Понятие финансового правонарушения

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ФИНАНСОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Эльперина Янина Александровна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия»

г. Краснодар

Научный руководитель: Волкова Виктория Владимировна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия»

г. Краснодар

Аннотация. В статье проводится анализ сущности и состава финансового правонарушения, рассматриваются отличительные черты данного вида юридического правонарушения, его состав.

Ключевые слова: объект, объективная сторона, признак, субъект, субъективная сторона, финансово-правовая норма, финансовое правонарушение

Актуальность проблемы. Проблема совершения финансовых правонарушений остается актуальной на протяжении достаточного длительного периода и вызывает интерес, как среди правоведов, так и среди финансистов, экономистов, а также представителей бизнеса. Одним из условий эффективного применения мер ответственности за нарушение финансово-правовых норм является верная квалификация финансового правонарушения.

Сущность финансового правонарушения. Финансовое правонарушение представляет собой сложную юридическую категорию и выступает компонентом правового поведения в финансовой сфере страны. За нарушения финансово-правовой нормы ответственность установлена положениями нескольких отраслей права, в частности, финансового, административного и уголовного .

По определению Ю.А. Крохиной, финансовое правонарушение — совершенное противозаконное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие либо бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством предусмотрена ответственность .

Совершение финансовых правонарушений наносит существенный ущерб государству и обществу, поскольку неуплата налогов, неэффективное расходование бюджетных средств и т.д. могут стать причиной дестабилизации финансовой системы, что в свою очередь отразится на качестве и полноте осуществления прав и свобод личности, соблюдении государственной безопасности и т.д.

Признаки финансового правонарушения. Суть финансового правонарушения включает в себя комплекс правовых признаков внутриотраслевых правонарушений.

Характерными признаками финансового правонарушения выступают:

— виновность (психическое отношение нарушителя к совершаемому деянию, а также его последствиям в форме умысла или неосторожности);

— противоправность (нарушение требований, установленных отраслевым законодательством). Финансовое правонарушение – это противоправное деяние, которое нарушает нормы финансового (валютного, бюджетного, банковского, страхового) законодательства. Противоправное деяние в области финансов может быть совершено форме действия (например, представление в Инспекцию федеральной налоговой службы налоговой декларации, содержащей недостоверные данные (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) ) или бездействия (например, непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации в ИФНС (п. 1 ст. 119 НК РФ) ;

— специфичность субъекта (участника финансовых правоотношений). В частности, субъектами правонарушений в области банковского законодательства выступают кредитные организации, клиенты банков – граждане и организации;

— наказуемость (за совершение такого правонарушения предусмотрено назначение мер государственного воздействия). Суть наказуемости как признака финансового правонарушения состоит в возможности применения мер ответственности к нарушителям финансово-правовой нормы.

К особенностям финансовых правонарушений можно отнести :

— противоправная деятельность субъекта сопряжена с формированием, распределением и применением финансов: прежде всего, это деятельность централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований;

— экономическая деятельность преимущественно подконтрольна органам власти, а в некоторых случаях – управомоченным гражданам и организациям;

— отношения между субъектами финансовых правоотношений формируются, как правило, на принципе власти – подчинения, в отдельных случаях – на односторонних правах и обязанностях гражданско-правового характера;

— субъектами правонарушений в финансовой сфере выступают субъекты финансовых правоотношений, права и обязанности которых устанавливаются финансовым законодательством Российской Федерации.

Состав финансового правонарушения. Состав финансового правонарушения – предусмотренные законодательством признаки (элементы), наличие которых в своем комплексе дает возможность квалифицировать противозаконное деяние в качестве финансового правонарушения. Это комплекс таких элементов, как: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Составы финансовых правонарушений имеются в Кодексе об административных правонарушениях РФ , в Бюджетном кодексе РФ и в Налоговом кодексе РФ .

Общим свойством, определяющим особенности юридической регламентации ответственности за финансовые правонарушения, служит предмет посягательства, а именно финансовая область государственной деятельности.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, защищаемые законом, формирующиеся в ходе финансовой деятельности государства и органов местной власти. Общим объектом финансовых правонарушений являются материальные и процессуальные права государства, например, нарушения норм Бюджетного кодекса РФ не позволяют эффективно функционировать бюджетной системе, нарушают естественное осуществление бюджетного процесса, мешают целесообразному расходованию государственных денежных средств с учетом целевого назначения; нарушения законодательства в области налогообложения не позволяют эффективно наполнять доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, препятствуют реализации контроля со стороны налоговых органов, вторгаются в сферу законных прав добросовестных налогоплательщиков и т.д.

Сюда же входят отношения, которые обуславливают развитие экономики страны: стабильность денежной системы и денежного обращения, валютного рынка, банковской системы и финансовых рынков, а также поддержания социальной инфраструктуры.

В тоже время финансовые правонарушения, которые обладают единым общим родовым объектом посягательства – финансовая сфера государства, значительно отличаются по непосредственному объекту, видовым особенностям, свойственным данным правонарушениям, что предусматривает их дифференциацию.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений – это комплекс признаков противозаконных действий (бездействий). Такие признаки перечислены в финансово-правовых нормах и являются внешним проявлением финансовых правонарушений в реальной жизни. Незаконные деяния, составляющие объективную сторону финансовых правонарушений, могут проявляться в форме действия (например, создание препятствий при производстве налоговой проверки и т.д.) или бездействия (например, непредставление в кредитную организацию данных об изменении учредительных документов, неуплата налога и т.д.) .

