Понятие и признаки муниципальной должности

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 Юридические науки Выпуск 2(16)

УДК 342.553

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА : ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ А.В. Москалев

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: kochevvladimir@mail.ru

В статье анализируются вопросы, посвященные одной из составляющих организационных основ местного самоуправления — муниципальной службе. Рассматривая муниципальную службу как сложный социально-правовой институт, систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений, автор анализирует нормативные документы по рассматриваемому вопросу, а также наиболее интересные точки зрения отечественных ученых. Показано, что муниципальная служба не является разновидностью государственной, а муниципальные служащие являются работниками органов местного самоуправления. Определяющей классификацией муниципальной службы должна быть общепринятая в науке и практике классификация всех работников органов местного самоуправления на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Автор придерживается того мнения, что из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, иные выборные должностные лица) и технические исполнители, а также должностные лица муниципальных учреждений и организаций.

Ключевые слова: муниципальная служба; муниципальное образование; признаки муниципальной службы; принципы муниципальной службы; должности муниципальной службы; органы местного самоуправления

Устойчивое развитие экономических основ местного самоуправления невозможно без укрепления органами всех уровней власти одной из составляющих организационных основ местного самоуправления -муниципальной службы. Что же представляет собой категория «муниципальная служба»? Каких основополагающих начал должна придерживаться? Эти вопросы на фоне выступлений первых лиц Российской Федерации о создании благоприятного климата в стране для малого и среднего бизнеса с перспективой перемещения со 120-го места в мире на 20-е, развития сельского хозяйства, промышленности, борьбы с коррупцией и т.п. представляются весьма актуальными. Именно от муниципальных слу-

© Москалев А.В., 2012

жащих в большей степени и будет зависеть выполнение (невыполнение, ненадлежащее выполнение) практически всех принимаемых в стране решений.

Известно, что родовое понятие »служба» определяется как вид трудовой деятельности, объектом воздействия которого является человек, личность, его основные социально-биологические качества . Под службой можно понимать и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД, служба помощников Президента и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба) . Провозглашение и закрепление местного самоуправления в Конституции Российской Федерации ставит в повестку дня проблему комплектования органов института местно-

го самоуправления квалифицированным составом. Как новая система в социальной структуре общества и государства, местное самоуправление породило и соответствующий ей новый вид службы. За основу наименования различных структур и элементов в системе местного самоуправления был воспринят из практики других государств (Франция, Бельгия) термин «муниципальный». В настоящее время он широко применяется в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении, административном, гражданском и других отраслях права. Таким образом, новый вид службы приобрел свой определяющий термин — «муниципальный».

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом и несет на себе все те признаки, свойства, которые присущи службе вообще и каждому его виду в отдельности. В. И. Фадеев в своей работе отмечал ряд специфических признаков муниципальной службы: 1) она учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер; 2) имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления; 3) имеет определенную преемственность с государственной службой.

Муниципальная служба представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), т.е. качественного отличия не существует, общей для них будет цель -улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Законодательное закрепление института муниципальной службы в современном понимании и статуса муниципального служащего было сделано Государственной Думой 17 декабря 1997 г. в Федеральном за-

коне «‘Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»‘. С 1 июня 2007 г. закон утратил силу в связи с принятием ФЗ №25-ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», который был направлен на решение одной из основных проблем реализации Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — проблемы нехватки квалифицированных кадров, в частности формирования единых подходов к правовому регулированию муниципальной службы, установления основ правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан Российской Федерации на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения, а также определения правового положения муниципальных служащих.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ категория «муниципальная служба» определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, изби-

рательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ и ст. 4 закона Пермского края от 4 мая 2008 г. №228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» установлено: реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ, ч. 3 ст. 3 закона Пермского края от 4 мая 2008 г. №228-ПК должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.

Важно подчеркнуть, что Федеральный закон №25-ФЗ не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе. Они замещают муниципальные должности, но муниципальными служащими не являются (п. 2 ст. 1).

