Правила проведения сертификации ветеринарных препаратов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 22.01.1997 N 1

«О введении в действие правил проведения сертификации ветеринарных препаратов»

Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации Постановление Госстандарта РФ от 22.01.1997 N 1 «О введении в действие правил проведения сертификации ветеринарных препаратов»

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет:
Ввести в действие для применения в Российской Федерации разработанные Всероссийским государственным научно — исследовательским институтом контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов Минсельхозпрода России и Всероссийским научно — исследовательским институтом сертификации Госстандарта России с учетом вновь принятых законов и иных правовых актов Российской Федерации Правила проведения сертификации ветеринарных препаратов.

Председатель
Госстандарта России
С.Ф.БЕЗВЕРХИЙ

Утверждено
Постановлением
Госстандарта России
от 22 января 1997 г. N 1

Правила проведения сертификации ветеринарных препаратов

Статья 1. Область применения

Примечание.

Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Документ конкретизирует порядок сертификации продукции применительно к ветеринарным препаратам и средствам по уходу за животными и устанавливает с учетом специфики объекта сертификации принципы, порядок и процедуры обязательной сертификации ветеринарных препаратов.

Настоящие Правила могут быть использованы как для обязательной, так и для добровольной сертификации ветеринарных препаратов.

Примечание.

Постановление Госстандарта РФ от 16.02.1994 N 3 утратило силу в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26, утвердившего новые Правила по проведению сертификации в Российской Федерации.

Используемые в документе понятия соответствуют «Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 16.02.94 N 3, зарегистрированным Минюстом России 21.03.94 N 521 (далее — «Правила по проведению сертификации»).

Статья 2. Общие положения

2.1. Объектом сертификации в соответствии с настоящими Правилами являются ветеринарные препараты и средства по уходу за животными.

2.2. Сертификация проводится на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества людей, для животных и окружающей среды, а также биологическую эффективность действия препаратов на животных в соответствии с их назначением.

2.3. Обязательной сертификации подлежат ветеринарные препараты и средства по уходу за животными (далее продукция) серийного производства или их партии, предназначенные для реализации на территории Российской Федерации.

Требования, подтверждаемые при сертификации, установлены в ГОСТах или в иных нормативных документах по стандартизации.

Возможность сертификации на соответствие другим документам устанавливает орган по сертификации. Добровольная сертификация продукции, в том числе для экспорта, проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, согласованных между заявителем и органом по сертификации.

2.4. Условием проведения обязательной сертификации на безопасность серийно выпускаемой продукции, а также партий является наличие у заявителя документов, удостоверяющих регистрацию объекта сертификации Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России согласно «Положению о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», утвержденному Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 16.11.93 N 1162, и других документов, подтверждающих обеспечение безопасности жизни, здоровья людей и животных, охраны окружающей среды, а также биологической эффективности действия препаратов на животных в соответствии с их назначением.

2.5. Центральным органом по сертификации ветеринарных препаратов является Всероссийский государственный научно — исследовательский институт контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов — ВГНКИ.

Примечание.

Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2.6. Оплата работ по обязательной сертификации ветеринарных препаратов производится заявителем в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Статья 3. Порядок сертификации

3.1. Сертификация продукции осуществляется в соответствии с «Порядком проведения сертификации» и с Изменением N 1 «Порядка проведения сертификации в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 N 15 и зарегистрированным в Минюсте России 01.08.96 N 1139 (далее — Изменение N 1), кроме схем 1, 6, 8, 9.

Применяемые схемы сертификации приведены в Приложении А.

3.2. Схемы сертификации 2 — 5, 9а — 10а применяются при сертификации ветеринарных препаратов, выпускаемых серийно. Схема 7 применяется для сертификации партий продукции.

3.3. Схему 2 рекомендуется применять для отечественной и импортируемой продукции при наличии долгосрочных договоров (контрактов) или регулярных поставках серийной продукции по отдельным договорам. Схема 2а применяется для отечественных и импортных ветеринарных препаратов, когда инспекционным контролем необходимо определить соответствие продукции, непосредственно поступающей к потребителю, требованиям нормативных документов.

Схему 3 рекомендуется применять для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения.

Схема 3а является наиболее предпочтительной для сертификации продукции отечественных и зарубежных средних и крупных организаций — изготовителей.

Схемы 4 и 4а рекомендуется применять для необходимости всестороннего инспекционного контроля продукции серийного производства.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой:

  • реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
  • технологические процессы недостаточно стабильны;
  • установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции.

