Пожарная безопасность арендатор или арендодатель?

11.5. ПРАВИЛЬНОЕ И ЧЕТКОЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ АРЕНДОДАТЕЛЕМ И АРЕНДАТОРОМ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ

Антипов Евгений Геннадьевич, адъюнкт. Место учебы: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. E-mail: antippoff @ mail.ru

Аннотация: В статье особое внимание обращено проблемам государственного инспектора по пожарному надзору при разграничении ответственности за нарушения требований пожарной безопасности капитального и режимного характера между арендодателем и арендатором. Автор на основе проведенного анализа и многолетней правоприменительной практики, ссылаясь на судебную арбитражную практику, формирует предложения в разрешении названной проблематики.

Ключевые слова: государственный инспектор по пожарному надзору, договор аренды, арендодатель, арендатор, требования пожарной безопасности капитального и режимного характера, административное правонарушение, судебная практика.

В современных условиях развития рыночных отношений, большая часть недвижимости, используемой для ведения коммерческой деятельности, находится не в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а принадлежит им на праве аренды. Особенный спрос на рынке недвижимости касается производственных, торговых и складских помещений.

В тоже время, на всем протяжении исторического развития нашего общества, проблема обеспечения требований пожарной безопасности всегда оставалась одной из наиболее сложных и острых в отношениях между личностью, обществом и государством. Неизбежность радикальных перемен в России, основанной на свободной экономике и приоритете прав, внесли

свои актуальные вопросы в разрешении названной проблематики.

Закон определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров . Следовательно, пожарная безопасность — неотъемлемая часть системы общественно безопасности , а ее обеспечение и защита — одна из главных внутренних функций государства .

Осуществляя государственную функцию по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности, административные процедуры которых определены Административным регламентом, утвержденный приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517, проверкам органами государственного пожарного надзора подлежат продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество) и территории, к которым установлены или должны быть установлены обязательные требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 Кодекса, установлена административная ответственность.

При установлении административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности выделяется три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы .

Объективную сторону указанного правонарушения образует противоправное действие или бездействие, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать.

Легальная дефиниция административного правонарушения в настоящее время изложена в ч. 1 ст. 2.1 Ко-АП РФ, согласного которой: «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Проведенный нами анализ административных дел возбужденных должностными лицами территориальных отделов и отделений Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл в период с 2007-2010 год, с уверенностью позволяет судить о том, что удельный вес административных правонарушений в области пожарной безопасности совершаются в форме противоправного бездействия1.

1 Данный вывод был сделан на основе ежемесячных отчетных данных административной практики по форме 3-ГПН в Приволж-

В учебной и научной литературе по административному праву встречаются различные определения «противоправному бездействию», как одной из форм противоправного деяния в рамках административного деликта.

Так, например, Л.Л. Попов считает, что «бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которое оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей» . Несколько иное мнение высказывает Б.В. Россинский, пологая, что «бездействие-это пассивное невыполнение обязанности, возложенное на физическое или юридическое лицо». В своей работе А.Б. Борисов отмечает, что «бездействие является правонарушением, лишь когда на лице лежит обязанность действовать, вытекающая из закона либо из должностного или служебного положения лица».

Убедительно точное определение бездействию применительно к нашему исследованию дает И.Б. Кол-чевский, который пишет, что бездействие «состоит в осознанном невыполнении обязанностей, которые возложены на это лицом законом, специальным правилом, служебными функциями или вытекают из характера деятельности, профессии либо принятых на себя обязательств» .

Таким образом, проанализировав изложенные дефиниции противоправного бездействия, мы приходим к выводу о том, что обязанность по выполнению определенных действий, в том числе и в области пожарной безопасности, для субъектов правоотношений может возникнуть не только из законов и нормативных правовых актов, а также из принятых на себя обязательств, условия которых могут быть определены и в договоре аренды нежилого помещения.

Итак, нередко при определении субъекта ответственности по итогам проведенной проверки перед инспектором по пожарному надзору встает вопрос?: чье противоправное бездействие арендодателя (собственника) или арендатора (владельца) помещения на праве временного пользования явилось причиной не соблюдения требований пожарной безопасности в отношении нежилого помещения?

В известной мере данный правовой пробел восполнил Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от

27.09.2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» где в ответе на вопрос № 14 разъяснено, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Несомненно, разъяснение Верховного Суда Российской Федерации способствовало преодолению существовавшей неопределенности, однако его резолю-

ский региональный центр МЧС России, ежеквартальной проверке административных дел территориальных отделов и отделений Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл

тивная часть на наш взгляд требует более детального изучения, о чем хотелось бы высказать некоторые суждения.

