Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента

Специальная одежда — средства индивидуальной защиты работников организации.

Специальную одежду часто называют сокращенно — спецодежда.

Разъяснение

Понятие «Специальная одежда» определено в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н. Этим же документом регулируется порядок бухгалтерского учета таких активов.

Специальная одежда это материальные ресурсы, которые являются средствами индивидуальной защиты работников организации.

Специальная одежда учитывается как материальные ресурсы, но списывается на расходы в особом порядке, установленном п. 21 и 26 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н:

21. С целью снижения трудоемкости учетных работ допускается производить единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации.

26. Стоимость специальной одежды погашается (с учетом особенностей, изложенных в пункте 21 настоящих Методических указаний) линейным способом исходя из сроков полезного использования специальной одежды, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также в Правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. N 51 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 1999 г., регистрационный номер 1700).

В налоговом учете расходы на Специальную одежду могут списываться в таком же порядке, что и в бухгалтерском учете. Такое право предоставлено с 1 января 2015 года (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, в редакции Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Налогоплательщики вправе самостоятельно определить порядок признания таких материальных расходов в целях списания стоимости такого имущества, в течение более одного отчетного периода, с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.Порядок признания расходов должен быть закреплен в Учетной политике.

Нормы выдачи спецодежды

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Так, этот документ предусматривет правила установления норм выдачи спецодежды:

5. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

6. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Определение из нормативных актов

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н

Специальная одежда — средства индивидуальной защиты работников организации (п. 3).

В состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды) (п. 7).

Конкретный перечень средств труда, учитываемых в составе специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, определяется организацией исходя из особенности технологического процесса в отраслях промышленности и иных отраслях экономики (п. 8).

Организация может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 г. N 2689) (п. 9).

14.01.2020

Дополнительно

Материально-производственные запасы — активы в виде сырья и материалов, товаров для продажи и т.п.

Основное средство — средство труда длительного пользования (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, машины и оборудование, сооружения и передаточные устройства, транспортные средства.

Специальная оснастка — термин бухучета, включающий в себя Специальные инструменты, Специальные приспособления и Специальное оборудование.

Специальное оборудование — многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций.

Специальный инструмент и специальные приспособления — технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Учетная политика — документ, в котором организация определяет способы учета (бухгалтерского, налогового)

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 июня 2020 г. N 119н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
САНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ
ВО ВРЕМЕННОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Министр
А.Г.СИЛУАНОВ

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 23.06.2020 N 119н

ПОРЯДОК
САНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ
ВО ВРЕМЕННОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1. Настоящий Порядок устанавливает правила санкционирования территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, в целях проведения операций с указанными средствами на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства (далее соответственно — Порядок, средства во временном распоряжении, лицевой счет для учета средств во временном распоряжении).

2. Информационное взаимодействие между получателем средств федерального бюджета и территориальным органом Федерального казначейства при санкционировании операций со средствами во временном распоряжении осуществляется на основании договора (соглашения) об обмене документами, заключенного между получателем средств федерального бюджета и территориальным органом Федерального казначейства в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи при наличии технической возможности, либо на бумажном носителе (с одновременным представлением на машинном носителе) (далее — бумажный носитель) при отсутствии технической возможности.

Передача информации и документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с Порядком с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

3. В целях санкционирования операций, связанных с поступлением, возвратом или перечислением средств во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета, Федеральное казначейство осуществляет формирование перечня федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих основания для поступления, возврата или перечисления средств во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета (далее — нормативный акт, Перечень), содержащего:

а) порядковый номер записи в Перечне — код нормативного акта, присвоенный Федеральным казначейством при включении нормативного акта в Перечень (далее — код нормативного акта), или при внесении изменений в нормативный акт, включенный в Перечень;

б) наименование вида нормативного акта, его название, номер и дату;

в) вид денежных средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом (указывается наименование вида поступлений);

г) направление расходования средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом;

д) аналитический код, соответствующий направлению расходования средств во временном распоряжении, в соответствии с нормативным актом, принимающий следующие значения:

01 — возврат денежных средств;

02 — перечисление денежных средств по назначению;

03 — перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

11 — возврат денежных средств по уточненным реквизитам плательщика.