Не являются муниципальными служащими технические исполнители в органах местного самоуправления (п. 2 ст. 10). Не относятся к категории муниципальных служащих и должностные лица муниципальных учреждений и организаций по-

скольку должность муниципальной службы

— это должность в органах местного самоуправления (п. 2 ст. 6).

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается 24 тыс. 154 муниципальных образования. По данным субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2007 года в Российской Федерации к категории муниципальные служащие относятся 328, 3 тыс. чел., включая лиц, замещающих муниципальные должности. Муниципальных служащих с высшим образованием — 71,5%, служащих со средним специальным образованием — 24,8% и со средним образованием — 3,7%. Стоит отметить, что 51% муниципальных служащих имеют стаж муниципальной (государственной) службы более 5 лет. Так, в Пермском крае данный показатель составляет 87,9%. В среднем на один городской округ в Российской Федерации приходится 271, 8 муниципальных служащих, на 1 муниципальный район — 73,5 муниципальных служащих, на 1 городское поселение — 11,9, на 1 сельское поселение — 4,8 муниципальных служащих.

Принципиальным положением Федерального закона №25-ФЗ, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации. Данное положение Федерального закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства.

Помимо количественной стороны категории муниципальной службы следует также выделить и качественные, отличающие ее от других видов служб: 1) муниципальная служба, как и любой другой вид службы, формируется и реализуется в установленных для нее организационных структурах. Если для государственной службы такой является государственный орган, то

для муниципальной службы — орган местного самоуправления; 2) цели и задачи муниципальной службы в социальном аспекте схожи с задачами государственной службы: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, исполнение Конституции Российской Федерации и законов — федеральных и субъекта Российской Федерации, правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, исполнение других полномочий, возложенных на муниципальную службу.

В социальном аспекте муниципальная служба является прямым продолжением государственной службы, но в границах муниципального образования, в рамках которых действует орган местного самоуправления, что, в свою очередь, выдвигает перед муниципальной службой особые задачи: обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; защита прав и законных интересов, прежде всего, самого муниципального образования, закрепленных в отношениях, с субъектом Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование; 3) правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, которые определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и Федеральными законами №25-ФЗ от 2 марта 2007 г. и №131-ФЗ от 6 октября 2003 г.;

4) формирование состава муниципальной службы является задачей, прежде всего, органов местного самоуправления на основе правовых норм о муниципальной службе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) принципы муниципальной службы.

В юридической литературе, посвященной муниципальной службе, данный вопрос либо оставлен без рассмотрения , либо раскрывается в рамках ст. 4 Федерального закона №25-ФЗ от 2 марта 2007 г. (приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Россий-

ской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; стабильность муниципальной службы; доступность информации о деятельности муниципальных служащих; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей; внепартийность муниципальной службы) .

Принципы муниципальной службы -это основополагающие положения, выражающие объективные закономерности и научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы. Они объективно отражают сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты, раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

«Принципы муниципальной службы» — это субъективное понятие исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны, т.е. соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из них отрицательно сказывается на выполнение других.

Думается, что следует разграничить принципы муниципальной службы, учитывая ее сходство с государственной службой в силу общей социальной сущности в масштабах общества и классифицировать все принципы муниципальной службы на:

— общие принципы муниципальной службы: законность; верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих; приоритет прав человека и гражданина, их непосредственного действия; самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий; равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации; правовая и социальная защищенность; гласность в осуществлении муниципальной службы;

— специальные принципы муниципальной службы: профессионализм и компетентность муниципальных служащих; подконтрольность должностных лиц населению и представительному органу местного самоуправления; ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должност-

ных обязанностей; внепартийность муниципальной службы.