Схема 7 применяется для сертификации партий (серий), в том числе опытных, изготовленной продукции. При сертификации по 7-ой схеме в сертификате необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (размер партии, показатели ее идентификации, маркировка или номер, дата выработки и т.д.).

Схему 9а рекомендуется применять при сертификации продукции отечественных изготовителей, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля.

Схемы 10 и 10а применяются при продолжительном производстве отечественной и импортной продукции в небольших объемах.

3.4. Заявку на сертификацию заявитель направляет по своему выбору в любой орган по сертификации, имеющий соответствующую область аккредитации.

К заявке прилагается необходимая нормативная документация на продукцию и документ, удостоверяющий государственную регистрацию объекта сертификации, выданный Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.

В нормативной документации должны быть изложены основные характеристики продукции и другие специальные требования к ней. Изготовителю продукции необходимо также представить технологическую схему производственного процесса.

3.5. По результатам рассмотрения заявки и прилагаемых документов орган по сертификации принимает решение о возможности (невозможности) сертификации и условиях ее проведения.

3.6. Решение по заявке, как положительное, так и отрицательное, направляется заявителю в срок не более 10 дней со дня получения заявки.

3.7. Отбор образцов (проб) для испытаний осуществляют эксперты органа по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория, или другая компетентная организация, представляющая третью сторону по отношению к изготовителю и потребителю продукции.

3.8. Образцы отбираются для проведения идентификации и испытаний, а также для хранения их в качестве контрольных образцов на случай возникновения спорных вопросов, требующих повторных испытаний и идентификации. Срок хранения контрольных образцов, согласно документу ПР 50.3.002-95 «Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции», утвержденному зам. председателя Госстандарта России 08.02.96, зарегистрированному в Минюсте России 01.03.96 N 1041 (далее — «Общий порядок обращения с образцами»), как правило, должен соответствовать сроку годности продукции.

3.9. Отбор образцов (проб) проводится в соответствии с нормативными документами на конкретную продукцию.

Для импортируемой продукции допускается проведение сертификации поставляемой продукции до ее прибытия на территорию Российской Федерации, основанное на изучении информации о продукции и ее изготовителях, проведении оценки образцов продукции, анализе состояния производства.

3.10. Результаты отбора образцов оформляют актом по форме, приведенной в «Общем порядке обращения с образцами».

Акт отбора образцов подписывают представители организации, проводящей отбор, и заявителя.

3.11. Идентификация продукции проводится по отобранным образцам путем определения физико — химических, биологических свойств препаратов и сличения полученных данных с представленной технической документацией. При идентификации проверяется правильность отнесения продукции к определенному классу, группе, простановки кодов ОКП и возможность использования для сертификации предусмотренных нормативных документов.

3.12. Испытания образцов (проб) проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) по методам, установленным в нормативных документах. Результаты испытаний оформляются протоколом.

Порядок возврата или списания контрольных образцов по п. 10 «Общего порядка обращения с образцами» устанавливается совместно заявителем и органом по сертификации.

3.13. Анализ состояния производства (схемы сертификации 2а, 3а, 4а, 9а, 10а) проводит орган по сертификации с привлечением при необходимости экспертов по сертификации систем качества (производства). При этом осуществляются проверки:

  • соответствия сырья, использованного для изготовления продукции, требованиям нормативных документов, рецептур;
  • процедур входного контроля сырья и вспомогательных материалов;
  • выполнения технологического процесса в соответствии с действующей технологической документацией;
  • стабильности характеристик продукции по результатам производственного контроля;
  • системы учета претензий и рекламаций потребителей;
  • процедур приемочного контроля изготовленной продукции;
  • условий хранения продукции на складах организации — изготовителя.

По результатам анализа состояния производства составляется акт.

Орган по сертификации продукции принимает решение о выдаче сертификата на продукцию с учетом сертификата на систему качества (производства) и акта комиссии, проводящей такую сертификацию.

3.14. Орган по сертификации анализирует результаты проведенных работ по испытаниям, анализу состояния производства или сертификации систем качества (производства) и принимает решение о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия.

3.15. При положительных результатах анализа по п. 3.14 орган по сертификации оформляет сертификат соответствия.

В сертификате в обязательном порядке указываются документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в т.ч. протоколы испытаний, выданные аккредитованными испытательными лабораториями, и т.д.

Примечание.

