Правовой режим природных ресурсов

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Конституционно-правовой режим природных ресурсов как разновидность и основа правового режима природных ресурсов

1.1. Понятие и характерные черты конституционно-правового режима 16-38

1.2. Понятие, характеристика и особенности конституционно-правового режима природных ресурсов 39-55

1.3. Классификация конституционно-правовых режимов природных ресурсов 56-68

Глава 2. Содержание отдельных видов конституционно-правового режима природных ресурсов 69-159

2.1. Основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории 70-132

2.2. Национальное достояние . 133-159

Заключение 160-169

Список литературы

  • Понятие и характерные черты конституционно-правового режима
  • Понятие, характеристика и особенности конституционно-правового режима природных ресурсов
  • Основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
  • Национальное достояние

Понятие и характерные черты конституционно-правового режима

В иерархии отраслевых правовых режимов конституционно-правовой режим занимает верхнюю ступень, так как «содержит исходные начала для правового регулирования общественных отношений в целом, фиксирует принципиальный облик правовой системы, устанавливает единый порядок организации общественных отношений в масштабах государства, содержит важные ориентиры для поведения и деятельности всех субъектов права»8. При помощи конституционно-правового режима определяются границы государственного вмешательства в различные сферы жизни, жесткость юридической процедуры принятия решений, защищаются процессы возникновения, изменения и прекращения правоотношений9.

Конституционно-правовой режим как вид правового режима выделяют многие исследователи10.

На наш взгляд, конституционно-правовой режим имеет все характерные признаки одного из видов правовых режимов, обладающих собственным предметом регулирования, методом правового воздействия, внутренней структурой и иными элементами правового режима. Для всестороннего понимания такой правовой категории, как конституционно-правовой режим, необходимо обратиться к общетеоретической характеристике правового режима. Категория «правовой режим» чаще всего встречается в административном, финансовом, таможенном законодательстве. Но сравнительно недавно категория «правовой режим» стала широко использоваться в других отраслях российского законодательства, выйдя за пределы административного управления и ведомственного нормотворчества. Правда, помимо административного и финансового законодательства появление «правового режима» в тексте нормативного правового акта в других отраслях носит эпизодический характер (например, некоторые институты гражданского законодательства либо подотрасли гражданско-правового комплекса), третьи — вообще его не используют (уголовное право)11. Тем не менее, следует констатировать, что правовые режимы присутствуют во всех отраслях российского законодательства. Если в тексте нормативного правового акта отсутствует словосочетание «правовой режим», то это еще не означает отсутствие соответствующего правового явления в регулируемых этим актом общественных отношениях. Если этимология слова «правовой» понятна и не вызывает сомнений, то понятие «режим» является предметом правовых исследований. «Правовой» – это, как известно, означает «основанный на праве или отражающий нормы права»12, «связанный с правом или основанный на праве»13.

В отечественной юридической литературе этимология понятия «режим» рассматривалась в работах М.М. Валеева, М.Н. Илюшиной, Н.И. Матузова, Ю.С. Новиковой, П.И. Осипова, Л.Ю. Павловой, Е.С. Папрыгина, В.Н. Пяткина, В.Д. Резвых, О.С. Родионова, В.Б. Рушайло, И.С. Самощенко, И.А. Склярова, М.М. Султыгова и Э.Ф. Шамсумовой. Слово «режим» происходит от французского слова «regime» и латинского «regimen», что означает «управление». «Режиму» одновременно соответствует несколько значений. Например, государственный строй, метод правления, установленный порядок жизни, совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. В юридическом словаре режим – это 1) система обязательных принципов, правил, мероприятий, норм, установленных для какого-либо вида деятельности; 2) точно установленный распорядок жизни14.

Содержание понятия «правовой режим» понимается и толкуется неоднозначно. В правовой литературе существует несколько десятков определений «правового режима».

Например, правовой режим – это порядок регулирования, выраженный в комплексе, сочетании, совокупности правовых средств, «характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных обязываний»15, либо «создающий требуемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для субъектов права»16, либо «используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия»17.

