Расчет вывоза жбо

Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25.04.2016 N их31-01060/16 о разъяснении действующего законодательства и сообщает следующее.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

При этом, в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом отмечаем, что согласно части 5 статьи 7 Федерального закона абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу жидких бытовых расходов осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз жидких бытовых отходов.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

В этой связи расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Отмечаем, что в случае, если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 дает разъяснения по вопросам применения Правил № 491.

С учетом изложенного, за дополнительными разъяснениями по вопросам, связанным со сбором и вывозом твердых бытовых отходов целесообразно обращаться в Минстрой России.

А.Г. Цыганов

Плата за вывоз мусора и отходов часто устанавливается без должного обоснования. Фото PhotoXPress.ru

Региональные суды в РФ отменяют необоснованно высокие тарифы на вывоз бытовых отходов. Теперь на сторону недовольных мусорной реформой переходит мелкий и средний бизнес, для которого в регионах устанавливаются произвольно завышенные тарифы. Так, нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для магазинов и кафе в стране могут различаться в 600 раз. Разбираться с этим произволом, вероятно, будет прокуратура. По крайней мере об этом просит прокуроров президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Он обратился к первому заму генерального прокурора РФ Александру Буксману с просьбой проверить обоснованность установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в ряде регионов России. Поводом для обращения стал анализ, проведенный Институтом экономики роста им. Столыпина. Нормативы накопления отходов для одних и тех же коммерческих объектов могут различаться в сотни раз в зависимости от региона, указывают эксперты.

В аппарате Титова приводят несколько наглядных примеров. Так, в Республике Алтай норма образования ТКО для продовольственных магазинов составляет 2,1 куб. м в год с квадратного метра площади, тогда как в Волгоградской области она составляет уже 513,9 куб. м. То есть разница – в 248 раз.

И такая ситуация не уникальна. Так, для супермаркетов нормативы различаются в 120 раз. Если для той же Республики Алтай норма – 2,6 куб. м в год, то для Забайкальского края – уже 312,34 куб. м. Для продовольственных рынков норматив различается в 175 раз. «Республика Алтай – 2,1, Республика Северная Осетия – Алания – 363 куб. м», – отмечают в аппарате уполномоченного.

При этом наиболее вопиющая ситуация наблюдается в автомобильных и шиномонтажных мастерских – здесь нормативы накопления отходов могут различаться более чем в 660 раз. Так, в Чечне ставка для такого типа бизнеса составляет 16 куб. м в год, а в Камчатском крае – уже 1526,74 куб. м.

Такая региональная разобщенность в тарифах наблюдается повсеместно, какой сектор ни возьми. Так, норматив накопления ТКО для кинотеатра в Дагестане и Алтае будет различаться в 170 раз, для ресторана в Республике Марий Эл и Алтае – в 130 раз и т.д.

Столь существенные различия в нормативах накопления ТКО по субъектам РФ в итоге приводят к установлению необоснованной платы за вывоз мусора, что, в свою очередь, создает неравные конкурентные условия, увеличивает нагрузку на бизнес, ухудшает инвестиционный климат, а также замедляет экономический рост в субъектах РФ, говорится в письме Бориса Титова.

К примеру, ижевский магазин, торгующий обувью, должен оплачивать вывоз мусора в количестве как минимум 288 кг в месяц, хотя по факту основной мусор торговой точки – выброшенные чеки, замечают в аппарате уполномоченного. Столь же нелепая ситуация в Казани. Владелец магазина одежды, по новым нормативам, обязан ежемесячно оплачивать вывоз мусора в объеме 18 стандартных контейнеров для многоквартирных жилых домов, что в разы превышает фактический объем производимого мусора.

В аппарате бизнес-омбудсмена надеются, что прокуратура РФ проверит обоснованность нормативов накопления ТКО по тем регионам, в которых он превосходит среднее по стране значение более чем на 50% в двух и более категориях объектов.

Ситуация с бизнесом, когда небольшому предприятию в результате приходится оплачивать вывоз тонн виртуального мусора, по факту является одной из многочисленных иллюстраций проводимой в стране мусорной реформы.

Напомним, реформа стартовала с 1 января этого года, и предполагалось, что ее результатом станет создание в стране новой масштабной мусороперерабатывающей инфраструктуры. Теперь же, спустя 9 месяцев с момента ее запуска, уже и со стороны властей слышны заявления о том, что результат реформы будет виден, когда в стране в полную силу заработает переработка отходов.

По факту же основное новшество на сегодняшний день – это заметно увеличивающиеся траты на вывоз мусора при формально сохраняющейся самой системе вывоза отходов. И это серьезно беспокоит население страны. Результатом стал повсеместный пересмотр тарифов на вывоз отходов.

Во многих регионах продолжаются суды по необоснованным тарифам на вывоз мусора. К примеру, в Самаре суд отменил приказ регионального министерства об установлении единого предельного тарифа на услугу регоператора по обращению с ТКО. Органы пришли к выводу, что расходы на транспортирование мусора в регионе были превышены более чем в шесть раз. Собираются снижать тариф на вывоз мусора и в Новосибирской области. А с 1 октября на 11% были снижены тарифы для жителей Оренбуржья.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал напоминает, что оплата услуг по вывозу мусора для населения складывается из нескольких компонентов. «Стоимость по тарифу региональных операторов за вывоз 1 куб м и из норм накопления отходов на человека (за кв м площади помещения). И в одном и том же регионе может действовать минимальный и максимальный тариф операторов, поскольку регион разделен на различные зоны и в них работают разные организации. Каждый из них обосновывает свои расходы на транспортировку, хранение мусора и его ликвидацию. Это в том числе зависит от наличия инфраструктуры, расстояния до нее, а также инвестиций на ее обустройство», — отмечает он. Причин такого разброса в тарифах несколько, считает координатора проектов движения ЭКА Мария Малороссиянова. «Одна из них — отсутствие единых стандартов для страны. Регионы измеряют объемы по-своему. Нередко цифры берутся буквально «с потолка»: ведь полигонное захоронение в том виде, в каком оно работает в России, не предполагает особенного контроля», — рассказывает она. Это в свою очередь становится и причиной манипуляций. «Нормативы устанавливаются не от реальной цифры объемов отходов (которую еще и трудно посчитать), а в силу политических причин. Так, в некоторых регионах мы видим аномально низкие нормативы накопления отходов», — сообщает эксперт.

Расчет оплаты услуги по сбору и вывозу ЖБО вышеуказанные правила не применяются, так как данная услуга не является коммунальной.

Согласно подпункту д) пункта 11 Постановления от 23.05.2006 № 307, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, жидкие бытовые отходы – фекальные отходы нецентрализованной канализации.

По общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 (в редакции от 23.12.2010), вывоз твердых и жидких бытовых отходов относится к жилищным услугам. Расчет платы за вывоз ЖБО должен производиться исходя из общей площади жилого помещения (статья 158 Кодекса).

Кроме того, при определении размера платы вывоза ЖБО также применяется тариф, утвержденный для определенного региона и поставщика услуг.

После заморозки на восемь лет мэрия увеличила тариф на вывоз отходов населения в 2,2 раза из-за закрытия свалок в Подмосковье и роста транспортных расходов. Но плата за ЖХК вырастет не более чем на 5% Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Власти Москвы подняли стоимость услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритного мусора населения на 2,89 руб. — в 2,24 раза: с 2,34 руб. до 5,23 руб. на 1 кв. м общей площади. Это следует из постановления правительства Москвы от 27 декабря прошлого года, подписанного мэром Сергеем Собяниным.

Почему подорожал вывоз бытового мусора в Москве

Плата за услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения, которая устанавливается правительством столицы как ставка планово-нормативного расхода (ПНР), пояснили РБК в пресс-службе департамента ЖКХ. Отдельно в ежемесячной платежке не выделяется строчка за вывоз мусора.

