Ответ прокуратуре на запрос, образец

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 57 ГПК РФ с комментариями)

1. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются или вручаются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

2. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне обязательный для исполнения запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

3. Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса.

4. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду.

Комментарий к статье 57 ГПК РФ. Представление и истребование доказательств

Статья 57 ГПК РФ устанавливает порядок истребования органом правосудия доказательств по рассматриваемому гражданскому спору, получить которые одна или обе из сторон самостоятельно не могут. Предоставление значимых документов, показаний и экспертных оценок, входящих в состав доказательств необходимых суду для справедливого разрешения спора сторон, является обязанностью участников процесса, выступающих в качестве истца или ответчика и заинтересованных в том, чтобы осветить все значимые моменты конфликта интересов.

Тем не менее, исходя из содержания статьи 56 ГПК РФ орган правосудия самостоятельно определяет, имеющие значимость для рассматриваемого дела, доказательства и назначает сторону, которая должна их предоставить или любого другого субъекта гражданских взаимоотношений, даже не являющегося участником рассмотрения данного иска. С момента получения организацией, частным лицом или органом федеральной власти ходатайства от суда они вовлекаются в разбирательство, а удовлетворение требования органа правосудия становится для них обязательным, на основании статьи 13 ГПК РФ, устанавливающей, в том числе, ответственность за неисполнение законных требований.

Участники судебного разбирательства, не способные самостоятельно получить необходимые подтверждения правоты, отстаиваемой ими точки зрения, в силу противодействия оппонента или необходимости судебного запроса, могут обратиться к судье с письменным заявлением, в котором в развернутом виде указывается обоснованность истребования доказательств и объясняются причины невозможности их сбора без судебного постановления (ходатайство об истребовании доказательств). Обоснованные требования удовлетворяются органом правосудия, оформляются в виде решения суда и передаются участнику процесса, сделавшему запрос или, направляются напрямую держателю доказательств, который должен передать их курьеру или самостоятельно в течение 5 дней предоставить в суд. Затраты на получение необходимых подтверждающих материалов при судебном запросе, согласно статье 96 ГПК РФ, несет федеральный бюджет.

В отличие от субъектов гражданских отношений, не являющихся спорящими сторонами и обязанными предоставлять данные по запросу суда, истец и ответчик могут уклоняться без последствий от исполнения требований органа правосудия, который рассматривает подобное поведение, как доказательство правоты лица, сделавшего запрос. Невозможность привлечения сторон разбирательства к ответственности за уклонение от предоставления доказательств является недоработкой статьи 57 ГПК РФ, требующей корректировки Кодекса.

Дополнительный комментарий к ст. 57 ГПК РФ

Если в ст. 56 провозглашается обязанность доказывания и указываются субъекты этой обязанности, то в статье 57 ГПК РФ закрепляется процессуальный механизм реализации этой обязанности и восполнительной по отношению к лицам, участвующим в деле, деятельности суда. В ст. 57 ГПК РФ определяются конкретные процессуальные действия, с помощью которых исполняется обязанность по доказыванию и указываются действия суда по наполнению дела необходимыми доказательствами в интересах правильного разрешения дела.

В статье 57 ГПК РФ закреплена функция по представлению доказательств за лицами, участвующими в деле. Эта функция является основополагающей для сторон, других заинтересованных лиц и выступает в качестве гарантии принципа состязательности.

Функция истребования доказательств в случае их недостаточности для правильного разрешения дела и затруднительности получения самими сторонами, представителями осуществляется судом.

Суд предлагает представить дополнительные доказательства в случае их недостаточности не любому субъекту доказывания, а тому, на котором лежит обязанность доказывания (см. комментарий к ст. 56 ГПК).

Существует несколько способов оказания содействия сторонам в собирании доказательств по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей:

  1. передача запроса суда на руки заинтересованной стороне для получения доказательства и доставки его в суд;
  2. истребование письменных, вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей непосредственно от лиц, участвующих в деле или не участвующих в нем;
  3. назначение эксперта(ов) в стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в стадии разбирательства;
  4. осмотр на месте;
  5. судебное поручение.

В ходатайстве об истребовании доказательств судом требуется обозначить истребуемое доказательство (доказательства). Термин «обозначить» доказательство следует понимать как краткое описание доказательства, указание его вида, характерных признаков и места нахождения. Например, если требуется потребовать из организации подлинный приказ об увольнении или его копию, то истец должен обозначить этот приказ, т.е. указать в ходатайстве, какого числа, месяца, года издан приказ, наименование организации, из которой истребуется приказ, должностное лицо, подписавшее приказ.

В ч. 3 ст. 57 ГПК установлена обязанность посторонних лиц представлять имеющиеся у них доказательства в суд после получения запроса судьи либо давать суду информацию о невозможности исполнения запроса с обоснованием причин. Эта норма применяется только в отношении должностных лиц и граждан, не участвующих в деле. К сторонам, удерживающим у себя доказательства и не представляющих их суду, применяется иная норма, содержащаяся в ст. 68 ГПК РФ.

Часть 3 статьи 57 ГПК РФ корреспондирует с ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», в которой говорится: «Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации».

Санкции за неисполнение обязанности по представлению доказательств

В ст. 57 ГПК РФ в качестве санкции за неисполнение обязанности по представлению доказательств или информации о причинах неисполнения запроса судьи установлен штраф, т.е. денежное взыскание. Его нельзя рассматривать как административную санкцию, поскольку между судом и лицами, не участвующими в деле, не возникают административные отношения. Тем не менее правовая идея об исходных данных для исчисления штрафа, различных размерах штрафа, налагаемого на должностных лиц и граждан, взята из ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Количество случаев наложения штрафа за неоднократное неисполнение запроса суда о предоставлении доказательств без уважительных причин в ч. 4 статьи 57 ГПК РФ не ограничено.

Достаточно часто, субъекты хозяйствования получают запросы от правоохранительных органов, органов Антимонопольного комитета Украины и других о предоставлении информации и документов, но далеко не каждый предприниматель знает: правомерен ли данный запрос? как правильно составить ответ на запрос? санкции за не предоставление ответа на запрос?

В законодательстве четко установлена норма, которая дает право Национальной полиции Украины, ее территориальным органам и структурным подразделениям подавать запросы на получение информации, документов и других материалов у субъектов хозяйствования.

С какой целью, на каких основаниях органы полиции могут направить запрос?

Запросы на получение информации органами полиции могут направляться на предприятие в следующих случаях:

  1. во время проведения оперативно-розыскных действий для выяснения необходимой информации;
  2. при сборе доказательств (запрос может направлять следователь в рамках уголовного производства).

Как правильно ответить на запрос полиции?

Во-первых, при получении вышеуказанного запроса необходимо проверить законность оснований его направления. Так, при наличии оснований для проведения оперативно-розыскных действий (ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности») органы полиции могу направить на Ваше предприятие запрос.

Во время сбора доказательств, следователь может направить запрос на получение информации и документов, которые не охраняется законом и на получение которых владелец предоставит добровольное согласие.

В случае если органам полиции необходимо получить конфиденциальную или коммерческую информацию, то вместе с запросом должно направляться и решение следователя о временном доступе к вещам и документам (в нем должно быть указано точный перечень вещей и документов, к которым предоставляется доступ).

Во-вторых, необходимо проверить правильность составления запроса органами полиции. Запрос должен содержать следующие реквизиты: быть составленным на бланке органа, который его посылает; должен включать в себя общее описание запрашиваемой информации; а также обязательны — дата, подпись и печать органа полиции (руководителя), от которого направлен запрос.

В-третьих, в законодательстве четко закреплено право органов полиции направлять запросы и истребовать информацию, документы и вещи (при наличии законодательных оснований на это). Однако нормы законов не установили прямую обязанность предпринимателей и предприятий предоставлять информацию (документы, материалы), запрашиваемые органами полиции. Итак, исходя из вышеизложенного, субъекты хозяйствования не обязаны предоставлять ответ на запрос полиции.

На практике, довольно часто информация, которую потребуют органы полиции, является одним из основных доказательств по конкретному делу. В таком случае, если предприниматель добровольно не предоставит запрашиваемую информацию, ее могут изъять в процессе обыска или временного доступа к вещам и документам (по нормам уголовно-процессуального законодательства).

Итак, если субъект хозяйствования все же получил запрос от органа полиции, он может выбрать один из следующих вариантов:

1) Добровольно предоставить информацию, которая запрашивается.

2) Предоставить ответ-отказ с обоснованием (например, что информация является коммерческой).

3) Предоставить информацию, документы или материалы во время временного доступа или обыска органами полиции (при наличии постановления следователя).

В любом случае нет обязанности у предприятий предоставлять информацию на запросы органов полиции, однако в ответе-отказе следует подчеркнуть готовность к дальнейшему сотрудничеству с правоохранительными органами. Также, одним из достаточно больших плюсов предоставления запрашиваемой информации добровольно является то, что субъект хозяйствования самостоятельно решает объем информации, которую он предоставит. О чем нельзя утверждать во время принудительного истребования документов, материалов и информации (обыск или временный доступ).

ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Получив повестку о вызове в прокуратуру, письменный запрос о предоставлении информации (документов), представление прокурора не лишним будет вспомнить ст. 185-8 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение немалых штрафов на должностных лиц за невыполнение законных требований прокурора и уклонение от прибытия по вызову в прокуратуру.
Впрочем, далеко не всегда прокуроры ставят субъектам хозяйствования требования, соответствующие действующему законодательству.
В любом случае, советуем не игнорировать требования прокуратуры и перед тем, как начать с ней общение или переписку, с целью эффективной защиты интересов предприятия и его должностных лиц, учредительных, уставных и бухгалтерских документов, коммерческой тайны, информации с ограниченным доступом, а также избежания юридической ответственности, рекомендуем обратиться к специалистам ЮК «Правовая помощь», которые имеют значительный практический опыт в сопровождении прокурорских проверок.
Также, при получении письменного запроса прокуратуры о предоставлении информации (документов), советуем обратить внимание на соблюдение прокурором положений ч. 3 ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре», предусматривающей направление вместе с прокурорским запросом постановления об основаниях проверки с указанием обоснованности необходимости получения информации (документов). Не допускается проведение проверки без предоставления копии указанного постановления представителю предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, физическому лицу-предпринимателю.
Таким образом, при получении запроса прокурора не лишним будет поинтересоваться — путем направления соответствующего письменного обращения запрашивающему — наличием постановления и попросить прокурора отправить на свой адрес его копию.
Актуальным является вопрос соблюдения прокурорами законодательства о защите персональных данных при отправке запросов и, собственно, проведении проверок. В этом случае, при запрашивании органами прокуратуры информации, содержащей персональные данные, советуем воспользоваться рекомендациями Государственной службы Украины по вопросам защиты персональных данных.
Также стоит отметить, что до недавнего времени дискуссионным был вопрос о возможности обжалования представления прокурора в судебном или ином порядке. По этому поводу административными судами уже сформирована практика, которая сводится к тому, что представление прокурора, как акт прокурорского реагирования на выявленные им нарушения, не является решением субъекта властных полномочий, который имеет обязательную силу для выполнения, и не влечет возникновение последствий для субъектов публично-правовых отношений иных, чем обязанность соответствующего органа его рассмотреть. Таким образом, представление прокурора является актом индивидуального действия в понимании статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины и не может быть предметом административного спора, а обжалованию подлежит только решение субъекта властных полномочий, принятое по результатам рассмотрения соответствующего представления.
Поэтому, в открытии производства по административным делам по искам о признании незаконным представления прокурора суды отказывают.
Образцы актов прокурорского реагирования (постановления, представления) Вы можете найти в сети Интернет, в то же время, унифицированной формы письменного ответа на постановление и представление не существует из-за разнообразия хозяйственной деятельности Клиентов, которой могут заинтересоваться органы прокуратуры.