Поскольку Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ориентирует население муниципального образования на большую самостоятельность в решении вопросов местного значения, это также должно быть отражено в специальных принципах муниципальной службы: деятельность муниципальных служащих по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальную службу можно рассматривать с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны муниципальная служба представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые связаны с зачислением на должность, поощрением, прохождением службы, отставкой и т. д. В этом смысле муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт.

С субъективной стороны муниципальная служба — профессиональная деятельность лиц, которые занимают оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализуют принадлежащие муниципальному образованию права и обязанности .

Возможны и другие подходы. Представляется, что определение муниципальной службы в объективном смысле — это система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, связанных с поступлением на муниципальную должность муниципальной службы, ее прохождением и прекращением.

В субъективном же смысле муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан на муниципальных должностях муниципальной службы замещаемых по трудовому договору и занимающих оплачиваемые из местного бюджета должности в органах местного

самоуправления для реализации принадлежащих муниципальному образованию прав и обязанностей.

Задачи, стоящие перед муниципальной службой, реализуются через профессиональную деятельность муниципальных служащих, которые, в свою очередь, как и в целом муниципальная служба неразрывно связаны с органами местного самоуправления, их назначением в жизни местных сообществ. В непосредственной деятельности муниципальных служащих муниципальной службы находят реальное воплощение задачи и функции органов местного самоуправления; поскольку в их должностях отражаются полномочия соответствующих органов местного самоуправления, они неотрывны от их структуры и в то же время имеют целью организацию кадрового состава органа местного самоуправления. Данная позиция находит полное одобрение в юридической литературе по исследуемой проблеме, например: «Местное самоуправление как форма публичной власти не только не исключает, но, наоборот, предполагает наличие и функционирование в системе организации различных видов оплачиваемых чиновников и служащих, обеспечивающих решение всех вопросов местного значения. Современное состояние экономики, социально-культурной и бытовой инфраструктуры всех поселений таково, что без подключения к их управлению специалистов, профессионалов соответствующих органов муниципального управления руководить местным хозяйством невозможно» .

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно предложить следующие выводы.

Муниципальная служба не является разновидностью государственной. Муниципальная служба свойственна публичноправовым образованиям, следовательно, ее представители — муниципальные служащие

— являются работниками органов местного самоуправления. Определяющей классификацией муниципальной службы должна быть общепринятая в науке и практике классификация всех работников органов

местного самоуправления на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Федеральный закон и большинство исследователей придерживаются того мнения, что из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, иные выборные должностные лица) и технические исполнители, а также должностные лица муниципальных учреждений и организаций.

Библиографический список

1. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000. 383 с.

2. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: НОРМА, 2000. 640 с.

3. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999. 319 с.

4. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е изд. М., 2002. 685 с.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. 552 с.

6. Коваленко А.И. Муниципальное право. М., 1997. С.139-148.

7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. 296 с.

8. Никитин А.М. Муниципальное право. М., 2000. 399 с.

9. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 1999. 672 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliograficheskij spisok

1. Baranchikov V.A. Municipal’noe pravo. M., 2000. 383 s.

2. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo Ros-sii. M.: NORMA, 2000. 640 s.

3. Vydrin I.V., Kokotov A.N. Municipal’noe pravo Rossii. M., 1999. 319 s.

4. Dmitriev Ju.A. Municipal’noe pravo Ros-sijskoj Federacii. 2-e izd. M., 2002. 685 s.

5. Kutafin O.E., Fadeev V.I. Municipal’noe pravo Rossijskoj Federacii. M., 2000. 552 s.

6. Kovalenko A.I. Municipal’noe pravo. M.,

1997. S. 139—148.

7. Manohin V.M. Sluzhba i sluzhawij v Ros-sijskoj Federacii: pravovoe regulirovanie.

M., 1997. 296 s.

MUNICIPAL SERVICE: CONCEPT,

A.V. Moskalyov

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: kochevvladimir@mail.ru

It is proposed to classify the municipal service principles as follows:

Вопрос: Какую ответственность могут нести органы муниципаль­ного образования и выборные должностные лица муниципальных образований?

