Профстандарт педагог психолог

Должностная инструкция социального педагога по профстандарту

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция социального педагога школы разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н); в соответствии с ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г) и №413 от 17.05.2012г (в редакции от 29.06.2017г); ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в образовательном учреждении должность социального педагога.
1.3. Социальный педагог должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. К работе социальным педагогом в школе допускается лицо, не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.5. Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога школы его должностные обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора школы, который должен соответствовать требованиям законодательства о труде.
1.6. Социальный педагог относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения. Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
1.7. В своей деятельности социальный педагог школы обязан руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Семейным кодексом» Российской Федерации;
  • указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей;
  • административным и трудовым законодательством Российской Федерации;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
  • трудовым договором (контрактом).

1.8. Социальный педагог школы руководствуется в работе должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, инструкцией по охране труда для социального педагога, инструкциями по охране труда при работе с персональным компьютером и иной оргтехникой, строго соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.9. Социальный педагог школы должен знать:

  • нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;
  • нормативные правовые акты Российской федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;
  • методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей
  • подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки учащихся в процессе образования;
  • способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;
  • особенности формирования социальной компетентности у учащихся разного возраста;
  • основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей;
  • основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей в процессе социализации;
  • подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени обучающихся;
  • способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;
  • формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;
  • основные направления профилактики социальных девиаций среди обучающихся;
  • формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска;
  • социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения;
  • способы обеспечения досуговой занятости детей;
  • теория и методика социально-педагогической работы с детьми по месту жительства;
  • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
  • требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся; санитарно-гигиенические требования к организации работы с детьми;
  • права и свободы учащихся в области образования;
  • формы и методы консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав детей;
  • механизмы реализации социально-педагогической поддержки учащихся в освоении образовательных программ;
  • особенности формирования социальной компетентности обучающихся разного возраста;
  • основные направления и виды деятельности школьников, обеспечивающие расширение у них актуального социокультурного опыта;
  • формы и методы организации социально и личностно значимой деятельности школьников разного возраста;
  • методы формирования воспитывающей атмосферы в общеобразовательном учреждении, обеспечения позитивного общения детей;
  • технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании индивидуального маршрута, ситуациях самоопределения;
  • технологии социально-педагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
  • формы и методы профилактики социальных девиаций, работы с детьми и семьями группы социального риска;
  • особенности детей, проявляющих девиантное поведение, имеющих различные формы зависимостей;
  • педагогические технологии социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения;
  • формы работы с детьми по месту жительства;
  • механизмы обеспечения досуговой занятости обучающихся, проведения культурно-просветительских мероприятий;
  • социально-педагогический потенциал различных институтов социализации, методы его изучения и условия эффективной реализации;
  • формы социального партнерства институтов социализации в целях позитивной социализации детей;
  • источники актуальной информации в области социально-педагогической поддержки школьников в процессе социализации;
  • подходы к методическому обеспечению программ социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации;
  • особенности современной семьи, семейного воспитания, работы с родителями, их консультирования;
  • социально-педагогические средства поддержки школьников в построении социальных отношений, социальной адаптации;
  • нормативно-правовые акты в области трудоустройства, патроната, обеспечения жильем, пособиями, оформления сберегательных вкладов, использования ценных бумаг детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
  • механизмы программно-методического обеспечения социального партнерства институтов социализации по вопросам социально-педагогической поддержки учащихся;
  • подходы к программно-методическому обеспечению социально-педагогической работы с детьми по месту жительства;
  • средства профилактики социальных рисков, девиантного поведения;
  • методика социальной реабилитации школьников;
  • основы образовательного менеджмента, управления воспитательным процессом, организационной культуры;
  • формы и методы контроля реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке учеников школы;
  • методы диагностики и анализа результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке детей;
  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Правила внутреннего трудового распорядка, режим работы общеобразовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.10. Социальный педагог должен уметь:

  • осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся;
  • применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности учащихся для выявления их потребностей;
  • определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования;
  • определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования;
  • разрабатывать программы формирования у детей социальной компетентности;
  • разрабатывать мероприятия по социальной адаптации школьников к новой жизненной ситуации;
  • проектировать и организовывать социально и личностно значимую деятельность учащихся с целью формирования и расширения у них социокультурного опыта;
  • планировать и проводить работу с учениками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем;
  • разрабатывать меры по социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения;
  • разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости детей в общеобразовательном учреждении и по месту жительства;
  • проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся в процессе образования;
  • реализовывать меры по социально-педагогической поддержке обучающихся в освоении образовательных программ;
  • проводить занятия и культурно-просветительские мероприятия по формированию у обучающихся социальной компетентности;
  • оказывать консультативную помощь школьникам в принятии решений в ситуациях самоопределения;
  • планировать мероприятия и применять социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения учащихся школы;
  • организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска;
  • координировать и согласовывать совместную деятельность с социальными институтами по обеспечению позитивной социализации обучающихся и их социально-педагогической поддержке;
  • осуществлять поиск информационных ресурсов, методической литературы, инновационного опыта и их анализ;
  • осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ социально-педагогической поддержки детей;
  • разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки учащихся, предназначенные для их участников — педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся;
  • формировать информационно-методическую базу для консультирования родителей (законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации обучающихся;
  • оказывать школьникам организационно-педагогическую поддержку в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
  • реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержке обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
  • осуществлять организационно-методическое сопровождение мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся;
  • осуществлять организационно-методическое сопровождение программ и мероприятий по социальной реабилитации обучающихся;
  • проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды
  • реализовывать организационные меры и методическое сопровождение совместной деятельности социальных институтов по социально-педагогической поддержке разных категорий обучающихся;
  • осуществлять контроль и анализ результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке детей.

1.11. Социальный педагог общеобразовательного учреждения должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации, эвакуации.
1.12. Педагогическим работниками запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

Трудовые функции

Социальный педагог в школе оказывает социально-педагогическую поддержку учащихся в процессе социализации:
2.1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
2.2. Организация социально-педагогической поддержки детей в процессе социализации.
2.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки школьников.

Должностные обязанности

Социальный педагог школы имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции планирования мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации:

  • анализ ситуаций жизнедеятельности школьников;
  • разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования;
  • проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта;
  • разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации;
  • разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей;
  • планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся;
  • осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся;
  • изучение психолого-медико-педагогические особенностей личности учащихся и ее микросреды, а также условий жизни;
  • выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, а также негативных отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и необходимой поддержки.
  • выполнение прогнозов тенденций изменения ситуации в обществе и в образовании с целью внесения предложений по корректировке стратегии развития общеобразовательного учреждения;
  • осуществление планирования и организации мероприятий по повышению профессиональной подготовки классных руководителей и воспитателей групп продленного дня в вопросах социальной адаптации учащихся;
  • определение задач, форм и методов социально-педагогической работы с учащимися, а также способов решения личных и социальных проблем учащихся, применяя для этого современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.2. В рамках трудовой функции организации социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации:

  • организация социально-педагогической поддержки детей в процессе образования;
  • реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у учащихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
  • организация социально-педагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации;
  • профилактическая работа с детьми группы социального риска;
  • организация социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения;
  • обеспечение досуговой занятости учащихся школы;
  • организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся;
  • выступление в качестве посредника между личностью ребенка и общеобразовательным учреждением, семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • проведение анализа личностных проблем школьников с целью оказания им своевременной социальной помощи и необходимой поддержки, а также перспективных возможностей общеобразовательного учреждения в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
  • осуществление координации совместной деятельности отдельных участников проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, взаимодействия деятельности сотрудников общеобразовательного учреждения и привлекаемых представителей других организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся:

  • разработка нормативных документов, предназначенных для участников школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • разработка отдельных фрагментов программы развития общеобразовательного учреждения и других стратегических документов;
  • разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
  • разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
  • осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;
  • организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке детей;
  • организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке школьников;
  • осуществление руководства деятельностью воспитателей групп продленного дня и классных руководителей по социальной адаптации учащихся, создания и установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
  • осуществление контроля реализации проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, ресурсного обеспечения школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, выполнения принятых решений в области социальной адаптации, последующей социальной адаптации выпускников общеобразовательного учреждения;
  • проведение консультаций с родителями (законными представителями) учащихся, воспитателями групп продленного дня и классными руководителями по вопросам социальной адаптации учащихся, а также с лицами, привлеченными к сотрудничеству с общеобразовательным учреждением, по вопросам социальной адаптации учащихся.

