Приказ 381 МВД РФ о разграничении

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 декабря 2016 г. N 949

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МВД РОССИИ

Внести изменения в нормативные правовые акты МВД России согласно приложению.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение
к приказу МВД России
от 31.12.2016 N 949

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МВД РОССИИ

1. В Порядке формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию, утвержденном приказом МВД России от 25 мая 2011 г. N 408:

1.1. Абзац четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России .».

1.2. В подпункте 4.3 слова «Восточно-Сибирскому или Забайкальскому линейным управлениям внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации» заменить словами «Восточно-Сибирскому или Забайкальскому линейным управлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте»

2. В приказе МВД России от 30 декабря 2011 г. N 1339 «Об утверждении формы статистической отчетности «Надзор»:

2.1. В пункте 2 слова «Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте» заменить словами «линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России,».

2.2. В форме статистической отчетности «Отчет о результатах работы территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора» — Форма «Надзор» (приложение к приказу):

2.2.1. В реквизите, определяющем субъекты представления статистических данных, слова «Восточно-Сибирское и Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте, Симферопольский ЛО МВД России на транспорте» заменить словами «ЛУ МВД России на транспорте, подчиненные МВД России,».

2.2.2. В реквизите, предусматривающем заверение статистической отчетности, слова «Восточно-Сибирского и Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, Симферопольского ЛО МВД России на транспорте» заменить словами «ЛУ МВД России на транспорте, подчиненного МВД России».

3. В приказе МВД России от 30 июня 2014 г. N 547 «Об объявлении дня образования Министерства внутренних дел по Республике Крым, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю и Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте»:

3.1. В наименовании, пунктах 1 и 2 приказной части слова «Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте» заменить словами «Крымского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте».

3.2. Дополнить преамбулу новым абзацем третьим следующего содержания:

«Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 235 «Вопросы территориальных органов МВД России на транспорте» Симферопольский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте преобразован в Крымское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте.»

3.3. Абзац третий преамбулы считать абзацем четвертым.

4. В приказе МВД России от 19 февраля 2015 г. N 269 «Об утверждении формы статистической отчетности «Профилактика»:

4.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить выполнение настоящего приказа, а также контроль за сбором информации, ее достоверностью и своевременностью представления в ФКУ «ГИАЦ МВД России.».

4.2. В реквизите, определяющем субъекты представления статистических данных, формы статистической отчетности «Отчет о профилактической работе органов внутренних дел» — Форма «Профилактика» (приложение к приказу) слова «, Симферопольский ЛО МВД России на транспорте» исключить.

5. В приказе МВД России от 28 марта 2015 г. N 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания»:

5.1. Подпункт 2.2 изложить в следующей редакции:

«2.2. Начальники управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, готовят и представляют в установленном порядке согласованные с министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации предложения по передаче (приему) объектов транспорта либо иных объектов (территорий) в оперативное обслуживание с учетом их характеристик, позволяющих определить местоположение .».

5.2. Абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«3. Начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:».

5.3. В Инструкции об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России (приложение N 1 к приказу):

5.3.1. В подпункте 3.8:

а) подпункт изложить в следующей редакции:

«3.8. Участия в мероприятиях по контролю за оборотом оружия и осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности .»;

б) дополнить сноской 1 следующего содержания:

5.3.2. В подпункте 3.9:

а) подпункт изложить в следующей редакции:

«3.9. Розыска лиц .»;

б) Сноску 1 считать сноской 2 и изложить в следующей редакции:

5.3.3. В пункте 4:

а) Пункт изложить в следующей редакции:

«4. Начальники управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации организуют взаимодействие при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции.»;

б) сноску 2 исключить.

5.3.4. В подпункте 5.2 слова «, а также о мерах по контролю за оборотом оружия» исключить.

5.3.5. В пункте 7 слова «оперативно-поисковых подразделений, подразделений специального назначения, авиации,» исключить.

5.4. В приложении к Перечню объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте (приложению N 2 к приказу):

5.4.1. Пункт 7 после слов «1997, N 12, ст. 1383» дополнить словами «; 2006, N 30, ст. 3290».

5.4.2. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов. Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания (пункты 2 и 3 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2016, N 1, ст. 82).».

5.4.3. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование (пункт 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2014, N 30, ст. 4254).».

5.4.4. В пункте 12 слова «статья 3» заменить словами «абзац двенадцатый статьи 3».

