Постановление правительства РФ 447

Акт категорирования гостиницы составляется по результатам обследования объекта межведомственной комиссией по обследованию и категорированию. Обязательно фиксируется категория опасности гостиницы по степени антитеррористической защищенности.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта категорирования гостиницы .docСкачать образец акта категорирования гостиницы .doc

Требования наличия этого документа были приняты 14 апреля 2017 года. Если в организации имеется котельная, то для ее руководителя или юриста будет обязателен для изучения Федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Исключения из правил

Все гостиницы подвергаются этому обследованию. Но только не те, которые охраняются национальной гвардией РФ. Эти учреждения следуют требованиям, изложенным в Постановлении Правительства №272 от 25.03.2015 года. Для них устанавливаются специальные условия, требования и формы составления актов категорирования.

Критерии и категории

Для того чтобы отнести гостиницу к той или иной категории антитеррористической защищенности, необходимо руководствоваться:

  • Потенциальным риском совершения террористического акта в конкретно взятом помещении. Для этого определяют, сколько раз совершались действия этого рода, сколько случаев было предотвращено.
  • Величина и масштабы вероятных последствий этих терактов.

Исходя из этого, выделяют следующие категории гостиниц и хостелов:

  • Объекты 1 категории по степени антитеррористической защищенности. В таких гостиницах на протяжении последнего года совершался как минимум один террористический акт или был предотвращен. К ней же относятся компании, при совершении теракта в которых может пострадать тысяча или более людей. А потенциально утраченный экономический ущерб – 800 млн рублей и более.
  • Гостиницы 2 категории. Предполагаемое число пострадавших должно составлять от 200 до 1000 человек. Причем считаются как гости, так и персонал, прикидывается среднее количество единовременно пребывающих в здании людей. Экономический ущерб при этом должен быть от 150 до 800 млн рублей.
  • Категория 3. Потенциальный ущерб – 50-100 млн рублей. А потенциальное количество пострадавших при возможном теракте – 50-200 лиц.
  • Категория 4. При предполагаемом теракте пострадают до 50 человек и ущерб не превысит 50 млн рублей.

Большинство гостиниц относится к четвертой категории опасности по степени антитеррористической защищенности. Из этой предпосылки исходит большинство проверяющих.

От того, какая степень опасности присвоена учреждению, зависит периодичность ее проверки. Первая – проверяется один раз в год, вторая и третья – раз в три года. Что же касается четвертой категории, то этот срок определяется ответственными сотрудниками.

Паспорт безопасности нужен только заведениям, относящимся к первой, второй и третьей категориям. Он должен быть составлен не позже трех месяцев с момента проведения очередного обследования и категорирования.

Элементы акта

Приложенный акт подразумевает, что гостиница не подлежит обязательной охране полицией. Иначе подготовка документации ложится на специалистов этой сферы.

В правом верхнем углу документа указывается количество экземпляров. Начинается основная часть документа с констатирующей вставки. Последняя включает в себя:

  • Перечисление членов комиссии. Указываются все принимающие участие в категорировании лица, их ФИО и должности, в том числе чиновники, с которыми согласуются полученные в результате обследования результаты.
  • Также обязательной для заполнения графой в акте категорирования является основание для составления бумаги. Если речь идет о гостиницах, то прописывается Постановление Правительства РФ №447 от 14.04.2017 года. Именно оно посвящено этой тематике.
  • Сроки проведения обследования и категорирования. Обычно процедура занимает несколько дней, поэтому указываются две даты.

После констатирующей части в прикрепленном образце документа представлены следующие досконально описываемые разделы:

  • Общие сведения о гостинице.
  • Организация охраны техническими средствами.
  • Физическая охрана.
  • Мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности.
  • Степень угрозы и возможные последствия теракта.
  • Выводы и предложения.

Список разделов нумеруется, каждый подраздел тоже имеет чистовую нумерацию.

Общие сведения

Они включают в себя: адрес местоположения, контактные данные владельца, год постройки, этажность, назначение. Также немаловажно указать в этом разделе акта режим работы заведения, площадь, которую оно занимает, а также прилегающие здания. Последние указываются с целью выявления потенциально опасных территориальных зон.

Но самый важный показатель в этом пункте – это количество одновременно находящихся в здании людей. Отдельно указывается число возможных посетителей и гостей по этажам.

Организация охраны техническими средствами

Под техническими средствами подразумевается система видеонаблюдения, эвакуации, освещения, экстренного вызова полиции, охранная, пожарная и тревожно-вызывная сигнализации. При наличии эти системы описываются, указываются численные и иные характеристики. Также обязательная часть этого раздела – описание ограждения гостиницы, его протяженности и состояния.

