П 4 ФЗ 44

Содержание

Главная → Статьи → Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

Каковы требования к банковской гарантии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

Общие требования к банковской гарантии

Общие требования к банковской гарантии, которая представляет собой разновидность независимой гарантии, установлены параграфом 6 главы 23 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 368 ГК РФ банковская гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить ее условия и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.

В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в банковской гарантии должны быть указаны:
– дата выдачи;
– принципал;
– бенефициар;
– гарант;
– основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
– денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
– срок действия гарантии;
– обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) установлены дополнительные требования к банковским гарантиям, которые предоставляются заказчику в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контрактов (далее также – банковские гарантии).

Требования, предъявляемые к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Банковская гарантия должна быть безотзывной (ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Дополнительными требованиями (далее – Дополнительные требования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 (далее – Постановление № 1005), установлено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. При оформлении банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах все листы банковской гарантии должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и скреплены печатью банка (п. «в” Дополнительных требований).

Согласно ч.ч. 8, 8.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, должны быть включены либо в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо (если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну) в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Условия, подлежащие включению в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ

Банковская гарантия должна содержать условия, перечисленные в ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, а также предусмотренные п. «а” Дополнительных требований.

В соответствии с названными нормами в банковскую гарантию обязательно включаются:
– сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ случаях, или сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта (банка) по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 4 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (абзац второй п. «а” Дополнительных требований);
– право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом гаранта (банка) (абзац третий п. «а” Дополнительных требований);
– условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант (банк) (абзац четвертый п. «а” Дополнительных требований);
– установленный Постановлением № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, абзац пятый п. «а” Дополнительных требований);
– в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Как указано в Постановлении № 1005, бенефициар (заказчик) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – требование по банковской гарантии) направляет гаранту (банку) следующие документы:
– расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
– платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром (заказчиком) аванса принципалу (поставщику, подрядчику, исполнителю), с отметкой банка бенефициара (заказчика) либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса) (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17 декабря 2014 г. № Д28И-2840);
– документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
– документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Соответственно, именно этот перечень документов включается в банковскую гарантию на основании п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и абзаца пятого п. «а” Дополнительных требований.

Условия, которые запрещается включать в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ

Такие условия предусмотрены ч. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и п. «б” Дополнительных требований.

На основании этих норм недопустимо включать в банковскую гарантию:
– требование о представлении заказчиком гаранту (банку) судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– положения о праве гаранта (банка) отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту (банку) заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством РФ) (абзац второй п. «б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) отчета об исполнении контракта (абзац третий п. «б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в Перечень (абзац четвертый п. «б” Дополнительных требований).

Ответ подготовил: Баркова Лилия, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Положение о контрактной службе

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУДОД МШ №1

Им. В.И. Сафонова

________________ И.В. Собиева

» 01 » 09 2014г.

ПОЛОЖЕНИЕ (РЕГЛАМЕНТ)

о контрактном управляющем

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №1 им. В.И. Сафонова

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение (регламент) (далее – Положение) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактного управляющего при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МБОУДОД ДМШ №1 им. В.И. Сафонова

( далее Учреждение) , в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.

1.2. Контрактный управляющий в своей деятельности руководствуется:

Конституцией Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

иными нормативными правовыми актами;

настоящим Положением.

1.3. Основными принципами деятельности контрактного управляющего при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения нужд Учреждения являются:

— профессионализм — обладанием теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в целях осуществления своей деятельности на профессиональной основе;

— открытость и прозрачность — свободный и безвозмездный доступ к информации о совершаемых действиях, направленных на обеспечение муниципальных нужд Учреждения , в том числе способах осуществления закупок и их результатах. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

— эффективность и результативность — заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения нужд Учреждения

1.4. Понятия, термины и сокращения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.5. Информация, указанная в настоящем Положении, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.

II. Порядок назначения контрактного управляющего.

2.1. Возложение исполнения функций и полномочий, освобождение от исполнения функций и полномочий контрактного управляющего устанавливается приказом директора Учреждения.

2.2. Работник, исполняющий функции и полномочия контрактного управляющего должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. (До 1 января 2016 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.)

2.3. Контрактным управляющим не может быть физическое лицо, лично заинтересованное в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также которое является непосредственно осуществляющим контроль в сфере закупок должностным лицом органов, уполномоченных на осуществление такого контроля.

III. Функции и полномочия контрактного управляющего.

3.1. Контрактный управляющий осуществляет следующие функции и полномочия:

3.1.1. Разрабатывает план закупок;

3.1.2. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок;

3.1.3. Размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

3.1.4. Разрабатывает план-график;

3.1.5. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график,

3.1.6. Размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3.1.7. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3.1.8. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок;

3.1.9. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов;

3.1.10. Осуществляет подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

3.1.11. Обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

3.1.12. Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3.1.13. Осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы;

3.1.14. Организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3.1.15. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.2. В целях реализации функций и полномочий, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, контрактный управляющий обязан:

3.2.1. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящего Положения;

3.2.2. Не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.3. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

3.2.4. Не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) процедур закупок, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.5. Соблюдать иные обязательства и требования, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.2.6. При необходимости привлекать к своей работе экспертов, экспертных организаций в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами;

IV. Ответственность контрактного управляющего

4.1. Действия (бездействие) контрактного управляющего могут быть обжалованы в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в контрольный орган в сфере закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

4.2. Контрактный управляющий, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также положений настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Контрактный управляющий, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть отстранен от исполнения возложенных функций и полномочий по решению директораУчреждения.

При осуществлении закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) государственный заказчик в проект договора включил раздел «Гарантийные обязательства».
Обязан ли государственный заказчик включать в проект договора, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, условия об обеспечении исполнителем этих гарантийных обязательств?

8 октября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заказчиком требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта может не устанавливаться.

Обоснование вывода:
По общему правилу ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ приведен перечень случаев, в которых заказчик устанавливать требование обеспечения исполнения контракта вправе, но не обязан. К этому перечню отнесены и случаи осуществления закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Также следует отметить, что в силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в числе обязательных условий, подлежащих включению в контракт, названы условия о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с ч. 4 ст. 33 указанного Закона требований к их предоставлению. В то же время часть 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ позволяет заказчику при заключении контракта в перечисленных в данной норме случаях, в числе которых указан и случай закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого закона, не применять к соответствующему контракту требования ч.ч. 4-9, 11-13 ст. 34 этого Закона. Данная норма позволяет заключать контракт на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 этого Закона в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. То есть такие контракты могут заключаться не только путем составления и подписания сторонами единого документа («договора»), но и, например, путем обмена документами, принятия письменного предложения заключить договор в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ), а также в устной форме (п. 2 ст. 161 ГК РФ) (письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минфина России от 31.07.2014 N 02-02-04/37921).
Соответственно, в случае закупки у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, даже при включении в контракт (договор) условия о гарантийных обязательствах, заказчик вправе не устанавливать в таком контракте (договоре с единственным поставщиком) требование об обеспечении его исполнения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Найти закупки

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Появится в 2020 году

  • Электронное актирование и приемка.
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Защита прав потребителей услуг связи

В современном цифровом обществе сложно представить себе человека, который не пользовался бы услугами связи. По этой причине актуализируется вопрос надлежащего оказания услуг связи потребителям, то есть гражданам, которые пользуются связью для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В договоре предоставления услуг связи потребитель является экономически менее обеспеченной стороной и, как правило, не может самостоятельно влиять на условия заключаемого с ним договора, поэтому законодательством для данной категории граждан предусмотрены дополнительные права и гарантии.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим порядок оказания услуг связи в Российской Федерации, является Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Однако это далеко не единственный акт своего рода – для отдельных видов связи предусмотрен специальный порядок регулирования (см. ниже список рекомендуемых к ознакомлению нормативных правовых актов). Также на потребителей услуг связи в полном объеме распространяются положения Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с действующим законодательством потребитель услуг связи наделяется целым рядом прав и гарантий:

1. Право передать сообщение связи, отправить почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств, получить сообщение электросвязи, почтовое отправление или почтовый перевод денежных средств либо отказаться от их получения, а также пользоваться иными установленными настоящим Федеральным законом правами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 62 Федерального закона «О связи»).

2. Право на получение необходимой и достоверной информации относительно оказываемых услуг связи (п. 2 ст. 62 Федерального закона «О связи» и ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»), в том числе, право на получение информации относительно изменения тарифов на услуги не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов через сайт оператора связи в Интернете либо по заявлению пользователя на его электронную почту (пп. «в» п. 31 Правил оказания услуг связи по передаче данных).

3. Гарантия тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, за исключением случаев, предусмотренных законом – например, при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 63 Федерального закона «О связи»).

4. Запрет на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а также право потребителя отказаться от оплаты навязанных услуг (услуг, предоставленных без согласия) телефонной связи, либо право на возмещение их стоимости в случае их предварительной оплаты (п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», а также пп. «б» п. 26 Правил оказания услуг телефонной связи).

5. Гарантия, связанная с обязательным наличием между потребителем и оператором подвижной радиотелефонной (мобильной) связи письменного договора, заключаемого только в помещении оператора мобильной связи, либо в оборудованных на то торговых местах и зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности, либо в торговых залах, а также транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов (п. 1 ст. 44 Федерального закона «О связи»).

6. Возможность сменить оператора мобильной связи с сохранением абонентского номера при условии погашения задолженности и заключения нового договора с другим оператором мобильной связи (п. 4 ст. 44 Федерального закона «О связи»).

7. Возможность предоставлять абоненту мобильной связи контентные услуги (услуги, направленные на повышение потребительской ценности услуг связи, включающие в себя предоставление справочной, развлекательной информации, участие в голосованиях, играх и др.) только после получения его согласия (п. 5 ст. 44 Федерального закона «О связи»).
Помимо этого, потребитель наделяется и другими правами – правом на односторонний отказ от исполнения договора, правом требовать безвозмездного устранения возникших неполадок, в том числе возможностью потребовать возмещения убытков, возникших в ходе самостоятельного (или с помощью третьих лиц) устранения недостатков, и так далее (см. Закон «О защите прав потребителей»).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи условий договора, заключенного с потребителем услуг, последний обязан соблюсти обязательный досудебный порядок предъявления претензии. То есть абонент не вправе обращаться сразу в суд, не попытавшись урегулировать свой спор с оператором. Отметим, что в Законе установлены сроки, в течение которых потребитель должен подать претензию:

✓ в течение 6 месяцев со дня оказания услуг связи, отказа в ее оказании или выставления счета за оказанную услугу – по вопросам ненадлежащего оказания услуг в области электросвязи;

✓ в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или перевода – по вопросам, связанным с ненадлежащим оказания почтовых услуг (кроме телеграмм – см. ниже);

✓ в течение 1 месяца со дня подачи телеграммы – по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением текста телеграммы.

В претензии указывается информация о возникших проблемах, а при наличии ущерба – указывается соответствующее требование и размеры ущерба. К претензии прикладывается либо копия договора об оказании услуг связи, либо иные документы, подтверждающие факт заключения договора (квитанция, опись вложения и т.д.). В случае, если возникшая проблема связана с оплатой услуг связи, рекомендуется предварительно изучить детализацию счета за период, в который, по мнению потребителя, произошло нарушение его прав .

Оператор обязан рассмотреть изложенные требования в срок не более 30 дней . Исключение составляют только те претензии, которые связаны с оказанием услуг междугородной и международной телефонной связи, а также с обеспечением абоненту возможности пользоваться услугами сотовой связи за пределами территории Российской Федерации. Речь идет об услугах, оказываемых другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг сотовой связи не заключен. Для подобных претензий срок рассмотрения обращения составляет 60 дней со дня ее регистрации. После рассмотрения претензии или истечения срока на рассмотрение претензии потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Отметим, что потребитель имеет право на получение помощи профессиональных организаций, специализирующихся на защите прав потребителей (абз. 9 п. 2 ст. 45 Федерального закона «О защите прав потребителей»).

