Потенциально опасные объекты на территории Дагестана

от 5 января 2016 года №354-З

О промышленной безопасности

Принят Палатой представителей 10 декабря 2015 года

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2015 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

авария — разрушение опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, в том числе эксплуатируемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент — отказ в работе или повреждение потенциально опасных объектов, эксплуатируемых на опасном производственном объекте, технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасном объекте, разрушение технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасном объекте, отклонение от параметров, обеспечивающих безопасность ведения технологического процесса, не приводящие к аварии;

опасный производственный объект — объект, указанный в перечне опасных производственных объектов согласно приложению 1;

подготовка работников субъекта промышленной безопасности по вопросам промышленной безопасности (далее — подготовка по вопросам промышленной безопасности) — процесс, направленный на освоение работниками субъекта промышленной безопасности содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых по вопросам обеспечения промышленной безопасности в целях освоения безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности таких работников;

потенциально опасный объект — объект, указанный в перечне потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности согласно приложению 2;

проверка знаний по вопросам промышленной безопасности — подтверждение знания требований промышленной безопасности;

промышленная безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства;

работники субъекта промышленной безопасности — физические лица, работающие по трудовым договорам, предусматривающим выполнение работы в области промышленной безопасности, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) в области промышленной безопасности, обучающиеся в учреждениях образования и привлекаемые к работам в области промышленной безопасности в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь и транспортных войск Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, сотрудники органов внутренних дел Республики Беларусь, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, сотрудники, имеющие специальные звания, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) в области промышленной безопасности, а также физические лица, содержащиеся в организациях уголовно-исполнительной системы или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ в области промышленной безопасности;

технические устройства — оборудование, конструктивные элементы трубопроводов, машин, механизмов, изделий или их совокупность, которые могут применяться при эксплуатации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта и техническое состояние которых оказывает непосредственное влияние на состояние промышленной безопасности;

требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные для соблюдения требования, содержащиеся в настоящем Законе, актах Президента Республики Беларусь, правилах по обеспечению промышленной безопасности, иных актах законодательства, международных договорах Республики Беларусь, технических регламентах Таможенного союза, а также в технических регламентах Евразийского экономического союза и иных актах, составляющих право Евразийского экономического союза, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;

эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, обладающее специальными знаниями в области промышленной безопасности, аттестованное в установленном законодательством порядке и участвующее в проведении экспертизы промышленной безопасности, технического освидетельствования потенциально опасных объектов;

экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в части первой статьи 27 настоящего Закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности — их проектировании, изготовлении, возведении, реконструкции, модернизации, приемке, вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях, эксплуатации, техническом переоснащении, консервации, ликвидации, временной приостановке, выводе из эксплуатации, в том числе при изготовлении, реконструкции, модернизации, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях технических устройств (далее, если не указано иное, — деятельность в области промышленной безопасности), а также с локализацией и ликвидацией аварий и инцидентов, их последствий, и иные отношения в области промышленной безопасности.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением деятельности в области промышленной безопасности физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся работниками субъекта промышленной безопасности, а также экспертами в области промышленной безопасности.

Статья 3. Субъекты промышленной безопасности и объекты отношений в области промышленной безопасности

Субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами (далее — юридические лица), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

Объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства.

Статья 4. Типы опасных производственных объектов

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 1 к настоящему Закону, на три типа:

объект I типа опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

объект II типа опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;

объект III типа опасности — опасные производственные объекты средней опасности.

Статья 5. Правовое регулирование отношений в области промышленной безопасности

Отношения в области промышленной безопасности регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства в области промышленной безопасности, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами Евразийского экономического союза и иными актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Государственное регулирование и государственный надзор (надзор) в области промышленной безопасности

Статья 6. Государственное регулирование в области промышленной безопасности

Государственное регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, иными республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь обязано согласовывать принимаемые им нормативные правовые акты в области промышленной безопасности с республиканскими органами государственного управления, Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, если в таких нормативных правовых актах содержатся нормативные правовые предписания, касающиеся указанных государственных органов.