Возможные последствия

При описании возможного урона составляется таблица с количеством людей, находящихся на каждом из этажей в момент прохождения гостиницей обследования. Исходя из среднего количества и рассчитывается общее число пострадавших при возможном теракте.

При наличии указывается количество уже случившихся терактов либо количество предотвращенных акций.

Остальные разделы рассматриваются также полно, со всеми нюансами. Акт категорирования гостиницы заканчивается выводом о том, к какой категории относится гостиница. Также прописываются рекомендации относительно укрепления и увеличения антитеррористической защищенности заведения, расписываются все члены комиссии.

Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 №447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения людей. В данном НПА определен порядок организации обследования и категорирования и образец формы паспорта безопасности гостиницы (иного средства размещения). Действие данного постановления распространяется как на государственные и муниципальные предприятия, так и на коммерческие организации предоставляющие гостиничные услуги. Понятие «гостиница и иное средство размещения» соответствует определению данному в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ:
Гостиница — средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Средство размещения — имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.
Стоит отметить, что наличие акта обследования и категорирования подписанного членами межведомственной комиссии, а также согласованного паспорта безопасности гостиницы (иного средства размещения) в соответствии с пп. г,е п. 16 постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 года № 158 является обязательным условием для успешного прохождения процедуры классификации гостиницы (иного средства размещения людей). В работе межведомственной комиссии согласно данного постановления помимо представителей правообладателя принимают участие представители территориальных органов ФСБ, Росгвардии и по усмотрению правообладателя объекта представители специализированной организации. Согласование паспорта безопасности гостиницы и иного средства размещения людей осуществляется с руководителями территориальных органов ФСБ и Росгвардии.

КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ГОСТИНИЦ?

  1. Об обеспечении подготовки гостиничного персонала при угрозе террористического акта говорится в пункте 16а постановления. Какой же документацией и указаниями должно быть вооружено несущие ответственность лицо для того, чтобы составить программу такой подготовки? Если ведомство или спецорганизации, готовящие гостиничный персонал по законодательно утвержденной программе? И какие именно группы сотрудников отелей должны проходить такую подготовку?

В пятнадцатом пункте говорится, что план мероприятий, направленных на установление антитеррористической защиты отеля должен быть составлен на основе акта обследования и категорирования собственником гостиницы. При этом он должен учитывать уровень угрозы терроризма, а также спрогнозированную сумму расходов на выполнение защитных мероприятий.

Это значит, что соответственно 16-тому пункту защита гостиницы от терроризма, невзирая на ее категорию опасности должно обеспечиваться подготовка персонала грамотным действиям в случае совершения теракта или угрозе такового на гостиничной территории.

С учетом вышеизложенного, составление плана мероприятий по подготовке гостиничного персонала возлагается на ответственное лицо.

ВОПРОС О ПРИВЛЕЧЕНИИ ЧОПов

  1. Согласно требованиям к проведению антитеррористических мероприятий в отелях 1-вой категории, их охрана должна осуществляться с помощью работников охранных организаций. Но может ли дежурная гостиничная служба рассматриваться в роли охраны, невзирая на невозможность ношение оружия и других спецсредств? Существуют ли определенные требования к квалификации работников ЧОПов, которые привлекаются к обслуживанию отелей в соответствии с их категорией?

Соответственно 19-тому пункту постановления, для поддержания правопорядка и снижения террористической угрозы на гостиничной территории должна организовываться физическая охрана. Регламентируются вопросы профобучения частных охранников соответственно закону РФ №2487-1, речь в котором идёт о частной охранной и детективной деятельности на территории страны.

  1. Могут ли передаваемые на пульт наблюдение охранных организаций тревожные извещения считаться информирующим мероприятием в соответствии с 4-том разделом постановления, регламентирующим порядок оповещения об угрозе террористического акта?

В соответствии с 27-мым пунктом требований, получив сведения о том, что на территории гостиницы может быть совершен акт терроризма, даже если они носят анонимный характер, ответственное лицо должна проинформировать с помощью доступных ему средств связи местный орган безопасности МВД РФ и территориальный орган войск Нацгвардии по месторасположению отеля.

Одновременно с этим, согласно пункту 28-ому при передаче информации посредством телефона или радиосвязи ответственное лицо должно сообщить свои личные данные, должность, юридическое название и точный адрес отеля, а также имеющуюся информацию о террористической угрозе.