5.4.5. В пункте 14 слова «статья 3» заменить словами «абзац одиннадцатый статьи 3».

5.4.6. Пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15. Внутренние водные пути Российской Федерации — пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации (абзац третий статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 27, ст. 4300)».

5.5. Пункт 2 приложения к Перечню объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел (приложению N 3 к приказу), изложить в следующей редакции:

«2. Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов. Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания (пункты 2 и 3 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации).».

6. Абзац первый пункта 7 приказа МВД России от 9 декабря 2015 г. N 1149 «Об организационных мероприятиях по участию органов внутренних дел Российской Федерации в создании и развитии аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» изложить в следующей редакции:

«7. Начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:».

Данная статья рассматривает совершенствование деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта. Целью статьи является выявление основных проблем в деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта и разработка рекомендаций по совершенствованию. В статье рассматриваются основные законы, нормативные акты, и приказы, регулирующие данную деятельность, а также проблемы в работе соответствующих служб.

Ключевые слова и выражения: МВД России, территориальные органы, водный транспорт, противодействие терроризму, законодательные акты.

Вопрос совершенствования деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта должен рассматриваться комплексно всеми ведомствами, так или иначе имеющими полномочия влиять на законодательную и исполнительную базу в целях ее улучшения и оптимизации.

При рассмотрении основных законов, нормативных актов, и приказов государственных служб и ведомств, регулирующих состояние безопасности на водном транспорте Российской Федерации, обнаруживается ряд недостатков. Неоспоримо, что уже предпринято множество мер, для предотвращения и устранения угрозы совершения актов незаконного вмешательства на водном транспортном комплексе выработать единую законодательную и исполнительную систему крайне сложно.

Этому факту есть вполне объяснимые причины. Во-первых, протяженность водных транспортных маршрутов очень велика, во-вторых, сложность обуславливается большим количеством пассажиров и грузов, в третьих все объекты водного транспорта относятся к разным формам собственности, что усложняет применение к ним единой системы контроля и надзора.

В целях надлежащей регламентации действий субъектов по обеспечению антитеррористической безопасности существующая нормативная правовая основа комплексной защиты объектов водного транспорта нуждается в совершенствовании. Основные концептуальные документы в указанной области имеют преимущественно реакционный характер и в меньшей степени рассчитаны на упреждение.

Анализ действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте в разрезе деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне приводит к выводу о необходимости его совершенствования по ряду направлений. Эти направления должны быть связаны единым замыслом и направлены на повышение эффективности деятельности по управлению силами и средствами территориальных органов МВД России на региональном уровне при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта.

В настоящее время территориальные органы МВД России испытывают затруднения в выполнении задач по противодействию терроризму в полном объеме в части полномочий, связанных с контрольными функциями по обеспечению безопасности всех объектов, отнесенных к компетенции МВД России, в связи с отсутствием специальных организационных структур, что, еще раз напоминаем, обусловлено структурным реформированием МВД России.

Необходимо отметить, что на проблему недостаточного правового регулирования в деятельности по защите объектов возможных антитеррористических посягательств и мест массового пребывания граждан и исследователи по вопросам антитеррористической безопасности обращались неоднократно. В частности, акцентировалось внимание на существенные различия объектов по виду деятельности, специфике их работы, что усложняет задачу разработки общих унифицированных требований и подходов к организации их защищенности

В связи с этим, считаем важным обратить внимание на необходимость рассмотрения на заседаниях антитеррористических комиссий вопросов не достаточного урегулирования правовых вопросов участия субъектов антитеррористической деятельности при осуществлении мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность объектов и внесения предложений в НАК для дальнейшей работы по урегулированию данных правовых пробелов на законодательном уровне.

Мы предлагаем осуществлять разработку региональных и типовых муниципальных программ противодействия идеологии терроризма исключительно на уровне антитеррористических комиссий субъектов РФ, что позволит более качественно подойти к вопросам системности в работе, четкой координации и более эффективному контролю за исполнением намеченных мероприятий.

Процесс взаимодействия территориальных органов внутренних дел на региональном уровне с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации на ведомственном уровне имеет свои сложности. Напомним, что на региональном уровне координация деятельности по вопросам взаимодействия с антитеррористическими комиссиями и Оперативными штабами субъектов РФ возложены на штабные подразделения и оперативные отделы. Деятельность по взаимодействию с указанными региональными координационными органами отдельным ведомственным нормативным актом не определена. В связи с этим, представляется, правовое регулирование деятельности территориальных органов внутренних дел по взаимодействию с антитеррористическими комиссиями субъектов РФ на ведомственном уровне является не достаточным и также требует совершенствования.