Основания наступления ответственности за совершение отдельных видов финансовых правонарушений установлены нормами законодательства различных отраслей права.

Существуют обязательные и факультативные признаки, противозаконности деяния. Обязательными признаками объективной стороны финансовых правонарушений является сам факт незаконного деяния и его последствия, а также наличие причинно-следственная связь между ними. Субъект, который совершил финансовое правонарушение, может быть привлечен к юридической ответственности лишь тогда, когда между противозаконным деянием, совершенным им, и наступившими общественно опасными последствиями существует непосредственная причинная связь.

Факультативными признаками объективной стороны финансовых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения действия (бездействия) .

Субъект финансового правонарушения – это физическое или юридическое лицо, которое совершило незаконное деяние, нарушив тем самым положения финансового законодательства, и которое, на основании данных положений подлежит привлечению к ответственности.

Ответственность за финансовые правонарушения наступает с возраста 16 лет. Помимо возраста, к факторам, характеризующим возможность отнесения физического лица к субъектам ответственности за совершение финансовых правонарушений, относятся: вменяемость привлекаемого лица, т.е. возможность осознавать суть совершаемых им поступков и руководить ими; дееспособность. Гражданская дееспособность является условием осуществления денежных обязательств. Недееспособность лица влечет отсутствие вины в поступках правонарушителя и, как следствие – отсутствие субъективной стороны финансового правонарушения. При этом к физическому лицу не могут быть применены меры ответственности за нарушения финансового законодательства.

Субъективная сторона финансового правонарушения – это свойства, которые характеризуют внутреннее содержание противозаконного деяния (действия или бездействия) и в которых проявляется психическое отношение правонарушителя к совершенному противозаконному поступку и его следствиям.

Вывод. Таким образом, финансовое правонарушение – это противозаконное, виновное, наказуемое деяние субъекта финансовых правоотношений, за которое установлена ответственность нормами КоАП РФ, БК РФ, НК РФ. Основанием назначения административной ответственности за финансовые правонарушения служит нарушение норм главы 15 КоАП РФ .

Состав финансового правонарушения – это критерий, который позволяет верно квалифицировать действие (бездействие), которое было совершено и аргументировано назначать меры государственного воздействия по отношению к правонарушителю. Наличие в противозаконном деянии всего комплекса состава финансового правонарушения – единственное правовое основание для привлечения субъекта финансовых правоотношений к юридической ответственности. В ситуации, когда в том или ином составе финансового правонарушения отсутствует хотя бы один его признак, данное деяние не может быть квалифицировано в качестве противозаконного и наказуемого.

Список использованной литературы:

4. Крохина Ю.А. Финансовое право / Ю.А. Крохина. – М., 2001. – 715 с.

Сведения об авторах:

Эльперина Янина Александровна – магистрант 1 курса Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), e-mail: yani.el@inbox.ru

Волкова Виктория Владимировна – к.ю.н., доцент, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), e-mail: www.truba.ru@mail.ru

Финансовые правонарушения можно рассматривать исключительно как финансово-правовой ответственности, или более широко, охватив применения административной, уголовной, гражданской, дисциплинарной и финансово-правовой ответственности.

Финансовое правонарушение — это общественно вредное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие) деликтоспособным субъекта, нарушающего урегулирован правовыми нормами порядок формирования, распределения и использования публичных фондов средств, за которое законодательство установило юридическую ответственность.

Составом финансового правонарушения является нормативно построена юридическая модель типичных признаков виновного противоправного деяния, нарушающего финансовые нормы и за которое предусмотрено финансово-правовой ответственности.

Наличие склада финансового правонарушения является основанием квалификации совершенного деяния как финансового правонарушения, дает основания применения финансово-правовых санкций. То есть основной юридическим основанием для привлечения субъекта финансовых правоотношений в финансово-правовой ответственности является наличие в противоправном деянии совокупности субъективных и объективных признаков.

Такие признаки состава финансового правонарушения предусмотрены законом. Квалификация неправомерного деяния заключается в анализе и сопоставлении неправомерного поведения требованиям правовых норм. Это позволяет выяснить, содержат ли деяния субъекта признаки состава конкретного правонарушения.

Фактическим основанием является деяние субъекта, а юридическим — требования закона и, соответственно, процессуально оформлен факт совершения финансового правонарушения. Фактическим основанием финансово-правовой ответственности является состав финансового правонарушения. Ему свойственны общественная вредность (опасность), противоправность, виновность.

В состав финансового правонарушения входят: субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторону.

Субъектом финансового правонарушения может быть физическое или юридическое лицо-участник финансовых правоотношений. При этом организационно-правовая форма и форма собственности юридического лица могут быть любые. Субъектами финансового правонарушения, в отличие от административного правонарушения или уголовного преступления, могут быть юридические лица. Они должны быть правосубъектном (иметь права и обязанности в сфере финансовых правоотношений и отвечать за неправомерное реализацию своих прав или невыполнение обязанностей).

Субъективная сторона финансового правонарушения характеризуется виной. Чтобы привлечь лицо к финансовой ответственности, ее должны признать виновной.

Объективная сторона финансового правонарушения выражена в противоправном деянии, что наносит ущерб общественным интересам общества, государства, территориальной общины и приводит к причинно-следственной связи между противоправным деянием и его вредными последствиями. Составляющими объективной стороны является деяние (действие или бездействие субъекта финансово-правовых отношений), общественный вред (материального или нематериального характера) и причинно-следственная связь между ними.

Действием является активное поведение субъекта финансово-правовых отношений, которой присущи: общественный вред, нарушение требований налогового законодательства, волевой и осознанный характер. Бездействием является неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей субъектом финансовых правоотношений.

Общественный вред (материального или нематериального характера) не всегда связана с задачей имущественного ущерба публичным интересам. Например, налогоплательщик, уплатив налог в полном размере, не подал своевременно декларацию. При выполненном налоговом обязательстве к налогоплательщику будут применены санкции.

Объектом финансового правонарушения являются нарушенные права или интересы в сфере финансовых ресурсов, мобилизуются, распределяются или используются с соответствующих фондов денежных средств, образуемых для удовлетворения публичных интересов.

Нормативным основанием финансово-правовой ответственности являются нормы права, запрещающие социально вредное (опасное) поведение в сфере публичной финансовой деятельности. Таким образом государство устанавливает нормативные критерии для возможности применения фактического основания финансово-правовой ответственности (состав финансового правонарушения).

Процессуальной основанием финансово-правовой ответственности является определенный законодательством в сфере финансового контроля или надзора процессуальный порядок фиксации финансового правонарушения и привлечения виновного в финансовом правонарушении лица к ответственности. В частности, обязательно принимается юрисдикционный акт по применению норм права в конкретном случае, что официальный, государственно-властный характер. Среди документов низ выделить следующие мажущие содержать доказательства неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений: финансово-плановые акты; документы отчетности о выполнении государственного бюджета и местных бюджетов; документы финансовой отчетности бюджетных учреждений, субъектов хозяйствования, банков, других финансовых учреждений; документы контрольных мероприятий (акты ревизии, проверки, документа по инвентаризации, обследования, аудиторское заключение и т.д.).

Финансовое правонарушение может образовывать состав дисциплинарного правонарушения, административного правонарушения или уголовного преступления. Это не означает, что оно становится автоматически других правонарушений или преступлением, образ финансового правонарушения является собирательным. Исходя из другой природы, характера и порядка применения, финансово-правовая ответственность за финансовое правонарушение, которая является по характеру коллективной и имущественным, реализуется вне зависимости от реализации мер дисциплинарного, административного или уголовного характера. В то же время необходимо обязательно обратить внимание на определенную особенность финансового правонарушения, а именно на то, что финансовое правонарушение может образовывать состав дисциплинарного и административного правонарушения или уголовного преступления. Это обстоятельство вызывает реализацию санкций в соответствии с дисциплинарным, административного или уголовного характера.

Финансовое правонарушение — это общественно вредное (опасное) деяние (действие или бездействие), противоправное (нарушающее нормы налогового законодательства), виновное деяние деликтоспособным субъекта (физического или юридического лица), которое посягает на финансовые интересы государства и общества, охраняются законом, и за которое установлена финансово-правовой ответственности.

Состав финансового правонарушения представляет собой нормативно построенную юридическую модель типичных признаков виновного противоправного деяния, которое нарушает финансовые нормы и за какие финансовым законодательством предусмотрена финансово-правовая ответственность. Состав финансового правонарушения является критерием достоверной квалификации совершенного деяния и, соответственно, обоснованием применения финансово-правовых санкций. Наличие в противоправном деянии совокупности субъективных и объективных признаков является основной юридическим основанием для привлечения субъекта финансовых правоотношений в финансово-правовой ответственности. Рассматривая основания финансового правонарушения в широком смысле, следует принимать во внимание и другие основания, в частности: нормативные, фактические и процессуальные.

Признаки состава финансового правонарушения должны быть предусмотрены законом, а квалификация неправомерного деяния, то есть анализ и сопоставление неправомерного поведения с требованиями правовых норм, позволят сделать вывод, содержат ли деяния субъекта признаки состава конкретного правонарушения. Фактическое основание должна содержаться в деянии субъекта, а юридическое — в требованиях и соответствующем процессуальном оформлении финансового правонарушения.

Широкий круг субъектов финансово-правовой ответственности свидетельствует о разнообразии и разноплановость правоотношений, защищаемых в системе финансового права. Другой особенностью субъектного состава финансового правонарушения является широкое представительство юридических лиц как субъектов юридической ответственности и не только в качестве налогоплательщиков. Финансовая правосубъектность — это гарантированная государством свойство субъектов мать и приобретать новых прав и обязанностей в сфере финансовых правоотношений, а также отвечать за неправомерное реализацию своих прав или неисполнение обязанностей, обусловлена спецификой финансовой деятельности и осуществлением ими публично правовых функций.