Если информирование, указывающееся в 28-мом пункте постановления, осуществляемое с помощью подачи извещения на централизованный пульт наблюдения охранных организаций с последующим извещением МВД и Росгвардии не представляется возможным, оно не считается мероприятием обязательного информирования об угрозе террористического акта.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ГОСТИНИЦ

  1. В соответствии с 18-тым пунктом, независимо от категорирования, гостиницы должны быть оборудованы системой для экстренного сообщения о возникновении или угрозе ЧС. Подобные системы сейчас применяются подразделениями обороны МЧС с целью локального оповещения о ЧП. Кроме того, используются оповестительный системы, также управляющие эвакуацией людей в случае пожарной опасности, соответствующие требованиям техрегламента о нормах пожаробезопасности Федерального закона №123, которыми должны снабжаться все гостиницы без исключения. Их использование допустимо и для экстренного оповещения об угрозе ЧС, применительно к исполнению требований постановления №447.

Если оповестительная система, управляющая человеческой эвакуацией в случае пожара, соответствует техтребованиям пункта 21-го постановления, ее использование в роли экстренного оповестителя об угрозе ЧС вполне допустимо.

Каких-либо иных требования технического характера к экстренным оповестительным системам об угрозах терроризма постановлением не предусматривается.

  1. В 23-тьем пункте рассматриваемого законотворческого акта прописано, что для гостиниц любой категории актуально снабжение их ручными и стационарными металлодетекторами. Как показывает практика, постояльцы подобных заведений приезжают с багажом, чья проверка металлообнаруживающими устройствами не гарантирует положительного результата. Но почему вы не прописать обязательности оборудования отелей досмотровым оборудованием, которое бы сняло данные проблемы, и в чём тогда заключается функционал металлообнаружителей?

Мероприятия по защите от террористической угрозы, прописанные в 23-тьем пункте постановления, учитывающие назначенную опасностную категорию, в отношении отелей всех типов кроме 4-той категории опасности дополнительно к комплексу мероприятий подразумевают обеспечение ручными и стационарными устройствами для обнаружения металла. Впрочем, это не ликвидирует возможность применения другого оборудования для досмотра.

Металлообнаружители при этом применяются с целью обнаружения травматического, огнестрельного, холодного и метательного оружия. А, кроме того, взрывчатых веществ в металлической оболочке.

  1. В чем отличие между системами видеонаблюдения, которые упоминаются в пунктах 20-том и 18 А постановления, и системами охранного телевидения, о которых говорится в 23А пункте? Как имеющиеся отличия прописать в техзадании на оснащение отелей средствами безопасности и охраны?

Составляя техзадание на оснащение гостиниц средствами безопасности, необходимо учесть тот факт, что система видеонаблюдения нужна для контролирования ситуации в онлайн-режиме. При этом система охранного телевидения подразумевает единовременно задействованные техсредства — телевизионные камеры, мониторы, а также вспомогательное оборудование, которое нужно для организации контроля и создания зон видеоохранной сигнализации, где тревожный сигнал должен формироваться системой в случае изменения изображения, которое поступает с камер в наблюдаемой зоне, в том числе с применением детекторов передвижения.

  1. Когда ПБ должен проходить согласование с местным отделением войск Нацгвардии РФ, а когда с ОВО Нацгвардии ?

В сороковом пункте постановления прописывается, что гостиничный паспорт безопасности должен быть оформлен в трёх экземплярах и согласован с руководством местных органов безопасности и федеральные службы войск Нацгвардии РФ, либо отделом вневедомственной охраны Нацгвардии.

Лица, возглавляющие федеральные казенные учреждения войск Нацгвардии, которые размещены по месту расположения подобных объектов массового пребывания, имеют полномочия по согласованию ПБ для того, чтобы оптимизировать мероприятия по его одобрению в установленные законом сроки с руководством местных органов Росгвардии. Ведь выполнение такой задачи нередко затрудняется из-за удалённости местного органа Росгвардии от городов и сел, на территории которых находятся объекты массового пребывания.

  1. В ПБ объект анализируется и, согласно 6-му пункту, в нём приводится информация о наличии критических элементов и опасных участков:

А) перечисление участков отеля, имеющих потенциальную опасность;

Б) перечисление так называемых критических элементов.

Бытуют ли определенные методические указания, становящиеся основанием для проведения подобного анализа? И какие организации могут быть привлечены для проведения подобных исследований?

В соответствии с положением 8-го пункта постановления, где прописывается состав комиссии, и 40-го пункта, где указаны обязанности по формированию и согласованию ПБ, проведение исследований возлагается на спецкомиссию и привлечения для них сторонних лиц не допускается.

Также в положениях постановления нет нормы, которая бы возлагала обязанность формирования и согласования ПБ на того или иного члена комиссии.

Подобное решение обуславливается тем, что отдельными разделами паспорта затрагивается компетенция того или иного участника комиссии. А значит, и заполнять паспорт безопасности ее члены будут в зависимости от рода своей деятельности.

  1. В седьмом пункте постановления оговариваются противоправные деяния, которые могут происходить на территории отеля и приводится описание потенциальных нарушителей. Но имеются ли какие-то типовые разработки для объектов гостиничного типа, которые иллюстрируют возможные ЧС?

В данном пункте содержатся сведения о потенциально возможных противоправных деяниях на отельной территории и их описание (внезапное возгорание из-за поджога, взрыв и тому подобные действия, задача которых — принести вред здоровью и жизни персонала и постояльцев, а также разрушить здание, возможный захват заложников и повреждение разного рода коммуникаций). Соответственно сороковому пункту постановления все разделы ПБ должны заполняться комиссией, компетенция членов которой оговаривается в восьмом пункте.

  1. На базе одиннадцатого пункта, оговаривающего оценку полноты мероприятий, направленных на устранение критических элементов и опасных участков, а также двенадцатого пункта, содержащего выводы о надежности охраны отеля от террористов и рекомендации по улучшению ее защищенности от подобной угрозы, ответственное лицо самостоятельно оценивает свои возможности и усилия в этом направлении в ПБ. Должны ли ведомства, согласующие паспорт безопасности, давать ответственным лицам какие-либо рекомендации по поводу заполнения данных пунктов?

11-тый и 12-тый пункты ПБ по правилам прописывают члены комиссии после того, как оценят достаточность мероприятий, направленных на улучшение защищенности опасных участков гостиницы.

Одновременно с этим спецкомиссия указывает в паспорте свои выводы о том, насколько надежна гостиничная охрана, и даёт конкретные рекомендации, позволяющие улучшить ее защиту от терроризма, отражаемые в акте обследования, составляемым в процессе категорирования.

  1. Нужно ли переоформлять ПБ для гостиниц с первой по третью категорию в случае его подготовки соответственно правительственному постановлению №272, утверждающему требования, предъявляемые к угрозе защищенности мест массового пребывания от угрозы терроризма, подлежащих охране войсками Нацгвардии РФ?

Соответственно второму пункту требований постановления №272, оговаривающему защиту ММПЛ от угрозы терроризма, список таких мест включает объекты, чьими собственниками не являются государственные органы исполнительной власти или корпорация «Росатом», а также не подлежащие обязательной охране Росгвардией.

Если гостиница внесена в этот перечень, то актуализируется ее ПБ соответственно 19-тому пункту требований к ММПЛ. В случае, когда она отнесена в категорию ММПЛ, ее паспорт формируется соответственно правительственному постановлению №272.

Единовременное применение 2-ух постановлений правительства — №272 и №447 в отношении одного отеля недопустимо.

КОНТРОЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСЫВАЕМЫХ ЗАКОНОМ МЕРОПРИЯТИЙ

  1. В четвертом разделе постановления описывается порядок контролирования исполнения означенных требований к защите отелей от угрозы терроризма. В частности, там описывается проведение проверок и их инициация со стороны уполномоченного лица. Утверждаются ли планы по проведению проверок, в которых участвуют силовики и согласующие ПБ организации? Как именно осуществляется контроль за исполнением прописанных в паспорте мероприятий?

Организация контролирующих мероприятий на объектах гостиничного типа описывается в пункт 31-вом требований и возлагается на уполномоченных лиц. Одновременно с этим контролировать исполнение требований предписывается с помощью экстренных и комплексных проверок, назначаемых ответственными лицами в форме выездного обследования или документального контроля. В ходе подобных мероприятий оценивается уровень защищенности объектов от угроз терроризма.

Для гостиниц, которые входят в список ММПЛ, контролировать исполнение требований по установлению антитеррористической защищенности должна спецкомиссия, чья организация описывается в восьмом пункте требований к местам массового пребывания.

В связи с выходом нового постановления правительства РФ от от 14 апреля 2017 г. N 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов», владельцам гостиничных предприятий и иных средств (временного) размещения, требуется разрабатывать паспорта АТЗ по новой форме и порядку, включая проведение категорирования, разработку паспорта и согласования его с уполномоченными ведомствами.

Полный текст постановления приведен ниже

ОСОБЕННОСТИ
1. Одной из отличительных особенностей данного постановления, от Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» является меньшее количество уполномоченных ведомств (2 ведомства), с которыми необходимо согласовывать результаты паспортизации, а именно ФСБ России и Росгвардия.

2. Кроме того, по мнению Центра охраны труда и правового информирования Требования ПП РФ № 447 не распространяются:

а) на гостиницы, подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) на гостиницы, требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации;

в) на гостиницы, включенные в перечни мест массового пребывания людей, формируемые в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»»

Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)»