Постановление Госстандарта РФ от 16.02.1994 N 3 утратило силу в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26, утвердившего новые Правила по проведению сертификации в Российской Федерации.

3.16. Сертификат вступает в действие с момента его регистрации в Государственном реестре в соответствии с п. 4.8 «Правил по проведению сертификации». Срок действия сертификата определяется по пункту 3.6.2 Изменения N 1.

Примечание.

В официальном тексте документа, по видимому, допущена опечатка. Срок действия сертификата определяется по пункту 3.5.3 Изменения N 1.

3.17. На основании сертификата согласно «Порядку проведения сертификации» и «Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 N 14, зарегистрированным Минюстом России 01.08.96 N 1138 (далее — «Правила применения знака соответствия»), орган по сертификации выдает заявителю лицензию на применение знака соответствия.

Примечание.

Постановлением Госстандарта РФ от 11.07.2002 N 60 были внесены изменения в Постановление Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15, в соответствии с которыми положение о выдаче лицензии на применение знака соответствия исключено.

3.18. Знак соответствия проставляется на каждую единицу продукции разового применения, при невозможности нанесения знака соответствия на каждую единицу продукции или дополнительно он наносится на каждую упаковочную единицу, кроме этого знак соответствия проставляется на сопроводительную техническую документацию, предоставляемую потребителю. При невозможности нанесения знака соответствия на каждую единицу продукции и каждую упаковочную единицу, он проставляется только на сопроводительную техническую документацию, предоставляемую потребителю.

Место нанесения знака определяется согласно п. 7.3 «Правил применения знака соответствия» при выдаче лицензии на применение знака соответствия.

Статья 4. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

4.1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией производится при всех схемах сертификации по п. 3.2, кроме 7 и 9а схем.

4.2. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата в форме систематического анализа информации о сертифицированной продукции и инспекционных проверок на месте. Периодичность инспекционного контроля устанавливается органом по сертификации при проведении сертификации в каждом конкретном случае.

4.3. Инспекционный контроль в зависимости от схемы сертификации может включать:

  • отбор образцов и их испытания,
  • оценку производства в форме анализа состояния производства (схемы 2а, 3а, 4а, 10а) в соответствии с п. 3.13 или контроля за системой качества (производством) в схеме 5.

4.4. При инспекционном контроле испытания, предусмотренные схемами сертификации, проводят, как правило, в полном объеме сертификационных испытаний. Объем испытаний может быть сокращен в 5-ой схеме по результатам контроля системы качества (производства).

Испытания проводят в аккредитованных испытательных лабораториях.

4.5. Инспекционный контроль включает также проверку правильности маркирования продукции знаком соответствия.

4.6. По результатам инспекционного контроля составляют акт, в котором даются оценки по всем проверяемым вопросам и по соответствию продукции требованиям нормативных документов в целом; при необходимости приводятся рекомендации о характере и сроках проведения корректирующих мероприятий.

4.7. На основании акта инспекционной проверки орган по сертификации оформляет решение, в котором в зависимости от результатов проверки содержится три варианта решений:

  • считать сертификат подтвержденным, или переоформить сертификат (в случае изменения реквизитов продукции, реквизитов заявителя и т.д.);
  • приостановить действие сертификата;
  • отменить действие сертификата.

4.8. Действие сертификата после его приостановления может быть восстановлено или отменено в зависимости от результатов выполнения заявителем корректирующих мероприятий.

4.9. Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Центрального органа по сертификации ветеринарных препаратов, Госстандарта России и других заинтересованных организаций, любым доступным для органа по сертификации способом (факс, телефон, телеграф, и т.д.).

Срок доведения этой информации согласно п. 3.7.7 «Порядка проведения сертификации» не должен превышать 10 дней со дня принятия решения о приостановлении действия или отмене действия сертификата.

Приложение А
к Правилам проведения
сертификации ветеринарных
препаратов, утвержденным
Постановлением Госстандарта
России от 22.01.97 N 1

СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ СОСТАВ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ ——T———————T————T————————¬ ¦Но- ¦Испытания в аккреди- ¦Проверка ¦Инспек. контроль серти- ¦ ¦мер ¦тованных испытатель- ¦производства¦фициров. продукции ¦ ¦схе-¦ных лабораториях и ¦(системы ¦(системы качества, ¦ ¦мы ¦др. способы доказа- ¦качества) ¦производства) ¦ ¦ ¦тельства соответствия¦ ¦ ¦ +—-+———————+————+————————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +—-+———————+————+————————+ ¦2 ¦Испытания типа ¦ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦взятых у продавца ¦ ¦2а ¦Испытания типа ¦Анализ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦состояния ¦взятых у продавца. ¦ ¦ ¦ ¦производства¦Анализ состояния¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства ¦ ¦3 ¦Испытания типа ¦ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦взятых у изготовителя ¦ ¦3а ¦Испытания типа ¦Анализ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦состояния ¦взятых у изготовителя. ¦ ¦ ¦ ¦производства¦Анализ состояния¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства ¦ ¦4 ¦Испытания типа ¦ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦взятых у продавца. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦взятых у изготовителя ¦ ¦4а ¦Испытания типа ¦Анализ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦состояния ¦взятых у продавца ¦ ¦ ¦ ¦производства¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦взятых у изготовителя. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Анализ состояния¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства ¦ ¦5 ¦Испытания типа ¦Сертификация¦Контроль ¦ ¦ ¦ ¦производства¦сертифицированной ¦ ¦ ¦ ¦или ¦системы качества¦ ¦ ¦ ¦сертификация¦(производства). ¦ ¦ ¦ ¦системы ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦ ¦качества ¦взятых у продавца и¦ ¦ ¦ ¦ ¦(или) у изготовителя¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7 ¦Испытания партии ¦ — ¦ — ¦ ¦9а ¦Рассмотрение ¦Анализ ¦ — ¦ ¦ ¦декларации о¦состояния ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с¦производства¦ ¦ ¦ ¦прилагаемыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документами ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦Рассмотрение ¦ — ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦декларации о¦ ¦взятых у изготовителя¦ ¦ ¦соответствии с¦ ¦или у продавца ¦ ¦ ¦прилагаемыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документами ¦ ¦ ¦ ¦10а ¦Рассмотрение ¦Анализ ¦Испытания образцов,¦ ¦ ¦декларации о¦состояния ¦взятых у изготовителя¦ ¦ ¦соответствии с¦производства¦или у продавца. ¦ ¦ ¦прилагаемыми ¦ ¦Анализ состояния¦ ¦ ¦документами ¦ ¦производства ¦ L—-+———————+————+————————- ———————————

Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.

Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).

Примечания. 1. Схемы 1 — 8 приняты в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а, 2а, 3а и 4а — дополнительные и являются модификацией соответственно схем 1, 2, 3 и 4.

2. Схемы 9а — 10а основаны на использовании декларации о соответствии поставщика, принятом в ЕС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

3. Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводят после выдачи сертификата.

Результаты ветеринарной деятельности ОГБУ УИ СББЖ отражаются в ежемесячной ветеринарной отчетности ( ПРИКАЗ МСХ РФ от 25 декабря 2000 г. N 1058) перед Службой Ветеринарии Иркутской области. Ветеринарная отчетность введена для отражения фактического состояния мер борьбы с болезнями животных (включая рыб, пушных зверей, птиц и пчёл), результатов деятельности гос.вет.учреждений и организаций, вет.службы хозяйств и других предприятий по диагностике, профилактике и ликвидации заболеваний животных, результатов вет. надзора на основании данных учета (ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ УЧЕТУ И ВЕТЕРИНАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ от 03.09.1975г.)

Формы отчетов:

  1. № 1-вет — отчёт о заразных болезнях животных (ежемесячно на 25 день после отчетного периода);
  2. № 1-вет А — отчёт о противоэпизоотических мероприятиях (ежемесячно на 25 день после отчетного периода);
  3. № 2-вет — отчёт о незаразных болезнях животных (1 раз в год до 25 января);
  4. № 3-вет — отчёт о болезнях рыб (полугодовой);
  5. № 4-вет — отчёт о работе вет. лабораторий (годовой);
  6. № 5-вет — отчёт о вет.-сан. надзоре на убойных пунктах х-в, организаций, на мясо-молочных и пищ. контрольных станциях (квартальный);
  7. № 6-вет — отчёт о вет.-сан. надзоре на мясоперерабатывающих предприятиях системы Министерства мясной и молочной промышленности СССР (квартальный);
  8. № 7-вет — отчёт о заразных болезнях и отравлениях животных, выявленных при их перевозках ж.-д. и водным транспортом (полугодовой);
  9. №8-вет—отчёт о вет.-сан. надзоре при перевозках продукции жив-ва ж.-д. и водным транспортом (полугодовой);
  10. №9-вет — отчёт о сан. обработке вагонов (полугодовой):
  11. №9-вет А — отчёт о направлении на сан. обработку вагонов (полугодовой);
  12. №9-вет Б — отчёт о поступлении на сан. обработку вагонов (годовой);
  13. № 10-вет — отчёт о работе пограничного контрольного вет. пункта (годовой);
  14. № 13-вет — отчет о выявленных нарушениях вет.-сан. правил при перевозках животноводч. грузов ж.-д. (водным) транспортом (годовой);
  15. № 14-вет — отчёт об обеспечении организаций и учреждений гос. вет. сети кадрами специалистов (годовой).