Ответ: Вопросы ответственности предназначены, в первую очередь, для того, чтобы местное самоуправление не превратилось в местное само­управство.

Федеральным законом установлена возможность отзыва депутата или главы муниципального образования населением путем всенародно­го голосования, О порядке отзыва подробно рассмотрено в предыдущих разделах.

Помимо ответственности в форме отзыва, органы муниципально­го образования несут гражданско-правовую ответственность перед гра­жданами и юридическими лицами за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров, заключенных органами муниципального образо­вания, а также за вред, причиненный действиями или бездействием ор­ганов муниципального образования. Основания и порядок ответствен­ности устанавливаются гражданским законодательством Российской Федерации, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федера­ции.

Ответственность для представительного органа наступает и в том случае, если депутаты приняли муниципальные правовые акты, не соот­ветствующие законам или иным актам более высокого уровня, в том числе правовым актам высшего должностного лица субъекта Россий­ской Федерации.

Если противоречие установлено соответствующим судом, а пред­ставительный орган муниципального образования не отменил своего решения или не изменил содержание правовой нормы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу, то представительный орган муниципального образования может быть распущен законом субъекта Российской Федерации.

Публичную ответственность главы муниципальных образований несут за:

— издание противоречащих законодательству правовых актов;

— совершение действий, нарушающих права граждан или влеку­щих угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации путем издания не соответствующих законодательству правовых актов, не носящих нормативного характера;

— нецелевое использование субвенций, выделенных муниципаль­ному образованию из федерального или регионального бюджета.

В отставку главу муниципального образования отправляет выс­шее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение одно­го шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, установивше­го факт издания несоответствующего закону нормативного правового акта или совершения иного противоправного действия.

Однако указанная ответственность наступает только в том слу­чае, если глава муниципального образования в пределах своих полно­мочий не предпринял мер по исполнению решения суда.

Контроль за действиями органов муниципального образования осуществляю специально уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 июня 2009г. № 250

О Реестре должностей муниципальной службы

в муниципальном районе Ставропольский Самарской области

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 2.03.2007 года №25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», Законом Самарской области от 30.12.2005 года №254 (в редакции Законов Самарской области от 11.07.2006 №82, от 28.12.2006 №207-ГД, от 16.03.2007 №18-ГД, от 28.12.2007 №1166-ГД, от 06.03.2008 №13-ГД) «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Самарской области, руководствуясь Уставом муниципального района Ставропольский, Собрание Представителей

Р Е Ш И Л О:

1. Утвердить Реестр должностей муниципальной службы в муниципальном районе Ставропольский Самарской области (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

— Решение Собрания Представителей муниципального района Ставропольский от 28.02.2008г. №164 «О реестре должностей муниципальной службы в муниципальном районе Ставропольский Самарской области».

3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на председателя комиссии по законодательству, законности и правопорядку Н.И. Тулину.

4. Решение вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Глава района

Собрания Представителей

_______________ А.Н. Кашковский ___________ А.С. Пучков

Приложение к Решению

Собрания Представителей

муниципального района Ставропольский

от 19 июня 2009 № 250

РЕЕСТР ДОЛЖНОСТЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗДЕЛ I. ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных должностей муниципальной службы категории «руководители» в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области,

учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность,

и замещаемых на срок полномочий указанного лица

Высшие должности муниципальной службы

Первый заместитель главы муниципального района

Заместитель главы муниципального района

ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных должностей муниципальной службы категории «руководители» в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области,

учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления и замещаемых без ограничения срока полномочий

Высшие должности муниципальной службы

Руководитель аппарата администрации муниципального района

Руководитель комитета

Руководитель управления

Заместитель руководителя управления

Главные должности муниципальной службы

Начальник отдела

Начальник отдела — главный бухгалтер

Начальник инспекции

Председатель комиссии

Заместитель начальника отдела – заместитель главного бухгалтера

Заместитель председателя комиссии

ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных должностей муниципальной службы категории «специалисты» в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области,

