План природоохранных мероприятий на 2018 год

Распоряжением Губернатора Курганской области от 22 декабря 2016 года № 414-р утвержден план мероприятий по проведению в Курганской области Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий.
План согласован с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
5 января 2016 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ о проведении в 2017 году Года экологии. В течение текущего года в Зауралье проводилась подготовительная работа. 6 июля 2016 года принято распоряжение Губернатора № 207-р «О проведении в Курганской области Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий». Указанным распоряжением утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению в Зауралье Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий, который возглавляет Губернатор Курганской области Алексей Кокорин. В состав организационного комитета включены 22 представителя территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курганской области, учреждений и организаций, находящихся на территории региона. 30 августа было проведено первое заседание комитета.
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проведена большая работа по формированию плана тематических мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, ликвидацию накопленного ущерба, охрану водных объектов и гидроминеральных ресурсов, совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными отходами, охрану и защиту лесов, сохранение ценных природных объектов и комплексов, биоразнообразие, общественно-просветительские мероприятия на территории Курганской области. Всего план содержит 183 мероприятия, максимально охватывающих различные сферы природоохранной деятельности. План мероприятий Курганской области разработан с учетом плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1082-р. Ответственными исполнителями по реализации плана в Зауралье являются 54 органа исполнительной власти Курганской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, образовательных и иных организации.
В 2016 году Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области заключены трехсторонние соглашения с Управлением Росприроднадзора по Курганской области и одиннадцатью крупными промышленными предприятиями, в том числе с АО «Водный союз», ОАО «Курганмашзавод», ЗАО «Курганстальмост», ОАО «ШААЗ», АО «Далур». Организация взаимодействия в рамках Соглашений по реализации мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, подтверждает готовность промышленных предприятий уделить в следующем году особое внимание вопросам охраны окружающей среды.

Мероприятия предстоящего Года экологии призваны напомнить всем жителям Курганской области о важности бережного отношения к природе и будут способствовать привлечению внимания общества к вопросам экологического развития нашей страны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 96 Экологического кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Типовой перечень мероприятий по охране окружающей среды согласно Приложению к настоящему приказу.
2. Комитету экологического регулирования и контроля обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в установленном законодательством порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра охраны окружающей среды Искакова М.Н.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр Н. Каппаров

Приложение
к приказу Министра
охраны окружающей среды
Республики Казахстан
от 12 июня 2013 года № 162-ө

