Правовые основы борьбы с организованной преступностью

  1. Понятие и содержание борьбы с организованной преступностью

Организованная преступность – это незаконная деятельность трех или более лиц, объединенных в преступную организацию, имеющую устойчивую внутреннюю структуру, которые в сообществе с коррумпированными должностными лицами, представителями власти, используя методы насилия и запугивания, общественный спрос на услуги, по договоренности с другими преступными группами устанавливают свой контроль в различных сферах деятельности, в том числе и незаконной, и постоянно ее осуществляют в целях получения значительных доходов.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

  1. Задачи и основополагающие начала борьбы с организованной преступностью

Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:

1)Ликвидации основных организованных преступных формирований и возмещения ущерба от их деятельности.

2)Устранение причин и условий, способствующих формированию преступного общества, 3)Затруднение вовлечения в преступную деятельность новых лиц и распространения сферы влияния криминала.

В борьбе с существующими организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся к в первую очередь к их разобщению.

Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).

Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости — качественного признака преступной системы.

  1. Правовая основа и система субъектов борьбы с организованной преступностью

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение — Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ «Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее — «Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер.

Что касается законопроекта «О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

  1. Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью (основные направления)

Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. В настоящее время вопрос состоит в том, насколько международные обязательства будут соответствовать текущим задачам экономического развития.

Международное сотрудничество между национальными полицейскими органами.

Организованная преступность стала международной, что обязывает национальные правительства объединить свои усилия в целенаправленной борьбе с этим явлением.

Международному сотрудничеству в данной сфере мешает соперничество различных международных организаций, отсутствие целевых средств, недостаток обученного персонала, который мог бы эффективно работать с такими структурами как Интерпол, а также особая позиция отдельных карликовых суверенных государств.

Распад колониальной системы, как известно, привел к возникновению большого количества малоразмерных и очень бедных государств. Некоторые из этих стран вынуждены прибегать к неординарным способам привлечения иностранной валюты. Примерами таких способов являются: выпуск почтовых марок, регистрация иностранных судов (предоставление права ходить под удобным флагом), открытие оффшорных банков (налоговых убежищ) и т.д.

В отдельных случаях эти минигосударства попадают под частичный или полный контроль наркосиндикатов, чем наносят значительный вред международному экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.

Экономическая помощь в качестве стимула для сокращения преступной деятельности. Для того чтобы ослабить у крестьян в Колумбии и других слабых в экономическом отношении странах стимулы к выращиванию наркосодержащих растений, предлагается оказывать целенаправленную экономическую помощь с тем, чтобы дать возможность жителям этих малоимущих стран зарабатывать себе на жизнь честным путем. Такого рода помощь является одним из возможных способов, используя который богатые страны — основные потребители наркотиков могут вести борьбу против их производства и распространения.

Условия помощи. Страны-доноры, оказывающие финансовую помощь развивающимся странам (особенно странам третьего мира), ставят свои гуманитарные операции в зависимость от того, чтобы страны-получатели самым серьезным образом вели борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

  1. Понятие организованной преступности (криминологический и уголовно-правовой аспект).

Организованная преступность-это общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь — рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Для уголовно-правового понимания организованной преступности характерно

выделение следующих ее признаков:

-Наличие организационно-управленческой структуры, сложная иерархическая

градация сообщества с разграничением функций.

-Устойчивый, планируемый, законспирированный характер деятельности,

сплоченность;

-Распространение своего влияния на определенной территории, либо в

определенной экономической области (монополизация);

-Заранее планируемое преступное поведение (совершение действий по подысканию

объекта посягательств);

-Извлечение максимальной прибыли как основная цель преступной деятельности;

-Активное пропагандирование преступной идеологии.

ОБЪЕКТЫ ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл), наркотики, оружие, но главный объект — люди, собственники, из которых можно «качать» деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и вся экономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.). Существенную роль играет форма собственности государственная, частная, акционерная, иностранная, совместное владение СУБЪЕКТЫ ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:

-по величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства массовой информации добавляют мафия (организация общенационального масштаба) и «сверхмафия» (международные организации, уже напоминающие транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным бизнесом нередко размыта).

— по месту базирования (например, в Киеве — троещинская, борщаговская; в Москве — солнцевская, долгопрудненская),

1. Криминализация экономических отношений. Слияние экономической и общеуголовной преступной деятельности. Так, в настоящее время в криминальный бизнес включены более 40 тыс. предприятий, государственных и коммерческих организаций; 70 — 80% приватизированных предприятий и коммерческих банков, большинство торговых организаций обложены поборами. Размер «дани» (своеобразного налога в пользу преступников) составляет 10 — 20% от оборота, что нередко превышает половину балансовой прибыли предприятия. 2. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой — одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. 3. Активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений

4. «Эксплуатация» пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). 5. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной.

6. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений

7. Высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6 — 10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано.

  1. Понятие и признаки организованной преступной группы.

Организованная преступная группа — устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная преступная группа выступает в качестве одной из форм соучастия.В ней роли распределены заранее, план совершения преступления четко отработан. К таким группам можно отнести группы карманных и квартирных воров, мошенников, торговцев наркотиками.

Таким образом, закон, по существу, определяет только два признака организованной группы:

1)Устойчивость

Это означает, прежде всего, стабильность, постоянство состава преступной группы. Вхождение в нее новых членов затруднено из-за опасности провала всей группы. Вместе с тем, и к выходу из группы кого-либо из членов преступная группа относится резко отрицательно, видя в этом отступничество и предательство ее интересов.

2)Целью объединения в группу является совершение одного или нескольких преступлений.

Постоянное совершение преступлений — цель объединения группы. Это второй признак организованной преступной группы, указанный в уголовном законе. Целью создания группы является постоянное совершение преступлений, постоянная преступная деятельность для получения наживы. Это приводит организованную группу к увеличению

как географии совершаемых преступлений, так и их количества и интенсивности.

Часть указанных признаков организованной группы,которые тоже можно отнести к признакам организованной преступной группы:

-Распределение ролей при совершении преступлений.

— Подготовка к совершению преступления.

— Использование сложных способов совершения преступлений.

-Строгая дисциплина (для организованной преступной группы характерна жесткая дисциплина ее членов, безусловное подчинение лидеру).

— Вырабатывается единая ценностная ориентация.

— Распределение преступных доходов.

— Создание специального денежного фонда (сущ.спец. денежный фонд — «общак», которым распоряжается лидер).

Криминологами в качестве признаков организованной группы называются выработка в группе норм поведения, ценностных ориентиров, выполнение отдельным участником роли лидера, наличие иерархии и распределения социальных ролей и т.д..

  1. Понятие и признаки преступной организации.

Преступное сообщество (преступная организация) —организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений, либо объединение организованных преступных групп. Преступная организация является наиболее опасным видом соучастия; создание преступного сообщества или преступной организации выступает в качестве самостоятельного наказуемого вида преступной деятельности, даже если такая организация не успела ещё совершить ни одного преступного деяния. Например, в УК РФ ответственность за такое деяние предусмотрена в ст. 210. Преступное сообщество выступает формой проявления организованной преступности.Преступным организациям присущи следующие основные признаки, которые отличают их от организованных сообществ:

– наличие материальной базы (денежного фонда);

– коллегиальность управления, т.е. организацией руководит группа лиц, имеющих как правило, равное в нем положение;

– нормальные нормы поведения, традиции и «воровские» законы, мера наказания за их нарушение;

– иерархическая система с разделением организации на группы, межрегиональными связями, наличием руководящего ядра, телохранителей. связников, хранителей финансовых фондов (касс), разведчиков, исполнителей приговоров и т.п.;

– создание информационной базы, которую составляют сведения из различных источников (в том числе, полученные в результате использования разведывательных данных) об интересуемом объекте.

  1. Специфика причинности организованной преступности.

В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

  1. Понятие коррупционной преступности. Специфика причинности коррупционной преступности.

Под коррупцией (от лат coiruptio — разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит уголовно-правовая составляющая, когда предупреждение не сработало. Социально-правовой контроль предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем. Интенсификация деятельности по установлению жесткого социально-правового контроля за принятием решений государственными служащими является важным направлением предупреждения коррупционной деятельности.

Другой не менее существенной причиной коррупции является тот факт, что сотни чиновников (от министров до главных специалистов различных министерств и ведомств) входят за соответствующее вознаграждение в советы директоров акционерных обществ и компаний, в связи с чем происходит своеобразное сращивание государственных служащих с предпринимательством, что представляет собой узаконенную коррупцию. Подобная порочная практика нормативно ставит высоких должностных лиц министерств и ведомств в ситуацию постоянного конфликта личных и государственных интересов, который служит объективной основой их заинтересованной лоббистской деятельности и коррумпированности. Власть срастается с собственностью и деньгами, открывая новые глубоко законспирированные коррупционные технологии.

  1. Общая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией.

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

5.1. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ: ЕЁ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Белоцерковский Сергей Дмитриевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: S-belot2012@yandex.ru

Аннотация: В статье впервые на основании проведенного автором исследования отечественного законодательства сформирована современная система правового регулирования борьбы с организованной преступностью. Входящие в нее нормативные правовые акты классифицированы и рассмотрены. Результаты изложенного исследования могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов, а также в качестве исходного объекта для ее дальнейшего совершенствования. Статья предназначена для научных и практических работников в сфере борьбы с преступностью, а также всех интересующихся данной тематикой.

Ключевые слова: преступность, организованная преступность, борьба с преступностью, борьба с организованной преступностью.

THE SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF COMBATING ORGANIZED CRIME: ITS STRUCTURE AND CONTENT

Keywords: crime, organized crime, fight against crime, fight against organized crime.

Системное правовое регулирование борьбы с организованной преступностью это, во-первых, реагирование одновременно на все её аспекты, в том числе, организованную преступную деятельность, её причины, восстановление причинённого ею вреда и т.д., во-вторых, воздействие на них посредством различных отраслей права и, в-третьих, использование в ходе такого воздействия правовых актов разного уровня, в том числе Конституции Российской Федерации, международных актов, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов.

Существующая в настоящее время в России система правового регулирования борьбы с организованной преступностью носит развёрнутый характер и помимо

Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации включает в себя федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Последние, в свою очередь, состоят из указов Президента Российской Федерации; постановлений, распоряжений, других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, издаваемых правоохранительными и другими государственными органами.

Вместе с тем, формирование современной системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России началось сравнительно недавно и в настоящее время не завершено. В результате эта система, в её сегодняшнем виде, не вполне согласуется с международной и её нельзя считать в должной степени криминологически обусловленной, то есть соответствующей криминальным реалиям, на которые рассчитано реагирование.

Это выражается, прежде всего, в том, что остаются не имплементированными в отечественное законодательство отдельные положения основных международно-правовых документов, посвящённых взаимодействию государств в борьбе с организованной преступностью. В уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, оперативно-розыскном законодательствах отсутствуют современные институты борьбы с организованной преступностью, которые уже достаточно продолжительное время существуют в законодательствах большинства зарубежных государств. Существенным пробелом формирующейся системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России в настоящее время является отсутствие комплексного Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью», учитывающего специфику отечественной организованной преступности, предусматривающего дополнительные меры борьбы с ней и, таким образом, обеспечивающего комплексное, системное реагирование на неё.

Вряд ли представляется возможным составление некоего исчерпывающего перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов, по-свящённых борьбе с организованной преступностью. Во-первых, потому, что этот перечень достаточно регулярно обновляется и дополняется в связи с тем, что процесс формирования правовой базы борьбы с организованной преступностью продолжается. Особенно это касается иных нормативных правовых актов, а в их структуре — ведомственных актов, издаваемых правоохранительными и другими государственными органами. Во-вторых, в настоящее время в России существует развёрнутая система правового регулирования борьбы с другими видами системной преступной деятельности, такими как терроризм, экстремизм, коррупция. Они самым тесным образом взаимосвязаны с организованной преступностью, поэтому в перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов о борьбе с организованной преступностью следует включать нормативные правовые акты о борьбе с этими видами системной преступной деятельности. Без них система правового регулирования борьбы с организованной преступностью была бы неполной.

5’2017

Пробелы в российском законодательстве

Таким образом, в ходе организации и осуществления борьбы с организованной преступностью следует учитывать широкий спектр нормативных правовых актов. В связи с этим актуальным становится вопрос их классификации.

Наиболее продуктивной представляется классификация таких нормативных правовых актов в зависимости от круга регулируемых ими общественных отношений.

В соответствии с данным критерием, такая классификация будет включать в себя три группы федеральных законов, а также соответствующие три группы иных нормативных правовых актов:

• регулирующих общественные отношения в сфере организации и деятельности правоохранительных органов, участвующих в борьбе с организованной преступностью, и государственной защиты их должностных лиц, судей и иных участников уголовного судопроизводства;

Основными нормативными правовыми актами данной группы, таким образом, являются федеральные законы: от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». А также федеральные законы: от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

• регулирующих общественные отношения непосредственно в сфере борьбы с организованными преступными формированиями и их деятельностью;

В данную группу федеральных законов, помимо Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, входят также: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В федеральных законах этой группы сложно выделить положения, непосредственно относящиеся к борьбе с организованной преступностью, поскольку к этому, в той или иной мере, имеют отношение все положения этих федеральных законов.

• комплексно регулирующих общественные отношения в сфере борьбы с отдельными видами преступности, которые имеют организованную основу или непосредственно связаны с организованной преступностью.

Эту группу федеральных законов составляют федеральные законы, комплексно регулирующие общественные отношения в сфере борьбы с отдельными видами преступности, которые имеют организованную основу или непосредственно связаны с организованной преступностью. Её основой являются федеральные законы: от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Включение перечисленных федеральных законов в систему правового регулирования борьбы с организованной преступностью обусловлено тем обстоятельством, что данные виды преступности самым непосредственным образом взаимосвязаны с организованной преступностью.

Традиционно структура иных нормативных правовых актов включает в себя: указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения, другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и ведомственные акты, издаваемые правоохранительными и другими государственными органами. Существующая в настоящее время в России система правового регулирования борьбы с организованной преступностью включает в себя иные нормативные правовые акты всех трёх групп.

Организация и деятельность не всех субъектов борьбы с организованной преступностью регулируется федеральными законами. Организация и деятельность целого ряда субъектов борьбы с организованной преступностью регулируется указами Президента или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Поэтому первую группу иных нормативных правовых актов составляют: Указ Президента Российской Федерации от 13. 06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний», Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О федеральной таможенной службе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения в организацию и деятельность субъектов борьбы с организованной преступностью также вносятся посредством издания иных нормативных правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2006 № 473 «Вопросы федеральной таможенной службы», Указ Президента Российской Федерации: от 6.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В эту же группу иных нормативных актов входят постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 630 «Об утверждении «Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 21.09.2012 № 953 «Об утверждении «Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от

13.07.2013 № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы».

К иным нормативным правовым актам, регулирующим общественные отношения непосредственно в сфере борьбы с организованными преступными формированиями и их деятельностью, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» и Постановление Правительства Российской Федерации от

15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение об-

щественного порядка и противодействия преступности».

К иным нормативным правовым актам, регулирующим общественные отношения в сфере борьбы с отдельными видами преступности, которые имеют организованную основу или непосредственно связаны с организованной преступностью следует отнести указы Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 11б «О мерах по противодействию терроризму», от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», от 26.07.2011 № 988 «О межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Ведомственные акты, касающиеся борьбы с организованной преступностью и издаваемые правоохранительными и другими государственными органами, полностью укладываются в данную классификацию, однако исчерпывающе не приводятся ввиду невозможности из-за их относительной многочисленности и достаточно регулярной обновляемости.

Кроме того, очевидно, что организация и осуществление борьбы с таким сложным явлением как организованная преступность могут потребовать обращения также и к другим законам и иным нормативным правовым актам. При этом значимым является судебное толкование содержащихся в них норм и для этого важно обращаться к постановлениям и определениям Конституционного Суда Российской Федерации, а также к определениям Судебной коллегии по уголовным делам, постановлениям Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Список литературы:

1. Белоцерковский С.Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы её оптимизации: монография. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011.

4. Васин Ю.Г., (2013), Особенности теоретического уголовно-правового и криминологического моделирования мер борьбы с организованной преступностью. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 6: 70-73.

5. Васин Ю.Г., (2017), Криминологические модели противодействия организованной преступности: практические аспекты реализации. Пробелы в российском законодательстве, 4: 26-30.

Рецензия

на рукопись статьи С.Д. Белоцерковского «Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью: ее структура и содержание»

Статья С.Д. Белоцерковского «Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью: ее структура и содержание» выполнена на безусловно актуальную тему. Организованная преступность продолжает оставаться угрозой национальной безопасности не только Российской Федерации, но и других государств.

В статье автором впервые, на основании результатов проведенного исследования, сформулирована современная система правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России. Входящие в нее нормативные правовые акты классифицированы и рассмотрены.

Статья имеет научное и практическое значение, сформулированные автором выводы и предложения могут служить, в том числе, основой для дальнейшего совершенствования системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью.

Статья написана грамотным юридическим языком.

Высказанные рецензентом замечания и предложения устранены автором в ходе рецензирования статьи.

Вывод: на основании изложенного полагаю возможным рекомендовать рукопись статьи С.Д. Белоцерковского «Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью: ее структура и содержание» к публикации в журнале «Пробелы в Российском законодательстве. Юридические науки».

Рецензент:

Профессор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор А.В. Агутин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста — 77,89%