Э.Ф. Шамсумова предложила определение правового режима в широком и узком смысле. Так, под правовым режимом в широком смысле понимается закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, установленный порядок, отражающий реально существующие общественные отношения и уровень развития правовой системы в целом, складывающиеся в процессе жизнедеятельности из взаимодействия саморегулирующихся и одновременно регулируемых подсистем в определенный промежуток времени на определенной территории и относительно определенного объекта.

В узком смысле слова правовым режимом является закрепленное в нормах права особое сочетание юридического инструментария (юридических средств), характеризующиеся наличием определенных условий, конкретностью (определенностью) общественных отношений, относительностью к определенному объекту и преследующее благоприятную, полезную для государства и общества цель. Правовой режим в узком смысле предлагается называть специализированным (отраслевым) правовым режимом18.

Понятие, характеристика и особенности конституционно-правового режима природных ресурсов

Целью нашего исследования является конституционно-правовой режим природных ресурсов, его понятие, внутренняя структура и правовое содержание.

Конституционно-правовой режим природные ресурсов выполняет задачи регулирования общественных отношений в сфере использования, эксплуатации и охраны природных ресурсов, как общественного блага, в интересах всего многонационального народа, в том числе задачи регулирования базовых отношений собственности на природные ресурсы, отношений по защите и преумножению природных ресурсов, а также по воспитанию бережного отношения к природе.

Правовое регулирование указанных общественных отношений крайне важно для экономического развития государства, необходимо для устойчивого развития общества. И, учитывая особое положение природных ресурсов в государстве и высокое значение природных ресурсов для общества, предлагаем исследовать как самостоятельную категорию «конституционно-правовой режим природных ресурсов», которые представляет собой порядок правового регулирования общественных отношений по поводу природных ресурсов. По нашему мнению, наиболее значимые характеристики конституционно-правового режима природных ресурсов сводятся к следующему.

Для конституционно-правового режима природных ресурсов наиболее характерны регулятивная и охранительная функции. Регулятивная функция проявляется в том, что конституционно-правовой режим природных ресурсов выполняет задачи обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений в области использования и эксплуатации природных ресурсов, ограничения гражданского оборота на отдельные виды природных ресурсов. Охранительная функция обусловливается специальными требованиями к охране некоторых природных ресурсов. Например, конституционно-правовой режим природных ресурсов выполняет задачи охраны природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации), охраны от вымирания редких видов животных, от исчезновения особо ценных видов растений, почв, природных комплексов, а также охраны окружающей среды и создания экологического благополучия Российской Федерации (часть 2 статьи Конституции Российской Федерации).

Пространственными границами конституционно-правового режима природных ресурсов является территория распространения либо локации отдельных видов природных объектов и природных ресурсов.

Конституционно-правовой режим природных ресурсов не имеет временных рамок. Хотя возможно предвидеть прекращение конституционно-правового режима после полной утраты того или иного природного объекта.

Конституционно-правовой режим природных ресурсов основан на нормах Конституции Российской Федерации, которые получают свое развитие в федеральном, региональном законодательстве, муниципальном нормотворчестве и в других правовых актах, а также в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционно-правовой режим природных ресурсов также может устанавливаться или уточняться подзаконными нормативными актами в целях оперативного управления в определенной сфере, быстрого реагирования на изменяющиеся условия природного, техногенного характера, либо по экономическим, финансовым, социальным и политическим причинам.

В конституционно-правовом режиме природных ресурсов учреждается и обеспечивается уникальный правовой статус природных ресурсов, природных объектов, природных территорий. Конституция Российской Федерации закрепляет, что природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9). Это означает, что природные богатства, природные ресурсы, природные объекты, природные территории используются как базис для жизни населения страны, а также для повседневной деятельности, хозяйственной деятельности, предпринимательской деятельности, публичной деятельности населения страны. Конституция Российской Федерации выделяет землю и другие природные ресурсы как отдельные объекты конституционно-правового регулирования, являющиеся «общими вещами для всех». При этом любое использование природных ресурсов не может быть бесконечным, истощительным, нарушающим естественное состояние природного объекта и экологической системы территории или местности. Использование, потребление, эксплуатация природного ресурса, природного объекта, природной территории, природных богатств и полезных ископаемых должно соответствовать целям устойчивого развития общества, в соответствии с которыми природные ресурсы осваиваются, эксплуатируются, используются, исходя из требований экономии, рациональности, экологичности. Природные ресурсы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, должны быть доступны каждому гражданину для использования не только в хозяйственной и иной коммерческой деятельности, но и в рекреационных целях и в другом некоммерческом использовании.

Конституционно-правовому режиму природных ресурсов применимы представления о внутренней структурированности правового режима, наличии правового содержания и отдельных элементов правового режима, субъекта и объекта правового регулирования правового режима.

Основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

«Автосвалка» юридически не находится в границах территории Природного парка «Долина реки Сходня в Куркино», но фактически с трех сторон окружена особо охраняемой природной территорией. Географически «автосвалка» находится на вершине овражного склона, в низине которого протекает Машкинский ручей – приток реки Сходни. На склоне Машкинского оврага расположен ещё один водный объект – Правобережный пруд. Всем, то есть местным жителям, экологам и другим специалистам, учитывая географические особенности местности, очевидно, что соседство Природного парка «Долина реки Сходня в Куркино», водных объектов и старых автомобилей с токсичными техническими жидкостями и прочими экологически вредными составляющими неизбежно приведет к загрязнению водных объектов и постепенной гибели природы и экологической целостности Природного парка «Долина реки Сходня в Куркино». Но, не смотря на протестные обращения жителей этого района города Москвы в адрес правоохранительных органов, Президента Российской Федерации, Мэра Москвы и Правительства Москвы, до сих пор «автосвалка» не ликвидирована. Собственник особо охраняемой природной территории Природного парка «Долина реки Сходня в Куркино», то есть город Москва, ограничился только признанием утратившим силу распоряжения о создании «автосвалки» без обязательства её демонтировать228. Таким образом, «автосвалка» своим присутствием в непосредственной близости от особо охраняемой природной территории ставит под сомнение установленные законом229 цели и задачи создания особо охраняемой природной территории Природного парка «Долина реки Сходня в Куркино». В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и Законом города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» на территории природных парков запрещается деятельность, влекущая изменение сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических и эстетических качеств природных парков230. Деятельность, связанная со строительством и функционированием «автосвалки», по нашему мнению, является деятельностью, причиняющей вред природным ресурсам, находящимся на территории природного парка, что может привести к искажению исторически сложившегося охраняемого ландшафта особо охраняемой природной территории, а также способна нарушить гидрогеологический режим местности и почвенного покрова, снизить или уничтожить ценные экологические и эстетические качества природного парка.

Второй пример. Запланированная к формированию Законом города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве»231 и Генеральным планом города Москвы232 – особо охраняемая природная территория Ландшафтный заказник «Долина реки Сходни в Митино». Но видимо, эта особо охраняемая природная территория сформирована не будет, так как её собственник – город федерального значения Москва решил отдать большую часть земельного участка территории, предназначенной для формирования особо охраняемой природной территории, под коммерческую застройку233. Это означает вырубку около 50 га деревьев и кустарников, уничтожение Рождественского ручья – одного из притоков Сходни, нескольких родников и других водных объектов. Проектом планировки территории грубо нарушаются водоохранное, природоохранное и градостроительное федеральное законодательство и законодательство города Москвы; нарушается режим функционирования реки Сходни, наносится невосполнимый вред экологической системе, нарушается единое пространство особо охраняемых природных территорий по течению реки Сходни, запланированное Законом города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве»234, поставлены под угрозу произрастающие и проживающие на этой территории краснокнижные растения и животные, охрана которых обеспечивалась включением особо охраняемой природной территории в Перечень ключевых территорий для сохранения биологического разнообразия на территории города Москвы235.

Третий пример. В период 2011-2012 на особо охраняемой природной территории Ландшафтный заказник «Тёплый Стан»236 по заказу и с ведома собственника особо охраняемой природной территории – города федерального значения Москва были размещены ряд объектов: многофункциональный эколого-просветительский центр, спортивный комплекс, каток, административные здания. В ходе строительных работ велись земляные работы, были вырыты траншеи в человеческий рост, велась реконструкция Большого Тропаревского Пруда с помощью тяжелой техники и т.д. Работы начались без экологической экспертизы в нарушение Федерального закона «Об экологической экспертизе»237. Строительные работы и работы по «благоустройству» территории особо охраняемой природной территории проводились с нарушением

Национальное достояние

Объекты национального достояния выполняют экономические, социальные, экологические, культурные и нравственные функции, обеспечивают национальные интересы государства, экономическую и экологическую безопасность страны. Природные ресурсы в качестве объектов национального достояния представляют собой уникальные природные богатства, формирующие среду жизнедеятельности человека, характер народа, незаурядность нации.

Объектами рассматриваемого конституционно-правового режима национального достояния, обладающими указанными характеристиками, могут быть признаны, например, особо ценные земли, обладающие высоким плодородием, экологически чистые земли или территории, некоторые полезные ископаемые, охотничьи угодья, малоизмененная природная среда, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, другие особо ценные природные ресурсы, природные объекты, природные территории.

Исходя из вышесказанного, предлагаем рассматривать в качестве объекта национального достояния наиболее ценные, уникальные природные ресурсы, природные объекты, природные территории, обеспечивающие экономическую и экологическую безопасность страны, и имеющие в силу этого особый правовой режим использования и охраны.

Характеристика того или иного природного объекта как достояния, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, является по своей сути и предназначению обоснованием для установления особенностей правового режима такого природного объекта414.

Мы разделяем высказанное в литературе415 мнение о необходимости создания универсального правового режима национального достояния, в том числе необходимость закрепления правового режима национального достояния в отношении отдельных природных ресурсов, природных объектов, природных территорий. Учитывая конституционно-правовое положение природных ресурсов, а также конституционно-правовой статус многонационального народа России, народов, проживающих на соответствующей территории, как субъектов правоотношений, складывающихся по поводу объектов национального достояния, правовой режим отдельных природных ресурсов, природных объектов и природных территорий, признанных объектами национального достояния, правовой режим национального достояния представляет собой отдельный вид конституционно-правового режима природных ресурсов. Это специальный конституционно-правовой режим природных ресурсов, структурно входящий в общий конституционно-правовой режим основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, конституционно-правовой режим национального достояния – это закрепленный конституционно-правовыми нормами порядок регулирования общественных отношений, складывающийся по поводу наиболее ценных и уникальных природных объектов, направленный на защиту и охрану таких объектов от нерациональных и неоправданных действия человека и государства в целях удовлетворения интересов всего многонационального народа и сохранения уникальных природных благ для будущих поколений.

Действующее законодательство и правоприменительная практика достаточно фрагментарно определяют правовое содержание, особенности и требования правового регулирования правового режима национального достояния. Например, объекты национального достояния являются предметом мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации416, сведения на объекты национального достояния являются государственной тайной417, граждане имеют право контролировать оптимальное использованием национального достояния посредством организационно-правовых форм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации418. Одной из особенностей правового режима национального достояния является установление для собственника объекта национального достояния дополнительных ограничений, связанных с обеспечением общественных интересов. К таким ограничениям, например, относятся, прежде всего, установление целевого характера использования объекта национального состояния, обязанность поддержания их в надлежащем состоянии, обязанность эффективного использования и недопустимость ограничения свободного распоряжения ими419.