Типовой перечень мероприятий по охране окружающей среды

1. Охрана воздушного бассейна:
1) ввод в эксплуатацию, ремонт и реконструкция пылегазоочистных установок, предназначенных, для улавливания, обезвреживания (утилизации) вредных веществ, отходящих от технологического оборудования и аспирационных систем;
2) монтажные работы, связанные с рационализацией тепловых систем, в том числе с рекуперацией тепловой энергии, рециркуляцией дымовых газов со сбросом в горелку, отечественным производством энергетического оборудования с высоким коэффициентом полезного действия и использованием альтернативных, экологически чистых источников энергии;
3) выполнение мероприятий по предотвращению и снижению выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
4) внедрение оборудования, установок и устройств очистки, по утилизации попутных газов, нейтрализации отработанных газов, подавлению и обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ и их соединений в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения;
5) установка катализаторных конверторов для очистки выхлопных газов в автомашинах, использующих в качестве топлива неэтилированный бензин с внедрением присадок к топливу, снижающих токсичность и дымность отработанных газов, оснащение транспортных средств, работающих на дизельном топливе, нейтрализаторами выхлопных газов, перевод автотранспорта, расширение использования электрической тяги;
6) принятие мер, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды при транспортировке, хранении и использовании химических средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов;
7) оптимизация технологического процесса, обеспечивающее снижение выбросов загрязняющих веществ при добыче полезных ископаемых, производстве взрывных работ, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов и свалок;
8) проведение работ по пылеподавлению на горнорудных и теплоэнергетических предприятиях, объектах недропользования и строительных площадках, в том числе хвостохранилищах, шламонакопителях, карьерах и внутрипромысловых дорогах;
9) внедрение и совершенствование технических и технологических решений (включая переход на другие (альтернативные) виды топлива, сырья, материалов) позволяющих снижать негативное воздействие на окружающую среду, не предусмотренные проектной документацией;
10) приобретение современного оборудования, замена и реконструкция основного оборудования, обеспечивающих эффективную очистку, утилизацию, нейтрализацию, подавление и обезвреживание загрязняющих веществ в газах, отводимых от источников выбросов, демонтаж устаревших котлов с высокой концентрацией вредных веществ в дымовых газах;
11) внедрение технологических решений, обеспечивающих оптимизацию режимов сгорания топлива (изменение качества используемого топлива, структуры топливного баланса), снижение токсичных веществ (в том числе соединений свинца, окислов азота) в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе для передвижных источников;
12) внедрение мероприятий, направленных на сокращение объемов выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов;
13) снижение использования озоноразрушающих веществ путем использования озонобезопасных веществ;
14) внедрение систем автоматического мониторинга за выбросами выбросов вредных веществ на источниках и качество атмосферного воздуха на границе жилой санитарно-защитной зоны;
15) повышение эффективности работы существующих пылегазоустанавливающих установок (включая их модернизацию, реконструкцию) и их оснащение контрольно–измерительными приборами с внедрением систем автоматического управления;
16) строительство, модернизация постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха с расширением спектра контролируемых ингредиентов за счет приобретения современного оборудования и внедрением локальной сети передачи информации в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения.
2. Охрана и рациональное использование водных ресурсов:
1) организация мероприятий и строительство очистных устройств, обеспечивающих улучшение качественного состава отводимых вод, реализация программ по увеличению эффективности работы малых резервных емкостей в составе локальных очистных сооружений (аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации воды, экраны для задержания пестицидов);
2) регулирование стока малых рек, расчистка их русел или ложа водоема, осуществление регулярных попусков воды для обеспечения оптимальной жизнедеятельности экосистем в бассейнах малых рек и озер, а также иные мероприятия по предотвращению заиливания, поддержанию оптимального гидрологического режима и санитарного состояния малых рек и озер;
3) совершенствование производственных процессов с целью уменьшения объемов сбросов сточных вод в природные водные объекты, направленное на предотвращение загрязнения и вредного воздействия;
4) осуществление комплекса технологических, гидротехнических, санитарных и иных мероприятий, направленных на предотвращение засорения, загрязнения и истощения водных ресурсов;
5) строительство, реконструкция, модернизация:
установок по очистке и доочистке сточных вод, переработка жидких отходов и кубовых остатков;
очистных установок и систем канализации для предприятий, расположенных на водосборной площади водоемов, а также на территориях, имеющих статус национальных парков, курортов;
систем водоснабжения с замкнутыми циклами, включая системы гидрозолоудаления и гидроудаления шламов, оборотных систем производственного назначения и повторного использования воды, в том числе поступающей от других предприятий;
специальных регулирующих водохранилищ, за исключением водохранилищ для гидротехнических и иных производственных целей;
установок по очистке грунтовых и подземных вод, подвергшихся техногенному загрязнению;
установок по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод с системой их транспортировки и очистки до установленных нормативов для действующих предприятий;
очистных сооружений, основанных на использовании механических, биологических и физико-химических методов очистки, сооружений доочистки сточных вод, приемников и выпусков сточных вод;
сетей для транспортировки дренажных, шахтных и ливневых вод, хозяйственно-бытовых, производственных и сельскохозяйственных сточных вод и гидрошламовых отходов, хвостов флотации (шламонакопителей, отстойников, золоотвалов, прудов- испарителей);
6) ликвидация заброшенных и бездействующих скважин, тампонаж или перевод на крановый регулируемый режим самоизливающихся артезианских скважин;
7) восстановление и реконструкция аварийных водохозяйственных сооружений и гидромелиоративных систем, очистка до нормативного качества и повторное использование для технологических целей дренажных и ливневых вод, хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, путем строительства оборотных систем водоснабжения и локальных очистных сооружений, внедрение мероприятий по сокращению использования вод питьевого назначения на технические нужды;
8) ликвидация накопителей сточных вод, очагов загрязнения подземных вод, исторических загрязнений и источников негативного влияния на водные ресурсы, демеркуризация области загрязнения для снижения негативных последствий их воздействия на водные объекты;
9) расширение сети мониторинга за количественно-качественными характеристиками в бассейнах трансграничных рек;
10) внедрение систем автоматического мониторинга качества потребляемой и сбрасываемой воды;
11) выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод от хвостохранилищ, шахт и штолен;
12) строительство, модернизация постов наблюдений за состоянием поверхностных вод с расширением спектра контролируемых ингредиентов за счет приобретения современного оборудования и внедрением локальной сети передачи информации в уполномоченный орган в области охраны окружающей и его территориальные подразделения.
3. Охрана от воздействия на прибрежные и водные экосистемы:
1) внедрение мероприятий по охране водной среды от последствий природного характера, обусловленных колебанием уровня морей, или аварий, возникающих в результате антропогенной деятельности, выполнение охранных мероприятий по консервации затопленных скважин в прибрежной зоне Каспийского моря.
2) строительство, реконструкция, модернизация установок и оборудования:
по сбору нефти, мазута, мусора и других жидких и твердых отходов с акваторий рек, водоемов, портов;
береговых сооружений для приема с судов хозяйственно-бытовых и других сточных вод, а также мусора для утилизации, складирования и очистки;
3) консервация или полная ликвидация находящихся на суше источников загрязнения, продолжающих оказывать отрицательное воздействие на водные объекты;
4) выполнение мероприятий по проведению берегоукрепительных работ рек и водоемов.
4. Охрана земельных ресурсов:
1) инвентаризация и ликвидация бесхозяйных производственных объектов, загрязняющих окружающую среду;
2) мероприятия по рациональному использованию земельных ресурсов, зонированию земель, а также проведение работ по оценке их состояния;
3) рекультивация деградированных территорий, нарушенных и загрязненных земель от хозяйственной и иной деятельности – восстановление, воспроизводство и повышение плодородия почв и других полезных свойств земли, своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот, снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
4) защита земель от истощения, деградации и опустынивания, негативного воздействия водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения и уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами;
5) строительство, реконструкция, модернизация противоэрозионных гидротехнических сооружений, создание защитных лесных полос, закрепление оврагов, террасирование крутых склонов;
6) ликвидация исторических загрязнений, локализация и демеркуризация источников загрязнения земельных ресурсов;
7) выполнение мероприятий направленных на восстановление естественного природного плодородия или увеличения гумуса почв.
5. Охрана и рациональное использование недр:
1) внедрение мероприятий по предотвращению загрязнения недр при проведении работ по недропользованию, подземном хранении нефти, газа, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод в недра;
2) проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения подземных вод вследствие межпластовых перетоков нефти, воды и газа, при освоении и последующей эксплуатации скважин, а также утилизации отходов производства и сточных вод;
3) инвентаризация, консервация и ликвидация источников негативного воздействия на недра;
4) внедрение и совершенствование технологии по рациональному использованию недр, ресурсосберегающих технологий обогащения, хранения и транспортировки минерального сырья.
6. Охрана флоры и фауны:
1) охрана лесных экосистем, проведение мероприятий по увеличению лесистости, лесоохотоустройство, учет и биологическое обоснование продуктивности лесов и животного мира, поддержание оптимального биологического разнообразия лесных экосистем;
2) сохранение и поддержание биологического и ландшафтного разнообразия на территориях, находящихся под охраной (ландшафтные парки, парковые и дворцово-парковые комплексы) имеющих национальное и международное значение;
3) проведение мероприятий по сохранению естественных условий функционирования природных ландшафтов и естественной среды обитания, принятие мер по предотвращению гибели находящихся под угрозой исчезновения или на грани вымирания видов (подвидов, популяций) растений и животных;
4) строительство Национального хранилища генетических ресурсов растений и животных, сохранение биологического разнообразия, всего многообразия микроорганизмов, растительного и животного мира, а также естественных экосистем, не допуская негативных последствий на условия их функционирования в результате хозяйственной и иной деятельности;
5) воспроизводство диких животных (биотехнические мероприятия, в том числе расселение диких зверей и птиц, создание питомников и ферм по разведению диких животных и птиц, а также заготовка кормов для их жизнедеятельности);
6) озеленение территорий административно-территориальных единиц, увеличение площадей зеленных насаждений, посадок на территории предприятий, вокруг больниц, школ, детских учреждений и освобождаемых территориях, землях, подверженных опустыниванию и другим неблагоприятным экологическим факторам;
7) сохранение экологического баланса при развитии курортных зон отдыха и туристических центров на охраняемых природных территориях (разработка планов развития площадей рекреационных территорий, строительство современных полигонов, канализационных коллекторов и очистных сооружений, перевод котельных на экологически чистые альтернативные виды топлива);
8) проведение работ по охране и воспроизводству лесного фонда. Реабилитация территорий после лесных пожаров и лесовосстановление;
9) защита, сохранение, восстановление и рациональное использование биологических ресурсов.
7. Обращение с отходами производства и потребления:
1) переработка хвостов обогащения, вскрышных и вмещающих пород, использование их в целях проведения технического этапа рекультивации отработанных нарушенных и загрязненных земель, закладки во внутренние отвалы карьеров и отработанные пустоты шахт, для отсыпки карьерных дорог, защитных дамб и сооружений;
2) внедрение технологий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и переработке любых видов отходов, в том числе бесхозяйных;
3) строительство, реконструкция заводов, цехов и производств, приобретение и эксплуатация установок:
полигонов для складирования любых видов отходов;
по сбору, транспортировке, переработке, сортировке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления;
по сбору и переработке вторичных материальных ресурсов;
по сбору, транспортировке, переработке и ликвидации жидких производственных отходов, загрязняющих водоемы или подземные воды;
по получению сырья или готовой продукции, связанного с извлечением полезных компонентов из отходов производства и потребления (переработкой хвостов обогащения, вскрышных и вмещающих пород, золошлаков, металлургических шлаков, техногенных минеральных образований);
4) нейтрализация и ликвидация запрещенных и пришедших в негодность пестицидов и тары из-под них;
5) реконструкция, модернизация оборудования и технологических процессов, направленных на минимизацию объемов образования и размещения отходов производства и потребления;
6) проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных (стихийных) свалок и исторических загрязнений, недопущению в дальнейшем их возникновения, своевременному проведению рекультивации земель, нарушенных в результате загрязнения производственными, твердыми бытовыми и другими отходами;
7) выполнение мероприятий по захоронению пришедших в негодность пестицидов не содержащие стойкие органические загрязнители и тары из-под них.
8. Радиационная, биологическая и химическая безопасность:
1) захоронение, перезахоронение ампульных источников ионизирующего излучения, окончательное захоронение радиоактивных отходов предприятий-банкротов, бывших военных объектов, государственных предприятий, предприятий коммунальной собственности;
2) проведение радиоэкологических обследований территории областей, города республиканского значения, столицы с целью выявления радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды;
3) дезактивация очагов радиоактивного загрязнения (почвогрунта, горнорудных отвалов, металлолома), захоронение источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов;
4) строительство пунктов временного хранения радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов;
5) выполнение организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников атомной энергии и с источниками ионизирующего излучения, требований по обеспечению радиационной безопасности;
6) реабилитация территорий захоронения радиоактивных, токсичных промышленных отходов, вывод из пользования стойких органических загрязнителей, предотвращение биологического загрязнения природной среды;
7) ликвидация и вторичная переработка накопленных объемов серы;
8) ликвидация учтенных и неучтенных источников радиации, включая отходы исторических загрязнений с целью снижения радиационной напряженности.
9. Внедрение систем управления и наилучших безопасных технологий:
1) внедрение экологически чистых водосберегающих, почвозащитных технологий и мелиоративных мероприятий при использовании природных ресурсов, применение малоотходных технологий, совершенствование передовых технических и технологических решений, обеспечивающих снижение эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду;
2) внедрение экологически чистых ресурсосберегающих технологий обогащения, хранения и транспортировки минерального сырья, очистки и ликвидации отходов производств;
3) внедрение прогрессивных, прорывных и эффективных технологических решений, основанных на результатах научных исследований, использование современного оборудования и технологий в производственных процессах (включая предприятия, базирующихся на возобновляемых и ресурсосберегающих технологиях, изменении источников и видов сырья теплоэнергоресурсов), переход на альтернативные источники энергоснабжения, характеризующиеся как экологически чистые (биоэтанол и другие);
4) развитие новых систем наблюдения, базирующихся на Земле и в космосе, обмен данными спутниковых наблюдательных систем;
5) внедрение знаков и сертификации в области выполнения природоохранных требований за счет более эффективного управления, сертификации продукции, систем качества и производства, работ и услуг, обеспечивающие безопасность продукции, внедрение системы управления охраной окружающей среды в соответствии с международным стандартом ISO 14001;
6) применение технологий согласно положительного заключения государственной экологической экспертизы.
10. Научно-исследовательские, изыскательские и другие разработки:
1) проведение экологических исследований для определения фонового состояния окружающей среды, выявление возможного негативного воздействия промышленной деятельности на экосистемы и разработка программ и планов мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды;
2) изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивных и прорывных природоохранных технологий (ноу-хау), методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия, обусловленного хозяйственной деятельностью;
3) проведение научных, изыскательных работ по сохранению генофонда и биоразнообразия;
4) проведение изыскательных работ по обоснованию состава природоохранных мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и охрану природных вод, почв и ландшафта;
5) изучение и мониторинг радиоэкологической обстановки на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, и территориях базирования войсковых частей, проведение комплексных гидрогеологических и геоэкологических исследований территорий военно-испытательных полигонов;
6) разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде и почве;
7) разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов и сточных вод промышленных предприятий, утилизации отходов производства и потребления;
8) разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов;
9) совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков — чужеродных для организмов соединений (промышленные загрязнения, пестициды, препараты бытовой химии, лекарственные средства);
10) разработка схем, водохозяйственных балансов, режимов судоходства на морских судах, задействованных в хозяйственно-производственной деятельности и нормативов в области охраны водных ресурсов;
11) проведение экологических научно-исследовательских работ, разработка качественных и количественных показателей (экологических нормативов и требований), нормативно-методических документов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
12) проведение научно-исследовательских работ по радиоэкологической оценке уранодобывающих предприятий;
13) проведение комплексных исследований по оценке влияния атомных электростанций на окружающую природную среду;
14) разработка модели управления трансграничных водных объектов;
15) разработка научных комплексно-обоснованных гидротехнических, химических, биологических и ихтиологических методов очистки водных объектов.
11. Экологическое просвещение и пропаганда:
1) повышение квалификации специалистов, занимающихся экологическим просвещением и пропагандой;
2) создание и развитие информационных систем, открытие сайтов, распространение информации в сфере охраны окружающей среды для привлечения внимания общественности к природоохранным проблемам;
3) экологическое обучение, реализация просветительных программ и проведение научно-практических конференций и семинаров по вопросам охраны окружающей среды, осуществление совместных программ в области подготовки кадров.

Охрана окружающей среды имеет одно из приоритетных значений в производственно-хозяйственной деятельности АО «СНПС-Актобемунайгаз». На основе этого принципа разработана и действует экологическая стратегия и политика предприятия, основные постулаты которой отражают осознание ответственности за сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В течение многих лет коллектив АО «СНПС-Актобемунайгаз» ведет целенаправленную работу по минимизации негативного влияния осуществляемой деятельности на окружающую среду.

Сознавая опасность возможного негативного воздействия своей масштабной и технологически сложной деятельности на окружающую среду, Общество осуществляет добычу нефти и смежные работы таким образом, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и обеспечить должную экологическую безопасность. Выполняются все запланированные мероприятия по улучшению экологической обстановки на территории, связанной с нефтяными операциями, и мероприятия по природоохранному строительству.

Неотъемлемой частью достижения поставленных целей и задач является внедрение надежных и передовых технологий, позволяющих претворить в жизнь многие далеко идущие планы, преследующие главную цель АО «СНПС-Актобемунайгаз»- гармонию энергии и природы.

Основным вопросом в области охраны окружающей среды для АО «СНПС-Актобемунайгаз» на сегодняшний день является полная утилизация попутного газа. В 2007 году начаты работы по самому крупному инвестиционному проекту компании и 11 декабря этого же года успешно введена 1-я очередь 3-го ГПЗ, который стал важным экологическим проектом Республики Казахстан и вошёл в государственную программу «30 корпоративных лидеров Казахстана». В августе 2014 года была пущена в эксплуатацию Вторая очередь Третьего ЖГПЗ.

Экологическая стратегия АО «СНПС-Актобемунайгаз» включает в себя систему мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на:

рациональное использование всех видов ресурсов;

ограничение объемов выбросов;

сокращение количества отходов;

сокращение экологических рисков.

Экологическая стратегия развития АО «СНПС–Актобемунайгаз», конкретизирует выбранную траекторию развития компании в соответствии с основными направлениями его деятельности, обеспечивая достижение основной цели развития предприятия. В свою очередь, для успешной реализации экологической стратегии разработан специальный инструментарий, включающий в себя нормативные, стратегические и оперативные элементы.

Нормативный уровень представлен правилами экологического поведения компании, которые определяют общие обязанности компании по соблюдению экологических требований.

Стратегический уровень представляет интеграцию новых экологических целей в уже применяемые на практике системы стратегического планирования, управления и контроля.

На оперативном уровне используется целый ряд инструментов, важнейшими из которых являться расчет потоков материалов и энергетических потоков, бухгалтерский учет отходов, а также экологические индикаторы, с помощью которых определяется и контролируется экологическая эффективность деятельности компании.

В 2008 году руководством АО «СНПС–Актобемунайгаз» был принят основополагающий документ в области охраны окружающей среды – Политика АО «СНПС-Актобемунайгаз» в области охраны окружающей среды.

АО «СНПС-Актобемунайгаз» осознает свою ответственность за сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Охрана окружающей среды является основной задачей и имеет приоритетное значение в производственно-хозяйственной деятельности Акционерного общества.

Экологическая политика АО «СНПС-Актобемунайгаз» разработана и принята в полном соответствии со стратегией государства и устанавливает следующие задачи:

• Осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства Республики Казахстан и соблюдать требования международного законодательства и соглашений, регламентирующих деятельность нефтяных компаний.

• Изучать и внедрять новейшие достижения науки для рационального использования природных ресурсов, экономии энергии, минимизации уровня загрязнения атмосферы, воздуха и почвы.

• Проводить оценку воздействия на окружающую среду любой намечаемой хозяйственной деятельности, рассматривая альтернативные варианты и выбирая оптимальные с эколого-экономической точки зрения проекты.

• Контролировать экологические показатели своей деятельности с целью снижения воздействия на окружающую среду и повышения эффективности работы системы экологического менеджмента.

• Обеспечивать процесс непрерывного совершенствования природоохранных мер, периодически устанавливая и пересматривая целевые и плановые экологические показатели.

• Применять оборудование, отвечающее установленным Обществом требованиям.

• Стремиться к достижению уровня, соответствующего наилучшим показателям ведущих нефтяных компаний мира.

• Организовать программы обучения персонала с целью развития экологического мышления и самосознания, а также подготовку и повышение его квалификации с целью понимания личной ответственности за состояние окружающей среды и здоровья общества; включать результаты природоохранной деятельности в оценку всего персонала и поощрять в соответствии с результатами.

• Стремиться к установлению конструктивного диалога с органами власти, населением и общественными организациями, открыто информируя все заинтересованные стороны о деятельности Общества в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

• Требовать соблюдение всеми сотрудниками Общества и подрядчиками стандартов и норм, обеспечивающих безопасность для окружающей среды.

Экологическая политика АО «СНПС-Актобемунайгаз» является общедоступной для всех заинтересованных сторон.

В АО «СНПС-Актобемунайгаз» функции по контролю выполнения требований природоохранного законодательства и международного стандарта ISO 14001:2004 выполняет отдел охраны окружающей среды Департамента охраны труда, охраны окружающей среды и чрезвычайных ситуаций, находящийся в прямом подчинении у первого заместителя генерального директора.

Основу экологического менеджмента АО «СНПС–Актобемунайгаз», составляет использование следующих основных инструментов экологического мониторинга:

— экологический учет;

— экологический контроль;

— экологический аудит.

Экологический учет представляет собой систему регистрации и оценки экологических факторов в деятельности акционерного общества. Он основан на использовании специальной номенклатуры бухгалтерских счетов.

Результатом экологического учета является периодические итоговые отчеты по экологическим вопросам, для составления, которых на предприятии создана система экологического мониторинга, осуществляющая сбор и оценку специфических показателей нагрузки на окружающую среду.

Экологический контроль это наиболее простой и доступный элемент экологического менеджмента.

Эффективность экологического контроля достигнута в результате системы используемых показателей и их информационного обеспечения.

Экологический аудит в АО «СНПС–Актобемунайгаз» представляет собой инструмент, который включает в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей природной среды. Он нацелен на проверку выполнения предприятием экологических требований.

Главная цель экологического аудита заключается в приведении природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, внутренних документов и процедур, оптимизации использования природных ресурсов, уменьшении количества отходов и вредных выбросов. В процессе проведения экологического аудита выявляются узкие места во всех сферах деятельности, оказывающих в той или иной степени негативное воздействие на состояние окружающей природной среды, и содействие в его сокращении.

Неотъемлемой частью функционирующей в АО «СНПС-Актобемунайгаз» системы экологического менеджмента является идентификация экологических аспектов, возникающих на предприятии в процессе деятельности. Имеются различные методики решения этой задачи, но наилучшие из них связаны непосредственно с процессами, которые их и формируют. Пользуясь методикой, выявляются значимых аспекты, затем создаётся реестр значимых аспектов.

После выявления значимых аспектов, основной задачей является – управление аспектами, то есть удержание абсолютных величин значения этих аспектов в допустимых пределах и в последствии постоянное снижение этих значений, то есть улучшение. Для этих целей составляются программы мероприятий, с постановкой целей и задач. Согласно требованиям стандарта ИСО 14001:2004 проводится периодическая актуализация реестров аспектов, анализируются их актуальность не только в зависимости от изменения климатических, технологических, но и управленческих процессов.

Управление процессами, оценка их результативности, позволяет управлять воздействием на окружающую среду. Результативность и эффективность этого управления оценивается через сопоставление реальных действий в каждом процессе с задокументированными действиями. Документально оформленные процедуры (действия) должны соответствовать требованиям стандарта, а проверка соответствия цепочки: «действие – процедура – стандарт», осуществляется в рамках процесса внутреннего аудита, итогом которого является подготовка материалов для анализа со стороны руководства и принятия решения об улучшении деятельности предприятия в области экологического менеджмента.

Кроме того, система требует постоянной оценки подрядчика, оказывающего влияние на окружающую среду. Оценка работы подрядных организаций осуществляется комплексно и закреплена в договоре на приобретение услуг.