Еще одной проблемой в сфере реализации полномочий территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере противодействия террористическим угрозам на объектах водного транспорта является «размытость» в формулировки взаимодействия между субъектами, обеспечивающими функционирование водного транспорта с территориальными органами МВД России.

В настоящее время контроль и надзор на морском и внутреннем водном транспорте осуществляет большое количество органов. Так, Е.В. Милякина и А.А. Росса разделяют их на три основные группы.

«Первая группа — министерства и ведомства, издающие нормативные акты, регламентирующие морское и речное судоходство и повседневно осуществляющие контроль над их выполнением (Минздрав, Погранвойска ФСБ, ФТК).

Вторая группа — министерства и ведомства, обладающие компетенцией по изданию соответствующих нормативных актов, но не осуществляющие повседневный контроль над морским и речным транспортом (Роструд, МВД).

Третья группа — министерства и ведомства, на которые возложен технический контроль судоходства и деятельность которых в этой области обычно ограничивается освидетельствованием и выдачей соответствующих документов (Минсвязи, Минобороны, Ростехнадзор)» .

В соответствии с Приказом МВД России к сфере деятельности транспортной полиции на водном транспорте отнесены морские порты, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреждения и организации, а также судоходная часть акватории морских портов; вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов; гидротехнические сооружения с земельными отводами и средства навигационной обстановки в пределах судоходной части морских портов; суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и в акватории портов, вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов; места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

При этом Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации , предметом проверок в рамках государственного надзора в области внутреннего водного транспорта определяет не соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области внутреннего водного транспорта требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области безопасности судоходства, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и другими правовыми документами России в области внутреннего водного транспорта.

Нужно помнить, что все нововведения, целью которых является совершенствование деятельности при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта, должны основываться и принимать во внимание имеющийся опыт работы территориальных органов внутренних дел. Оценка опыта работы за последние годы показала, что наиболее действенными являются мероприятия по предупреждению преступлений террористического характера касающиеся сбора, обобщения и анализа, поступающей информации о состоянии противодействия терроризму.

Мы уже отмечали, что в связи с высоким уровнем террористической опасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с решением Национального антитеррористического комитета от 22 февраля 2011 года в субъектах Российской Федерации созданы Координационные советы на объектах транспорта по их антитеррористической защищенности из числа представителей субъектов транспорта, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов во главе с руководителями органов безопасности.

На наш взгляд, в вопросах предупреждения террористических угроз в настоящее время необходимо максимально использовать возможности указанных Координационных советов, в первую очередь поорганизации межведомственного взаимодействия в вопросах транспортной безопасности.

Реформирование структуры МВД России, сокращение численности личного состава, которое началось еще в 2010 году с транспортной полиции, осложняет деятельность территориальных органов МВД России на региональном по противодействию терроризму на объектах водного транспорта. Естественно, это не могло не привести к некоторым упущениям в управляемости. В связи с чем, в настоящее время стоит проблема по необходимости укрепления патрульно-постовой службы, досмотровых, кинологических и разыскных структур ОВД.

Важным направлением совершенствования деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне по противодействию терроризму на объектах водного транспорта являются определение алгоритма действий и заблаговременная подготовка сил и средств конкретного территориального органа МВД России при угрозе либо совершении террористического акта. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач: во-первых, все действия территориального органа МВД России при угрозе либо совершении террористического акта должны быть четко спланированы, во-вторых, личный состав должен проходить регулярное обучение и повышение квалификации, в-третьих, должны проводится регулярные проверки готовности сил и средств к действиям при угрозе либо совершении террористического акта.

Терроризм на объектах транспорта претерпевает в современных условиях серьезные изменения: появляются новые и весьма опасные формы совершения преступлений террористического характера на транспорте (минирование и подрыв транспортных коммуникаций, подрыв судов, попытки совершения актов незаконного вмешательства в системы управления движения, международные провокации и др.), возрастает количество потенциальных жертв террористических актов, а также масштабы причиняемого материального ущерба. Данные угрозы присущи для всех видов транспорта, включая и водный транспорт. Сложная обстановка требует поиска новых адекватных соответствующих оперативной обстановке форм правоохранительной деятельности. Терроризм на транспорте — «транспортный терроризм» — в современных условиях обретает черты самостоятельной разновидности технологического терроризма.

Территориальные органы МВД России на региональном уровне, выступая частью общей системы органов внутренних дел, обладают компетенцией, в целом позволяющей реагировать на террористические угрозы в рассматриваемой сфере. Вместе с тем, существуют и ряд проблем нормативного и организационного характера, требующие поиска путей совершенствования управления силами и средствами при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта.

В результате рассмотрения данного вопроса мы пришли к определенным выводам, позволившим определить отдельные рекомендации по правовому и организационному развитию управления силами и средствами территориальных органов МВД России на региональном уровне при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта.

1. Нами определено, что процесс взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации на ведомственном уровне имеет свои сложности. На региональном уровне координация деятельности по вопросам взаимодействия с антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами субъектов РФ возложены на штабные подразделения и оперативные отделы. Деятельность по взаимодействию с указанными региональными координационными органами отдельным ведомственным нормативным актом не определена. В связи с этим, представляется, правовое регулирование деятельности территориальных органов внутренних дел по взаимодействию с антитеррористическими комиссиями субъектов РФ на ведомственном уровне является не достаточным и требует совершенствования.

В связи с недостаточными мерами правового регулирования в блоке правоотношений, возникающих на региональном уровне при осуществлении мероприятий по противодействию терроризму, одним из путей совершенствования является разработка региональных и типовых муниципальных программ противодействия идеологии терроризма исключительно на уровне антитеррористических комиссий субъектов РФ. На наш взгляд, это позволит более качественно подойти к вопросам системности в работе, четкой координации и более эффективному контролю за исполнением намеченных мероприятий.

2. Сформулирован вывод о том, что у территориальных органов МВД России на региональном уровне, как у субъекта надзора в сфере водного транспорта, фактически отсутствуют законодательные основания для проведения полномерных превентивных мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта.

В этой связи предлагается дополнить п. 5 ст. 4.1. «Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта» Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ следующим основанием для проведения внеплановой проверки:

«имеющаяся государственных органов исполнительной власти информация о необходимости проведения в отношении объектов внутреннего водного транспорта мероприятий по противодействию терроризму, обеспечения правового режима контртеррористической операции, защите от террористических посягательств объектов и мест массового пребывания граждан, а также обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов водного транспорта».

3. На наш взгляд, в вопросах предупреждения террористических угроз в настоящее время необходимо максимально использовать возможности Координационных советов по антитеррористической защищен­ности на объектах транспор­та, в первую очередь по организации межведомственного взаимо­действия в вопросах транспортной безопасности.

В целях организации такого взаимодействия с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по профилактике террористических актов на водном транспорте, в том числе с использованием возможностей Коорди­национных советов по антитеррористической защищен­ности на объектах транспор­та, необходимо:

активизировать деятельность среди населения по разъяснению
правил поведения и порядка действий в условиях угрозы или совершения
террористических актов;

использовать средства массовой информации в обучении населения путем показа учебных кинофильмов, организации теле- и радиопередач, создания специальных тематических разделов в периодической печати.

предусмотреть проведение Коорди­национными советами по антитеррористической защищен­ности на объектах транспор­та на предприятиях и в организациях объектов транспортной инфраструктуры периодических контрольных проверок с имитацией угроз террористического характера для оценки навыков безопасного поведения при возникновении кризисных ситуаций террористического характера,

администрациям предприятий транспортного комплекса, знакомить пассажиров с правилами поведения, планами эвакуации при возникновении ситуаций, связанных с возможными проявлениями терроризма, с правилами использования спасательных средств (жилеты, круги, плоты).

Предложенные выводы и рекомендации, на наш взгляд, помогут оптимизировать деятельность территориальных органов МВД России на региональном уровне по управлению силами и средствами при проведении мероприятий по противодействию терроризму на объектах водного транспорта.

Список литературы:

1. Снеговой А.В. О некоторых особенностях правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России в сфере противодействия терроризму // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2. Ст. 44.

2.Милякина Е.В., Росса А.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности на морском транспорте // Законодательство и экономика. 2006. № 7, 8.

3. Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания: Приказ от 28 марта 2015 г. № 381 // Правовая система «Гарант».

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Правовая система «Консультант Плюс»