Притяжения отечественного законодательства, в том числе и финансового, только в психологической концепции вины является определенным нивелированием этого важного элемента. Диалектическая сущность института вины требует при конструировании этого понятия не отталкиваться от сопоставления психологической нормативной, оценочной и другой сущности вины, а находить компромисс в их симбиозе и сочетании с другими определенными концепциями. Только при таком условии возможно полно и всесторонне подойти к определению сущности финансового правонарушения.

Объективная сторона финансового правонарушения (в зависимости от функционального использования) может быть элементом состава финансового правонарушения, одним из признаков квалификации противоправного деяния как финансовое правонарушение, как внешнее выражение в объективной реальности уголовного противоправного поведения в сфере финансовой деятельности.

Объективная сторона финансового правонарушения — противоправное деяние, наносит ущерб государству в лице уполномоченных органов, в ходе чего образуется причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями, которые имеют место. Обязательными признаками объективной стороны финансового правонарушения , кроме деяния (действия или бездействия), является общественный вред (материального и нематериального характера, может нанести материальный ущерб), а также причинно-следственная связь между ними. Действие в контексте финансового правонарушения, должна представлять собой активное поведение субъекта, характеризуется рядом признаков: волевым и осознанным характером, общественной вредности и свершениях в нарушение требований налогового законодательства. Бездействие в финансовом правонарушении — это неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектом финансового правонарушения законных обязанностей.

Продолжающимся финансовым правонарушением является такое правонарушение, которое совершается правонарушителем непрерывно в течение длительного периода. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе можно определить как длящееся правонарушение. Продолжающиеся правонарушения — это совершение одним лицом нескольких подобных правонарушений, подчиняются одной цели.

Общим объектам финансового правонарушения являются финансовые права, охраняемые законом интересы государства или права и интересы государства в сфере осуществления финансовой деятельности на всех ее этапах, или система финансовых отношений, возникающих в сфере аккумуляции, распределения и перераспределения государственных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (сущностное содержание и онтологическая суть определения одинаковы).

Под непосредственным объектом правонарушения понимается индивидуальное определенное благо, охраняемый юридической санкцией. В аспекте финансового правонарушения как непосредственный объект посягательства выделено конкретно определены финансовой нормой отношения, охраняемые финансово-правовыми санкциями.

Признаком объекта финансового правонарушения необходимо считать посягательство на него действием субъекта финансового правонарушения любого вида (или угроза посягательства — при должном уровне развития финансового законодательства).

Классификация финансовых правонарушений логично выводить из подвидов финансово-правовой ответственности и на основе методов финансовой деятельности государства.

Дополнительным критерием для классификации являются нормы налогового законодательства в зависимости от акта их закрепления. Соответственно, следует выделять финансовые правонарушения (предусмотренные нормами налогового законодательства) и правонарушения финансового законодательства (предусмотренные финансовыми нормами законодательства других отраслей права в сфере формирования и использования централизованных фондов денежных средств).

Таким образом, финансовые правонарушения делятся на пять групп :

1) налоговые (правонарушения учета и отчетности; правонарушения, связанные с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов; правонарушения, направленные против порядка установления (изменения), взыскания и перечисления налогов; правонарушения, объектом посягательства которых являются права и законные интересы налогоплательщиков; правонарушения, направленные против порядка осуществления налогового контроля);

2) в сфере валютного регулирования;

3) в сфере публичных банковских отношений;

4) в сфере денежно-кассовых операций (правонарушения, связанные с соблюдением порядка ведения операций с наличностью; правонарушения, связанные с несоблюдением условий осуществления кассовых операций, нарушение правил применения регистраторов расчетных операций);

5) в сфере общеобязательного государственного социального страхования.

В науке выделяют виды финансовых правонарушений в зависимости от подотрасли или института финансового права . Так, правонарушения в сфере финансовых отношений делятся на бюджетные, налоговые, банковские, правонарушения в сфере наличного денежного обращения, в сфере государственных или муниципальных заимствований, в сфере осуществления финансовых операций и тому подобное. Статья 116 бюджетного кодекса Украины содержит понятие нарушения бюджетного законодательства.

Нарушением бюджетного законодательства признается нарушение участником бюджетного процесса установленных Бюджетным кодексом Украины или другим бюджетным законодательством норм относительно составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, исполнения бюджета и отчетности о его исполнении, а именно:

1) включение недостоверных данных в бюджетных запросов;

2) нарушение установленных сроков представления бюджетных запросов или их непредставление;

3) определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей;

4) планирование поступлений или расходов государственного бюджета (местного бюджета), не отнесенных к таким этим Кодексом или законом о Государственном бюджете Украины и др.

Налоговое правонарушение — противоправное виновное деяние (действие или бездействие) субъекта налоговых отношений (плательщика налога, налогового агента налогового органа, кредитного учреждения, их должностных лиц), который посягает на социальные ценности в сфере налогообложения (систему и взимания налогов, права и обязанности налогоплательщиков или налоговых органов, порядок ведения налогового учета и отчетности и т.д.), что приводит к непоступлению средств от налогов или обязательных платежей в бюджеты или внебюджетные целевые фонды или к несвоевременного представления отчетности.

В науке налоговое правонарушение также определяют как противоправное виновное деяние (действие или бездействие), выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении налогоплательщиками финансовых обязательств перед бюджетом, государственными целевыми фондами или в нарушении органом (должностным лицом) государственной налоговой службы прав и законных интересов налогоплательщиков, за которое установлена юридическая ответственность.

Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды. Эти отношения регулируют установленный порядок реализации налогового долга налогоплательщиком, порядок исчисления, уплаты, взыскания налогов, налоговой отчетности и налогового контроля.

Ответственность, установленная налоговым законодательством, применяется только к налогоплательщикам, которые имеют объект налогообложения и обязаны в связи с этим платить соответствующий налог, то есть ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налога и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и других обязательных платежей.

Правонарушения в сфере общеобязательного государственного пенсионного и социального страхования — противоправное виновное деяние, которое посягает на социальные ценности в сфере государственного пенсионного и социального страхования, что приводит к непоступлению средств в соответствующий фонд или непредставление (несвоевременное представление) отчетности, за что установлено финансово правовой ответственности.

В финансово-правовых нормах устанавливаются меры государственного принуждения, которые необходимо принять к субъектам финансовых отношений в случае совершения финансового правонарушения, а также порядок привлечения к финансово-правовой ответственности. Принуждение в финансовом праве определяют как закреплен нормами права властно-принудительный влияние государства в лице уполномоченных им органов и субъектов финансовых правоотношений в случае совершения ими финансовых правонарушений. Это влияние предусматривает наступление для нарушителей негативных последствий в случае ограничений личного, организационного или имущественного характера с целью охраны финансовых правоотношений, наказание правонарушителей, предупреждение правонарушений и побуждения субъектов финансовых правоотношений соблюдать должного поведения в сфере финансовой деятельности. Самым распространенным мероприятием государственного принуждения за совершение финансовых правонарушений является юридические санкции, а сане — финансовые.

  • Бюджетный кодекс Украины: Закон Украины от 8 июля 2010 № 2456-VI // Ведомости Верховной Рады Украины. — 2010. — № 59. — Ст. 2047.



Вопросы финансового правонарушения не являются абстрактной теоретической проблемой. Задачи по дальнейшему укреплению финансовой дисциплины в области государственных финансов требуют тщательного изучения различных аспектов финансового правонарушения не только на основе существенных нарушений налогового законодательства и сборов, но и ответственности за нарушения бюджетного и валютного законодательств. В этих условиях структура финансового правонарушения приобретает важность неотложной проблемы, решение которой во многом определяет успех детальной проработки вопросов финансовой ответственности применительно к отдельным подсекторам финансового права.

Поскольку определение понятия финансового правонарушения не дается ни в одном нормативно-правовом акте законодательства Российской Федерации, существует множество мнений различных ученых на этот счет: от полного отрицания существования такого вида правонарушения, до выделения данного вида в самостоятельную и важную правовую категорию.

Финансовые правонарушения являются составной частью правового поведения в сфере публичных финансов. Под правовым поведением в сфере публичных финансов понимается как не противоречащее закону, так и противоречащее поведение субъектов финансовой деятельности государства и муниципалитетов. В общем виде такое понимание представляет собой социально значимое, контролируемое сознанием, волевое поведение отдельных и коллективных субъектов финансовой деятельности государства и местного законом и влекущее за собой правовые последствия. Для публичных финансов наиболее характерным является законное поведение субъектов, при котором финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не выходит за рамки прав, которыми они наделены, и надлежащим образом исполненных ими финансовых обязанностей. При этом, имеют место быть нарушения норм, закрепленных финансовым законодательством, которое, как правило, влечет за собой необходимость применения мер финансового и правового принуждения с целью пресечения таких фактов, восстановления существовавшей ранее ситуации и предотвращения незаконного поведения в будущем.

Место, где имеется факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления является той самой чертой, самоуправления, предусмотренное которая разделяет законное и незаконное поведение в области публичных финансов. Однако, только лишь факт неисполнения субъективного финансового права, при условии, что он никоем образом не затрагивает прав и законных интересов других лиц, не говорит о противоправности в поведении субъекта публичных финансов, так как далеко не каждое противоречащее закону поведение в области публичных финансов является финансовым правонарушением. Среди совокупности признаков финансового правонарушения незаконность является лишь составной частью.

Отличительной особенностью финансово-правового принуждения является то, что оно направленно на ущемление имущественного положения лица, виновного в совершении финансового правонарушения.

При этом, финансовым правонарушением может признаваться только деяние, совершенное лицом, которое, в соответствии с действующим законодательством, способно нести финансовую ответственность, однако, по нашему мнению, данный тезис также нельзя отнести к признакам финансового правонарушения, поскольку вопрос о субъекте правонарушения — это не вопрос признаков правонарушения, а вопрос его состава.

Большинство авторов относят тот факт, что за совершение финансового правонарушения предусмотрено применение к виновному лицу мер финансово-правового принуждения к ключевым признакам в понимании финансового правонарушения, поскольку данный признак, по их мнению, позволяет отграничить его от иных правонарушений, таких как, к примеру: преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения, а также иные правонарушения, совершаемые в сфере публичных финансов .

Финансовое правонарушение как поведенческий акт представляет собой деяние субъекта финансового правонарушения, которое выражается в активном действии, либо в бездействии данного субъекта. Событие не может быть признано правонарушением, даже если оно повлекло социально вредные последствия в сфере публичных финансов. Говоря о действиях, необходимо отличать их от движений человеческого тела, поскольку последние могут быть бессознательными, в то время как действие осуществляется под контролем сознания и выражает волю человека, который его совершает, т. е. являются волевыми и интеллектуальными .

Под вышеуказанным тезисом подразумевается, что лицо, совершающее определенное действие, помимо того, что должно находиться в сознании, так как без сознания невозможно сделать какое-либо действие, должно еще и осознавать его правовое значение, а также предвидеть либо иметь возможность предвидеть последствия данного действия. Говоря о волевой и интеллектуальной составляющей финансового правонарушения, необходимо отметить, что для совершения финансового правонарушения зачастую необходим факт реализации лицом своих интеллектуальных способностей в сфере финансов. Под интеллектуальными способностями в сфере финансов нами понимаются знания в этой области, которые требуют определенной предварительной подготовки. «Для некоторых специалистов в области финансов (аудиторов, главных бухгалтеров, специалистов по работе с ценными бумагами и т. д.) установлены специальные квалификационные требования. Для подтверждения их соответствия этим требованиям может быть проведена государственная сертификация, то есть акт проверки знаний этих лиц с последующим признанием и сертификацией государством их соответствия предъявляемым к ним требованиям» .

Для физических лиц, осуществляющих определенные виды деятельности на финансовых рынках (аудит, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и т. д.) требуется прохождение государственной сертификации. В том случае, если лицом, осуществляющим финансовую деятельность, является юридическое лицо, требуется, чтобы в их составе были физические лица, прошедшие государственную сертификацию в установленной законом форме, имеющие документ, подтверждающий факт прохождения такой сертификации. Для осуществления определенной финансово-хозяйственной деятельности, к примеру: бухгалтерский учет, также необходимы сертифицированные специалисты.

В данный момент, в связи с изменениями законодательства, условие наличия профессионального бухгалтера, прошедшего государственную аттестацию, в составе работников юридического лица не является обязательным, однако имеет место быть мнение, что правом подписи документов бухгалтерской отчетности (баланса и отчета) и налоговой отчетности (налоговой декларации) должны обладать только лица, прошедшие государственную аттестацию.

По нашему мнению, тезис о возможности подписания специальных финансовых документов, таких как, к примеру, налоговой декларации должен найти свое законодательное закрепление. Это необходимо, как нам видится, из-за того, чтобы убрать всякие вопросы о неумышленном совершении того или иного финансового правонарушения либо совершения финансового правонарушения с отсутствием прямого умысла.

Отсутствие прямого умысла, в свою очередь, может выражаться в том, что за частую не всякий руководитель, учредитель, акционер того или иного предприятия является специалистом в сфере финансов, поскольку способность организовать хозяйственную деятельность предприятия не всегда предполагает способность и достаточную компетенцию руководителя в учете финансов, отчетности и т. д., хотя и не исключает наличия такой способности.

При этом, факт подписания либо визирования финансового документа специалистом будет расцениваться при квалификации конкретного деяния в качестве финансового правонарушения и рассмотрении вопроса применения санкции за такое правонарушение как совершенного с прямым умыслом.

Однако невозможно исключать, что какой-либо недобросовестный предприниматель не будет знать о необходимости подписания или визирования финансовых документов специалистом либо забудет о такой необходимости, либо представит документы, свидетельствующие о его неспособности финансировать такого специалиста и т. п. В таких случаях, вопрос вины все равно будет открыт, но в большинстве случаев, по нашему мнению, вопрос о вине лица в совершении финансового правонарушения будет решаться проще.

Важно отметить, что в настоящее время законодательство дает предпринимателям право по доверенности либо в соответствии с приказом назначать в качестве подписантов некоторых финансовых документов специалистов, при том не всегда эти специалисты обязательно должны быть в штате. Однако мы говорим не о наделении предпринимателей правами делегировать полностью либо в части право подписи финансовых документов, а о законодательном закреплении такого права в качестве обязанности. Данный тезис мы видим целесообразным развить ниже, при исследовании вопроса субъективной стороны состава финансового правонарушения.

Резюмируя изложенное важно отметить, что преднамеренные, интеллектуальные моменты поведенческих актов в области государственных финансов реализуются через вину лица, своими действиями или бездействием допустившего нарушения финансового законодательства.

При изучении большого количества теоретического материала: учебной литературы, монографий, статей и т. д. нами выделены следующие признаки финансового правонарушения: финансовое правонарушение является деянием субъектов публичных финансов; выражается в нарушении норм, закрепленных нормативно-правовыми актами финансового законодательства; содержит факт причинения вреда публичным финансам; является виновным деянием.

В противовес мнениям ученых, которые относят к отличительным признакам финансового правонарушения то, что за совершение финансового правонарушения предусмотрено применение к виновному лицу мер финансово-правового принуждения, мы придерживаемся позиции о ненужности рассмотрения факта применения мер финансовой ответственности в качестве признака, поскольку признаки позволяют идентифицировать и дифференцировать тот или иной объект исследования, в то время, как применение финансово-правового принуждения к виновному лицу является мерой наказания, то есть правовой реакцией общества и государства на противоправное, виновное деяние конкретного лица. Корме того, по мнению некоторых исследователей, одним из признаков финансового правонарушения является факт совершения деяние лицом, которое, в соответствии с действующим законодательством, способно нести финансовую ответственность, однако, по нашему мнению, данный тезис также нельзя отнести к признакам финансового правонарушения, поскольку вопрос о субъекте правонарушения — это не вопрос признаков правонарушения, а вопрос его состава.

Осуществление финансовой ответственности всегда является следствием, то есть финансовые санкции могут применяться только после совершения финансового правонарушения. Факт того, что в доктрине каких-либо ярких споров по этому выводу не ведется является подтверждением того, что исследователи, выделяющие наступление финансовой ответственности в качестве признака финансового правонарушения, вступают в противоречие сами с собой, поскольку признают, что наступление финансовой ответственности является следствием совершения акта, имеющего признаки финансового правонарушения.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 511 «О классификаторе правовых актов».
  4. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации (под ред. проф. д.ю.н. А. Н. Козырина). Специально для системы ГАРАНТ, 2009 г.
  5. Козырин А. Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2012. 107 с.

ВОПРОС 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Статьи, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в сфере финансов, рынка ценных бумаг и банковскойдеятельности, закреплены в гл. 11 КоАП.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность смежных общественных отношений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.

Содержащиеся в гл. 11 правонарушения по видовому объекту могут быть разделены на следующие группы:

– правонарушения в области финансов;

– в области рынка ценных бумаг;

– в области банковской деятельности.

С объективной стороны большинство рассматриваемых деликтов совершается путем действия (ст. 11.33 «Подделка проездных документов» и др.). Реже данные деяния совершаются в форме бездействия (невыполнения возложенных на лицо обязанностей). Например, в соответствии со ст. 11.6 КоАП таким бездействием является невозвращение из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления/

Как в форме действия, так и бездействия совершается административное правонарушение, предусмотренное ст. 11.7 «Нарушение порядка ведения кассовых операций».

По конструкции объективной стороны большинство составов правонарушений, закрепленных в гл. 11 КоАП, являются формальными, т.е. признаются оконченными с момента совершения деяния.

К правонарушениям с материальным составом относяися ч. 5 ст. 11.16 «Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)»

В ряде составов обязательным признаком объективной стороны является время (срок) совершения правонарушения (ч. 2 ст. 11.9 «Нарушение установленного порядка эмиссии и размещения ценных бумаг» и др.).

Обязательным признаком некоторых составов является место совершения противоправного деяния. Например, ч. 2 ст. 11.66 КоАП закрепляет ответственность за посредническую деятельность, связанную с заключением на территории Республики Беларусь договоров страхования от имени страховых организаций, созданных за пределами Республики Беларусь (в данном случае место правонарушения – территория Республики Беларусь).

В отдельных составах в качестве квалифицирующего признака установлена повторность совершения правонарушения.

Субъектами правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности являются:

– физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста;

– индивидуальный предприниматель;

– юридическое лицо.

Ответственность пособника предусмотрена только за соучастие в незаконном использовании деловой репутации конкурента (ст. 11.26 КоАП) и подделке проездных документов (ст. 11.33 КоАП).

С субъективной стороны правонарушения гл. 11 характеризуются умышленной формой вины, т. е. лицо осознает общественную опасность своего деяния и желает его совершения.

В отдельных составах в качестве обязательного признака закреплена цель. Данные правонарушения могут совершаться только с прямым умыслом. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11.4 КоАП нарушением порядка деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями признается приставание (неоднократное предложение) к гражданам с целью купли-продажи изготовленных из драгоценных металлов ювелирных и бытовых изделий, монет, мерных слитков и других закрепленных в статье ценностей.

Следует помнить, что при квалификации деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных ст. 11.5 «Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь», 11.24 «Нарушение антимонопольного законодательства», 11.25 «Ограничение конкуренции», 11.26 «Незаконное использование деловой репутации конкурента», 11.33 «Подделка проездных документов», в случаях повторного их совершения в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по ст. 224, 244, ч. 1 ст. 247, ст. 248 и 262 Уголовного кодекса.

Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства (ст. 11.1 КоАП)

Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций (ст. 11.2 КоАП)

Ответственность за незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте, за скупку, продажу, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно покушение на такие действия установлена УказомПрезидента Республики Беларусь от 09.02.2015 N 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций»:

1.1. скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно покушение на такие действия —

влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также с конфискацией иностранной валюты и иных денежных средств, находившихся у виновного лица при себе на момент совершения правонарушения, или без конфискации такой иностранной валюты и иных денежных средств.

Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за правонарушение, предусмотренное в части первой настоящего подпункта, —

влекут наложение штрафа в размере от ста пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также с конфискацией иностранной валюты и иных денежных средств, находившихся у виновного лица при себе на момент совершения правонарушения, или без конфискации такой иностранной валюты и иных денежных средств;

1.2. незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте —

влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от ста до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за правонарушение, предусмотренное в части первой настоящего подпункта, —

влекут наложение штрафа в размере от ста до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от ста пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации;

1.3. осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешенияНационального банка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, —

влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от ста до двухсот базовых величин.