Потребитель вправе выбрать суд, в который он желает обратиться с иском – либо по месту нахождения организации-ответчика, либо по месту своего жительства, либо по месту заключения договора или же по месту нахождения филиала/представительства организации-ответчика (ст. 17 Федерального закона «О защите прав потребителей»). Обращаем внимание, что дела, в которых сумма иска составляет менее 50 тысяч рублей, рассматриваются мировыми судьями; все остальные дела, в том числе дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, нарушение права на получение информации), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и ст.ст. 23, 24 Гражданского процессуального кодекса РФ). При обращении в суд по делам о защите прав потребителей истец освобождается от уплаты государственной пошлины (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Потребитель вправе также потребовать в судебном порядке компенсировать причиненный ему моральный вред (ст. 15 Федерального закона «О защите прав потребителей»), однако факт причинения такого вреда необходимо доказать. Помимо этого, в судебном порядке с оператора связи можно взыскать неустойку в случае, когда оператор нарушил сроки исполнения отдельных услуг, связанных с обслуживанием абонента-потребителя – 3% в день от цены оказания услуги либо от общей цены заказа (п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»). К примеру, при несвоевременном возврате денежных средств при закрытии лицевого счета за каждый день просрочки с оператора можно будет взыскать 3% от суммы, имеющейся на счете.

Операторы связи заинтересованы в том, чтобы уладить вопрос в досудебном порядке, так как обращение в суд для них может обернуться дополнительными расходами: в случае удовлетворения судом требований потребителя придется выплатить ему еще и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы за неудовлетворение требований в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»), также истцу возмещаются судебные расходы, связанные с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса).

Правовые акты

Правовые акты, регулирующие в целом оказание потребительских услуг

Гражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Устанавливает основные положения, касающиеся исполнения обязательств, а также заключения, изменения, расторжения договоров (раздел 3).

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. Регулирует общие положения, касающиеся предоставления услуг (глава 39), указывает на условия присуждения потребителю компенсации морального вреда (§ 4 главы 59).

О защите прав потребителей закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1. Устанавливает основные права и гарантии потребителям, в том числе и потребителям услуг связи.

Правовые акты, регулирующие в целом оказание услуг связи

О связи федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ. Устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории РФ и на находящихся под юрисдикцией РФ территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Правовые акты, регулирующие оказание услуг различными видами связи

О почтовой связи: федеральный закон от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ. Устанавливает наиболее существенные особенности осуществления услуг почтовой связи.

Почтовые правила приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 г. Применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О почтовой связи» и Правилам оказания услуг почтовой связи.

Правила оказания услуг почтовой связи приказ Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 г. № 234. Регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

Правила оказания телематических услуг связи утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. № 575. Регулируют отношения между абонентом услуг связи и операторами связи по поводу предоставления услуг доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе к сети Интернет.

Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 785. Регулируют отношения между абонентом или вещателем и оператором связи, оказывающим услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, в случае заключения возмездного договора об оказании услуг связи для целей кабельного и (или) эфирного телерадиовещания.

Правила оказания услуг связи по передаче данных утв. постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. № 32. Регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи, с другой стороны, при оказании услуг связи по передаче данных.

Правила оказания услуг связи проводного радиовещания утв. постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 г. № 353. Регулируют отношения между гражданином или юридическим лицом и оператором связи при оказании услуг связи проводного радиовещания.

Правила оказания услуг телеграфной связи утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 222. Регулируют отношения между гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и операторами связи, оказывающими услуги телеграфной связи в сети связи общего пользования.

Правила оказания услуг телефонной связи утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342. Регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.

Адрес полной версии этой страницы: Портал Правительства Омской области