Примером ограничения полномочий субъектов федерации в отношении природных ресурсов, расположенных на территории субъекта федерации, а также ограничение хозяйственной деятельности местных жителей ради сохранения национального достояния служат решения администрации США о запрете добычи нефти и газа и другой деятельности в Бристольском заливе Берингова моря и в районе арктических земель севернее хребта Брукса штата Аляски. Речь идет о фактическом неограниченном по времени запрете геологоразведочных работ и добычи нефти и газа в Бристольском заливе Берингова моря в штате Аляска с целью поставить под защиту водные

ресурсы, которые дают 40% потребляемых в США морепродуктов, а также с целью поддержать рыболовецкую отрасль штата Аляска и проживающие в этом регионе общины коренных народностей. Охрана арктических заповедных земель общей площадью 5,7 тыс. кв. км, лежащие севернее горного хребта Брукса, от жизнедеятельности человека будет заключаться в запрете доступа автотранспорта, строительства новых дорог и проведения геологоразведочных работ в целях добычи нефти и газа. По мнению администрации США, предполагаемые шаги позволят сберечь для будущих поколений этот уголок нетронутой природы Америки. Власти штата Аляски усмотрели в этом покушение на свои полномочия, лишение возможностей заниматься в своем крае добычей энергоресурсов, масштабный захват земли и посягательство на образ жизни жителей Аляски420.

В правовой литературе421 высказано мнение о том, что правовой режим национального достояния в качестве меры охраны объектов национального достояния подразумевает обязательное установление государственной собственности на объекты, признанные объектами национального достояния, в том числе на природные ресурсы, природные объекты и природные территории. Нахождение объектов национального достояния в государственной собственности исключает признак «ничейности», позволяет ограничить их оборотоспособность или изъять из оборота; осуществлять контроль за использованием объектов национального достояния может лишь властная структура

Тобольский

факультет заочного обучения

Тюменского юридического института

МВД России

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по: Экологическому праву

тема: Эколого-правовой режим лесопользования

Вариант № 9

Выполнил: слушатель Чупахин Владимир Николаевич, 2 группа 1 курс.

Служебный адрес: 6629850

ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68

Зачетная книжка № 1599.

г. Тобольск 2000 год.

План работы:

Введение

1. Леса как объект использования и охраны;

2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования;

3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Заключение

Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять, насколько тесно мы связаны с основным продуктом переработки леса — древесиной, попросту деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу берёзы?

Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. «В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов — это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности”

1. Леса как объект использования и охраны.

Но что означает «лес” с точки зрения права? Основы лесного законодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие так: «Лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.” Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический — совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический — произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический — оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

«Лес — это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.”1

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей- экономическая форма взаимодействия. «Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.”2 Эта форма получила название экологической формы.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Указом Президента РФ №2144 «О федеральных природных ресурсах”, осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы, ”…определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.”3

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. «Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса — система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов — процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.”4

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

«Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.”5

2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования.

В основе системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 года, Декларация Прав и свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.

Состоит система экологического законодательства из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды”, другие законодательные акты комплексного правового регулирования. В подсистему природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира, а так же другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Основы лесного законодательства Российской Федерации регулируют отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Лесные отношения в Российской Федерации регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краёв, областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Основы лесного законодательства Российской Федерации действуют на всей территории Российской Федерации, а законодательство республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краёв, областей и решения органов местного самоуправления не должны противоречить Основам лесного законодательства Российской Федерации.

Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Существует разграничение компетенций Российской Федерации и субъкетов Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений.

Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

Определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;

разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения лесного законодательства Российской Федерации;

распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения лесным фондом Российской Федерации;

определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защищенности, а так же перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;

установление норм и правил пользования лесным фондом;

утверждение по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения ежегодной нормы заготовки древесины (расчётная лесосека);

установление системы платежей за пользование лесным фондом, а так же образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;

определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;

утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

организация и координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;

разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения федеральных программ по рациональному использованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;

осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством. охраной и защитой лесов и установлении порядка его проведения;

организация ведения государственного учёта лесного фонда, государственного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;

осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

установление государственной статистической отчётности в области ведения лесного хозяйства;

определение вместе с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения объёмов заготовки и поставок древесины для государственных нужд;

принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими Основ лесного законодательства Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

К компетенции районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений относятся:

Учёт лесного фонда;

распределение утверждённого лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;

организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;

осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;

организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

ВАРИАНТ № 2

Выполнил: ст. гр. ЮВ-07-3

Паршин О.П.

Проверил: Локоть Л.И.