учреждаемых для профессионального обеспечения исполнения

органом местного самоуправления или лицом, замещающим муниципальную должность, установленных задач и функций

и замещаемых без ограничения срока полномочий

Ведущие должности муниципальной службы

Главный специалист

Главный специалист – бухгалтер

Главный специалист – инженер-механик

Главный специалист – агроном

Главный специалист – экономист

Главный специалист – зоотехник

Инспектор

Старшие должности муниципальной службы

Ведущий специалист

Ведущий специалист – юрисконсульт

Ведущий специалист – агроном

Специалист I категории

Специалист I категории – юрисконсульт

ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных должностей муниципальной службы категории «обеспечивающие специалисты» в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области,

учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления или лица, замещающего муниципальную должность,

и замещаемых без ограничения срока полномочий

Младшие должности муниципальной службы

Специалист II категории

РАЗДЕЛ II. ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В СОБРАНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных должностей муниципальной службы категории «помощники (советники)» в Собрании Представителей

муниципального района Ставропольский Самарской области,

учреждаемых для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, в обеспечении непосредственного исполнения их полномочий, и замещаемых на срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц

Главные должности муниципальной службы

Помощник, советник председателя Собрания Представителей муниципального района.

ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных должностей муниципальной службы категории «руководители»

в Собрании Представителей

муниципального района Ставропольский, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий органа местного

самоуправления и замещаемых без ограничения срока полномочий

Высшие должности муниципальной службы

Руководитель аппарата

Главные должности муниципальной службы

Аудитор

ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных должностей муниципальной службы категории «специалисты»

в Собрании Представителей муниципального района Ставропольский, учреждаемых для профессионального обеспечения исполнения органом местного самоуправления или лицом, замещающим муниципальную

должность, установленных задач и функций и замещаемых

без ограничения срока полномочий

Ведущие должности муниципальной службы

Главный специалист

Старшие должности муниципальной службы

Ведущий специалист- юрисконсульт

Специалист первой категории.

СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

«26» мая 2016г. № 71/11

О внесении изменений в решение Собрания Представителей муниципального района Ставропольский от 19.06.2009г. № 250 «О Реестре должностей муниципальной службы в муниципальном районе Ставропольский Самарской области».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Самарской области от 30.12.2005г. № 254-ГД «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Самарской области», руководствуясь Уставом муниципального района Ставропольский Самарской области, Собрание Представителей муниципального района Ставропольский

РЕШИЛО:

1. Внести в решение Собрания Представителей муниципального района Ставропольский от 19.06.2009г. № 250 «О Реестре должностей муниципальной службы в муниципальном районе Ставропольский Самарской области» следующие изменения:

1.1. Раздел II «Перечень муниципальных должностей муниципальной службы категории «специалисты» в Собрании Представителей муниципального района Ставропольский, учреждаемых для профессионального обеспечения исполнения органом местного самоуправления или лицом, замещающим муниципальную должность, установленных задач и функций и замещаемых без ограничения срока полномочий» группу «Ведущие должности муниципальной службы» изложить в следующей редакции: «Главный специалист – юрисконсульт».

2. Официально опубликовать настоящее Решение в газете «Ставрополь-на-Волге».

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Факты о государственной службе

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях — федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями — федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда — старшую и младшую.

Реклама

Отличительный признак госслужбы — возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях — помощников).

Факты о муниципальной службе

Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти — администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.

Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.

Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина — в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Сравнение

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

  1. квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
  2. стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе — и наоборот;
  3. принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

Таблица

Муниципальная служба Государственная служба
Что общего между ними?
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим
Схожие принципы классификации должностей
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим
В чем разница между ними?
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур Является видом деятельности граждан в государственных органах власти — на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена — норма для муниципальной службы Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего