Планирование в здравоохранении
Планирование в здравоохранении – это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей здоровья населения. Планирование в системе здравоохранения Российской Федерации должно строиться на единых принципах и методических подходах, имея главной целью реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.
Принципы планирования в здравоохранении
На современном этапе основными принципами планирования в здравоохранении являются:
системный подход;
сочетание отраслевого и территориального планирования;
выделение приоритетных направлений;
директивность планов;
единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения;
обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного.
Системный подход. Сущность его состоит в том, что каждый объект, согласно теории управления, должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Системный подход в управлении здравоохранением – это подход, при котором система здравоохранения рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (входящих в нее организаций здравоохранения), имеющая вход (ресурсы), выход (цель), взаимосвязь с внешней средой (коммуникации). Говоря о системном подходе в планировании здравоохранения, можно говорить о некотором способе организации действий на этапе разработки планов с целью выявления закономерностей и взаимосвязей в системе здравоохранения, а также методов более эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.
Сочетание отраслевого и территориального планирования. Суть этого принципа состоит в том, что план развития здравоохранения (как отрасли) является частью общего плана социально-экономического развития субъекта РФ, муниципальных образований. Он должен быть связан с общим планом единством целей и задач, поэтому составляется с учетом перспектив, прежде всего, таких отраслей как культура, образование, наука, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, физическая культура, социальное обеспечение, сельское хозяйство, строительство и др. Взаимосвязь этих планов достигается на основе статистических показателей, утвержденных соответствующим Указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Выделение приоритетных направлений. Принцип является особенно значимым для разработки планов в условиях ограниченных ресурсов, так как предполагает необходимость концентрации имеющихся ресурсов в приоритетных направлениях для достижения конкретных результатов. Реализация этого принципа позволяет достигать максимальных результатов с наименьшими затратами. Принцип выделения приоритетных направлений преимущественно используется для разработки целевых медико-социальных программ, касающихся, например, охраны здоровья матери и ребенка, профилактики, диагностики, лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности населения трудоспособного возраста и др. Профилактическое направление является главным приоритетом в деятельности системы здравоохранения Российской Федерации.
Директивность планов. Принцип предполагает, что план, утвержденный на вышестоящем уровне, по своим основным показателям является обязательным для исполнения на нижестоящих уровнях управления. В то же время этот план является базовым (рамочным), поэтому не исключает возможность внесения в него необходимых корректив и дополнений с учетом региональных особенностей здоровья населения и системы здравоохранения. Например, на федеральном уровне утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее Программа), на ее основе в субъектах РФ утверждаются территориальные Программы, в рамках которых в муниципальных образованиях разрабатываются муниципальные задания.
Единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения. Принцип реализуется, прежде всего, в разработке единых методических подходов для установления нормативов материальных, финансовых, трудовых ресурсов для возмещения затрат на оказание тех или иных видов медицинской помощи с учетом региональных особенностей здоровья населения и функционирующей системы здравоохранения. Этому принципу необходимо также следовать при разработке статистических показателей для оценки эффективности использования ресурсов.
В итоге, все это должно обеспечить одинаковые условия, качество и доступность медицинской помощи населению, проживающего в различных регионах Российской Федерации, в соответствии со стандартами, установленными на федеральном уровне. Например, затраты на проведение операции по поводу острого аппендицита в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области будут разные. Это связано с влиянием таких факторов, как районные коэффициенты, транспортные расходы, действующая система оплаты труда и др. В то же время, условия и качество оказания медицинской помощи должны быть одинаковы.
Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного. Принцип действует в условиях формирования рыночных отношений в здравоохранении. С одной стороны, органы управления здравоохранением при разработке планов должны, в первую очередь, предусматривать развитие государственного и муниципального секторов здравоохранения для обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. С другой стороны, – в рамках законодательства, регламентирующего лицензирование медицинской деятельности, создавать условия для формирования частного сектора здравоохранения. При этом работа по развитию этих секторов должна идти параллельно, сбалансированно, с обеспечением конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.
Виды планирования в здравоохранении
С учетом политической и социально-экономической ситуации в стране, приоритетов и поставленных задач в области охраны здоровья населения выделяют следующие виды планирования в здравоохранении:
стратегическое;
перспективное;
текущее.
Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 и более лет. Стратегическое планирование осуществляется на двух уровнях управления: федеральном и субъекта Российской Федерации.
Стратегическое планирование на федеральном уровне. Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает и утверждает:
стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения Российской Федерации;
прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения;
федеральные нормативы, стандарты и методику их разработки с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации;
федеральные целевые медико-социальные программы.
Стратегическое планирование на уровне субъектов Российской Федерации. Задачей органов управления здравоохранением субъектов РФ является разработка стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу 10 и более лет. Эта работа осуществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемых на федеральном уровне с учетом региональных особенностей состояния здоровья и действующей системы здравоохранения. Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ предусматривает следующие этапы:
анализ и прогноз состояния здоровья населения субъекта РФ на расчетный период;
определение цели, задач и приоритетов развития здравоохранения на расчетный период;
расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения субъекта РФ;
разработка и утверждение региональных нормативов для планирования развития системы здравоохранения субъекта РФ;
определение необходимых для достижения поставленных целей и задач ресурсов, источников их получения;
разработка и утверждение планов и целевых медико-социальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ.
Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов, как правило, на 3-5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта Российской Федерации, но при этом учитывать имеющиеся особенности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.
Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования.
Методы планирования в здравоохранении
В теории управления здравоохранением используются многие методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. В практическом здравоохранении в основном применяют следующие три метода: аналитический; нормативный; балансовый.
Аналитический метод – планирование на основании изучения показателей здоровья населения и результатов деятельности медицинских учреждений (показатели медикодемографических процессов, заболеваемости, инвалидности, физического здоровья, показатели обеспеченности кадрами, объемов амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, нагрузки медицинского персонала, качества медицинской помощи и др.).
Аналитический метод используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода рассчитываются необходимые объемы амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, обеспеченность населения медицинскими кадрами, нагрузка медицинского персонала и др.
За основу норматива при определении потребности населения во всех видах амбулаторно-поликлинической помощи берут плановое число посещений поликлиники на одного жителя в год.
Чтобы рассчитать необходимое число врачей для амбулаторно-поликлинической помощи используют формулу:
Л×Н
В= ———
Ф
где: В – необходимое число врачей; Л – норматив посещений на 1 человека в год; Н – общая численность населения.
Ф=А × В × Г,
где Ф – функция врачебной должности врача, ведущего только амбулаторный прием в поликлинике; А – нагрузка врача на 1 час работы; В – число часов работы врача в день; Г – число рабочих дней в году.
Для врачей, ведущих амбулаторный прием в поликлинике и обслуживающих вызовы на дом, функция врачебной должности рассчитывается по следующей формуле: Ф = × Г,
где А – нагрузка на 1 час приема врача в поликлинике; В – число часов работы врача на приеме в поликлинике; С – нагрузка врача на 1 час обслуживания пациентов на дому; Д – число часов работы врача по обслуживанию пациентов на дому; Г – число рабочих дней в году.
Аналитический метод расчета необходимого числа врачей для амбулаторно-поликлинической помощи населению применяется для перспективного планирования амбулаторно-поликлинических учреждений для территории, на которой известно общее количество населения (детей и взрослого населения вместе), которое будет там проживать. После заселения данной территории поликлиники проводят точную перепись приписанного населения и, исходя из штатных нормативов медицинского персонала нормативным методом, определяется необходимое число ставок врачей.
При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем рассчитываются кадры. За основу норматива при определении потребности населения в стационарной помощи аналитическим методом принято брать уровень госпитализации на 1000 жителей. Потребность населения в стационарной помощи в целом и по отдельным специальностям определяется по формуле И.И. Розенфельда:
Н×Р×П
К= ————
Д×1000
где: К – необходимое число коек; Н – численность населения; Р – уровень госпитализации; П – среднее число дней пребывания больного на койке; Д – среднее число дней работы койки в году.
В зависимости от числа специализированных коек в районе формируется сеть стационарных учреждений. На основании действующих штатных нормативов рассчитывается необходимое число должностей различных групп персонала для стационаров.
Нормативный метод используется в стратегическом, перспективном и текущем планировании на основе утвержденных нормативов.
Норматив – расчетная величина затрат материальных, финансовых, временных и других ресурсов, применяемая при нормировании труда, планировании производственной и хозяйственной деятельности. Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗиСР РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти. По своей сути норматив – это количественная мера затрат финансовых, материальных, временных и других видов ресурсов, необходимых для оказания определенного объема медицинских услуг соответствующего качества.
Классификация нормативов по видам ресурсов:
материальные, устанавливающие уровень затрат в натуральном выражении (расход энергоносителя на 1 м 3
отапливаемых помещений, количество комплектов белья на 1 больного или 1 койку, расход продуктов питания на 1 койко-день и др.);
финансовые, устанавливающие уровень затрат в денежном выражении (расход финансовых средств на лекарственные препараты на 1 койко-день, подушевое финансирование, расход финансовых средств на 1 койко-день в отделениях различного профиля и др.);
временные, устанавливающие уровень затрат во времени (норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи, норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.).
Использование нормативов в планировании здравоохранения является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования в условиях рыночной экономики.
Балансовый метод является одним из основных методов планирования в здравоохранении и позволяет увязывать потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции в развитии отдельных видов медицинской помощи, например, амбулаторно-поликлинической и стационарной, определяются оптимальные соотношения между соответствующими разделами комплексного плана развития здравоохранения, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие здравоохранения с другими отраслями.
В практике планирования здравоохранения используют следующие системы балансов:
натуральные (материальные);
стоимостные (денежные);
трудовые (кадровые);
межотраслевые (например, баланс потребности в работниках здравоохранения и возможностью их подготовки в системе медицинского образования).
В сложившейся практике планирования здравоохранения аналитический, нормативный и балансовый методы, как правило, используют вместе, дополняя один другим. 30. Виды и структура экономического ущерба.
Как было сказано ранее, здравоохранение является «отраслью сохранения и производства здоровья» и в определенной степени влияет на экономическую ситуацию в стране в целом и на макроэкономические показатели, в частности. Поэтому, говоря о роли здравоохранения в экономике страны, необходимо, прежде всего, иметь в виду предотвращенный экономический ущерб (экономический эффект) вследствие реализации мер по снижению заболеваемости, инвалидизации и смертности населения. Различают прямой и косвенный экономический ущерб.
Прямой экономический ущерб – это прямые затраты на лечение, профилактику, санитарно-эпидемиоогическое обслуживание, научные разработки, подготовку мед-х кадров, выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности. Косвенный экономический ущерб – это экон-ие потери, связанные со снижением производительности труда, не произведенной продукцией и снижением национального дохода на уровне народного хозяйства в результате болезни, инвалидности или преждевременной смерти. Наиболее ощутим ущерб среди работающего населения вследствие временной или стойкой нетрудоспособности. работник, утративший трудоспособность, не участвует в производстве общественного продукта, а общество затрачивает на него свои ресурсы в форме пособий, пенсий, мед-го обслуживания, обучения инвалидов, в связи с переквалификацией, и различного рода льгот социального характера. Инвалидность наносит ущерб как обществу в целом, так и семье больного. Этот ущерб проявляется в течение ряда лет после получения инвалидности до восстановления трудоспособности, достижения пенсионного возраста или наступления смерти. Наряду с временной и стойкой утратой трудоспособности значительный ущерб приносит смерть в работоспособном возрасте или до его наступления. В экономический ущерб в результате инвалидности или смерти человека включается, как правило, тот объем продукта, который был бы произведен им в случае сохранения трудоспособности или дожития до пенсии.
Экономический ущерб вследствие заболеваемости (в расчете на одного человека) находится по следующим формулам: для работающего населения (ЗВУТ):
У зр = (Д + Б л) × Т р + З апу × Ч + З ст × Т к ,
для неработающего населения (общая заболеваемость):
У зн = З апу × Ч + З ст × Т к , где
Д – стоимость продукции, производимой в расчете на одного работающего за один рабочий день;
Б л – среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности одного работника;
Т р – длительность лечения в рабочих днях;
З апу – стоимость затрат на 1 посещение в АПУ;
Ч – число посещений в АПУ;
З ст – стоимость затрат на 1 койко-день;
Т к – длительность лечения в календарных днях.
Экономический ущерб от инвалидности (в расчете на одного инвалида) рассчитывают по формуле:
У и = Д × Т р + (П + С + Л) × Т к , где
Д – стоимость продукции, недопроизведенной в результате инвалидности (за один рабочий день);
Т р – число рабочих дней, потерянных по инвалидности;
П – размер пенсии по инвалидности в день;
С – размер социальных льгот в день;
Л – затраты на медицинское обслуживание инвалида в день;
Т к – число календарных дней, проведенных на инвалидности.
Экономический ущерб от смертности в трудоспособном возрасте (в расчете на одного человека) рассчитывают по формулам:
для мужчин: У см = (60 – V) × Д ,
для женщин: У сж = (55 – V) × Д , где
V – возраст умершего;
Д – среднегодовая стоимость продукции, недопроизведенной в результате преждевременной смертности.
Рассчитав суммарный экономический ущерб вследствие заболеваемости, инвалидности, смертности в трудоспособных возрастах, можно найти экономический эффект (предотвращенный экономический ущерб) деятельности системы здравоохранения, который рассчитывается как разность суммарного экономического ущерба до и после реализации комплекса медицинских и санитарно-эпидемиологических мероприятий:
Э = У 1 – У 2 , где
У 1 – суммарный экономический ущерб до реализации комплекса медицинских и санитарно-эпидемиологических мероприятий;
У 2 – суммарный экономический ущерб после реализации комплекса медицинских и санитарно-эпидемиологических мероприятий. 31. Назовите и охарактеризуйте основные показатели эффективности деятельности медицинской организации.
Оценка эффективности деятельности ЛПУ — неотъемлемая часть комплексной системы планирования медицинского учреждения. Оценки различных аспектов эффективности должны быть положены в основу реализации управленческих решений, направленных, в том числе, и на успешную организацию труда персонала.
Поскольку деятельность любого медицинского учреждения ориентирована на обеспечение качества медицинской помощи (КМП) и рассматривается как оптимальная помощь в соответствии с медицинскими потребностями и спросом пациента, то эффективность работы медицинского учреждения (медицинскую эффективность) можно рассматривать как синоним качества медицинской помощи.
Оценка качества медицинской помощи (КМП) – это процедура однозначного определения приемлемости либо неприемлемости, достаточности либо недостаточности медицинской помощи. Оценка КМП – это, прежде всего, оценка удовлетворенности пациента в медицинской услуге. Оценка КМП – это стимул, средство трудовой мотивации медицинского персонала. Оценка КМП – это степень экономической эффективности медицинской помощи.
Оценка эффективности качества медицинской помощи, должна основываться на анализе показателей, характеризующих медицинскую эффективность, социальную удовлетворенность пациентов и произведенные при этом затраты. Раскроем содержание перечисленных показателей.
Коэффициент медицинской эффективности (К мед.) соответствует удельному весу случаев оказания медицинской помощи, в ходе которых достигнут запланированный результат. Целевое значение этого коэффициента равно единице.
Коэффициент социальной эффективности (К соц.) характеризует удовлетворенность пациентов оказанной им медицинской помощью.
Способы оценки социальной удовлетворенности:
-
неформальное обсуждение с пациентами и жителями проблем здравоохранения;
-
периодические опросы пациентов сразу после получения ими медицинской помощи (при выписке из стационара);
-
постоянные исследования среди пациентов и жителей по специальным программам и с использованием специальных анкет.
Коэффициент соотношения затрат (К затр.) зависит от соотношения нормативных и фактических затрат на лечение пациентов в конкретном отделении. Оно определяется квалификацией врача и его стремлением к рациональному использованию доступных ресурсов.
Значения трех представленных выше коэффициентов дают возможность рассчитать интегральный коэффициент эффективности медицинской помощи (К инт.), позволяющий получить обобщенную оценку изучаемых явлений.
Коэффициент результативности (Крез.) рассчитывается как отношение количества больных, при лечении которых достигнут запланированный результат к общему количеству пролеченных больных.
Интегральный коэффициент медицинской помощи (К инт.) определяется как произведение коэффициента результативности (К рез.), социальной удовлетворенности (К соц.) и коэффициента соотношения затрат (К затр.):
К инт. = К рез. × К соц. × К затр.
Кроме того, рассчитав по отделениям коэффициент объема деятельности (К об.) и коэффициент экономичности (К эк.), можно найти коэффициент эффективности деятельности всего медицинского учреждения (К эф. д.):
К эф. д. = К об. × К эк., где:
-
коэффициент объема медицинской помощи (К об.) находят как отношение фактического количества пролеченных больных к плановому количеству больных;
-
коэффициент экономичности (К эк.) – это отношение фактически произведенных расходов отделений к плановым.
Деятельность ЛПУ оценивается как эффективная при значении К эф. д. более 1,0 и как неэффективная — при значении К эф. д. менее 1,0.
Итак, оценка эффективности медицинской деятельности — процесс определения реального состояния системы медицинской помощи, оказываемой в лечебном учреждении по отношению к желаемым результатам.
На основе объективной оценки деятельности медицинского учреждения менеджмент планирует совершенствование организации труда персонала в комплексе с экономическим планированием. Только такой подход может привести к успешной деятельности ЛПУ в современных условиях.
Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
Планирование здравоохранения — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.
Основные принципы планирования здравоохранения:
— Научно-техническая обоснованность планов.
— Выделение приоритетных проблем.
— Сочетание текущего и перспективного планирования.
— Сочетание отраслевого и территориального планирования.
— Экономическая эффективность планов.
Основными задачами планирования являются:
— Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.
— Оптимизация бюджетных расходов.
— Эффективное использование ресурсов.
Общая схема планирования может быть представлена в следующем виде:
1. Определение основных целей и функций медицинского учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация etc.).
2. Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды диагностики etc.).
3. Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления etc.).
4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.
5. Расчет предполагаемых поступлений средств.
6. Корректировка плановых показателей.
7. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать.
В настоящее время приняты Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации», целью которых является обеспечение расширения доступности публичных услуг, оказываемых гражданам, проживающих на различных территориях, политического и экономического единства страны, эффективность и рациональное использование государственных и муниципальных финансовых и иных материальных ресурсов.
Планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как специально созданную многофакторную подсистему управления охраной здоровья населения, имеющую динамические цели, многоотраслевой характер и функциональные связи между элементами как внутри самой системы здравоохранения, так и с другими отраслями народного хозяйства.
Планирование здравоохранения должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения в соответствие с целями укрепления здоровья населения.
В настоящее время планирование здравоохранения проводится на 3-х уровнях:
— федеральном;
— региональном (в субъекте РФ);
— муниципальном.
· При планировании на федеральном уровне (Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ — Минздравсоцразвития РФ) решаются следующие задачи:
— разработка федерального законодательства в сфере охраны здоровья и медико-социального обеспечения населения и представление его проектов Федеральному Собранию РФ на рассмотрение и утверждение;
— реализация основных направлений социальной политики государства по предоставлению населению бесплатной, доступной и квалифицированной медико-социальной помощи;
— определение приоритетных проблем по улучшению общественного здоровьяи развитию системы здравоохранения;
— обоснование стратегических направлений развития здравоохранения РФ;
— разработка и утверждение федеральных целевых программ по совершенствованию охраны здоровья населения и улучшению его медико-социального обеспечения;
— обеспечение стратегического планирования — формирование программы госгарантий;
— принятие отраслевой программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;
— развитие различных систем и форм здравоохранения;
— разработка и утверждение федеральных норм, нормативов, формирование минимальных социальных стандартов в сфере здравоохранения.
· Планирование здравоохранения на уровне субъекта РФ (региональном уровне) решает следующие задачи:
— планирование объемов и видов медицинской помощи с учетом мощности, структуры учреждения, численности прикрепленного населения;
— использование нормативного метода в определении потребности в медицинской помощи (с учетом норм нагрузки на медицинский персонал);
— оказание медицинской помощи населению в соответствии с протоколами ведения больных и классификаторами услуг;
— формирование годовых заявок на реализацию программы госгарантий;
— распределение заданий по профилям отделений и уровням оказания медицинской помощи;
— развитие различных форм деятельности медицинских учреждений.
· При планировании здравоохранения на уровне муниципального образования учитывается:
— планирование гарантированных объемов и видов медицинской помощи на основе подушевого принципа;
— использование нормативного метода;
— обеспечение сбалансированности видов и объемов медицинской помощи с объемами финансирования;
— обеспечение стратегического и текущего планирования — территориальной программы госгарантий и формирование муниципального заказа;
— принятие территориальной программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;
— развитие различных систем и форм здравоохранения.
· При планировании работы лечебно-профилактического учреждения решаются следующие задачи:
— планируются виды и объемы амбулаторно-поликлинической помощи;
— при наличии стационара планируются виды и объемы стационарной медицинской помощи;
— составляется финансовый план (смета) лечебного учреждения;
— планируется работа по повышению квалификации медицинского персонала, его сертификации и аттестации;
— планируется работа по внедрению новых медицинских технологий, повышению качества медицинской помощи населению;
— планируются мероприятия по обеспечению необходимого санитарно-эпидемиологического состояния подразделений ЛПУ, профилактике внутрибольничных инфекций.
С учетом решаемых целей и задач в здравоохранении в настоящее время могут использоваться следующие виды планирования:
— стратегическое планирование и его разновидность — программно-целевое планирование;
— перспективное планирование;
— текущее планирование.
Стратегическое планирование, которое может включать долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование, характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.
Практика стратегического планирования исходит не «от достигнутого», поскольку при этом могут сохраняться имеющиеся диспропорции и «узкие» места организации, а от «будущего» то есть с ориентацией на то состояние, которое необходимо достигнуть за плановый период.
Принципы стратегического планирования:
— ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы, характеристику внешней среды, изучение потребительского спроса;
— прогноз развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств;
— определение направлений и целей развития;
— разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;
— ресурсное обеспечение достижения целей;
— контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.
Одним из методов перспективного планирования при государственной системе здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.
Программно-целевой метод стратегического планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:
— целевого распределения бюджетных средств;
— привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;
— комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;
— мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;
— в использовании на всех уровнях управления.
Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).
Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.
При планировании здравоохранения используются следующие методы:
— аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения;
— балансовый метод, обеспечивающий пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации;
— в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли;
— экономико-математический метод позволяет обосновать оптимальные варианты плана;
— метод линейного программирования дает возможность оптимального размещения объектов здравоохранения с учетом местных особенностей;
— бюджетный метод широко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;
— вышеперечисленные методы практически в полном объеме используются в экспериментальном методе, любое нововведение обязательно испытывается и оценивается в эксперименте.
При планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до настоящего времени не потерял своей актуальности так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих норм и нормативов.
Под нормами понимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских учреждений, нагрузки медперсонала.
К ним относятся:
— нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя);
— нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях — число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах — число больных на 1 врачебную должность);
— определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации;
— норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;
— норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;
— норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;
— нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах etc.;
— нормативы — расчетные показатели:
— нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);
— нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;
— штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях etc.
Основными элементами планирования лечебно-профилактической помощи являются планирование:
а) амбулаторно-поликлинической помощи,
б) стационарной медицинской помощи,
в) скорой медицинской помощи,
г) деятельности лечебно-диагностических служб.