ЧИТА — 2010

Вопрос 1. Право общего природопользования

    1. Понятие права природопользования, его виды

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы».

В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных3.

В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.

В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.

В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются следующие виды природопользования (и соответственно – виды права природопользования):

– землепользование;

– водопользование;

– недропользование;

– пользование атмосферным воздухом;

– лесопользование;

– пользование растительным миром вне лесов;

– пользование животным миром.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое предназначение, а именно:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли:

– особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

– природоохранного назначения;

– рекреационного назначения;

– историко-культурного назначения;

– иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 Кодекса).

Водный кодекс РФ (ст. 37) устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах», недра предоставляются в пользование для следующих целей:

– регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

– геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

– разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

– строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

– сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр

Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

– охота;

– рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

– добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

– использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира –почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);

– изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);

– извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

– получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.).

Кроме того, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона).

В зависимости от основания возникновения права природопользования выделяют общее и специальное природопользование.

По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного ресурса из природной среды.

Кроме того, по признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд обороны, транспорта и иных целей.

1.2. Право общего природопользования

Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав. Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель населенных пунктов (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки жилого, общественно-делового, сельскохозяйственного использование. В составе земель населенных пунктов выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

Вид земельных участков общего пользования предусматривает и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ, Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 Закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так в п. 1 ст. 11 Лесного кодекса закреплено право прибивание граждан в лесах. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В то же время, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Вопрос 2. Эколого-правовой режим водопользования

Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, исчерпаемым и возобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

В ст. 1 Водного кодекса (ВК) содержаться основные понятия, такие как акватории, водные объекты, водные ресурсов, сточные воды, речные бассейны и т.д. В ранее действующем ВК использовалось понятие вода, как химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, на данный момент понятие воды не закреплено в юридическом смысле.

В ст. 5 ВК закреплено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 6 ВК РФ. Так, согласно ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В ст. 56 закреплены требование по охране водных объектов от загрязнения и засорения так:

1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

Правовые меры по охране уникальной экологической системы России и природного объекта всемирного наследия – озера Байкал закреплены в Федеральном законе от 01.05.1999 г. «Об охране озера Байкал».

Так в главе 2 ФЗ «Об охране озера Байкал» закреплен режим охраны байкальской природной территории. В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:

— приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

— учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

— сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

— обязательности государственной экологической экспертизы. (ст. 5 ФЗ)

В ст. 6 ФЗ закреплены следующие виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

— химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

— физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

— биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации таких объектов.

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Также водное законодательство регулируется не только Водным кодексов но и другими нормативно правовыми актами и международными договорами.

Задача

В Челябинской области на территории, расположенной вокруг предприятия по переработке ядерных отходов «Маяк», наблюдается повышенная заболеваемость населения, особенно детей. Многочисленные обращения в государственные органы не привели к принятию действенных мер по оздоровлению окружающей среды. При помощи представителей «Движения за ядерную безопасность» г. Челябинска подготовлены пять исков жителей о переселении из сферы воздействия «Маяка» в экологически чистую местность.

Каким должно быть решение суда? По каким основаниям территория признается зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия? Каковы права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

Решение

В данной ситуации суд не имеет права разрешать данную ситуации признавать территорию зоной чрезвычайной экологической ситуации, зонной экологического бедствия, так как правом такого признания обладает лишь Президент РФ. В данной ситуации гражданам необходимо обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы он выступил с инициативой к правительству РФ о признании данной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия. После этого проводится государственная экологическая экспертиза материалов о состоянии окружающей природной среды. По результатам государственной экологической экспертизы подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации проект Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации».

Согласно ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из данного определения видно, что территорию расположенной вокруг предприятия по переработке ядерных отходов «Маяк», можно признать зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия, т.к. здесь наблюдается повышенная заболеваемость населения, особенно детей.

Согласно ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право:

— на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

— в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

— быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

— обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

— на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

— на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

— на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Согласно ст. 19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны:

— соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

— изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

— выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

— при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Список используемых источников

Нормативно правовые акты:

Научная и учебная литература: