Обжалование рнп

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон О контрактной системе в сфере закупок или 44-ФЗ), а также Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – 223-ФЗ) регулируются вопросы участия в закупках, и, в частности, отмечается, что при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта информация о поставщике подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Сегодня мы поговорим о том, как, по каким основаниям исполнитель может быть внесён в РНП и как это обжаловать.

Порядок внесения в РНП

Статья 103 44-ФЗ содержит следующие основания включения в исполнителей в РНП:

  • уклонение участников (победителей) закупок от заключения контрактов;
  • контракт расторгнут по решению суда;
  • или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий контрактов;

В 223-ФЗ указано лишь два основания для включения в РНП:

  • уклонение от заключения договоров;
  • расторжение договоров по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора.

Соответственно, если заказчик посчитал, что исполнитель пытается уклониться от заключения контракта или, когда контракт уже подписан, существенно нарушает его условия, это может обернуться включением в РНП.

44-ФЗ в силу своей специфики, в отличие от 223-ФЗ, содержит довольно подробную регламентацию действий и сроков в случае наступления тех или иных условий, предшествующих включению поставщика в РНП:

В случае уклонения от заключения контракта поставщиком, заказчик сначала признаёт заказчика уклонившимся от заключения контракта, а затем в течение 3 дней с даты признания победителя уклонившимся направляет соответствующую информацию в антимонопольные органы. Далее, по общему правилу, у антимонопольных органов (ФАС) есть 5 дней, чтобы проверить полученную информацию. Как только информация подтвердится, ФАС вносит сведения о «недобросовестном» исполнителе в течение 3 дней с даты такого подтверждения.

Практически та же схема действует и в двух других случаях (когда контракт расторгается на основании решения суда или в связи с существенным нарушением условий). Отличие в том, что заказчик направляет сведения о «недобросовестности» исполнителя в течение 3 дней со дня расторжения контракта.

223-ФЗ не содержит норм на этот счёт, но включение в РНП выглядит примерно также, поскольку у заказчиков в рамках 223-ФЗ тоже присутствует обязанность (как и в 44-ФЗ, это именно обязанность, а не право заказчика) направить сведения о «недобросовестном» поставщике в антимонопольную службу для проведения соответствующего контроля и принятия решения о включении или об отказе во включении лица в РНП.

Как бы то ни было, дела о включении в РНП относятся к компетенции ФАС и рассматриваются по правилам Главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – 135-ФЗ).

В случае принятия решения о включении или сведений о лице в РНП в рамках любой из закупок фирму-исполнителя ждут довольно неприятные последствия: покуда фирма будет находиться в списке, она не сможет участвовать в закупках в качестве исполнителя.

В списках РНП юридические и физические лица находятся в течение двух лет с момента включения.

Это значит, что лица, которые получали основной доход от выполнения государственных или иных контрактов в рамках закупочной системы, фактически, прекратят своё существование, ведь они не смогут выступать в качестве исполнителей (поставщиков) по любым закупкам в течение двух лет.

Естественно, на решение ФАС о включении или отказе во включении можно повлиять, представив свою позицию, и, кроме того, обжаловать в судебном порядке.

Как обжаловать

Первым способ вряд ли можно назвать формой обжалования, однако он может привести к необходимому результату – отказе во включении сведений о компании в РНП. Это подготовка к заседанию комиссии ФАС, непосредственно рассматривающей вопрос. Подобного рода вопросы рассматриваются на заседаниях с очным присутствием и отдалённо напоминают судебный процесс (заседания в ФАС не так строго регламентированы и, как следствие, менее формализованы, но в них всё равно есть определённый порядок). Зная сроки, стоит подготовиться: для этого ознакомьтесь с позицией заказчика (она, как правило, содержится в соответствующих документах в ЕИС, на основании которых расторгается контракт и передаются сведения в ФАС), и составьте возражения на неё. Эти возражения лучше всего направить в ФАС до заседания по вопросу включения в РНП, но, если не успеете, комиссии придётся вникать в ваши аргументы по ходу заседания, что может негативно отразиться на их восприятии ситуации и, в частности, ваших аргументов. В случае, если комиссия ФАС решит включать сведения о вашей организации в РНП, не спешите отчаиваться. Возможно, второй способ окажется эффективнее.

Второй способ – непосредственно обжалование решения ФАС в арбитражный суд. Срок на обжалование предусмотрен п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) и составляет три месяца с даты вынесения такого решения. По истечению этого времени, в обжаловании будет отказано. Восстановление сроков на обжалование, конечно, возможно по уважительным причинам, но доказать суду уважительность той или иной причины, по которой был пропущен срок, достаточно сложно.

Заявление (о признании решения ФАС о внесении сведений в РНП незаконным) должно отвечать общим требованиям, предъявляемым АПК РФ к заявлениям по форме и содержанию (ст.ст. 125-126). В нём необходимо обосновать свой довод о том, что ФАС РФ приняла незаконное решение, приводя аргументы, основанные на фактических обстоятельствах дела, а также правовых нормах. По идее, обычно аргументы и ссылки на нормы в заявлении в арбитражный суд не сильно отличаются от тех, что были использованы до этого в письменных пояснениях (возражениях), которые рассматривал сам ФАС, когда выносил решение.

Однако, советуем внимательно читать решение ФАС, которое вы обжалуете, и заострять внимание на тех аргументах, которые ФАС почему-то не оценил, не упомянул (то есть проигнорировал), а также на допущенных ФАС ошибках как при оценке рассмотренных им аргументов и доказательств, так и непосредственно при вынесении решения. Также антимонопольный орган может по-своему изложить какие-то правовые нормы, что также стоит обжаловать, если они очевидно отличаются от общепринятого прочтения и толкования.

В любом случае, процесс обжалования в зависимости от конкретных обстоятельств далеко не всегда под силу даже опытным бизнес-управленцам или штатным юристам. Как и в любой сфере узкой специализации, при обжаловании действий заказчиков или решений ФАС требуются специальные знания, которые имеются только у юристов, работающих в сфере закупок. В конце концов, небольшая ошибка, отсутствие опыта участия в обжалованиях решений заказчиков и решений ФАС могут стоить вам и вашей компании двух лет участия в закупках со всем накопленным багажом деловых связей, репутации.

Чтобы обратиться за профессиональной помощью, вы можете позвонить нам по телефону +7 (495) 7-222-800 или отправить запрос на электронную почту — info@lwise.pro, а также написать нашим специалистам в мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber +7 (903) 7-222-800.

В настоящее время многие организации участвуют в различных конкурсах и аукционах на заключение государственного или муниципального контракта. Иногда результатом такого участия может стать, например, внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ (по ссылке подробнее, как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков). Наш адвокат выстроит защиту в Вашем случае: профессионально и в срок.

Процедура внесения в реестр недобросовестных поставщиков

Давайте будем разбираться. Сначала участник признается уклонившимся от заключения договора, основания для этого различные, потом рассматривается вопрос о внесении его в реестр недобросовестных поставщиков, а затем уже состояние в указанном списке.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что является основанием для включения в этот список и как в него не попасть?

Закон о контрактной системе указал, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

И вот тут мы видим множество ситуаций, когда участнику закупки грозит попадание в этот грозный список. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. внесению в реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ подлежат участники, признанные заказчиком, уклонившимися от заключения контракта, это победители определенной закупки, которые не предоставили требуемую информацию, или она недостоверна
  2. в предусмотренный законом срок не был направлен контракт со всеми необходимыми документами
  3. не исполнено требование об обеспечении (в том числе и в случаях отказа в принятии банковской гарантии)
  4. иные основания

Также подлежат включению в реестр поставщики, контракт с которыми расторгнут по решению суда. В данном случае здесь речь идет о неисполнении или о ненадлежащем исполнении уже заключенного договора со стороны участника закупки, что повлекло за собой обращение заказчика в суд с иском о расторжении и последующее вынесение соответствующего решения.

Теперь о ситуации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий договора. Здесь опять речь идет о недобросовестном поведении поставщика, но заказчик вправе принять такое решение, только если условие об этом было предусмотрено в соглашении.

После признания участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по решению суда, одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик направляет все сведения в УФАС, которая проверяет предоставленные сведения и выносит решение о внесении или об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков. Читайте как, провести расторжение государственного контракта правильно по ссылке.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков

Если УФАС принял решение о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, чего ждать? Такая санкция, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, влечет за собой значительные неблагоприятные последствия экономического характера:

  1. ограничение участия в торгах, то есть при объявлении закупки, заказчик вправе установить требование об обязательности отсутствий сведений в указанном грозном списке, что чаще всего и происходит, и поэтому крайне негативным образом влияет на деятельность организации.
  2. сведения из реестра исключаются только по истечении двухгодичного срока.
  3. потеря предоставленного участником закупки обеспечения.
  4. единственным случаем решить вопрос — досрочное исключение из реестра недобросовестных поставщиков, является решение суда, признающее соответствующее решение антимонопольного органа, на основании которого такие сведения были внесены в указанный реестр, не соответствующим закону, то есть самостоятельно (без суда) выйти из реестра невозможно.

Важно помнить, что на любой стадии участник торгов может и должен бороться с грозящими негативными последствиями от принимаемых решений, то есть представлять доказательства о добросовестном поведении участника при проведении торгов, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, обжаловать любые решения, влекущие за собой негативные последствия для организации.

Обжалование включения в реестр недобросовестных поставщиков

Если все-таки ваша компания оказалась в данном реестре по решению УФАС, существует возможность обжалования решения антимонопольного органа в суде, которым обязательно надо воспользоваться. Так как в случае удовлетворения таких требований, как и на стадии отказа внесения в реестр УФАС, возможно вернуть представленное обеспечение, которое нередко представляет собой значительные суммы.

Ключевым моментом является и то, что у участника закупки, в отношении которого антимонопольный орган принял решение об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков, появляется возможность вернуть предоставленное заказчику обеспечение. По общему правилу, победителю торгов, признанному уклонившимся от заключения контракта, обеспечение не возвращается. Для возврата денежных средств необходимо отправить заказчику претензию с требованием о возврате, в случае получения отказа, обращаться в суд за их взысканием. В таком споре очень важно доказать отсутствие намерения у участника закупки не совершать сделку. Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков? Все просто. Туда можно пи не попасть, если обратитесь к нам за профессиональной помощью в срок.

В качестве вывода скажу, что на каждом этапе, любая из сторон должна активно и своевременно отстаивать свою позицию, обосновывая ее соответствующими доказательствами, представлять контраргументы оппонентам, защищая себя всеми доступными средствами.

РЕШЕНИЕ РНП-43-103/2018

«26» сентября 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее – комиссия Кировского УФАС России) в составе:

<…>

рассмотрев материалы КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» о включении сведений об ООО «Медтехника» в реестр недобросовестных поставщиков,

УСТАНОВИЛА:

12.09.2018 г. в Кировское УФАС России поступили материалы КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО «Медтехника» в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Расходные материалы для реанимации) (извещение № 0340200003317005856).

Рассмотрение материалов о включении в реестр недобросовестных поставщиков назначено на 26.09.2018 г.

Поставщик, уведомленный телеграммой, явку представителя не обеспечил, пояснения не направил.

На заседании комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта ООО «Медтехника» принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

29.08.2017 года Заказчиком было опубликовано извещение на поставку изделий медицинского назначения (Расходные материалы для реанимации) (извещение № 0340200003317005856). Начальная (максимальная) цена Контракта – 275677.20 рублей. Дата окончания подачи заявок — 13.09.2017 г. 09:00час. Дата проведения электронного аукциона 22.09.2017 г.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.09.2017 г. № 0340200003317005856-1 ООО «Медтехника» признано победителем электронного аукциона с ценой контракта 275 677.20 руб.

04 октября 2017 года между Заказчиком и ООО «Медтехника» был заключен контракт № 0340200003317005856 –0331078-01 (далее — Контракт).

В силу п.1.1 Контракта Поставщик обязуется передать товар в соответствии со Спецификацией, являющейся Приложением к настоящему Контракту, Заказчику по адресу: 610048, г. Киров, ул. Московская, 163а, а Заказчик обязуется обеспечить принятие товара и его оплату.

В соответствии п. 2.1 Контракта Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 (десяти) календарных дней с момента направления заявки.

Согласно п. 4.1. Контракта Цена настоящего Контракта составляет 275 677,20 (двести семьдесят пять тысяч шестьсот семьдесят семь) рублей 20 копеек.

В соответствии с п.10.1 настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2018.

06.03.2018 г. Заказчик направил в адрес Поставщика заявку №776.

Регламентированный срок поставки – по 16.03.2018 г. включительно. В регламентированный срок товар поставлен не был.

30.05.2018 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию №1879 с требованием поставки товара. Товар поставлен не был.

06.06.2018 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию №1986 с расчётом штрафа и пени, предупреждением об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По состоянию на 12.09.2018 Поставщиком не исполнены обязательства по Контракту.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.

Согласно п.8.1 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта:

— установлено, что характеристики товара не соответствуют установленным в документации об аукционе;

— нарушены сроки поставки товара более чем на 14 (четырнадцать) календарных дней.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

23.08.2018 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 24.08.2018 г. решение размещено в ЕИС, направлено по почте заказным письмом с уведомлением по адресу Поставщика, указанному в Контракте, и посредством электронной почты. Таким образом, Заказчиком соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.

В материалы дела ООО «Медтехника» не представлены доказательства невозможности исполнения контракта либо принятия мер по его исполнению после получения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем сведения в отношении ООО «Медтехника» подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссия,

РЕШИЛА:

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года информацию об ООО «Медтехника»:

2) Учредитель:;

3) Директор:;

4) Дата проведения электронного аукциона (извещение № 0340200003318000187) – 22.09.2017 г.;

5) Объект закупки: изделия медицинского назначения (Расходные материалы для реанимации);

2. Датой включения в Реестр недобросовестных поставщиков сведений, указанных в п.1 настоящего решения, считать дату размещения указанных сведений на Официальном сайте.