Республиканские органы государственного управления, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты в области промышленной безопасности с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области промышленной безопасности

Президент Республики Беларусь в области промышленной безопасности определяет государственную политику, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области промышленной безопасности

Совет Министров Республики Беларусь в области промышленной безопасности:

обеспечивает проведение государственной политики;

устанавливает порядок проведения идентификации опасных производственных объектов, а также форму карты учета опасного производственного объекта;

устанавливает порядок регистрации опасных производственных объектов, а также форму свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, порядок выдачи свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, внесения в него изменений и (или) дополнений;

устанавливает порядок ведения государственного реестра опасных производственных объектов, порядок и случаи внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, и исключения сведений об опасных производственных объектах из этого реестра, предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в государственном реестре опасных производственных объектов;

устанавливает порядок и случаи регистрации потенциально опасных объектов, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасных объектов, а также форму журнала регистрации потенциально опасных объектов;

утверждает перечень разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности и устанавливает порядок их выдачи;

устанавливает порядок аттестации экспертов в области промышленной безопасности;

устанавливает случаи, порядок и сроки проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к форме заключения экспертизы промышленной безопасности, утверждает перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

В Буйнакском районе Дагестана оценивают ущерб от двух ночных подземных толков. По предварительным данным незначительные повреждения получили несколько жилых домов и школ.

Напомним, в 01.34 часов 25 мая на территории Буйнакского района было зафиксировано землетрясение. По информации МЧС России по Республике Дагестан землетрясение магнитудой 4,7, прошло на глубине 10 километров, а его эпицентр находился в пяти километрах от села Халимбекаул Буйнакского района. В 02.44 часов примерно в том же районе был зарегистрирован второй толчок магнитудой 2,3 на глубине одного километра.

Ранним утром 25 мая в администрации Буйнакского района собралась постоянная комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, которая оценила обстановку в селении Халимбекаул. Первым делом главы сельских поселений проверили объекты жизнеобеспечения, потенциально опасные, а также, школы, детсады, автодороги и линии электропередач.

«Согласно представленным сведениям повреждений и разрушений жилых зданий, объектов социальной сферы и потенциально опасных объектов в селах Буйнакского района нет. В селе Халимбекаул, который стал эпицентром, зафиксировано частичное повреждение жилых зданий в виде трещин на стенах» — сообщили позже в администрации района.

В управлении МЧС сообщили, что помимо жилых домов в селении Халимбекаул незначительные повреждения в виде трещин и осыпавшийся штукатурки получила школа №4 города Буйнакса.

Между тем в информагентстве ТАСС к этом списку добавили еще несколько объектов: гимназия, школы № 2, 3, 4, 6, 7 и детский сад № 18 в Буйнакске.

Для выяснения последствий сейсмособытия в Буйнакский район выехало руководство Главного управления МЧС России по Республике Дагестан во главе с Нариманом Казимагамедовым, а также врио директора ГАУ «Сейсмобезопасность» Минстроя Дагестана Магомед Магомедов и руководитель комитета архитектуры и градостроительства республики Незир Гусейнов.


60 Кб
скачать

17-1 от 14.09.2016

АДМИНИСТРАЦИЯ
НАРТИНСКОГО СЕЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «14» сентября 2016 года № 17-1 п. Нарта

Об организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военное время

В соответствии с Федеральными законами №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», № 28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях заблаговременной подготовки мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время, администрация Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить Положение по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военное время (Приложение 1).
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования, размещению на официальном сайте Приютненского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Глава Нартинского сельского
муниципального образования
Республики Калмыкия А.А. Манджиев

Приложение 1
к постановлению администрации
Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 14.09.2016 г. № 17-1

ПОЛОЖЕНИЕ
по организации первоочередного жизнеобеспечения
населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени
и в военное время

1. Основные понятия, термины и определения
1.1. Жизнеобеспечение населения (ЖОН) — создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для его жизнедеятельности в обществе.
1.2. Виды жизнеобеспечения населения (виды ЖОН) — сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам услуги и соответствующие материально — технические средства для удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей населения.
1.3. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) — совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.4. Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (вид ЖОН в зоне ЧС) — деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации.
К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное обеспечение.
1.5. Система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (система ЖОН ЧС) — структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
1.6. Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

2. Основные принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения.
2.1. Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является человек с его правом на безопасные условия жизнедеятельности.
2.2. Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории поселения, где возникла чрезвычайная ситуация.
2.3. Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
2.4. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – поселение).
2.5. Подготовка территорий поселения к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.
2.6. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.
2.7. Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения определяются исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
2.8. Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.
2.9. Органы управления РСЧС при организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения
3.1. Органы управления РСЧС, уполномоченные на решение задач жизнеобеспечения населения, должны знать возможную обстановку, которая может сложиться на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
3.2. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т. д.), привлекаемый для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащен соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
3.3. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно быть организовано своевременно и комплексно, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жизнеобеспечения.
3.4. При выборе мероприятий следует исходить из минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их реализацию.
3.5. При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного жизнеобеспечения населения разрабатываются на все возможные случаи возникновения чрезвычайной ситуации, а оценка ее возможностей и подготовленность — для наиболее крупномасштабной ЧС.
3.6. В режиме повседневной деятельности РСЧС должна обеспечиваться постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае возникновения на территории чрезвычайной ситуации.