3.4. Социальный педагог школы принимает активное участие:

  • в организации самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской;
  • в проведении работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг учащихся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • в работе педагогических и методических советов, а также в других формах методической работы;
  • в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой.

3.5. Социальный педагог школы:

  • использует в своей профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологий, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы;
  • проводит обсуждения с учащимися актуальных событий современности;
  • принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод каждого ребенка в школе;
  • соблюдает инструкции по охране труда при выполнении работ, при работе с персональным компьютером и оргтехникой, требования пожарной безопасности;
  • организовывает и координирует совместную работу педагогов, родителей (или законных представителей) учащихся, специалистов социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, благотворительных организаций и других лиц, направленную на оказание помощи учащимся, которые:

— нуждаются в опеке и попечительстве;
— имеют ограниченные физические возможности;
— обладают девиантным поведением;
— попали в неблагоприятные или экстремальные ситуации.
3.6. Социальный педагог строго соблюдает требования охраны труда, пожарной и антитеррористической безопасности, этику и культуру поведения.
3.7. Принимает участие в деятельности педагогических и методических советов, в совещаниях и родительских собраниях, воспитательных и других мероприятиях, установленных образовательной программой, в организации и проведении консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.
3.8. Повышает профессиональную квалификацию, своевременно проходит периодические медицинские осмотры.
3.9. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.10. Соблюдает права и свободы школьников, содействует охране прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
3.11. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета социального педагога методическими материалами.

Права

Социальный педагог школы имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Принимать участие:

  • в разработке социальной политики и стратегии развития общеобразовательного учреждения, а также в создании соответствующих стратегических документов;
  • в разработке любых управленческих решений, которые касаются вопросов социальной адаптации школьников;
  • в разработке положений о подразделениях, которые занимаются работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
  • в ведении переговоров с партнерами образовательного учреждения по проектам и программам, направленным на социальную адаптацию детей.

4.2. Вносить свои предложения:

  • о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами, направленными на социальную адаптацию учащихся;
  • о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию школьников.

4.3. Устанавливать от имени общеобразовательного учреждения деловые контакты с физическими лицами и юридическими организациями, которые могут способствовать социальной адаптации детей.
4.4. Запрашивать для контроля и внесения изменений рабочую документацию классных руководителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам социальной адаптации учащихся.
4.5. Контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ, направленных на социальную адаптацию обучающихся, налагать запрет на некоторые из них, способные привести к ухудшению здоровья учащихся, нарушению техники безопасности, которые не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.
4.6. Требовать от участников учебно-воспитательных отношений выполнения норм и требований профессиональной этики, соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер), направленных на социальную адаптацию школьников.
4.7. Отдавать распоряжения классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, психологу, классным воспитателям, обслуживающему персоналу, касающиеся вопросов социального характера.
4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, которые приводят к дезорганизации учебно-воспитательной деятельности, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.9. Своевременно повышать свою квалификацию.
4.10. На добровольной основе подавать заявки на аттестацию по соответствующей квалификационной категории и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.11. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
4.12. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.13. Проходить ежегодный бесплатный медицинский осмотр.
4.14. Соблюдать этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

Ответственность

5.1. Социальный педагог общеобразовательного учреждения несет дисциплинарную ответственность

  • в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:
  • Устава и Правил внутреннего трудового порядка общеобразовательного учреждения;
  • законных распоряжений директора школы и других локальных нормативных актов;
  • своей должностной инструкции социального педагога школы, в том числе за неиспользование предоставленных данной должностной инструкцией прав.
  • За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
    5.2. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, социальный педагог общеобразовательного учреждения должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
    5.3. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, социальный педагог общеобразовательного учреждения несет ответственность:

    • за безопасное проведение образовательной и воспитательной деятельности в школе;
    • за не принятие мер по оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим, оперативное оповещение руководства о несчастном случае;
    • за не проведение инструктажа учащихся по охране труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной его регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа учащихся по охране труда.
    • за нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил;
    • за жизнь и здоровье школьников во время организации экскурсионных поездок и мероприятий.

    5.4. За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог школы несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Взаимоотношения. Связи по должности

    Социальный педагог школы должен:
    6.1. Работать в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.
    6.2. Планировать свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по воспитательной работе. План работы должен быть утвержден директором общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
    6.3. Предоставлять заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней после завершения каждого учебного периода.
    6.4. Получать от директора общеобразовательного учреждения и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
    6.5. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора общеобразовательного учреждения.
    6.6. Своевременно информировать администрацию школы о возникших затруднениях в процессе осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся.

    Заключительные положения

    7.1. Ознакомление работника школы с настоящей должностной инструкцией социального педагога осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
    7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
    7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

    Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

    С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
    «___»_____20___г. _____________ /_______________________/


    скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
    43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

    скачать: Должностные инструкции для Школы
    69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г

    Рекомендуем перейти к разделу:
    Должностные инструкции школы с учетом Профстандарта

    На сайте ассоциации «Педагог XXI века» проходит обсуждение уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР). Прошло только две недели с начала обсуждения, а педагоги и директора школ высказали уже более 30 замечаний и внесли 25 предложений.

    В проекте профессионального стандарта педагога к обсуждению выложены состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста.

    Замечания участников обсуждения относятся к:

    — формулировкам, их несоответствию и пространности. Например, как отмечает методист из Москвы Екатерина Маркотенко, в заголовке документа идет речь о профстандарте педагога, а в тексте о трудовых функциях и действиях учителя. «Это может привести к трудностям интерпретации данного документа, так как многие трудовые действия учителя перекликаются с требованиями профстандарта педагога дополнительного образования. Если НСУР разрабатываться будет только для учителей, то имеет смысл и в заголовок выносить этот термин», — считает она.

    — трудовым функциям. Учитель из Красноярского края Екатерина Маркова считает некоторые разделения функций неразумными: «Есть такие функции, которые обязаны одинаково выполнять все учителя, независимо от квалификации (например, оценка образовательных результатов, взаимодействие обучающихся, с родителями). А некоторые функции, необходимые для выполнения ведущим учителем, не всегда под силу ему или нет желания (например, использование ИКТ, взаимодействие с коллегами).

    А педагог из Волгоградской области Алексей Тарасов напоминает, что существует еще огромное количество «весьма специфичных функций, которые учителям зачастую приходится выполнять — от ведения журнала утилизации опасных отходов до осуществления закупок». «И ведь эта работа так же важна и делать ее больше некому, так вот кем будут эти люди и как будет оплачиваться их труд?» — спрашивает он.

    — трудовым действиям. Так, трудовое действие №5 (Оценка образовательных результтатов обучающихся) должно быть единым для всех трех категорий учителей — таким, каким оно прописано для рядового учителя, считает учитель математики из Новосибирской области Ольга Кундик. По ее мнению трудовое действие №7 (Создание инклюзивной и мотивирующей среды) создает не учитель, а образовательная организация.

    Вызывает вопросы и проект горизонтальной и вертикальной карьеры педагога в рамках НСУР, а именно сочетание категорий и должностей. Напрмер, вопрос нужно ли «подавать заявление на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» с должности «старший учитель» или «ведущий учитель» или дифференциация по категориям должностей «старший учитель» и «ведущий учитель» предполагается сама собой, задает эксперт Общероссийского профсоюза образования Раис Загидуллин.

    Что предлагают участники обсуждения:

    — внести возможность перевода сотрудника с руководящей должности в должность учителя категории А3 (ведущий учитель, учитель-наставник);

    — рассмотреть мониторинг деятельности педагога на основании которого будет присвоен тот или иной статус, чтобы педагог четко представлял на на какой статус он может претендовать. Четко прописать, что присвоение статуса не предусматривает освобождение от аттестации педагога на квалификационную категорию;

    — отразить (закрепить) в профессиональном стандарте педагога его умение формировать культуру (компетенцию) самообразования у обучающихся;

    — при утверждении уровневого профстандарта учителя разработать отдельный профстандарт педагога дошкольного образования с широким привлечением специалистов данной сферы, тем более, что эта профессия включена в Справочник перспективных профессий;

    — добавить к пояснительной записке модели НСУР и проекту уровневого профстандарта педагога еще один документ: модель аттестации педагогов;

    — прописать участие в ОГЭ и ЕГЭ в трудовых функциях учителя и молодых специалистов, а старших и ведущих привлекать только к проверкам работ;

    — прописать модели оплаты, соответствующие вертикальной и горизонтальной модели и наличие между ними различий, если они имеются;

    — разработать рекомендации по установлению норм штатной численности ведущих и старших учителей в образовательной организации;

    — предусмотреть старшим и ведущим учителям сокращенную норму часов по сравнению с должностью «учитель» и сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

    — предусмотреть дифференциацию в оплате труда по должностям «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель».

    Обсуждение документов продолжается. Окончание срока обсуждения назначено на 20 августа.

    Область применения профстандарта

    Должность педагога-психолога включена в номенклатуру иных должностей педагогических работников сферы образования (постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).

    Статья 331 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) и ст. 46 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — закон № 273) дают возможность занимать педагогические должности людям с необходимым уровнем образования, а также отвечающим требованиям о квалификации и (или) профстандартам. К последним можно отнести профстандарт педагога-психолога — 2019, утвержденный Правительством РФ.

    Важно! Суды в настоящее время руководствуются Единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (далее — ЕКС). Пример решения суда: с учетом требований ЕКС осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ не может быть возложено на работника, принятого на должность педагога-психолога (постановление 8-го арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 № 08АП-10203/19).

    Профстандарт педагога-психолога в образовании является характеристикой квалификации, необходимой для осуществления деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

    Обратите внимание! В своих рекомендациях «Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности в образовательных организациях общего образования» от 22.11.2018 Совет Федерации советует Министерству просвещения РФ продолжить внедрение профстандарта и провести мониторинг обеспечения введения в штатное расписание каждой образовательной организации педагога-психолога.

    Как правильно использовать профстандарт

    ТК РФ и законом № 273 установлены отсылки к квалификации, необходимой педагогическому работнику для выполнения своих обязанностей. В связи с этим работодателю не стоит игнорировать профстандарт педагога-психолога — 2018, утвержденный Правительством РФ (ст. 195.3 ТК РФ).

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Важно! Правительство РФ установило переходный период для начала применения профстандарта до 01.01.2020 для организаций с государственным участием.

    То есть данным организациям необходимо перейти на профстандарт к этому сроку. Иным юридическим лицам Министерство труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд) рекомендует организовать поэтапный переход на его применение в аналогичном порядке (письмо от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

    В течение переходного периода необходимо утвердить планы по организации применения профстандарта психолога в образовании и других обязательных. При этом должно быть учтено мнение представительных органов работников. Содержание такого плана установлено в п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Реализовать его следует к январю 2020 года.

    Содержание профстандарта

    Профстандарт педагога-психолога в сфере образования утвержден приказом Минтруда от 24.07.2015 № 514н (далее — профстандарт). Используется в работе с 01.01.2017 и включает следующие основные разделы:

    • Общие сведения: наименование и цель деятельности, отнесение ее к видам экономической деятельности, группы занятий.
    • Описание трудовых функций. По сути, это функциональная карта вида профессиональной деятельности.
    • Характеристика трудовых функций, включающая возможные наименования должностей, уровень квалификации по профстандарту педагога-психолога. Помимо этого, дается расшифровка каждой отдельной конкретизированной трудовой функции.
    • Информация о разработчиках профстандарта.

    Скачать профстандарт психолога — 2018, утвержденный Правительством РФ, можно в разделе «Источники» в конце статьи.

    Подробнее о работе педагога-психолога по профстандарту

    Требования к психологу в сфере образования по профстандарту

    Требования к эффективному применению профстандарта педагога-психолога сводятся к проверке квалификации при приеме на работу либо повышению квалификации действующих сотрудников. Наименование должности может звучать как «педагог-психолог», «психолог», «психолог в образовательной организации». Не различаются требования профстандарта педагога-психолога в ДОУ и в иных видах образовательных учреждений.

