Паспорт сделки валютный контроль 2018

Добавить в «Нужное»

Обновление: 16 мая 2019 г.

Валютные операции российскими организациями и предпринимателями осуществляются с учетом определенных требований – приобретать (продавать) иностранную валюту и валютные чеки можно только в уполномоченных банках и только по документам, оформленным в соответствии с указаниями ЦБ РФ (ст. 6, ст. 11 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Порядок представления российскими компаниями (ИП) подтверждающих документов и информации при ведении валютных операций уполномоченным банкам определен в Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И. Одним из обязательных к представлению документов для валютного контроля до 1 марта 2018 года являлась справка о валютных операциях.

Справка о валютных операциях 2019

С 1 марта 2018 года справку о валютных операциях отменили. Справка о валютных операциях, инструкция по ее заполнению были утверждены инструкцией Центробанка РФ от 04.06.2012 № 138-И, но в связи с изданием Банком России Инструкции от 16.08.2017 № 181-И, отменяющей инструкцию ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, данный документ утратил силу.

В 2019 году оформлять справку о валютных операциях не нужно. Соответственно, вопросы о справке о валютных операциях (когда представляется в 2019 г., образец заполнения 2019, скачать бланк, сроки подачи справки о валютных операциях, корректировка справки о валютных операциях, непредоставление справки о валютных операциях – штраф) более не актуальны.

Банк России не только отменил справку о валютных операциях, но и внес ряд изменений в валютный контроль для организаций и предпринимателей.

Валютный контроль в 2019 году

Основные изменения с 1 марта 2018 года в валютном контроле приведем в виде таблицы:

Объект изменений Изменения с 1 марта 2018 года
Влияние суммы контракта на валютный контроль
  • импортные контракты на сумму 3 000 000 рублей и более подлежат учету в банке (п. 4.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • экспортные контракты на сумму 6 000 000 рублей и более подлежат учету в банке (п. 4.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • если сумма сделки 200 000 рублей и менее подавать документы в банк не нужно (п. 2.7, п. 2.15, п. 2.17 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Учет контрактов
  • паспорт сделки отменен, банк ставит на учет контракты, которым присваивается уникальный номер (п. 5.1, п. 5.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • срок регистрации контракта составляет 1 день (п. 5.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Справка о валютных операциях
  • справка о валютных операциях отменена (п. 1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Справка о подтверждающих документах
  • при совершении сделки на сумму более 200 000 рублей компания и ИП передает в банк документы, которые подтверждают совершившуюся сделку (п. 8.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • по состоявшейся сделке в банк представляется информация о виде кода операции (п. 2.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • справка о подтверждающих документах является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Ведение ведомости банковского контроля
  • банк сам формирует и ведет ведомость банковского контроля (п. 9.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
  • в контрактах должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (п. 1.1 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);
  • отсутствие в контрактах дат исполнения сторонами обязательств по договорам является поводом для отказа в проведении валютной операции (абз. 4 п. 5 ст. 23 Закона от 10.12.2003№ 173-ФЗ).

Справка о подтверждающих документах (образец заполнения)

В 2019 году справка о подтверждающих документах является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов и подается компанией (ИП) в уполномоченный банк в срок, не позднее 15-ти рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (или на документах были проставлены отметки представителями таможни) (п. 1.3, п. 8.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Скачать справку о подтверждающих документах можно .

Образец заполнения справки о подтверждающих документах можно скачать по ссылке.

Паспорт сделки (ПС) – документ, используемый для валютного контроля. При импорте банк, выполняющий функции агента валютного контроля, отслеживает поступление товара, выполнение работ или предоставление услуг за переведенные за рубеж деньги. При экспорте ПС позволяет удостовериться в поступлении валюты за вывезенные за границу товары, выполненные работы или предоставленные услуги. Такие ПС называются экспортно-импортными.

В случае, если товар не продается и не покупается, а обменивается по бартеру, то есть на другой товар, оформляется так называемый паспорт бартерной сделки.

Кроме того, существуют паспорта, в которых фиксируется получение кредитов от зарубежных контрагентов, а также предоставление займов иностранным организациям, -это паспорта сделки по кредитному договору.

ПС содержит сведения об участниках международного договора, их наименование, адреса, платежные реквизиты.

Экспортер или импортер оформляют ПС самостоятельно и передают два экземпляра документа в банк, который выступает в качестве агента валютного контроля. Представитель банка ставит на документ подпись и печать. Таким образом, финучреждение берет на себя роль валютного контролера по данному контракту. Первый экземпляр возвращается клиенту, второй остается в банке и вкладывается в досье по сделке. При этом кредитная организация выступает не только в качестве валютного контролера, но и осуществляет расчетное обслуживание контракта, то есть все платежи по договору проходят через нее.

Особый порядок оформления существует для бартерных сделок. В этом случае компания направляет в Управление уполномоченного Министерства торговли РФ по региону заявление по установленной форме, оригинал контракта, два экземпляра паспорта сделки, документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица и др. Полученное разрешение прикладывается впоследствии к документам, предоставляемым в банк.

Таким образом, ПС оформляется фактически при заключении любого вида импортного или экспортного контракта или кредита с международной организацией. Но есть и ряд случаев, когда этот документ оформлять не нужно.

Во-первых, когда с российской стороны выступает резидент – не юридическое лицо и не зарегистрированный предприниматель. Такая сделка не считается торговой операцией.

Во-вторых, если сделка совершается между нерезидентом и российской кредитной организацией. Например, банки при получении кредитов от иностранных организаций освобождены от оформления ПС.

В-третьих, не нужен он также любой организации или частному предпринимателю в том случае, если сумма платежа не превышает 5 тыс. долларов по курсу Центрального банка на день заключения контракта.

Юридическая база для оформления паспорта сделки состоит из трех документов.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Инструкция ЦБ РФ от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля»

3. Приказ ГТК РФ от 03 ноября 1993 года № 449.

C 1 марта 2018 года вступит в силу новая инструкция Банка России (далее — «Инструкция»), упраздняющая требование об оформлении паспорта сделки при заключении импортных и экспортных контрактов. Инструкция также упрощает порядок учета импортных и экспортных контрактов. Список необходимых для предоставления в уполномоченный российский банк документов сокращается, а обязанность по заполнению отчетной документации и учету таких контрактов возлагается на соответствующие банки.

Изначально планировалось, что Инструкция вступит в силу 1 января 2018 года, однако вступление в силу было перенесено на два месяца (Инструкция вступит в силу 1 марта 2018 года).

Инструкция заменяет инструкцию Банка России № 138-И от 4 июня 2012 года и развивает положения федеральных законов № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – «Закон о валютном контроле») и № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Оформление паспорта сделки больше не требуется, вместо этого внешнеторговый контракт должен быть поставлен на учет в уполномоченном российском банке

В соответствии с Инструкцией банк должен формировать данные по внешнеторговым операциям резидентов в иностранной валюте и в рублях, а также нерезидентов в рублях, путем учета договоров, на основании которых такие операции проводятся.

Учету подлежат договоры, сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов – 6 млн. рублей.

Для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер, являющийся стороной по такому контракту, обязан предоставить в свой уполномоченный банк:

  • сведения об экспортном контракте (вид, номер, валюта контракта, сумма и дата завершения исполнения обязательств по контракту, а также реквизиты контрагента-нерезидента.); либо
  • сам экспортный контракт (выписку из него, содержащую сведения об экспортном контракте, указанные выше).

Резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору с кредитором-нерезидентом, для постановки на учет импортного контракта или кредитного договора должен предоставить в свой уполномоченный банк такой импортный контракт или кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора)).

Банк должен поставить на учет внешнеторговый контракт (кредитный договор) на следующий рабочий день после предоставления указанных документов и присвоить таким договорам уникальный номер. Одновременно с присвоением уникального номера внешнеторговому контракту (кредитному договору) банк должен сформировать ведомость банковского контроля.

Предоставление резидентами документов для проведения валютных операций

Если ранее при проведении валютных операций требовалось предоставлять справку о валютных операциях, то теперь это требование упразднено. Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет или при списании валюты с расчетного счета в иностранной валюте должен предоставить в свой уполномоченный банк документы, связанные с проведением операции (перечень таких документов установлен в части 4 статьи 23 Закона о валютном контроле и включает в себя, помимо прочих, документы о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций и т.п.). Если сумма обязательств по договору, на основании которого проводится соответствующая операция, не превышает 200 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте, то резиденту достаточно сообщить банку информацию о коде и наименовании вида операции. Инструкция также устанавливает случаи, когда резидент не обязан предоставлять документы для проведения валютных операций или информацию о коде вида операции. Например, предоставление документов или сообщение о коде вида операции не потребуется при списании денежных средств в рублях или иностранной валюте с расчетного счета резидента путем прямого дебетования с согласия резидента.

Паспорта сделок, оформленные до вступления Инструкции в силу

Паспорта сделок, которые на 1 марта 2018 года не закрыты, признаются закрытыми без проставления уполномоченным российским банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля. Номер такого паспорта сделки считается уникальным номером контракта (кредитного договора) для целей учета, и в дальнейшем обслуживается банком в соответствии с Инструкцией. Если на 1 марта 2018 года в банке на проверке находятся документы и информация для оформления паспорта сделки, банк должен снять с учета или поставить на учет контракт (кредитный договор), паспорт сделки по которому оформлялся, в соответствии с Инструкцией и на основании уже предоставленных документов.

Рекомендации

Несмотря на очевидную дальнейшую либерализацию порядка расчетов по внешнеторговым сделкам, отсутствие практики толкования и применения новых норм (например, в отношении объема информации по внешнеторговому контракту или кредитному договору, которую необходимо предоставлять в уполномоченный российский банк) мы рекомендуем при проведении расчетов по импортным или экспортным контрактам и кредитным договорам заранее обговаривать с банком список документов, необходимых банку для постановки соответствующих контрактов и договоров на учет, так как несоблюдение предписанных процедур ведет к административной ответственности клиента банка в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции.

Формы и методы валютного контроля

Понятие формы валютного контроля как «способа объединения соответствующих органов и учреждений для целей валютного контроля» в юридический оборот ввел И.В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких форм:

— наличие учреждений (органов), в сферу компетенции которых входят общие для них направления валютного контроля;

— выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с другом, осуществляемом на постоянной основе;

— распределение функций между взаимодействующими органами в рамках единых направлений валютного контроля;

— использование специфических методов валютного контроля.

Таким образом, под формой валютного контроля следует понимать специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций Терещенко Е.А. Правовое регулирование валютного контроля // Материалы XLIX Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 16-20 апреля 2011 г.: Государство и право. 2011. — С.121-122..

Метод валютного контроля — это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополни­тельные.

Основные методы валютного контроля — наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля — обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

Дополнительные методы валютного контроля — запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов) Новикова И.П. Финансово-правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля // Государство и право. 2010. № 10. С. 99- 100..

Выделяют три основные организационно-правовые формы валютного контроля:

правительственная форма валютного контроля — осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:

а) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;

б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля — наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта;

Общая форма валютного контроля — осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ — Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля — проведение проверок.

Специальная форма валютного контроля — осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках данной формы можно выделить:

а) банковский валютный контроль — осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;

обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;

требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, — проведение проверок, уполномоченными банками — наблюдение.

Ревизия — изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.

Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:

документальный контроль (формальная и арифметическая проверка финансовых документов; юридическая оценка отраженных документах финансово-хозяйственных операций; логическая проверка возможности проведения документально оформленных финансово- хозяйственных операций);

фактический контроль — все те контрольные действия, которые направлены на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре: инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, — проведение проверок, уполномоченными банками — наблюдение;

б) таможенный валютный контроль — осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля — наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр и т.д.

в) налоговый валютный контроль — осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции. Основной метод налогового валютного контроля — проведение проверок;

г) валютный контроль на рынке ценных бумаг — осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг — Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами — валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг — наблюдение.

По способу организации контрольных мероприятий валютный контроль можно классифицировать на дистанционный (документальный) и контактный. Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым валютным операциям. Он является основным способом организации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредственно на подконтрольном объекте.