Перечень подлежит размещению на официальном сайте Межрегионального операционного управления Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. В целях формирования Федеральным казначейством Перечня главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство информацию о нормативных актах, определенную подпунктами «б» — «д» пункта 3 Порядка (рекомендуемый образец Перечня приведен в приложении N 1 к Порядку).

В случае принятия (издания) нормативного акта и (или) внесения в нормативный акт изменений главный распорядитель средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия (издания) и (или) изменения такого акта, представляет в Федеральное казначейство уточненную информацию о нормативном акте.

Федеральное казначейство включает (актуализирует) информацию о нормативных актах в Перечень не позднее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем представления информации о нормативных актах.

5. Получатель средств федерального бюджета информирует плательщика о необходимости указания кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа, присвоенного Федеральной службой судебных приставов (далее — уникальный идентификатор платежа), в случае поступления средств, связанных с осуществлением предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве мер, в поле 22 «Код» платежного поручения, оформленного в соответствии с пунктом 1.21.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 г., регистрационный номер 24667) <1> в валюте Российской Федерации, а также в документе по платежам, осуществляемым в иностранной валюте (далее при совместном упоминании — платежный документ).

<1> С изменениями, внесенными указаниями Центрального банка Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 3025-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2013 г., регистрационный номер 29387), от 29 апреля 2014 г. N 3248-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2014 г., регистрационный номер 32323), от 19 мая 2015 г. N 3641-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2015 г., регистрационный номер 37649), от 6 ноября 2015 г. N 3844-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2016 г., регистрационный номер 40831), от 5 июля 2017 г. N 4449-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный номер 47578), от 11 октября 2018 г. N 4930-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2018 г., регистрационный номер 53109).

6. Санкционирование расходов получателя средств федерального бюджета за счет средств во временном распоряжении осуществляется на основании направленных получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства сведений об осуществлении операций со средствами во временном распоряжении (далее — Сведения) (рекомендуемый образец Сведений приведен в приложении N 2 к Порядку).

7. Сведения утверждаются в электронном виде или при отсутствии технической возможности на бумажном носителе руководителем (иным уполномоченным руководителем лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, или получателем средств федерального бюджета в случае представления им в территориальный орган Федерального казначейства разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на утверждение Сведений получателем средств федерального бюджета, оформленного в электронном виде или при отсутствии технической возможности в письменной форме на официальном бланке главного распорядителя средств федерального бюджета.

При внесении изменений в Сведения получатель средств федерального бюджета формирует Сведения, в которых указываются показатели с учетом внесенных изменений в соответствии с Порядком.

В случае отсутствия в Перечне информации, необходимой для формирования Сведений, получатель средств федерального бюджета направляет обращение главному распорядителю средств федерального бюджета для включения информации в Перечень в соответствии с пунктом 4 Порядка.

8. В Сведениях указываются:

а) в заголовочной части:

дата составления Сведений с указанием в кодовой зоне даты составления документа и даты представления Сведений, предшествующих настоящим, в формате «ДД.ММ.ГГГГ»;

в строке «Получатель средств федерального бюджета» — полное или сокращенное наименование получателя средств федерального бюджета с указанием в кодовой зоне уникального кода получателя средств федерального бюджета по Сводному реестру и номера открытого ему лицевого счета для учета средств во временном распоряжении;

в строке «Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета» — полное или сокращенное наименование главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, с указанием в кодовой зоне уникального кода по Сводному реестру и кода главы по бюджетной классификации;

в строке «Наименование территориального органа Федерального казначейства» указывается наименование территориального органа Федерального казначейства, в котором получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета средств во временном распоряжении, с указанием в кодовой зоне кода территориального органа Федерального казначейства, присваиваемого Федеральным казначейством;

б) в табличной части:

в графе 1 — порядковый номер записи по строке Сведений;

в графе 2 — код нормативного акта в соответствии с Перечнем;

в графе 3 — код средств, состоящий из 15 разрядов, содержание которых соответствует содержанию первых 15 разрядов идентификационного кода поступлений, указанного в пункте 12 Порядка;

в графе 4 — указывается примечание (при необходимости).

9. В случае несоответствия информации, указанной в Сведениях, данным Перечня территориальный орган Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления Сведений, направляет получателю средств федерального бюджета уведомление, предусмотренное правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, установленными Федеральным казначейством <2> (далее — правила организации и функционирования системы казначейских платежей).

10. При поступлении средств на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку на:

наличие в платежном документе кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа;

соответствие кода нормативного акта, указанного в платежном документе, Сведениям, представленным получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства.

11. В случае отрицательного результата проверки, предусмотренной пунктом 10 Порядка, или отсутствия в территориальном органе Федерального казначейства Сведений указанные поступления учитываются территориальным органом Федерального казначейства на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении, открытом территориальному органу Федерального казначейства, как невыясненные поступления.

Учет и уточнение невыясненных поступлений осуществляются в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством <3> (далее — порядок казначейского обслуживания).

12. В случае положительного результата проверки, предусмотренной пунктом 10 Порядка, территориальный орган Федерального казначейства отражает поступившие средства на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении с присвоением идентификационного кода поступления, состоящего из 23 символов и имеющего следующую структуру:

1 — 3 разряды — код главы получателя средств федерального бюджета по бюджетной классификации (при наличии сведений, составляющих государственную тайну, указываются нули);

4 — 11 разряды — уникальный код получателя средств федерального бюджета, соответствующий номеру реестровой записи реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, порядок формирования и ведения которого установлен Министерством финансов Российской Федерации <4>;

12 — 15 разряды — код нормативного акта (в случае, если в платежном документе указан уникальный идентификатор платежа, указывается код нормативного акта, включенного в Перечень, соответствующий законодательству Российской Федерации об исполнительном производстве <5>);

16 — 17 разряды — две последние цифры года поступления средств;

18 — 23 разряды — контрольное значение, присвоенное территориальным органом Федерального казначейства в пределах текущего года (контрольное значение формируется последовательно отдельно по каждому получателю средств федерального бюджета);

При формировании идентификационного кода поступления на средства осужденных лиц и лиц, содержащихся под стражей, поступающие на лицевые счета, открытые Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальным органам, в разрядах с 18 по 23 указываются нули.

13. При осуществлении возврата плательщику или перечислении с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку непревышения суммы, указанной в распоряжении о совершении казначейских платежей, составленном в соответствии с требованиями, установленными правилами организации и функционирования системы казначейских платежей (далее — Распоряжение), над остатком средств по соответствующему идентификационному коду поступлений.

14. Суммы средств, подлежащие возврату плательщику или перечислению с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении соответствующих получателей средств федерального бюджета, учитываются по идентификационным кодам выплат, сформированным получателем средств федерального бюджета и указанным в Распоряжении, имеющим следующую структуру:

1 — 23 разряды — идентификационный код поступления;

24, 25 разряды — аналитический код (направление использования).

Идентификационный код выплат присваивается в пределах каждого идентификационного кода поступления, учтенного на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении.

Одному идентификационному коду поступления может соответствовать несколько идентификационных кодов выплат.

Территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку соответствия аналитического кода, указанного в 24, 25 разрядах идентификационного кода выплат, направлению использования средств по соответствующему нормативному акту Перечня.

15. В дополнение к проверке, предусмотренной пунктами 10 и 13 Порядка, территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку Распоряжения, предоставленного для возврата денежных средств плательщику в соответствии с порядком казначейского обслуживания, по следующим направлениям:

а) при возврате средств плательщику — юридическому лицу:

соответствие реквизитов плательщика (идентификационный код налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе (при наличии) (далее — ИНН, КПП (при наличии) и наименование), указанных в платежном документе плательщика, реквизитам получателя платежа, указанным в Распоряжении (ИНН, КПП (при наличии) и наименование);

соответствие банковских реквизитов плательщика банковским реквизитам получателя;

б) при возврате средств плательщику — физическому лицу:

соответствие реквизитов плательщика (ИНН (при наличии) и фамилия, имя, отчество (при наличии) (далее — ФИО), указанных в платежном документе плательщика, реквизитам получателя платежа, указанным в Распоряжении (ИНН (при наличии) и ФИО);

соответствие банковских реквизитов плательщика банковским реквизитам получателя;

в) в случае возврата денежных средств, внесенных плательщиком в кассу получателя средств федерального бюджета, территориальный орган Федерального казначейства дополнительно проверяет обоснованность возврата по следующим направлениям:

наличие расшифровки сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств, представленной получателем средств федерального бюджета в соответствии с порядком обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), установленным Федеральным казначейством <6> (в случае внесения наличных денежных средств с использованием платежных карт);

<6> Абзац двадцать пятый пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).

наличие информации из распечатки автоматического приемного устройства, подтверждающей проведение операции по сдаче наличных денег для зачисления суммы денежных средств на банковский счет (в случае внесения наличных денежных средств с использованием устройства, функционирующего в автоматическом режиме и предназначенного для приема наличных денег).

В случае поступления в территориальный орган Федерального казначейства вместе с Распоряжением получателя средств федерального бюджета заявления плательщика, содержащего уточненные реквизиты для осуществления возврата средств во временном распоряжении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверка, предусмотренная настоящим пунктом, осуществляется на соответствие указанным уточненным реквизитам.

16. В случае отрицательного результата проверки, предусмотренной пунктами 10, 13 и 15 Порядка, а также отсутствия в Распоряжении идентификационного кода выплат, или его несоответствия идентификационному коду поступления, отраженному на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении, территориальный орган Федерального казначейства в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления Распоряжения, направляет получателю средств федерального бюджета уведомление, предусмотренное правилами организации и функционирования системы казначейских платежей.

17. В случае положительного результата проверки, предусмотренной пунктами 10, 13 и 15 Порядка, Распоряжение исполняется территориальным органом Федерального казначейства не позднее второго рабочего дня, следующего за днем их представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Приложение N 1
к Порядку санкционирования
операций со средствами, поступающими
во временное распоряжение получателей
средств федерального бюджета,
утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 23.06.2020 N 119н

Рекомендуемый образец

«__» _________ 20 г. Дата
N п/п Федеральный закон (наименование, номер, дата <*>) Нормативный правовой акт Российской Федерации, изданный в соответствии с Федеральным законом (наименование, номер, дата <*>) Вид денежных средств Направление расходования средств Аналитический код, соответствующий направлению использования средств <**>
1 2 3 4 5 6
Руководитель
(уполномоченное лицо) подпись Фамилия, имя, отчество (при наличии)

<*> В формате ДД.ММ.ГГГГ

<**> Принимает значение:

01 — возврат денежных средств;

02 — перечисление денежных средств по назначению;

03 — перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

11 — возврат денежных средств по уточненным реквизитам плательщика.

Приложение N 2
к Порядку санкционирования
операций со средствами, поступающими
во временное распоряжение получателей
средств федерального бюджета,
утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 23.06.2020 N 119н

Рекомендуемый образец

Сведения об осуществлении операций со средствами во временном распоряжении

«__» _______ 20__ г. Дата
Получатель средств федерального бюджета Дата ранее представленных
Код по Сводному реестру
Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета Номер лицевого счета
Код по Сводному реестру
Наименование территориального органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет Глава по БК
по КОФК
N п/п Код нормативного акта Код средств Примечание
1 2 3 4
Руководитель (уполномоченное лицо)
(подпись) Фамилия, имя, отчество (при наличии)

«__» __________ 2020 г.

Номер страницы

Всего страниц