    Основное требование к сотруднику — это обязательное наличие высшего профильного образования. Требований к опыту нет. Более подробно о необходимых знаниях и умениях см. в разделе III профстандарта.

    Условия допуска к работе

    К работе педагога-психолога не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления в РФ. Ранее это уже было установлено в ст.331 ТК РФ.

    В информационном письме Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 на вопрос о применении профстандарта педагога-психолога — 2019 при определении должностных обязанностей дается рекомендация применять ЕКС.

    Позиция в письме Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 иная. Указано, что профстандарт психолога в образовании — 2019 может быть применен как рекомендательный методический документ при определении должностных обязанностей работника. Эту позицию полностью опровергает Общероссийский профсоюз в своем письме.

    Вывод! Должностная инструкция педагога-психолога по профстандарту может быть составлена, но не должна противоречить ТК РФ и ЕКС.

    ***

    Внедрение профстандарта педагога-психолога позволит уменьшить долю неквалифицированных специалистов в сфере образования. В настоящее время он является рекомендованным нормативом, однако в 2020 году станет обязательным к использованию юридическими лицами в сфере образования с государственным участием. Скачать профстандарт педагога-психолога можно .

    О профстандарте для педагогов вы узнаете из статьи «Профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ».

    План внедрения профессионального стандарта (дорожной карты)

    «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего

    общего образования) (воспитатель, учитель)» в ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района

    на 2016-2020 гг

    Цель: Обеспечение перехода учреждения на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагога»

    Задача:

    1. Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников учреждения в соответствии с

    требованиями профстандарта «Педагог».

    1. Внедрение локальных актов ГБДОУ № 52, работающего в условиях профстандарта «Педагог».
    2. Апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».

    Пояснительная записка:

    Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта — обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

    В сравнении с действующим (до введения профессионального стандарта) «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 №761-н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) представленные в разрезе специализации педагогических работников.

    Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

    Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов

    Мероприятие

    Форма реализации

    Ответственные

    Срок

    исполнения

    Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение

    Ознакомление педагогических работников ДОУ с содержанием профессионального стандарта «Педагог»:

    • организация обсуждения на педагогических, методических советах, городских методических объединениях;
    • размещение информации на стендах ДОУ, официальном сайте ДОУ.

    Информационный стенд с материалами профстандарта. Создание на официальном сайте ДОУ подрубрики «Профстандарт педагога».

    Заведующий, зам.зав. по УВР.

    Сентябрь 2016 г.

    Проведение тестирования воспитателей ДОУ и знание содержания профессионального стандарта.

    План мероприятий по информированию педагогических работников о содержании

    профессионального стандарта.

    Заведующий, зам.зав. по УВР

    октябрь- декабрь 2016

    Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании профессионального стандарта на основе аналитического отчета по результатам тестирования (см.годовой план, семинар «Изучаем документ «Профессиональный стандарт педагога»)

    Повышение уровня знания содержания

    профессионального стандарта педагогическими работниками ДОУ.

    Заведующий, зам.зав. по УВР

    октябрь – декабрь 2016

    Создание и утверждение (приказом) рабочей группы по внедрению профессионального стандарта в ДОУ.

    Приказ заведующего

    Заведующий, зам.зав. по УВР

    январь 2017г.

    Разработка и утверждение (приказом) плана мероприятий по внедрению профессионального стандарта.

    План мероприятий

    Администрация ДОУ, рабочая группа по внедрению профессионального

    стандарта в ДОУ.

    январь 2017

    ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В ДОУ

    1. Организация обучения педагогических работников.

    Планирование и осуществление повышения квалификации (профессиональной переподготовки) воспитателей на очередной учебный год с учетом предложений и рекомендаций коллегиальных органов управления организации, представленных органов участников образовательных отношений, аттестационных комиссий и др.

    График повышения квалификации

    Зам.зав. по УВР

    Сентябрь 2016г.

    2. Совершенствование методической работы.

    Консультационная поддержка «Профессиональный стандарт педагога»

    Годовой план ДОУ

    Зам.зав. по УВР,

    2016 — 2020уч.г.

    Участие педагогов в работе семинаров, научнопрактических конференциях, вебинарах, городских методических объединениях.

    Годовой план ДОУ, план КО.

    Заведующий, зам.зав. по УВР

    2016 — 2020 уч.г.