Отчёт составляют в двух экземплярах, один из которых представляют вышестоящему ветеринарному органу, а второй оставляют в деле данного учреждения, где он хранится в течение установленного срока. Отчеты подписывают главный вет. специалист хозяйства (предприятия), руководитель вет.учреждения, гл. вет. врач района, начальник вет. отдела, гл. управления (управления) ветеринарии, руководитель вет. органа министерства, ведомства.

Кроме периодической отчетности вет. специалисты хозяйств и вет. учреждения составляют срочные донесения о появлении и движении особо опасных острых инфекц. болезней (сиб. язва, ящур, чума свиней, ньюкаслская болезнь).

© Центральный аппарат

Согласно приказам Министерства сельского хозяйства №193, №194 и №195, утверждённым 15.04.2019 , с 1 июля 2019 года оформление ветеринарных сертификатов на всю готовую животноводческую продукцию станет обязательным.

Временное исключение коснется:

-питьевого молока (пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное, ультравысокотемпературно – обработанное молоко, изготовленное промышленным способом и упакованное в потребительскую упаковку);

— изготовленной промышленным способом и упакованной в потребительскую упаковку кисломолочной продукции, выработанной из молока, прошедшей термообработку;

— мороженого.

На эти товарные позиции ветеринарные сертификаты начнут оформляться с 1 ноября 2019 года.

Таким образом, через 4 дня сопровождение электронными документами на этапах производства, транспортировки и реализации, станет обязательным для сгущённого молока и сливок, сливочного масла, сыров и другой готовой молочной продукции.

Распространение электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на готовую продукцию продиктовано необходимостью создать на территории России систему отслеживания всего перечня животноводческой продукции по принципу «от поля до прилавка». В настоящее время ряд готовых животноводческих товаров не подлежит ветеринарной сертификации, что делает невозможным отслеживание всей цепочки производства и реализации продукции, находящейся в обороте на территории России. Особую обеспокоенность в этом плане вызывает готовая молочная продукция, на которую пока не оформляются ветеринарные сертификаты – документы, подтверждающие ее соответствие требованиям законодательства.

По приблизительным оценкам специалистов, в России ежегодно производится порядка 5,5 млн тонн переработанного питьевого молока, 3,5 млн тонн кисломолочных продуктов и 400 тыс. тонн мороженого. Молочная продукция также входит в десятку основных товарных позиций, экспортируемых за рубеж.

При этом на молочный сектор приходится значительная доля фальсификата. По данным Россельхознадзора, в 2018 году из общего объема исследованной молочной продукции – 21,6% были фальсифицированы. Таким образом, каждый пятый молочный товар на российском прилавке может не соответствовать критериями качества.

Включение готовой молочной продукции в перечень товаров, подлежащих ветеринарной сертификации, на данный момент является эффективным способом решения этой проблемы. ЭВС также будет способствовать повышению качества и безопасности продукции, закупаемой для социальных бюджетных учреждений, таких как детские сады, больницы, школы и многие другие.

Для технического обеспечения электронной ветеринарной сертификации готовой молочной продукции Россельхознадзором были внесены соответствующие изменения в систему «Меркурий». Проведена колоссальная работа по обучению и консультированию молокопереработчиков работе с программой. На протяжении нескольких последних лет ведомство организовывало встречи и совещания во всех регионах страны с производителями готовой продукции, составляло детальные инструкции о порядке оформления электронных документов, создавало презентационные видеоролики и видеоинтервью с ответами на вопросы, которые присылались в Россельхознадзор со всей страны. Служба размещала на своем сайте сотни различных новостей и пояснений, связанных с работой системы, оперативно реагировала на обращения хозяйствующих субъектов.

За это время «Меркурий» вырос в большой программный комплекс, интегрированный с десятками тысяч других информационных систем в России, а также за рубежом. Обмен электронными документами уже сейчас осуществляется с Чили, Австралией, Новой Зеландией и многими другими странами. Предложения Россельхознадзора об интеграции информационных систем компетентными ведомствами этих государств всегда воспринимались с энтузиазмом. Прозрачность торговли в современных условиях для стран, заботящихся о своей репутации и процветании своих экспортеров, является первостепенной задачей.

В России в течение этого времени те компании, которые были готовы к переменам и не страшились их последствий, смогли изучить систему с самых основ, разработать индивидуальные интеграционные шлюзы и полностью внедрить электронную сертификацию. Сегодня в «Меркурии» оформляется в среднем около 150 миллионов электронных ветеринарных сертификатов в месяц, из них на готовую молочную продукцию свыше 4,4 миллиона документов, выписанных 13,6 тыс. хозяйствующих субъектов по всей стране.

Сама система работает без сбоев везде, где есть Интернет, ее функционирование происходило и происходит в штатном режиме. Замедлений в работе также не было зафиксировано. В день обрабатывается около 6 млн электронных сертификатов.

В прошлом году было проведено нагрузочное тестирование ФГИС «Меркурий», которое показало, что система способна обрабатывать в час от 1 млн. электронных документов, что соответствует дневной производительности более 24 млн. документов (сейчас за день оформляется около 6 млн.). Таким образом, после система способна справиться с предстоящим увеличением нагрузки и имеет четырехкратный запас мощности.

С каждым месяцем позитивные результаты от внедрения электронной сертификации нарастают, с российских прилавков исчезает некачественная и небезопасная продукция. Сетевые торговые компании сообщали Россельхознадзору, что до 5% их поставщиков отказались от поставок своих товаров. Очевидно, речь идет о продукции, легальность происхождения которой не может быть доказана.

Выстраивается система, при которой товары российского производства оказываются востребованы не только внутри страны, но и за рубежом. Электронная ветеринарная сертификация становится одним из важнейших аргументов при принятии решения потенциальными торговыми партнёрами России об открытии своего рынка для отечественной продукции.

Однако до сих пор ряд крупных игроков молочного рынка оказывают всестороннее сопротивление ЭВС. Дата распространения системы на готовую продукцию, с учетом их принципиальной позиции и настойчивого лоббирования своих интересов, в 2018 году была смещена. У этих компаний появилось дополнительных 12 месяцев на подготовку. Однако данное им время было использовано на проведение еще более активной информационной кампании против электронной сертификации.

Относительно перебоев с поставками продукции и росте цен, о которых в течение нескольких лет заявляют некоторые крупные игроки молочного рынка, сообщаем, что оснований для беспокойства в этом отношении нет. 1 июля 2019 года исполнится ровно год, как в России система электронной сертификации стала обязательной. В настоящее время в ФГИС «Меркурий» работают производители мясной и рыбной продукции, товары которых также состоят из различных компонентов и проходят разные этапы переработки. И перебоев в торговле, как и повышения цен, именно из-за внедрения ЭВС, не произошло.

Указание Департамента от 06.06.2018 № 05-17/1621

В целях соблюдения единых подходов при электронной ветеринарной сертификации в информационной подсистеме ИС «AITS-Ветбезопасность» и получения возможности заполнения формы сертификата при внесении информации об отгружаемых товарах в ИС «AITS-Ветбезопасность» с дальнейшей ее передачей в ФГИС «Меркурий» (Российской Федерации), Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь разработаны общие требования к заполнению ветеринарного сертификата формы № 2, в соответствии с приложением № 2 к единой форме ветеринарного сертификата формы № 2, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», при условии, что указанная форма ветеринарного сертификата сформирована в ИС «AITS-Ветбезопасность».

Описание реквизитов (позиций) ветеринарного сертификата формы № 2 и требования к его заполнению:

Позиция 1 – В правом верхнем углу указывается надпись «Форма № 2», обозначающая, что ветеринарный сертификат выдается на продукцию.

Позиция 2 – Надпись «ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ».

Позиция 3 – Указывается наименование уполномоченного органа (учреждения, организации) Республики Беларусь в области ветеринарии, выдавшего ветеринарный сертификат, без области и страны. В данной позиции допускается указывать краткое наименование, например: У «Брестская райветстанция», ГУ «Смолевичская РВС», ГЛПУ «Россонская РВС» и т.д.

Позиция 4 – Надпись «ВЕТЕРИНАРНЫЙ СЕРТИФИКАТ».

Позиция 5 – Типографский номер ветеринарного сертификата содержит обозначение «BY» – Республика Беларусь, порядковый номер области и порядковый номер бланка (число из восьми арабских цифр).

Позиция 6 – Дата выдачи ветеринарного сертификата.

Позиция 7 – Краткое наименование юридического или физического лица, которому выдан ветеринарный сертификат.

Позиция 8 – Указывается наименование продукции, на которую выдан ветеринарный сертификат.

В случаях большого ассортиментного перечня допускается обобщить товарную позицию и проставить символ «*» (например: рыба свежемороженая в ассортименте*, колбасные изделия в ассортименте*, молочная продукция в ассортименте* и т.д.). Символ «*» обозначает, что полный перечень товарной позиции, без сокращений, указывается в электронном ветеринарном сертификате в ИС «AITS-Ветбезопасность».

Позиция 9 – Указывается количество продукции (мест, штук, килограммов), упаковка, маркировка. В графе маркировка указывается идентификационный (учетный) номер предприятия-производителя. Идентификационный (учетный) номер предприятия-производителя должен соответствовать идентификационному (учетному) номеру в реестре производственных объектов по производству пищевой продукции, подлежащих государственной регистрации (Реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения). Идентификационный (учетный) номер предприятия-производителя также должен быть нанесен на маркировку товара.

Дополнительно к Позиции 9: в связи с отсутствием возможности у предприятия-производителя в кратчайшие сроки нанести на маркировку идентификационный (учетный) номер предприятия-производителя, временно, до 01.12.2018, допускается отгрузка товаров, без указания на маркировке товара, идентификационного (учетного) номера предприятия-производителя.

В случаях отгрузки партии товара от нескольких производителей в графе маркировка, бланка ветеринарного сертификата формы № 2, указывается «по перечню*».

«По перечню*» обозначает, что полные сведения о маркировке предприятий-производителей, указанные в сопроводительных документах на отгружаемую партию товара, содержатся в электронном ветеринарном сертификате ИС «AITS-Ветбезопасность».

Позиция 10 – Указывается наименование предприятия-производителя, адрес и дата выработки. В случаи если партия товара сформирована продукцией от нескольких производителей или содержит большое количество дат выработки, то в графе указывается слово «производители по перечню*» и указывается диапазон дат выработки (наиболее ранний и наиболее поздний) отгружаемой партии товара, с обязательным проставлением символа «*», например: «производители по перечню*», 01.01 – 01.05.2018*.

Символ «*» обозначает, что полный перечень предприятий-производителей и дат выработки продукции указан в электронном ветеринарном сертификате ИС «AITS-Ветбезопасность».

Позиция 11 – Указывается осуществление ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении продукции или сырья, из которого она изготовлена, а также санитарная оценка ее дальнейшего использования (реализация без ограничений, с ограничением с обязательным указанием причин или переработки согласно правилам ветсанэкспертизы).

Позиция 12 – Указывается место выхода продукции, т.е. краткое наименование и адрес хозяйствующего субъекта с территории которого выходит груз.

Позиция 13 – В бланке ветеринарного сертификата указывается номер транспортного средства, а из маршрута следования указывается пункт предварительного уведомления на административной границе Российской Федерации и краткое наименование места выгрузки товара (город), условия перевозки. В конце строки проставляется символ «*», обозначающий, что полное отражение информации содержится в электронном ветеринарном сертификате ИС «AITS-Ветбезопасность».

Справочно:Маршрутом следования товара считается информация содержащееся в Позиции 12 и 13.

В электронном ветеринарном сертификате делается отметка о соответствующем виде транспортного средства (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской/речной (водный)), указывается номер транспортного средства (контейнера, вагона и т.д.), пункт предварительного уведомления на административной границе Российской Федерации, наименование, полный адрес места разгрузки товара (согласно СМR) и условия перевозки.

В бланке ветеринарного сертификата в строке адрес получателя указывается только краткое наименование хозяйствующего субъекта (грузополучатель), с обязательным проставлением символа «*», обозначающего, что полное отражение информации содержится в электронном ветеринарном сертификате ИС «AITS-Ветбезопасность».

В электронном ветеринарном сертификате указывается наименование хозяйствующего субъекта и адрес его расположения (грузополучатель и его адрес).

В строке наименование, номер и дата выдачи товаротранспортного документа указывается сначала дата и номер товаротранспортной накладной, затем дата и номер CMR. Например: ТТН от 01.01.2018 № 1234567; CMRот 01.01.2018 № 1234567.

Позиция 14 — Указывается номер экспертизы, результаты исследований и наименование лаборатории, проводившей дополнительные исследования. В случаях большого объёма информации в строке «Продукция подвергнута дополнительным лабораторным исследованиям» в конце строки проставляется символ «*», обозначающий, что полное отражение информации содержится в электронном ветеринарном сертификате ИС «AITS-Ветбезопасность».

Позиция 15 — В графе «Особые отметки» указывается эпизоотическое благополучие местности или иная информация (номер клейма, номер пломбы, номер согласования (разрешения) управления (отдела) ветеринарии комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома и ГУ «Мингорветстанция» на перемещение груза и др.). В случаях большого объёма информации в конце строки проставляется символ «*», обозначающий, что полное отражение информации содержится в электронном ветеринарном сертификате ИС «AITS-Ветбезопасность».

Позиция 16 — Печать уполномоченного органа (учреждения, организации), подпись, полное наименование должности (без указания наименования уполномоченного органа (учреждения, организации)), фамилия, инициалы должностного лица, выдавшего ветеринарный сертификат. Использование факсимиле вместо подписи не допускается.

Позиция 17 — Заполняется табличная форма на оборотной стороне ветеринарного сертификата, включающая:

Графа 1 — дата и наименование пункта погрузки, где проводился ветеринарный осмотр;

Графа 2 — количество мест (штук) осмотренного продукта (сырья);

Графа 3 — вес осмотренного продукта (сырья);

Графа 4 — печать и подпись должностного лица уполномоченного органа (учреждения, организации), производившего осмотр.

Цвет бланка ветеринарного сертификата формы № 2 — красный.

Размер бланка ветеринарного сертификата формы № 2 соответствует формату листа А4.

Аналогично заполняется корешок ветеринарного сертификата формы № 2, который остается у уполномоченного органа (учреждения, организации), выдавшего сертификат.

Символ «*» проставляемый в конце строки обозначает, что полная информации содержится в электронном ветеринарном сертификате.

В соответствии с пунктом 3.8 раздела 3 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», ветеринарные сертификаты, оформленные на бумажных бланках, должны быть подписаны должностным лицом уполномоченного органа (учреждения, организации) Республики Беларусь в области ветеринарии и должны иметь печать этого органа.

В тексте ветеринарного сертификата не допускаются исправления, за исключением зачеркиваний, предусмотренных формой ветеринарного сертификата или осуществляемых в других согласованных случаях. Такие изменения должны быть заверены подписью должностного лица уполномоченного органа (учреждения, организации) Республики Беларусь в области ветеринарии и печатью этого компетентного органа (учреждения, организации).

В случае утери или повреждения ветеринарного сертификата, выданного уполномоченным органом (учреждением, организацией) Республики Беларусь в области ветеринарии, взамен может быть оформлен новый ветеринарный сертификат.

В случае если должностным лицом уполномоченного органа (учреждения, организации) Республики Беларусь в области ветеринарии при оформлении ветеринарного сертификата допущена техническая ошибка или выяснилось, что начальная информация, указанная в ветеринарном сертификате, была неверна, допускается изменение следующей содержащейся в нем информации: название и адрес грузоотправителя, название и адрес грузополучателя, транспорт (N вагона, автомашины, рейс самолета, название судна), страна (страны) транзита, пункт пересечения административной границы Республики Беларусь и Российской Федерации.

Такие изменения допускаются, если они сделаны должностным лицом уполномоченного органа (учреждения, организации) Республики Беларусь в области ветеринарии не в нарушение правил сертификации и их исправление не меняет характеристик груза, а также его пригодность для использования по назначению в соответствии с установленными страной-импортером требованиями. Внесенные изменения должны быть заверены подписью должностного лица уполномоченного органа (учреждения, организации) Республики Беларусь в области ветеринарии и печатью этого компетентного органа (учреждения, организации).

Замена ветеринарного сертификата осуществляется выдавшим его компетентным органом (учреждением, организацией) Республики Беларусь. В новом сертификате делается запись о том, что он заменяет ранее выданный ветеринарный сертификат, а также указываются номер и дата выдачи утерянного (поврежденного) ветеринарного сертификата. Замененный новым ветеринарный сертификат должен быть отменен и по возможности возвращен в выдавший его орган (учреждение, организацию).

Описание бланка ветеринарного сертификата № 2 (страница 1, страница 2)

Образец ветеринарного сертификата формы № 2 (страница 1, страница 2)