В первую очередь надлежит сказать о том, что действующие законы и нормативные правовые акты в области пожарной безопасности свидетельствуют об их официальности и общеобязательности, распространяя свое действие во времени и пространстве на не определенный круг лиц выступающих самостоятельными субъектами правоотношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные нормы носят регулятивный характер, предписывают исчерпывающий порядок действий в определенном направлении и охраняемы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

Изучая вышеуказанные источники обязанности и существующую судебно-арбитражную практику, мы неоднократно приходили к выводу о том, что недопустимо в одинаковом объеме предъявлять к исполнению существующие требования пожарной безопасности ко всем участникам правоотношений, поскольку данное обстоятельство находится в прямой зависимости от того, на каком законном основании хозяйствующий субъект владеет, пользуется, распоряжается объектом недвижимого имущества, какой им принят объем обязательства, а стало быть, круг обязанностей для каждого субъекта правоотношений, персонифицирован.

Теперь перенесемся из области теоретического исследования в практику реализации вышеобозначенных норм.

Сложность исследуемой проблематики состоит в том, что существующие источники обязанности в области пожарной безопасности содержат требования к работам, агрегатам, зданиям и сооружениям, которые в свою очередь делятся на требования капитального и режимного характера (выделено автором), однако четкого разграничения между собой не содержат, более того, в источниках отсутствует какое-либо тому определение.

В действительности, разрешение данного вопроса остается за субъективным восприятием правоприменителя, или иными словами, должностное лицо органа государственного пожарного надзора, руководствуясь нормативно правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами в области пожарной безопасности и в зависимости от того, к чему предъявляются соответствующие требования, самостоятельно, опираясь на свой профессиональный и практический опыт, проводит разграничение между выявленными нарушениями требований пожарной безопасности.

Тем не менее, изучая в ходе проведения проверки содержание правоустанавливающих документов индивидуального предпринимателя или юридического лица, государственному инспектору по пожарному надзору необходимо учитывать важное обстоятельство, что в существующих договорах аренды исполнение обозначенных требований между сторонами может быть оговорено как с типовыми, так и с существенными условиями.

Под типовым условием (выделено автором) объема выполнения требований пожарной безопасности в договоре аренды понимается и примером тому служит сложившаяся судебная арбитражная практика, следующая формулировка: «арендатор обеспечивает пожарную безопасность в используемом им нежилом помещении и несет ответственность за не соблюдение

требований пожарной безопасности», или иначе говоря, арендатор несет ответственность за выполнение требований режимного характера (выделено автором).

Приведем эту позицию опираясь на судебный акт арбитражного суда.

Материалами дела установлено, что между собственником магазина (арендодателем) и (арендатором) заключены договоры аренды части нежилых помещений данного магазина.

Условиями указанных договоров предусмотрено, что арендатор обеспечивает пожарную безопасность и несет ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности. Обязанность по установке автоматической системы пожаротушения и тамбур-шлюзов, относящаяся к капитальным затратам, Обществу не вменена. Поэтому общество в рассматриваемом случае не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ .

Таким образом, суд кассационной инстанции в приведенном примере исходил из того, что общество (арендатор) не может нести ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности капитального характера при условии, если такая обязанность в договоре аренды не возложена арендодателем на арендатора.

Кроме того, в судебной практике встречаются случаи, когда по условиям договора аренды и эти условия можно признать как существенные (выделено автором), арендодатель, не противореча правилам статей 616 и 623 ГК РФ, возлагает на арендатора ответственность за выполнение противопожарных требований капитального (выделено автором) и режимного характера.

В связи с этим представляют интерес следующие дела.

Индивидуальный предприниматель (далее — заявитель, арендодатель) обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю (далее — ответчик, арендатор) о расторжении договора аренды аптеки.

Одним из доводов расторжения договора аренды заявитель указывает на то обстоятельство, что арендатор не выполняет противопожарные мероприятия капитального и режимного характера, как того требуют условия п.2.9 договора аренды и более того, арендатором не выполнено предписание Государственного пожарного надзора.

Как видно из приведенных примеров, арбитражные суды различных инстанций пришли к однозначному выводу о том, что объем выполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности между сторонами в обязательном порядке должны быть оговорены условиями договора аренды и знание этих условий, для должностных лиц органа административной юрисдикции является определяющим фактором признания рассматриваемого деяния административным правонарушением, индивидуализации ответственности, эффективному и соразмерно содеянному применению административного наказания, а также превентивной мерой профилактики новых правонарушений и более того, это позволяет избежать конфликтных ситуаций с субъектами правоотношений с последующими спорами в арбитражных судах.