    Участие педагогов ДОУ во всероссийских, районных, городских (в том числе дистанционных) конкурсах педагогического мастерства.

    Достижения педагогов и воспитанников ДОУ.

    Зам.зав. по УВР, педагогический коллектив ДОУ

    постоянно

    3. Аттестация педагогических работников.

    Планирование аттестации педагогических работников.

    График аттестации педагогических работников

    Зам.зав. по УВР,

    Ежегодно, сентябрь

    Консультационная поддержка:

    • процедура прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;
    • процедура прохождения аттестации на квалификационную категорию (первую, высшую).

    Зам.зав. по УВР,

    В течение 2016 — 2020 уч.г.

    Организация деятельности аттестационной комиссии в ДОУ с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности.

    Кадровое и организационнометодическое обеспечение деятельности аттестационной комиссии в ДОУ.

    Заведующий, зам.зав. по УВР

    постоянно

    Организация и проведение квалификационных испытаний педагогических работников.

    Приказы о соответствии педагогических работников занимаемой должности.

    Заведующий, зам.зав. по УВР

    по мере необходимости

    Рассмотрение результатов повышения квалификации, переподготовки педагогов.

    Протокол педсовета

    Администрация ДОУ, отчеты педагогов.

    В течение 2016 — 2020 уч.г.

    4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

    Проведение педагогическими работниками самооценки профессионального уровня.

    Лист самооценки

    Администрация ДОУ, педагогический коллектив ДОУ.

    Ноябрь 2016г.-2020г

    Составление индивидуальных планов профессионального развития педагогов ДОУ на основе выявленного дефицита компетентностей.

    Администрация ДОУ, рабочая группа по внедрению профессионального стандарта в ДОУ.

    Декабрь 2016г. Декабрь 2019

    Утверждение планов саморазвития педагогов:

    • изучение нормативной и психолого-педагогической литературы;
    • освоении педагогических технологий, выстраивание собственной методической системы;
    • разработка диагностического инструментария;
    • участие в реализации программы развития ДОУ, в методической работе ДОУ;
    • обучение на курсах повышения квалификации;
    • участие в работе творческих групп, проведение индивидуальной исследовательской работы;
    • обобщение собственного опыта педагогический деятельности.

    Отчеты педагогов по темам саморазвития, открытые мероприятия, методическая продукция, портфолио, мастер-классы, педагогические проекты, профконкурсы.

    постоянно

    Планируемые результаты:

    ■ Создание современной, гибкой системы повышения квалификации педагогов ДОУ.

    ■ Разработка единых, индивидуальных подходов к определению, содержанию повышения квалификации педагогических работников ДОУ.

    ■ Совершенствование учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

    ■ Повышение профессионального мастерства педагогов.

    ■ Внедрение современных технологий в образовательный процесс.

    Слайд 1

    Профессиональный стандарт педагога Утвержден пр. Минтруда РФ от 18.10.2013 N 544н Вступает в силу с 1 января 2017 г.

    Слайд 2

    Профстандарт учителя начальных классов

    Слайд 3

    Трудовые действия педагога начальной школы 1. Проектирование образовательного процесса с учётом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной. 2. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на протяжении обучения в начальной школе.

    Слайд 4

    3. Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

    Слайд 5

    4. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

    Слайд 6

    5. Организация учебного процесса с учётом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника.

    Слайд 7

    6. Корректировка учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учётом неравномерности индивидуального психического развития младших школьников (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия развития мальчиков и девочек.

    Слайд 8

    7. Проведение в 4 классе (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к УВП в основной школе.

    Слайд 9

    1.Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. 2. Ставить различные виды учебных задач и организовывать их решение. Педагог начальной школы должен уметь (необходимые умения)

    Слайд 10

    3. Во взаимодействии с родителями, другими педработниками и психологом проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию ученика.

    Слайд 11

    1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание основных образовательных программ. 3. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий. Педагог начальной школы должен знать (необходимые знания)

    Слайд 12

    4. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщённых способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке и технологиях. 5. Особенности региональных условий, в которых реализуется ООП НОО. Педагог начальной школы должен знать (необходимые знания)

    Слайд 13

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Другие характеристики

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!