4. Действия органов управления при переводе сил в режим повышенной готовности
4.1. Режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств вводится в случае получения прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, при ухудшении производственно — промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки на подведомственной территории.
При получении информации о времени наступления, характере и масштабе ЧС, границах зон ее возможного распространения руководители соответствующих служб жизнеобеспечения осуществляют следующие действия:
• уточняют численность населения, которое может попасть в зоны ЧС и объемы его потребностей в продукции (услугах) первоочередного жизнеобеспечения;
• количество предприятий, объектов системы жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне ЧС и прекратить свою деятельность;
• возможный уровень удовлетворения потребностей населения в продукции и услугах жизнеобеспечения населения, в т. ч. за счет имеющихся запасов продукции и материальных ресурсов;
• отдают распоряжение о приведении в готовность сил и средств невоенизированных формирований;
• определяют приоритетные виды жизнеобеспечения в зависимости от характера возможной ЧС;
• уточняют объемы задач по организации первоочередного жизнеобеспечения;
• определяют места действия служб, бригад, невоенизированных формирований, уточняют маршруты и время их выдвижения;
• определяют соответствие личного состава невоенизированных формирований штатной численности и принимают меры по их доукомплектованию;
• уточняют базы и склады, из которых формирования будут снабжаться продукцией жизнеобеспечения;
• уточняют количество транспортных средств для доставки продукции жизнеобеспечения и делаются заявки на их предоставление;
• определяют перечень предприятий и объектов системы жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне воздействия факторов ЧС и принимают меры по их безаварийной остановке;
• принимают меры по снижению на предприятиях в зоне ожидаемой ЧС запасов аварийно химически опасных веществ (АХОВ), горючих веществ до минимально необходимого технологического уровня;
• оценивают наличие продукции жизнеобеспечения на базах и складах, определяют пути, способы и время их доставки в возможные зоны бедствий и районы эвакуации;
• принимают меры по перебазированию запасов продукции жизнеобеспечения с предприятий, баз и складов, которые могут оказаться в зонах воздействия факторов ЧС, в безопасные места;
• принимают меры по защите запасов продовольствия, пищевого сырья, товаров первой необходимости на предприятиях, базах и складах в случае невозможности их перебазирования в безопасные места;
• принимают меры по обеспечению устойчивой работы предприятий и объектов системы жизнеобеспечения в случае нарушения энерго- и топливоснабжения, водоснабжения;
• вводят усиленный контрольно-пропускной режим и охрану на объектах торговли и общественного питания, базах и складах, где сконцентрированы основные материальные ценности, необходимые для организации первоочередного жизнеобеспечения населения;
• составляют и согласовывают с правоохранительными органами дополнительный перечень предприятий системы жизнеобеспечения, которые при возникновении ЧС должны быть взяты под охрану.
4.2. При получении информации о возможной эвакуации населения в районах эвакуации уточняют:
• состояние жилого фонда населенных пунктов и степень их готовности к приему эвакуированного населения;
• состояние водоисточников и систем водоснабжения и их возможностей;
• состояние пунктов общественного питания и торговли, их производственные мощности;
• возможности энерго- и топливообеспечения и предоставления необходимых коммунально-бытовых услуг, медицинского обеспечения.
4.3. Кроме перечисленных мероприятий органы управления уточняют:
• планы взаимодействия с соответствующими органами управления, акционерных и коммерческих структур, чьи предприятия расположены на данной территории, объем их задач по организации первоочередного жизнеобеспечения;
• объем необходимых поставок продукции жизнеобеспечения и выделения сил и средств для организации первоочередного жизнеобеспечения.

5. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в режиме чрезвычайной ситуации
5.1. По получении сигнала о возникновении ЧС органы управления служб системы жизнеобеспечения в составе оперативной группы осуществляют следующие действия:
• оповещают руководителей подведомственных предприятий, учреждений и организаций по заранее установленной схеме оповещения и сигналам;
• отдают распоряжения о вводе в действие планов мероприятий, соответствующих данному типу ЧС и получают информацию об их исполнении;
• организуют оценку масштабов ущерба предприятиям и объектам системы жизнеобеспечения в зонах бедствия;
• отдают распоряжения о выдвижении сил в зону бедствия и районы эвакуации населения;
• отдают распоряжения о переводе предприятий, учреждений и организаций на режим работы ЧС (при авариях на радиационно- и химически-опасных объектах режим работы предприятий и учреждений определяется режимами радиационной и химической защиты; а при возникновении очага инфекционного заболевания — режимом введенного карантина или обсервации);
• уточняют численность пострадавшего населения и закрепляют их за предприятиями торговли и общественного питания;
• осуществляют совместно с представителями эвакуационной комиссии (эвакоприемной комиссии) мероприятия по приему и размещению пострадавшего населения в общественных зданиях;
• определяют порядок обеспечения пострадавшего населения (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);
• организуют учет и охрану запасов продукции жизнеобеспечения на временных базах, складах и поступающих из других регионов;
• организуют контроль за качеством продуктов питания, воды;
• принимают меры по завозу продукции жизнеобеспечения в места размещения эвакуируемого населения;
• организуют санитарную обработку, дезактивацию (дегазацию) или уничтожение личного имущества населения, эвакуированного из зон радиоактивного загрязнения или химического заражения;
• организуют санитарно — гигиенические мероприятия по консервации населенных пунктов, из которых эвакуировано население (очистку от мусора, фекальных вод, обработку продовольственных складов, холодильников и т. д.).

Постановлением от 19.06.2013 г. № 421 Кабмин утвердил Порядок определения перечня отдельных особо важных объектов права государственной собственности, охрана которых осуществляется исключительно государственными предприятиями и организациями.

Согласно Порядку в перечень могут включаться особо важные объекты права госсобственности из числа объектов, указанных в ст. 3 Закона «Об управлении объектами государственной собственности» (далее — объекты), с учетом необходимости защиты жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств, своевременного выявления, предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам, обеспечения устойчивого функционирования инфраструктуры жизнедеятельности на национальном и региональном уровне.

Включение объектов в список осуществляется в соответствии с критериями, утверждаемыми МВД по согласованию с Минобороны и СБУ. Предложения о включении объектов в перечень подают МВД центральные органы исполнительной власти, Совет министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации, другие госорганы.

Предложения о включении объекта в перечень должны содержать:
— наименование юрлица, к сфере управления которого относится объект, его идентификационный код согласно Единому государственному реестру юрлиц и физлиц — предпринимателей;
— сведения о местонахождении объекта;
— характеристику объекта и требования по его охране;
— вид мер охраны (использование пунктов централизованного наблюдения, технических средств охраны, транспорта реагирования и т.п.);
— информацию о наличии критериев, по которым объект целесообразно включить в перечень.

Постановлением также внесены изменения в перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями Государственной службы охраны при МВД по договорам. Из перечня исключены здания, в которых располагаются Госпредпринимательство, Миндоходов, а также центральные органв исполнительной власти, которые осуществляют руководство военными формированиями. Вместе с тем, перечень дополнен Киевским городским советом, исполнительным органом Киевского городского совета (Киевской городской госадминистрацией).

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на ЮРЛІГУ в соцсетях. Выбирайте, что вам удобнее — Телеграм t.me/jurliga, Фейсбук https://www.facebook.com/jurliga/ или Твиттер https://twitter.com/jurligaua.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Д. Разиньков, к.г.н., КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области»

В основе формирования перечня потенциально опасных гидротехнических сооружений (далее — ГТС) были материалы, полученные из территориального управления Росприроднадзора, который в эти годы осуществлял надзор за ГТС (за исключением промышленных, а также относящихся к Минтрансу). В представленных сведениях было 205 ГТС, создающих угрозу возникновения ЧС. Данное количество явно было завышенным, изначально данный перечень формировался в начале 1990-х гг. Используя метод «максимальной угрозы» был определён перечень потенциально опасных ГТС в количестве 67 сооружений. Далее была построена работа следующим образом.

Первым делом была создана экспертная группа, состоящая из специалистов от центра мониторинга и прогнозирования ЧС, территориального управления Ростехнадзора, регионального управления по экологии и природопользованию, что позволило перекрыть весь основной спектр задач, которые необходимо решать для обеспечения безопасности потенциально опасных напорных сооружений:

1) идентификация ГТС и уточнение морфометрических характеристик;

2) уточнение собственника ГТС либо его отсутствия;

3) определение технического состояния (уровня безопасности);

4) определение размера вреда по возможному сценарию развития аварии на ГТС (при разрушении тела плотины);

5) зонирование по степени риска ГТС (отнесение ГТС к потенциально опасным).

Рассмотрим решаемые вопросы экспертной группой при решении перечисленных задач.

О Идентификация ГТС и уточнение морфометрических характеристик. В основе этой работы стали следующие источники:

— картографический материал масштаба — 1:100000 и 1:25000;

— космические снимки удовлетворительного разрешения для части Воронежской области;

— сводные сведения за муниципальный район, подготовленные ответственными лицами администраций муниципальных районов;

— сведения по ГТС надзорного (территориальное управление Ростехнадзора) и контролирующего органа (управление по экологии Воронежской области);

— Российский регистр гидротехнических сооружений;

— инвентаризационные паспорта муниципальных районов по гидротехническим сооружениям (разработано по 6-и районам из 32-х);

— акты предшествующих проверок технического состояния надзорными органами;

— непосредственно полевое обследование водного объекта и балочной системы места расположения ГТС.

© Уточнение собственника ГТС либо его отсутствия:

— встреча с собственниками ГТС, главами поселений и ответственными лицами администраций муниципальных районов, рассмотрение представляемых ими документов.

© Определение технического состояния (уровня безопасности):

— акты предшествующих проверок технического состояния надзорными органами;

— непосредственно полевое обследование ГТС.

© Установление вероятности возможной аварии (т.е. существует ли реальная угроза её), обусловленной переливом поступающей воды через плотину:

— определение площади водосбора и крутизны поверхностей его;

— установление выше стоящих водных объектов, их объёмов, установление типа водосбросных (аварийных) сооружений на ГТС (автоматический либо нет);

— установление исправности водопропускных сооружений, их резервирования, определение призмы регулирования водного объекта;

— определение реальности угрозы возникновения аварии с разрушением плотины.

© Определение возможного вреда по возможному сценарию развития аварии на ГТС (при разрушении тела плотины):

— изучение ранее проведённых оценок вреда в результате аварии ГТС (Декларация безопасности ГТС; Паспорт безопасности опасного объекта; Расчёт размера вреда, который может быть причинён в результате аварии ГТС и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— экспертная оценка возможных последствий (обследование морфометрических характеристик балки либо русла реки, определение местоположения жилых строений и объектов инфраструктуры относительно тальвега балки, исследование водопропусков линейных объектов, пересекающих балку).

© Зонирование по степени риска ГТС (отнесение ГТС к потенциально опасным):

— используется два основных установленных показателя: вероятность аварии и последствия с рангом чрезвычайной ситуации.

По каждому гидротехническому сооружению, входящему в перечень потенциально опасных, в натуре изучена территория возможной зоны затопления и прохождения волны прорыва. В результате из 64 ГТС,

находящихся в перечне потенциально опасных, экспертной группой предложено исключить из перечня, как не несущих реальной угрозы ЧС, 24 ГТС, т.е. рекомендовано оставить в перечне потенциально опасных 40 ГТС.

Дополнительно по результатам работы, 2 потенциально опасных ГТС экспертной группой предложено вывести из эксплуатации, установленный порядок вывода из эксплуатации был разъяснён главе сельского поселения и ответственному лицу муниципального района.

По каждому исследованному ГТС, имеющему замечания по техническому состоянию, рекомендованы мероприятия по переводу их в удовлетворительное состояние.

Главам муниципальных образований либо их представителям разъяснена процедура перевода ГТС с неустановленной формой собственностью в собственность.

Из 64 потенциально опасных ГТС было установлено, что 26 являются на момент проверок с неустановленной формой собственностью. Главам этих муниципальных образований рекомендовано активизировать работу по переводу в собственность потенциально опасных ГТС.

По результатам обследований и в соответствии с задачами для решения, поставленными перед началом обследований всех потенциально опасных ГТС, были указаны гидротехнические сооружения, которые должны подвергнуться первоочередному капитальному ремонту (3 ГТС) либо выводу из эксплуатации (2 ГТС) за средства по соответствующей целевой программе ремонта ГТС .

Также было конкретизировано, на каких ГТС необходимо построение локальной системы оповещения (ЛОС). Таких напорных сооружений 4, при образовании прорана в теле плотины в зоне непосредственного воздействия волны прорыва окажутся десятки жилых строений и объекты инфраструктуры населённого пункта.

Как итог, всеми членами межведомственной комиссии был согласован предложенный перечень потенциально опасных ГТС и утверждён Первым заместителем Председателя Правительства Воронежской области, оформлено протоколом межведомственной комиссии от 03.04.2012 №5.

Список использованной литературы:

1. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 — 2014 годы»: постановление Правительства Воронежской области от 06.07.2010 №546.

2. Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: приказ МЧС России от 28.02.2003 №105 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 20.03.2003 №4291).