией или иным уполномоченным на подсчет голосов лицом; наличие необходимого количества голосов для принятия решения в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица.

Помимо этого, в целях подтверждения состава участников (членов) органа управления юридического лица, присутствовавших при принятии решения, нотариус, путем истребования соответствующих документов, устанавливает их личность, полномочия, а также их право на участие в собрании или заседании.

Необходимо отметить, что соблюдение порядка созыва собрания нотариус не проверяет. Также в ходе совершения вышеназванного нотариального действия нотариус не осуществляет проверку законности принятого на общем собрании решения и не выполняет функции счетной комиссии, то есть не отвечает за достоверность данных, предоставленных счетной комиссией о результатах голосования.

Таким образом, в рамках совершения рассматриваемого нотариального действия нотариус удостоверяет исключительно два юридических факта — принятия общим собранием общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии. При этом нотариус может удостоверить как положительное, так и отрицательное итоговое решение по вопросу повестки дня собрания.

Удостоверить факт принятия решения, ничтожность которого очевидна для нотариуса, нотариус не может. Общие основания ничтожности решений указаны в статье 181.5 ГК РФ. Так, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности. В указанных случаях нотариус отказывает в совершении нотариального действия как противоречащего закону (статья 48 Основ).

Результатом совершения рассматриваемого нотариального действия является выдача итогового документа — свидетельства об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения. Выдать свидетельство может только нотариус, присутствовавший на собрании.

Размер нотариального тарифа за удостоверение решения органа управления юридического лица установлен статьей 22.1 (пункт 12.7 части 1) Основ и составляет 3000 рублей за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа.

проверка законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение. Осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, определенном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и гражданским законодательством. юридически значимое действие, совершаемое нотариусом или уполномоченным должностным лицом в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).закрепленная в законе способность лица иметь юридические права и нести юридические обязанности, которая признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.