В 2020 году ставка ПНР, которая включает расходы на около 30 видов работ по содержанию многоквартирного дома, увеличилась на эти 2,89 руб. — с 27,6 руб. до 30,49 руб. на 1 кв. м, следует из ответа департамента ЖКХ. Таким образом, расходы на другие услуги, кроме вывоза мусора, не повышались, а общий рост платы за содержание жилого помещения составил 10,47%.

С 2012 по 2017 год ставка по вывозу отходов выросла лишь на 0,26 руб., до 2,34 руб. на 1 кв. м площади, а за 2018–2019 годы ставка ПНР, а с ней и плата за вывоз мусора вообще не индексировались, указывает департамент ЖКХ. «При этом экономически обоснованные расходы на обращение с ТКО значительно выросли в связи с массовым закрытием полигонов Московской области в 2017–2018 годах, увеличением расстояний вывоза отходов и, соответственно, увеличением расходов транспортных организаций в сфере обращения с отходами», — говорится в ответе пресс-службы департамента ЖКХ Москвы на запрос РБК.

В Московской области на конец 2019 года закрыли 28 мусорных полигонов из 39. Площадь закрытых свалок, по данным министерства экологии региона, — 274,6 га.

Как это скажется на жителях

При росте ставки планово-нормативного расхода на 10,47% до 30,49 руб. на 1 кв. м владелец средней квартиры площадью 45 кв. м будет платить за вывоз мусора 235,35 руб. вместо 105,3 руб. при общем платеже за содержание жилья 1372,05 руб. в месяц. Но эта сумма не включает плату за услуги ЖКХ, такие как электричество, газ, вода и водоотведение. Рост тарифов на них, в отличие от жилищных услуг, регулируется федеральным правительством, а не региональным. Дмитрий Медведев, занимавший пост премьера, еще в октябре 2019 года постановил, что средний размер платы за ЖКХ в Москве в первом полугодии 2020 года не должен увеличиться, а рост за второе полугодие составит лишь 5%.

«В общую квитанцию на коммунальные услуги для жителя Москвы входит три вида услуг: коммунальные платежи (свет, газ, вода), жилищные услуги (обычно эти услуги, включая вывоз мусора, оказывает управляющая компания) и капремонт», — пояснила РБК исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По ее словам, и жилищные услуги, и стоимость капремонта могут расти выше инфляции.

Плата за обращение с отходами в Москве, которая с 2020 года выросла вдвое, включается пока в число жилищных услуг и не подпадает под ограничение роста тарифов на 5%, сообщил руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин.

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку при присоединении к мусорной реформе, стартовавшей в стране 1 января 2019 года, поэтому столица в отличие от большинства других регионов пока не выбрала единого регионального оператора по вывозу отходов (его московские власти должны выбрать к 2022 году), а стоимость вывоза не выделена в отдельную строчку в ежемесячной платежке.

Кто вывозит отходы из жилого сектора Москвы

В 2020 году в городе будет образовано 8,1 млн т твердых коммунальных отходов, указано в территориальной схеме по обращению с отходами на 2020–2029 годы, утвержденной в конце прошлого года. Глава департамента ЖКХ Москвы Александр Соловьев оценивал объем отходов, которые вывозят в городе пять крупнейших «мусорных» операторов, в 2,55 млн т в год.

С 2014 года весь мусор в Москве собирают и утилизируют пять операторов, с которыми заключены 15-летние госконтракты. Самые крупные из них — «Хартия» сына экс-генпрокурора Игоря Чайки, которая занимается вывозом отходов из Северо-Восточного и Восточного округов (сумма контрактов — 42,6 млрд руб.), и «МКМ-Логистика», который вывозит отходы из Юго-Западного и Западного округов (40,1 млрд руб.). В июле 2019 года акционеры компании «Эколайн», которая обслуживает Центральный и Северный округа (25,6 млрд руб.), приобрели «МКМ-Логистику». Северо-запад Москвы обслуживает также компания «Спецтранс», входящая в «РТ-Инвест» (12,4 млрд руб.), а Восточный и Зеленоградский округа — «МСК-НТ» (21,4 млрд руб.). Эти пять компаний продолжат свою работу на весь срок контрактов, после их завершения в 2029 году вывоз отходов из этих административных округов Москвы перейдет к единому региональному оператору.

Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов напоминает, что после повышения тарифов на вывоз отходов в Славгороде (Алтайский край) вдвое у антимонопольного регулятора возникли вопросы. Худалов считает, что правительство Москвы уже учло свои расходы на госконтракты операторов по обращению с отходами (мэрия оплачивает их по факту по формуле, указанной в постановлении правительства Москвы от 2012 года) и решило индексировать стоимость услуги для населения, чтобы покрыть возросшие расходы бюджета. «За счет такой индексации можно будет собрать с жителей, чьи дома обслуживают эти пять крупнейших операторов по вывозу отходов, дополнительно 2,5 млрд руб. в год, что составляет 0,1% бюджета Москвы», — пояснил эксперт.

Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов утверждает, что ставка за вывоз мусора в Москве пока остается минимальной по стране и дотируется из бюджета.

РБК направил запрос в пресс-службу ФАС.

На что еще выросли расходы у операторов

Операторы указывают, что их затраты существенно выросли не только из-за закрытия полигонов в Подмосковье и изменения транспортных расходов, но и из-за введения раздельного сбора отходов (РСО) в Москве с 1 января 2020 года: операторы устанавливают отдельные контейнеры для смешанных отходов и вторсырья и вывозят этот мусор раздельно. Но это им пока не компенсировали. Так, «Хартия» единовременно потратила более 250 млн руб. на закупку и брендирование контейнерного парка и мусоровывозящей техники, сообщил РБК первый заместитель гендиректора «Хартии» Михаил Минчаков. По его словам, ежемесячные затраты составляют более 20 млн руб. — в эту сумму входят кредитные платежи, зарплаты персонала и стоимость обслуживания транспорта, вывозящего отходы раздельно. К тому же были понесены серьезные финансовые затраты на оборудование отдельной линии РСО на сортировочных станциях, уточнил топ-менеджер.

По словам Минчакова, компания работает за счет собственных средств. «Но компенсация со стороны правительства Москвы обещана, идет обсуждение способов ее получения», — заметил он.

Пресс-секретарь НКО «Союзресурс» (объединяет столичных операторов по вывозу отходов) Руслан Мольков подтверждает, что при старте раздельного сбора отходов основной рост расходов приходится на транспорт и топливо. «Одному мусоровозу приходится дольше собирать контейнеры с вторсырьем по всему вверенному участку. На каждой площадке стоит по одному такому контейнеру, тогда как емкостей для смешанного мусора больше. Также выросли расходы на хранение отходов на полигонах подрядчиков», — отмечает он.

«Внедряемая на территории Москвы система раздельного сбора и накопления отходов реализуется преимущественно за счет контрактных обязательств исполнителей долгосрочных госконтрактов и прочих подрядчиков. Соответствующие обязательства включены в типовое техническое задание на обращение с ТКО и госконтракты», — уточнили в пресс-службе департамента ЖКХ Москвы. Исмаилов напоминает, что при анонсировании программы по введению раздельного сбора ТКО летом 2019 года руководство департамента сообщило, что стоимость услуг по вывозу мусора повышаться не будет.

Как заработать на раздельном сборе мусора

Мольков указывает, что сейчас перевозчики практически не получают прибыли от продажи вторсырья, собранного раздельно: «Его пока мало, от влажности оно портится, а некачественное вторсырье не хотят покупать или платят за него мало». Но он рассчитывает на рост прибыли компаний, когда раздельно собранных отходов станет больше, а эффективность извлечения из них вторсырья вырастет.

Руководитель московского отделения движения «Раздельный сбор» Валерия Коростелева считает, что раздельный сбор отходов должен быть выгодным и городу, и жителям, и оператору. «При правильной организации РСО город экономит десятки миллионов рублей в год на сокращении захоронения отходов на полигонах или 30% таких расходов — при смешанном сборе. Треть вторичного сырья можно извлечь из раздельно собранных по двухпоточной системе отходов, что позволяет его продать и заработать на этом», — считает она. По мнению эксперта, расходы московских операторов по вывозу мусора после введения раздельного сбора преувеличены.