2. Предоставляется право:

2.1. составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

в подпунктах 1.1 — 1.3 пункта 1настоящего Указа, — уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля;

в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1настоящего Указа, — уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел, налоговых органов;

в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего Указа, — уполномоченным должностным лицам органов Национального банка;

2.2. рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных:

в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Указа, — районному (городскому) суду;

в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Указа, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — районному (городскому) суду, а совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, — экономическому суду области (города Минска);

в подпункте 1.3 пункта 1 настоящего Указа, — органам Комитета государственного контроля и Национального банка в случае составления протоколов должностными лицами указанных органов.

Объект правонарушения – общественные отношения в области обращения иностранной валюты.

Порядок обращения иностранной валюты закреплен в законе Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.).

Предметом правонарушения являются

– иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

– ценные бумаги в иностранной валюте;

– платежные документы в иностранной валюте.

Ценные бумаги в иностранной валюте:

– ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

– ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;

– ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

– ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте.

Платежные документы в иностранной валюте – дорожные чеки, именные чеки и денежные аккредитивы, выраженные в иностранной валюте, а также иные документы, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В отношениях между физическими лицами – резидентами, к которым относятся физические лица – граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях:

– дарения (в том числе в виде пожертвований), а также отмены дарения;

– предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими;

– передачи на хранение и их возврата.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

Субъектом правонарушения является физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

Порядок осуществления валютных операций в Республике Беларусь регламентируется Банковским кодексом Республики Беларусь, законом «О валютном регулировании и валютном контроле» 22 июля 2003 г. N 226-З (с изм. и доп.), Указом Президента Республики Беларусь от 6 октября 2011 г. № 449 «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами», Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2005 г. № 112, Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей и иными нормативными актами.

В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 6 октября 2011 г. № 449 продажа иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли физическим лицам осуществляется банками Республики Беларусь при предъявлении документа, удостоверяющего личность, данные которого подлежат регистрации в порядке, установленном Национальным банком.

Подделка проездных документов (ст. 11.33 КоАП)

Объект правонарушения – установленный порядок выпуска и обращения проездных документов.

Предметом правонарушения являются билеты или иные документы на проезд пассажиров либо провоз грузов.

Билет – документ, удостоверяющий право пользования пассажиром указанным в нем видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, воздушным и др.) и подтверждающий заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром.

Иные документы на проезд пассажиров – электронный билет, требование для получения проездных документов (билетов) на проезд в пригородном железнодорожном сообщении и автомобильным транспортом и др.

Требование для получения проездных документов (билетов) на проезд в пригородном железнодорожном сообщении и автомобильным транспортом – воинский перевозочный документ, предназначенный для получения проездных документов (билетов) на военнослужащих или воинские команды численностью не более 30 человек на проезд в пригородных поездах железнодорожным транспортом и автомобильным транспортом во внутриреспубликанском сообщении.

Электронный билет – это метод документирования продажи перевозки и контроля перевозки, не требующий оформления бумажного документа.

Все действия, связанные с перевозкой, вносятся в компьютерный файл записи документа и хранятся в нем. Электронный билет является документом, удостоверяющим договор перевозки пассажира и багажа, в котором информация о перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.

Документ на провоз багажа – накладная, пересылочная накладная, пересылочная ведомость, проездной документ (билет), багажная квитанция, а также транспортный (перевозочный) документ, к которому относятся коносамент, накладная или иные документы, свидетельствующие о принятии товаров к международной или внутриреспубликанской перевозке и сопровождающие их при такой перевозке.

Объективную сторону правонарушения образуют два действия: изготовление или сбыт указанных документов.

Состав правонарушения формальный. Оно признается оконченным с момента совершения любого из указанных действий.

Изготовление проездных документов – незаконное создание проездных документов любым способом, в том числе и путем модификации подлинных документов (допиской, стиранием, травлением и иным способом).

Сбыт – как возмездная, так и безвозмездная их передача другим лицам, которая может быть осуществлена посредством продажи, дарения, обмена, уплаты долга, дачи взаймы и иным способом.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом: лицо сознает, что противоправно изготавливает или сбывает поддельные билеты или иные документы на проезд пассажиров либо провоз грузов, и желает этого.

Субъектом правонарушения является физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста.

Ч. 7 ст. 2.4 КоАП устанавливает ответственность пособника за соучастие в рассматриваемом административном правонарушении.

Следует помнить о разграничении ст. 11.33 КоАП и ст. 262 Уголовного кодекса. Изготовление либо сбыт поддельных билетов или иных документов на проезд пассажиров или провоз грузов, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут уже уголовную ответственность по ст. 262 Уголовного кодекса.

Вывод по вопросу:

Таким образом, административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности – это совершаемые умышленно или по неосторожности, предусмотренные в гл. 11 КоАП деяния, которые причиняют вред охраняемым законом общественным отношениям. Наиболее распространенными правонарушениями в данной области являются правонарушения, посягающие на установленный порядок валютного обращения.