Необходимо напомнить, что наибольшую категорию так называемых административных дел, относящихся к компетенции арбитражных судов, составляют дела об оспаривании решений и постановлений органов ис-

полнительной власти о привлечении к административной ответственности. Поэтому нередко арбитражный суд вынужден оценивать ошибки административных органов, допущенные при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, а в ряде случаев признавать их постановления и решения незаконными.

Возвращаясь к вопросу о том, что в источниках обязанности в области пожарной безопасности по-прежнему отсутствует четкие и однозначные определения требований капитального и режимного характера, система арбитражных судов Российской Федерации по-своему пыталась наверстать упущение, ссылаясь при разрешении данной задачи на Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, являющейся приложением к приказу Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 и Положение об организации и проведении реконструкций, ремонта и технического обслуживания зданий (приложение №9), утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству от 23.11.1998 № 312, а также постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (приложение №8) .

Учитывая всю актуальность и значимость исследуемой проблематики, мы предлагаем свое определение требованиям пожарной безопасности капитального характера основанной на квинтэссенции понятий «реконструкция объектов капитального строительства» и «капитальный ремонт объектов капитального строительства» содержащихся в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложив ее в следующей редакции:

Требования пожарной безопасности капитального характера — совокупность норм и правил, в результате выполнения которых, произойдет изменение, замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, его частей, в том числе установка, замена и (или) восстановление агрегатов и инженерных систем, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта капитального строительства, остальные существующие требования пожарной безопасности, носят режимный характер.

Думается, что предложенный нами вариант определения «требования пожарной безопасности капитального характера» является своевременным и актуальным для разрешения вышеобозначенной проблематики, что в конечном итоге, при рассмотрении законодателем возможности внесения соответствующего дополнения в нормативные правовые акты в области пожарной безопасности, позволит государственным инспекторам по пожарному надзору более полно и качественно реализовывать средства задач производства по делам об административных правонарушениях при разграничении административно-

деликтных правонарушений, допущенных со стороны хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих при осуществлении своей деятельности единый объект недвижимого имущества.

Список литературы:

1. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ //СЗ РФ.1994, N 35, ст. 3649; 2011, N 1, ст. 54

2. Стахов А.И. Административно-правовая природа безопасности// Полицейское право.2006.№1.С.5-8

3. Шатов С.А. Административная юрисдикция на

примере деятельности органов государственного пожарного надзора: Монография. Санкт-Петербург: Издательство Р.Асланова «Юридический центр

Пресс»,2008.С.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Приказ МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности».

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (СЗ РФ, 2002, N 1, ст. 1; 2011, N 17, ст. 2310)

6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (3-е издание, переработанное и дополненное) (под общей ред. Е.Н Сидоренко) («Проспект», 2003), С.634-635

7. Отчетные данные административной практики по форме 3-ГПН отправляемые в Приволжский региональный центр МЧС России, Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, возбужденных административных дел по статье 20.4 КоАП РФ и статье 19.5 КоАП РФ за 2007г в период с 2007-2010 года.

8. Административное право / Под ред. Л.Л Попова, М.С. Студеникиной. М., 2008.С.227

9. Россинский Б.В. Административная ответственность. М., 2004.С.5

10. Борисов А.Б. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. М., 2009.С.14

12. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от

27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года».

13. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от

07.05.2007 по делу N А29-5201/2006а

14. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу N А43-6231/2008-19-185, по тому же делу Постановление ФАС ВолгоВятского округа от 12.02.2009 по делу N А43-6231/2008-19-185 и Определение ВАС РФ от

08.06.2009 N ВАС-6727/09

15. Юхней М.Ф., Шевченко Е.Е. Порядок и условия привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности // Арбитражная практика.2006. № 10.С. 10

16. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.03.2010 по делу № А38-6849/2009, Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.10.2011 по делу № А38-3776/2011

17. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от

07.05.207 по делу № А29-5201/2006а.

6237; 2008, N 20, ct. 2251, 2260; N 29, ct. 3418; N 30, ct. 3604; 2009, N 1, ct. 17; N 48, ct. 5711; 2011, N 13, ct. 1688; N 17, ct. 2310)

Literature list:

1. On Fire: The Federal Law of December 21, 1994 № 69-FZ / / NW RF.1994, N 35, Art.3649, 2011, N 1, Art. 54

2. Stakhov AI Administrative and legal nature of the security / / Police pravo.2006. № 1.S.5-8

5. Russian Federation Code of Administrative Offences (NW Russia, 2002, N 1, Art. 1 2011, N 17, Art. 2310)

8. Administrative law / ed. LL Popova, MS Studenikin. M. 2008.S.227

9. Rossinsky BV Administrative responsibility. M. 2004.S.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Resolution of the Federal Volga-Vyatka region from

07.05.2007 in the case N A29-5201/2006a

14. Resolution of the First Arbitration Appeal Court dated

09.12.2008 in case N A43-6231/2008-19-185, in the same case Resolution of the Federal Volga-Vyatka region from

12.02.2009 in the case N A43-6231/2008-19-185 and Determination Russian Federation from 08.06.2009 N VAS-6727/09

17. Resolution of the Federal Volga-Vyatka region from

07.05.207 of the case number A29-5201/2006a.

Рецензия

на статью Антипова Евгения Геннадьевича «Правильное и четкое разграничение ответственности между арендодателем и арендатором за нарушение требований пожарной безопасности: проблемы обозначенные

Актуальность рецензируемой статьи обусловленность той степенью общественной значимости проблем обеспечения требований пожарной безопасности, в целом, и как ее разновидность ответственности между арендатором и арендодателем в частности. В этой связи обращение особого внимания на вопросы разграничения ответственности за нарушения требований пожарной безопасности капитального и режимного характера между арендодателем и арендатором при вынесении решения государственным инспектором по пожарному надзору обусловлено объективной потребностью.

Автор справедливо отмечает, что при установлении административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности выделяется три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы.

В качестве положительных сторон следует выделить проведенный автором анализ административных дел возбужденных должностными лицами территориальных отделов и отделений Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл в период с 2007-2010 год, позволивший Е.Г. Антипову судить о том, что удельный вес административных правонарушений в области пожарной безопасности совершаются в

форме противоправного бездействия.

лвтор достаточно активно использует судебную практику, которая позволяет вывить не только проблемы правопонимания исследуемой им проблемы, но отдельные проблемы правоприменения. В частности автор приходит к выводу о том, что недопустимо в одинаковом объеме предъявлять к исполнению существующие требования пожарной безопасности ко всем участникам правоотношений, поскольку данное обстоятельство находится в прямой зависимости от того, на каком законном основании хозяйствующий субъект владеет, пользуется, распоряжается объектом недвижимого имущества, какой им принят объем обязательства, а стало быть, круг обязанностей для каждого субъекта правоотношений персонифицирован. .

Статья написана научным языком, с использованием достаточного числа источников научной литературы и нормативно-правовых актов.

В целом статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам направляемым на публикацию и может быть рекомендована к публикации в журналах включенных в перечень ВАК.

Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный

Университет имени Г.Р. Державина»

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Общегражданские вопросы » Кто отвечает за недостатки в пожарной безопасности арендуемого помещения при проверке пожарной инспекцией — арендатор или арендодатель?

Согласно договора аренды арендатор обязан обеспечить пожарную безопасность арендуемого помещения.

Вопрос

Кто отвечает за недостатки в пожарной безопасности арендуемого помещения при проверке пожарной инспекцией — арендатор или арендодатель?

Ответ юриста

В соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в равной мере может быть возложена как на собственника, так и на арендатора помещения.

При этом если обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности возложена на арендатора на основании договора аренды, то и ответственность в таком случае будет нести арендатор.

Следовательно, в случае проверки именно арендатор несет ответственность за их несоблюдение.

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы существенными в правовых актах, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для договора аренды помещения с учетом положений ст. ст. 650 и 651 ГК РФ существенными условиями являются: предмет договора (данные, позволяющие точно идентифицировать арендуемое помещение) и размер арендной платы. Исходя из этого состояние помещения (соответствие нормативным требованиям) и прочие условия не являются существенными условиями договора и согласуются сторонами на добровольной основе.

При этом согласно ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В силу ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды, либо были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

В то же время согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ) ответственными за нарушение требований пожарной безопасности среди прочих являются собственники имущества (арендодатели) и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (арендаторы). Указанные лица могут быть привлечены за правонарушения в области пожарной безопасности к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Аналогично в соответствии со ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 Закона N 123-ФЗ разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Исходя из этого арендатор в рамках рассматриваемых правоотношений, так же как и собственник, признается лицом, уполномоченным владеть и пользоваться имуществом. Следовательно, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в равной мере может быть возложена как на собственника, так и на арендатора помещения.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 (вопрос N 14), ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разд. XVIII настоящих Правил.

На основании анализа приведенных норм права можно сделать вывод, что если обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности возложена на арендатора на основании договора аренды, то и ответственность в таком случае будет нести арендатор.

Такой подход содержится в сложившейся в настоящее время судебной практике, определяющей, что стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.03.2016 N Ф09-11625/15 по делу N А60-8622/2014).

{Вопрос: …Правомерно ли возлагать обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности на арендатора? Кто будет нести ответственность в случае выявления нарушений — арендодатель или арендатор? (Консультация эксперта, 2018) {КонсультантПлюс}}

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, апрель 2018 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

пожарная безопасностьаренда, арендатор, арендодатель, пожарная безопасность, ответственность по договору Written by: Андрей Ларин

На кого ложиться ответственность за пожарную безопасность арендуемого помещения?

До того, как взять в аренду нежилое помещение, важно оценить все возможные риски, а также установить в каком объеме законодательно и в силу договора каждая сторона их понесет. Данная оценка положительно повлияет на дальнейшее взаимодействие сторон договора, а также поможет избежать возможные споры об ответственности.

Юристы ЮБ «Аргументъ» рекомендуют осмотреть помещение на предмет возможных нарушений до того, как брать его в аренду. Большое число недостатков, которое впоследствии могут стать причиной наложения штрафов, возможно выявить, проведя визуальный осмотр.

Юристы советуют арендатору обращать внимание на датчики дыма, наличие или отсутствие пожарной сигнализации, исправность проводки и другие характеристики помещения. Разумно будет затребовать у собственника документы на здание, чтобы определить категорию здания и, соответственно, определить требования в данной сфере и ее безопасности.

Когда пожарная сигнализация обязательна?

Если помещении не оснащено установками пожаротушения (далее – АУПТ) и сигнализацией (далее – АУПС), это не всегда будет являться нарушением со стороны арендодателя.

Так в соответствии с приказом МЧС России №315 требования об установке АУПТ относятся к:

  • одноэтажным зданиям площадью от 3 500 кв. м при размещении торговых и подсобных помещений зала в наземной части здания;
  • двухэтажным зданиях с торговой площадью более 3 500 кв. м.

Еще один важный документ, который следует запросить у арендодателя – декларация пожарной безопасности, которая является доказательством соблюдения норм безопасности.

Декларация содержит некую оценку безопасности и принятых мер по охране помещения от пожара. Приложение к декларации является расчет по оценке пожарного риска.

Законодательно не установлена обязанность предоставления декларации на все здания. В приказе МЧС РФ №91 содержится перечень объектов, для которых ее составление – обязательное условие.

Отметим, что декларация не обязательна для жилых домов небольшой этажности и отдельных объектов капитального строительства не более 2 этажей.

Разделение ответственности по соблюдению пожарной безопасности

Законодательство устанавливает, что ответственность за пожарную безопасность возлагается на:

  • собственника имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, включая руководителей организаций;
  • лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • иные лица, указанные федеральным законодательством.

Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 2006 год содержит пояснения относительно того, что стороны договора аренды имеют возможность самостоятельно установить того, кто будет ответственен за пожарную безопасность.

Юристы отмечают, что в большинстве случаев арендодатель старается максимальное количество обязанностей возложить на арендатора.

Однако обязанность арендатора по соглашению, заключенного между сторонами, нести ответственность по предписаниям МЧС, не значит, что он отвечает за систему пожарной безопасности всего здания, в том числе за площади, которые не входят в договор. Данное положение договора будет действовать, если арендованное помещение имеет собственные коммуникации. Если здание имеет единую систему сигнализации, доступ к которой принадлежит арендодателю, то он и несет ответственность в случае ее неисправности.

«На 200 тыс. рублей могут оштрафовать за нарушение требований пожарной безопасности»

В случае пожара суд имеет право распределить убытки на обе стороны договора.

Юристы ЮБ «Аргументъ» отмечают, что обязательно следует внимательно читать договор, а также акт приема-передачи. Арендатор принимает помещение в соответствии с актом приема-передачи и соглашается с наличием тех дефектов, которые прописаны в документе, а, следовательно, ему известно о состоянии имущества.

Зачастую арендаторы ссылаются в суде на капитальный характер работ по обустройству помещения системами АУПТ и АУПС. Если в договоре отсутствует условие о ремонте, арендаторы говорят об отсутствии полномочий, так как оборудовать помещение противопожарными системами обязан арендодатель. Но это не снимает с них бремя ответственности.

Судебной практике известен случай, когда судом было оставлено в силе постановление о наложении штрафа. Ленинградским областным судом было отмечено, что ответственность за нарушения требований пожарной безопасности возлагается не только на собственников имущества, но и на лица, которые обладают полномочиями по пользованию и распоряжению им, что установлено федеральным законодательством. А также обязанность арендатора по соблюдению норм пожарной безопасности может быть закреплена договором аренды.

Таким образом, юристы юридического бюро отмечают, что вопрос возложения ответственности за пожарную безопасность арендуемого помещения не следует оставлять без внимания.

Ссылки по теме:

  • Экономические споры
  • Корпоративные споры
  • Представительство в суде

Предприниматель сдает в аренду офисное помещение юридическому лицу. Кто должен отвечать за пожарную безопасность в арендуемом помещении – предприятие или предприниматель?
Согласно Закону Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 2806) с 6 января 2006 года органы пожарной безопасности не требуют разрешение у арендатора при условии, что собственник данного помещения уже получил такое разрешение; при этом сохраняются целевое назначение и состояние помещения, в нем не используются машины, механизмы и оборудование повышенной опасности.
Кроме того, согласно Закону № 2806 собственник или арендатор имеет право при соблюдении определенных условий начать деятельность по декларативному принципу, т. е. без получения разрешения.
Вместе с тем ст. 5 Закона Украины от 17.12.93 г. № 3745-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 3745) определено, что собственники-арендодатели и арендаторы должны обеспечивать пожарную безопасность в равной степени. Поэтому при составлении договора аренды важно распределить эти обязанности между сторонами.
Например, в здании арендодателем уже установлена общая система противопожарной защиты (установки автоматической пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре, пожарные кран-комплекты и т. п.). В таком случае обязанности по содержанию данного оборудования целесообразно возложить на арендатора.
Укажите в договоре режим работы арендованных помещений, порядок доступа к ним в нерабочее время в случае пожара или при других чрезвычайных обстоятельствах, действия охраны. Отдельно опишите, как арендодатель будет предоставлять арендатору информацию о строительных и технических характеристиках, проектную документацию, данные о результатах проверок противопожарного состояния и другие документы, требуемые органами пожарного надзора, а также ответственность сторон за последствия возможного пожара.
Перечисленные вопросы можно отразить и в отдельном приложении к договору.
Типовые пункты договора аренды

Обязанности арендодателя Обязанности арендатора
Предоставить арендатору помещение, соответствующее основным требованиям пожарной безопасности в зависимости от его предназначения и условий аренды Получить разрешение от органов государственного пожарного надзора на аренду помещения и предоставить арендодателю его копию, если законом установлено требование получения такого разрешения
Обеспечить содержание в пригодном к использованию состоянии и техническое обслуживание систем противопожарной защиты (установок автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, дымоудаления, оповещения о пожаре и т. п.) Установить в помещении первичные средства пожаротушения, знаки пожарной безопасности
Предоставлять арендатору (по его требованию) проектную техническую документацию на здания (в том числе на инженерные сети), в которых находятся арендованные помещения Подготовить и предоставлять арендодателю (по его требованию) документацию по обеспечению пожарной безопасности в арендованных помещениях
Обеспечить вывод автоматической пожарной сигнализации арендованных помещений на центральный пункт пожарного наблюдения Ввести и поддерживать в арендованных помещениях надлежащий противопожарный режим, выполнять установленные требования пожарной безопасности
Информировать арендатора о сроках проверок противопожарного состояния, которые проводятся органами государственного пожарного надзора В целях предупреждения пожаров обеспечивать осмотр арендованных помещений перед их закрытием по окончании рабочего дня
Арендодатель несет ответственность за невыполнение своих обязанностей (указанных в договоре) по обеспечению пожарной безопасности и ответственность за последствия пожара, возникшего по его вине и нанесшего какой-либо ущерб арендатору Арендатор несет ответственность за невыполнение своих обязанностей (указанных в договоре) по обеспечению пожарной безопасности и ответственность за последствия пожара, возникшего по его вине и нанесшего какой-либо ущерб арендодателю

В договоре укажите, что стороны руководствуются нормой ст. 36 Закона № 3745, в которой отмечено: «предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб, нанесенный в связи с нарушением ими противопожарных требований, в оответствии с действующим законодательством».